Введение 3
I. Исторические и теоретические аспекты оформления литературнохудожественного издания
1.1 История книжного дела. Особенности литературно-художественного
издания и его
виды 6
I.2 Основные требования к оформлению художественной
литературы 16
Выводы по I главе 24
II. Создание иллюстративного ряда и оригинал-макета книги
2.1 Особенности иллюстрирования драматического произведения 26
2.2 Основные этапы проектирования оригинал-макета сборника
произведений Галиаскара Камала
«Пьесалар» 36
Выводы по II главе 43
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения
Книга - это альбом художника, в котором запечатлены прекрасные виды и лица незнакомцев; это тетрадь мечтателя, где он создает невероятные истории с выдуманными персонажами; это записи ученого, ставящего различные эксперименты и совершающего открытия. Книга - это заметки путешественника, в котором рассказано о далеких странах и городах; это машина времени, позволяющая читателю побывать в прошлом, разобраться в настоящем и представить будущее. Книга - это клад, хранящий в себе сокровища всего человечества. Книга - это способ познания мира.
Функция книги как источника информации издревле остается неизменной, однако ее внешний облик за столетия развития человеческой цивилизации, с ростом числа грамотных людей и изобретением новых материалов претерпел колоссальные изменения.
История книг у людей начиналась с глиняных табличек, папирусных свитков и символов, нанесенных на стены архитектурных сооружений. В современном мире книга, не остановившись на знакомом и привычном нам всем бумажном формате, стала уверенно покорять недавно обретенное человечеством цифровое пространство. Но есть ли будущее у книги, воспроизведенной на бумаге, а не на цифровом носителе? Чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо изучить проблему оформления книги и погрузиться в такую область изобразительного искусства, как иллюстрирование.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью сохранения в обществе интереса к непериодическим печатным изданиям, в особенности содержащим классические произведения и способствующим изучению истории и традиций своего народа.
Проблема исследования заключается в сложности верной и полной интерпретации драматического произведения и перевода содержания произведения с образного словесного языка на язык художественный.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что привлекающие внимание иллюстрации будут способствовать возрастанию интереса к книге Галиаскара Камала «Пьесалар» посредством эстетического притяжения.
Объектом исследования является создание иллюстративного ряда к литературно-художественному изданию.
Предметом исследования является иллюстрированный оригинал-макет сборника драматических произведений.
Целью выпускной квалификационной работы является создание оригинал-макета иллюстрированного сборника драматических произведений Галиаскара Камала «Пьесалар».
Исходя из цели исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Ознакомиться с историей возникновения книжного дела и его развития;
2. Изучить виды литературно -художественных изданий;
3. Проанализировать нормы книгопечатания и основные этапы создания книги;
4. Исследовать особенности создания иллюстраций к драматическим произведениям, а также особенности их вёрстки;
5. Разработать эстетическую концепцию и создать оригинал-макет сборника драматических произведений Галиаскара Камала «Пьесалар».
Практическая значимость исследования заключается в создании оригинал-макета книги «Пьесалар» Галиаскара Камала по заказу Татарского книжного издательства.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В ведении дано обоснование актуальности темы, определены объект и предмет исследования, а также сформулированы цель и задачи проекта.
В первой главе проводится исследование истории развития книжного дела и теоретических аспектов книгопечатания, анализируются требования, установленные СанПин к книжному изданию. Во второй главе рассматривается иллюстрация как вид графики, выявляются особенности иллюстрирования драматического произведения, разрабатывается эстетическая концепция и описываются этапы проектирования оригинал-макета литературно-художественного иллюстрированного издания.
В заключении формируются выводы по рассматриваемой теме и подводятся итоги исследования.
Искусство книжной графики и оформления, а также создания иллюстраций прошло за всю человеческую историю немалый путь. Начинаясь с глиняных табличек и папирусных свитков, книга через тысячелетия обрела знакомый нам всем облик бумажного кодекса, но, не остановившись на достигнутом, начала покорять недавно обретенное нами цифровое пространство. Нашей же целью является сохранение эстетики и грамотного оформления в книге, в какой бы форме она ни была представлена.
