Введение з
Глава 1.Феномен фанатизма 7
§ 1.1 Становление и развитие фанатизма как социального феномена 7
§ 1.2 Социальные и психологические факторы формирования фанатизма в современном обществе 13
§ 1.3 Проявления фанатизма в наше время 20
Глава 2. Культ мертвых и его проявления 25
§ 2.1 Культ мертвых как исторический феномен 25
§ 2.1 Обычаи и символика культа 28
§ 2. 3 Современные проявления культа мертвых 32
Глава 3.Формирование фанатичного сознания посредством культа мертвых 40
§ 3.1 Мотивы, побуждающие индивида присоединиться к культу мертвых .. 40
§ 3.2 Влияние культа мертвых на человека 42
§ 3. 3 Факторы фанатичного следования предписаниям культа мертвых 47
Заключение 51
Список литературы
Актуальность темы исследования состоит в том, что людям всегда было свойственно стремление верить в существование неких высших, сверхъестественных сил. Поэтому мистика, магия и оккультизм сопровождали их не только в древности, но и в настоящее время активно продолжают оказывать свое влияние, и даже могут приобретать более значительный характер. Культ мертвых, в свою очередь, является одним из проявлений таких верований. Он прослеживается в культуре многих народов как на ранних этапах своего существования, так и в современном мире. Порой следование культу мертвых может носить деструктивный характер. Одним из таких деструктивных явлений служит фанатизм. Об этом свидетельствует множество статей, книг и других источников, в которых довольно часто обращается внимание на данную проблематику.
В истории развития культуры феномен фанатизма всегда вызывал повышенный интерес как у философов, так и у религиозных мыслителей, политиков, деятелей культуры, поскольку данное явление в различных своих формах находит отражение во всех сферах общественной жизни. В частности, в философии выделяют такие виды фанатизма, как фанатизм политический, правовой, расовый, фанатизм в науке, в спорте, в искусстве. Религиозный фанатизм в этом ряду занимает особое место, так как религия является одним из важнейших духовных регуляторов общественного и индивидуального поведения. Малейшие изменения в религиозной сфере способны оказать большое влияние на характер мыслей, чувств, поступков людей.
Степень религиозного влияния особенно возрастает, если речь идёт о религиозном фанатизме. В современных условиях проблема религиозного фанатизма приобрела особую актуальность. Несмотря на то, что для современного общества характерен относительно высокий уровень образованности населения, а церковь давно не является господствующим социальным институтом, религиозный фанатизм продолжает функционировать.
Повышенная опасность религиозного фанатизма всегда заключалась в том, что он может быть использован как фактор манипуляции религиозным сознанием. Нередки случаи самоубийств на религиозной почве: религиозный фанатизм в последнее время порождает много смертников, заканчивающих жизнь во имя веры. Актуальность настоящей работы обусловлена также большим интересом к проблеме в современной науке и ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой, носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Для нашего исследования важными являются идеи психологов, социологов религии, исследовавших специфику религиозного сознания в целом, а также работы, посвященные рассмотрению и изучению культа мертвых.
Степень изученности проблемы. Вопросам исследования в области религий, в частности, культа мертвых и его составляющих посвящены работы: «Ранние формы религии и их развитие» и «Религия в истории народов мира» советского историка и этнографа С.А. Токарева, который внес ценный вклад в изучение религиозных верований. Также изучением культа мертвых занимались
Е.А. Звягинцев3, П. Гиро4 и др.
Феномен фанатизма и его специфику в своих работах осветила В.В. Ким5. Рассмотрение религиозного фанатизма подробно отражено в работах М. Я. Яхьяева6 и др.
Объектом исследования выступают факторы формирования религиозного фанатизма.
Предметом исследования является культ мертвых как один из источников формирования религиозного фанатизма.
1 Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М.: Наука, 1964. 153—204 с.
2Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005. 3-7 с
3Звягинцев Е.А. Культ предков // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб.: Семеновская Типолитография, 1890—1907, в 86 т. (82 т. и 4 доп.).
4 Гиро П. Культ мертвых. Частная и общественная жизнь римлян. СПб.: Алетейя, 1995. С. 220.
5 Ким В.В. Фанатизм как социальный феномен. М.: Б.и., 2003. С. 13-152.
