Введение 3
Глава I. Технология конструирования аксессуаров из кожи и историко
художественные истоки стилистика орнамента узорной кожаной мозаики 7
1.1 Историко-художественные истоки декоративно-прикладного искусства
Поволжья 7
1.2 Технология конструирования аксессуаров из кожи и историкохудожественные истоки стилистика орнамента узорной кожаной мозаики
11
Выводы по I главе 20
Глава II. ДИЗАЙН-ПРОЕКТ КОМПЛЕКТА СУМОК В ТЕХНИКЕ УЗОРНОЙ КОЖАНОЙ МОЗАИКИ 21
2.1. Технология и стилистические особенности орнаментальных композиций
на предметах быта в технике кожаной мозаики 34
2.2. Этапы работы над дизайн-проектом комплекта сумок ручной работы в технике узорной кожаной мозаики 30
Выводы по II главе 34
Заключение 36
Список литературы 40
Приложения
В настоящее время в кожгалантерейной промышленности создают многообразные виды продукции, предназначенные для удовлетворения личных потребностей покупателей. Продукция отрасли играет высокую культурно-эстетическую роль. Большинство изделий кожгалантерейной промышленности - результат художественной деятельности специалистов высокого класс различные виды продукции, предназначенные для удовлетворения личных потребностей покупателей. Продукция отрасли исполняет большую культурно-эстетическую роль. Большинство изделий кожгалантерейной промышленности - результат художественной деятельности специалистов высокого класса. Предметы галантереи - сегодня очень актуальны, не один показ мод не обходиться без аксессуаров, они возникают очень ярким дополнением, практически самостоятельный элемент гардероба. В настоящее время натуральная кожа завоевала статус солидного и дорогого материала, поэтому кожаные аксессуары представляют собой имидживые вещи, красивые и качественные.
В мире кожгалантереи - женская сумка, занимает одно из ведущих мест. Компактные и обьемные, повседневные и торжественные, классического или спортивного вида, с обилием декора или лаконичной отделкой, сумки представляют собой важный элемент женского образа. Основная часть женщин в своем гардеробе имеют желание иметь множество разнообразных по стилям сумки. Кожаные сумки в качественном исполнении могут прослужить не один год, а несколько, сохраняя при этом качественный, привлекательный и практичные свойства.
«В условиях современной экономической ситуации, появились новые типы предприятий, из промышленных фабрик они превратились в торговопромышленные фирмы и организации. Торговые предприятия стали заниматься разработкой дизайн - проектов изделий, а изготовление в промышленных масштабах доверяют Китаю. В этих условиях возрастают требования к качеству разработки эскизного проекта» [1].
Кожевенно-галантерейные изделия весьма разнообразны по таким классификационным признакам, как назначение, конструкция, вид, применяемые материалы. размеры. метод изготовления, способы соединения и закрывания деталей. Материалы, применяемые в современном кожгалантерейном производстве. дублируют обувные материалы. Таким образом, кожевенногалантерейные изделия могут быть разделены на следующие группы: из натуральной кожи, из искусственных и синтетических материалов, из текстиля.
Самой большой группой кожевенно-галантерейных изделий, которым уделяется постоянное внимание потребителей и производителей, являются сумки. Сумки изготавливают из различных материалов. Однако, большая часть выпускаемых в настоящее время сумок производится с применением полимерных материалов, как в качестве основного материала, так и в качестве фурнитуры, швейных ниток и разнообразных отделочных элементов. Данное обстоятельство связано с тем, что полимерные материалы позволяют добиться необходимого комплекса потребительских свойств, улучшая тем самым качество товаров [2].
Но в наш век стандартизации и высоких промышленных достижений, многие люди предпочитают на себе и вокруг себя что-то оригинальное, то, что будет необычно, именно поэтому в XIX — начале XX вв. во многих странах идет тенденция к возрождению ручной работы.
