Введение 4
Глава I. Психолого - педагогические основы организации обучения детей с расстройством аутистического спектра на современном этапе. Зарубежный и отечественный опыт исследования 10
1.1. История создания системы обучения детей с расстройством аутистического
спектра в России и зарубежных странах 10
1.2.Особые образовательные потребности детей с расстройством аутистического спектра 16
1.3. Инклюзивная модель обучения в общеобразовательной системе детей с
расстройством аутистического спектра: цели, стратегии, проявление
проблемного поведения 20
1.4. Сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра в условиях
ресурсного класса 32
Выводы по главе 1 38
Глава II. Эмпирическое исследование проблемного поведения школьников с
расстройством аутистического спектра в условиях ресурсного класса 39
2.1 Характеристика участников, методов и условия исследования 39
2.2. Анализ проблемного поведения младших школьников с расстройством
аутистического спектра 43
Выводы по II главе 51
Глава III. Стратегии психологического сопровождения проблемного поведения детей с расстройством аутистического спектра 53
3.1. Содержание и реализация стратегий психологического сопровождения
проблемного поведения 53
3.2. Оценка результатов работы над проблемным поведением 65
Выводы по III главе 78
Заключение 80
Список использованной литературы 83
Приложения
Актуальность. В Российской Федерации отмечается рост числа лиц, страдающих различными нарушениями, препятствующие нормальной жизнедеятельности. За последние шесть лет, по данным Федеральной Службы Государственной Статистики, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) [16]. Детей, признанных инвалидами в возрасте до 18 лет по причине психического расстройства и расстройства поведения за 2013 год - 14 819, 2014 год - 16 575, 2015 год - 17 243, 2016 год -17 825, 2017 год - 18 867, 2018 год - 19 243, 2019 год - 19 576. Тенденция к увеличению детей с ограниченными возможностями здоровья заставляет задуматься о значимости их обучения и о необходимой помощи в социальной адаптации.
Нарушения поведения и аффективно-эмоциональной сферы приводят к искажению всех пропорций психического развития. Данный вид нарушения относится к детям с расстройством аутистического спектра (далее РАС).
Дети с РАС имеют трудности в общении и межличностном взаимодействии, так же наблюдаются проблемы в поведенческой сфере. В школьных условиях чаще всего наблюдаются проблемы социального взаимодействия, трудности привыкания к новым условиям, организации поведения и усвоения дисциплинарных норм. Ряд отечественных и зарубежных теорий объясняет эти особенности нарушениями аффективной сферы (Лебединский, 1985; Бардышевская, Лебединский, 2003; Никольская, Баенская, Либлинг, 2005; Hobson, 1993; Tinbergen, Tinbergen, 1984).
Проблемы в поведенческой сфере затрудняют детям с РАС высвободить имеющийся у него потенциал в школьной среде. Они не умеют выражать собственные чувства и эмоции общепринятыми нормами и правилами, что приводит к негативизму со стороны сверстников и педагогов [44].
расстройством аутистического спектра (Галочкина, Черенёва, 2016; Нестерова, Айсина, Суслова, 2016; Семаго, Соломахина, 2017; Хаустов А.В, Богорад, 2016; Алехина, Семаго, Агафонова, 2012). Имеющийся на сегодняшний день практический опыт обучения детей с РАС показывает, что для этой категории детей должны быть разработаны и внедрены стратегии по сопровождению проблемного поведения, позволяющие максимально быстро войти в школьный коллектив сверстников и успешно социализироваться в нем.
Социализация не представляется возможной без умения прогнозировать, так как это относится к числу приоритетных качеств личности и тесно связана с развитием познавательных процессов. Поэтому развитие умения предвосхищать исход ситуации и результат собственных поведенческих реакций становится для ребенка с РАС первостепенной задачей.
На наш взгляд, проблема психологического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра является актуальной, но в психологической науке недостаточно подробно раскрывается аспект прогностической способности и связь с поведенческими, коммуникативными и социальными особенностями ребенка с расстройством аутистического спектра.