6Яхъяев М.Я. Сущность религиозного фанатизма. // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Общественные науки. Махачкала: ДГУ, 2006. № 5. С. 95-98.
Цель исследования: анализ культа мертвых как причины фанатичного поведения людей.
Задачи исследования. Достижение указанной цели осуществляется последовательным решением следующих задач:
1) изучить культ мертвых как социальный феномен;
2) рассмотреть феномен религиозного фанатизма;
3) проанализировать степень влияния культа мертвых на формирование религиозного фанатизма.
Теоретико-методологическая основа исследования. В качестве методологической основы использовался структурно-функциональный подход Альфреда Радклиффа-Брауна, который изложен в его основных трудах: «Андаманские острова», «Метод этнологии и социальной антропологии», «Историческая и функциональная интерпретация культуры». Данный подход заключается в том, что феномен фанатизма и культа мертвых рассматриваются как отдельные целостные структуры, при этом их отдельные элементы могут проникать друг в друга и, таким образом, они будут выполнять общую функциональную роль.
Новизну данного исследования определяет выявление основных факторов, необходимых для формирования фанатизма посредством культа мертвых. Данный культ включает элементы, обязательные для формирования и укрепления фанатизма в сознании индивида. Также выявление этих элементов культа мертвых помогает обнаружить пути ликвидации религиозного фанатизма, связанного с культом, в следствие чего, можно избежать деструктивных последствий на основе приверженности религиозной идее.
Теоретическая значимость изучения проблемы «Культ мёртвых как причина формирования фанатизма» заключается в том, что рассмотрение данной проблематики может внести вклад в развитие теоретических исследований, посвященных фанатизму, который способствует повышению экстремизма и терроризма в обществе.
Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы для разработки методики анализа «Культа мёртвых» и для профилактики фанатизма как общественного явления, а также для использования в рамках преподавания курса общего религиоведения.
Структура работы. Дипломная работа состоит из содержания, введения, трех глав, девяти параграфов, заключения и списка литературы. Материал исследования изложен на 60 страницах. Список использованной литературы включает 55 источников.
В первой главе мы даем подробное определение феномена фанатизма, изучаем аспекты его становления и развития, также рассматриваем современные проявления.
Вторая глава посвящена культу мертвых, здесь мы описываем специфику культа, его традиции и рассматриваем проявления.
В третьей заключающей главе мы соотносим феномены культа мертвых и фанатизма, выводим и анализируем их связь.
Таким образом, в ходе написания исследовательской работы мы подробно рассмотрели культ мертвых как причину формирования фанатизма.
Само слово фанатизм происходит от латинского слова «fanaticus» - исступленный или неистовый. Значение слова определяет основную особенность поведения фанатичной личности. Фанатизм — это твердая и не признающая никаких аргументов безальтернативная приверженность личности определенным представлениям и убеждениям, что в решающей степени определяет практически любую ее активность и оценочное отношение к окружающему миру. Этот феномен проявляется в совершенно разных областях (политика, национализм, спорт, музыка, религия и др.) и носит как позитивный, так и негативный характер. Анализ этого обширного явления позволил нам сделать выводы о его значении как для отдельной личности, так и для всего социума в целом.
Религиозный фанатизм является наиболее распространенным. Его корни уходят глубоко в древность, но вопрос о специфике и истоках этого явления волнует ученых и философов по сей день.
К социальным факторам формирования фанатичного сознания относятся общественные противоречия (экономические, политические и иные, которые ускоряют процесс проявлений фанатизма) и распространение достижений социальных коммуникаций (интернет, сотовые телефоны, флеш-мобы и т.д.). Психологические факторы включают в себя такое понятие, как акцентуация характера. Анализ всех типов акцентуаций позволил выявить общую черту всех фанатиков: концентрация всеобщего внимания на своей личности. В целом же психология религиозного фанатизма строится на безысходности человека найти себе место в мире.
Также мы рассмотрели феномен культа мертвых. На основе полученных знаний мы можем предположить, что культ поклонения мертвым был основой для зарождения религии в древности и потому, был достаточно распространенным
явлением.
