Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КООРДИНАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ 9
§ 1. Понятие и сущность координационной деятельности 9
§2. Цели, задачи и принципы координационной деятельности 15
§3. Участники координации правоохранительной деятельности по борьбе с
преступностью и их полномочия 23
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КООРДИНАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ 29 §1. Становление и развитие правовых основ координационной функции. ... 29
§2. Современное состояние и тенденции правовой регламентации координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью 35
§3. Направления развития правового регулирования координационной деятельности 41
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМ КООРДИНАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ 49
§1. Организационное обеспечение координации 49
§2. Основные формы осуществления координации правоохранительной
деятельности по борьбе с преступностью 55
Заключение 60
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. На протяжении многих лет борьба с преступностью остается одной и приоритетных задач не только правоохранительных органов, но и всего государственного аппарата в целом. Для успешной реализации указанной задачи Президент Российской Федерации В.В. Путин еще в далеком 2005 году в послании Федеральному Собранию заявил о необходимости новых подходов к борьбе с преступностью . Согласно актуальной статистики Министерства внутренних дел состояния преступности, в январе 2019 года зарегистрировано более 154 тысяч преступлений , а за прошедший 2018 года зарегистрировано около 1992 тысяч преступлений, что всего лишь на 3,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Эффективность деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и правонарушениями в целом напрямую зависит от процесса оптимизации такой деятельности. В связи с этим немаловажно исследовать различные аспекты оптимизации как совокупности способов, методов, а также новых подходов для защиты прав и свобод человека и гражданина. Одним из таких аспектов является координационная деятельность органов правоохранительной системы, которой и посвящено наше исследование.
Система правоохранительных органов Российской Федерации (далее - РФ) представляет собой сложный механизм, состоящий из различных самостоятельных элементов, выполняющих различные действия направленные на достижение общих целей. Как и любой механизм правоохранительная система не в состоянии работать в отсутствие функционирования ее составляющих частей. В этой связи актуальными становятся направления оптимизации в работе всех правоохранительных органов и каждого в отдельности. Одним и таких направлений является координация. Статистика преступлений в нашей стране, которая оставляет желать лучшего 1 , делает проблему координации правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью еще более важной для научного изучения.
Разрозненность правоохранительных органов в процессе деятельности по борьбе с преступностью способна деструктивно повлиять на результат в целом, поэтому участникам координационной деятельности необходимо обеспечивать взаимодействие в целях единой борьбы с преступностью.
Таким образом, актуальность выбора проблем, связанных с координационной деятельностью правоохранительных органов в рамках отечественной правовой системы в качестве темы данного научного исследования вызваны происходящими политическими и экономическими изменениями отставанием науки от развития и усложнения сферы правоотношений, связанных с исследуемой темой.
Степень разработанности темы исследования. Теорией о координационной деятельности органов правоохранительной системы по борьбе с преступностью в целом занимались многие ученые, хотя их исследования зачастую были шире непосредственно координационной деятельности. Научные работы таких авторов включает как научные труды, так и комментарии, обобщение судебной практики и многие другие направления научной деятельности. Итак, изучением проблемы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и не только занимались такие авторы как: Д.М. Бакаева, В.Г. Бессарабова, Л.М. Давыденко, В.К. Звирбуля, В.В. Клочкова, Ф.М. Кобзарева, Н.Н. Кондрашкова, В.Д. Ломовского, Т.Л. Маркелова, В.П. Рябцева, В.И. Рохлина, В.И. Шинда и ряд других. Данная работа также опирается на изучение трудов ученых в области правоохранительных органов и прокурорского надзора: А.И. Алексеева, В.Б. Алексеева, В.И. Баскова, С.Г. Березовской, А.Д. Берензона, В.П. Божьева, А.Д. Бойкова, К.Ф. Гуценко, А.И. Долговой, В.В. Долежана, А.Б. Карлина, М.А. Ковалева, К.Ф. Скворцова, Ю.И. Скуратова, А.Ф. Смирнова, А.Б. Соловьева, А.Я. Сухарева, В.М. Семенова, С.В.Тюрина, А.А. Чувилева, М.А. Шапкина, С.Ф. Шумилина, В.Б. Ястребова и другие труды.
Цель настоящего исследования - всестороннее изучение правовой природы координационной функции прокуратуры в деятельности по борьбе с преступностью.
Достижение поставленной цели выполнялось путем решением следующих задач:
- теоретическое раскрытие понятия координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью как самостоятельной функции прокуратуры - исследование правовой природы отсылочных и коллизионных норм международного частного права;
- определить цели, задачи и принципы координации
правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью в рамках современной правовой реальности;
- выделение и исследование основных критериев определения и классификации участников координационных правоотношений;
- проведение анализа действующего законодательства, регулирующего координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
- исследование основных направлений становления и развития правовых основ координационной функции правоохранительных органов;
- изучение современного состояния и тенденций правовой регламентации координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Объектом научного исследования выступают общественные правоотношения, возникающие в сфере координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на современном этапе развития российского государства.
