Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗМЕНЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ ЕГИПЕТСКОЙ АССОЦИАЦИИ «БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ» В XX-XXI ВЕКЕ (ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Работа №36770

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

религиоведение

Объем работы59
Год сдачи2019
Стоимость0 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
307
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение.................................................................................................................3
Раздел 1. Понятие и структурные элементы идеологии....................................8
Раздел 2. Структурные элементы идеологии «Братьев-мусульман»..............18
Раздел 3. Влияние внутренних и внешних факторов на изменение идеологии
«Братьев-мусульман»....................................................................................................31
Заключение...........................................................................................................51
Список литературы..............................................................................................54

Актуальность данной темы заключается в том, что ассоциация «Братьев- мусульман» одна из старейших религиозно-политических организаций Египта, которая играет важную роль в религиозной и политической жизни страны. Ассоциация, пронизывающая все слои общества, основа современного исламизма. На протяжении десятилетий организация угрожает стабильности режимов не только ряду арабских стран, но и является угрозой мировому сообществу. И понять сущность данной организации невозможно без учета особенностей ее идеологических религиозных основ, которые она использует для продвижения своих политических целей. В течение 20-21 века идеология организации под давлением внешних и внутренних факторов претерпела значительные изменения. При изучении их идеологии можно наблюдать расхождения между теорией и практикой. Представления изменяются с течением времени в зависимости от социальных, политических условий. В настоящее время необходимо выявить объективную функцию религии в данной организации, ее взаимосвязь с политическим фактором, реальный политический и идеологический смысл повышенной активности отдельных лиц, групп и направлений исследуемой организации.
Степень научной разработанности: изучению вопроса политико-правовых концепций идеологов «Братьев-мусульман» уделяют внимание такие авторы как И.А. Царегородцева , А.А. Петрухина , Т.С. Морина , И.Г. Яшин , Л.Б. Маевская и другие. М.З. Ражбадинов6 анализирует деятельность «Братьев-мусульман» в Египте с момента основания организации и до сегодняшних дней, Е.В. Касевич, Г.В. Станкевич , Ш. Евкочев изучают концепцию государства и государственной власти в трудах отцов-основателей организации, Л.Р. Сюкияйнен анализирует проблему шариатского обоснования акций протеста и манифестаций в период «Арабской весны» в трудах современных идеологов «Братьев-мусульман». Т.Г. Голубева исследует политическую религию как основание религиозной идеологии, М.С. Козырев показывает какие этапы проходила идеология в рамках своего исторического развития. А.Т. Бозиев6 рассматривает вопросы, связанные с определением феномена идеологии, методами ее воздействия.
Таким образом, исследованные работы не касаются или касаются частично проблемы изменения структурных элементов идеологии «Братьев-мусульман», в том числе ее теологического аспекта. Наша работа представляет из себя попытку проследить эти изменении и выявить их причины.
Объект изучения: идеология «Братьев-мусульман» на рубеже XX-XXI
веков.
Предмет изучения: изменение идеологии «Братьев-мусульман» на рубеже XX-XXI веков (теологический аспект).
Цель работы: изучить изменение идеологии «Братьев-мусульман» на рубеже веков под воздействием внутренних и внешних факторов.
Задачи, поставленные для достижения цели:
1) изучить понятие и структурные элементы идеологии;
2) проанализировать теоретические и практические аспекты идеологии, характерные для «Братьев-мусульман»;
3) изучить причины изменения идеологии под воздействием внутренних и внешних факторов.
Теоретико-методологические основы исследования: в качестве
основного метода использован неоинституционализм в интерпретации Дугласа Норта , который позволяет продемонстрировать изменение идеологии в соответствии с изменениями мировосприятия идеологов и под влиянием внешних и внутренних факторов. В результате проведенного исследования было выявлено, что идеологи ассоциации «Братьев-мусульман» при выстраивании идеологических основ организации руководствуются в первую очередь жизненными реалиями и пытаются подстроить свою идеологию под изменяющиеся условия в Египте и это не мешает «Братству» использовать религию для обоснования изменений.
