Введение 3
Глава 1.Теоретико-методические аспекты коррекции речевых нарушений в дошкольном образовательном учреждении на музыкальных
занятиях 10
1.1 Психолого-педагогические основания коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста 10
1.2 Принципы коррекции речевых нарушений в дошкольном образовательном учреждении в процессе различных видов деятельности 23
1.3 Анализ интерактивных методов и приемов обучения в дошкольном учреждении на музыкальных занятиях 40
Выводы по главе 1 51
Г лава 2 Практическая работа по коррекции речевых нарушений средствами интерактивных методов у детей 5-6 летнего возраста на музыкальном занятии в дошкольном образовательном учреждении детей 56
2.1 Методические аспекты коррекции речевых нарушений в дошкольном образовательном учреждении в процессе музыкальных видов деятельности 56
2.2 Разработка программы музыкальных занятий по коррекции речевых нарушений средствами интерактивных методов у детей 5-6 летнего возраста и ее апробация в МАДОУ «Детский сад № 67 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Советского района г.
Казани 77
Выводы по главе 2 100
Заключение 103
Список литературы 108
Приложения 116
Актуальность темы работы. В системе формировании способностей и личности ребенка особое место занимает развитие речи, тесно связанное с интеллектуальным и общим психическим развитием человека. Согласно, нормативному документу Федеральному закону от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает определение создания специальных условий для коррекции речи ребенка в процессе воспитания на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении представляется необходимым и важным направлением работы. Включающие использование специальных образовательных программ, пособий и дидактических материалов (и. 3 ст. 79). Так же в нем дается понятие «адаптированная образовательная программа» для коррекции речи ребенка с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая социальную адаптацию указанных лиц.
Между тем, в настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в речевом и психомоторном развитии. Нарушения в фонематическом, лексико-грамматическом строе речи и моторной функции детей служат серьезным препятствием для овладения ими программой дошкольного учреждения. Развитие речи старших дошкольников является важнейшим показателем общего развития, критерием готовности к школе. Поэтому отставание в речевом развитии у старших дошкольников тревожит не только психологов, логопедов, воспитателей, но и становится очевидным для родителей и всех окружающих.
Оказать эффективную помощь в этом вопросе могут коррекционные музыкальные занятия. Такие занятия в дошкольном образовательном учреждении могут проводить разные специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, логопед, психолог,
наконец, воспитатель. Поэтому в методико-педагогической литературе можно найти самые разные подходы к проведению коррекционно-речевых занятий с дошкольниками. Такое положение не способствует развитию теории и практики коррекционных музыкальных занятий в детском саду. Таким образом, наблюдается противоречие между большой степенью изученности теории и методики коррекции речевых нарушений в логопедии и недостаточной разработанностью методического обеспечения, которое можно было бы использовать на музыкальных занятиях с детьми, имеющими дефекты речи в учреждении дошкольного образования.
Степень изученности темы исследования.
Взаимосвязь общей и коррекционно-речевых нарушений изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Изучением нарушений звукопроизношения, вопросами ее коррекции занимались многие отечественные ученые в области теории и практики логопедии. Процесс овладения звуковым строем языка, становление звукопроизношения достаточно полно изучен и описан в работах А.Н. Гвоздева, В.И. Бельтюкова, Д.Б. Эльконина, Е.И. Радиной.
Проблема воспитания правильной речи, в том числе формирования произношения звуков подробно изучена и освещена Р.Е. Левиной, Е.В. Чиркиной, М.Ф. Фомичевой, Н.И. Жинкиным, О.В. Прав диной, С.Н. Шаховской, Т.Б. Филичевой.
Наиболее разработанным в логопедической литературе является вопросы диагностики и коррекции звукопроизносительной стороны речи. В частности, методики и схемы выявления рассматриваемого нарушения описаны в трудах А.Е. Ипполитовой, Е.А. Волковой, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Архиповой, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Н.С. Жуковой, Н.Ю. Еригоренко, С.А. Цыбульского,О.Б. Иншаковой, О.Е. Ерибовой.
Изучением, коррекцией и устранением недостатка произношения в разное время занимались многие ученые, в том числе А.Е. Богомолова, А.С.
Герасимова, В.Г. Кузнецова, Г.В. Гуровец, К.П. Беккер, О.В. Правдина, Р.Е. Левина. Они считают, что ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, напротив они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.
Также надо отметить, что зарубежные исследователи не оставляют без внимания эту проблему. Наибольшее количество работ встречаются у Ш.Бюлара, Г.Гетцера, У.Голдфарба, Боулби, Шпица, Д.О.Хебба, Б.М.Фосса,
Э.Л. Фрухта.
