Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические условия личностного развития людей с ограниченными возможностями здоровья (Нижневартовский Государственный Университет)

Работа №36900

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2019
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
400
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
База исследования: Общественная организация «Молодежный городской клуб молодых людей с ограниченными возможностями здоровья «Самит» (г. Нижневартовск).
Выборка исследования: 30 молодых людей в возрасте от 20 до 25 лет с ограниченными возможностями здоровья, из них 15 девушек и 15 юношей. 11 молодых людей – инвалиды II группы, 19 молодых людей – инвалиды III группы.
Много приложений с результатами исследования в табличном виде.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 7
1.1. Трактовки понятия «личностное развитие» в современной психологии 7
1.2 Критерии и факторы личностного развития людей с ограниченными возможностями здоровья 14
1.3 Обзор методик диагностики личностного развития людей с ограниченными возможностями здоровья 20
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ПРИМЕРЕ МЕСТНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «МОЛОДЕЖНЫЙ КЛУБ ДЛЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «САМИТ» 29
2.1. Констатирующий эксперимент 29
2.2. Формирующий эксперимент 39
2.3. Контрольный эксперимент 46
ГЛАВА 3 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 55
3.1. Психолого-педагогические рекомендации психологам 55
3.2. Психолого-педагогические рекомендации членам семьи по личностному развитию людей с ограниченными возможностями здоровья 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 79


Актуальность исследования. Люди с ограниченными возможностями здоровья относятся к категории так называемого «маломобильного» населения и являются наименее защищённой, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с физическим состоянием, вызванным заболеваниями и приведшим к ограничению жизнедеятельности, с понижением общей активности. В значительной степени социальная незащищённость данной группы населения связана с наличием психологического фактора, деформирующего взаимоотношения с обществом и затрудняющего адекватный контакт. Психологические проблемы возникают при изолированности людей с ограниченными возможностями здоровья от внешнего мира как вследствие имеющихся недугов, так и в результате неприспособленности окружающей среды. Всё это ведёт к возникновению эмоционально-волевых расстройств, изменениям поведения и другим нарушениям в личностной сфере.
В настоящее время, несмотря на большое количество исследований особенностей становления личности, малоисследованным остается вопрос личностные качества лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Сказанное определят актуальность темы исследования.
Степень разработанности проблемы. Проблема изучения личности раскрыта в научных исследованиях А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.И. Слободчикова, З. Фрейда и др. Сущность понятия «ограниченные возможности здоровья» определена в трудах К.В. Педько, В.Э. Чудновского и др. Особенности личностных качеств лиц с ОВЗ молодого возраста, проанализированы в исследованиях О.А. Ильина, И.О. Мартынюк, М.И. Рожкова, Е.А. Тетериной и др.
Цель исследования: изучить психолого-педагогические условия лич-ностного развития людей ограниченными возможностями здоровья (на примере местной общественной организации «Молодежный городской клуб молодых людей с ограниченными возможностями здоровья «Саммит»).
Объект исследования: личность как психологический феномен.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия личност-ного развития людей ограниченными возможностями здоровья (на примере местной общественной организации «Молодежный городской клуб молодых людей с ограниченными возможностями здоровья «Саммит»).
Гипотеза исследования: личностные особенности лиц с ограничен-ными возможностями здоровья молодого возраста, характеризуются высоким уровнем агрессии и негативизма к окружающим, низким уровнем эмоциональной рефлексии и т.д.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по изучаемой проблеме.
2. Изучить личностные особенности лиц с ограниченными возможно-стями здоровья молодого возраста.
3. Разработать программу эмпирического исследования по определе-нию особенностей личности лиц с ограниченными возможностями здоровья молодого возраста.
4. Проанализировать результаты эмпирического исследования по определению особенностей личности лиц с ограниченными возможностями здоровья молодого возраста.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические: тестирование; методы математической обработки данных.
Выборка: 30 человек; возраст испытуемых – 20-25 лет.
База исследования: «Молодежный городской клуб молодых людей с ограниченными возможностями здоровья «Саммит».