В качестве вспомогательных методов применены структурно-
Л
функциональный подход Альфреда Рэдклифф-Брауна, который позволяет разложить идеологию на структурные элементы и исследовать их взаимосвязь и принципы функционирования. Также в работе был применен метод кейса, позволяющий продемонстрировать отношения между «Братьями-мусульманами» и иноверцами.
Источниковую базу исследования составляют научные статьи по исследуемой проблеме, материалы круглых столов, Священное писание (Коран), труды идеологов «Братьев-мусульман» и переводы этих работ на русский язык.
Научная новизна исследования состоит в том, что при исследовании были выявлены механизмы подстраивания под политическую практику религиозных аспектов идеологии, причины и последствия изменений идеологии «Братьев- мусульман», которые указывают на идейную гибкость ассоциации и способность приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам. И несмотря на то, что ислам остается основой деятельности организации, «Братство» в конечном счете руководствуется скорее жизненными реалиями, а не буквой Священного Корана.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Идеология, как совокупность установок, идеалов, ценностных ориентиров, существовала всегда и она отражает те условия, в которых находится. Она укоренена в человеческой культуре, занимает в ней особое место, являясь теоретическим самосознанием общества, составляет одну из основ упорядоченной социальной жизни, выдвигает на первый план знания и ценности общества, которые являются результатом работы определенного круга лиц.
2. Теоретические аспекты идеологии, отражавшей те условия, в которых находился Египет, были трудно реализуемы на практике. Сложность заключалась в отсутствии прецедента, хотя период правления пророка Мухаммада и праведных халифов считается «Братьями» идеальным временем, данный период был слишком краток. И мало что из этого могло бы использоваться в современном государственном строительстве.
3. Изменения идеологии «Братством» обусловлены попытками адаптироваться к меняющимся в первую очередь внутренним условиям. Будучи исламистской организацией, «Братья-мусульмане» использовали религию для достижения своих целей подкрепляя изменения с помощью богословского обоснования.
Теоретическая и практическая значимость исследования: теоретическая значимость исследования заключается в том, что работа раскрывает новую грань исследуемого объекта, что позволяет в дальнейшем продолжить исследования в данном направлении. Так как исследование было проведено с использованием источников на русском языке, то данная работа позволяет в дальнейшем провести сравнительный анализ первоисточников на арабском и русском языках для выявления возможных неточностей и ошибок перевода. Также, вероятным считается использование работы в качестве материала для прогнозирования поведения организации в кратко и среднесрочный период. Практическая значимость работы заключается в том, что данная работа может быть успешно применена в качестве лекционного материала по курсам «Ислам и политика», «Религия и политика», «Теория религиозной организации».
Апробация результатов исследования: результаты выпускной
квалификационной работы были апробированы на Итоговой научной конференции студентов КФУ. По теме исследования опубликована 1 статья в РИНЦ.
Структура работы состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы. Количество страниц в работе — 58. Использовано 43 наименования литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Можно сделать вывод, что идеология «Братьев-мусульман» в течение 20 и 21 веков претерпела ряд изменений под воздействием внешних и внутренних факторов, таких как попытки государства воспрепятствовать деятельности организации в стране, отсутствие механизмов по реализации задуманных планов, желание отмежеваться от радикальных группировок, обуржуазивание правящей элиты организации и так далее, приводящих в результате к подстраиванию идеологии, в частности ее религиозного аспекта, под новые реалии. «Братья- мусульмане», пользуясь иджтихадом выносят новые религиозные правила, являющиеся подкреплением изменений в идеологии.
