Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение специфики нарушения произносительной стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)(Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №36847

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы38
Год сдачи2019
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
603
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: База исследования: МБДОУ «Детский сад №105» компенсирующего вида (г. Барнаул).
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (от 5 лет 3 месяцев до 6 лет 9 месяцев). По заключению логопеда в данной группе все дети имеют речевые нарушения – ОНР III уровня.
В приложениях методика и результаты исследования в табличном виде.
Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИФИКИ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ 6
1.1. Трактовка понятия «произносительная сторона речи» в научной литературе 6
1.2. Закономерности развития произносительной стороны речи в онтогенезе 9
1.3. Особенности нарушений в произносительной стороне речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 14
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 22
2.1. Организация и методика исследования 22
2.2. Результаты исследования и их анализ 25
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 37


Актуальность исследования. Нарушение речевого развития – одно из распространенных явлений на данном этапе развития общества. У большинства детей дошкольного возраста наблюдаются нарушения фонематических процессов, а также звукопроизношения, что отражается на их деятельности, на сформированности произносительной стороны речи, так как центральное место в процессе развития психики ребенка занимает речь. Как полифункциональная речь связана с развитием мышления и в целом выполняет интеллектуальную и коммуникативную функции. Речь не является врожденной способностью человека, её формирование происходит параллельно с развитием самого ребенка, так же, как и другие функции психики, подвергается нарушениям.
За последние десятилетия значительно увеличился рост детей дошкольного возраста, у которых наблюдается нарушение речевого развития. В основном это дети с общим недоразвитием речи (далее – ОНР), которые не овладели произносительной стороной речи. У них не наблюдается нарушение интеллектуального развития, а также слуха, к усвоению школьного курса такие дети не готовы в связи с недостаточно развитым фонетическим восприятием. В этой связи проблема исследования особенностей сформированности произносительной стороны речи у детей с ОНР актуальна.
В настоящее время существуют противоречия:
- между требованиями к сформированности произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста и большим количеством детей с общим недоразвитием речи, у которых наблюдаются нарушения в данном компоненте речи;
- между нарушениями в произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и недостаточным применением специальных методов учителями-логопедами по преодолению нарушений данного типа.
Проблема исследования: как формируется произносительная сторона речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования – изучить процесс формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературных источников описать процесс формирования произносительной стороны речи в онтогенезе.
2. Охарактеризовать закономерности формирования произносительной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи.
3. Выявить в экспериментальном исследовании специфику произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – произносительная сторона речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – специфика формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: особенности произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитии речи имеют различную степень выраженности, в связи с недостаточной сформированностью артикуляционной моторики; проявляется это в отсутствии, в искажении и в замене звуков, в нарушениях развития интонационной стороны речи.
Теоретико-методологическая основа исследования. Изучением состояния произносительной речи у детей занимались А.Н. Гвоздев, А.М. Горчакова, Л.А. Кудрявцева, Р.Е. Левина, Н.Х. Швачкин и др. Процесс формирования произносительной стороны речи в онтогенезе описан в научных трудах Е.Н. Винарской, Н. И. Жинкиным, Н. С. Жуковой и др. Особенности произносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи проанализированы в исследованиях Г. Е. Павловой, Н.И. Соболевской, Н.Г. Якимовой и др. Методы и приемы по формированию произносительной стороны речи представлены в исследованиях Г.Е. Тушкановой, Е.Л. Морозовой и др.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по общей и специальной педагогике, логопедии); эмпирические (анализ педагогической документации, анамнестических данных, индивидуальные беседы с детьми, тестирование); количественная и качественная обработка полученных результатов; интерпретационные методы.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №105» компенсирующего вида (г. Барнаул).
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (от 5 лет 3 месяцев до 6 лет 9 месяцев). По заключению логопеда в данной группе все дети имеют речевые нарушения – ОНР III уровня.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь – октябрь 2018 г.) изучались и анализировались научные источники. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (ноябрь 2018 г. – декабрь 2018 г.) осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, проводился анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (январь 2019 г.. систематизировались и обобщались результаты экспериментального исследования, формулировались выводы.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Произносительная сторона речи включает в себя такие компоненты речи, как речевое дыхание, голосообразование, воспроизведение звуков и их сочетания, ударение в словах, фразовую интонацию, соблюдение орфоэпических норм, а также просодику речи и голосовые функции – звукопроизношение, темп речи, её ритм и интонацию.
Произносительная сторона речи у детей с общим недоразвитием речи имеет определенные особенности: отсутствие того или иного звука в речи, а также замена звуков; произношение одного звука или нескольких звуков искаженно; нестойкое использование в речи звуков; замена звуков диффузной артикуляции. Выбор методики работы с детьми зависит от знания формы нарушения его звукопроизношения. Если у ребенка наблюдаются фонетические нарушения, то внимание необходимо уделить развитию его общей и мелкой моторики, артикуляционного аппарата, а если наблюдаются фонематические нарушения, то необходимо развивать фонематический слух.
Экспериментальное исследование показало, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня произносительная сторона речи характеризуется нарушениями в развитии звукового облика слов в структуре предложения, нарушениями в понимании изменения силы голоса восприятие изолированных звуков, звукоподражаний, произносимых различной силой голоса; интонационными нарушениями.