Традиции и символика в культе мертвых играет значимую роль. Существует огромное количество обрядов, ритуалов и символов рассматриваемого культа, все они, безусловно, претерпели множество трансформаций в процессе развития, но и в наше время и продолжают активно функционировать в отдельных обществах, при этом в каждой культуре они имеют свою особую специфику. Стоит отметить, что культ встречается не только среди старшего поколения, которому свойственно чтить религию предков, но и среди молодежи, которая, в свою очередь, интерпретирует его предписания по-новому, привнося изменения.
Основными мотивами, побуждающими человека присоединиться к культу, являются духовные, социальные, эмоциональные и интеллектуальные причины. Исходя из этих данных, мы делаем вывод, что в культ может попасть любой человек, находящийся в кризисном состоянии или ищущий нового жизненного пути. К примеру, это может быть одинокий индивид; не имеющий четких, устоявшихся мировоззренческих взглядов; не нашедший своего призвания в жизни; перенесший большое несчастье; находящийся в неблагоприятных обстоятельствах или человек, чей интерес заключается в тематике смерти, вечной жизни, пристрастию к потусторонним силам и т.д. Но наиболее подвержены влиянию со стороны культа люди подросткового возраста, в силу своих психологических и физиологических особенностей.
Адепты-неофиты легко попадают под влияние культа с самого начала пребывания в нем, после чего начинается их психологическая обработка, в результате которой, сознание человека полностью становится контролируемо.
Основными факторами, необходимыми для развития фанатизма посредством культа мертвых являются конфликт внутренний, конфликт внешний, сверхценная вера как особое состояние сознания, догматизм, значимая идея, низкий уровень образования в сочетании с отсутствием навыков критического мышления. Культ, в свою очередь, включает элементы, обязательные для формирования и укрепления фанатизма в сознании индивида такие, как традиции, обычаи, ритуалы, жертвоприношения.
Отметим, что выявление элементов фанатизма помогает обнаружить пути его ликвидации, в следствие чего, можно избежать деструктивных последствий на основе приверженности религиозной идее.
1. Адонъева С.Б. Символический порядок: Культ мертвых в постсоветской России. / С.Б. Адоньева. - Спб.: Амфора, 2011. - 293 с.
2. Асмолов А.Г. Психология фанатизма / А.Г. Асмолов. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.genesis.ru/pedologia/5/3.htm (дата обращения:
10.04.2019) .
3. Б.а. Религиозный фанатизм и ксенофобия как зависимость // сб. материалов Интегративных подходов в профилактике зависимостей в молодежной среде: материалы второго международного форума. - Ростов н/Д.: Б.и.,
2015. - С. 49-54.
4. Беляев И.А. Религиозный фанатизм как иллюзорная компенсация недостаточности духовно-душевных составляющих целостного мироотношения / И.А. Беляев // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - Челябинск: ЧГАКИ, 2011. - № 4 (28). - С. 68-71.
5. Б.а. Религиозный фанатизм - основная форма религиозного отчуждения современного мира // сб. материалов Октябрьского международного научного форума. - Новосибирск: Б.и., 2016. - С. 158-163.
6. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае / Л.С. Васильев. - М.: Ломоносовъ, 2017. С. 149-163.
7. Власова Ю.М. Архаические основания религиозного фанатизма / Ю.М. Власова, Е.Л. Доценко // Вестник Омского университета. Серия: Психология. - Омск: ОмГУ, 2017. - № 4. - С. 60-67.
8. Власова Ю.М. Смысловые трансформации, сопровождающие становление религиозного фанатизма / Ю.М. Власова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates.
- Тюмень: ТюмГУ, 2014. - № 9. - С. 222-229.
9. Гиро П. Культ мертвых. Частная и общественная жизнь римлян / П. Гиро. - СПб.: Алетейя, - 1995.- С. 220.
10. Гусева Е.С. Психологические критерии ложного религиозного фанатизма.// сб. материалов научной сессии. - Волгоград: ВолГУ, 2017. - С. 499-504.
11. Евстропъева А.Г. Религиозный фанатизм как основа проявления насилия «общества театра» // сб. материалов Политический консенсус в ХХ! веке: противодействие идеологии терроризма и обеспечение безопасности сборников научных трудов (Иркутск, 2017 г.) / ред. кол.: А.Г. Евстропьева. - Иркутск: ИГУ, 2017. - С. 158-163.