В целом, их идеология тяготела к умеренности, а порой их концептуальные представления об исламском государстве носили либеральный характер. «Братья - мусульмане» - это прагматичная оппозиция профессиональных политиков, играющих по правилам политической жизни страны. Организация имеет большой опыт в политике и им трудно манипулировать, однако организация в определенные моменты всегда готова к компромиссам.
Нынешняя идеология ассоциации тяготеет к умеренности, и в отличие от радикальных группировок джихадистов, которые строят свои планы краткосрочного характера, «Братья-мусульмане», дистанцируясь от методов ведения борьбы радикалами, опираются на более долгосрочные и масштабные программы постепенного роста и завоевания политических очков.
Безусловно, труды отца-основателя организации Хасана аль-Банны оказали значительное влияние на это движение, но нельзя забывать о том, что прошло много лет, произошло много событий и за этот период представления «Братьев» претерпели изменения. Были разработаны труды современными идеологами ассоциации, которые наглядно демонстрируют идейную гибкость «Братства» в переосмыслении политико-правовых, социально-экономических и других концепций своих предшественников с учетом текущих изменений в мире, в Египте.
Ассоциация продолжает активно заниматься реформированием и модернизацией исламской религиозно-правовой доктрины, включая идеологическое обоснование реформистской стратегии исламизации на основе активного использования категории маслаха (общественного интереса) и сужения круга постоянных положений шариата за счет изначальной гибкости шариата. «Братство» выступает за демократизацию избирательного законодательства, требует соблюдения основ демократии (свобода печати, партий, демонстраций) и прав человека.
Сегодня организация достаточно реалистично оценивает расстановку общественно-политических сил в стране и возможные формы и темпы исламизации, стремится к модернизации египетского общества, но с опорой на ислам, сохранению традиционных ценностей исламской цивилизации, не отказываясь при этом от технологических достижений и демократических свобод.
Этому способствует учет собственного исторического опыта взаимоотношений с другими государствами, уроков деятельности исламистских организаций в других странах и так далее. Поэтому, можно сказать, что в настоящее время в основе воззрений «Братья-мусульман» лежит принцип умеренного центризма (васатыйа — основан на второй суре Корана), соблюдение как в идеологии, так и в социально-экономических программах.
Неопределенность некоторых контуров исламского порядка не должна стать причиной упреков в адрес организации. Так, за отсутствием четкой детализации некоторых положений своей идеологии «Братья» могут, например, из политических соображений обходить тот факт, что их концепция не предполагает слишком радикальных изменений существующих структур, особенно социально - экономических. Возможно, также, что организация в своих программах, касаясь лишь общих принципов и идеалов, стремится показать, что для нее гораздо важнее выработка тактики и стратегии борьбы и чтобы не вызывать ненужных разногласий среди своих сторонников.
Что касается некоторых отдельных положений идеологии «Братства», то можно сказать, что концепция исламского государства носит лаконичный характер и касается лишь общих принципов и идеалов, а не конкретных деталей, так как ни община пророка Мухаммада в Медине, ни халифаты Омейядов и Аббасидов не дают детально разработанной картины государственного устройства и демонстрируют лишь общую схему, к тому же сохраняется проблема реализации данных положений на практике, а проблема религиозных меньшинств заставляет «Братство», в погоне за голосами избирателей, разрываться между двумя противоположными позициями.
В любом случае, идеологи ассоциации, начиная от аль-Банны и до современных представителей высшего руководства, выступали против любых конфликтов в обществе. Однако события «Арабской весны» в Египте внесли свои коррективы в отношения как между «Братством» и коптами, так и с государством.
«Братья-мусульмане» стимулируют процессы либерализации современного Египта и выступают практически единственной силой, способной оживить институты гражданского общества. Несмотря на то, что исламская идейная составляющая остается основой деятельности организации, в своей политической активности «Братья» в конечном счете руководствуются скорее жизненными реалиями и различными обстоятельствами внешнего и внутреннего характера, а не буквой Священного Корана.



