Эксперимент проводился на базе МДОУ детского сада «Солнышко» п. Алексеевский. В нем участвовало 12 дошкольников пятилетнего возраста старшей группы детского сада.
Эксперимент включал 3 этапа, которые отображают динамику введения системы самых действенных методов изучения развития связной речи у детей пятилетнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи III уровня.
В данной работе можно подставить свой объект (детский сад) и она подойдет для любого города и вуза.
Введение 2
1. Теоретические формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в сюжетно-ролевой игре 6
1.1.Трактовка понятия «связная речь» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста 11
1.3. Особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в сюжетно-ролевой игре 16
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в сюжетно - ролевой игре 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Результаты исследования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 29
2.3. Практическая работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в сюжетно - ролевой игре 35
Заключение 42
Список используемых источников и литературы 45
Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема развития связной речи приобретает на современном этапе большее значение, она является важнейшей частью воспитания дошкольников. Связная речь демонстрирует все речевые достижения детей, активизирует даже те усвоенные речевые средства, которые не востребованы в диалогической речи. Развитие связной речи у детей особенно важно для их будущего обучения в школе. Появление новых программ, современных подходов к дошкольному образованию привело к пересмотру задач и содержания формирования связной речи. Задачи развития связной речи предусматривают освоение детьми разных типов монолога: описания, повествования и рассуждения.
Особое значение в дошкольный период придается развитию связной речи, так как ребенок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами об игре, обсуждать действия, происходящие в совместной деятельности, быту. Связная речь способствует коммуникативной и социальной активности. Не менее важным условием для формирования связной речи дошкольника является овладение языком как средством общения. Овладение связной речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее решение зависит от многих условий в процессе целостного речевого воспитания: от речевой среды, социального окружения, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка.
Развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР), необходимо уделять особое внимание. Неразвитость связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями. Наличие у детей с общим недоразвитием речи вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной речью.
Поскольку развитие связной речи дошкольников осуществляется педагогом в игровой деятельности, в старшем дошкольном возрасте организуется сюжетно - ролевая игра, требующая не только развития ролевого поведения дошкольников, но и усложнение правил игры путем сюжет осложнения, которое выступает как новый способ развития связной речи в старшем дошкольном возрасте. В процессе организации сюжетно - ролевых игр у детей старшего дошкольного возраста формируется умение устанавливать последовательные события, закономерности, ориентируясь при этом на партнера - сверстника. Таким образом, организация сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста представляет собой творческий перспективный этап развития игры, направленный на достижение высокого уровня развития связной речи дошкольников. В этом заключается актуальность нашего исследования.
Проблемой формирования связной речи у детей с ОНР занимались такие ученые как: А.М. Бородач, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.И. Тихеева, Т.А. Ткаченко, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская.
Объект исследования: процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: возможности сюжетно-ролевой игры в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Цель исследования состоит в изучении формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в сюжетно - ролевой игре.
В ходе написания работы были поставлены и решались следующие задачи:
- рассмотреть трактовку понятия «связная речь» в психолого-педагогической литературе;
- раскрыть формирование связной речи у детей дошкольного возраста;
- проанализировать особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в сюжетно - ролевой игре;
- провести опытно-экспериментальную работу по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в сюжетно - ролевой игре.
Гипотеза исследования: формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в сюжетно - ролевой игре будет эффективна при реализации дифференцированного подхода в процессе работы с детьми с учетом симптомов, механизмов и структуры общего недоразвития речи.
Теоретической основой исследования явились: исследования в области развития связной речи у детей дошкольного возраста (М.М. Алексеева, О. П.Короткова, Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, Б. И. Яшина, А.М. Бородич); исследования в области развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников - Е. М. Гаспарова, Е. Е. Кравцова.
В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: анализ психолого-педагогической и методической литературы; систематизация, обобщение, анализ фактических данных; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
База исследования: дети старшего дошкольного возраста МДОУ детского сада «Солнышко» п. Алексеевский.
Таким образом, поставленные во введении цель и задачи реализованы, следовательно, можно сделать следующие выводы.
Раскрыты психологические и лингвистические характеристики связной речи. Под связной речью понимают единицу речи, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. Признается, что связной речью являются отрезки речи, которые не обладают значительной протяженностью и не расчленяются на самостоятельные части, но характеризуются «самодостаточностью смысла и коммуникативной автономностью». Под отрезками (единицами) связной речи с лингвистической точки зрения понимают высказывания, словосочетания, предложения, тексты.
Выявлены особенности развития связной речи у дошкольников с ОНР III уровня. Дети с ОНР III уровня останавливаются в речевом развитии на этапе ситуативной речи, чаще всего протекающей в форме диалога и имеющей место в какой-то конкретной ситуации. Такую речь способен понять даже ребенок с бедным словарным запасом и плохо сформированным грамматическим строем. Их речь - вопросно-ответная. Они нечетко передают информацию, у них нет ни интереса, ни мотивации. Ведь связная речь формируется только тогда, когда у ребенка появляется потребность в ней, что наблюдается лишь при достижении им определенного уровня умственного развития. Тогда постепенно ребенок все более активно познает окружающий мир, а значит, у него возникает все больше вопросов. Затем наступает такой момент, когда ему самому хочется о чем-то рассказать взрослому, поделиться с ним впечатлениями. Ребенок с недоразвитием речи не понимает, что до собеседника информацию надо еще донести. Из-за недостатка речевых средств эти дети активно используют мимику и жесты, и бывает, нервничают, что их не всегда понимают. Для ребят с ОНР III уровня требуется развернутое общение со взрослыми.
