Введение 3
Раздел 1. Основные особенности теологии суфизма. Суфийские ордена
8
Раздел 2. Зикр и его место в религиозных практиках суфиев 15
Раздел 3. Возникновение и распространение суфизма в Поволжье.
Проблема датировок 24
Раздел 4. Основные особенности Поволжского суфизма 35
Раздел 5. Динамика развития зикра как религиозной практики у суфиев
Поволжья 39
Заключение 42
Список использованной литературы 45
Актуальность данной темы прежде всего заключается в том, что в современном обществе особенно ярко проявляется многообразие религиозных объединений, которые привлекают все больше последователей. Человек, испытывая на себе воздействие со стороны общества и власти, стремится к поиску ориентиров внутри себя, погружаясь в эзотерические, мистические или оккультные учения. С помощью этого он пытается перейти от привычных знаний к духовному центру самого себя, устанавливая контакт с иной реальностью. Объясняется это стремлением человека к философскому самоопределению. Поэтому изучение является актуальным на сегодняшний день - как и его влияние на каждую личность отдельно, так и на духовную атмосферу общества в целом. Есть много разных точек зрения по поводу влияния суфизма, и в частности, зикра на человека. Если рассматривать одну из них, то там сущность мистических переживаний суфиев отклоняется от общепринятых норм, что, казалось бы, говорит о потенциальной опасности исламского мистицизма. Тем более, когда идет активное распространение данного течения. Однако, как оказалось, совсем противоположный взгляд на проблему раскрывает мистицизм как процесс, естественно протекающий внутри личности. Здесь и возникает необходимость глубокого изучения духовной и психологической природы переживаний суфиев. Ну и, определение места данного течения в мусульманской культуре. Кроме того, рассмотрение суфизма в контексте истории предполагает приблизительное прогнозирование перспектив развития этого явления, что позволит выявить определённую государственную политику по отношению к суфийским объединениям. Следовательно, научный взгляд на разные стороны мусульманского мистицизма представляет собой теоретический и практический интерес для религиоведческой науки. К тому же, в век религиозной нетерпимости, изучение зикра, как к самой непонятной, но в то же время, сильной практики суфизма, будет полезным для общества. Саму практику зикра выделяют среди остальных религиозных практик суфизма. Поэтому данной теме посвящено множество работ зарубежных и отечественных авторов. Кто-то рассматривает суфизм в рамках исламского течения, кто - то считает суфизм отдельным направлением. Поэтому актуальным является именно сам феномен суфизма. Зикр как религиозная практика всегда поддавался строгой критике со стороны общества.
Анализ степени научной разработанности темы исследования. Анализ развития зикра на территории Поволжья может проследить в работах Хисматуллина . Она рассматривал зикр в рамках конкретного ордена. Также тема религиозных практик в суфизме, непосредственно сам зикр и протекание религиозной жизни суфиев на территории Поволжья были изучены во многих работах как отечественных, так и зарубежных авторов. Например, можно выделить таких авторов, как А. Смирнов , А. Кныш , М. Казымбек , В. Алексеев , А. Али - заде . Али - заде в словаре терминов раскрыл большое количество суфийских понятий, систематизировал их в отдельную книгу. Большинство работ приведенных выше авторов посвящено теме религиозных практик именно на территории Поволжья, что позволяет на базе его литературы проанализировать зикр на заданной территории.
Таким образом, изучив работы приведенных выше авторов, можно проследить анализ развития зикра на территории Поволжья в 17 - 20 веках.
Объектом нашего исследования является религиозная практика суфизма. Предметом нашего исследования является является зикр в суфизме Поволжья
Цель данной работы - проследить динамику развития зикра в суфизме Поволжья.
Исходя из этого, были поставленные следующие задачи:
- выявить основные особенности теологии суфизма, рассмотрев это на примере суфийских орденов;
- рассмотреть понятие зикра, изучить его роль в религиозных практиках;
- изучить историю возникновение и распространение суфизма в Поволжье;
- выявить основные особенности Поволжского суфизма;
- проследить динамику развития зикра как религиозной практики у суфиев Поволжья.
Теоретико - методологическая основа исследования: В исследовании использовался исторический метод при исследовании истории поволжского суфизма рубежа XVII-ХХвеков. Компаративный (сравнительный) метод при изучении различных практик зикра в различных суфийских орденах. Кроме того в работе применялись герменевтический метод при описании и объяснении специфики практик зикра, а именно, метод герменевтического круга Ф. Шлейермахера. Помимо этого, для исследования религиозных практик суфиев была использована теория практик П. Бурдье
Источниковая база исследования. Наше исследования опиралось на тексты суфиев 17 - 20 веков, на тексты исследователей области религиозных практик в суфизме, на работы авторов Поволжского региона. Также в работе были использованы некоторые положения Священной книги мусульман - Корана.
