ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИЗО - ТЕХНОЛОГИЙ
|
Введение 2
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы развития словаря у детей с общим недоразвитием речи 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 7
1.2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста 13
1.3. Направления по обогащению лексического запаса детей дошкольного возраста 22
Выводы по I главе 29
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение лексического запаса детей с общим
недоразвитием речи 31
2.1. Организация и методы исследования лексического запаса у детей с
общим недоразвитием речи 31
2.2. Анализ результатов исследования лексического запаса детей с общим
недоразвитием речи 33
Выводы по II главе 40
ГЛАВА III. Разработка и апробация программы по обогащению лексического запаса детей с общим недоразвитием речи средствами изо технологий 41
3.1. Основные направления программы по обогащению лексического запаса
детей с общим недоразвитием речи средствами изо- технологий 41
3.2. Оценка эффективности программы по развитию словаря у детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития 48
Выводы по III главе 51
Заключение 52
Список литературы 55
Приложения 60
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы развития словаря у детей с общим недоразвитием речи 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 7
1.2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста 13
1.3. Направления по обогащению лексического запаса детей дошкольного возраста 22
Выводы по I главе 29
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение лексического запаса детей с общим
недоразвитием речи 31
2.1. Организация и методы исследования лексического запаса у детей с
общим недоразвитием речи 31
2.2. Анализ результатов исследования лексического запаса детей с общим
недоразвитием речи 33
Выводы по II главе 40
ГЛАВА III. Разработка и апробация программы по обогащению лексического запаса детей с общим недоразвитием речи средствами изо технологий 41
3.1. Основные направления программы по обогащению лексического запаса
детей с общим недоразвитием речи средствами изо- технологий 41
3.2. Оценка эффективности программы по развитию словаря у детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития 48
Выводы по III главе 51
Заключение 52
Список литературы 55
Приложения 60
Актуальность. В настоящее время особенно остро стоит вопрос оказания коррекционной помощи детям с нарушениями речи. С одной стороны, это связано с увеличением количества детей с речевой патологией, а с другой стороны, - с поиском новых средств и методов коррекционной работы. Одним из важных направлений логопедической работы является формирование и развитие словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи. Несмотря на то, что в научной литературе существует множество работ по развитию лексики у детей с общим недоразвитием речи, таких авторов как Р. И. Лалаева [46], Н. В. Серебрякова [50], Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина [52], остается необходимость дальнейшей разработки этого вопроса.
Вопросу развития лексики ребенка посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс освещается в различных аспектах: психофизиологическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом. Ранний этап формирования речи, в том числе и овладения словом, многосторонне рассматривается в работах таких авторов, как М. М. Кольцова [40], Н. И. Жинкин [30], Г. Л. Розенгарт - Пупко, Д. Б. Эльконин [29].
На занятиях дети с общим недоразвитием речи быстро утомляются и часто отвлекаются, у них отсутствует интерес и активность, поэтому на наш взгляд актуальным является совершенствование методов и приемов формирования индивидуального лексикона с учетом мотивационной включенности и заинтересованности дошкольников на логопедических занятиях. Включение в коррекционное занятие разнообразных
нестандартных видов изобразительной деятельности может стать решением этой проблемы. Коррекционный потенциал средств изобразительного творчества является не полностью реализованным в логопедической работе, что определяет необходимость изучения данного вопроса и разработки содержания и приемов работы по формированию лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами изобразительного творчества [28].
Своевременное формирование словаря ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций [1].
Овладение лексическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослыми и детьми. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.
Включение в коррекционное занятие разнообразных нестандартных видов изобразительной деятельности может стать решением этой проблемы. Коррекционный потенциал средств изобразительного творчества является не полностью реализованным в логопедической работе, что определяет необходимость изучения данного вопроса и разработки содержания и приемов работы по формированию лексического словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью изо- технологий [6].
Отклонения в развитии лексики у детей с общим недоразвитием речи выражаются в бедности словарного запаса, превышение объема пассивного словаря над активным, в нарушении точности употребления слов, в многочисленных заменах одних слов другими, в неверном употреблении значения слов, в трудностях извлечения из памяти необходимого слова [31].