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по коррекции личности лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специ-альная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения особенностей личности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, за-ключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современное общество – это индустриальное общество, ведущую роль в котором играет информация, и характеризуется высокой степенью свободы как общества, так и отдельно взятых людей. Мы живем в обществе, в котором у каждого есть свобода выбора по отношению к своей жизни. При этом, сопоставляя эти два понятия, мы встречаем противоречия, связанные с ограничением пространства лиц с ОВЗ в свободном индустриальном обществе. И так, жизненное пространство ограничено, то есть отсутствует единство личности и среды, поэтому говорить о том, что человек с ОВЗ сможет существовать в современном обществе в безбарьерной среде – некорректно. Следовательно, личностное развитие человека с ограниченными возможностями здоровья проблематично в связи с полноценным отсутствием свободы личности.
Лица с ОВЗ – люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Имея специфические жизненные условия, молодой человек с ОВЗ вынужден искать собственную траекторию развитие, а жизненное самоопределение будет осуществляться в ограниченном жизненном пространстве.
Ограничение человека можно рассматривать на нескольких уровнях: внутреннем и внешнем. К внутренним можно отнести страхи и комплексы по отношению к обществу в целом. Внешние будут делиться на два подуровня: связанные с дефектами (недостатками) и с социально-психологическими ограничениями. Дефекты (недостатки) нельзя устранить, а лишь в некоторой степени уменьшить. Социально-психологические ограничения связаны с «принуждением» лиц с ОВЗ к той среде, в которой они находятся. Наличие приведенных выше ограничений приводит к тому, что люди с ограниченными возможностями здоровья находятся в замкнутом пространстве (только в ближайшем окружении) по причине того, что находится в нем проще, чем в социуме.
С целью определения особенностей личностного развития людей с ограниченными возможностями здоровья была организована и проведена опытно-экспериментальная работа на базе местной общественной организации «Молодежный городской клуб молодых людей с ограниченными возможностями здоровья «Самит». Опытно-экспериментальная работа предусматривала проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что молодые люди в трудной жизненной ситуации не могут справиться со своим эмоциональным состоянием, им необходима помощь со стороны окружающих людей. Характерны для данной группы такие качества, как агрессивность и раздражительность.
На основании результатов проведенного констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья был разработан и апробирован тренинг «Путь к успеху», направленный на формирование личностных качеств, снижение эмоциональной напряженности.
Результаты показывают, что на контрольном этапе молодые люди с ОВЗ уже менее раздражительны и агрессивны, они могут самостоятельно решать свои проблемы и искать выход из трудной жизненной ситуации, они общаются и стремятся к взаимодействию с окружающими людьми. Однако, по-прежнему, молодым людям с ОВЗ свойственно чувствовать в некоторых жизненных ситуациях обиду на окружающих и на обстоятельства жизни. На контрольном этапе молодым людям с ОВЗ свойственно в трудной жизни ситуации проецировать проблему, что позволяет им найти рациональный способ ее решения. Реактивное образование, свойственное молодым людям с ОВЗ, говорит о том, что они решают проблему сразу, не усугубляя свое положение. Им не свойственно испытывать депрессивные состояния, так как они понимают, что из любой трудной жизненной ситуации есть конкретный выход.
Рекомендации:
1. Работа психолога должна быть направлена на выявление основных личностных проблем молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, составление плана работы с ними. Психолог будет оказывать профессиональную помощь клиентам по коррекции их личностных качеств, которые достаточно устойчивы и уже являются чертами характера.
2. Изменение технологии работы учреждений социальной помощи, смещение акцента на проведение социализирующих мероприятий, восстановление трудовых и профессиональных навыков, на оказание психологической помощи – проведение тренингов, психокоррекционных программ и т.д.
3. Работа психолога с группой молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в системе, так данная категория граждан, при условии успешности реализации психокоррекционной работы, может быть занята общественно полезной деятельностью, самостоятельно обеспечивать себя и продолжать включение в общество. Но им необходимо постоянное сопровождение со стороны специалиста (психолога, психотерапевта).
4. Коррекция личностных качеств молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, так как такая работа формирует позитивное субъективное чувство удовлетворения собой и свое деятельностью.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 23.04.2019 г.)
2. Абдуллаева, Э. С. Специфика социальной защиты молодежи и детей в России : монография [Текст] / Э. С. Абдулаева, К. В. Хадисова. – Москва : Русайнс, 2016. – 89 с.
3. Албегова, И. Ф. Социальная работа с молодыми инвалидами : ос-новные направления, формы, методы и технологии [Текст] / И. Ф. Албекова // Вестник социально-политических наук. – 2016. – № 11. – С. 23-26.
