Введение
Глава I. Общая характеристика прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 7
1.1. Сущность и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина 7
1.2. Правовое регулирование прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 17
Глава II. Деятельность прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 25
2.1. Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 25
2.2. Средства реагирования прокурора на нарушения прав и свобод человека и
гражданина 31
Глава III. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений,
жалоб и иных обращений 39
3.1. Правовое регулирование рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений 39
3.2. Понятие и виды обращений граждан 44
3.3. Порядок рассмотрения и разрешения обращений граждан 50
Заключение 56
Список использованной литературы 62
Основополагающими функциями правового государства, каким согласно ст. 1 Конституции РФ является наше современное государство, служат гарантирование, охрана, защита и реализация основных прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы представляют собой высшую ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность гоосударства. Права и свободы человека и гражданина провозглашены в числе основ конституционного строя. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества.
Российская прокуратура всегда защищала права и свободы человека и гражданина, и прокуроры всегда на первое место ставили проведение надзора за выполнением законов, обеспечивающих правовой статус человека, оказывая тем самым поддержку в гарантии установленных Конституцией РФ прав и свобод личности, а именно, политических, трудовых, экономических, экологических и иных прав и свобод человека и гражданина.
Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора видится во всех направлениях многосторонней деятельности прокурора. Как бы не действовал прокурор, претворяя свои законные полномочия, в какой бы сфере не осуществлял надзор - его первоначально интересует - соблюдаются ли права и свободы человека и гражданина. И если они нарушаются, то он осуществляет законодательно установленные меры для восстановления нарушенных прав и свобод человека. Поэтому прокурорский надзор представляет собой одну из гарантий реального соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Включение в раздел III Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»1 (далее - Закон о прокуратуре» специальной главы «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина», с одной стороны, говорит об особой актуальности для нашего государства соблюдения прав и свобод граждан и, с другой, - о повышении роли прокуратуры как органа надзора в обеспечении этих прав и свобод в переходный для государства период. В правовом государстве, которое у нас складывается, главным служит соблюдение прав и свобод человека. Вступившая в Европейский Союз, Российская Федерация приняла на себя обязательство по обязательному соблюдению прав и свобод человека и гражданина, по формированию необходимых условий для реализации гражданами предоставленных им прав и свобод.
Повсеместные нарушения прав и свобод человека и гражданина, обнаруживаемые в настоящее время, неэффективная деятельность судебных органов из-за увеличения количества разбираемых дел, недоступность для основной массы граждан помощи со стороны адвокатов из-за нехватки денежных средств и, таким образом, ухудшение качества правовой защищенности обуславливает необходимость совершенствования и активизации прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Все вышесказанное говорит об актуальности выбранной темы дипломной работы.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Цель дипломного исследования заключается в формировании комплексного представления о прокурорском надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Задачи дипломной работы:
рассмотреть сущность и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
осветить правовое регулирование прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
показать полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
раскрыть средства реагирования прокурора на нарушения прав и свобод человека и гражданина;
проанализировать правовое регулирование рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений;
раскрыть понятие и виды обращений граждан;
охарактеризовать порядок рассмотрения и разрешения обращений граждан.
При исследовании использовались следующие методы: изучение и анализ научной литературы; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; моделирование, сравнение, анализ, синтез.
Серьезные исследования различных вопросов, связанных с осуществлением прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод граждан начались в 90-х годах прошлого века в связи с установлением конституционными нормами определенного объема основополагающих прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Следует отметить научные труды Ю.Е. Винокурова и А.Ю. Винокурова , А.В. Чурилова и В.И. Рохлина. однако более активное исследование темы началось уже в 2000-х годах. Из наиболее значительных научных и учебно-методических работ этого периода, в первую очередь, следует отметить работы И.С. Викторова2; монографические работы В.Г. Бессарабова3, труды А.Я.Сухарева4 и труды Н.Н. Карпова5 и др.
В основу работы легли, помимо исследования трудов ученых- правоведов, анализ действующего отечественного законодательства, материалов судебной практики.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
Первая глава посвящена сущности, задачам и правовому регулированию прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Во второй главе рассматриваются полномочия и средства реагирования прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
В третьей главе дается характеристика правового регулирования рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений.