В рамках исследования нами было изучено большое количество материала, мы познакомились с различными техниками и стилями создания иллюстрации. Также была рассмотрена проблематика иллюстрирования драматических произведений художественной литературы и её специфика. Были выделены особенности, сложности и ограничения, с которыми сталкивается иллюстратор в процессе работы над художественным оформлением драматического произведения.
Разработка оригинал-макета книги представляет собой масштабный проект, включающий в себя работу по иллюстрации и вёрстке. Ведь книга - это цельное художественно-дизайнерское произведение, все элементы которой переплетены между собой.
После изучения необходимой информации и выделения для себя ключевых моментов, нами была проведена работа по созданию образов, которые в дальнейшем определили облик разрабатываемой нами книги. Предпочтение было отдано упрощенной, стилизованной, монохромной иллюстрации, особенностью которой явилось представление образов героев будто бы на театральной сцене. Оформление обложки в дальнейшем проистекало из этой же идеи.
Таким образом, в созданном нами проекте сборника произведений
Галиаскара Камала «Пьесалар» были объединены такие особенности данных
46
произведений, как их отношение к роду драмы, время написания и, конечно, представление в них характерных национальных черт татарского народа. Этим объясняется актуальность, новизна и оригинальность проделанной работы.
Также одним из основных векторов поиска в данной проектной работе стало совершенствование современного искусства книгоиздания на основе новых технологий. Выполнение практической части работы в современных цифровых графических редакторах обусловило успешное достижение целей и задач, обозначенных нами в качестве главных в выпускной квалификационной работе.
1. Бакулина Н. А., Трынова Т. В. Современные тенденции иллюстрирования художественной литературы [Текст] // Культурология и искусствоведение: материалы IV Междунар. науч. конф. — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 25-28.
2. Баренбаум И.Е. История книги: Учебник / И.Е. Баренбаум. - М.: Книга, 1984.- 356 с.
3. Бочаров С. Г. Чехов и философия / Вестник истории, литературы, искусства. — М.: Собрание, Наука, 2005. - 385c.
4. Бубнов А.Е. Компьютерный дизайн. Основы. М.: Знание, 2008 г. -
244 с.
5. Бэнг М. Нарисуй. Как работают иллюстрации? М.: Изд-во Эксмо,
2017. - 144 с.
6. Вильберг, Г. П., Форсман, Ф. Азбука книжного дизайна / Пер. с нем. В. Г. Еременко; В редакции к.т.н. А. В. Иванова. СПб.: Изд -во СПбГПУ, 2002. - 110 с.
7. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги / Л.И. Владимиров. - М.: Книга, 1988. — 582 с.
8. Герчук Ю.Я. История графики и искусства М: Аспект Пресс, Москва, 2000. - 320 с.
9. Герчук Ю.Я. Художественная структура книги. Учебное пособие. М.: Изд-во «РИП-Холдинг», 2014. - 216 с.
10. Голубева О.Л. Основы композиции. М.: Изд -во Сварог и К, 2008. - 144с.
11. Гордон Ю.М. О языке композиции. М.: Изд-во Студия Артемия Лебедева, 2018. - 208 с.
12. Дмитриева Н. А. Изображение и слово / Н. А. Дмитриева. - М.: 1962. - 314 с.
13. История книги / Под редакцией А. А.Говорова, Т. Г. Куприяновой. М. : «Светотон», 2001. - 400 с.
14. Кимберли Э. Геометрия дизайна. Пропорции и композиция / Э. Кимберли. - СПб.: Питер, 2011. - 112с.
15. Кондратьева И. «Книжная верстка» / И. Кондратьева. - М.: Книга, 2005. - 320с.
16. Конран Т О цвете. М.: Изд-во КоЛибри, 2018. - 224 с.
17. Крейг Д., Скала И. Шрифт и дизайн. Современная типографика. СПб.: Изд-во Питер, 2016. - 176 с.