1. Айман Н.А. Исламское движение в Египте на современном этапе: дисс. канд. ист. Наук / Н.А. Айман. - Москва, 1995. - 344 с.
2. Баглиев М.А. Политические аспекты современного исламского экстремизма (на примере Египта) / М.А. Баглиев. - М.: дипломатическая академия, МИД РФ, 2002. - 171 с.
3. Бадауи Н.М. Влияние арабского возрождения (ан-нахда) на идеологию «Братьев-мусульман» / Н.М. Бадауи // Вестник РУДН. - 2017. - №1. -
С. 53-66.
4. Бозиев А.Т. Об идеологии (историко-философский очерк) / А.Т. Бозиев // Общество: философия, история, культура. - 2014. - №4. - С. 12-15.
5. Востоковедные исследования и материалы: розенберговский сборник / ред. сост.: Т.В. Ермакова, Е.А. Островская, А.Ф. Горбачева. - Спб.: издательство А. Голда, 2014. - 522 с.
6. Гаджиев К.С. Политическая идеология: концептуальный аспект / К.С. Гаджиев // Вопросы философии. - 1998. - №2. - С. 3-20.
7. Гирц К. Интерпретация культур / К. Гирц. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. - 560 с.
8. Голубева Т.Г. Политическая религия как основание религиозной идеологии / Т.Г. Голубева // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2008. - С. 151-164.
9. Ёвкочев Ш. Ислам и модели политического и социальноэкономического развития государств мусульманского мира / Ш. Ёвкочев // Журнал Центральная Азия и Кавказ. - 2008. - №1 (55). - С. 170-178.
10. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка / Н.В. Жданов. - М.: Международные отношения, 2003. - 568 с.
11. Желтое В.В., Желтое М.В. Основы исламистского правления в странах арабского мира / В.В. Желтов, М.В. Желтов // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - №4 (60). - С. 108-114.
12. Игнатенко А.А. Халифы без халифата: исламские
неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность / А.А. Игнатенко. - М.: Наука, 1988. - 205 с.
13. Иманалиев К.К. Идеология: генезис, сущность и роль в политической практике / К.К. Иманалиев // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2009. - №7(62). - C. 210-214.
14. Касевич Е.В., Станкевич Г.В. Государство в исламской концепции миропорядка / Е.В. Касевич, Г.В. Станкевич // Журнал Общество и право. - 2010. - № 4 (31). - С. 22-25.
15. Кепелъ Ж. Джихад: экспансия и закат исламизма / Ж. Кепель. - М.: Ладомир, 2004. - 466 с.
16. Кирина Ю.Н. Основные направления современного исламского фундаментализма в Египте / Ю.Н. Кирина // Теория и практика общественного развития. - 2011. - №2. - С. 259-263.
17. Козырев М.С. Историческое развитие идеологии / М.С. Козырев // Вестник КГУ им. Некрасова. - 2014. - №1. - С. 122-126.
18. Кондраль А.А. «Коптский вопрос» в политической стратегии и тактике ассоциации «Братьев-мусульман» в Египте на современном этапе / А.А. Кондраль // Вести БДПУ. Серия: История. Философия. Политология. Социология. Экономика. - 2013. - №2. - С. 59-62.
19. Кондраль А.А. Концепция государственного управления в идеологии ассоциации «Братьев-мусульман» / А.А. Кондраль // Общество, государство и религии в современном мире. - 2014. - С. 64-67.
20. Кондраль А.А. Трансформация идеологии ассоциации «Братья- мусульмане» / А.А. Кондраль // Працы пстарычнага факультэта БДУ. - 2012. - №7. - С. 147-154.
21. Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах / А.В. Коровиков. - М.: Наука, 1990. - 170 с.
22. Маевская Л.Б. Влияние концепций Сайида Кутба на формирование воззрений представителей партии «Братья-мусульмане» / Л.Б. Маевская // Зб1рник наукових праць «Гшея: науковий вюник». - 2016. - №115. - С. 135-139.