Предметом научного исследования являются теоретические, правовые и методические основы осуществления прокуратурой координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Методологическую основу исследования формирует круг общих и частно-научных методов, таких как формально-юридический, в части проведения анализа нормативно-правовых актов России; грамматический метод в части работы с понятиями и толкованием координации правоохранительных органов и исторический метод в части исторических исследований развития правовых институтов касательно координационной деятельности органов правоохранительной системы по борьбе с преступностью.
Научная новизна. Настоящая работа представляет собой одну из попыток комплексного исследования основных институтов координационной деятельности органов правоохранительной системы по борьбе с преступностью в условиях современной российской правовой действительности. Научная новизна исследования отражается в выводах о необходимости дополнения современного законодательства нормативно-правовыми положениями, регулирующими вопросы совместной работы и координации правоохранительных органов в деятельности по борьбе с преступностью как внутри структуры, так и при взаимодействии с другими государственными органами.
Апробация результатов диссертационного исследования.
Основные выводы и положения диссертационной работы нашли свое отражение в научных публикациях, в том числе в публикациях выступлений по результатам научной конференции. По теме диссертационного исследования опубликовано 4 научные работы в научно-исследовательских журналах и сборниках.
Теоретическая и практическая значимость. Положения настоящего исследования могут быть использованы для дальнейшей теоретической разработки вопросов, возникающих при решении вопросов координационной деятельности органов правоохранительной системы по борьбе с преступностью в рамках российской правовой системы.
Структура работы определяется целями и задачами, поставленными в работе, которая состоит из введения, трех глав, восьми параграфов и списка использованной литературы. Введение раскрывает актуальность темы исследования, степень ее разработанности, цель, задачи, объект, предмет, методологическую основу исследования, ее теоретическую и практическую значимость.
Первая глава посвящена раскрытию понятия и сущности координационной деятельности, основным целям, задачам и принципам координационной деятельности, а также типологии участников координации правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью с раскрытием их полномочий.
Вторая глава посвящена становлению и развитию правовых основ координационной функции правоохранительных органов по борьбе с преступностью, а также современному состоянию и тенденциям и направлениям развития в области координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
В третьей главе анализируются такие вопросы как организационное обеспечение координации и основные формы осуществления координации правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по вопросу значения и содержания понятия координационной деятельности правоохранительной системы по борьбе с преступностью, форм координационной деятельности, проблем регулирования аспектов касающихся координационной деятельности правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью и предложения по решению данных проблем путем дополнения нормативной базы, которая регламентирует указанную сферу правового регулирования.
Подводя итоги исследования, необходимо обратить внимание на то, что в условиях обострения криминогенной обстановки в Российской Федерации надобность объединения усилий силовых ведомств по борьбе с преступностью при помощи координации их действие путем единого руководства , которым представлено координационное совещание глав этих органов при системообразующей роли надлежащего прокурора, является весьма аргументированной и требует необходимых законных гарантий, отвечающих сегодняшней ситуации в стране. Вместе с этим, следует принять во внимание тот факт, что борьба с преступностью представляет собой одну из главных задач государства, имеет многоплановый характер, в неё интегрировано большое количество разных участников, и во взаимосвязи с этим координация правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью тоже реализуется на базе различных уровней. В данной работе дается полная характеристика и раскрывается понятие координации и подробно изучается процесс взаимосогласования правоохранительной деятельности уполномоченных государственных органов, который направлен на своевременное выявление, раскрытие, пресечение и предупреждение преступлений, устранение обстоятельств, которые способствуют их реализации, в целях укрепления законности и противодействия преступности, посредством формирования и осуществления общих мероприятий по наиболее важным и насущным проблемам борьбы с преступностью в рамках полномочий каждого из ее субъектов. Вместе с этим предложен конкретный механизм улучшения качества данной сферы деятельности. В результате анализа развития и формирования взаимосогласованной деятельности силовых ведомств по борьбе с преступностью на разных исторического развития нашей страны и с учетом нового курса российской правовой действительности после принятия основного закона нашей страны в одна тысяча девятьсот девяносто третьем году, сформулированы базовые принципы координации правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью, приведен список и раскрыто конкретное содержание принципов законности, защиты прав и свобод граждан, на базе паритета участников координационного совещания при формулировании вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и действий по борьбе с преступностью, самостоятельности и независимости каждого силового ведомства, при обеспечении гарантии гласности, объективности в оценке криминогенной ситуации и разумности принимаемых координационных решений, которые направлены на согласование тех или иных мер по борьбе с преступностью, при централизации деятельности принимая во внимание систему иерархии отношений участников координации, при ответственности глав силовых ведомств за невыполнение согласованных решений. На базе глубокого исследования практики воплощения в жизнь координационной функции прокурорами разных административно-территориальных образований Российской Федерации проанализированы предпосылки неудовлетворительной оценки эффективности мер, которые принимаются правоохранительными органами по борьбе с преступностью, которые выражены в несогласованности, разобщенности действий надлежащих структур, невысоком уровне системы организации координационного процесса. Исходя из целей и задач, которые заявлены в качестве предмета исследования в диссертации проанализированы главные проблемы, которые связаны с координацией прокурором деятельности правоохранителей по борьбе с преступностью.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.: [в ред. от 21.07.2014 г.] // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ [в ред. от 03.08.2018 г.] // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ [в ред. от 03.08.2018 г.] // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ [в ред. от 03.08.2018 г.] // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 46.- Ст. 4532.
5. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 27.12.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
08.01.2019) . / Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, № 47, ст. 4472,
6. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О полиции» Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.
7. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Собрании законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 40 ст. 3822
8. «О центральных органах Российской Федерации, ответственных
за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи»: указ
Президента РФ от 18.12.2008 № 1799 / СЗ РФ, 22.12.2008, № 51, ст. 6140
9. О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (вместе с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»): указ Президента
РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 [в ред. от 07.12.2016 г.] / Российская газета. -
1996. - 5 мая.
10. Приказ Генерального прокурора РФ от 5 июня 2000 г. № 98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах»
11. Приказ Генпрокуратуры России от 29.08.2014 № 454 (ред. от
09.03.2017) Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции. / Законность, № 12, 2014.
12. Приказ Генпрокуратуры России от 11.05.2016 № 276 (ред. от
26.12.2018) Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации / Законность, № 8, 2016.
13. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999) / Бюллетень международных договоров, № 9, 2009, с. 15 - 29
II. Материалы юридической практики
1. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25 сентября 1998 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1999. - № 3.
2. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 1 июля 1966 г. № 4 «О задачах судебных органов в связи с решениями XXIII съезда КПСС / Бюллетень Верховного Суда СССР, № 4, 1966
3. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 29 июня 1979 г. № 2 «О задачах судов, вытекающих из постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» // Бюллетень Верховного Суда СССР № 4, 1979 г., Ст. 15-16.
4. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от
22.04.2019 N Ф10-544/2019 по делу № А84-2110/2018 о признании частично недействительной межведомственной инструкции административных органов - [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL.:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/40115990/ (дата обращения:
23.03.2019) .
5. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 апреля 2001 г. № 45-Г01-14 - [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL.:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1125979412057230754 9966192&cacheid=CDC035186221B36A9BEDD414883212A4&mode=splus&ba se=ARB002&n=30204&rnd=BEA8D4362B1622985E1517EC0FA75322#1labuca ol0c (дата обращения: 20.02.2019).
6. Апелляционное определение СК по административным делам
Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 февраля 2017 г. по делу № 33а-3462/2017 - [электронный ресурс] - Режим доступа. -
URL.:http://vs.bkr.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=876 (дата
обращения: 20.02.2019).
7. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 сентября 2001 г. № 3-Г01-20 - [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL.:https://www.lawmix.ru/jude/11621 (дата обращения: 01.03.2019).
8. Апелляционное определение СК по гражданским делам Белгородского областного суда Белгородской области от 12 ноября 2013 г. по делу № 33-4194 - [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL.: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1125979412057230754 9966192&cacheid=61C8F90F 5 3E3 5BACF4BD31A029712281 &mode=splus&bas e=SOCN&n=474375&rnd=BEA8D4362B1622985E1517EC0FA75322#4yd2r4m7 w58 (дата обращения: 01.03.2019).
9. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2017 г. № 02АП-6749/17 - [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL.: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=RAPS002&n =82047#07840807717092588 (дата обращения: 04.04.2019).
10. Апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 10 февраля 2016 г. по делу № 33-1818/2016 - [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL.: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SOSB&n=198698#0 9675919950745859 (дата обращения 01.03.2019)
11. Постановление ВЦИК от 28.05.1922 г. «Положение о прокурорском надзоре» / Известия ВЦИК, № 132, 16.06.1922 (утратил силу).
12. Временная инструкция губернским прокурорам об общих задачах, возлагаемых на прокурора: циркуляр НКЮ от 29 июля 1922 г. № 67. 1.- [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL.: http://elib.uraic.rU/bitstream/123456789/3329/1/sovetskaya_yustitsiya_1922_2 8 (дата обращения: 23.03.2019).
