Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ РИТМО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ТЕХНИКЕ BODY-PERCUSSION

Работа №36762

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1012
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические обоснования развития ритмо-двигательной координации младших школьников на уроках музыки в технике body- percussion 10
1.1 Развитие ритмо-двигательной координации младших школьников на уроках музыки как педагогическая проблема 10
1.2 Возможности техники body-percussion в развитии ритмо-двигательной
координации младших школьников 17
Выводы по главе 1 26
Глава II. Практика развития ритмо-двигательной координации младших школьников на уроках музыки в технике body-percussion 28
2.1 Методическая разработка по развитию ритмо-двигательной координации младших школьников на уроках музыки средствами техники body-percussion
2.2 Апробация методической разработки по развитию ритмо-двигательной координации младших школьников на уроках музыки средствами техники
body-percussion 36
Выводы по главе II 43
Заключение 44
Список литературы 46

Актуальность исследования. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное воспитание играют особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребенка. Как показывает практика, у многих современных детей наблюдается низкая двигательная активность, у них недостаточно сформирована ориентировка в пространстве, нарушена координация движений, слабо развита общая моторика. Сегодня многие дети большое количество времени проводят в статичной позе, что приводит к низкой двигательной активности и не способствует развитию ритмо-двигательной координации.
Урок музыки обязательная дисциплина учебного плана общеобразовательных школ, которая закладывает основы музыкальных знаний, закрепляемых учащимися в разнообразных видах практической деятельности, способствующих развитию музыкальных способностей, в том числе и чувства ритма, Чувство ритма - это важнейший компонент как музыкального, так и личностного развития ребёнка. Овладение этим качеством имеет большое значение не только для формирования у него определённых музыкальных способностей, но и для развития двигательной координации.
На уроках музыки ученики приобретают музыкально-ритмические навыки, навыки выразительного исполнения движений, которые согласовываются с текстом песен. Умения и навыки формируются не только как важнейший вид музыкальной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, используемый учениками во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Умение выделить ритмический рисунок мелодии музыкального произведения, делает ребёнка более выразительным, музыкальным. Движение под музыку развивает у школьника чувство ритма, способность улавливать настроение музыки, воспринимать и передавать в движении различные средства выразительности. Следовательно, необходима
систематическая, последовательная и целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков и умений выполнения ритмических движений.
Понимая значимость обучения в образовании, воспитании и развитии детей по развитию ритма и ритмических движений мы ищем пути повышения качества обучения на уроках музыки. Одним из возможных путей дальнейшего развития ритмо-двигательных способностей младших школьников рассматривается техника «Body percussion». В связи с этим возникает актуальная для педагогики проблема создания методической разработки по развитию ритмо-двигательной координации младших школьников на уроках музыки средствами техники«Воёу percussion».
Степень изученности проблемы. Проблема развития ритмодвигательной координации является предметом изучения различных областей науки. Исследования, посвященные ритмо-движениям в хореографии, проводили Л. Н. Барабаш, С.И. Бекина, Н.А. Ветлугина, А. Луговская. Значимость ритма и координации в системе спортивной подготовки рассматривалась в научных трудах О.Е. Афтимичука, В.Л. Ботяева, Л.В. Волков, И.И. Козетов, З.М. Кузнецовой, Ю.Ф. Курамшина, А.В. Курганского, В.И. Лях.
Проблема развития физических и координационных способностей младших школьников отражена в исследованиях последних лет таких ученых как Л.В. Ковальчук, П.П. Любовник, А.П. Матвеев, С.И. Присяжнюк, С.В. Сембрат, Т.В. Скалий, А.П. Швец и др. Изучению формирования движений человека посвящены работы таких психофизиологов как А.С. Батуев, Н.А. Бернштейн, Э. Эвартс.
Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников отражены в исследованиях М.Э. Боцмановой, В.В. Давыдова,
Т.В. Драгуновой, А.В. Захаровой, Д.Б. Эльконина. Музыкальнопсихологические основы школьников изучены Л. Виноградовым,
Д.К. Кирнарской, А.Е. Тарас, Б.М Тепловым.
П. Блазер, Л.П. Сербина, А. Хекельман, В. Элленбергер изучают проблему воспроизведение музыки на фортепиано посредством множества координированных движений разных отделов рук и корпуса с использованием методов квантитативного анализа. Значимыми для нашего исследования явились работы таких педагогов-музыкантов как Б. В. Асафьев, Б. Барток, В.К. Белобородова, Н.А. Ветлугина, Э. Жак-Далькроз, К. Орф, Н.А. Метлов, К.В. Тарасова.
Таким образом, несмотря на значительное количество трудов, в которых рассматриваются различные аспекты поставленной проблемы, специального исследования, посвященного развитию ритмо-двигательной координации младших школьников на уроках музыки в технике Body percussion, до настоящего времени не проводилось.
