ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ И ЗНАКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика гражданско-правового регулирования отношений по созданию и использованию товарных знаков и знаков обслуживания 8
§ 1.Становление и развитие законодательства о товарных знаках и знаках обслуживания 8
§ 2.Понятие и виды товарных знаков и знаков обслуживания 20
§ 3.Субъекты прав на товарный знак и знак обслуживания 27
§ 4. Исключительные права на товарный знак и знак обслуживания по действующему российскому законодательству 33
Глава 2. Особенности гражданско-правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания 46
§ 1.Понятие охраны и защиты товарных знаков и знаков обслуживания 46
§ 2.Формы защиты прав на товарный знак и знаки обслуживания 50
§ 3.Способы защиты товарных знаков и знаков обслуживания 55
Заключение 61
Список использованной литературы 64
Глава 1. Общая характеристика гражданско-правового регулирования отношений по созданию и использованию товарных знаков и знаков обслуживания 8
§ 1.Становление и развитие законодательства о товарных знаках и знаках обслуживания 8
§ 2.Понятие и виды товарных знаков и знаков обслуживания 20
§ 3.Субъекты прав на товарный знак и знак обслуживания 27
§ 4. Исключительные права на товарный знак и знак обслуживания по действующему российскому законодательству 33
Глава 2. Особенности гражданско-правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания 46
§ 1.Понятие охраны и защиты товарных знаков и знаков обслуживания 46
§ 2.Формы защиты прав на товарный знак и знаки обслуживания 50
§ 3.Способы защиты товарных знаков и знаков обслуживания 55
Заключение 61
Список использованной литературы 64
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена рядом факторов. Во-первых, в Российской Федерации в 90-е годы появилась частная собственность, а в 1993 году оно получило закрепление в статье 36 Конституции РФ Причем гарантируется её защита. Все это стимулирует людей заниматься коммерческой деятельностью. После распада СССР у людей появилось больше возможностей заниматься ведением предпринимательской деятельности, что в дальнейшем требует идентификации каждого производителя товаров с целью его индивидуализации.
Во-вторых, благодаря индивидуализации товаров осуществляется защита: потребителей товаров от некачественного контрафакта, а производителей- от недобросовестных конкурентов. В России складывается рыночная экономика, и для неё очень важной является конкуренция, так как именно она является двигателем прогресса. Именно товарный знак и знак обслуживания направлены на развитие конкурентоспособности товаров и услуг. Исключительные права на товарный знак и знак обслуживания в настоящее время являются ценным активом, которые учитывают предприятия, так как для создания «бренда» Поэтому в настоящее время компании активно судятся за исключительные права. В связи с этим тема данной работы видится действительно актуальной.
В-третьих, также следует указать, что в настоящее время происходят изменения в области регулирования интеллектуальной собственности по российскому законодательству. Это касается введения новелл в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) в области гражданско-правовой защиты средств индивидуализации. Это важно с учетом экономического развития, а также увеличением коммерческого оборота на территории Российской Федерации, что неизбежно приводит к повышению количества споров, в том числе связанных со средствами индивидуализации. Важность средств индивидуализации заключается в том, что они повышают известность и конкурентоспособность компании. Во- вторых, защита интеллектуальной собственности имеет решающее значение для инновационной деятельности. Само состояние системы ее правовой защиты может стимулировать или, наоборот, замедлять инновационную активность компаний. Потому что в зависимости от эффективности правовой защиты, компании будут планировать готовность вкладывать средства для приобретения имени и репутации, либо же воздержатся от этого в силу недостаточного уровня их защиты, когда недобросовестные лица смогут использовать их товарный знак и знак обслуживания. Именно этим целям служит государственная регистрация данных объектов, благодаря которой правообладатели могут защитить свои права либо же отчуждать их в установленном законом порядке.
В-третьих, развитие рыночной экономики в Российской Федерации обусловило жесткую конкуренцию между производителями товаров и услуг. Предприниматели стремятся выделить себя, свою продукцию из однородной массы товаров и услуг для привлечения к ней потребителей и, соответственно, обеспечения ее сбыта и получения прибыли. Еще дореволюционные коммерциалисты отмечали, что "в деловом обороте громадную роль играют всевозможные способы запечатления в памяти публики деятелей торговли, практикуемые ими приемы ее ведения, привлекающие особое доверие публики".
Индивидуализация продукции, производимой (реализуемой) субъектами предпринимательской деятельности, имеет огромное значение не только для самих предпринимателей, но и для потребителей товаров и услуг в силу того, что товаров и услуг облегчает потребителям выбор необходимой продукции.
