База исследования: БОУ «Гимназия № 76». г. Омска.
С целью выявления особенностей взаимосвязи выраженности волевых качеств школьника с успеваемостью было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Есть приложения (тесты).
Выборка: 30 учащихся 6-7 классов (15 девочек и 15 мальчиков).
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы волевых качеств и успеваемости школьников 5
1.1 Подходы к понятию «воли», «волевые качества» в психологии 5
1.2 Учебная успеваемость как психолого-педагогическая проблема 10
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи выраженности волевых качеств школьника с успеваемостью 18
2.1 Описание процедуры и методики исследования 18
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 19
Заключение 23
Список использованных источников 25
Приложения 28
Актуальность исследования. На современном этапе развития системы образования первоочередной задачей является повышение качества обучения, в этой связи усиливаются требования, предъявляющиеся ко всей методической системе учителя. Преодоление неуспеваемости – это основная цель в работе учителя, а также задача, которая решается в научных педагогических и психологических исследованиях. Как правило, в настоящее время свыше половины учащихся общеобразовательных школы испытывают значительные трудности в усвоении школьной программы, это обусловлено рядом социальных и личностных фактором, присущих современности. Одним из факторов, оказывающих влияние на успешность обучения школьников, оказывает недостаточное развитие волевых качеств. Важнейшим признаком волевых качеств считается преодоление препятствий, внутренних или внешних. Внутренние препятствия обусловлены поведением человека и могут быть вызваны усталостью, страхом, желанием развлечься, стыдом, инертностью, и просто ленью. Осуществление каждого конкретного вида деятельности и, прежде всего, трудовой, направленной на преобразование окружающего мира, требует от человека выполнения сложной системы преднамеренных, произвольных действий. Произвольными называются действия, которые выполняются на основе осознанных целей и представления путей их достижения.
В современной психологии проблема взаимосвязи выраженности волевых качеств и успеваемости школьников изучена недостаточно, что и определяет актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучить проблему взаимосвязи выраженности волевых качеств и успеваемости школьников.
Задачи:
1. Раскрыть подходы к понятию «воли», «волевые качества» в психологии.
2. Проанализировать успеваемость как психолого-педагогическую проблему.
3. Эмпирическим путем выявить взаимосвязи выраженности волевых качеств и успеваемости школьников.
Гипотеза: мы предполагаем, что у школьников с менее выраженными волевыми качествами будет более низкая успеваемость, чем у школьников с более выраженными волевыми качествами.
Объект исследования – волевые качества и успеваемость.
Предмет исследования – взаимосвязи выраженности волевых качеств и успеваемости школьников.
Материалы и методы исследования: теоретические: теоретический анализ научных источников, синтез и обобщение, методы аналогии и сравнения; эмпирические: анализ школьной документации, тестирование, методы количественного и качественного анализа результатов исследования.
Методологическую основу исследования составили научные труды Л.С. Выготского, М.В. Грановской, У. Джеймса, Н.Ю. Максимовой, Ю.А. Самарина, М.А. Щукиной, Д.Н. Узнадзе и др. Проблема воли и волевых качеств личности всесторонне изучена В. Вундом, В.К. Калиным, К.Н. Корниловым, К. Левиным и др. Проблема классификации волевых качеств изучена такими учеными, как В.В. Богословский, Е.П. Ильин и др. Успеваемость школьников и причины неуспеваемости школьников представлены трудами Б.Г. Ананьева, А.Н. Антоновой, И.А. Зимней, Т.Д. Морозовой и др.
База исследования: БОУ «Гимназия № 76». г. Омска.
Выборка: 30 учащихся 6-7 классов (15 девочек и 15мальчиков).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Актуальность темы исследования бесспорна, так как от выраженности волевых качеств школьников зависит степень успешности их обучения в школе.
Воля – это способность личности управлять своим состоянием, телом, мыслями и чувствами. Воля – психическое явление не одного уровня и рядоположенное с эмоциями и интеллектом, а более сложное, системное образование, производное мотивов-целей, состояния, оценки и действий. Воля функционирует тогда, когда в активном состоянии находятся мотивы-цели, состояние, оценка и действия. До действия и после действия отсутствует механическое перемещение, однако в активном состоянии переживания достижения результатов осуществляются идеомоторные акты. Следовательно, воля проявляется не только в выборе мотивов и в период непосредственных физических действий, но и до и после них
В ходе исследования был сформулирован вывод о том, что волевые качества – это относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, которые свидетельствуют о достигнутом личностью уровнем сознательной саморегуляции поведения, ее властью над собой.
Теоретическое обобщение имеющихся литературных данных и экспериментальные исследования позволяют считать основными волевыми качествами: целеустремленность, дисциплинированность, уверенность, решительность, настойчивость, инициативность и самообладание. В генезисе разных волевых качеств невозможно выделить из них наиболее простое и первичное по отношению к другим волевым качествам, так как в основе каждого из них лежит активность структурно-функциональных элементов воли.
Поскольку академическая успеваемость учащихся определяется степенью совпадения достигнутых результатов учебной деятельности с запланированными, то успешность обучения предполагает полное совпадение или превышение достижений реальных по отношению к ожидаемым. Это обеспечивает развитие ученика, его переход на более высокие уровни обученности и саморазвития. Следовательно, согласно этой точке зрения обучение может быть признано успешным, если позволяет наиболее рациональным способом (т.е. с минимальными временными затратами и трудовыми ресурсами) достигнуть определенного заранее заданного результата, определяемого целями и задачами обучения.
Современными учеными рассматривается неуспеваемость как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.
