Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРЕДСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Работа №3690

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы70 стр.
Год сдачи2013
Стоимость7900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1695
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение ----------------------------------------------------------------------------------------------- 3
Глава 1. Теоретический аспект проблемы организации взаимодействия учителя-логопеда с родителями в процессе преодоления общего недоразвития речи. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- 6
1.1. Общее недоразвитие речи как речевое нарушение ------------------------- 6
1.2. Роль семьи в процессе преодоления речевого нарушения --------------- 12
1.3. Средства логопедической работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями в процессе преодоления тяжелых нарушений речи ---------------------17
Глава 2. Исследование взаимодействия учителя-логопеда с родителями в процессе преодоления общего недоразвития речи. ---------------------------------- 23
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента. ------------ 23
2.2. Коррекционная работа по взаимодействию учителя-логопеда с родителями в процессе преодоления общего недоразвития------------------------------- 32
Заключение ---------------------------------------------------------------------------------------- 41
Список используемой литературы----------------------------------------------------------- 44
Приложение А --------------------------------------------------------------------------------- 51
Приложение Б ------------------------------------------------------------------------------------ 55
Приложение В --------------------------------------------------------------------------------- 65
Приложение Г --------------------------------------------------------------------------------- 68
Приложение Д --------------------------------------------------------------------------------- 70






Введение
Актуальность исследования. Общее недоразвитие речи - это сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся звуковой и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте. Распространенность этого тяжелого нарушения речи, не только не только не снижается, но даже возрастает. В связи с этим увеличивается число родителей детей с данным нарушением речи, обращающихся к услугам учителя-логопеда. Однако, на наш взгляд современные средства взаимодействия учителя-логопеда с семьей детей, имеющих общее недоразвитие речи, представлены разрозненно и фрагментарно.
Правильная организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями в процессе преодоления общего недоразвития речи обеспечивает полноценную логопедическую работу. Изучением проблемы организации взаимодействия учителя-логопеда с семьёй детей, имеющих тяжёлые нарушения речи занимались в разное время такие ученые как Р.Е. Левина, Л.С. Вакуленко, Т.Б. Филичева, Т.В. Ананьева, О.В. Бачина., Л.Н. Самородова, Г.В. Чиркина и др.
По мнению таких авторов, как Л.А. Зайцева, И.C. Зайцев, О.В. Бачина., Л.Н. Самородова, Т. В. Кротова, учителя-логопеды, которые не могут установить взаимодействие с родителями детей, имеющих общее недоразвитие речи, намного дольше и сложнее добиваются нужных результатов в ходе логопедической работы. Для установления и повышения уровня взаимодействия, данные авторы предлагают использовать в ходе логопедической работы традиционные (лекции, семинары, прак¬тические занятия, откры¬тые занятия, конферен¬ции, работа творческих групп по интересам, педа¬гогические советы, роди¬тельские собрания, кон¬сультации и др.) и нетрадиционные (по Т.В. Кротовой - различные информацион¬но-аналитиче¬ские, досуговые, познавательные мероприятии) средства.
Применение единого комплекса традиционных и нетрадиционных средств взаимодействия помогает решить задачу по налаживаю контакта с родителями и позволяет существенно увеличить эффективность коррекционного процесса.
Проблема исследования заключается в том, что на данный момент средства в логопедической работе, которые могли бы повысить эффективность взаимодействия учителя-логопеда с родителями по преодолению речевого нарушения представлены разрозненно и фрагментарно. В результате, большинство родителей не способны принимать активное участие в логопедической работе из-за низкого уровня родительской активности.
Исходя из данной проблемы, наша тема исследования: «Средства взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения в процессе преодоления общего недоразвития речи».
Объект исследования: процесс взаимодействия учителя-логопеда с родителями в коррекционной работе по преодолению тяжёлых нарушений речи.
Предмет исследования: комплекс заданий (беседы, открытые индивидуальные занятия, родительские собрания, мастер-классы, индивидуальные и групповые консультации, открытые логопедические занятия) по взаимодействию учителя-логопеда с родителями детей дошкольного возраста по преодолению общего недоразвития речи.
Цель исследования: изучить теоретический аспект проблемы взаимодействия учителя – логопеда с родителями детей по преодолению тяжёлых нарушений речи и составить комплекс заданий по взаимодействию учителя-логопеда с родителями детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать специальную литературу по проблеме взаимодействия с родителями детей с тяжёлыми нарушениями речи.
2. Определить особенности взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей с тяжёлыми нарушениями речи.
3. Подобрать методику исследования взаимодействия учителя-логопеда с родителями в процессе преодоления общего недоразвития речи и выявить уровень активности родителей в логопедической работе.
4. Составить комплекс заданий по взаимодействию учителя-логопеда с родителями в условиях дошкольного учреждения в процессе преодоления общего недоразвития.
5. Опытно-экспериментальным путём проверить эффективность данного комплекса заданий.
Гипотеза исследования: процесс взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи станет более эффективен, если:
- будет применяться комплекс заданий (беседы, открытые индивидуальные занятия, родительские собрания, мастер-классы, индивидуальные и групповые консультации, открытые логопедические занятия) по повышению родительской активности в логопедической работе;
- будет организованно учителем-логопедом взаимодействие родителей друг с другом.
Новизна исследования: составлен комплекс заданий по взаимодействию учителя-логопеда с родителями детей дошкольного возраста по преодолению общего недоразвития речи.
Теоретическая и практическая значимость: составленный комплекс заданий по повышению родительской активности в логопедической работе родителей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи может быть применён в работе учителя-логопеда и дефектолога.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования;
Эмпирические: анкетирование, наблюдение, опытно-экспериментальная работа.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №154 комбинированного вида», г. Владивосток.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы (58), приложение (5).



