База исследования: исследование осуществлялось на базе сельской школы – МОАУ «Калининская СОШ».
Выборка исследования: в исследовании принимали участие обучающиеся 10 класса – 3 юноши, 11 класса 2 юноши, 1 девушка. Всего в исслдеовании приняли участие 6 испытуемых.
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 5
1.1 Сущность понятия «ценностные ориентации» 5
1.2 Профессиональное самоопределение как социокультурный феномен 10
1.3 Особенности профессионального самоопределения старшеклассников 15
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 22
2.1 Процедура и методика исследования 22
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Актуальность исследования. Ценностные ориентации – одно из важнейших образований в структуре сознания и самосознания человека, так как именно они отражают его характеристики как личности. Ценности являются регуляторами поведения как отдельно взятого индивида, так и позволяют координировать большие и малые группы, а так же культуры и нации в целом. Особенно актуальными исследования системы ценностных ориентаций становятся в периоды серьезных и радикальных социальных изменений, в ситуации, когда сформировавшаяся ценностная структура общества «размывается» совершенно новыми социальными реалиями. В связи с кардинальными процессами реформирования социальной, экономической и политической сфер жизни российского общества остро встает вопрос о необходимости изучения ценностных ориентаций у разных социальных групп, в том числе и у старшеклассников, которые находятся в ситуации выбора будущей профессии.
Профессиональное самоопределение – это выбор профессионального пути (профессии, вуза, места работы и т.д.) и построение профессиональной карьеры. Сегодня этот процесс осложнён кризисными явлениями. Результатом становится то, что происходит обесценивание знаний. Это отражается в сознании старшеклассников: меняются её ценностные ориентации, потребности, жизненные планы.
Цель исследования – изучить взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников.
Объект исследования – ценностные ориентации и профессиональное самоопределения старшеклассников.
Предмет исследования – взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Провести анализ исследований литературы по проблеме исследования.
2. Рассмотреть особенности профессионального самоопределения старшеклассников.
3. Определить взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников.
Гипотеза исследования: существует совпадение ценностных ориентаций среди старшеклассников разных годов обучения.
Методологическую основу исследования составили научные труды М. Рокича, Ю.М. Резника, С.Л. Рубинштейна Е.А. Смирнова и др. А.Г. Здравомыслов, В.М. Кузьмина, Д.А. Леонтьев и др. определили сущность понятий «ценности», «ценностные ориентации». В работах Е.А. Климова, И.Ю. Кузнецова, С.А. Кузнецовой и др. определены теоретические подходы к понятию «профессиональное самоопределение». Возрастные особенности профессионального самоопределения старшеклассников раскрыты в исследованиях И.А. Ральниковой, В.К. Шаповалова, Н.Н. Ярик и др.
Методы исследования: теоретические: анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические: тестирование, количественная и качественная обработка результатов исследования, методы математической статистики.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Выбор будущей работы старшеклассником – это один из основных факторов общего жизненного самоопределения. Он характеризуется рядом механизмов, в частности, оценки личностных навыков и качеств в соответствии с предъявляемыми профессией требованиями, собственно поиск и профессии и возможность реализации сделанного выбора. Как правило, в возрасте 15-ти лет весьма проблематично сделать разумный выбор в плане профессии без посторонней помощи. Сам старшеклассник осуществляет его весьма инертно, а реальные романтические мечты о той или иной деятельности в жизни, как правило, не удается реализовать вообще.
Проблема профессионального самоопределения заключается в том, что у многих школьников наблюдается отсутствие адекватных знаний о требованиях и особенностях того или иного типа работы, а также навыков адекватной оценки своих способностей. Иными словами, заниженная культура знаний относительно классических и современных профессий значительно осложняют школьникам построение своего собственного жизненного пути. Исходя из этого следует вывод, что деятельность проффконсультанта должна быть по большей части информационной и формирующей, чтобы позволить подростку научиться самостоятельно осуществлять выбор, следуя своему личностному анализу возможных вариантов будущей профессии.
Жизненные перспективы и смысложизненные ценности личности, границы их осмысления, протяженность во времени, константность и т.д. могут быть детерминированы самоактуализацией человека в собственной жизни, в таких ее сферах как профессиональное становление, социальное и возрастное, граничащее с такими ресурсами личности как социально-психологическая зрелость и энергетические ресурсы личности.
В ходе эмпирического исследования был сформулирован вывод о том, что:
- старшеклассникам со склонностью к работе с людьми свойственна следующая группа ценностей: интересная работа и уверенность в себе;
- старшеклассникам со склонностью к эстетическим видам деятельности свойственная следующая группа ценностей: красота природы, свобода и творчество;
- старшеклассникам со склонностью к планово-экономическим видам деятельности свойственна следующая группа ценностей: здоровье, любовь и уверенность в себе.
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что отправной точкой профессионального самоопределения, как одной из составляющих самосознания личности являются ценностные ориентиры. При осмыслении понятия профессионального самоопределения представляются наиболее важными такие ценности, как материальное благосостояние, востребованность обществом, карьера, профессиональный рост, удовлетворенность результатами труда, общение, творческое самовыражение и др.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Ажнина, О.В. Психологические особенности профессионального самоопределения студентов. Монография / О.В. Ажнина // Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования. № 7. Монографические исследования / Под научн. редакцией проф. П.С. Гуревича и проф. С.В. Чернова. – М.: Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2016. – С. 229-278.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: АСТ, 2014. – 421 с.