Научная новизна исследования.
1. В работе проведен анализ зикра как религиозной практики в суфизме. Выявлено, что что зикр является своего рода «визитной» карточкой, отличая одни ордена от других
2. В работе показано, какими ритуалами пользуются в зикре. Проведя анализ мы выявили, что зикр это ни что иное, как психологическое упражнение, направленное на управление психикой человека. Но в положительном контексте: таким образом Наставник вводит в экстаз своих учеников, происходит полное отчуждение от внешнего мира и происходит общение и растворение с Аллахом. То есть, это своего рода психосоматика.
3. Установлено на примере ордена Накшбандия и то, что зикр на территории Поволжья в 17 - 20 веках был тихим. Господствующее братство сменило то братство, в котором зикр был громким. Выявлено, что политика являлась важным фактором в видоизменении религиозной практики: из-за гонений со стороны власти, суфии не могли привлекать к себе большого внимания, поэтому совершать религиозные практики нужно было тихо и незаметно для окружающих. Сторонники суфизма в Поволжье придерживались «интеллектуального» суфизма. Без музыки и громких песнопений, танцев, и ярко выраженного религиозного ритуала.
4. Также рассмотрев историю суфизма в Поволжье в 17-20 веках, стало известно, что наставники в суфийских орденах рассматривались как самая антисоветская часть мусульманского духовенства. Правительство считало, что такие организации нужно ликвидировать, ведь духовные наставники, по их словам, являлись черным духовенством. Тогда многие деятели поддались репрессиям. Это был сложный период не только для суфизма, но и для других религиозных организаций.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Зикр это то, чем можно отличить суфийские ордена друг от друга. Даже не зная всех характеристик братства, по тому, как исполняется зикр, в какой позе, тихо или громко, какие произносятся слова можно определить, какое это братство.
2. Зикр представляет собой психосоматический ритуал, где задействована работа головного мозга и его полушарий.
3. Главным фактором, из-за которого произошло замещение одного ордена на другой - политическая власть.
4. На территории Поволжья в 17 - 20 веках зикр совершался лишь тихим способом. В этом регионе действовал лишь один суфийский орден, который «обратил» все остальные суфийские ордена в своих сторонников.
работы может помочь в исследовании жизни суфиев, религиозных практик, зикра на территории Поволжья в 17 - 20 веках.
Практическая значимость исследования: Материалы исследования могут быть использованы для разработки курсов по истории религий, сравнительного религиоведения, истоии ислама в Поволжье. Отдельные выводы исследования могут использоваться психологами и социологами, занимающимися проблемами религии.
Структура исследования. Наше исследование состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка литературы. Общий объем исследования - 48 страниц. Работа содержит список литературы из 38 наименований.
Общество никогда не стоит на месте. Меняются люди, культура, экономика, политика. Неизменной остается лишь вера человека. Вера в спасение души, вера в лучшую жизнь. На протяжении многих столетий верующие, в надежде спасти себя, прибегали к вере в сверхъестественные силы, дабы облегчить путь. Поклонялись вещам, предметам, Божествам, животным. Если мы рассмотрим те религии, в которых есть единый Бог, то поклонялись ему разными способами, например, чтением молитв, жертвоприношением. Рассмотренный нами такой способ поклонения, как зикр, используемый в практике такого направления, как суфизм, так же менялся с течением времени. Появлялись новые виды этой практики, трансформировались старые. Что-то убирали из обихода, какие-то новые элементы добавлялись и придавали красок в повседневное поклонение. Важно лишь то, что неизменной осталась цель этой практики: единение со Всевышним.
В данной работе мы поставили цель проследить динамику развития зикра на территории Поволжья в 17 - 20 веках. В достижении этой цели нам помог ряд задач, сформулированных ранее. Благодаря этому, нам удалось выявить некоторые весьма интересные аспекты.
