Введение 3
Глава 1.Теоретические основы фотожурналистики 6
0.1. История происхождения фотографии и развитие жанров
фотожурналистики 6
0.2. Творческая и технологическая регламентация деятельности
фотожурналистов 16
0.3. Роль фотоиллюстраций в печатных СМИ 24
Глава 2. Исследование профессиональной сферы фотожурналистики в России и мире 30
2.1. Современная фотожурналистика России и мира 30
2.2. Творческая биография Владимира Вяткина, как одного из лучших
фотожурналистов России 36
2.3. Анализ работ Владимира Вяткина в российских печатных изданиях.... 41
Заключение 50
Список литературы 53
Приложения
За последние десятилетия СМИ значительно проникло в нашу жизнь и способствует формированию общественного мнения. В частности, это касается и печатных изданий. Для предоставления той или иной информации в полной мере часто прибегают к фотоиллюстрациям описываемого события. Фоторепортаж позволяет нам один раз увидеть, а не услышать или прочитать несколько раз.
Фотожурналистика - представляет собой особую форму журналистики, использующая фотографию в качестве основного средства выражения. Фотожурналистика значительно отличается от родственных жанров фотографии. В ней присутствует объективность и повествовательность, что делает информацию честной и предоставленной по сути.
Фотожурналистика часто подразумевает определённый грубоватый стиль или подход к созданию изображений. Подход фотожурналистов к беспристрастной фотографии становится популярным и особым стилем коммерческой фотографии.
У каждого профессионала своего дела есть свои секреты фотосъемки, которыми он делится или же держит в тайне. Но, во всяком случае, для достижения определенного уровня необходимо долго и тщательно работать с образами, освещением, делать много кадров, смотреть на мир сквозь объектив. Есть стандартные секреты фотосъемки, однако личный опыт основанный на мастер-классах профессиональных фотохудожников и оттачивании своего мастерства, считается самым важным составляющим будущего успеха.
Актуальность исследования обусловлена интересом будущих фотожурналистов к методам работы современных профессионалов своего дела в России и в мире.
Научная новизна обусловлена подробным изучением такого передового фотожурналиста современности, как Владимир Юрьевич Вяткин, который работал с такими печатными изданиями, как «Баррикада», «Советский район». Сейчас Владимир Вяткин является фотокорреспондентом РИА «Новости», преподавателем факультета журналистики МГУ и Национальной школы телевидения.
Объект: современная фотожурналистика.
Предмет: системное изучение профессиональной деятельности современного фотожурналиста.
Цель: анализ профессиональной деятельности фотожурналиста на примере творчества Владимира Вяткина.
Задачи:
1. Изучить историю развития фотографии и рассмотреть систему жанров фотожурналистики .
2. Выявить специфику творческой и технологической регламентации в деятельности фотожурналистов.
3. Определить роль фотографии в печатных изданиях.
4. Ознакомиться с творческой биографией Владимира Вяткина, как одного из лучших фотожурналистов России.
5. Провести анализ фоторабот Владимира Вяткина российских печатных изданиях.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в анализе специфики работы современного фотожурналиста с целью перенять полученный опыт для будущей работы в сфере фотожурналистики.
Практическая значимость заключается в получении творческого репортажного опыта путем анализа работ журналиста-фотографа Владимира Вяткина.
Методами исследования являются поиск и анализ теоретической литературы по данной проблеме.
Методологическую основу исследования составляю труды таких авторов, как Н.В. Воронов, И.А. Головня, А.Е. Земляниченко и других.
Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая), заключения, списка литературы и приложений. В первой главе мы рассмотрели теоретические основы фотожурналистики, ее историю, классификацию жанров, регламентацию деятельности фотожурналиста, а также индуктивные методы технологии фотожурналистики и провели обзор известных новостных изданий. Во второй главе нами проанализированы работы современного российского фотожурналиста Владимира Юрьевича Вяткина на примере печатных изданий.
Фотоиндустрия прочно вошла в современную жизнь, и за непродолжительное время проникла практически во все сферы жизни человека. Широкое применение фотография получила в печатных и электронных СМИ, став незаменимым средством информатизации. В связи с этим сложилась специфическая отрасль журналистики - фотожурналистика. С появлением массовой иллюстрированной прессы и возможностей распространения визуальной информации сделали фотожурналистику мощным фактором влияния на общественное сознание.