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Заключение
Целью данного исследования было изучить теоретический аспект проблемы взаимодействия учителя – логопеда с родителями детей по преодолению тяжёлых нарушений речи и составить комплекс заданий по взаимодействию учителя-логопеда с родителями детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для достижения поставленной цели были решены последовательно следующие задачи:
- проанализирована специальная литература по проблеме взаимодействия с родителями детей с тяжёлыми нарушениями речи;
- изучен термин «общее недоразвитие речи», понятие «взаимодействие» и его виды;
- определены особенности взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей с тяжёлыми нарушениями речи;
- подобраны методики исследования взаимодействия учителя-логопеда с родителями в процессе преодоления общего недоразвития речи и выявить уровень активности родителей в логопедической работе;
- определен уровень взаимодействия у родителей детей с общим недоразвитием речи;
- составлен комплекс заданий по взаимодействию учителя-логопеда с родителями в условиях дошкольного учреждения в процессе преодоления общего недоразвития.
- опытно-экспериментальным путём проверена эффективность составленного комплекса заданий.
Таким образом, наше исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что процесс взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи станет более эффективен, если: будет применяться комплекс заданий (беседы, открытые индивидуальные занятия, родительские собрания, мастер-классы, индивидуальные и групповые консультации, открытые логопедические занятия) по повышению родительской активности в логопедической работе; будет организованно учителем-логопедом взаимодействие родителей друг с другом.
Практическая значимость дипломной работы усматривается в том, что составленный комплекс заданий по повышению родительской активности в логопедической работе родителей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного учреждения может быть применён в работе учителя-логопеда и дефектолога.