Во-первых, если рассматривать динамику зикра на какой-либо территории, нужно для начала изучить то братство, в котором совершался этот зикр, и как оно распространилось на заданной нами территории. Почему именно объектом изучения стал зикр? Потому что это своего рода «визитная карточка» для каждого ордена. У каждого зикр свой, ведь каждое братство делает его удобным под себя и под свою идеологию. Поэтому большего внимание уделяется не другим практикам, такие как танцы, вращения и медитации, а именно зикру, ведь с помощью него можно определить, какой тарикат находится перед тобой. В этом и заключается важность именно зикра и превышение его над другими религиозными практиками. Можно сказать, что зикр - один из главных элементов религиозной практики суфийского братства. Этот момент удалось выяснить в нашем исследовании.
Во - вторых, на территорию Поволжья сначала пришел орден под названием Ясавия. Он являлся обладателями такого вида зикра, как громкого. Позже этот орден сменило следующее братство - Накшбандия. И уже на примере этого ордена мы рассматривали сам зикр как религиозную практику, также отследили историю распространения этого тариката на заданной территории. Нам удалось выяснить, что сам зикр превратился из громкого в тихий с приходом Бахауддина Нашкшбанда в этот орден. И что самое интересное - тихий зикр накшбанди был очень удобен для того отрезка времени. Являясь не исламским государством, важно было понимать, что критика от общества и государства будет всегда. Будет потому, что в новинку видеть группу людей, которые собрались в хоровод, которые дели движения телом, при этом упоминания имена Всевышнего. А в советский период и вовсе приходилось прятаться от посторонних глаз в связи с установками государства на религиозную политику и жизнь граждан. Приходилось совершать зикр. Пока никто не видит, либо прячась по подвалам и тайным помещениям.
В - третьих, нами был выяснено то, что все - таки религиозные ритуалы не содержат в себе какие - либо магические элементы. Хоть это и доказывается из года в год, но все же было закономерным увидеть это и в таком течении, как суфизм. Все эти моменты, когда человек очищается от всего, не видит и не слышит окружающий мир - грамотный психологический трюк. Упражнение на то, чтобы очистить разум и тело.
И, подходя уже к итогу исследования, хочется сказать, что динамика развития зикра нами была отслежена. С помощью истории орденов, распространения течения и видоизменённости зикра. А динамика была в том, что из маленькой группы ишанов и их последователей, все это разрослось в целое общество верующих. И что касается динамики самого зикра, то здесь было превращение от громкого в тихий. В этом и заключалась динамика. По сей день зикр здесь остался тихим. А тихий зикр или громкий - это важный элемент самой практики.
Подводя итог вышесказанному, хочется раскрыть и уникальность суфизма. Суфий должен совершать усилие. Это в том понятии, что зикр не дается так легко, и на начальных этапах многие хотят уйти с истинного пути. Любая вера требует силу духа и воли. Такая практика, как зикр - это большая и трудоемкая работа над собой. Над своими негативными мыслями, над своей ленью. Нужно совершить большое усилие, чтобы общаться, уединиться и быть рядом с Всевышним. Зикр - это системность, четкость, сила и усердие. Путь совершенствования очень тернист, но зато главная победа в этой нелегкой дороге - единение с Богом. Только истинный религиозный человек сможет противостоять внешним обстоятельствам, пойти на жертвы, уступки. Переосмыслить свою деятельность, свои деяния. Отказаться от многих, на его взгляд, важных вещей. Быть суфием - это прыгнуть выше головы. Чтобы получилось, напрячь нужно и тело, и разум, и мысли: то есть работать над собой и морально, и физически. Преодолевать соблазны каждый день, каждый час, каждую минуту своей жизни. И тогда искреннее усердие принесет плоды.
1. Абашин С.А. Ислам на территории бывшей Российской империи / С.А. Абашин. - М.: Республика, 2006. - 105 с.
2. Абашин С.А. Ишаны/ С.А. Абашин. - М.: Республика, 2004. - С. 20 -
22.
3. Акимушкин О.Ф. Накшабндия/ О.Ф. Акимушкин. - М.: Наука, 1991. -
186 с.
4. Акунов В.В. Военно-духовные ордена Востока / В.В. Акунов. - М.: Вече, 2012. - С. 100 - 105.
5. Алексеев В. Исторические путешествия. Извлечения из мемуаров и записок иностранных и русских путешественников по Волге в XV - XVIII вв / В.Алексеев. - М.: Сталинград, 1936. - С. 34 - 37.
6. Али-заде А. А. Исламский энциклопедический словарь/ А. А. Ализаде. - М.: Ансар, 2007. — С. 401 - 405.
7. Аликберов А. К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад- Дарбанди и его суфийская энциклопедия "Райхан ал-хакаик XI - XII вв / А. К. Аликберов. - М.: Эксмо, 2003. - 78 с.