Цель исследования: разработка стратегий психологического сопровождения проблемного поведения школьников с расстройством аутистического спектра.
Объект исследования: проблемное поведение школьников с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: стратегии психологического сопровождения проблемного поведения школьников с расстройством аутистического спектра в зависимости от умения прогнозировать исход ситуации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что для детей с расстройством аутистического спектра увеличение проявлений проблемного поведения взаимосвязано с неумением прогнозировать исход ситуации взаимоотношений. Разработанные психологические стратегии сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра, направленные на развитие прогностической компетентности помогут снизить проявление нежелательных поведенческих реакций.
Предмет, цель и объект исследования определили следующие задачи:
1. Теоретически проанализировать зарубежный и отечественный опыт систем обучения детей с расстройством аутистического спектра.
2. Рассмотреть инклюзивную модель обучения в общеобразовательной системе детей с расстройством аутистического спектра (по литературным данным).
3. Экспериментально изучить проявления проблемного поведения и способности к прогнозированию школьников с расстройством аутистического спектра в условиях ресурсного класса.
4. Разработать и апробировать стратегии психологического сопровождения, направленные на снижение проявлений проблемного поведения у детей с расстройством аутистического спектра.
5. Оценить эффективность предложенных стратегий психологического сопровождения проблемного поведения в структуре адаптированной образовательной программы обучающегося с расстройством аутистического спектра.
Методическая база исследования: методологической основой работы являются традиции отечественной психологии, позволяющие рассмотреть когнитивное и аффективное развитие ребенка как единый процесс (Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн) и понимание того, что трудности аутичного ребенка могут определяться не столько недостаточностью отдельных психических функций, сколько асинхронией их развития, которое определяется В.В.Лебединским (1985) как искаженное. Исследование опирается также на представление об аффективной сфере как многоуровневой адаптивной системе организации сознания и поведения (Лебединский В.В., Никольская О.С. Е.Р. Баенская и др.) на идею О.С. Никольской о первичности нарушения развития аффективной сферы при аутизме, о несформированности системы эмоциональных смыслов у аутичного ребенка и когнитивных недостатков (R. Jordan, D.M. Ricks, М. Sigman, J.A. Ungerer, L. Wing и др.). Исследование так же основывается на прикладном анализе поведения, а именно на идее о том, что необходимо уменьшить уровень проблемного поведения, которое может мешать обучению и эффективному социальному взаимодействию (I. Lovaas, D. Baer, S. W. Bijou, J. Hopkins, J. Bimbrauer, T. Risley, M. Wolf), так же основывается на структурно-функциональной модели функционирования прогностической компетентности, отражающий эмоционально-мотивационную сторону процесса построения прогноза будущих событий и его реализацию (А.И. Ахметзянова, А.Т. Курбанова, И. А. Нигматуллина).
Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогических и учебно-методических научных работ по теме исследования, сбор и анализ анамнестических данных, эмпирическое исследование психологического сопровождения проблемного поведения школьников с расстройством аутистического спектра, наблюдение за поведением учащихся в процессе педагогического эксперимента; методика «Прогностическая компетентность младшего школьника (Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы)»,
А.А.Ахметзянова, так же сбор данных Antecedent Behavior Consequence (АВС), которое является важной частью поведенческого анализа, обучения, проведения оценки и вмешательства. Методы статистического анализа (t- критерий Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона).
Практическая значимость исследования:
1. Предложенные стратегии сопровождения могут быть использованы в работе психолога как одно из направлений в процессе социально- психологической адаптации школьников с РАС.
2. Полученные, в ходе исследования, результаты могут быть учтены педагогами и психологами с целью расширения знаний о стратегиях психологического сопровождения проблемного поведения школьников с расстройством аутистического спектра, так же об их возможностях к прогнозированию результатов своих действий.
3. Результаты исследований могут использоваться при подготовке специалистов к работе с детьми с расстройством аутистического спектра.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» Вахитовского района г. Казани.