Все это требует анализа и осмысления со стороны правовой науки, а также необходимо изучение истории развития законодательства об охране средств индивидуализации, так как любое изменение законодательства невозможно без каких-либо ориентиров и осознания недочетов и достижений прошлого. А также необходимо рассмотреть то, как зарождалось авторское право и патентное право, как предтечи общего права интеллектуальной собственности, а также использовать наработки общей теории права в сфере средств защиты прав, так как невозможно исследовать защиту права без глубоких исследований в данном вопросе.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена таким средствам индивидуализации, как товарный знак и знак обслуживания. Следует уточнить, что практически до середины XIX века и Российской империи не были развиты мануфактуры, что приводило к тому, что отсутствовала единая общность рабочих, а до 1861 года в России действовало крепостное право, так не существовало правосубъектности у большего количества населения империи, что приводило к тому, что что-либо создающие люди делали это для своих господ и собственников мануфактур. Это уточнение имеет значение, так как в Европе не было такой проблемы и были субъекты авторскою и патентного права.
В настоящей работе предпринята попытка рассмотрения гражданско-правовой защиты товарных знаков и знаков обслуживания, изучение закономерностей и особенностей осуществления такой защиты в судебном порядке, а также проведен ретроспективный анализ международно-правового опыта в области регулирования средств индивидуализации. Таким образом, для сегодняшней российской цивилистической науки актуальность исследования определяется существованием потребности в улучшении и увеличении знаний о гражданско-правовых способах защиты интеллектуальной собственности, а также анализ зарубежного опыта. Кроме того, данная тема интересна и с точки зрения изучения доктринальных положений, ибо на примере гражданско-правовой защиты средств индивидуализации мы можем прослеживать влияние научной мысли на развитие действующего законодательства. Специфика правоотношений определяет и способы их защиты. Следует отметить, что не всегда использование судебной защиты будет эффективным способом защиты средств индивидуализации.
Цель данной работы - формирование комплексного представления о гражданско-правовой охране товарных знаков и знаков обслуживания по российскому законодательству.
Для достижения поставленной цели сформированы следующие задачи:
- проанализировать историю становления товарного знака и знака обслуживания;
- раскрыть понятие и виды товарного знака;
- выявить субъектов прав на товарный знак и знак обслуживания;
- изучить нормативно-правовое регулирование товарных знаков и знаков обслуживания по российскому законодательству;
- определить содержание исключительного права на товарный знак и знак обслуживания;
- провести соотношение категорий «охрана» и «защита» товарного знака и знака обслуживания;
- показать формы защиты прав на товарный знак и знак обслуживания;
- изучить способы защиты прав на товарный знак и знак обслуживания. Методологическую основу исследования составили такие общенаучные методы как: логический, исторический, сравнительный, синтез и анализ.
Нормативную базу квалификационной работы составили:
Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты, Гражданский Кодекс Российской Федерации. При написании работы автором использовались нормативные акты утратившие силу: Новоторговый устав 1667 года, Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров от 23.09.1992 № 3520-1, Постановление СНК СССР от 18 июля 1923 г. «О товарных знаках», Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 12.02.1926 "О введении в действие Постановления о товарных знаках", Постановление ЦИК СССР N 47, СНК СССР N 455 от 07.03.1936 "О производственных маркахи товарных знаках», Постановление Совмина СССР от 15.05.1962 «О товарных знаках».
Теоретическую базу исследования данной выпускной квалификационной работы составляют труды российских ученых таких как: Е.Г. Азарова, Н.Г.Александров, С.А. Белов, И.Б. Близнец, А.И. Каминка, В.Н. Карташов, Д.В. Кожемякин, Л.А. Новоселова, М.А. Рожкова, А.Г. Серго, Р.И. Ситдикова, С.А. Судариков.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во-вторых, благодаря индивидуализации товаров осуществляется защита: потребителей товаров от некачественного контрафакта, а производителей- от недобросовестных конкурентов. В России складывается рыночная экономика, и для неё очень важной является конкуренция, так как именно она является двигателем прогресса. Именно товарный знак и знак обслуживания направлены на развитие конкурентоспособности товаров и услуг. Исключительные права на товарный знак и знак обслуживания в настоящее время являются ценным активом, которые учитывают предприятия, так как для создания «бренда» Поэтому в настоящее время компании активно судятся за исключительные права. В связи с этим тема данной работы видится действительно актуальной.