Рукотворное изделие - это не конвейерная сборка. Hand-made изделия могут удовлетворить любые запросы и пожелания покупателей. И конечно, поэтому, ручной труд каждого мастера стоит дороже, чем вещь, находящаяся в массовом доступе. Проблема использования народных традиций, в частности уникальное ремесло узорная кожаная мозаика, художественная обработка, которой исследована не достаточно широко, поэтому требует теоретических и практических разработок.
Нами на основе вывода - была предпринята попытка исследовать синтез современной конструкции сумки с использованием декора кожаной мозаики в процессе эскизирования и ручной сборки сумки- трансформера.
Объект исследования - художественное проектирование сумок из кожи ручной работы
Предмет исследования - разработка дизайн-проекта комплекта сумки- трансформера и поясной (в технике узорной кожаной мозаики)
Цель выпускной квалификационной работы: теоретическое и практическое исследование проектирования дизайн женской сумки в технике кожаной мозаике.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- Изучить историческое развитие ассортимента сумок и российский рынок кожгалантереи;
-дать классификацию и проанализировать нормативно- техническую документацию кожаной галантереи;
-Выявить роль орнамента в декорировании женских сумок;
- Разработать и реализовать дизайн - проект женской сумки-трансформера в технике узорной кожаной мозаике.
Теоретическая значимость заключается в том, что исследование посвящено историко-теоретическим основам дизайн-проектированию женских сумок в современной моде.
Практическая значимость исследования заключается в реализации женской сумки в технике узорной кожаной мозаики и дальнейшее ее использование на различных уровнях конкурсах, фестивалях, выставках и мероприятиях КФУ и Республики Татарстан.
Методы исследования: на истории данных по декоративно -
прикладному искусству, с учетом анализа и систематизации проведенных исследований о проблемах сохранения и использования традиционных техник в современном дизайне.
Методы исследования: теоретико-аналитические (анализ литературы по теме исследования, учебной литературы, публикаций научных статей, обобщающие (описание, синтез); интерпретации (объяснение); практические (разработка орнаментационной композиции, исполнение работы в представленной технике).
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа, выводов по главам, заключения, литературы и приложения.
Сегодня мы наблюдаем на различных современных выставках, как
результат сотрудничества искусствоведов, исследователей татарского
искусства, художников-практиков и предпринимателей, которые создали
уникальную возможность собирания и интерпретации старинных орнаментов
и технических приемов народного творчества.
В выпускной квалификационной работе подробно освещались историкохудожественные развития событий, повлиявшие на формирование
уникального художественного ремесла кожаной мозаики, развитие ее
стилистических особенностей орнаментальных композиций, впоследствии37
стало возможным разработка промышленных образцов в технике кожаной
мозаики.
Изучив технологию выполнения кожаной мозаики, ее орнаментальностилистические особенности стало возможным выполнение декорирования
авторского комплекта "Зимнее солнце" в технике кожаной мозаики, в
национальном стиле, который будет являться прекрасным украшением. Тема
уникального татарского ремесла в дизайне предмета – истинная ценность в
оформлении образа современной девушки, которая желает отличиться из
толпы, мы позволили более подробно ознакомится с древней техникой,
тактильно ощутить всю красоту "казанского" шва, выполненного вручную.
Для решения поставленной задачи были установлены наиболее
предпочтительные конструкции сумок средних и небольших размеров. Так,
для переноски книг, учебных принадлежностей наиболее предпочтительной
конструкцией является сумка- трансформер, которая имеет один плечевой
ремень, позволяющих более равномерно распределить нагрузку. Для
повседневной носки наиболее популярной у респондентов оказалась
маленькая сумка - сумка повседневная с длинным ремнем, носимая на плече
или через плечо (рис. 1).
На основе проведенных исследовании разработан эскиз изготовлен
образец сумки-трансформер, которая при необходимости легко переводится
из одного состояния в другое. Изделие в различных комбинациях
представлен на рис. 2 и 3. В качестве материала предлагается для внутренних
деталей изделия выбрана плащевая ткань с добавлением эластана, которая
носит название «стрейч». Благодаря саржевому переплетению нитей,
материал отличается прочностью, блеском, гладкостью, материал хорошо
сохраняет цвет, на нем виден четкий рисунок в виде полос, расположенных в
определенном направлении.