Апробация работы: основные положения и результаты исследования были докладывались и обсуждались на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (Казань, 2018); V Международной научно-образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (Казань, 25 апреля 2018 года); Всероссийской научно-практической конференции «Открытый мир: объединяем усилия» (Пермь, 7-8 ноября 2018 года);Ш Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Школа Л.С. Выготского», посвященной юбилею А.Н. Леонтьева (Казань 22-23ноября 2018 года); III Международной студенческой научно-практической конференции «Специальная педагогика: Профессиональный дебют» (Минск, 19 апреля 2019 года);Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (Казань, 9 апреля 2019 года); XXVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» ( Москва, 8 по 12 апреля 2019 года).
Опубликованы следующие работы:
1) Файзуллина О.С. Сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра в условиях ресурсного класса: современное понимание проблемы / О.С. Файзуллина // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2018 года: сб. статей: [в 5 т.]. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - Т. 1: Институт филологии и межкультурной коммуникации. Институт психологии и образования. - 304 с.
2) Файзуллина О.С. Сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра в условиях ресурсного класса: современное понимание проблемы / О.С. Файзуллина // Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии: материалы V Международной научно-образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Казань, 25 апреля 2018 года) / под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - 498 с.
3) Файзуллина О.С. Изучение проблемного поведения младших школьников с расстройством аутистического спектра / О.С. Файзуллина //Открытый мир: объединяем усилия: матер. Всерос. науч.- практической конференции (7-8 ноября 2018 г., г. Пермь, Россия) под ред. О.Р. Ворошниной, Л.В. Коломийченко; Перм. гос. гуманит. - пед. ун-т. - Пермь, 2018. - 332с.
4) Файзуллина О.С. Стратегии сопровождения детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра в условиях ресурсного класса / О.С. Файзуллина // Материалы молодежного научного, форума «ЛОМОНОСОВ-2019» под ред. И.А.Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс] - М. МАКС Пресс, 2019.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, включающего 75 источников. Работа иллюстрирована 6 таблицами и 9 рисунками. В работе имеются 9 приложений. Общий объем работы составляет 91 страниц машинописного текста.
Мы провели теоретический анализ системы обучения детей с расстройством аутистического спектра в России и в зарубежных странах. Выявили особенности работы с данной категорией детей и изучили возможности и средства реализации инклюзивной модели сопровождения детей с РАС.
Мы выделили три стратегии психологического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра в условиях массовой школы:
Первая стратегия: ребенок с РАС - нормотипичные сверстники;
Вторая стратегия: ребенок с РАС - учитель начальных классов;
Третья стратегия: ребенок с РАС - родитель.
Заявленные стратегии по сопровождению ребенка с РАС в условиях массовой школы осуществляется специалистами школьной службы сопровождения (психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, тьютор, ресурсный педагог, координатор по инклюзии, АВА-терапист).
Для того чтобы ребенок с аутизмом мог преодолеть данные сложности и обучаться в обычном классе, требуется применение специфических методов и стратегий. Оценка уровня знаний и способностей, с которым ребенок начинает обучение, помогает выделить дополнительные цели для обучения, помимо приобретения академических навыков, а также выбрать методы обучения, соответствующие возможностям ребенка. Стратегии включения представляют собой широкий спектр разнообразных методов обучения с тем или иным уровнем сопровождения и интенсивности поддержки и в большинстве основываются на бихевиористской методологии обучения (АВА — Applyed Behavior Analysis). Большая часть методов включает использование методологии подсказок, поощрений и структурализации обучающего процесса. Данные стратегии применяются в комплексе, и уровень сопровождения и применения зависит как от индивидуальных способностей ребенка, так и от динамики его развития при включении в коллектив нормативно развивающихся сверстников. Постепенный переход от сопровождения взрослым к тьюторству сверстников и самостоятельному управлению собственной деятельностью позволяет аутичному ребенку приобрести необходимые навыки и быть успешным в инклюзии.