Вопросы организации тестирования для оценки результатов эксперимента представлены в методиках Т.Е. Рыбаковой,Е. Струниной, О.С.Ушаковой, Е.Р.Шашкиной. Изучению психолого-педагогических
особенностей детей и коррекция речи дошкольного возраста посвящено достаточное количество исследований, в том числе труды О. С. Боромыковой,Е.А. Волковой, Т.Е. Визель, Е.П. Ермакова, И.С.Жукова, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Е.М.Мастюкова, Л.И. Плаксиной, Р.Б. Стеркиной, К.В. Тарасовой, Т.Б. Филичева, Н. Щербаковой, Д.Б.Эльконин, Е.Я. Якунина.
Значение ритмического и логоритмического воздействия на детей дошкольного возраста подчеркивали многие исследователи, такие как
В.М.Бехтерев, Е.А.Волкова. Изучением методики музыкальных занятий в ДОУ занимались такие педагоги как М.А. Васильева, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова. Методика коррекции речи на музыкальных занятиях применялась такими авторами, как М.М.Алексеева, Л. С. Выготский, А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Е. Ф. Соботович, Ф. А. Сохни, Яшина В.И.
Программы музыкальных занятий в ДОУ разрабатывали следующие авторы: В.П.Балобанова, Л.Е.Богданова, Н.В. Бобровская, А.И.Буренина, Л.В. Венедиктова, Н.А. Ветлугина, Н.Е. Кононова, О.П. Радынова, Т.Э. Тютюнникова.
На основании изученных трудов было выделено существующее в практике дошкольного образования противоречие между: большой
степенью изученности теории и методики коррекции речевых нарушений в логопедии и недостаточной разработанностью методического обеспечения с использованием интерактивных методов, которое можно было бы использовать на музыкальных занятиях с детьми, имеющими дефекты речи в учреждении дошкольного образования.
На основе изученной литературы и выделенного противоречия была сформулирована проблема исследования - какое содержание музыкальных занятий с применением интерактивных методов будет способствовать исправлению дефектов речи у дошкольников в процессе воспитания в дошкольном образовательном учреждении?
Выявленное противоречие и проблема исследования были положены в основу его темы: «Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников средствами интерактивных методов на музыкальных занятиях».
Объект исследования: процесс музыкального воспитания в
дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
Цель работы: разработать программу музыкальных занятий для детей старшего дошкольного возраста, направленную на коррекцию речевых нарушений средствами интерактивных методов и выполнить ее апробацию.
Гипотеза исследования. Эффективность процесса коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях значительно повысится, если будут:
Изучены психолого-педагогические основания коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;
Обоснованы принципы коррекции речевых нарушений в дошкольном образовательном учреждении в процессе различных видов деятельности.
Выявлены методические аспекты коррекции речевых нарушений в дошкольном образовательном учреждении в процессе музыкальных видов деятельности;
Проанализированы интерактивные методы и приемы обучения в дошкольном учреждении на музыкальных занятиях;
Разработана программа музыкальных занятий по коррекции речевых нарушений средствами интерактивных методов у детей 5-6 летнего возраста и выполнена ее апробация в дошкольном образовательном учреждении детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить психолого-педагогические основания коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
2.Обосновать принципы коррекции речевых нарушений в дошкольном образовательном учреждении в процессе различных видов деятельности.
3. Выявить методические аспекты коррекции речевых нарушений в дошкольном образовательном учреждении в процессе музыкальных видов деятельности.
4. Проанализировать интерактивные методы и приемы обучения в дошкольном учреждении на музыкальных занятиях.
5. Разработать программу музыкальных занятий по коррекции речевых нарушений средствами интерактивных методов у детей 5-6 летнего возраста и выполнить ее апробацию в дошкольном образовательном учреждении детей.
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс научных методов:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, методической
литературы по теории и практике эстетического развития дошкольников, исследования по проблемам эстетического развития; сравнительносопоставительный анализ и обобщение опыта музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
- эмпирические: тестирование, наблюдение, эксперимент.
Теоретическая база исследования. В качестве теоретической базы за основу программы музыкальных занятий по коррекции речевых нарушений была взята программа дошкольного учреждения Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой «От рождения до школы». Она послужила базой для разработки программы, применяемой нами в нашей собственной музыкально-педагогической деятельности. Кроме этого при подборе упражнений мы опирались на программы В.М.Бехтерев, А.М. Бородич,А.К. Бондаренко, Г. А.Волковой,А.Е.Герасимова, В. А.Гринер,М.Ю.Картушина,Н. А. Лукина,Л.Н.Павлова,Л.В.Фомина,Е.Р. Шашкиной. Все эти авторы используют свои программы и упражнения в конкретном направлении и для лучшего результата мы выбрали из каждой программы подходящее решение задачи, которая способствует получению хороших результатов в конце учебного года.
