Введение 2
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы развития словаря у детей с общим недоразвитием речи 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 7
1.2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста 13
1.3. Направления по обогащению лексического запаса детей дошкольного возраста 22
Выводы по I главе 29
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение лексического запаса детей с общим
недоразвитием речи 31
2.1. Организация и методы исследования лексического запаса у детей с
общим недоразвитием речи 31
2.2. Анализ результатов исследования лексического запаса детей с общим
недоразвитием речи 33
Выводы по II главе 40
ГЛАВА III. Разработка и апробация программы по обогащению лексического запаса детей с общим недоразвитием речи средствами изо технологий 41
3.1. Основные направления программы по обогащению лексического запаса
детей с общим недоразвитием речи средствами изо- технологий 41
3.2. Оценка эффективности программы по развитию словаря у детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития 48
Выводы по III главе 51
Заключение 52
Список литературы 55
Приложения 60
Актуальность. В настоящее время особенно остро стоит вопрос оказания коррекционной помощи детям с нарушениями речи. С одной стороны, это связано с увеличением количества детей с речевой патологией, а с другой стороны, - с поиском новых средств и методов коррекционной работы. Одним из важных направлений логопедической работы является формирование и развитие словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи. Несмотря на то, что в научной литературе существует множество работ по развитию лексики у детей с общим недоразвитием речи, таких авторов как Р. И. Лалаева [46], Н. В. Серебрякова [50], Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина [52], остается необходимость дальнейшей разработки этого вопроса.
Вопросу развития лексики ребенка посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс освещается в различных аспектах: психофизиологическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом. Ранний этап формирования речи, в том числе и овладения словом, многосторонне рассматривается в работах таких авторов, как М. М. Кольцова [40], Н. И. Жинкин [30], Г. Л. Розенгарт - Пупко, Д. Б. Эльконин [29].
На занятиях дети с общим недоразвитием речи быстро утомляются и часто отвлекаются, у них отсутствует интерес и активность, поэтому на наш взгляд актуальным является совершенствование методов и приемов формирования индивидуального лексикона с учетом мотивационной включенности и заинтересованности дошкольников на логопедических занятиях. Включение в коррекционное занятие разнообразных
нестандартных видов изобразительной деятельности может стать решением этой проблемы. Коррекционный потенциал средств изобразительного творчества является не полностью реализованным в логопедической работе, что определяет необходимость изучения данного вопроса и разработки содержания и приемов работы по формированию лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами изобразительного творчества [28].
Своевременное формирование словаря ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций [1].
Овладение лексическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослыми и детьми. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.
Включение в коррекционное занятие разнообразных нестандартных видов изобразительной деятельности может стать решением этой проблемы. Коррекционный потенциал средств изобразительного творчества является не полностью реализованным в логопедической работе, что определяет необходимость изучения данного вопроса и разработки содержания и приемов работы по формированию лексического словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью изо- технологий [6].
Отклонения в развитии лексики у детей с общим недоразвитием речи выражаются в бедности словарного запаса, превышение объема пассивного словаря над активным, в нарушении точности употребления слов, в многочисленных заменах одних слов другими, в неверном употреблении значения слов, в трудностях извлечения из памяти необходимого слова [31].
Нетрадиционные средства работы в логопедии относятся к одним из наиболее эффективных методов коррекции нарушений речи у детей. Этот вид работы стал все больше применяться в логопедической практике. Данный вид деятельности делает занятие для ребенка более комфортным, интересным, разнообразным, эмоциональным и главное продуктивным для речевого восприятия и высказывания. Также у детей повышается мотивационная включенность на занятии, инициативность [13]. Это является немаловажным фактором при работе с детьми с общим недоразвитием речи, у которых могут встречаться разнообразные личностные особенности, такие как быстрая утомляемость, пресыщаемость любым видом деятельности, повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная заторможенность, нарушения активного внимания, памяти и восприятия учебного материала, вялость, пассивность, заторможенность, недостаточной координации пальцев рук. В настоящее время существует множество нетрадиционных коррекционных методов работы с детьми: изотерапия, сказкотерапия, игротерапия, пескотерапия, фототерапия, аромотерапия, хромотерапия [2].