Мы провели эмпирическое исследование проблемного поведения школьников с расстройством аутистического спектра в условиях ресурсного класса. Результаты исследования таковы, что им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. Некоторые дети могут быть чрезмерно тревожными, их эмоции проявляются в форме различных переживаний, которые влияют на успешность различных видов деятельности.
По результатам методики «Прогностическая компетентность младшего школьника» дети с РАС имеют преимущественно средний и низкий уровень прогностической компетентности, они не способный должным образом предвосхитить исход заданной ситуации и выстроить правильную модель поведения. Это может быть опосредовано особенностями эмоциональноволевой сферы и поведения.
Наблюдаемые нарушения у детей младшего школьного возраста с РАС приводят к возникновению трудностей при организации собственного речевого поведения, все это отрицательно сказывается на общении со сверстниками и взрослыми. Взаимосвязь речевых и коммуникативных нарушений приводит к тому, что из-за невозможности полноценного общения у детей снижается потребность в общении, не формируется диалогическая форма речи. Младшие школьники с РАС не заинтересованы в речевом контакте, не могут ориентироваться в различных ситуациях общения, не планируют свое речевое высказывание и не могут предвидеть исход речевой ситуации.
Результаты исследования подтвердили нашу гипотезу, что для детей с расстройством аутистического спектра увеличение проявлений проблемного поведения взаимосвязано с неумением прогнозировать исход ситуации взаимоотношений. Разработанные психологические стратегии сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра, направленные на развитие прогностической компетентности помогут снизить проявление нежелательных поведенческих реакций.
Дальнейшая работа над реализацией стратегий психологического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра предполагает расширить возрастной диапазон респондентов и проводить работу не только с детьми младшего школьного возраста, но и с детьми дошкольного возраста, с целью предупреждения асоциальных форм поведения.
1. Александрова Л.Ю., Ваторопина С.В. Комплексное сопровождение семейного воспитания детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Л.Ю. Александрова, С.В. Ваторопина // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2017. - № 4 (102). - С. 4-8.
2. Алёхина С.В. Создание системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в России: опыт одного проекта[Текст] / С.В. Алёхина // М.: Аутизм и нарушения развития. - 2016. - Т. 14. - №2 4 (53).
- С. 10-13.
3. Асоян Н.П., Ковтун С.Н. Психолого-педагогическое
сопровождение дошкольников с РАС в условиях инклюзивного образования [Текст] / Н.П. Асоян, С.Н. Ковтун // В сборнике: Инновационные научные исследования: теория, методология, практика Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции [Электронный ресурс]. Под общей редакцией А.И. Вострецова. - Нефтекамск.: Мир науки. - 2016. - С. 8693.
4. Бадикова И.К.Основные подходы к реализации инклюзии в общеобразовательных учреждениях [Текст] / И.К. Бадикова // В сборнике: Актуальные аспекты психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями материалы Регионального научно-практического семинара. - 2015. - С. 19-26.
5. Балянова А.А. Тьюторское сопровождение детей с ранним детским аутизмом и расстройствами аутистического спектра [Текст] /
А.А.Балянова // Сибирский вестник специального образования. - 2017. - № 1 (19). - С. 8-11.
6. Барбитова А.Д. Организация психолого-педагогического сопровождения инклюзии (включения) детей с расстройствами аутистического спектра в детском саду: опыт работы [Текст] / А.Д. Барбитова // Поволжский педагогический поиск. - 2017. - № 1 (19). - С. 75-81.
7. Белова Л. И. Психологические особенности социальной адаптации детей и подростков с различными формами аутистического мышления: автореф. дис.канд.псх.наук: 19.00.05 [Текст] / Белова Лада Игоревна. - Ярославль, 2003. - 15 с.
8. Воробьева О.А. Социальная адаптация младших школьников с отклонениями в поведении средствами игровой деятельности: автореф. дис.канд.пед.наук: 13.00.01 [Текст] / Воробьева Ольга Алексеевна. - Курск,
2005. - 13 с.