Этапы исследования:
На первом этапе (2015 - 2017) - изучен и собран теоретический материал по психологии, педагогике, проблемам развития речевого аппарата у детей, теории и методике преподавания музыки, эстетическое развитие и воспитание детей.
На втором этапе (2017 - 2018) - составлена программа «Музыкальноречевые занятия» из работ разных методистов-музыкантов с целью коррекции речевых нарушений дошкольников в процессе музыкальных занятий.
На третьем этапе (2018-2019 гг.) - проведены формирующий и контрольный этапы эксперимента, выполнено обобщение результатов исследования, оформлены и структурированы результаты.
Экспериментальная база исследования. Эксперимент был проведен на базе МАДОУ «Детский сад № 67 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Советского района г. Казани
Новизна исследования состоит в разработке педагогических условий и программы музыкальных занятий по коррекции речевых нарушений у детей 5-6 летнего возраста в условиях учреждения дошкольного образования.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что разработанные педагогические условия и программа музыкальных занятий по коррекции речевых нарушений у детей 5-6 летнего возраста может быть в дальнейшем использована для улучшения работы специалистов в области коррекции речевого развития детей.
Структура работы состоит из введения, две главы, пять параграфов, заключение, список литературы и приложения.
В процессе проведенного исследования было установлено, что анализ работ отечественных и зарубежных специалистов, посвященных проблеме речевого развития у детей, имеющих различные нарушения речи, показали, что в настоящее время проблема развития речи, ее звуковая сторона, словарный состав, грамматический строй у детей, имеющих различные нарушения речи, привлекает внимание многих специалистов.
Изучение психолого-педагогической литературы показало, что вопрос о воспитании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста интересен многим ученым, рассматривается с разных сторон; изучаются средства устранения дефектов речи с помощью различных коррекционных методик, так же есть 4 уровня общего нарушения речи. Так же, в отечественной логопедии выделяются две классификации речевых нарушений: клинико - педагогическая и психолого- основанные на
коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Клинико - педагогическая классификация речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста помогает логопеду и музыкальному работнику понять цель и формировать определенную программу, при которой будет результат.
Комплексное воздействие искусств дает еще больший эффект в формировании коррекционно-речевого развития и духовного начала ребенка. На основе изученного материала нами были выделены следующие принципы коррекции речевых нарушений в дошкольном образовательном учреждении в процессе различных видов деятельности:
• принцип отграничения детей с нарушениями речи от детей с другими отклонениями в психофизическом развитии;
• принцип дифференциации детей с учетом возраста, вида и степени выраженности речевых нарушений;
• принцип развития личности человека
• принцип всестороннего воздействия
• принцип комплексности
Интерактивные методы и приемы обучения делают коррекционномузыкальные занятия более интересными для ребенка, все больше притягивая его к общению с окружающими и с другими детьми. Воспитанники выступают как равные участники и создатели музыкального занятия. Положительные качества активных методов обучения: активный интерес к обучению; активизация мышления; самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач; длительное время активности.
Основными методическими аспектами в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ является:
> опора на соединение двигательного и слухового анализаторов речи с развитием общей моторики;
> формирование у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной;
> обеспечение развития слухового восприятия (внутреннего слуха) учащихся и использование его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.
Проведение занятий на базе МАДОУ «Кучтэнэч» №67 Советского района г. Казань мы наблюдали и анализировали, как проходят занятия по коррекции речи в контрольной и экспериментальной группе.
Программа проведения экспериментальной части нашей работы предусматривает три главных этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
В начале учебного года на констатирующем этапе был проведен эксперимент, для достижения поставленной цели использовалась методика диагностики Т.В.Тумановой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной. Данная
методика была адаптирована для дошкольников старшего возраста, было произведено сокращение объёма и наполняемости заданий, широко применялся наглядный материал и игровые приёмы. При диагностики решались следующие задачи:
- выявить особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста;
-отследить индивидуальные особенности словообразования каждого ребёнка;
-учесть результаты диагностики для выбора направления дальнейшей коррекционной работы.
Исследование уровня нарушения произношения звуков у обследуемых детей проявились либо в искаженном воспроизведении тех или иных звуков, либо в замене и в смешении звуков. Нарушенными оказались группы свистящих, шипящих, а также сонорных звуков.