В ходе проведенного исследования был сформулирован вывод о том, что у старших дошкольников с ОНР со средним уровнем сформированности произносительной стороны речи нарушения носят вторичный характер. Они выражаются в ошибках опознания фонем на материале звуков и слогов (так как в данных случаях отсутствует опора на семантическое значение предлагаемых для слухового восприятия языковых единиц. У старших дошкольников с ОНР с низким уровнем сформированности произносительной стороны речи не сформированы навыки произношения слов. Дошкольники данной группы затрудняются в выполнении предложенного задания даже по образцу и с помощью подсказки педагога, в основном отказывались выполнять предложенное задание. У детей данной группы наблюдаются грубые нарушения в опознании фонем близких и далеких по акустическим и артикуляционным признакам. Также у старших дошкольников данной группы наблюдаются сильно выраженные нарушения звукопроизношения, преимущественно выраженные на уровне слов, серий из двух, и, в особенности из трех слогов, включающих близкие по артикуляторно-акустическим признакам звуки.
Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. С детьми данной группы необходимо проводить специальную коррекционно-логопедическую работу по устранению нарушений в развитии произносительной стороны речи.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия : Учебное пособие [Текст] / Е. Ф. Архипова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2015. – 256 c.
2. Викжанович, С. Н. Характеристика системного недоразвития речи при расстройствах аутистического спектра [Текст] / С. Н. Викжанович // Современные исследования социальных проблем. – 2015. – № 8 (52). – С. 294–305.
3. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии : Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка [Текст] / Е. Н. Винарская. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2017. – 165 с.
4. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2015. – 945 с.
5. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – Москва : Детство Пресс, 2016. – 125 с.
6. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений общего недоразвития речи у дошкольников : метод. пособие / Г .Г. Голубева. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ : Союз, 2015. – 60 с.
7. Горчакова, А. М. Пути преодоления общего недоразвития у дошкольников [Текст] / А. М. Горчакова // Практическая психология и логопедия. – 2017. – №5. – С. 5-12.
8. Жинкин, Н. И. Психолингвистика. Избранные труды [Текст] / Н. И. Жинкин. – Москва : Лабиринт, 2016. – 288 с.
9. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Москва : Эксмо, 2017. – 288 с.
10. Зимняя, И. А. Психолингвистика [Текст] / И. А. Зимняя. – Санкт-Петербург : Речь, 2014. – 521 с.
11. Кудрявцева, Л. А. Нарушение речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Кудрявцева. – Нижний Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2016. – 248 с.
12. Лаврова, Е. В. Логопедия. Основы фонопедии [Текст] / Е. В. Лаврова. – Москва : Академия, 2017. – 463 с.
13. Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Р. Е. Левина. – Санкт-Петербург : Речь, 2015. – 241 с.
14. Левина, Р .Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р. Е. Левиной // Репринтное воспроизведение издания 1967 г. – Москва : Альянс, 2018. – 368 с.
15. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические исследования [Текст] / А. Н. Леонтьев. – Москва : Академия. 2015. – 658 с.
16. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников [Текст] / А. И. Максаков. – Москва : Мозаика-Синтез, 2015. – 64 с.
17. Мещерякова, Н. П. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников : диагностика, занятия, упражнения, игры [Текст] / Н. П. Мещерякова, Л. К. Жуковская, Е. Б. Терешкова. – Волгоград : Учитель, 2016. – 141 с.
18. Морозова, Е. Л. Произносительная сторона речи в онтогенезе [Текст] / Е. Л. Морозова // Логопед. – 2016. – №4. – С. 74-77.
19. Павлова, Г. Е. Логоритмические упражнения как средство развития фонематический процессов у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / Г .Е. Павлова // Дефектология. – 2018. – №3. – С. 41-44.
20. Соболевская, Н. И. Произносительная сторона речи у детей с ОНР [Текст] / Н. И. Соболевская // Логопедия. – 2017. – №6. – С. 52-56.
21. Соботович, Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления [Текст] / Е. Ф. Собботович. – Москва : Инфра-М, 2017. – 456 с.
22. Трошин, О. В. Логопсихология : Учебное пособие [Текст] / О. В. Трошин. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 256 с.
23. Тушканова, Г. Е. Особенности речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Г. Е. Тушканова // Дефектология. – 2015. – №3. – С. 23-25.
24. Усанова, О. Н. Логопедия [Текст] / О. Н. Усанова. – Санкт-Петербург : Речь, 2017. – 452 с.
25. Халилова, Л. Б. Детская речь : особенности речевых расстройств [Текст] / Л. Б. Халилова. – Ростов на Дону : Феникс, 2018. – 410 с.
26. Хватцев, М. Е. Логопедия [Текст] / М. Е. Хватцев. – Москва : Эксмо, 2017. – 548 с.
27. Шахнарович, А. М. Общая психолингвистика : учебное пособие [Текст] / А. М. Шахнарович.‐ Москва : Инфра-М, 2015. – 123 с.
28. Швачкин, Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте [Электронный ресурс] / Н. Х. Швачкин.. – Режим доступа: http://elibrary.ru. (Дата обращения: 20.02.2019 г.).
29. Швачкин, Н. Х. Развитие произносительной стороны речи у дошкольников [Текст] / Сборник статей. – Москва : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2015. – 901 с.
30. Якимова, Н. Г. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] / Н. Г. Якимова // Дефектология. – 2017. – №4. – С. 28-34.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