12. Жезлов Н.В. Религиозный фанатизм и религиозный экстремизм как факторы, способствующие вербовке террористов-смертников / Н.В. Жезлов // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - М.: Б.и., 2016. - Т. V. - № 1. - С. 9-13.
13.Завьялов С.О. Религиозный фанатизм / С.О. Завьялов // Научная дискуссия: инновации в современном мире // сб. ст. по материалам LXVIII Международной научно-практической конференции «Научная дискуссия: инновации в современном мире». - М.: Интернаука, 2017. - № 8(67). - С. 116-119.
14.Залевский Г.В. Фанатизм как проблема духовного здоровья личности и общества/ Г.В.Л. Залевский // Сибирский психологический журнал. Томск: ТГУ, 2008. - № 28. - С. 49-52.
15.Звягинцев Е.А. Культ предков // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — СПб.: Семеновская Типо-Литография, 1890—1907, в 86 т. (82 т. и 4 доп.).
16.Згиблая И.А. Основные признаки религиозного фанатизма / И.А. Згиблая // В сборнике: Право и государство: проблемы методологии, теории и истории Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Б.и., 2013. - С. 208-211.
17.Зайцев А. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. / А. Зайцев, В. Лаптева, А. Порьяз. - М.: Олма-Пресс, 2000. - 447 с.
18. Ким В.В. Экстремистские потенции религиозного фундаментализма: от истоков до наших дней / В.В. Ким // Исламоведение. - Махачкала.: ДГУ, 2014. - №4. - С. 6-17.
19. Ким В.В. Фанатизм как социальный феномен: дис. ...канд.филос.наук /
В.В. Ким. - М.: Б.и., 2003. - С. 13-152.
20. Ким В.В. Фанатизм как социальное чувство: социально-философский анализ / В.В. Ким // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — М.: Грамота, 2012. - № 2. - С. 72 - 75.
21..Ким В.В. Образование и фанатизм: точки соприкосновения / В.В. Ким // Ученые записки Орловского государственного университета. - Орел: ОрГУ,
2013. - №5 (55). - С. 81-85.
22. Ким В.В. Противоречия ценностей в миграционных процессах и формирование фанатизма / В.В. Ким // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. - №5 (43). - С. 104108.
23. Ким В.В. Критерии фанатизма / В.В. Ким // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - Орел.: ОрГУ, 2012.- № 5. - С. 99-103.
24. Ким В.В. Молодежный фанатизм: факторы возникновения и особенности проявления / В.В. Ким // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2012. - № 7 (21). - С.72-75.
25. Б.а. Некоторые аспекты формирования фанатизма на примере религий: сб. материалов Международный сборник научных трудов Выпуск №10 (Волгоград, 2007 г.) / ред. кол.: В.В. Ким - Волгоград: ВолгГТУ, 2006. - С. 29-35.
26. Козлов В.В. Реальная культура : от альтернативы до эмо / В.В. Козлов - Спб.: Амфора, - 2009. - 352 с.
27. Коростовцев,М.А. Религия Древнего Египта / М.А. Коростовцев — СПб.: Нева , 2000. - С. 74-127.
28. Кузнецова М.Н. Религиозный фанатизм: понятие, сущность и пути преодоления.: дис. ...канд.филос.наук / М.Н. Кузнецова.- Омск: ОмГУ,
2003. - С. 12-146.
29. Круглик Н.В. Значение религии в современном мире / Н.В. Круглик // Современные тенденции развития науки и технологий. - М.: Граница,
2016. - № 9-2. - С. 138-141.
30. Куландж Ф. Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима / Ф. Куландж.- М.: Центрполиграф, 2011. - С. 60-125
31. Б.а. Культ мертвых. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -
https: //www.ereading.club/chapter.php/1035060/10/Spens T ayny_drevnih_britt
ov.html (Дата обращения 18.04.2019).
32. Лавриненко Д.И. Религиозный фанатизм как социальное явление / Д.И. Лавриненко // сб. материалов // Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме. - Томск: ТПУ,
2013. - С. 145-146.
33. Маккалох Д. Религия древних кельтов / Д. Маккалох. — СПб.: Центрполиграф, 2004. - 336 с.
34. Малашенко А.В. Религиозный фундаментализм в контексте глобальных перемен // Глобальные социальные и политические перемены в мире. - М.: Б.и., 2007. - С. 191-201.