Цель выпускной квалификационной работы: теоретическое и
практическое исследование проектирования дизайн женской сумки в технике
кожаной мозаике, мы считаем была достигнута и для достижения38
поставленной цели выполнены задачи: изучены историческое развитие
ассортимента сумок и российский рынок кожгалантереи; выявлена
классификация и проанализированы нормативно- технические документы
кожаной галантереи; выявлена роль орнамента в декорировании женских
сумок, разработан и реализован дизайн – проект женской сумкитрансформера и поясной сумки в технике узорной кожаной мозаике.
Таким образом, можно сделать вывод, что реализованный проект
комплекта «Зимнее солнце» сумки-трансформера, соответствует не только
эстетическим требованиям, но и своему функциональному назначению,
учитывая весь комплекс показателей качества и назначения, а также удобства
в эксплуатации. Для изготовления сумки- трансформера: был применена
вышивка « казанским швом» орнаментов и последующая сборка
производится вручную. Применение современных натуральных
экологически чистых материалов позволяет грамотно сочетать необходимые
показатели упругости и эластичности кожи, а также придает модели
изысканность и оригинальность внешнего вида.
В ходе исследования при выполнении выпускной квалификационной
работы были рассмотрены: история создания, виды, принципы
проектирования, стилистические и конструктивные особенности дизайна
аксессуаров, материалы, используемые при их создании. На основе
проведенного анализа был разработан дизайн - проект, в котором природная
чистота и современные технологии сочетаются и дополняют друг друга.
В проекте, использованы методы современного дизайнерского
проектирования. Различные методики исследования: (визуальнографические, фиксационный, сравнительный, аналитический).
В результате были решены поставленные задачи:
- Изучить историческое развитие ассортимента сумок и российский рынок
кожгалантереи;39
-дать классификацию и проанализировать нормативно- техническую
документацию кожаной галантереи;
-Выявить роль орнамента в декорировании женских сумок;
- Разработать и реализовать дизайн – проект женской сумки-трансформера в
технике узорной кожаной мозаике.
Бекк, Н.В. Формирование задач и содержание дизайн проектов
кожгалантерейных изделий из полимерных материалов / Н.В. Бекк, Л.А.
Белова, Л.Ю. Махоткина //Вестник Казанского технологического
университета. –№15. – 2012. – С.253-256.
2. Л. Ю. Махогкнна. Р. М. Галялутдинова, Л. Л. Никитина, Г. И.
Рахимова, О. Г. Ивашкевич. Разработка варианта усовершенствованной
конструкции кожгалантерейного изделия из полимерных материалов.
3. Этика как эстетика нового поколения. современный взгляд на дизайн
костюма. Коношенко Ю. Д., Тимофеева М. Р. ФГБОУ ВО «Омский
Государственный Технический Университет», Россия (644050, Омск, пр.
Мира, д.11, e-mail: info@omgtu.ru
4. Валеева-Сулейманова Г.Ф., Декоративное искусство Татарстана, 1920-е
– начало 1990 годов, Казань: Фэн, 1995.-188с.,16л. илл.
5. Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. -
Йошкар-Ола, 1974.
6. Композиция костюма:
Учеб.мет.пос.длястуд/выс.уч.зав./К639Г.М.Гусейнов,В.В.Ермилова,Д.Ю.Ерм
илова и др.-2-е изд.,стер.-М.:Издат.центр «Академия»,2004. - 432с., С.414.}
7. Композиция костюма: учебник для вузов./Ф.М. Пармон - М.;
Легпромбытиздат, 1985.-264.