4. Ананьев, Б. Г. Антропология [Текст] / Б. Г. Ананьев. – Москва : Академия, 2010. – 472 с.
5. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. – Москва : АСТ, 2014. – 421 с.
6. Богачева, И. Н. Теоретические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности лиц с ОВЗ [Текст] / И. Н. Богачева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 98. – С. 247-252.
7. Бубнова, С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система [Текст] / С. С. Бубнова // Психологически журнал. – 2017. Т. 20. – №1. – С. 36-44.
8. Вардомацкий, А. П. Ценности социальной группы и личности [Текст] / А. П. Вардомацкий. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 452 с.
9. Василенко, В. А. Личностные особенности лиц с ОВЗ молодого возраста [Текст] / В. А. Василенко // Психологические исследования. – 2015. – №4. – С. 67-71.
10. Веричева, О. Н. Социальная реабилитация молодых инвалидов как основа интеграции их в общество [Текст] / О. Н. Веричева // Отечественный журнал социальной работы. – 2012. – № 1. – С. 76‐82.
11. Головчиц, Л. А. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития [Текст] / Л. А. Головчиц, А. М. Царев // Дефектология. – 2014. – № 1. – С. 3-13.
12. Дорошко Е. Жизненные ориентиры [Текст] / Е. Дорошко, Г. Шушкова // Библиотека. – 2012. – № 7. – С. 2-3.
13. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности [Текст] / А. Г. Здравомыслов. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 221 с.
14. Иванов А. В. Инновационный потенциал системы реабилитации инвалидов [Текст] / А. В. Иванов // Соц.-гуманитар. знания. – 2009. – № 4. – С. 153-164.
15. Ильин, О. А. «Человек компенсаторный» : заметка об образовании и трудоустройстве инвалидов [Текст] / О. А. Ильин // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 6. – С. 53-62
16. Кайдаш, С. Н. Психокоррекция эмоциональных нарушений [Текст] / С. Н. Кайдаш // Молодой ученый. – 2015. – №4. – С. 112-116.
17. Кирьякова, А. В. Теория ориентация личности в мире ценностей. Монография [Текст] / А. В. Кирьянова. – Оренбург, 2016. – 198 с.
18. Клюев, А. В. Ценностные и профессиональные ориентации совре-менной студенческой молодежи с ОВЗ: социологический аспект [Текст] / А. В. Клюев, И. С. Урсу // Управленческое консультирование. – 2018. – № 1. – С. 165-174.
19. Ковкова, Т. Г. Специфика социальной работы с молодыми инвалидами в стационарном учреждении [Текст] / Т. Г. Ковкова, Ю. Н. Рюмина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2013. – № 4. – С. 192‐196.
20. Косенкова, Т. В. Эволюция формирования института реабилитации инвалидов [Текст] / Т. В. Косенкова // Социально-гуманитарные знания, 2015. –№5. – С. 333-339.
21. Кучерова, О. Е. Становление Человека и основные каноны педагогической поддержки личности [Текст] / О. Е. Кучерова // Известия Академии педагогических и социальных наук. – 2015. – № 2. – С. 174–178.
22. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 745 с.
23. Липский, И. А. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной сферы : учебное пособие [Текст] / под ред. И. А. Липского. – Москва : ИНФРА-М, 2012. – 384 с.
24. Лурия, А. Р. Нейропсихологические аспекты изучения аномалий развития [Текст] / А. Р. Лурия // Вопросы психологии. – 2015. – №2. – С. 74-85.
25. Майсак, Н. В. Матрица социальных девиаций : классификация ти-пов и видов девиантного поведения [Текст] / Н. В. Майсак // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 4. – С. 78-86.
26. Маклаков, А. Г. Общая психология : Учебник для вузов [Текст] / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 583 с.
27. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В. Г. Маралов. – Москва : АСТ, 2015. – 256 с.
28. Мартынюк, И. О. Жизненные цели личности с ОВЗ : понятие, структура, механизмы формирования [Текст] / И. О. Мартынюк. – Москва : Инфра-М, 2013. – 119 с.
29. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А Маслоу. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 469 с.
30. Минобрнауки России информирует : Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 7. – С. 3-7.
31. Мясищев, В. Н. Общая психология [Текст] / В. Н. Мясищев. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 652 с.