Есть мнение, что современное телевидение и Интернет практически уничтожили классическую фотожурналистику. Однако, данная гипотеза не стала утверждением, так как технический прогресс перевел фотожурналистику на более новый уровень. Наблюдаемый процесс конвергенции в журналистике позволяет многим печатным СМИ иметь своё радио- и телевещание, а также электронные информационные порталы, на которых можно размещать полнометражные фоторепортажи с места события. Кроме того, фотоиллюстрации нередко используются при монтаже на телевидении.
Теоретическое обобщение опыта, накопленного фотожурналистикой за все время ее существования - это непременное условие дальнейшего ее развития. Научный анализ характерных особенностей, присущих фотографическим изображениям в прессе, и выявление возможностей усиления их воздействия на аудиторию служат непосредственным практическим задачам, способствуя повышению эффективности функционирования фотожурналистики в сфере печати.
Работа фотокорреспондента - достаточно специфичная профессия, потому как в данном случае журналист работает с неопровержимым фактом того, что событие состоялось - фотографией. Зачастую, иллюстрация даёт гораздо большую информацию, чем текст статьи, а потому должна отвечать не только требованиям издания, но и морально-этетическим принципам. К счастью, существуют качественные издания, в которых фотоматериалы обязаны соответствовать моральным нормам, а именно: абсолютной достоверности и приемлемой, с точки зрения общепринятых норм, демонстрации фотофактов. Кроме того, не смотря на то, что фотография является достоверным документом, её значение можно исказить в ходе неграмотного редактирования. Известно, что аудитория привыкла верить тому, что визуально доказано и фотожурналистика должна соответствовать этому принципу и публиковать лишь те снимки, которые в полной мере соответствуют действительности. Однако если фотокорреспондент делает снимок, который, после кадрирования или иного редактирования, становится более эмоциональным, или вовсе меняет свою суть, в силу вступает распространённое противоречие - исказить факт и тем самым привлечь большее количество читателей или опубликовать иллюстрацию в исходном варианте. Выбор, в первую очередь, зависит как от специфики издания, так и от самого фотокорреспондента.
Практический анализ работ фотожурналиста Владимира Вяткина можно рассматривать как незаменимый опыт в начинании фотожурналистского дела. Во-первых, потому что невозможно в полной мере узнать все тонкости работы, не увидев её изнутри. Во-вторых, в работе фотографа и фотожурналиста существует огромная конкуренция и это связано не только с тем, что данные профессии достаточно хорошо оплачиваются, но и потому что они подразумевают вечное стремление к совершенству, а значит, и личностный рост, и собственное всестороннее развитие. Кроме того, работа с такими документами, как фотография - достаточно ответственное и кропотливое дело. Важно учитывать факт, что в современную журналистику приходят работать люди с обширными знаниями и развитым интеллектом, но зачастую им не хватает творческой подготовки, в связи с чем фотографии разных людей как будто выполнены в одном стиле и одним человеком. Это происходит по причине того, что как только у новичков в фотожурналистике начинают получаться хорошие снимки, они перестают заниматься саморазвитием и остаются на уровне начинающих профессионалов. Работа фотокорреспондентом помогла автору понять, что к совершенству нужно стремиться всегда, иначе работа пойдёт в противоположном направлении, или, в лучшем случае, останется на изначальном уровне.
На основании проведённого исследования можно сказать, что российская фотожурналистика развивается достаточно быстро. Это связано с большим интересом к фотографии в целом.
1. Вяткин В. Через 80 лет вампиры вернутся, а культуру деревни не
возродить [Электронный ресурс]: Репортаж. - Электрон. дан. -Саратов, 2017. - Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2017/11/27/selo/ (дата
обращения: 28.05.2019).
2. Вяткин В. Вытрезвитель [Электронный ресурс]: Репортаж. - Электрон. дан. - Москва, 2016. - Режим доступа : https://vm.ru/news/624379.html (Дата обращения 14.05.19г.)
3. Вяткин В. Дети наблюдают за обучением новобранцев [Электронный ресурс]: Репортаж. - Электрон. дан. - Москва, 2017. - Режим доступа : https://fotosky.ru/popular/genre-107045-and-106223-and-106220-and- 106230/?p=1 (Дата обращения 14.05.19г.)
4. Вяткин В. Русский музей. Подготовка к открытию выставки Айвазовского [Электронный ресурс]: Репортаж. - Электрон. дан. - Москва, 2018. - Режим доступа : https://ria.ru/20190423/1552975541.html (Дата обращения 16.05.19г.)