При выполнении задания воспроизведение цепочки слов высокий уровень отсутствовал, анализируя данные выполнения заданий по звуковому анализу слов, можно сказать, что наиболее доступным из предложенных заданий оказалось выделение гласного звука из начала слова. Самым сложным для детей оказалось выделение гласного звука из конца слова. У детей в основном отмечались пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова, а также замедленное воспроизведение по слогам. Мы выяснили, что у воспитанников не достаточно сформированы лексико- грамматические представления, уровень обобщений, а также звуковая сторона речи, недостаточное развитие статической и динамической координации артикуляционных движений, неумение быстро переключаться с одной позиции на другую, неточность движений подвижных органов артикуляции - языка, губ, нижней челюсти.
По итогам констатирующего этапа эксперимента был сделан вывод, что в обеих группах проявления речевых нарушений встречаются одинаково часто.
На формирующем этапе эксперимента были проведены музыкальные занятия по программе развития творческих способностей и коррекции речи для детей дошкольного возраста «Музыкально-речевые занятия» на протяжении восьми месяцев.
Чтобы повысить уровень коррекции речи в экспериментальной группе, применяем методы использования логопедических упражнений совместно с музыкальными заданиями систематично в течение всего эксперимента, тем самым попытаемся повлиять на коррекционные и музыкальные способности воспитанника.
Для проверки эффективности экспериментальной работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы. Контрольная диагностика проводилась с использованием той же методики, что и при первичном обследовании.
По итогам контрольного эксперимента дети экспериментальной группы смогли звукопроизношение свистящих воспроизводить в норме, так же шипящие и сонорные звуки присутствовали в речи, в повторение оппозиционных слогов воспитанники более четко понимали задание, и дети которые допускали ошибки, старались их исправить. Понимание задания и уровень словарного запаса достаточно сформировался лексико- грамматические представления, уровень обобщенья повысился, а также звуковая сторона речи стала на много яснее.
В процессе выполнения диагностики №5, выяснилось артикуляционная и мелкая моторика у дошкольников старшего возраста на контрольном этапе получила достаточно развитие статической и динамической координации артикуляционных движений, умение быстро переключаться с одной позиции на другую, неточность движений подвижных органов артикуляции - языка, губ, нижней челюсти, стала намного меньше чем было в констатирующем этапе.
В результате анализа данных, полученных при контрольном эксперименте, было выявлено, что дети обеих групп допускали ошибки, но экспериментальная группа делала их меньше, чем контрольная, на основании этого был сделан вывод об эффективности разработанной программы музыкальных занятий по коррекции речевых нарушений средствами интерактивных методов у детей 5-6 летнего возраста.
В то же время, как показывает анализ исследований, некоторые аспекты этой проблемы требуют дополнительного изучения; проблеме применения логопедических упражнений совместно с музыкальными играми в логопедической работе и в работе музыкальных руководителей. Разработка материалов и приемов по преодолению нарушений речи является основой программы «Музыкально - речевых занятий». Лексико-грамматические нарушения при общем недоразвитии речи являются ведущими, для устранения данных нарушений. Поэтому логопедическая работа требует разнообразных приемов коррекции, учитывая индивидуальные особенности детей с общим недоразвитием речи.
Предложенная программа «Музыкально - речевых занятий» в логопедических группах поможет в дальнейшем диагностировать и корректировать проблемы в коррекции речи с помощью коррекционно - музыкальных и интерактивных методик. Дальнейшее изучение данной темы являлось и является актуальном всегда.
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: Детство-пресс, 2001,- 112с.
2. Аксанова Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР - СПб.: Детство-Пресс, 2009- 220с.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2010. -400с.
4. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия,2008. -159с.
5. Архипова Е.Ф., Миофункциональная коррекция и профилактика нарушений звукопроизношения. - М.: В. Секачев, 2017. -92с.
6. Балобанова В.П., Богданова Л.Е., Венедиктова Л.В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство Пресс, 2009,- 240с.
7. Беккер К.П. Учебное пособие. Перевод с немецкого Барышниковой Е. В Под редакцией проф. Власовой Н. А. — М.: Медицина, 1981. — 288 с.
8. Бельтюков В.И., Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). - М.: Педагогика, 1977. -176 с.
9. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.,2010,- 496с.
10. Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека. — Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. — 416 с.
11. Бобровская Н.В. Планирование воспитательной работы с детьми 2-7 лет в летний период. Комплексный проект «Веселый летний марафон»- Волгоград: Учитель, 2011- 256с.
12. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 1979. - 208 с.
13. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение,2011. -255с.
14. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным
сопровождением: Комплекс упражнений по совершенствованию
речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999.— 64 с.