9. Галочкина Т.Ю., Черенёва Е.А. Модель обучения и психологопедагогического сопровождения младших школьников с расстройствами аутистического спектра: учебное пособие [Текст] / Краснояр. гос. пед. ун-т им.
В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016. - 116 с.
10. Грэндин Т., Скариано М. М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма [Текст] / Пер. с англ. Н. Л. Холмогоровой. - М.: Центр лечебной педагогики, 1999. - 228 с.
11. Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми [Текст] /101 games and activities for children with autism, asperger's, and sensory processing disorders/ перевод Дегтярева В. И. - Екатеринбург Рама Паблишинг, 2014. - 272 с.
12. Дорманд Л., Шведовский Е.Ф. Инклюзия в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Л. Дорманд, Е.Ф. Шведовский // Аутизм и нарушения развития. - 2017. - Т. 15. - № 3 (56). - С. 69-72.
13. Елина Д.Д. Взгляды на инклюзию в современном обществе [Текст] / Д.Д. Елина, Т.М. Пахолкина, Е.А. Задумкина // Аллея науки. - 2016. - № 3
(3) . - С. 42-47.
14. Жвакина М.А., Любомудрова О.В. Практический опыт сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра (на примере
работы отделения раннего вмешательства) [Текст] / М.А. Жвакина, О.В. Любомудрова // Социальное обслуживание семей и детей: научно
методический сборник. - 2015. - № 6. - С. 106-112.
15. Ильичева И.М. Духовно-нравственное воспитание как фактор профилактики асоциального поведения [Текст] / И.М. Ильичева // Прикладная юридическая психология. - 2015. - № 2. - С. 103-109.
16. Карвасарская Е. Осознанный аутизм, или Мне не хватает свободы [Текст] / Е.Карвасарская. - М.: Генезис. - 2010. - 400 с.
17. Климась Д.Г. Эмоциональная регуляция у детей с расстройствами аутистического спектра в 6-10 лет: автореф.дис. канд.псх.наук: 19.00.04 [Текст] / Климась Дарья Григорьевна. - М., 2008. - 16 с.
18. Колпакова Л.О. Визуальное сопровождение лиц с рас как инструмент коррекции нежелательного поведения [Текст] / Л.О. Колпакова // М.: Психологическая наука и образование. - 2016. - Т. 21. - № 3. - С. 77-84.
19. Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов II Всероссийской научнопрактической конференции, 22—24 ноября 2017 г., Москва [Текст] / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 456 с.
20. Копылова Е.А., Коровёнкова Е.С., Санина Н.Н. О комплексной
помощи детям с расстройствами аутистического спектра: взгляд родителей [Текст] / Е.А. Копылова, // В сборнике: Социально-педагогическая
деятельность в социуме: теория, практика, перспективы Сборник научных трудов VI Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица: в 2-х частях. Уральский государственный педагогический
университет. - 2014. - С. 38-41.
21. Костин И.А. Сопровождение взросления людей, страдающих аутистическими расстройствами [Текст] / И. А. Костин // Психологическая наука и образование. - 2017. - Том 9. - № 2. - C. 116-127.
22. Крамар Е.С. Жизнестойкость и копинг-стратегии личности родителей детей с аутизмом и родителей детей нормального развития [Текст] / Е.С. Крамар // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. - 2016. - № 2 (4). - С. 111-117.
23. Кухарчук О.В. Возможности использования АВА-терапии в работе с детьми с РАС [Текст] / О.В. Кухарчук // В сборнике: Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение Материалы V Международной научной конференции. Ученый совет факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского; ответственные редакторы: Ю. О. Бронниковой, Л. В. Мясниковой, Т. Г. Фирсовой. - 2016. - С. 756-762.
24. Лебедева Е.И. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека: монография [Текст] / Е.А. Сергиенко, Е.И. Лебедева, О.А. Прусакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. — 415 с.
