Место прохождения практики: отдел специального (коррекционного) образования и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Министерства образования Омской области
Объект исследования – качество предоставления образовательных услуг в сфере среднего образования г. Омска.
Исследуются несколько школ города Омска.
Есть приложение ( Анкета для выпускников школ среднего общего образования).
Введение 3
1 Анализ объекта исследования 5
1.1 Общая характеристика объекта исследования 5
1.2 Организация системы управления объекта исследования 10
1.3 Экономическое обеспечение деятельности учреждения 13
2 Индивидуальное задание. Организационные основы муниципального управления 17
Заключение 22
Список использованных источников 24
Приложение 1 26
Общественные преобразования, произошедшие в России за последние годы, обострили интерес к осмыслению природы государства, его институтов и способов управления. Актуальность этих вопросов приобретает особую значимость в условиях переходного периода, когда еще окончательно не сформирован механизм реализации государством своих функций, не отработана схема взаимодействия между обществом и властными институтами, отсутствует реальная основа для консолидации политических партий и движений.
Рассмотрение практики государственного управления как целостной системы позволяет не только получить адекватное представление об особенностях функционирования государственного аппарата и методах осуществляемой им политики, но и разработать схему обучения государственных служащих навыкам и приёмам, позволяющим профессионально исполнять свои функции.
Неотъемлемым звеном системы государственного управления является муниципальное управление, служащее инструментом организации местного самоуправления, которое, в свою очередь, призвано обеспечивать своим существованием условия для более эффективного функционирования органов государственной власти.
С 25 февраля по 23 апреля 2019 года мною была пройдена преддипломная практика в отделе специального (коррекционного) образования и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Министерства образования Омской области.
Основной целью преддипломной практики является практическое закрепление теоретических знаний и ознакомление с практическими областями их внедрения на базе объекта исследования.
Задачи преддипломной практики заключаются в следующем:
ознакомиться с основными функциями отдела;
изучить основные нормативные документы, регламентирующие деятельность данного отдела: положение, приказы и т.п.;
ознакомиться со структурными подразделениями объекта исследования;
провести анализ системы управления отделом;
разработать рекомендации по совершенствованию системы управления в исследуемом отделе.
Объектом исследования работы является отдел специального (коррекционного) образования и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предметом – его система управления.
Методы, применяемые в исследовании: анализ литературных источников, сравнительно-сопоставительный и расчетно-аналитический методы, обобщения, описания, анализ и синтез и другие методы научного познания.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
В заключение следует сделать следующие выводы.
Главной стратегической целью отдела специального (коррекционного) образования и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является развитие муниципальной системы образования в соответствии с особенностями региона, с ориентацией на удовлетворение запросов социума, обеспечение качества, доступности и мобильности образования при эффективном использовании ресурсов образовательных учреждений.
В целом, приоритетные направления деятельности отдела специального (коррекционного) образования и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей заключаются в следующем:
обеспечении качества и доступности дошкольного, общего и дополнительного образования;
реализации Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г.;
улучшении инфраструктуры образования;
укреплении потенциала педагогических кадров и формировании современных, актуальных профессиональных компетенций у учителей;
обеспечении открытости системы образования и возможности получения обратной связи от всех участников образовательных учреждений.
Проведенный анализ оргструктуры управления показал, что она построена по линейно-функциональному принципу. В этом случае главная задача начальника отдела координация действий функциональных служб и стратегическое управление. Функциональный анализ системы управления отделом дублирующих функций не обнаружил. Система управления отвечает требованиям полноценного разделения функций подсистемы управления.
Схема организационной структуры отдела специального (коррекционного) образования и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей строилась с соблюдением принципов эффективного проектирования оргструктур. Для начала организация делится на блоки, каждый из которых соответствует важному направлению её деятельности по реализации стратегии. Соблюдая принцип «вертикального зонирования», формируются подразделения, занимающиеся основной деятельностью и управленческими функциями (отделы, службы и т.д.). Далее по принципу «горизонтального зонирования» устанавливается соподчиненность руководителей различных подразделений, их дальнейшее деление на более мелкие организационные подразделения.
При проектировании организационной структуры учреждения были выделены следующие уровни управления:
1-й уровень начальник, реализующий управленческую деятельность;
2-й уровень это специализированное функциональное управление отдельными подсистемами организации, которое реализуется заместителями директора (заместители начальника);
3-й уровень функциональные подразделения: группы, отдельные функциональные должностные позиции основного производства (специалисты по работе с подведомственными организациями).
Таким образом, в схеме структуры организации нет подразделений, которые не имели бы линейных взаимосвязей, и подразделений, имеющих двойное административное подчинение.
В свою очередь, моделирование системы управления отдела специального (коррекционного) образования и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ее компонентов и элементов позволяет понять, как протекают процессы управления в организации и как можно влиять на вход, процесс и выход системы в целом, а также на отдельные элементы, из которых состоит объект управления и его организационная система. Исходя из этого складывается кибернетическая модель управления организационной системой учреждения, которая позволяет не только оценить результаты ее деятельности, но и сформировать оптимальную систему управления объектом исследования.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 25.04.2019.
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 25.04.2019.
3. Бабун, Р.В. Организация муниципального управления: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2014. - 336 с.
4. Василенко, И.А. Государственное муниципальное управление: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2014. - 431 с.
5. Гегедюш, Н.С., Мокеев, М.М., Сергушко, С.В. Государственное и муниципальное управление. - М.: Высшее образование, 2015. - 183 с.
6. Зотов, В.Б. Система муниципального управления: Учебник для вузов. – Спб: Питер, 2014. – 512 с.
7. Игнатов, В.Г. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: учебное пособие/ В.Г. Иванов. - М.: «Март»; Ростов-на-Дону, 2016. – 448 с.
8. Кузин, В.И. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления / Кузин В.И., Зуев С.Э. - М.: Дело, 2015. - 120 с.
9. Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2015. – 330 с.
10. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2014. - 556 с.
11. Онанко, Н.А. Государственное и муниципальное управление / Н.А. Онанко. - М.: МГИУ, 2014. - 104 c.
12. Орешин, В.П. Государственное и муниципальное управление. Учебное пособие. - М.: РИОР, 2015. - 158 с.
13. Радченко, А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. – Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2016. – 720 с.
14. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / О.М. Рой. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2015. - 367 с.
15. Румянцева, З.П. Общее управление организацией: теория и практика: учебник / З. П. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 304 с.
16. Теория управления: учебник для вузов / под ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. - М.: РАГС, 2013. - 557 с.
17. Якушев, А.В. Государственное и муниципальное управление. Конспект лекций / А.В. Якушев. - М.: А-Приор, 2015. - 144 c.
18. Министерство образования Омской области [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: http://mobr.omskportal.ru/. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 25.04.2019).
19. Разработка эффективной структуры управления предприятием // [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.refmanagement.ru/. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 25.04.2019).