В-третьих, также следует указать, что в настоящее время происходят изменения в области регулирования интеллектуальной собственности по российскому законодательству. Это касается введения новелл в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) в области гражданско-правовой защиты средств индивидуализации. Это важно с учетом экономического развития, а также увеличением коммерческого оборота на территории Российской Федерации, что неизбежно приводит к повышению количества споров, в том числе связанных со средствами индивидуализации. Важность средств индивидуализации заключается в том, что они повышают известность и конкурентоспособность компании. Во- вторых, защита интеллектуальной собственности имеет решающее значение для инновационной деятельности. Само состояние системы ее правовой защиты может стимулировать или, наоборот, замедлять инновационную активность компаний. Потому что в зависимости от эффективности правовой защиты, компании будут планировать готовность вкладывать средства для приобретения имени и репутации, либо же воздержатся от этого в силу недостаточного уровня их защиты, когда недобросовестные лица смогут использовать их товарный знак и знак обслуживания. Именно этим целям служит государственная регистрация данных объектов, благодаря которой правообладатели могут защитить свои права либо же отчуждать их в установленном законом порядке.
В-третьих, развитие рыночной экономики в Российской Федерации обусловило жесткую конкуренцию между производителями товаров и услуг. Предприниматели стремятся выделить себя, свою продукцию из однородной массы товаров и услуг для привлечения к ней потребителей и, соответственно, обеспечения ее сбыта и получения прибыли. Еще дореволюционные коммерциалисты отмечали, что "в деловом обороте громадную роль играют всевозможные способы запечатления в памяти публики деятелей торговли, практикуемые ими приемы ее ведения, привлекающие особое доверие публики".
Индивидуализация продукции, производимой (реализуемой) субъектами предпринимательской деятельности, имеет огромное значение не только для самих предпринимателей, но и для потребителей товаров и услуг в силу того, что товаров и услуг облегчает потребителям выбор необходимой продукции.
Все это требует анализа и осмысления со стороны правовой науки, а также необходимо изучение истории развития законодательства об охране средств индивидуализации, так как любое изменение законодательства невозможно без каких-либо ориентиров и осознания недочетов и достижений прошлого. А также необходимо рассмотреть то, как зарождалось авторское право и патентное право, как предтечи общего права интеллектуальной собственности, а также использовать наработки общей теории права в сфере средств защиты прав, так как невозможно исследовать защиту права без глубоких исследований в данном вопросе.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена таким средствам индивидуализации, как товарный знак и знак обслуживания. Следует уточнить, что практически до середины XIX века и Российской империи не были развиты мануфактуры, что приводило к тому, что отсутствовала единая общность рабочих, а до 1861 года в России действовало крепостное право, так не существовало правосубъектности у большего количества населения империи, что приводило к тому, что что-либо создающие люди делали это для своих господ и собственников мануфактур. Это уточнение имеет значение, так как в Европе не было такой проблемы и были субъекты авторскою и патентного права.
В настоящей работе предпринята попытка рассмотрения гражданско-правовой защиты товарных знаков и знаков обслуживания, изучение закономерностей и особенностей осуществления такой защиты в судебном порядке, а также проведен ретроспективный анализ международно-правового опыта в области регулирования средств индивидуализации. Таким образом, для сегодняшней российской цивилистической науки актуальность исследования определяется существованием потребности в улучшении и увеличении знаний о гражданско-правовых способах защиты интеллектуальной собственности, а также анализ зарубежного опыта. Кроме того, данная тема интересна и с точки зрения изучения доктринальных положений, ибо на примере гражданско-правовой защиты средств индивидуализации мы можем прослеживать влияние научной мысли на развитие действующего законодательства. Специфика правоотношений определяет и способы их защиты. Следует отметить, что не всегда использование судебной защиты будет эффективным способом защиты средств индивидуализации.
Цель данной работы - формирование комплексного представления о гражданско-правовой охране товарных знаков и знаков обслуживания по российскому законодательству.
Для достижения поставленной цели сформированы следующие задачи:
- проанализировать историю становления товарного знака и знака обслуживания;
- раскрыть понятие и виды товарного знака;
- выявить субъектов прав на товарный знак и знак обслуживания;
- изучить нормативно-правовое регулирование товарных знаков и знаков обслуживания по российскому законодательству;
- определить содержание исключительного права на товарный знак и знак обслуживания;
- провести соотношение категорий «охрана» и «защита» товарного знака и знака обслуживания;
- показать формы защиты прав на товарный знак и знак обслуживания;
- изучить способы защиты прав на товарный знак и знак обслуживания. Методологическую основу исследования составили такие общенаучные методы как: логический, исторический, сравнительный, синтез и анализ.