25. Лущекина Е. А, Стрелец В.Б. Расстройства аутистического спектра. Обзор современных экспериментальных исследований [Текст] / Е. А. Лушекина // Социальные аспекты здоровья населения. - 2011. - Т. 18. - № 2. - С. 10.
26. Манелис Н. Г. Сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и у детей с аутистическими расстройствами: автореф. дис.канд.псх.наук: 19.00.04 [Текст] / Манелис Наталия Георгиевна. - М., 2000. - 14 с.
27. Медведовская Т.А., Лебедева Е.И. Как мы понимаем поведение других людей, или "модель психического"[Текст] // Аутизм и нарушения развития. - 2011. - № 2. - С. 22-34.
28. Микиртумов Б. Е. Аутизм: история вопроса и современный взгляд [Текст] / Б.Е. Микиртумов, П. Ю. Завитаев. - СПб.: H-Л, 2012. - 94 с.
29. Михайлова Т.И. Социально-психологические особенности личности младшего школьника с девиантным поведением [Текст] /Т. И.Михайлова // В сборнике: Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2015 сборник научных статей 4-й Международной молодежной научной конференции в 4-х томах. Ответственный редактор: Горохов А.А.- 2015. - С. 118-121.
30. Нейсон Б. О ключевых проблемах аутизма сенсорные аспекты аутизма /Б. Нейсон [Текст] //Аутизм и нарушения развития. - 2016. - Т. 14. - № 3 (52). - С. 42-48.
31. Нестерова А.А. Модель сопровождения позитивной социализации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС): комплексный и междисциплинарный подходы [Текст] / А.А. Нестерова, Р.М. Айсина, Т.Ф.Суслова // Образование и наука. - 2016. - № 2 (131). - С. 121-131.
32. Нестерова А.А., Айсина Р.М., Суслова Т.Ф. Сопровождение позитивной социализации детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / А.А. Нестерова, Р.М. Айсина, Т.Ф. Суслова // Практическое руководство для педагогов. - Москва: РИТМ, 2016. — 192 с.
33. Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе. [Текст] / Ольга Никольская, Татьяна Фомина, Светлана Цыпотан. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.
34. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи [Текст] / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М - М.: Теревинф, 1997. - 341 с.
35. Овсянникова Т.М. Применение метода функционального анализа поведения для коррекции нежелательного поведения у ребенка с расстройством аутистического спектра [Текст] / Т.М. Овсянникова // Клиническая и специальная психология. - 2016. - Т. 5. - № 1 (17). - С. 111126.
36. Овсянникова Т.М. Профессия тьютора в отечественной и зарубежной образовательной практике [Текст] / Т.М. Овсянникова // Современная зарубежная психология. - 2016. - Т. 5. - № 3. - С. 75-82.
37. Перминова Г.А. Современное состояние исследования проблем аутизма и нарушений аутистического спектра VII Международная
конференция по исследованию аутизма (IMFAR 2008) [Текст] / Г.А. Перминова / Культурно-историческая психология. — 2008. - №2 3. - С. 115-117.
38. Плужников И.В. Эмоциональный интеллект при аффективных расстройствах: автореф.дис.канд.псх.наук: 19.00.04 [Текст] / Плужников Илья Валерьевич. - М., 2010. - 17 с.
39. Рожкова Н.А. Особенности адаптации ребенка с диагнозом аутизм к учебно-воспитательному процессу общеобразовательной школы [Текст] / Н.
А. Рожкова // Психологическая наука и образование. - 2007. - №2 4. - С. 18-23.
40. Романов Ф. А. Структура и динамика нервно-психических расстройств у детей со школьной дизадаптацией: автореф.дис. канд.мед.наук:
14.0. 18 [Текст] / Романов Федор Ананьев. - М., 2005. - 13 с.
41. Романова Ф.А Структура и динамика нервно-психических расстройств у детей со школьной дезадаптацией: автореф.дис. канд.мед.наук:
14.0. 18 [Текст] / Романова Федора Ананьевна. - М., 2005. - 21 с.
