ПЛАН:
ВВЕДЕНИЕ …………...………………………………………….……………… 3
Глава 1. РУКОВОДИТЕЛЬ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА КАК УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
1.1. Сущность уголовно-процессуального понятия «руководитель следственного органа» .…………………………………………………………. 7
1.2. Процессуальный статус руководителя следственного органа …...…….. 19
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ РУКОВОДИТЕЛЕМ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА
2.1. Отмена постановления о возбуждении уголовного дела руководителем следственного органа ………………………………………………..………… 36
2.2. Участие руководителя следственного органа в производстве предварительного следствия следственной группой …………...…………… 41
2.3. Некоторые проблемы возвращения уголовных дел для производства дополнительного следствия руководителем
следственного органа ……………………………………………………..…… 56
2.4. Некоторые вопросы правовых отношений руководителя следственного органа и следователя в связи с осуществлением ведомственного процессуального контроля ………………………………………………….… 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..……. 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………….……………….. 74
ПРИЛОЖЕНИЯ …..……………………………………………………………. 80
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Изменения в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, которые вступили в силу в 2007 г. (в ред. Федерального закона от 05.06.2007 № 87-ФЗ) ознаменовали собой новый этап реформирования досудебного производства.
Результатом этих преобразований стала существенная трансформация статуса одного из участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения – начальника следственного отдела. Наделив его новыми полномочиями, законодатель дал ему иное наименование – руководитель следственного органа. Но дело не столько в смене названия, сколько в принципиальном изменении круга его прерогатив. У руководителя следственного органа остались полномочия, присущие начальнику следственного отдела, ему же передана существенная часть прав, которыми был ранее наделен прокурор в отношении решений, принимаемых следователем при производстве предварительного расследования.
Одним из самых значимых законов (после 2007 года), внесших существенные коррективы в процессуальный статус участников уголовного процесса со стороны обвинения, стал Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ , принятый в связи с созданием независимого Следственного комитета Российской Федерации. Этот закон вернул прокурору часть полномочий, которые были переданы Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ руководителю следственного органа и наделил последнего некоторыми новыми правами.
Проведенная в 2007 году реорганизация направлений деятельности властных участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения с учетом последних законодательных и организационных последних коррекций принципиально изменила и круг их полномочий, требующих переосмысления и разработки предложений по их реализации на практике.
Подробная регламентация и большой объем полномочий руководителя следственного органа, обостряют необходимость определения оптимальной сферы влияния начальников следственных подразделений на руководство расследованием и самостоятельность подчиненных им следователей.
Существующая разница в структуре следственных подразделений различных ведомств, в аппарате которых они находятся (СК России, МВД России, ФСБ России и ФСКН России), предопределяет возникновение проблем, осложняющих их работу. К таковым, например, относятся: процедура наделения статусом руководителя следственного органа иных начальников следственных подразделений и определение объема их полномочий, а также появление большого количества новых для руководителя следственного органа прерогатив, как ранее принадлежавших прокурору, так и возникших в связи с преобразованием его статуса.
Еще одной проблемой современного этапа является недостаточная проработка теорией уголовного процесса элементов уголовно-процессуального статуса руководителя следственного органа в контексте стоящих сегодня перед ним задач.
Указанные выше соображения предопределили выбор темы исследования дипломной работы и свидетельствуют о ее научной актуальности и практическом значении.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы процессуальных полномочий начальника следственного отдела, его процессуальные функции и отношения с прокурором и следователем по УПК РСФСР 1960 года и УПК РФ в разное время рассматривались в работах В.А. Азарова, В.П. Божьева, А.П. Гуляева, И.М. Гуткина, З.З. Зинатуллина, В.В. Кальницкого, Н.И. Кулагина, А.М. Ларина, Ю.В. Манаева, Р.Д. Рахунова, В.Ф. Статкуса, Ф.Н. Фаткуллина, А.А. Чувилева, П.С. Элькинд, С.А. Шейфера и др.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является системный анализ норм, регулирующих процессуальное положение руководителя следственного органа, изучение основных вопросов теории и практики взаимоотношений руководителя следственного органа с другими участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
– определить понятие и элементы процессуального статуса руководителя следственного;
– обозначить и изучить функциональную направленность полномочий руководителя следственного органа на современном этапе.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является совокупность отношений, возникающих в результате совместной деятельности руководителя следственного органа и других участников уголовного судопроизводства.
Предметом исследования является современное уголовно-процессуальное законодательство, ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие правовое положение руководителя следственного органа по осуществлению своих процессуальных функций.