Нормативную базу квалификационной работы составили:
Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты, Гражданский Кодекс Российской Федерации. При написании работы автором использовались нормативные акты утратившие силу: Новоторговый устав 1667 года, Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров от 23.09.1992 № 3520-1, Постановление СНК СССР от 18 июля 1923 г. «О товарных знаках», Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 12.02.1926 "О введении в действие Постановления о товарных знаках", Постановление ЦИК СССР N 47, СНК СССР N 455 от 07.03.1936 "О производственных маркахи товарных знаках», Постановление Совмина СССР от 15.05.1962 «О товарных знаках».
Теоретическую базу исследования данной выпускной квалификационной работы составляют труды российских ученых таких как: Е.Г. Азарова, Н.Г.Александров, С.А. Белов, И.Б. Близнец, А.И. Каминка, В.Н. Карташов, Д.В. Кожемякин, Л.А. Новоселова, М.А. Рожкова, А.Г. Серго, Р.И. Ситдикова, С.А. Судариков.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Подводя итоги выпускной квалификационной работы, необходимо отметить, что анализ действующего законодательства, научной литературы, примеров арбитражной судебной практики позволил автору настоящей работы прийти к некоторым выводам теоретического и практического.
В ходе исследования было установлено, что право интеллектуальной собственности, начало свой путь в начале Х1Х века в России.
Посредством анализа доктрины права интеллектуальной собственности было установлено, что наиболее распространённым путем развития законодательства является выделение отдельного закона, регулирующего товарные знаки. Таким образом, товарный знак и знак обслуживания в настоящее время регулируются обширным комплексом нормативно-правовых актов, а ретроспективный анализ показал, что их особое регулирование совершенно не случайно, так как с древнейших времен была необходимость в наличии средств индивидуализации и возможности их правовой защиты. Однако российский путь развития законодательства предусматривает централизованное правовое регулирование, посредством комплексного регулирования в главе 76 ГК РФ. Что же касается правового режима знака обслуживания, то было установлено, что к нему могут применяться нормы о товарном знаке, если не предусмотрено иное.
На основе действующего законодательства установлено, что представляет собой товарный знак и какие виды товарных знаков и знаков обслуживания бывают. Выделяются словесное, изобразительное, объемное, звуковое, световое, голографическое, осязательное, позиционное обозначения. Причем бывают комбинированные обозначения. Среди видов товарных знаков также можно выделить коллективный товарный знак и общеизвестный товарный знак.
Определен субъектный состав прав средства индивидуализации. Правообладателями на товарные знаки могут быть только:
- юридические лица
-и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в качестве таковых в законном порядке.
Определено, что касается содержания исключительного права ,по нашему мнению оно включает в себя правомочие использования результата и распоряжения правом.
Установлено, что можно выделить следующие особенности правовой охраны товарного знака:
- распространяется только в отношении определенной категории товаров и услуг;
- действует на территории страны происхождения;
- момент и основания возникновения определяются национальным законодательством.
-субъект (правообладатель) реализует самостоятельно право на выбор способа защиты.
Для того чтобы стать объектом охраны, обозначение должно обладать различительной способностью и относительной новизной. При этом, говоря о новизне товарного знака как в странах общего права, так и в странах континентальной правовой семьи, подразумевают, что он должен быть новым в отношении определенных категорий товаров и услуг, в рамках которых испрашивается правовая охрана.
В ходе исследования было установлено, что общий срок предоставления государственной услуги в части приема, регистрации, экспертизы заявки и выдачи свидетельства на товарный знак составляет восемнадцать месяцев и две недели. Этот срок может быть увеличен в случае необходимости. Формальная экспертиза проводится в течение месяца со дня подачи заявки в Роспатент (ст. 1498 ГК РФ).
Максимальный срок экспертизы заявленного обозначения составляет двенадцать месяцев со дня принятия заявки к рассмотрению по результатам
Если принято решение о государственной регистрации товарного знака, то Роспатент в течение месяца со дня уплаты соответствующей пошлины осуществляет регистрацию в Государственном реестре товарных знаков (п. 1 ст. 1503 ГК РФ).
Свидетельство на товарный знак выдается в течение месяца со дня государственной регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков (п. 1 ст. 1504 ГК РФ).
Можно выделить следующие особенности правовой охраны товарного знака:
- распространяется только в отношении определенной категории товаров и услуг;
- действует на территории страны происхождения;
- момент и основания возникновения определяются национальным законодательством.