Нетрадиционные изо технологии - это техники изображения, которые включают раннее не используемые художественно-выразительные средства создания художественного образа: разнообразие изобразительных
материалов, отход от стандартных, привычных способов создания творческого продукта деятельности, поиск новых творческих решений, способствующих развитию детского творчества, активности, воображения [27]. В свою очередь изобразительная деятельность является важнейшим способом развития речи у детей. Целенаправленная организация изобразительной деятельности создает благоприятные возможности для расширения коммуникации в учебном процессе, обогащения словаря, развитие грамматического строя речи.
На данный момент существует большое количество направлений в логопедической работе по обогащению лексической стороны речи, однако недостаточно полно представлена изо- технология в логопедическом сопровождении ребенка с нарушением речи.
Цель исследования - обогащение лексического словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами изобразительного творчества в системе комплексного логопедического воздействия.
Объект: лексический запас у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет: коррекционно-логопедическая работа по обогащению лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования - формирование словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективным при учете уровня развития словаря, и в качестве ведущего условия будет рассматриваться система коррекционно-логопедической работы по формированию лексического запаса с использованием возможностей изобразительной деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом были определены задачи исследования:
1. На основе анализа специальной литературы изучить теоретические основы формирования словаря в онтогенезе.
2. Выявить особенности лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.
3. Разработать и апробировать программу по обогащению лексического запаса детей с общим недоразвитием речи средствами изо- технологий.
4. Оценить ее эффективность с помощью коррекционной работы.
Практическая значимость работы: данные нашего исследования могут быть использованы в работе логопедов, дефектологов, воспитателей ДОУ
Методы исследования:
1. Теоретический анализ общей и специальной психо лого- педагогической литературы по теме обогащения лексического запаса детей с общим недоразвитием речи с помощью изо- технологий.
2. Эмпирические методы, метод наблюдения, изучение документации логопеда, речевых карт детей, сбор анамнеза, методы эксперимента, использование диагностической методики исследования лексики Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой.
3. Апробация коррекционно- развивающей программы с использованием изо- технологий.
4. Количественный и качественный анализ результатов эксперимента. Структура: общий объем составил 60 страниц, состоит из трех глав, параграфов, выводов по главам, содержит таблицы, диаграммы, список литературы, приложение.
В данной работе представлено экспериментальное исследование, касающееся обогащения лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития средствами изотехнологий.
Коррекционный потенциал средств изобразительного творчества является не полностью реализованным в логопедической работе, что определяет актуальность изучения данного вопроса и разработки содержания и приемов работы по проблеме формирования лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами изобразительного творчества.
В результате проведения экспериментального исследования, направленного на формирование лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами изобразительного творчества, оказалось возможным подтвердить основную гипотезу о том, что процесс обогащения лексического запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет более эффективным при использовании в коррекционной логопедической работе средств изо- технологий.
В представленной работе экспериментальное исследование было проведено в два этапа. На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, включающий в себя логопедическое обследование, направленное на изучение уровня сформированности лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. На втором этапе была разработана и апробирована экспериментальным путем программа по обогащению лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами изобразительного творчества.
Анализ данных по результатам экспериментального исследования позволил сформулировать следующие основные выводы:
1. Анализ и обобщение данных литературы, посвященных изучению лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи, показал, что в логопедии выделяются некоторые особенности усвоения лексики у детей с общим недоразвитием речи, а именно:
- преобладание пассивного словаря над активным;
- ограничение употребления слов различных лексических групп;
- нарушение актуализации словаря глаголов и прилагательных;
- трудности усвоения слов обобщенного отвлеченного значения, слов, обозначающих состояние, оценку, качества, признаки;
- неточное употребление слов, выражающееся вербальными парафазиями;
- вариативность лексических замен, свидетельствующая о большей сохранности слухового контроля, чем произносительных, кинестетических образов слов;
- немотивированный, случайный характер словестных ассоциаций;
- малый объем семантического поля, проявляющийся в ограниченном количестве смысловых связей;
- долгий период актуализации нужного слова;
- трудности при группировке семантически далеких слов;
- ошибки при выполнении заданий на группировку семантически близких слов.