5. Вяткин В. О любви, о женщинах и немного о работе. [Электронный
ресурс]: Портрет. - Электрон.дан. - Москва, 2017. - Режим доступа : http://bf-gallery.ru/vladimir vyatkin/ (Дата обращения: 14.05.19г.)
6. Вяткин В. Невольник - не богомольник. . [Электронный ресурс]: Портрет. -
Электрон.дан. - Москва, 2018. - Режим доступа :
http://www.pravoslavie.ru/38309.html (Дата обращения: 14.05.19г.)
7. . Вяткин В. Фотопортреты. [Электронный ресурс]: Портрет. -
Электрон.дан. - Москва, 2017. - Режим доступа :
https://www.liveinternet.ru/users/947176/post95748849/ (Дата обращения:
15.05.2019) .
Литература:
8. Барабаш О.В. Формирование профессиональной фотографической культуры будущего журналиста: дисс.... на соискание ученой степени канд. пед. наук / О.В. Барабаш. - Ставрополь, 2016. - 345с.
9. Бойцова О.Б. Подписи под фотографиями в альбомах // Визуальные аспекты : дисс.... соискание ученой степени кандидата исторических наук/ О.Б. Бойцова. - Санкт-Петербург, 2010. - 478с.
10. Бутенко В.К. «Легкий хлеб» папарацци. 2017, № 11, 2007. - Ижевск, 2017. - с. 120 .
11. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна / Н.В. Воронов. Том I. - М.: Союз дизайнеров России, 2016. - 424 с.
12. Высоков А.Л. История зарубежной фотожурналистики / А.Л. Высоков. - М.: «Эксмо», 2018. - 390 с.
13. Гаврилов Э.П., Городов О.А., Гришаев С.П. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Э.П. Гаврилов, О.А. Городов, С.П. Гришаев. Часть четвертая. - М., 2016 - 290 с.
14. Головня И.А. С чего начиналась фотография / И.А. Головня. - М.: Знание, 2014. - 178 с.
15. Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917): учеб.-метод. комплект / Б.И. Есин. - М.: Наука, 2016. - 464 с.
16. Ефимов М.В. Технические средства переработки текста и иллюстраций / М.В. Ефимов. -М.: «Мир книги», 2014. - 290 с.
19. Килпатрик Д. Свет и освещение / Д. Килпатрик. - М.: Мир, 1988. - 223 с.
20. Кожеурова Н.С. Публицистика и философия: коммуникативно - мировоззренческие аспекты / Н.С. Кожеурова. - М.: Мол. гвардия, 2014. -160
с.
21. Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов; 3-е изд. - М.: Академический проект, 2014. - 312 с.
22. Кричевский В.Г. Мир графики глазами дизайнера // Техническая эстетика / В.Г. Кричевский. - 1986, №8. - С.10-15.
23. Лаврентьев А.Н. Лаборатория конструктивизма /А.Н. Лаврентьев. - М.: Грантъ, 2018. - 378 с.
24. Лапин А.И. Фотография как...: учеб. пособие / А.И. Лапин. - М.: Изд-во Московского университета, 2014. - 296 с.
25. Нахтвей Дж. Каково это: быть военным фотографом // Esquire / Дж. Натхвей, 2016, - 321 с.
26. Розов Г. П. Методы репортажной съемки // Фотодело / Г.П. Розов. - 2015. - № 8 (32). - 123 с.
27. Сафиуллина Р. Защита авторских прав в фотографии // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права /Р. Сафиуллин. - 2018. - 295 с.
28. Стрельников Б.Г. Тысяча миль в поисках души / Б.Г. Стрельников. - М.: Правда, 2018. - 456 с.
29. Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты /
В.В. Тулупов. - Воронеж: Издательство «Воронежский университет», 2015. - 336 с.
30. Уваров Е. Е. Репортаж длиною в жизнь // Digital Photo / Е.Е. Уваров. -
2016. - № 11 (43) - 56 с.
31. Черневич Е.В. О задачах промышленной графики // Техническая эстетика / Е.В. Черневич. - 2016. - №7. - 100 с.
32. Щелокова Г. В. Лотерейный билет от Бога // Digital Photo / Г.В. Щелокова. - 2017. - № 10 (54). - 211с.