13. Постановление ВЦИК от 19.11.1926 г. «Об утверждении Положения о Судоустройстве Р.С.Ф.С.Р.» / СУ РСФСР, 1926, № 85, ст. 624 (утратил силу).
14. Постановление ЦИК СССР № 84, СНК СССР № 2621 от 17.12.1933 «Положение о прокуратуре Союза ССР» / СЗ СССР, 1934, № 1, ст. 2б (утратил силу)
15. Указ Президиума ВС СССР от 24.05.1955 «Об утверждении Положения о прокурорском надзоре в СССР» / Ведомости ВС СССР, 1955, № 9, ст. 222 (утратил силу)
16. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 23.07.1966 № 571
«О мерах по усилению борьбы с преступностью» / [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL.:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=20902#033 785630172775516 (Дата обращения 01.03.2019)
III. Специальная литература
1. Антикоррупционная экспертиза: теория и практика: Научнопрактическое пособие"/ А.В. Кудашкин А.В. М.: Норма, 2012. - 250 с.
2. Балашов А.Н. Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и Предварительного следствия при
расследовании преступлений. Дис. на соиск. уч. степ. докт. юрид. наук. М., 1990. - 280 с.
3. Бессарабов В.Г. Прокуратура России в системе государственного контроля. М., 1999. 500 с.
4. Бессарабов В.Г.: Координация российской прокуратурой
деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (история, состояние, перспективы).// Бессарабов В.Г.- Москва: Издательство: Норма, 2001 - 200 с.
5. Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Городец, 2007. - 360 с.
6. Варданян А.В. Криминологическая характеристика и социальноправовые аспекты предупреждения изнасилований. Дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. М., 1996. - 300 с.
7. Давыденко Л.М. Организующая роль районного (городского) прокурора в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. М., 1988. - 500 с.
8. Звирбуль В.К. Работа районного прокурора по борьбе с преступностью / Под ред. A.C. Панкратова. М., 1965. - 300 с.
9. Исполнение законных требований прокурора, осуществляющего производство по делам об административных правонарушениях // Баскакова
С.И., Законность, 2013, № 4. - 20 с.
10. Из практики прокурорского надзора по гражданским делам // Законность, 2012, № 12. - 33 с.
11. Клочков В.В.Система противодействия преступности //
Государственная политика предупреждения преступности
несовершеннолетних и защита их прав и интересов. М., 1997. - 650 с.
12. Кобзарев Ф.М. Правовые и организационные основы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. М., 1999. - 230 с.
13. Кобзарев Ф.М. Правовые и организационные основы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. М., 1999. - 250 с.
14. Костенко Н.И. Прокуратура в государственном механизме РФ. Дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук. М., 1996. - 300 с.
15. Мыцыков А.Я. Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (оценки, возможности, перспективы) // Прокурорская и следственная практика. 1999. № 1-2. - 360 с.
16. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2018 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/folder/101762/item/15304733/ - Загл. с экрана.
17. Кеник А.А. Прокурорский надзор: учеб. пособие / А.А. Кеник. - Минск: Амалфея, 2012 г. - 427 с.
18. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь 2019 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/folder/101762/item/15304733/- Загл. с экрана.
19. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2018 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/folder/101762/item/15304733/ - Загл. с экрана.
20. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2018 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/folder/101762/item/15304733/ - Загл. с экрана.
21. Маркелов Т.Л., Шинд В.И. Формы координации деятельности по борьбе с преступностью. М., 1968. - 400 с.
22. Организация деятельности и управление в органах прокуратуры Гулягин А.Ю. Российский следователь, М., 2011. - 230 с.
23. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М., 1984. - 253 с.
24. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/22931 - Загл. с экрана.
25. Правовая природа функций прокуратуры // Гулягин А.Ю., Российская юстиция, 2011, № 1. - 30 с.
26. Смирнов А.Ф. Прокуратура и проблемы управления. М., 1997. -
400 с. надзора с судебным и
ведомственным контролем / Петров А.В., Законность, 2013, № 4. - 40 с.
28. Требование прокурора о проведении проверки // Винокуров А.Ю., Законность. 2012, № 2. - 20 с.
29. Третьяков С.С. Реализация полномочий прокурора в
арбитражном процессе // Законность. 2013. № 6. - 20 с.
30. Учебный курс Прокурорский надзор и подготовка прокурорских кадров // Бессарабов В.Г., Законность, 2010, № 7. - 30 с.
31. Цели, задачи и функции органов прокуратуры - основа качественного обеспечения законности, Гулягин А.Ю. Юридический мир, 2011, № 3. - 20 с.