Нетрадиционные средства работы в логопедии относятся к одним из наиболее эффективных методов коррекции нарушений речи у детей. Этот вид работы стал все больше применяться в логопедической практике. Данный вид деятельности делает занятие для ребенка более комфортным, интересным, разнообразным, эмоциональным и главное продуктивным для речевого восприятия и высказывания. Также у детей повышается мотивационная включенность на занятии, инициативность [13]. Это является немаловажным фактором при работе с детьми с общим недоразвитием речи, у которых могут встречаться разнообразные личностные особенности, такие как быстрая утомляемость, пресыщаемость любым видом деятельности, повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная заторможенность, нарушения активного внимания, памяти и восприятия учебного материала, вялость, пассивность, заторможенность, недостаточной координации пальцев рук. В настоящее время существует множество нетрадиционных коррекционных методов работы с детьми: изотерапия, сказкотерапия, игротерапия, пескотерапия, фототерапия, аромотерапия, хромотерапия [2].
Нетрадиционные изо технологии - это техники изображения, которые включают раннее не используемые художественно-выразительные средства создания художественного образа: разнообразие изобразительных
материалов, отход от стандартных, привычных способов создания творческого продукта деятельности, поиск новых творческих решений, способствующих развитию детского творчества, активности, воображения [27]. В свою очередь изобразительная деятельность является важнейшим способом развития речи у детей. Целенаправленная организация изобразительной деятельности создает благоприятные возможности для расширения коммуникации в учебном процессе, обогащения словаря, развитие грамматического строя речи.
На данный момент существует большое количество направлений в логопедической работе по обогащению лексической стороны речи, однако недостаточно полно представлена изо- технология в логопедическом сопровождении ребенка с нарушением речи.
Цель исследования - обогащение лексического словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами изобразительного творчества в системе комплексного логопедического воздействия.
Объект: лексический запас у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет: коррекционно-логопедическая работа по обогащению лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования - формирование словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективным при учете уровня развития словаря, и в качестве ведущего условия будет рассматриваться система коррекционно-логопедической работы по формированию лексического запаса с использованием возможностей изобразительной деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом были определены задачи исследования:
1. На основе анализа специальной литературы изучить теоретические основы формирования словаря в онтогенезе.
2. Выявить особенности лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.
3. Разработать и апробировать программу по обогащению лексического запаса детей с общим недоразвитием речи средствами изо- технологий.
4. Оценить ее эффективность с помощью коррекционной работы.
Практическая значимость работы: данные нашего исследования могут быть использованы в работе логопедов, дефектологов, воспитателей ДОУ
Методы исследования:
1. Теоретический анализ общей и специальной психо лого- педагогической литературы по теме обогащения лексического запаса детей с общим недоразвитием речи с помощью изо- технологий.
2. Эмпирические методы, метод наблюдения, изучение документации логопеда, речевых карт детей, сбор анамнеза, методы эксперимента, использование диагностической методики исследования лексики Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой.
3. Апробация коррекционно- развивающей программы с использованием изо- технологий.
4. Количественный и качественный анализ результатов эксперимента. Структура: общий объем составил 60 страниц, состоит из трех глав, параграфов, выводов по главам, содержит таблицы, диаграммы, список литературы, приложение.
Вопросу развития лексики ребенка посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс освещается в различных аспектах: психофизиологическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом. Ранний этап формирования речи, в том числе и овладения словом, многосторонне рассматривается в работах таких авторов, как М. М. Кольцова [40], Н. И. Жинкин [30], Г. Л. Розенгарт - Пупко, Д. Б. Эльконин [29].
На занятиях дети с общим недоразвитием речи быстро утомляются и часто отвлекаются, у них отсутствует интерес и активность, поэтому на наш взгляд актуальным является совершенствование методов и приемов формирования индивидуального лексикона с учетом мотивационной включенности и заинтересованности дошкольников на логопедических занятиях. Включение в коррекционное занятие разнообразных
нестандартных видов изобразительной деятельности может стать решением этой проблемы. Коррекционный потенциал средств изобразительного творчества является не полностью реализованным в логопедической работе, что определяет необходимость изучения данного вопроса и разработки содержания и приемов работы по формированию лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами изобразительного творчества [28].
Своевременное формирование словаря ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций [1].
Овладение лексическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослыми и детьми. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.
Включение в коррекционное занятие разнообразных нестандартных видов изобразительной деятельности может стать решением этой проблемы. Коррекционный потенциал средств изобразительного творчества является не полностью реализованным в логопедической работе, что определяет необходимость изучения данного вопроса и разработки содержания и приемов работы по формированию лексического словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью изо- технологий [6].
Отклонения в развитии лексики у детей с общим недоразвитием речи выражаются в бедности словарного запаса, превышение объема пассивного словаря над активным, в нарушении точности употребления слов, в многочисленных заменах одних слов другими, в неверном употреблении значения слов, в трудностях извлечения из памяти необходимого слова [31].