15. Буренина А.И. Опыт лучших - детям: Инновации в дошкольном воспитании.- СПб.: ЛОИРО, 2009 - 367с.
16. Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Тутти: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012. - 56с.
17. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. -М.,2009,- 190с.
18. Вераксы Н.Е., Васильевой М.А, Комаровой Т.С. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М.: Мозаика-синтез, 2011. - 187с.
19. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. - 240 с.
20. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 2011,- 176с.
21. Волкова Е.А. Логопедическая ритмика: Учеб.для студ. высш. учеб, заведений. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 272 с.
22. Волкова Л.С. Логопедия. - М.: «Владос», 1998,- 297с.
23. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2008 - 266с.
24. Еаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. - М.: «Владос», 2009,- 193с.
25. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Детство-Пресс, 2007. -472с.
26. Герасимова А.С. Популярная логопедия. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 224с.
27. Герасимова А.С., Жукова О. С., Кузнецова В. Г. Логопедическая энциклопедия дошкольника. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006. — 608 с.
28. Городилова В.И. Радина Е.И. Воспитание правильной речи. - М.: Учпедгиз, 1952. — 121 с.
29. Григоренко Н.Ю., Цыбульский С. А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. - Учебно-методическое пособие. — М.: Книголюб, 2005. - 144 с.
30. Гуровец Г.В. Психопатология детского возраста. - М.: Владос, 2008. — 360 с.
ЗГДресвянников В.И. Логопедическая ритмика в системе коррекционновоспитательной работы с заикающимися школьниками // Дефектология. -М.: «Владос», 2009. -72с.
32. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы со школьниками. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2008. - 176 с.
33. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.:2011,- 170с.
34. Жинкин Н. И. Механизмы речи. - М.: «Владос» ,2009. - 370 с.
35. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия.- Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998,- 289с.
36. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.,2010. -332с.
37. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста,- М.: Просвещение,2011.-295с.
38. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: Владос, 2008. — 279 с.
39. Исенина Е. И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов,2011. - 164 с.
40. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2009,- 158с.
41. Ковшиков В. А. К вопросу о нарушении различных знаковых систем в речевой деятельности детей с экспрессивной алалией // Изучение динамики речевых и нервно-психических нарушений,- Л.:2010. - с. 79- 96.
42. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка. - М., 2012.-223с.
43. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). -М.,2012.-232с.
44. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. - М.: Гном и Д, 2001.-158с.
45. Лалаева Р.И. Метод.пособие для учителя-логопеда. - М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2008. - 224 с.
46. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. (ред.) Логопатопсихология. Учебное пособие для студентов. — М.: Владос, 2011. — 285 с.
47. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1968. - 367с.
48. Лейко М.М., Филиппова Ж.Т., Широкова Е.Ф., Шувалова М.Н. Народная педагогика и воспитание. - Барнаул: БГПУ,2012. -49с.
49. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности,- М.,2011. - 245 с.
50. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Союз», 2005. — 192 с.
51. Лотарев В.К., Федоренко Л.П., Фомичева Г.А. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение,2008. -239с.
52. Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст. - М. : Классике Стиль, 2003. — 320 с.
53. Мухина В.С. Детская психология. - М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс,2011. -315с.
54. Новиковская О. А, Логоритмия для дошкольников в играх и упражнениях - М., 2009.-257с.
55.Орлова Т. М. , Бекина С. И. «Учите детей петь»: песни и упражнения для развития голоса у детей 3- 6 лет: книга для воспитателя и
музыкального руководителя детского сада. - М.: Просвещение, 1987,- 144с.
56. Прав дина О.В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1973. — 272 с.
57. Радынова О. П. «Музыкальные шедевры»: Песня, танец, марш. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 240с.
58. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей. -М.: Дотттк. воспитание.-2009.-№7.-С.15-18.
59. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика - М., 2008,- 287с
60. Самойленко Н.С. Логопедическая ритмика для дошкольников - М., 2009.-96с.
61. Серебрякова Н.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. - М.: Каро, 2014. - 112с.
62. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. - М.: Просвещение,2009. -176с.
63. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение,2011. -223с.
64. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: Просвещение,2011. -159с.
65. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет //Дотик. Воспитание. - 2009,- №1. - С.59-66.
66. Ушакова О.С., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.- 2011,- №9.-С.71-78
67. Филичева Т.Б. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
68. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии. - М.: Просвещение, 1989. - 239с.
69.Чиркина Е.В. Основы логопедической работы с детьми. - Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. - М.:
АРКТИ,2003.-240с.
70.Шашкина Е.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи - М.: Академия, 2009.-223с
71.Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М.: Просвещение 2010. -348с.