Выделение прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в качестве самостоятельного вида прокурорского надзора обусловлено положением ст. Конституции РФ: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Прокуратура РФ относится к числу государственных органов, которые непосредственно выполняют обязанность государства по соблюдению и защите прав и свобод человека. Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора охватывает всю разностороннюю деятельность прокуратуры. Это обстоятельство обусловливает определение прокурорского надзора как гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина и важнейшего направления деятельности прокуратуры. Цель прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина заключается в том, чтобы добиться такого состояния в сфере прав и свобод человека и гражданина, при котором, с одной стороны, права и свободы действительно соблюдались бы всеми органами и должностными лицами, а с другой стороны, гражданин был убежден в том, что его права и свободы находятся под надежной охраной и в случае их нарушения он вправе обратиться за защитой к компетентным государственным органам (их должностным лицам), у которых в свою очередь есть обязанность по охране и защите прав и свобод человека и гражданина. Задачами прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина являются: защита закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина, защита личных и общественных интересов; реагирование на факты ущемления прав и свобод граждан; обязательное вмешательство прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении прав и свобод личности; использование в полном объеме возможностей прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в предупреждении правонарушений; оценка правомерности решений по жалобам; активизация и совершенствование деятельности по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; обеспечение профилактической направленности прокурорского надзора. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Нормативная правовая база, регулирующая организацию и порядок деятельности органов и учреждений прокуратуры, нуждается в совершенствовании и дальнейшем развитии. однако отсутствие четкого конституционного определения статуса, регламентации функций и полномочий прокуратуры создает предпосылки к затянувшимся дискуссиям о ее роли и месте в системе органов государственной власти. Это снижает эффективность деятельности прокуратуры, что нельзя признать нормальным, учитывая состояние законности и правопорядка и распространенный в стране, не исключая властные бюрократические структуры, правовой нигилизм. Законодательство о статусе и полномочиях прокуратуры по осуществлению правозащитной деятельности нуждается в дальнейшем совершенствовании. При этом, планируя дальнейшее развитие прокуратуры Российской Федерации, необходимо исходить из национальных правовых традиций и накопленного опыта деятельности прокуратуры, отвечающей насущным потребностям личности, общества и государства. Следует в перспективе предоставить Генеральному прокурору РФ право обращения с запросом в Конституционный Суд РФ в случаях, указанных в п. 2 ст. 125 Конституции РФ. Лишенный сейчас этого права Генеральный прокурор РФ, обнаружив в процессе осуществления прокурорского надзора несоответствие какого-либо закона Конституции РФ, не имеет возможности принять легитимные меры к его устранению Конституционным Судом РФ. Необходимо предусмотреть в Федеральном конституционном законе «о Конституционном Суде Российской Федерации» процессуальный механизм исправления ошибочных решений Суда и место Генерального прокурора РФ в этом механизме: внесение представлений в Конституционный Суд о пересмотре либо толковании принятых решений, порядок его участия в этой деятельности Конституционного Суда РФ.
При осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные ст. 22 Закона о прокуратуре. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор принимает предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. Считаем необходимым законодательно установить ограниченный перечень дел, по которым возможно обращение прокурора с иском в суд. Представляется, такими делами должны быть ситуации, когда заинтересованное лицо, в силу особенностей законодательного регулирования, не обладает правом предъявления иска. Прокурор не должен дублировать деятельность других государственных органов, организаций и лиц, которым закон дает право обращения с заявлением в суд. Поэтому перечень должен это обстоятельство учитывать. Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение. В действующем ГПК РФ недостаточно четко определены роль и процессуальное положение прокурора, и поэтому остается спорным вопрос о правовом статусе прокурора в случае его участия при рассмотрении судами гражданских дел. Согласно ч. 3 ст. 45 ГПК РФ прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами. Вместе с тем понятие «заключение прокурора» не раскрывается, его процессуально-правовое значение и содержание не определены. остается непонятным, о чем дает заключение прокурор и какое значение оно имеет для суда. Следовательно, в ГПК РФ необходимо более детально регламентировать вопрос дачи прокурором заключения по делу. В частности, следует дать законодательное понятие заключения прокурора, установить перечень дел и вопросов, по которым дается заключение, определить его значение для суда.