Нетрадиционные средства работы в логопедии относятся к одним из наиболее эффективных методов коррекции нарушений речи у детей. Этот вид работы стал все больше применяться в логопедической практике. Данный вид деятельности делает занятие для ребенка более комфортным, интересным, разнообразным, эмоциональным и главное продуктивным для речевого восприятия и высказывания. Также у детей повышается мотивационная включенность на занятии, инициативность [13]. Это является немаловажным фактором при работе с детьми с общим недоразвитием речи, у которых могут встречаться разнообразные личностные особенности, такие как быстрая утомляемость, пресыщаемость любым видом деятельности, повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная заторможенность, нарушения активного внимания, памяти и восприятия учебного материала, вялость, пассивность, заторможенность, недостаточной координации пальцев рук. В настоящее время существует множество нетрадиционных коррекционных методов работы с детьми: изотерапия, сказкотерапия, игротерапия, пескотерапия, фототерапия, аромотерапия, хромотерапия [2].
Нетрадиционные изо технологии - это техники изображения, которые включают раннее не используемые художественно-выразительные средства создания художественного образа: разнообразие изобразительных
материалов, отход от стандартных, привычных способов создания творческого продукта деятельности, поиск новых творческих решений, способствующих развитию детского творчества, активности, воображения [27]. В свою очередь изобразительная деятельность является важнейшим способом развития речи у детей. Целенаправленная организация изобразительной деятельности создает благоприятные возможности для расширения коммуникации в учебном процессе, обогащения словаря, развитие грамматического строя речи.
На данный момент существует большое количество направлений в логопедической работе по обогащению лексической стороны речи, однако недостаточно полно представлена изо- технология в логопедическом сопровождении ребенка с нарушением речи.
Цель исследования - обогащение лексического словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами изобразительного творчества в системе комплексного логопедического воздействия.
Объект: лексический запас у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет: коррекционно-логопедическая работа по обогащению лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования - формирование словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективным при учете уровня развития словаря, и в качестве ведущего условия будет рассматриваться система коррекционно-логопедической работы по формированию лексического запаса с использованием возможностей изобразительной деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом были определены задачи исследования:
1. На основе анализа специальной литературы изучить теоретические основы формирования словаря в онтогенезе.
2. Выявить особенности лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.
3. Разработать и апробировать программу по обогащению лексического запаса детей с общим недоразвитием речи средствами изо- технологий.
4. Оценить ее эффективность с помощью коррекционной работы.
Практическая значимость работы: данные нашего исследования могут быть использованы в работе логопедов, дефектологов, воспитателей ДОУ
Методы исследования:
1. Теоретический анализ общей и специальной психо лого- педагогической литературы по теме обогащения лексического запаса детей с общим недоразвитием речи с помощью изо- технологий.
2. Эмпирические методы, метод наблюдения, изучение документации логопеда, речевых карт детей, сбор анамнеза, методы эксперимента, использование диагностической методики исследования лексики Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой.
3. Апробация коррекционно- развивающей программы с использованием изо- технологий.
4. Количественный и качественный анализ результатов эксперимента. Структура: общий объем составил 60 страниц, состоит из трех глав, параграфов, выводов по главам, содержит таблицы, диаграммы, список литературы, приложение.
В данной работе представлено экспериментальное исследование, касающееся обогащения лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития средствами изотехнологий.
Коррекционный потенциал средств изобразительного творчества является не полностью реализованным в логопедической работе, что определяет актуальность изучения данного вопроса и разработки содержания и приемов работы по проблеме формирования лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами изобразительного творчества.
В результате проведения экспериментального исследования, направленного на формирование лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами изобразительного творчества, оказалось возможным подтвердить основную гипотезу о том, что процесс обогащения лексического запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет более эффективным при использовании в коррекционной логопедической работе средств изо- технологий.
В представленной работе экспериментальное исследование было проведено в два этапа. На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, включающий в себя логопедическое обследование, направленное на изучение уровня сформированности лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. На втором этапе была разработана и апробирована экспериментальным путем программа по обогащению лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами изобразительного творчества.
Анализ данных по результатам экспериментального исследования позволил сформулировать следующие основные выводы:
1. Анализ и обобщение данных литературы, посвященных изучению лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи, показал, что в логопедии выделяются некоторые особенности усвоения лексики у детей с общим недоразвитием речи, а именно:
- преобладание пассивного словаря над активным;
- ограничение употребления слов различных лексических групп;
- нарушение актуализации словаря глаголов и прилагательных;
- трудности усвоения слов обобщенного отвлеченного значения, слов, обозначающих состояние, оценку, качества, признаки;
- неточное употребление слов, выражающееся вербальными парафазиями;
- вариативность лексических замен, свидетельствующая о большей сохранности слухового контроля, чем произносительных, кинестетических образов слов;
- немотивированный, случайный характер словестных ассоциаций;
- малый объем семантического поля, проявляющийся в ограниченном количестве смысловых связей;
- долгий период актуализации нужного слова;
- трудности при группировке семантически далеких слов;
- ошибки при выполнении заданий на группировку семантически близких слов.