Методология и методика исследования. Методологическую основу исследования составляет общенаучный метод познания действительности – диалектический, а также специальные и частноправовые методы изучения правовых явлений: системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-юридический и др.
Теоретическую базу исследования составили работы в области общей теории права и уголовно-процессуального права.
Нормативная и эмпирическая основа исследования. Нормативная основа исследования включает в себя уголовно-процессуальное законодательство, подзаконные нормативные правовые акты. Автором проведено интервьюирование следователей и руководителей следственных органов.
При подготовке работы использовались результаты эмпирических исследований, полученных другими авторами по проблемам, имеющим отношение к теме настоящей дипломной работе.
Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение, список использованной литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Исходя из предписаний УПК РФ всех руководителей следственных подразделений можно разделить на три уровня: местный (районов, городов), региональный (уровень субъектов федерации) и федеральный (главы соответствующих комитетов, управлений, департаментов). Полагаем, что установленный на практике для каждого руководителя следственного органа индивидуальный объем полномочий не соответствует законодательной трехуровневой системе руководителей следственных органов. В связи с этим предлагаем иных руководителей следственных подразделений, прописанных в ведомственных приказах, наделить соответствующими законодательными полномочиями руководителя следственного органа определенного уровня.
2. По функциональному признаку все полномочия руководителя следственного органа подразделяются на следующие группы:
1) процессуальное руководство деятельностью следователей (п.п. 3, 5, 6, 8, 9, 11 ч. 1 ст. 39, ч. 6 ст. 162 УПК РФ);
2) контроль за расследованием уголовных дел следователями (п.п. 2, 2.1 ч. 1 ст. 39 УПК РФ);
3) процессуально-организационное руководство деятельностью следственного подразделения (п. 1 ч. 1 ст. 39, п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);
4) дача согласия на производство процессуальных действий, так называемые «разрешительные» полномочия (п.п. 4, 10 ч. 1 ст. 39, ч. 1.1 ст. 148, ч. 9 ст. 166, ч. 6 ст. 220, ч. 3 ст. 3171, ч. 1 ст. 427 УПК РФ);
5) полномочия, имеющие надзорный характер (ст. 124 УПК РФ);
6) личное осуществление уголовного преследования (персональное производство предварительного следствия по уголовным делам) (п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 39 УПК РФ);
7) собственно организация работы следственного подразделения (не имеет процессуального характера, однако имеет для руководителя следственного органа существенное значение).
3. Основной (главной, но не единственной) функцией, осуществляемой руководителем следственного органа на предварительном следствии, является функция процессуального руководства.
Факультативные функции руководителя следственного органа следует признать направлениями деятельности, отсутствие которых не может повлиять на объем реализации его задач, они являются для данного субъекта эпизодическими. К таковым, на наш взгляд, относятся надзорная функция, функция уголовного преследования и функция организации работы следственного подразделения.
Дополнительная функция руководителя следственного органа трактуется нами как направление деятельности, способствующее эффективной реализации основной функции. Осуществление процессуального контроля руководителем следственного органа определяется нами как дополнительное направление деятельности, обеспечивающее ему надлежащее исполнение руководства.
4. Руководитель следственного органа – единственный участник уголовного процесса со стороны обвинения, обладающий властными полномочиями, действия и решения которого лишь формально являются объектом прокурорского надзора. В целях повышения эффективности прокурорского надзора, в частности, надлежит установить императивный характер всех запросов прокурора руководителю следственного органа.
5. У руководителя следственного органа необходимо изъять полномочия по личному осуществлению уголовного преследования. Исключением из данного правила может быть только существующий порядок возбуждения уголовных дел в отношении субъектов, перечисленных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, с уточнением, что в отношении лиц, указанных в п.п. 13 и 14 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, решение о возбуждении уголовного дела единолично принимается соответственно Председателем Следственного комитета Российской Федерации и руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации без права дальнейшего осуществления этими лицами предварительного следствия.