Список используемой литературы
1. Алексеева Н.В. “Взаимодействие с родителями по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста” - журнал «Логопед в детском саду» №8, 2009г., Ж.Ч. Цициева “Как родители могут помочь ребенку с недостатками в речевом развитии” - журнал «Дошкольное воспитание» №9, 2006г.).
2. Ананьева Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей «особого» ребёнка // «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» – 2007. – № 1.
3. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
4. Бачина О. В., Самородова Л. Н Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. Издательство: Сфера. - 2010 г. Серия: Библиотека журнала "Логопед".
5. Белова-Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников– М.: Просвещение, 1972. – 232 с.
6. Вакуленко, Л. С. К вопросу об организации взаимодействия учителя-логопеда с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями речи [Электронный ресурс] /Л. С. Вакуленко //Письма в Эмиссия. Оффлайн (научно-педагогический интернет-журнал). - 2011. – январь. – Режим доступа : http://www.emissia.org/offline/2011/1504.htm
7. Вакуленко Л.С. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи, Детство-Пресс, 2011 г., 160 стр.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.,1982.
9. Выготский Л. С. Развитие устной речи - детская речь 1996 г., Ч.1 - с.51.
10. Городская программа «Московская семья — компетентные родители»(2007). Департамент образования г. Москвы Московский интститут открытого образования. Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца // Журнал «Обруч», 2008. - № 1.
11. Громова О.Е. Инновации - в логопедическую практику /Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008г.-232с.
12. Громова О.Е. Путь к первым словам и фразам. // Журнал «Логопед» 2004. № 1.
13. Глухов В.П. Методика обучения детей с ОНР рассказыванию. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 280-284.
14. Дмитриев Д.В. Толковый словарь русского языка - М.: Астрель: АСТ, 2003. - 1578 с. - (Серия: Словари Академии Российской).

15. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985. – 112 c.
16. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда – М.: Просвещение , 1990. – 239 с.
17. Жукова Н.С. Поэтапное формирование устной речи при ее недоразвитии. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 168-180.
18. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Если Ваш ребенок остается в развитии. — М., 1993.
19. Захарова Е.Н. О работе логопеда с родителями. // Журнал «Логопед», - 2006. - № 6.
20. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
21. Короткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. // Логопед №1. 2004. - 26с.
22. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с., ил.
23. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 187-190.
24. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом. – Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 125-144.
25. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа, 1967, вып. 2 (122).
26. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. - 287 с.
27. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
28. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дефектология»/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение , 1989. – 528 с.: ил.
29. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. —— М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.
30. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии - Ранняя диагностика и коррекция. - М..: Просвещение, 1992. – 95 с.: ил.
31. Мещерякова Л.В. Формирование лексико – грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР // Логопед. – 2004 – №6 – с.12-17.
32. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология - № 2, 2001
33. Никашина Н.А. Формирование речи и ее недоразвитие. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 153-157.
34. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
35. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.
36. Пигасова А. Г. Работа логопеда с родителями. // Журнал «Дефектология». - 1985г. - №5.
37. Поваляева М.А. Справочник логопеда.: «Феникс», Ростов-на-Дону, 2002 г.
38. Понятийно-терминологический словарь логопеда // Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997.
39. Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е
40. Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей. Дошкольное воспитание, 2008, №10, с.102-108.
41. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении / О.А. Степанова. - – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 112 с.
42. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович. – М. : Классикс стиль, 2003. – 160 с. : ил. – (Коррекционная педагогика).
43. Спирова Л.Ф., Шуйфер Р.И. Общие методические положения по обучению грамоте детей с недоразвитием речи. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 145-152.
44. Сорокин П. А. Система социологии. В 2 т. П-г., 1920. Осипов Г.В. Природа и общество/ /Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). - М., 1996.

45. Стряпина Л.Н. Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей / Л.Н. Стряпина, Е.А. Рогова // Логопед. – 2009. - № 1. – С. 58-59.
46. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. –– М: Гном и Д. - 2001 г.
47. Тимофеева Г.С. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. // Логопед – 2005 – №2 – с.57.
48. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 285-299.
49. Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 г. Москва "Об образовании".
50. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития у детей// Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. — М.: Просвещение, 2008
51. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология (дошкл.) » - М.: Просвещение, 1989. —223 с.
52. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей Под ред. Т.Б. Филичева. - М.: Альфа, 1993.— 103 с.
53. Филичева Т.Б. Принципы, методы, организация психолого-педагогического обследования детей с общим недоразвитием речи. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 191-204.
54. Филичева Т.Б. Психолого - педагогические основы коррекции ОНР у детей дошкольного возраста.// Дефектология./ Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. - 1985. № 4 - 72 с.
55. Филичева Т.Б. Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 221-279.
56. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 181-186.
57. Хамитова Л. Р.Семья: родители и дети // Берберян А.С., Девятых С.Ю. (ред.) Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований. Материалы II международной научно-практической конференции 5–6 октября 2011 года. – Пенза – Витебск – Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. – 180 с.
58. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. А. В. Хуторской. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