3. Бильданова, В.Р. Профессиональные ценностные ориентации студентов / В.Р. Бильданова, Э. Д. Гришанина // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 79-83.
4. Богачева, И.Н. Теоретические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности / И.Н. Богачева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 98. – С. 247-252.
5. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н.М. Борытко; науч. ред Н. К. Сергеев. – Волгоград: Перемена, 2011. – 181 с.
6. Бубнова, С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / С.С. Бубнова // Психологически журнал. – 2017. – Т. 20. – №1. – С. 36-44.
7. Вардомацкий, А.П. Ценности социальной группы и личности / А.П. Вардомацкий. – СПб.: Питер, 2016. – 452 с.
8. Волков, Б.С. Основы профессиональной ориентации: учеб. пособие для вузов / Б.С. Волков. – М.: Академический Проект, 2014. – 333 с.
9. Григорьева, Н.Г. Проблема формирования ценностей в системе профессионального образования / Н.Г. Григорьева, Н.М. Опарина // Высшее образование сегодня. – 2018. – № 4. – С. 37-40.
10. Губанова, М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников: теория и практика подготовки учителя: монография / М.И. Губанова – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2012. – 236 с.
11. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. – М.: Юрайт, 2013. – 479 c.
12. Дьячкова, М.А. Понятие ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике / М.А. Дьячкова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – №12. – С. 142-150.
13. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2016. – 221 с.
14. Зеер, Э.Ф. Профориентология. Теория и практика: учеб. пособие для высшей школы / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург: Деловая книга, 2011.– 192 с.
15. Кирьякова, А.В. Теория ориентация личности в мире ценностей. Монография / А.В. Кирьянова. – Оренбург, 2016. – 198 с.
16. Косова, Л.Б. Подходы к изучению ценностей и установок / Л.Б. Косова // Социологические исследования. – 2018. – №2. – С. 54-61.
17. Кузьмина, В.М. Сравнительный анализ ценностных ориентаций сельской и городской студенческой молодежи, обучающейся в Курской государственной сельскохозяйственной академии / В. М. Кузьмина // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 3. – С. 22-28.
18. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 512 с.
19. Кузнецов, И.Ю. Самоопределение личности на жизненном пути / И.Ю. Кузнецов, С.А. Кузнецова. – Магадан: Кордис, 2013. – 216 с.
20. Лебедева, Н.Н. Гармонизация педагогической системы ценностного самоопределения старших школьников: монография / Н.Н. Лебедева. – М.: Наука: Флинта, 2015. – 352 с.
21. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2012. – 17 с.
22. Мартынюк, И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования / И.О. Мартынюк. – М.: Инфра-М, 2013. – 119 с.
23. Малоу, А. Мотивы и установки личности / А. Маслоу. – М.: АСТ, 2016. – 745 с.
24. Попович, А.Э. К вопросу о профессиональном самоопределении выпускников общеобразовательных школ / А.Э. Попович // Социально- гуманитарные знания. – 2015. – № 2. – С. 169-174.
25. Пятакова, Д.О. Профориентация работа в системе «школа – вуз» / Д.О. Пятакова // Социология образования. – 2017. – №2. – С. 28-33.
26. Ральникова, И.А. Структурно-функциональная модель жизненной перспективы личности и психологическая технология ее реализации / И.А. Ральникова // Психология обучения. – Изд. Современного государственного университета, 2015. – № 5. – С. 5-8.
27. Резник, Ю.М. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа) / Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов. – М.: Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества, 2012. – 260 с.
28. Рокич, М. Ценностные ориентации / М. Рокич. – СПб: Питер, 2015. – 704 с.
29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 705 с.
30. Савельева, Н. Профессионально-ценностные ориентации / Н. Савельева. – М.: ИЛ, 2013. – 208 c.
31. Слободчиков, В.И. Психологические образования личности / Е.И Слободчиков, В.Е. Исаев / Психология личности. Хрестоматия. Т. 2. – М.: Бахрах-М, 2016. – 544 с.
32. Чурекова, Т.М. Социальное воспитание / Т.М. Чурекова, И.В. Гравова, Ж.С. Максимова. – Кемерово: ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», 2016. – 166 с.
33. Шаповалов, В.К. Жизненные и карьерные планы старшеклассников: опыт социологического измерения / В.К. Шаповалов // Гуманитарный институт ФГАОУВПО «Северо-Кавказский федеральный университет». – 2013. – №3. – С. 290-293.
34. Явон, С.В. Ценностные аспекты жизнедеятельности современной молодежи / С В. Явон // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 3. – С. 154-156.
35. Ярик, Н.Н. Школьник в условиях профессионального самоопределения / Н.Н. Ярик // Социологические исследования. – 2014. – №2. – С. 51-55.
36. Ярушина, Е.Ш. Профессиональное самоопределение старшеклассников / Е.Ш. Ярушина // Социологические исследования. – 2014. – №3. – С. 45-51.