6. В результате реформы 2007 года не произошло расширения процессуальной самостоятельности следователя. В настоящее время она практически полностью может быть ограничена либо по воле руководителя следственного органа (дача указаний), либо по прямому предписанию закона (дача согласия). Имеет место лишь некоторое упрощение процедуры согласования ходатайства о производстве следственных действий и принятии процессуальных решений, которые допускаются на основании судебного решения, в виде получения согласия своего ведомственного начальника – руководителя следственного органа. Наличие процессуальной и административной зависимости от руководителя следственного органа не позволяет следователю идентифицировать себя как лицо процессуально самостоятельное и административно независимое.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Законы, нормативные правовые акты и иные официальные документы:
1. Конституция Российской Федерации (в действующей ред.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в действующей ред.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Приказ МВД РФ от 08.11.2011 № 58 «О процессуальных полномочиях руководителей следственных органов» (в действующей ред.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. Приказ Следственного комитета РФ от 15.01.2011 № 5 «Об установлении объема и пределов процессуальных полномочий руководителей следственных органов (следственных подразделений) системы Следственного комитета Российской Федерации» (в действующей ред.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. Приказ от 11 декабря 2008 г. № 34 «Об установлении объема процессуальных полномочий руководителей следственных органов Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков». (в действующей ред.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6. Приказ Следственного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 17 января 2008 г. № 7 «Об объеме процессуальных полномочий». (в действующей ред.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. Приказ МВД РФ от 04.01.1999 № 1 (ред. от 30.04.2011) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. № 1422» (вместе с «Положением о Следственном комитете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации», «Положением о помощнике следователя»)
2. Монографии, учебники, учебные пособия, журнальные статьи
1. Александров А. Реформа предварительного расследования // Уголовное право. 2007. № 5. С. 69.
2. Анисимов Г.Г. Отмена постановления о возбуждении уголовного дела руководителем следственного органа //Законность. 2012. № 1.
3. Белкин Р.С. Курс криминалистики: В 3-х т. М., 1997. Т. 2.
4. Бозров В.М. Основы теории уголовно-процессуальных функций. Общая часть: Монография. Екатеринбург, Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия». 2012. - 96 с.
5. Валов С.В. Управление органами предварительного следствия в России (теоретические и организационные основы): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
6. Волков А.Н. Прокуратура: разделяй и властвуй?! // ЭЖ-Юрист. 2007. № 11.
7. Гаврилов Б.Я. Перераспределение процессуальных и надзорных полномочий между прокурором и руководителем следственного органа: объективная необходимость или волюнтаризм в праве? //Уголовное судопроизводство. 2009. № 4
8. Гаврилов Б.Я. Федеральный закон от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ: мнение специалиста и ученого // Российская юстиция. 2007. № 7.
9. Григорьев В.Н., Победкин А.В., Калинин В.Н. Процессуальная регламентация предварительного расследования в результате реформы 2007 г. // Государство и право. 2008. № 6.
10. Жудро К. Судебный порядок рассмотрения жалоб в соответствии со ст. 125 УПК РФ (к вопросу о возможности обжалования следователем судебного решения, указания прокурора и руководителя следственного органа //Уголовное право. 2012. № 1.
11. Зеленский В.Д. Организационные функции субъектов расследования преступлений. Краснодар, 2005.
12. Иванов А.В. Правовые основы организации и деятельности следственных частей в системе министерств и управлений внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999.
13. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. И. Бастрыкина. М.: Волтерс Клувер, 2008.
14. Кругликов А.П. Проблемы уголовно-процессуальных отношений прокурора со следователем и руководителем следственного органа //Российская юстиция. 2011. № 10.
15. Крюков В.Ф. Прокурорский надзор на стадии возбуждения уголовного дела: проблемы и решения // Адвокат. 2007. № 4.
16. Лузгин И.М. Методологические проблемы расследования. М., 1973.
17. Меретуков Г.М. Участие руководителя следственного органа в производстве предварительного следствия следственной группой //Общество и право. 2010. № 2.
18. Моругина Н.А. К вопросу о понятии руководителя следственного органа // Общество и право. 2010. № 1.
19. Никифоров С. Отмена постановления о возбуждении уголовного дела // Законность. 2011. № 1. С. 40 - 42.
20. Новиков Е.А. Руководитель следственного органа в российском уголовном судопроизводстве: процессуальные и организационные аспекты: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Е.А. Тула, 2009.
21. Ожегов С.И., Ефремова Т.Ф. Словарь русского языка. М.: АН СССР, 1987. Т. 2.
22. Плотницкий А.В. О некоторых проблемах законотворчества в сфере уголовно-процессуального законодательства (вопросы юридической техники) // Российский следователь. 2008. № 5.
23. Победкин А.В., Калинин В.Н. Процессуальная регламентация предварительного расследования в результате реформы 2007 г. // Гражданин и право. 2007. № 11.
24. Попова Т.Ю. Влияние процессуальных и административных полномочий руководителя следственного органа на реализацию процессуальной самостоятельности следователя // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2010. № 1 (12).
25. Попова Т.Ю. О возвращении уголовного дела прокурором и руководителем следственного органа для производства дополнительного следствия // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 1 (45).