35.Олифиренко Е.П. Молодежный религиозный экстремизм в современной России и пути его преодоления: на материалах Северо-Кавказского федерального округа: дис. .канд.полит.наук / Е.П. Олифиренко. - Черкесск: Б.и., 2012. - С. 3-25.
36.Омельчук Р.К. Вера и фанатизм. определение границ понятий / Р.К. Омельчук // Социология, философия, культурология. - Улан-Удэ: Б.и., 2011.
- С. 165 - 169.
31.Поздняков А.В. К проблеме определения истоков и признаков религиозного фанатизма / А.В. Поздняков // Булгаковские чтения. - Орел: ОрГУ, 2013. - Т. 1. - № 1. - С. 274-282.
38. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники / В.Я. Пропп. — СПб.: Терра — Азбука, 1995.— 175 с.
39. Б.А. Религия как порождение культа предков. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://studme.org/60113/religiovedenie/chuvstvo_vselennoy
(дата обращения: 15.03.2019).
40. Романов А.А. О молодежном религиозном фанатизме / А.А Романов, А.В. Романов // сб. материалов: Молодёжь в меняющемся мире: вызовы глобальной современности. - Екб.: УрГПУ, 2017. - С. 161-169.
41. Б.А. Русский мир. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russify.ru/text/donini/08.htm - Культ мертвых. - (Дата обращения: 18.
04.2019) .
42. Сятчихина Е.Е. Фанатизм как социальный феномен / Е. Е. Сятчихина, Л. И. Курышева // Теория и Технология гармонизации социального пространства.
- Екб.: УФУ, 2013. - С. 102-104.
43. Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие / С.А. Токарев. — М.: Наука, 1964. — С. 153—204.
44. Токарев С.А. Религия в истории народов мира / С.А. Токарев. — М.: Республика, 2005. — С. 3-7.
45. Токтоматов О.К. Фанатизм как ценностная деформация сознания / О.К. Токтоматов // Научные ведомости. - Белгород: БелГУ, 2012. - № 22. - С. 192-197.
46. Токтоматов О.К. Фанатичный тип сознания как препятствие к толерантности / О.К. Токтоматов // Известия ИГЭА. - Иркутск: ИГЭА, 2012.- № 5 (85). - С.189-192.
47. Б.а. Традиции почитания предков у разных народов мира / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://koodesnik.su/realnaya-magiya/magiya-v- zhizni/355-traditsii-pochitaniya-predkov-u-raznykh-narodov (дата обращения:
15.03.2019) .
48. Шарипова Э.М. Истоки возникновения религиозного фанатизма в современной России / Э.М. Шарипова // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - Тюмень: ТюмИУ, 2009. - № 2. - С. 75-78.
49. Шарипова Э.М. Основы религиозного фанатизма / Э.М. Шарипова // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - Тюмень: ТюмИУ, 2010. - № 3. - С. 77-80.
50. Шарипова Э. М. Фанатизм в дискурсе социологических исследований / Э.М. Шарипова // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - Тюмень: ТюмИУ, 2013. - № 4. - С. 72-75.
51. Шарипова Э.М. Формы религиозного фанатизма в научном дискурсе / Э.М.
Шарипова // Фундаментальные исследования. - М.: Академия
естествознания, 2015. - № 2-24. - С. 5529-5533.
52. Шермухамедов К. Осуждение религиозного фанатизма в исламе / К. Шермухамедов // Россия и мусульманский мир. Махачкала: Исламоведение,
2017. - № 2 (296). - С. 146-152.
53. Яхъяев М.Я. Исламский фанатизм: взгляд на проблему / М.Я Яхьвеев // Научная мысль Кавказа. - Ростов на/Д.: ЮФУ, 2006.- № 4. - С. 32-38.
54. Яхъяев М.Я. Религиозный фанатизм как социально-исторический феномен: дис... .докт. филос. наук / М.Я. Яхьяев. - Махачкала: Б.и., 2006. - 326 c.
55. Яхьяев М.Я. Сущность религиозного фанатизма / М.Я. Яхьяев // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Общественные науки. - Махачкала: ДГУ, 2006.- № 5. - С. 95-98.
3 Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 2005. С. 3-7.