32. Осухова, Н. Г. Социально-психологическое сопровождение. Семья и личность в кризисной ситуации [Текст] / Н. Г. Осухова // Психологический журнал. – 2013. – № 31. – С. 2 - 17.
33. Парнонс, Т. Психология личности [Текст] / Т. Парнонс. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 563 с.
34. Педько, К. В. Психологические особенности личности с ОВЗ [Текст] / К. В. Педько // Наука и молодежь. Гуманитарная серия. – Москва : Нац. ун-т. – № 11-12. – 2016. – С. 163-166.
35. Петровский, А. В. Психология [Текст] / А. В. Петровский, М. Г Ярошевский. – Москва : Академия, 2012. – 512 с.
36. Платонов, К. К. Психология личности [Текст] / К. К. Платонов. – Москва : Владос, 2012. – 502 с.
37. Положение инвалидов в России : Мониторинг / ВЦИОМ. [Элек-тронный ресурс]. Режим доступа: http://wciom.ru. (Дата обращения: 03.05.2019).
38. Рожков, М. И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса [Текст] / М. И. Рожков // Психология и педагогика социального воспитания : материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения А. Н. Лутошкина. Кострома : КГУ, 2015. – С. 322–329.
39. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : учеб.пособие [Текст] / С. Л. Рубиштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 702 с.
40. Семаго, Н. Я. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики : Методическое пособие [Текст] / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – Москва : МГППУ, 2012. – 306 с.
41. Серикова, Л. А. Научно-исторические предпосылки изучения проблем формирования личности [Текст] / Л. А. Серикова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 6. – С. 136–141.
42. Слободчиков, В. И. Психологические образования личности [Текст] / Е. И. Слободчиков, В. Е. Исаев / Психология личности. Хрестоматия. Т. 2. – Москва : Бахрах-М, 2016. – 544 с.
43. Тетерина, Е. А. К вопросу о ценностных ориентациях лиц с ОВЗ молодого возраста [Текст] / Е. А. Тетерина // Электронный научный журнал. Общество. Государство. Наука. Пензенский государственный университет. –2013. – Том 2 (2). – С. 189- 193.
44. Тихонова, Е. В. Методология и методы социологического исследования [Текст] / Е. В. Тихонова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. – 368 с.
45. Ульянова, И. В. Исторические аспекты становления педагогического феномена «смысложизненные ориентации личности» [Текст] / И. В. Ульянова // Знание. Понимание. Умение – 2014. – № 1 – С. 183-185.
46. Шаламова, Л. Ф. Социальный портрет молодого поколения : некоторые аспекты управления активизацией социального потенциала молодежи [Текст] / Л. Ф. Шаламова // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – № 6. – С. 85-88.
47. Хадисова, К. В. Специфика комплексных подходов в организации социальной работы с молодежью [Текст] / К. В. Хадисова // В сборнике: инновационное развитие: потенциал современной науки и образования. – Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Ч.1 - Пенза, 2017. – С. 223-226.
48. Чернобровкина, Н. Ю. Особенности ценностно-смысловой сферы личности с инвалидностью [Текст] / Н. Ю. Чернобровкина // Молодой уче-ный. – 2015. – №3. – С. 112-115.
49. Чудновский, В. Э. Становление личности и проблема смысла жиз-ни. Избранные труды [Текст] / В. Э. Чудновский. – Москва: Из-во Моск. психолого-социального ин-та, 2016. – 768 с.
50. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 02.04.2019 г.).
51. Франкл, В. Э. Психология индивидуальности [Текст] / В. Э. Франкл. – Москва : Инфра-М, 2016. – 698 с.
52. Фрейд, З. Психоанализ [Текст] / З. Фрейд. – Москва : Академия, 2014. – 523 с.
53. Фром, Э. Личность и индивидуальность [Текст] / Э. Фромм. – Мо-сква : Академия, 2016. – 589 с.
54. Юнг, К. Г. Теория психоанализа [Текст] / К. Г. Юнг. – Санкт-Петербург: Питер. 2013. – 402 с.
55. Ядов, В. А. Социальная идентификация личности [Текст] / В. А. Ядов. – Москва: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 344 с.
56. Ярмольник, И. М. Нейропсихологические механизмы регуляции эмоционального состояния лиц с ОВЗ: теоретический и практический аспекты эмпирического исследования [Текст] / И. М. Ярмольник // Вопросы психологии. – 2015. – №2. – С. 74-75.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