8. Бурдье П. Практический смысл/ П. Бурдье. - СПб.: Институт экспериментальной социологии Алетея, 2001 - 106 с.
9. Васильев Д. В. Мавзолеи Золотой Орды: географический обзор и опыт типологизации / Д. Васильев. - Астрахань: АГУ, 2002. - С. 65 - 69.
10. Демидов С. М. Суфизм в Туркмении (эволюция и пережитки) / С. М. Деидов. - Ашхабад, 1978. - 20 с.
11. Джемаль Г. Освобождение ислама. / Г. Джемаль. - М.: Умма, 2004. -
С. 48
12. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка / Н.В. Жданов. - М.: Международные отношения, 2003. - 568 с.
13. Джойдж Н. Пластичность мозга Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга / Н. Джойдж. - М.: Бомбора, 2010. - 113 с.
14. Игнатенко А. А. Ислам и политика / А.А Игнатенко. - М.: Институт религии и политики, 2004. С. 67.
15. Казембек М. А. Мюридизм и Шамиль/ М. А. Казембек. - Махачкала, 1990. - С. 14 - 19.
16. Касымжанова А.А. Аль-Фараби и арабомусульманская культура: Учебное пособие/ А.А. Касымжанова. - Алматы, 2001. - 145 с.
17. Кныш А. Мусульманский мистицизм / А. Кныш. - М.: Диля, 2004. -
34 с.
18. Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах / А.В. Коровиков. - М.: Наука, 1990. - 170 с.
19. Котин И. Ю. Ислам в Южной Азии: мечом и молитвой / И. Ю. Котин. - СПб., 2005. - 53 с.
20. Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги / Р.Г Ланда.
- М.: ИБВ, 2005. С. 40-43.
21. Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. М.: Центр Карнеги, 1998. - 129 с.
22. Мамиргов М.З. Книга исламских сект и вероучений /М.З. Мамиргов.
- М.: Исламский Мир, 2007. - 472 с.
23. Махмутов М.И. Мир Ислама. Прошлое и настоящее. Учебное пособие /М.И. Махмутов. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 616 С.
24. Мехти С. Путь Ясави и его роль в развитии ислама в Центральной Азии/ С. Мехти. - Челябинск, 2007. - С. 149 - 160.
25. Морозова, Л.А. Теория государства и права / Л.А. Морозова - М.: Юристъ, 2002. - 154 с.
26. Почта Ю.М. Ислам и политика / Ю.М. Почта. - М.: РУДН, 2008. -
135 с.
27. Ражбадинов М.З. Умеренный исламизм в Египте. На примере деятельности организации «Братья-мусульмане» / М.З. Ражбадинов. - М.: «Русский язык», 2006. - 432 с.
28. Рахман. Х.У. Краткая история ислама: хронология событий 570-1000 гг. От Рождества Христова/ Х.У. Рахман. - М.: Умма, 2006. - 23 с.
29. Сафар А. Материалы Международной конференции «Суфизм в Иране и Центральной Азии/ А. Сафар. - А., 2007. - С. 220 - 224.
30. Семедов С.А. Ислам в политике: идеология и практика / С.А. Семедов. - М.: Экон - Информ, 2009. - 272 с.
31. Смирнов А. В. Великий шейх суфизма / А. В. Смирнов. - М.: Восточная литература, 1993. - 13 с.
32. Сызранов А. В. Исторические науки. История России» / А. В. Сызранов. - М., 2014. - С. 14 - 19.
33. Сызранов А. В. Суфизм и суфии в нижнем поволжье / А. В. Сызранов. - М., 2008. - С. 110 - 121.
34. Сюкияйнен Л.Р. «Арабская весна» и исламская правовая мысль / Л.Р. Сюкияйнен - М., 2008. - С. 10 - 12.
35. Хисматуллин А. А. Суфизм / А. А. Хисматуллин. - СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. - 76 с.
36. Хисматуллин А. А. Суфийская ритуальная практика: На примере
братства Накшбандийа/ А. А. Хисматуллин. - СПб.: Петербургское
востоковедение, 1996. - 38 с.
37. Чупрыгин А.В. Политический ислам: победоносное поражение / А.В. Чупрыгин. - М.: Эксмо, 2003. - 49 с.
38. Шаймухамбетова Г.Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция / Г.Б Шаймухамбетова. - М.: Наука, 1979. - С. 45 - 46.