В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Порядок и сроки рассмотрения таких обращений регламентированы Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ. основаниями для обращения в органы прокуратуры являются: нарушения законодательства; нарушения охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и нарушения интересов общества и государства. обращение в прокуратуру может быть сделано в письменной, устной форме или в форме электронного документа и иметь вид предложения, заявления, жалобы или ходатайства. Письменное обращение может быть направлено в прокуратуру по почте, по телеграфу, факсимильной связью или с помощью информационной системы общего пользования Индивидуальное обращение - это волеизъявление одного гражданина, направленное одному адресату вне зависимости от количества субъектов права, в отношении которых предполагается наступление юридически значимых последствий. Коллективное обращение - это волеизъявление двух и более граждан по одному предмету, сформулированное в едином документе или на личном приеме группой граждан. Что касается письменных обращений, то в настоящий момент объективно назрела необходимость унификации используемой терминологии. В законодательстве все еще отсутствует определение письменного обращения и его разновидностей. Так, обращения, подаваемые через Интернет, называют либо просто обращениями, либо электронными обращениями, либо интернетобращениями. Предлагаем следующий исчерпывающий перечень понятий: «Рукописное обращение - обращение написанное гражданином от руки, в том числе с использованием бланков, изготовленных машинописным способом. Машинописное обращение - обращение, на бумажном носителе изготовленное печатным способом с использованием соответствующей оргтехники. Электронное обращение - обращение в электронной форме, т.е. в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационнотелекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах. Факсимильное обращение - письменное обращение, переданное посредством факсимильной связи». Предложенная терминология позволяет не только разграничить виды письменных обращений, но и упростить юридические конструкции правовых норм. В органах прокуратуры РФ организационно-распорядительными документами определяются конкретные должностные лица, на которых возлагаются обязанности по обеспечению объективности, всесторонности и своевременности рассмотрения обращений, в том числе взятых на контроль руководителями органов прокуратуры, обобщению практики разрешения обращений, а также оформлению соответствующих контрольных и статистических карточек. Поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в органы прокуратуры. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю. Каждое обращение должно получить своевременное, объективное решение, обеспечивающее защиту и охрану прав и свобод человека и гражданина, укрепляя законность и правопорядок государства.
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ооН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. - 1995. - № 67.
2. О Декларации прав и свобод человека и гражданина : постановление ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1991. - № 52. - Ст. 1865.
3. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [в ред. от 21.07.2014 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ [в ред. от 27.12.2018 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 10. - Ст. 1391.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [в ред. от 18.03.2019 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ [в ред. от 27.12.2018 г.] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ [в ред. от 03.08.2018 г.] // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ [в ред. от 27.12.2018 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
9. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ [в ред. от 25.12.2018 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.
10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ [в ред. от 06.03.2019 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
11. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ [в ред. от 27.12.2018 г.] // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 2. - Ст. 198.
12. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации : федер. закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ [в ред. от 27.12.2018 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 19. - Ст. 2060.
13. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации : федер. закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ [ред. от 27.12.2018] // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 2. - Ст. 74.
14. О прокуратуре Российской Федерации : федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 [в ред. от 27.12.2018 г.] // Собрание законодательства РФ. -
1995. - № 47. - Ст. 4472.
15.О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации общественностью : приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17 мая 2018 г. № 296. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.04.2019).
16.Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации : приказ Генпрокуратуры России от 30 января 2013 г. № 45 [в ред. от 21.09.2018 г.] // Законность. - 2013. - № 4.
17. О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации : приказ
Генпрокуратуры России от 29 декабря 2011 г. № 450 [в ред. от
11.12.2018 г.]. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.04.2019).
18.6 организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина : приказ Генпрокуратуры России от 7 декабря 2007 г. № 195 [в ред. от
21.06.2016 г.] // Законность. - 2008. - № 3.
19.6 образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах : приказ Генпрокуратуры РФ от 5 июня 2000 г. № 98. -Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.04.2019)
20. О Методических рекомендациях по организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях : письмо Генпрокуратуры РФ от 27 февраля 2004 г. № 36-12-2004. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.04.2019).