42. Росс В. Грин Взрывной ребенок. Новый подход к воспитанию и пониманию легко раздражимых, хронически несговорчивых детей [Текст] / Перевод Смолян А., Музычкина Н. - М.: Теревинф, 2009. - 264 с.
43. Рыбин А.Н., Рыбина И.Г. Современный взгляд на инклюзию в образовании [Текст] / А.Н. Рыбин, И.Г.Рыбина // В сборнике: Универсальная безбарьерная среда в образовательной организации: лучшие практики в России и за рубежом материалы международного научно-практического семинара. - 2016. - С. 142-144.
44. Семаго Н.Я., Соломахина Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС [Текст] // Аутизм и нарушения развития. - 2017. - Том 15. - № 1. - С. 4-14.
45. Сидоров Н.Р. Девиации поведения у школьников - определение и предупреждение [Текст] / Н. Р. Сидоров // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 4. - С. 23-28.
46. Ткачева В.В., Бразгун Т.Н. Организация психологопедагогического сопровождения в системе школьного образования семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / В.В. Ткачева, Т.Н. Бразгун // В сборнике: Открывая двери: комплексное психологопедагогическое сопровождение людей с расстройствами аутистического спектра Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования Института педагогики и психологии Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. - 2016. - С. 99-104.
47. Трофимова В. И. Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в младших классах общеобразовательной школы в процессе их взаимоотношений со сверстниками: автореф. дис.канд.пед.наук: 13.00.03 [Текст] / Трофимова Валентина Ивановна. - М., 2008. - 12 с.
48. Федорова А.С. Особенности развития и психологическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / А.С. Федорова // В сборнике: Социально-психологическое сопровождение лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию: проблемы и перспективы Сборник материалов научно-практической интернет-конференции. - 2013. -
С. 28-32.
49. Францева В.О. Диагностика девиантного поведения у детей разных возрастных групп [Текст] / В. О. Фпанцева // Медицинский вестник Северного Кавказа. - 2011. - Т. 21. - № 1. - С. 29-31.
50. Францева В.О. Характеристика частоты распространения
признаков девиаций среди различных возрастных групп школьников [Текст] /
В. О. Францева, Ю. В. Тихонова // Социальные аспекты здоровья населения. -
2011. - Т. 18. - № 2. - С. 10.
51. Францева В.О. Характеристика частоты распространения
признаков девиаций среди различных возрастных групп школьников [Текст] /
В. О. Францева, Ю. В. Тихонова // Социальные аспекты здоровья населения. -
2011. - Т. 18. - № 2. - С. 10.
52. Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие [Текст] / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. - 125с.
53. Хотылева Т.Ю. Особенности организации образовательного процесса в начальной школе центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков МГППУ для детей с РАС [Текст] / Т.Ю. Хотылева // М.: Аутизм и нарушения развития. - 2014. - № 1 (42). - С. 19-25.
54. Щербинина О. А. Сопровождение развития младших школьников в современных условиях [Текст] / О. А. Щербинина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2013. - №
4. - С. 78-84.
55. Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия [Текст] / Е.Янушко // М.: Теревинф, 2004. - 94 с.
56. Courchesne E. Autism at the beginning: microstructural and growth abnormalities underlying the cognitive and behavioral phenotype of autism / E. Courchesne, E. Redcay, J. T. Morgan, D. P. Kennedy // Development and Psychopathology. - 2005. - Т. 17. - № 3. - С. 577-597.
57. Deckers, A., Muris, P., Roelofs, J. A Group-Administered social Skills Training for 8- to 12- Year-Old, high-Functioning Children With Autism Spectrum Disorders: An Evaluation of its Effectiveness in a Naturalistic Outpatient Treatment Setting et al. J Autism Dev Disord (2016) 46: 3493. https://doi.org/10.1007/s10803- 016-2887-1
58. Green V.A., Pituch K.A., Itchon J., Choi A., O’Reilly M., Sigafoos J. Internet survey of treatments used by parents of children with autism // Research in Developmental Disabilities. — 2006. — 27. — 70-84.