2. Проведенное нами исследование, связанное с обследованием уровня развития лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи показало, что у детей оказался низкий уровень развития лексического словаря.
В соответствии с проведенным качественным анализом в результате обследования индивидуального лексикона у старших дошкольников с общим недоразвитием третьего уровня можно сделать вывод о том, что данной категории детей в той или иной степени требуется коррекционная работа по всем разделам лексики.
З.Коррекционная работа, направленная на обогащение лексического запаса дошкольников с общим недоразвитием речи, с использованием изобразительного творчества должна включать в себя задания, оречевление которых в ходе выполнения, способствует уточнению, активизации и закреплению необходимой лексики (словаря существительных, прилагательных, глаголов и т.д.) в рамках определенной лексической темы.
В результате повторного обследования, проведенного по завершению апробации программы, направленной на обогащение лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами изобразительного творчества, была отмечена положительная динамика у всех детей, что отмечалось в качественном и количественном изменении словарного запаса Эти данные говорят о необходимости продолжения систематической логопедической работы с данной категорией детей.
Коррекционный потенциал средств изобразительного творчества является не полностью реализованным в логопедической работе, что определяет актуальность изучения данного вопроса и разработки содержания и приемов работы по проблеме формирования лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами изобразительного творчества.
В результате проведения экспериментального исследования, направленного на формирование лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами изобразительного творчества, оказалось возможным подтвердить основную гипотезу о том, что процесс обогащения лексического запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет более эффективным при использовании в коррекционной логопедической работе средств изо- технологий.
В представленной работе экспериментальное исследование было проведено в два этапа. На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, включающий в себя логопедическое обследование, направленное на изучение уровня сформированности лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. На втором этапе была разработана и апробирована экспериментальным путем программа по обогащению лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами изобразительного творчества.
Анализ данных по результатам экспериментального исследования позволил сформулировать следующие основные выводы:
1. Анализ и обобщение данных литературы, посвященных изучению лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи, показал, что в логопедии выделяются некоторые особенности усвоения лексики у детей с общим недоразвитием речи, а именно:
- преобладание пассивного словаря над активным;
- ограничение употребления слов различных лексических групп;
- нарушение актуализации словаря глаголов и прилагательных;
- трудности усвоения слов обобщенного отвлеченного значения, слов, обозначающих состояние, оценку, качества, признаки;
- неточное употребление слов, выражающееся вербальными парафазиями;
- вариативность лексических замен, свидетельствующая о большей сохранности слухового контроля, чем произносительных, кинестетических образов слов;
- немотивированный, случайный характер словестных ассоциаций;
- малый объем семантического поля, проявляющийся в ограниченном количестве смысловых связей;
- долгий период актуализации нужного слова;
- трудности при группировке семантически далеких слов;
- ошибки при выполнении заданий на группировку семантически близких слов.
2. Проведенное нами исследование, связанное с обследованием уровня развития лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи показало, что у детей оказался низкий уровень развития лексического словаря.
В соответствии с проведенным качественным анализом в результате обследования индивидуального лексикона у старших дошкольников с общим недоразвитием третьего уровня можно сделать вывод о том, что данной категории детей в той или иной степени требуется коррекционная работа по всем разделам лексики.
З.Коррекционная работа, направленная на обогащение лексического запаса дошкольников с общим недоразвитием речи, с использованием изобразительного творчества должна включать в себя задания, оречевление которых в ходе выполнения, способствует уточнению, активизации и закреплению необходимой лексики (словаря существительных, прилагательных, глаголов и т.д.) в рамках определенной лексической темы.
В результате повторного обследования, проведенного по завершению апробации программы, направленной на обогащение лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами изобразительного творчества, была отмечена положительная динамика у всех детей, что отмечалось в качественном и количественном изменении словарного запаса Эти данные говорят о необходимости продолжения систематической логопедической работы с данной категорией детей.
Подобные работы
- Обогащение лексического
запаса детей средствами ИЗО-технологий
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИЗО-ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО СЛОВАРЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3750 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - Формирование лексико-грамматических категорий средствами технологии «Лэпбук» у детей с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ОБОГАЩЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ В РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЯХ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2019 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СИНОНИМАМИ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017