II. Материалы юридической практики
21. Дело «Менчинская (Menchinskaya) против Российской Федерации» (жалоба N 42454/02) : постановление Европейского Суда по правам человека от 15 января 2009 г. // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. - 2009. - № 12.
22. По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 и с. 3 Федерального закона «о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области : постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2012 г. № 19-П // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 31. - Ст. 4470.
23.О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2019. - № 2.
24. Постановление Верховного Суда РФ от 30 октября 2017 г. № 30-АД17- 2. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.04.2019).
25. Определение Верховного Суда РФ от 17 декабря 2013 г. № АПЛ13-554. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.04.2019).
26.Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 января 2018 г. № 25-КГ17-39. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.04.2019).
27.Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 октября 2017 г. № 56-КГ17-18. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.04.2019).
28. Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 1 марта 2017 г. № 51-КГ16-21. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения:
01.04.2019) .
III. Специальная литература
29. Бессарабов В.Г. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина / В.Г. Бессарабов, К.А. Кашаев. - М.: Городец,
2017. - 464 с.
30. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: учебник / В.Г. Бессарабов. - М.: Юрист, 2015. - 480 с.
31. Бессарабов В.Г. Правозащитная деятельность российской прокуратуры (1722-2002): история, события, люди: Монография. - М., 2003. - 112 с.
32. Васильчикова Н.А. Полномочия прокурора в гражданском
судопроизводстве / Н.А. Васильчикова // Современное право. - 2018. - № 6. - С. 97-99.
33. Викторов И.С., Ашиткова Т.В., Кузьменко В.Р. Защита прав потребителей средствами прокурорского надзора: методические
рекомендации / НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генпрокуратуре РФ. - М., 2004. - 105 с.
34. Винокуров А.Ю., Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор за
исполнением законодательства о защите прав потребителей. - М.: Институт повышения квалификации руководящих кадров Генпрокуратуры РФ, 1995. - 210 с.
35. Долгополов П.С. Прокурор: полномочия, основания и порядок
деятельности / П.С. Долгополов. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.04.2019).
Зб.Зюбанов Ю.А. Комментарий к Федеральному закону «о прокуратуре Российской Федерации» (постатейный) / Ю.А. Зюбанов. - М.: Проспект, 2018. - 400 с.
37. Комментарий к Федеральному закону «о полиции» (постатейный) / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин, Ю.П. Соловей и др. - М.: Проспект, 2016. - 552 с.
38. Карпов Н.Н. Прокуратура в системе государственной власти Российской Федерации: Монография. - М.: Издательство ЮНИТИ- ДАНА, 2007. - 151 с.
39. Крюков В.Ф. Курс лекций по прокурорскому надзору: учебное пособие для юридических вузов и факультетов / В.Ф. Крюков. - Курск, 2015. - 380 с.
40. Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-1 «о прокуратуре Российской Федерации» (постатейный) / В.А. Кузьмин, Е.В. Китрова. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.04.2019).
41. Поляк М.И. обращение в прокуратуру. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.04.2019).
42. Панченко В.Ю. Представление как правовое средство / В.Ю. Панченко, И.Ю. Макарчук // Законодательство и экономика. - 2016. - № 6. - С. 3638.
43. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник / Под ред. проф. Ю.Е. Винокурова. - М.: Статут, 2015. -580 с.
44. Прокурорский надзор: учебник для вузов / под ред. проф. А.Я. Сухарева. - М: Статут, 2016. - 360 с.
45. Рохлин В.И. охрана имущественных и личных неимущественных прав граждан и правозащитная функция прокуратуры: учебное пособие. - СПб.: Юридический институт Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2000. - 98 с.
46. Савоськин А.В. Система обращений граждан в Российской Федерации / А.В. Савоськин // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 10. - С. 18-19.
47. Савоськин А.В. Виды обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления / А.В. Савоськин // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - № 2. - С. 28-30.
48. Сухарев А.Я. Роль российской прокуратуры в защите прав и свобод человека и гражданина. - М., 2004. - 166 с.
49.Чурилов А.В. Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора: учебное пособие. - М.: Институт повышения квалификации руководящих кадров Генпрокуратуры РФ, 1999. - 106 с.
50.Ястребов В.Б. Прокурорский надзор: учебник / В.Б. Ястребов. - М.: Юрист, 2015. - 429 с.