Введение 3
1 Основные положения теории осевого времени К. Ясперса 4
2 Проблемы и перспективы концепции «осевого времени» К. Ясперса 7
Заключение 12
Список использованных источников 13
В истории философии существуют теории и учения, к которым с годами не только не теряется интерес со стороны исследователей, но, напротив, по отношению к которым наблюдается рост публикаций и дискуссий. Несомненно, что именно к таковым относится и концепция «осевого времени» Карла Ясперса. И это не удивительно. Сам автор полагал, что с накоплением новых знаний и методов исследования исторического процесса должны появляться и новые подходы, новые идеи в отношении его объяснения, которые могут укреплять ранее высказанные утверждения, либо их опровергать.
Цель исследования – изучить концепцию осевого времени К. Ясперса.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- рассмотреть основные положения теории осевого времени К. Ясперса;
- исследовать проблемы и перспективы концепции «осевого времени» К. Ясперса.
Объект исследования – культурология как наука. Предмет – концепция осевого времени К. Ясперса.
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов по культурологии, таких как Е.А. Александрова, Л.Н. Гумилев, В.Р. Языкович и др.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.
Таким образом, в философии истории понятие «осевое время» появилось благодаря мыслителю Карлу Ясперсу. Анализируя прогресс человеческого общества, раздумывая над возникновением и гибелью цивилизаций древности, известный историософ попытался определить, что породило современную цивилизацию и менталитет людей. В результате он пришел к идее, что был такой период (длившийся около шестисот лет), который можно назвать осью мировой истории.
Ясперс считал, что эта фаза длилась с восьмого по второй век до нашей эры. Ясперс утверждает, что осевое время - это универсальная категория, которая не может быть привязана к одной религии, пусть даже и мировой. Догмат веры не должен быть главенствующим критерием для эмпирического постижения истории человечества. А творение сущего и «конец времен», как они описаны в Книге Бытия и Апокалипсисе, даже верующий христианин отделяет по смыслу от светской истории общества.
До того, как осевое время наступило, человечество знавало два ключевых среза в своей истории. Первый – это возникновение членораздельной речи, изготовление орудий труда, умение использовать огонь. Второй срез – это V- III тысячелетие до нашей эры, когда в благоприятном климате и в руслах больших рек возникают древние цивилизации: Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия. В это время возникают письменность, государство, создаются мифологические религиозные трактаты, возникает торговля, а, следовательно, и столкновение и взаимопроникновение культур. Древние царства подготовили почву для оси мировой истории. В 700-х годах до нашей эры наступает само «осевое время». Особенно оно проявилось в IV веке до Христа. Этот срез Ясперс называет «духовным основоположением человечества».
1. Александрова Е. А. Культурология. История идей и их воплощений. Учебное пособие / Е.А. Александрова. - М.: Форум, Инфра-М, 2014. - 144 c.
2. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. - М.: «Рольф», 2012. – 257 с.
3. Нижников С.А Смысл «осевого времени» в творчестве А.В. Семушкина и М. К. Мамардашвили / С.А. Нижников // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Философия», 2015. - №4. - С. 96 – 105.
4. Языкович В. Р. Культурология / В.Р. Языкович. - М.: Тетралит, 2014. - 176 c.
5. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М.: Издательство политической литературы, 2013. – 297 с.