59. Gulsrud, AC, Jahromi, LB & Kasari, C. J Autism The Co-Regulation of Emotions Between Mothers and their Children with Autism Dev Disord (2010) 40: 227. https://doi.org/10.1007/s10803-009-0861-x
60. Gutstein S.E. &Sheely R.K. Relationship Development Intervention with Children, Adolescents and Adults. — Jessica Kingsley Pub. — 1 edition. —
2003.
61. KylHainen, A., Jones, EJH, Gomot, M. Practical Guidelines for
Studying Young Children With Autism Spectrum Disorder in Psychophysiological Experiments et al. Rev J Autism Dev Disord (2014) 1: 373.
https://doi.org/10.1007/s40489-014-0034-5
62. Mulligan, S., Healy, O., Lydon, S. An Analysis of Treatment Efficacy for Stereotyped and Repetitive Behaviors in Autism et al. Rev J Autism Dev Disord (2014) 1: 143. https://doi.org/10.1007/s40489-014-0015-8
63. Neil, L., Olsson, NC & Pellicano, E. J Autism The Relationship
Between Intolerance of Uncertainty, Sensory Sensitivities, and Anxiety in Autistic and Typically Developing Children Dev Disord (2016) 46: 1962.
https://doi.org/10.1007/s 10803-016-2721 -9
64. Saemundsen E. Autism diagnostic interview-revised and the childhood autism rating scale: convergence and discrepancy in diagnosing autism / E. Saemundse, P. Magnusson, Ja. Smari, S. Sigurdardottir // Journal of Autism and Developmental Disorders. - 2003. - Т. 33. - № 3. - С. 319-328.
65. Scott W. Ross, Robert H. Horner. Bully prevention in positive behavior support // Journal of Applied Behavior Analysis. — 2009. — 42. — 747-759.
66. Sundberg M.L. Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program — VB-MAPP. — AVB Press, 2008.
67. Swaggart B., Gangon E., Bock S.J., Earles T.L., Quinn C., Myles B.S. et al. Using social stories to teach social and behavioral skills to children with autism // Focus on Autistic Behavior. — 1995. — 10. — 1-16.
68. Tager-Flusberg H., Joseph R., Folstein S. Current directions in research on autism // Mental Retardation and Developmental Disabilities. — 2001. — 7. — 21-29.
69. Thiemann K.S., Goldstein H. Social stories, written text cues, and video feedback: Effects on social communication of children with autism // Journal of Applied Behavior Analysis. — 2001. — 34. — 425-446.
70. Thorp D.M., Stahmer A.C., Schreibman L. Effects of sociodramatic play training on children with autism // Journal of Autism & Developmental Disorders. — 1995. — 25. — 265-282.
71. Toichi M. Long-term memory in high-functioning autism: controversy on episodic memory in autism reconsidered / М. Toich., Y. Kamio // Journal of Autism and Developmental Disorders. - 2003. - Т. 33. - № 2. - С. 151-161.
72. Wilkinson L.A. Self-Management for Children With High-Functioning Autism Spectrum Disorders // Intervention in School and Clinic. — 2008. — 43. — 150-157.
73. Wilkinson L.A. Self-Management for Children With High-Functioning Autism Spectrum Disorders // Intervention in School and Clinic. — 2008. — 43. — 150-157.
74. Zantinge, G., van Rijn, S., Stockmann, L. Physiological Arousal and Emotion Regulation Strategies in Young Children with Autism Spectrum Disorders et al. J Autism Dev Disord (2017) 47: 2648. https://doi.org/10.1007/s10803-017- 3181-6
75. Zbigniew S., Tomasz S. Motion therapy and its impact on the static balance of a child with autism / Zbigniew Szot, Tomasz Szot / Academy of Physical Education and Sport Poland // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2007. - № 4. - С. 147-151.