С целью установления наличия взаимосвязи между выраженностью волевых качеств школьников и успеваемостью был проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента корреляции Пирсона. В процессе корреляционного анализа были выявлены следующие взаимосвязи между выраженностью волевых качеств школьников и успеваемостью:
- высокий уровень развития волевых качеств – отличная успеваемость (при р≤0,05);
- средний уровень выраженности волевых качеств – хорошая успеваемость (при р≤0,05);
- средний уровень развития волевых качеств – удовлетворительная успеваемость (при р≤0,05);
- низкий уровень развития волевых качеств – неуспеваемость (при р≤0,05).
Полученные результаты подтвердили выдвинутую гипотезу.
1. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии подросткового возраста / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. – Вып. 2. – Л.: ЛГУ, 1974. – С. 3-15.
2. Антонова, А.Д. Психология образования / А.Д. Антонова. – Москва: Академия, 2014. – 521 с.
3. Богословский, В.В. Воля и волевые свойства личности / В кн.: Общая психология. Учебное пособие для студентов пединститутов. Изд. 3 / В.В. Богословский. – Москва: Логос, 2016. – С. 315-332.
4. Вунд, В. Общая психология / В. Вунд. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 412 с.
5. Выготский, Л.С. Общая психология / Л.С. Выготский. – М.: академия. 2015. – 874 с.
6. Грановская, М.В. Психология / М.В. Грановская. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013. – 240 с.
7. Джеймс, У. Психология личности / У. Джеймс. – Москва: Академия, 2015. – 269 с.
8. Захаров, А.И. Мотивы учения подростков / А.И. Захаров. – Санкт-Петербург: Союз, 2010. – 448 с.
9. Зейгарник, Б.В. Личность и патология деятельности / Б.В. Зейгарник. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 480 с.
10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: уч. для студентов по пед. и психол. направ. и спец. / И.А. Зимняя – Москва: Логос, 2016. – 384 с.
11. Ильин, Е.П. О соотношении понятий, характеризующих волевую активность человека / В кн.: Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности / Е.П. Ильин. – Симферополь, 2013. – С. 140-142.
12. Калин, В.К. Волевая регуляция как проблема формы деятельности / В.К. Калин // Вопросы психологии. – 2010. – №5. – С. 85-88.
13. Кичак, Т.Н. Педагогика и психология / Т.Н. Кичак. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 541 с.
14. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 357 с.
15. Корнилов, К.Н. Воля / К.Н. Корнилов. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 547 с.
16. Крутецкий, В.А. Психология. Учебник для педучилищ / В.А. Крутецкий. – Москва: Просвещение, 1988. – 352 с.
17. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 96 с.
18. Лийметс, Х.Й. Групповая работа на уроке / Х.Й. Лийметс. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 587 с.
19. Лиман, Н.А. Развитие личностных качеств подростков в проектной деятельности / Н.А. Лиман // Мир психологии. – 2016. – №4. – С. 58-61.
20. Максимова, Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии: учеб. пособие / Н.Ю. Максимова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 288 с.
21. Мартынова, М.В. Психология образовательной деятельности / М.В. Мартынова. – Томск, 2016. – 121 с.
22. Мерлин, В.С. Характер. – В кн.: Общая психология. Учебник для студентов пединститутов. Изд. 2 / В.С. Мерлин. – Москва: Академия, 2014. – 556 с.
23. Морозова, Т.Д. Психология образования / Т.Д. Морозова. – Москва: Проспект, 2016. – 464 с.
24. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – Санкт-Петербург: Питер. 2015. – 569 с.
25. Огородников, И.Т. Педагогика и психология: Учебное пособие для студентов пединститутов / И.Т. Огородников. – Москва: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 374 с.
26. Олешков, М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации / М.Ю. Олешков // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. – Екатеринбург: РГППУ, 2014. – С. 5-19.
27. Оллпорт, Г. Психология / Г. Оллпорт. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 506 с.
28. Пинский, А.А. Педагогика / А.А. Пинский. – Санкт-Петербург: Питер. 2014. – 526 с.
29. Перевозный, А.В. Педагогические основы дифференциации современного образования / А.В. Перевозный. – Москва: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 518 с.
30. Романенко, Н.М. Системно-структурный подход к организации воспитания воли у подрсотков / Н.М. Романенко // Современные гуманитарные исследования. – 2015. – № 2. – С. 217-219.
31. Самарин, Ю.А. Классификация систем знаний по широте предметного содержания / Ю.А. Самарин // Педагогические исследования. – 2011. – №4. – С. 27-33.
32. Смирнов, Б.Н. Воспитание волевых качеств / Б.Н. Смирнов // Психологические исследования. – 2015. – №4. – С. 77-78.
33. Терентьева, Ю.В. Учебная деятельность подростков / Ю.В. Терентьева // Социология образования. – 2015. – №4. – С. 74-77.
34. Узнадзе, Д Н. Основные положения установки / Д.Н. Узнадзе. – Москва: НОРМА-ИНФРА, 2016. – 426 с.
35. Щербаков, Е.П. Функциональная структура воли: монография / Е.П. Щербаков. – 2-е изд. испр. и доп. – Омск: изд-во НОУ ВПО ОмГА, 2015. – 210 с.
36. Щукина, М.А. Особенности развития субъектности личности в подростковом возрасте: дис. … канд.псих.наук: 19.00.13/ Мария Алексеевна Щукина. – Тюмень, 2014. – 168 с.
37. Фрейд, З. Основы психоанализа / З. Фрейд. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 698 с.
38. Чхартишвили, Ш.Н. Проблема воли в психологии / Ш.Н. Чхартишвили // Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 72-81.