18. Лауэр Д., Пентак С. Основы дизайна. Спб: Питер, 2014. - 304 с.
19. Ленский Б.В. Российское книгоиздание: новый век / Б.В. Ленский. - М.: Новое издательство, 2004. - 349 с.
20. Луппов, С.П. История книги как комплексная научная дисциплина. Проблемы рукописной и печатной книги / С.П. Луппов. - М.: Книга, 1976.- 457 с.
21. Ляхов, В. Н. Искусство книги. Теория и практика / О.Корытов. М: Изд-во Галарт, 2015. - 302 с.
22. Маркевич А. Век русского книжного искусства. М.: Изд-во: Вагриус, 2005. - 568 с.
23. Морисон С. John Bell, 1745-1831: A Memoir / С. Морисон. - М.: Новое издательство, 2013 —236 с.
24. Подобедова О.И. О природе книжной иллюстрации / О.И. Подобедова. М.: Издательство «Знание», 1967. - 80 с.
25. Ратковски Н. Профессия-иллюстратор. Учимся мыслить творчески. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 328 с.
26. Риз Д. Профессия: Художник-иллюстратор. М: Издательство Э,
2016. - 168 с.
27. Тимошик Н.С. Книга для автора, редактора, издателя / Н.С. Тимошик. - М.: Книга, 2005 - 392с.
28. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. вступ.сл. С.Левитина. М.: Книга, 1986 г. - 239 с.
29. Жердев Е. В., Чепурова О. Б. Формальная композиция. Творческий практикум по основам дизайна: учебное пособие. Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ 2009. - 255 с.
30. Чепмен Н., Чепмен Д. Цифровые графические инструменты, 2-ое издание, 2005. - 656 стр.
31. Чихольд Я. Облик книги. М.: Изд-во Студия Артемия Лебедева,
2009. - 228 с.
32. Чувашев Ю.И. О кафедре иллюстрации и эстампа / Чувашев Ю.И. - М.: Москва, 2004. - 356с.
33. Шульц, Д. Эстетические критерии типизации изданий / Д. Шульц. М.: Изд-во Книга, 1982. - 144 с.
34. Якимович, Ю. К. Мир печати : Популярный иллюстрированный словарь-справочник / Ю. К. Якимович. М.: Изд-во Дограф, 2001. - 295 с.
б) электронные источники:
35. Adobe InDesign [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru. wikipedia. org/wiki/Adobe InDesign (Дата доступа 14.04.2019)
36. Adobe Photoshop [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru. wikipedia.org/wiki/Adobe Photoshop (Дата доступа 24.04.2019)
37. Ар -Нуво (Модерн) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.wikiart.org/ru/paintings -by-style/ar-nuvo-modern# !#filterName :all- works,viewType:masonrv (Дата доступа 15.03.2019)
38. Блог «Мастера иллюстрации», статья «Виды книжной иллюстрации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://illustrator.odub.tomsk.ru/index.php?newsid= 159#sel (Дата доступа
25.05.2019)
39. Верстка обложки Photoshop [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://earap.blogspot. com/2014/05/blog-posthtml (Дата доступа
29.04.2019)
40. ГОСТ 5773-90 Издания книжные [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://pechataem. ru/klientam/go stvi/ go st-5773-90- izdaniva-knizhnvie - i- zhurnalnyie.formatyi.html (Дата доступа 28.03.2019)
41. Драматические произведения: особенности, жанра. специфика
редактирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://students-
library.com/library/read/41030-dramaticeskie-proizvedenia-osobennosti-zanra- specifika-redaktirovania (Дата доступа 29.03.2019)
42. Как понять "цветность печати"? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ambrello.ru/faq/23 (Дата доступа 29.05.2019)
43. Книговедение: Литературно -художественная и детская книга.
Издания по филологии и искусству [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. hi- edu. ru/e-books/xbook738/01/part-003. htm (Дата доступа
28.04.2019)
44. Конструкция книги: внутренние элементы книги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.litkon.ru/lib/6-lib/18-ra3.html (дата доступа 21.04.2019)