23. Манхейм К. Идеология и утопия / К. Манхейм. - М.: Юристъ, 1994. -
704 с.
24. Мельник В.А. Политические идеологии / В.А. Мельник. - Мн.: Вышэйшая школа, 2009. - 399 с.
25. Милославская Т.П. Истоки радикального ислама / Т.П. Милославская // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. - 2017. - № 35. - С. 258265.
26. Морина Т.С. Идеология исламизма как фактор политики современных мусульманских стран / Т.С. Морина // Политико-философский ежегодник. - 2011.
- №4. - С. 94-111.
27. Османов М.Н. Коран. Перевод с арабского и комментарии / М.Н. Османов. - М.: Спб, 2010. - 1016 с.
28. Петрухина А.А. Влияние взглядов Дж. Афгани, Х. Аль-Банны, А. Маудуди, С. Кутба на становление и распространение исламистской идеологии / А.А. Петрухина // Журнал Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2012. - №3. - С. 112-119.
29. Полонская Л.Р. Современные мусульманские идейные течения / Л.Р. Полонская // Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. - 1985. -
С. 1-13.
30. Ражбадинов М.З. Анатомия египетской революции — 2011: Египет накануне и после политического кризиса в январе-феврале 2011 г. / М.З. Ражбадинов. - М.: Институт Востоковедения РАН, 2013. - 424 с.
31. Ражбадинов М.З. Египетское движение «Братьев-мусульман» / М.З. Ражбадинов. - М.: АСТИ-ИЗДАТ, 2003. - 432 с.
32. Ражбадинов М.З. Умеренный исламизм в Египте. На примере деятельности организации «Братья-мусульмане» / М.З. Ражбадинов. - М.: «Русский язык», 2006. - 432 с.
33. Семедов С.А. Ислам в политике: идеология и практика / С.А. Семедов.
- М.: Экон-Информ, 2009. - 272 с.
34. Сюкияйнен Л.Р. «Арабская весна» и исламская правовая мысль / Л.Р. Сюкияйнен // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - №1. - С. 16
37.
35. Трифонов С.С. Роль идеологий в пространственной экспансии цивилизаций: история, современность и перспективы / С.С. Трифонов // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2011. - №1. - С. 99-104.
36. Царегородцева И.А. Новые тенденции в отношениях коптской общины и властей Египта / И.А. Царегородцева // Вестник РГГУ. Серия: политология, история. - 2010. - С. 199-207.
37. Царегородцева И.А. Отношения «Братьев-мусульман» и коптской
общины Египта в начале XXI века / И.А. Царегородцева // Религия и гражданское общество: межконфессиональные и этнические конфликты в условиях
геополитической конкуренции. - 2012. - С. 250-258.
38. Царегородцева И.А. Политико-правовые концепции идеологов египетского движения «Братья-мусульмане» / И.А. Царегородцева // Журнал Ученые записки Казанского университета. - 2013. - Т.155. кн.3. ч.2. - С. 98-110.
39. Чернавский М.Ю. К проблеме сущности идеологии / М.Ю. Чернавский // Преподаватель XXI век. - 2007. - №4. - С. 160-168.
40. Чупрыгин А.В. Политический ислам: победоносное поражение / А.В. Чупрыгин // В мире научных открытий . - 2013. - №11-5 (47). - С. 188-197.
41. Шаов А.А. Теоретические основания феномена идеологии: социальнофилософский анализ / А.А. Шаов // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2011. - №1. - С. 24-32.
42. Яхъяев М.Я. Причины радикализации ислама в современном мире / М.Я. Яхьяев // Исламоведение. - 2010. - №2. - С. 4-14.
43. Яшин И.Г. Дихотомия «Исламский мир-Запад» в учении Сейида Кутба (1906-1966) / И.Г. Яшин // Вестник РУДН. - 2008. - №1. - С. 83-90.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