Интернет-ресурсы:
33. Айсманн К., Дугган Ш., Грей Т. Цифровая фотография. Искусство
фотосъемки и обработки изображений [Электронный ресурс]: . - Электрон. дан. - СПб., 2005. - 640 с. - Режим доступа:
https://eknigi.org/dizain i grafika/44963-k-aismann-sh-duggan-t-grei-cifrovava- fotografiya.html (дата обращения: 19.05.2019).
34. Беленький А. Фотография. Школа мастерства [Электронный ресурс]: публицистический - Электрон. дан. - М., 2006. - 184 с. - Режим доступа: vk.com/doc 154028178_138143767?hash=ee27d6812e5f040237&dl=27c46454f7d (дата обращения: 18.05.2019).
35. Березин В.М. Фотожурналистика [Электронный ресурс]: учебник для
академического бакалавриата. - Электрон. дан. - М., 2017. - 226 с. - Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/fotozhumalistika-398782 (дата
обращения: 19.05.2019).
36. Владимир Вяткин: Фотография - это искусство сомнений [Электронный ресурс]: интервью. - Электрон. дан. - М., 2015. - Режим доступа: www.kem.kp.ru/daily/26372.5/3253480/ (дата обращения: 18.05.2019).
37. Готлоп Ф. Практика профессиональной фотографии [Электронный ресурс]: научный стиль. - Электрон. дан. - 1981. - 176 с. - Режим доступа: http://www.nehudlit.ru/books/praktika-professionalnoy-fotografii.html (дата обращения: 19.05.2019).
38. Зелтсман Д. Классическое портретное фото [Электронный ресурс]: книга.
- Электрон. дан. - 2005. — 117 с. - Режим доступа:
http: //phototour.pro/content/library/files/ 150.pdf (дата обращения: 20.05.2019).
39. Иттен И. Искусство цвета [Электронный ресурс]: жанр книги. - Электрон. дан. - город, 2001. - 222 с. - Режим доступа: http://www.pigareva- tat.ru/ catalogs/%D0%99%D0%BE%D 1 %85%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D 1 % 81 %20%D0%98%D 1 %82%D0%B5%D0%BD%20-
%20%D0%98%D 1 %81 %D0%BA%D 1 %83 %D 1 %81 %D 1 %81 %D 1 %82%D0%B 2%D0%BE%20%D 1 %86%D0%B2%D0%B5%D 1 %82%D0%B0.pdf (дата
обращения: 18.05.2019).
40. . Вяткин В. Невольник - не богомольник. . [Электронный ресурс]:
Портрет. - Электрон.дан. - Москва, 2018. - Режим доступа :
http://www.pravoslavie.ru/38309.html (Дата обращения: 14.05.19г.)
41. МакНелли Джо. Дневник "горячего башмака". Идеальная фотография со
вспышкой [Электронный ресурс]: жанр. - Электрон. дан. - СПб., 2011. - 320
с. - Режим доступа:
https://www.litres.ru/joe-mcnally/dnevnik-goryachego-bashmaka-idealnaya- fotografiya-so-vspyshkoy-24499438/ (дата обращения: 1305.2019)
42. Мураховский В.И., Симонович С.В. Большая книга цифровой
фотографии. [Электронный ресурс]: теория и практика. - Электрон. дан. - М., 2004. - 208 с. - Режим доступа:
https://vk.com/doc14563768 151011705?hash=ea92d14db2c778abab&dl=153719 71203a25ec92 (дата обращения: 13.05.2019).
43. Роджер Хикс и Франсис Шульц. Натюрморт [Электронный ресурс]: Руководство по технике освещения. - Электрон. дан. - 1998. - 160 с. - Режим
доступа: http://soul-foto.ru/photo books/ 56567673545435 (дата
обращения: 17.05.2019).
44. Савчук В.В. Философия фотографии [Электронный ресурс]:
публицистический - Электрон. дан. - СПб., 2005. - 256 с.
http://intelbook.org/2015-12-04-savchuk-v-v-filosofiya-fotografii/ (дата
обращения: 19.05.2019).
45. Скрынников И. 5 советов по съёмке портретов [Электронный ресурс]: книга. - Электрон. дан. - 2010, 17 с. - Режим доступа: vk.com/topic- 69044671 33669071 (дата обращения: 13.05.2019).
46. Творческий путь Владимира Вяткина [Электронный ресурс]: репортажная съемка. - Электрон. дан. - 2017. - Режим доступа: https://art.rin.ru/cgi-bin/index.pl?id=101&art=1703 (дата обращения: 10.05.2019).