26. Попова Т.Ю. О соответствии полномочий прокурора его функциональному предназначению // Преемственность и новации в юридической науке: мат-лы науч. конф. адъюнктов и соискателей / отв. за вып. С. М. Андреев. Омск: Омская академия МВД России, 2010. Вып. 6.
27. Попова Т.Ю. Осуществление контроля руководителем следственного органа за производством процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения // Актуальные проблемы права и правоприменения: материалы Всероссийской научно-практической конференции (22 мая 2008 г., г. Кемерово) / ред. коллегия: С. А. Моисеенко, О. Ф. Гаврилов, С. П. Звягин, И. И. Алгазин; отв. ред. О. Ф. Гаврилов. Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО».
28. Попова Т.Ю. От начальника следственного отдела до руководителя следственного органа: формирование процессуальных полномочий // Закон и право. 2010. № 10.
29. Попова Т.Ю. Полномочия руководителя следственного органа на стадии возбуждения уголовного дела // Преемственность и новации в юридиче¬ской науке: мат-лы науч. конф. адъюнк¬тов и соискателей / отв. за вып. А. А. Жданов. Омск: Омская акаде¬мия МВД России, 2008. Вып. 4.
30. Попова Т.Ю. Проблемы соотношения полномочий прокурора и руководителя следственного органа на стадии возбуждения уголовного дела // Норма. Закон. Законодательство. Право: материалы XII Всеросс. науч.-практ. конф. молодых ученых (Пермь, 22-24 апреля 2010 г.) / науч. ред. О. А. Кузнецова. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2010.
31. Попова Т.Ю. Руководитель следственного органа как участник уголовного судопроизводства // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2008. № 1 (14).
32. Попова Т.Ю. Функциональная характеристика полномочий руководителя следственного органа // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2010. № 1 (22).
33. Портнов Ю.А. Имплементация правового статуса руководителя следственного органа в концепцию уголовного судопроизводства России: проблемы правотворчества и правоприменения //Российский следователь. 2011. № 11.
34. Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».
35. Садиокова У.В. О понятиях руководитель следственного органа и руководитель вышестоящего следственного органа по УПК РФ
//Российский следователь. 2010. № 16.
36. Садиокова У.В. Процессуальный статус руководителя следственного органа //Законность. 2010. № 9.
37. Саттаров В. Следственный «эксперимент» // ЭЖ-Юрист. 2007. № 35.
38. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс: учебник для вузов. Вступит. статья В.Д.Зорькина. 5-е изд., перераб. М.: Норма, 2013.
39. Соловьев А.Б., Токарева М.Е., Буланова Н. Прокурор в досудебных стадиях уголовного процесса России. М., 2006.
40. Табаков С.А. Ведомственный процессуальный контроль за деятельностью следователей и дознавателей органов внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2009.
41. Татьянина Л.Г. Уголовно-процессуальные правоотношения прокурора и руководителя следственного органа: проблемы и пути их решения //Уголовное судопроизводство. 2010. № 1.
42. Трифонова К.А. Некоторые проблемы возвращения уголовных дел для производства дополнительного следствия руководителем следственного органа //Общество и право. 2010. № 3.
43. Уголовный процесс. Познышев С.В. Элементарный учебник русскогоуголовного процесса. Москва, 1913. [Электронный ресурс]. Доступ из www.allpravo.ru/library/doc1897p/instrum3553/
44. Уголовный процесс. Проблемные лекции / под ред. В. Т. Томина, И. А. Зинченко. - М. : Издательство Юрайт, 2013. - 799 с.
45. Уголовный процесс. Учебник для юридических вузов и факультетов. Вандышев В.В. ВОЛТЕРС КЛУВЕР, 2010. - 470 с.
46. Уголовный процесс: учебник. - М. : Волтерс Клувер, 2011. /Под редакцией А. Д. Прошлякова, В. С. Балакшина, Ю. В. Козубенко - 1056 с.
47. Уголовный процесс: учебник / отв. ред. А. В. Гриненко. - 2-е изд., перераб. М. : Норма, 2009. - 496 с.
48. Уголовный процесс: учебник для бакалавров /под редакцией А.И. Бастрыкина, А.А.Усачева. - М.: Издательство Юрайт, 2013.- 511 с.
49. Чечулин И.В. Особенности процессуального взаимодействия руководителя следственного органа и прокурора в ходе досудебного производства // Российский следователь. 2010. № 11.
50. Шабунин В.А. Некоторые вопросы правовых отношений руководителя следственного органа и следователя в связи с осуществлением ведомственного процессуального контроля //Российский следователь. 2011. № 21.
51. Элькинд П.С. Цели и средства их достижения в советском уголовно-процессуальном праве. Л., 1976.