-субъект (правообладатель) реализует самостоятельно право на выбор способа защиты.
Определен срок защиты прав правообладателя на товарные обозначения. Который не может превышать срок действия прав на соответствующий объект. В нашем случае, как товарный знак, так и знак обслуживания имеет равный срок действия права который составляет 10 лет со дня подачи на государственную регистрацию заявки.
В ходе исследования было установлено, что право интеллектуальной собственности, начало свой путь в начале Х1Х века в России.
Посредством анализа доктрины права интеллектуальной собственности было установлено, что наиболее распространённым путем развития законодательства является выделение отдельного закона, регулирующего товарные знаки. Таким образом, товарный знак и знак обслуживания в настоящее время регулируются обширным комплексом нормативно-правовых актов, а ретроспективный анализ показал, что их особое регулирование совершенно не случайно, так как с древнейших времен была необходимость в наличии средств индивидуализации и возможности их правовой защиты. Однако российский путь развития законодательства предусматривает централизованное правовое регулирование, посредством комплексного регулирования в главе 76 ГК РФ. Что же касается правового режима знака обслуживания, то было установлено, что к нему могут применяться нормы о товарном знаке, если не предусмотрено иное.
На основе действующего законодательства установлено, что представляет собой товарный знак и какие виды товарных знаков и знаков обслуживания бывают. Выделяются словесное, изобразительное, объемное, звуковое, световое, голографическое, осязательное, позиционное обозначения. Причем бывают комбинированные обозначения. Среди видов товарных знаков также можно выделить коллективный товарный знак и общеизвестный товарный знак.
Определен субъектный состав прав средства индивидуализации. Правообладателями на товарные знаки могут быть только:
- юридические лица
-и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в качестве таковых в законном порядке.
Определено, что касается содержания исключительного права ,по нашему мнению оно включает в себя правомочие использования результата и распоряжения правом.
Установлено, что можно выделить следующие особенности правовой охраны товарного знака:
- распространяется только в отношении определенной категории товаров и услуг;
- действует на территории страны происхождения;
- момент и основания возникновения определяются национальным законодательством.
-субъект (правообладатель) реализует самостоятельно право на выбор способа защиты.
Для того чтобы стать объектом охраны, обозначение должно обладать различительной способностью и относительной новизной. При этом, говоря о новизне товарного знака как в странах общего права, так и в странах континентальной правовой семьи, подразумевают, что он должен быть новым в отношении определенных категорий товаров и услуг, в рамках которых испрашивается правовая охрана.
В ходе исследования было установлено, что общий срок предоставления государственной услуги в части приема, регистрации, экспертизы заявки и выдачи свидетельства на товарный знак составляет восемнадцать месяцев и две недели. Этот срок может быть увеличен в случае необходимости. Формальная экспертиза проводится в течение месяца со дня подачи заявки в Роспатент (ст. 1498 ГК РФ).
Максимальный срок экспертизы заявленного обозначения составляет двенадцать месяцев со дня принятия заявки к рассмотрению по результатам
Если принято решение о государственной регистрации товарного знака, то Роспатент в течение месяца со дня уплаты соответствующей пошлины осуществляет регистрацию в Государственном реестре товарных знаков (п. 1 ст. 1503 ГК РФ).
Свидетельство на товарный знак выдается в течение месяца со дня государственной регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков (п. 1 ст. 1504 ГК РФ).
Можно выделить следующие особенности правовой охраны товарного знака:
- распространяется только в отношении определенной категории товаров и услуг;
- действует на территории страны происхождения;
- момент и основания возникновения определяются национальным законодательством.
-субъект (правообладатель) реализует самостоятельно право на выбор способа защиты.
Определен срок защиты прав правообладателя на товарные обозначения. Который не может превышать срок действия прав на соответствующий объект. В нашем случае, как товарный знак, так и знак обслуживания имеет равный срок действия права который составляет 10 лет со дня подачи на государственную регистрацию заявки.
Подобные работы
- ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ И ЗНАКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Гражданско-правовая охрана товарного знака и знака обслуживания
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Правовое регулирование коммерческой концессии в Российской Федерации (12.00.03)
Диссертации (РГБ), гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Правовой статус субъектов патентного права
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Правовое регулирование коммерческой концессии в Российской Федерации
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Правовое регулирование коммерческой концессии в Российской Федерации
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ И ЗНАКИ ОБСЛУЖИВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВАЯ ОХРАНА ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В
РОССИИ И США
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Право на товарный знак и знак обслуживания
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2022