2. Проведенное нами исследование, связанное с обследованием уровня развития лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи показало, что у детей оказался низкий уровень развития лексического словаря.
В соответствии с проведенным качественным анализом в результате обследования индивидуального лексикона у старших дошкольников с общим недоразвитием третьего уровня можно сделать вывод о том, что данной категории детей в той или иной степени требуется коррекционная работа по всем разделам лексики.
З.Коррекционная работа, направленная на обогащение лексического запаса дошкольников с общим недоразвитием речи, с использованием изобразительного творчества должна включать в себя задания, оречевление которых в ходе выполнения, способствует уточнению, активизации и закреплению необходимой лексики (словаря существительных, прилагательных, глаголов и т.д.) в рамках определенной лексической темы.
В результате повторного обследования, проведенного по завершению апробации программы, направленной на обогащение лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами изобразительного творчества, была отмечена положительная динамика у всех детей, что отмечалось в качественном и количественном изменении словарного запаса Эти данные говорят о необходимости продолжения систематической логопедической работы с данной категорией детей.
1. Алябьева, Е.А. Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями [Текст] / Е. А. Алябьева - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.
2. Алябьева, Е. А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. Кн. 3 [Текст] / Е. А. Алябьева - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 208 с.
3. Альфонсов, В. А. «Чтобы слово смело пошло за живописью» [Текст] / В.
А. Альфонсов - Л.: Наука, 1982. - 226 с.
4. Арт-терапия - новые горизонты [Текст] / Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с.
5. Ахутина, Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников [Текст] / Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова - М.: В. Секачев, 2008. - 128 с.
6. Бачерикова, Л. Н. Речь и рисунок показатели деятельности второй сигнальной системы [Текст]: автореф. дис...канд. биол. наук / Л. Н. Бачерикова. - Челябинск, 1979. - 18 с.
7. Бегаева, Е. В. Современный русский язык. Практическое пособие [Текст] / Е. В. Бегаева - М.: Экзамен, 2005. - 128 с.
8. Безрукова, О. А. Слова родного языка [Текст] / О. А. Безрукова - М.: Профессионал, 2005. -192 с.
9. Белянин, В. П. Основы психолингвистической диагностики [Текст] / В. П. Белянин - М.: Тривола, 2000. - 248 с.
10. Белянин, В. П. Психолингвистика [Текст] / В. П. Белянин - М.: Флинта,
2004. - 232 с.
11. Богатырева, А. В. Понимание слов детьми трёх-пяти лет [Текст] / А. В. Богатырева // Дошкольное воспитание, 1967. - № 9. - С. 10 - 14.
12. Борякова, Н. В. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития (на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространённых предложений) [Текст] / Н. В. Борякова, Т. А. Матросова, М.: В. Секачев, 2016. - 200 с.
13. Блинкова, Н. В. Развитие творчества и изобразительности у логопедов [Текст] / Н. В. Блинков // Педагогическое обозрение, 2007. - № 1. - С. 23-26.
14. Ванслов, В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства [Текст] /
В. В. Ванслов. - М.: Сов. художник, 1966. - 120 с.
15. Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей [Текст] / Г. А. Волкова - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. - 45 с.
16. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1967. - 96с.
17. Гербова В. В. Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности [Текст] / В.В. Гербова. Ученые записки: МГЗПИ.-1970. - Вып. 31
18. Гербова, В. В. Понимание, называние и использование глаголов [Текст] / В. В. Гербова. Дошкольное воспитание, 1969. - № 10. - С. 13 - 15.
19. Гончарова, В. А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и с ОНР [Текст] / В. А. Гончарова // Логопед в детском саду, 2005. - №1. - С.9 -15.
20. Горелов, И. Н. Основы психолингвистики [Текст] / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 2008. - 320 с. 21.Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования [Текст]: метод. пособие / О. Е. Грибова. - М.: Айрис - пресс, 2008. - 96 с.
21. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст] / Г. Г. Григорьева. - М.: Академия, 1999. - 272с.
22. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г. Г. Григорьева - М.: Академия, 2000. - 230 с.
23. Гризик, Т.И. В мире слов. Пособие по изучению и развитию словаря детей 5-6 лет [Текст] / Т. И. Гризик. - М.: Просвещение: Росмен, 2006. - 47 с.
24. Громова, О. Е. Логопедическое обследование детей 2-4 лет [Текст]: метод. пособие / О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 83с.
25. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1-2 [Текст] / Г. Н. Давыдова. - М.: Скрипторий, 2007. -80 с.
26. Дмитриева, Н.А. Изображение и слово [Текст] / Н. А. Дмитриева.- М.: Искусство, 1962. - 314 с.
27. Доронова, Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности [Текст] / Т. Н. Доронова // Ребенок в детском саду, 2005. - № 1. - С. 24-26.
28. Дымкова, А. Ю. Пути формирования лексической стороны речи младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] / А. Ю. Дымкова // Известия, 2009. - № 113. - С. 32-35.
29. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда [Текст] / Л. Н. Ефименкова. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
30. Жинкин Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин. — М., 1955
31. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург.: ЛИТУР, 2005. - 320 с.
32. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования [Текст] / О. А. Зажигина. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 45 с.
33. Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи [Текст] / А.В. Захарова. - Новосибирск, 1975. - С.З-5.
34. Зубарева, А. В. Проблематика колоративной лексики в современной лингвистике [Текст] / А. В. Зубарева // конференция «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия»: сборн. материалов. - Ростов-на- Дону, 2008.- С. 41-43.
35. Иванова, С. В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе [Текст] / С. В. Иванова //Логопед, 2004. - № 4. - С. 57 - 64.
36. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей [Текст] / Е. И. Игнатьев. - М.: Академия, 1961. - 223с.
37. Казакова, Т. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст] / Т. Г. Казакова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с. Киндякова, Л. Н. Волшебная страна грамотеев [Текст] / Л. Н. Киндякова // Игра и дети, 2005. - № 4. - С. 4-6.
38. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [Текст] / М. В. Киселева. - СПб.: Речь, 2006. - 160 с.
39. Колдина, Д. Н., Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий [Текст] / Д. Н. Колдина. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 88с.
40. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить [Текст] / М.М. Кольцова. - М., 1973. - С. 53 - 58, 61 - 67.
41. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? [Текст] / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание, 2005. -№2. - С. 80-87.
42. Копылова, А. А. Общеупотребительная и не общеупотребительная лексика [Текст]: доклад / А. А. Копылова.- Великий Новгород, 2002. - 12 с.
43. Кукушкина, А. И. Особенности вербальных ассоциаций детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: доклад / А. И. Кукушкина, Т. В. Захарова. - Черповец, 2010. - 9 с.
44. Куликовская, Т.А. Слова-двойняшки. Стихи для знакомства детей с многозначными словами [Текст] / Т. А. Куликовская.- М.: ГНОМ, 2015. - 48
с.
45. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.
46. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей [Текст] / Р. И. Лалаева- М.: Академия, 2004. - 46 с.
47. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа [Текст] / И. А. Лыкова. - М.:КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009. - 208с.
48. Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) [Текст] / Н. В. Нищева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 352 с.
49. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 128 с.
50. Серебрякова, Н. В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Серебрякова. - М.: КАРО,2014. - 64 с.
51. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника [Текст]: мет. пособие с иллюстр. / Т. Б. Филичева, А. Р. Соболева. - Екатеринбург: АРГО, 1996. - 80с.
52. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 224 с.
53. Харченко В. К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения. Детская речь как предмет лингвистического изучения [Текст] / В.К. Харченко. Под ред. С. Н. Цейтлин, - Л., 1987.
54. Швачкин Н. X. Развитие речевых форм у младшего дошкольника. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] / Н.Х. Швачкин. - М.; Л., 1948. С.94-95.