В отечественной психологии принято рассматривать игру в дошкольном возрасте как деятельность ведущую, в процессе которой возникают основные психические новообразования. Как известно, игра имеет уникальное значение для детской личности. В сюжетно-ролевой игре ребенок приобретает опыт общения со сверстниками, овладевает способами взаимодействия, начинает осознавать разный характер отношения к нему окружающих людей и свое отношение к ним. Как никакая другая деятельность, сюжетно-ролевая игра приближает ребенка к миру взрослых, моделируя их отношения. Такое моделирование - практически единственное средство ориентации детей в задачах, мотивах и нормах деятельности взрослых, что имеет решающее значение в социальном развитии ребенка. Сюжетно-ролевая игра является средством всестороннего воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста. В ней между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, побуждающие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создаёт благоприятные условия для коммуникативного развития детей.
Сюжетно- ролевая игра в своем развитии проходит несколько этапов, так в младшем и среднем дошкольном возрасте, дошкольники условно действуют с игрушками и атрибутами, в старшем дошкольном возрасте дошкольники развертывают в игре разнообразные последовательные события, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2-3 партнеров-сверстников, реализовывают сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия. В старшем дошкольном возрасте руководство педагога игровой деятельностью детей выражается в обогащении содержания игры, а также в развитии игры в соответствии с возрастными возможностями ребенка. Этап развития сюжетно - ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с одной стороны, требует развития ролевого поведения в играх дошкольников, а с другой - сюжет осложения, как перспективного этапа развития игры, наиболее творческого, предполагающего высокий уровень развития связной речи.
Опытно - экспериментальная работа показала, что в процессе организации сюжетно - ролевых игр у дошкольников формируется не только умение последовательно, соблюдая смысловое единство и структуру текста пересказывать текст, но и при дальнейшем усложнении правил, в ходе коллективного придумывания сюжета, умение ориентироваться на партнера, продолжая его рассказ, соблюдая закономерность развития сюжета, организовывать новые игры на основе реальных историй. В результате такой работы дошкольники научились согласовывать свои действия, выстраивать новые последовательности событий и при этом ориентироваться на партнеров по игре, пояснять в ходе игры свои действия, словесно предлагать новый сюжет. То есть в процессе сюжет осложения дошкольники демонстрировали умение договариваться словесно, обсуждать, при этом педагоги стимулировали дошкольников к соединению сюжета с ролевым взаимодействием.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 400 с.
2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2011. - 256 с.
3. Бардышева, Т.Ю. Обучение связной речи детей 4-5 лет / Т.Ю. Бардышева. - М.: Просвещение, 2012. - 131с.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь: собрание сочинений /Л.С. Выготский. В 6 т. Т.2. - М.: Просвещение, 2012. - 210 с.
5. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьев // ACT: Астрель : Транзиткнига, 2013. - 158 с.
6. Винокур, Т.Г. Монологическая речь / Т.Г. Винокур // Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 2012. - 490 с.
7. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя речи / А.Н. Гвоздев. - М., 2011. - 171 с.
8. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2014. - 140 с.
9. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника/ Е.Е. Кравцова. - М.: Владос, 2016. - 304 с.
10. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. - М., 2013. - 370 с.
11. Зарубина, Н.Д. Методика обучения связной речи / Н.Д. Зарубина. - М., 2012. - 140 с.
12. Кольцова, М.М. Ребёнок учится говорить / М.М. Кольцова. - М., 2014. - 150 с.
13. Капышева, Н.Н. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плана / Н.Н. Капышева // Логопедия. - 2015. - № 2. - С.90-99.
14. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. - М., 2014. - 178 с.
15. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников / А.М. Леушина // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. - 2015. - Т. 30. - С. 127-171.
16. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. - М.: Просвещение, 2013. - 159 с.
17. Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев. - М., 2012. - 245 с.
18. Омельченко, Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Л.В. Омельченко // Логопед. - 2016. - №4. - С.10-44.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 2016. - 486 с.
20. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. - М., 2015. - 245 с.
21. Сикорский, И.А. О развитии речи у детей / И.А. Сикорский. - М., 2011. - 225 с.
22. Степанова, В.М. Развитие связной речи детей в процессе сюжетно – ролевой игры / В.М. Степанова, Л.Б. Антонова // Инновационные процессы в научной среде: сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2015. С. - 261-263.
23. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно / Т.А. Ткаченко // Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. - М: Гном и Д.: 2016. - С.45-49.
24. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко. - М.: Просвещение, 2016. - 275 с.
25. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: учеб.для студ.и пед.вузов, 2014. - 288с.
26. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2015. - 223 с.
27. Флерова, Ж.М. Логопедия / Ж.М. Флерова. - изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 190 с.
28. Хватцев, М.Е. Логопедия. Книга 2 [Электронный ресурс] / М.Е. Хватцев - Электрон. текстовые данные. - М.: Владос, 2013. - 293 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18489. - ЭБС «IPRbooks»
29. Шаховская, С.Н. Логопедия. Методическое наследие / С.Н. Шаховская. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 190 с.
30. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. - М., 2012. - 310 с.