8. Композиция костюма:
Учеб.мет.пос.длястуд/выс.уч.зав./К639Г.М.Гусейнов,В.В.Ермилова,Д.Ю.Ерм
илова и др.-2-е изд.,стер.-М.:Издат.центр «Академия»,2004. - 432с., С.424.}41
9. Композиция костюма: учебник для вузов./Ф.М. Пармон - М.;
Легпромбытиздат, 1985.-264.
10. Сираева А.К. Кожаная мозаика и ее особенности в творчестве
профессиональных художников/Традиционная и современная культура:
история, актуальное положение, перспективы //Москва, 2012, УДК008, ББК
71, 67с.
11. Саттарова Л.И. Казанская узорная кожа – М.: Культура и традиции,
2004, 160с.
12. Технология одежды из кожи. Бекмурзаев Л.А., Водорезова В.Ф.,
Шайкевич Е.И., 2010г.
13. Никитина. ЛЛ. Проблемы и перспективы производства
кожгалантерейных изделий из полимерных материалов. Часть I / Л.Л.
Никитина, О.Е. Гаврилова // Вестник Казанского технологического
университета. - № 6. - 2014. -С.88-90.
14. Бекк, Н.В. Формирование задач и содержание дизайн- ироекгов
кожгалантсрснных изделий из полимерных мазер налов ! Н.В. Бекк. Л.А.
Белова. Л.К). Махоткина // Вестник Казанского технологическою
университета. - №15.-2012. -С.253-256
15. Вольпинтеста, Л. Как понимать язык моды: 26 принципов, которые
должен знать каждый модельер / Л. Вольпинтеста; пер. с англ. Т. О.
Новиковой. – М.: Эксмо, 2014. – 224 с.
16. Лаврентьев А. Лаборатория конструктивизма. Учебно-методическое
пособие по истории графического дизайна. М.: 2000. – 256 с.
17. Михайлов С.М. История дизайна. Том I. Учеб. Для вузов. – 2-е изд.
испр. и допол.- М., «Союз дизайнеров России», 2004. -280 с., ил.; Том II. –
396 с.
18. Михайлов С.М., Михайлова А.С. История дизайна. Краткий курс. Учеб.
для вузов. – М., Союз дизайнеров России, 2004. – 289 с., ил.
19. Назаров Ю.В. Постсоветский дизайн (1987 – 2002). – М., 2002. – 416 с.42
20. Основы художественного ремесла, под редакцией В.А. Барадулина, М.,
Просвещение, 1986. – 156 с. 2. Некрасова М. Л. Народное искусство как
проблема коллективного и индивидуального, традиции и новизны. //
Проблемы народного искусства. – М., 1982. – 177 c.
21. Папанек В. Дизайн для реального мира/ Пер. с англ. – М.: - Издатель
Д.Аронов. – 2004. – 416 с.; ил. Пименов В.В. О некоторых закономерностях в
развитии народной культуры // Сов. этнография. — № 2. — 1967. — С.5.
22. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна.
– М., 2001. – 252 с.
23. Райли Н. Элементы дизайна. Развитие дизайна и элементов стиля от
Ренессанса до Постмодернизма./ Пер. с англ. – М., ООО «Магма», 2004. – 544
с., ил.
24. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. Серия
«Школа дизайна». – М., ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: Издательский центр
«МарТ», 2003. – 288 с.
25. Сурина М.О., Сурин А.А. История образования и цветодидаптики
(история систем и методов обучения цвету). Серия «Школа дизайна». – М.,
ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. – 353 с.
26. Суслова С.В. Этнография татарского народа, Казань: Магариф, 2004.
27. Суслова С.В., Мухамедова Р.Г. Народный костюм татар Поволжья и
Урала (середина XIX–начало ХХ вв.)
Дополнительная литература:
28. Аронов В.Р. Дизайн в культуре XX века. Анализ теоретических
концепций. Авт. дис., докт. Искусств. – М.: 1995. – 38 с.
29. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. Проблемы
взаимодействия материальной и художественной культуры XX века. – М.:
1987. – 232 с.4