На основе анализа научной литературы и анализа ситуации по развитию ритмо-двигательной координации - мы выявили отсутствие педагогического обеспечения либо методической разработки по развитию римто-двигательной координации младших школьников. Следовательно, проблема исследования заключается в необходимости научно- теоретического обоснования процесса развития ритмо-двигательной координации младших школьников средствами Body percussion и создании методической разработки по обеспечению данного процесса на уроках музыки в школе.
Тема исследования: развитие ритмо-двигателной координации
младших школьников средствами техники Body percussion.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать содержание и приемы развития ритмо-двигательных способностей у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс музыкального воспитания и образования в школе.
Предмет исследования: процесс развития ритмо-двигательной координации младших школьников на уроке музыки.
Гипотеза исследования. Развитие ритмо-двигательной координации младших школьников на уроке музыки в технике Body percussion окажется эффективным если:
1) выявить возможности техники Body percussionB развитии ритмодвигательной координации младших школьников.
2) создать методическую разработку по развитию ритмо-двигательной координации младших школьников на уроках музыки средствами техники Body percussion и внедрить ее в образовательную практику.
Для достижения цели сформулированы задачи исследования:
1. Изучить научную литературу, уточнить сущностно-содержательную характеристику основного понятия исследования «ритмо-двигательная координация» и дать теоретическое обоснование проблеме развития ритмодвигательной координации младших школьников на уроках музыки.
2. Выявить возможности техники Body percussion в развития ритмодвигательной координации младших школьников.
3. Проанализировать практический опыт развития ритмо-двигательной координации младших школьников на уроках музыки средствами техники Body percussion.
4. Создать и апробировать методическую разработку по развитию ритмо-двигательной координации младших школьников на уроках музыки средствами техники Body percussion.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- уточнена сущность основной дефиниции исследования «ритмодвигательная координация младших школьников» - согласованность движений разных отделов тела при решении конкретных двигательных задач в определенном ритме;
- выявлен педагогический потенциал Body percussion в развитии ритмодвигательной координации младших школьников: 1) доступность овладения основными техническими приемами - «звучащими жестами»: хлопки
(хлопок, хлопок плоской ладонью; шлепки: по бедрам, по плечам, по щекам, по щиколотке), щелчки (одновременно обеими или попеременно правой и левой руками), притопы (носком, пяткой или полной стопой), а так же свист и щелчки языком; 2) выполнение разных ритмически-организованных движений позволяет скоординировать ритмизированные движения разных отделов тела; 3) при коллективном музицировании возможно широкое использования звучащих жестов и их сочетаний, создающих звуковую фактуру, что позволяет развивать навык удержания ритмической партии и навык ансамблирования.
Теоретическая значимость заключается в том, что полученные результаты расширяют теоретические представления о проблеме развития ритмо-двигательной координации средствами техники BODY-PERCUSSION. Результаты исследования позволят на теоретической основе осуществлять образовательные процессы, связанные с различными аспектами проблемы ритмо-двигательной координации школьников.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения полученных в ходе исследования научных результатов с целью совершенствования процесса музыкально-педагогического образования. Созданная авторская методическая разработка, по развитию ритмодвигательной координации младших школьников на уроках музыки средствами техники BODY-PERCUSSION, предполагает ее применение в общеобразовательных школах, и в учреждениях дополнительного образования.
Организация и этапы исследования.
На первом этапе осуществлялся отбор и анализ материалов по проблеме исследования; утверждались цель, объект, предмет и задачи исследования; разрабатывалось содержание первой главы.
Второй этап включал в себя анализ и сравнение полученной информации; разработку критериев измерения и оценки уровня развития ритмо-двигательной координации младших школьников на уроках музыки средствами техники Body percussion; отбор и подготовку комплекса диагностических инструментов; разработку методической разработки.
На третьем этапе осуществлялось проведение экспериментальной работы; обобщение и систематизация результатов исследования; апробация результатов исследования; оформление текста работы.
Проведенное исследование базируется на комплексном использовании следующих методов исследования:
теоретические: анализ педагогической, психологической и научно- методической литературы по проблеме исследования, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, аналитическая обработка результатов исследования;
эмпирические: педагогическое наблюдение, изучение и анализ творческих материалов, метод экспертных оценок, эксперимент.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (Казань, КФУ: 2019 г.), V
Всероссийском конкурсе студенческих научных работ в области искусства и художественного образования (Казань, 2019 г., Лауреат 1 степени).
Результаты исследования нашли отражение в 2 публикациях автора:
1) Фатхутдинова Г.Ф. Развитие ритмо-двигательной координации младших школьников на уроках музыки средствами BODY-PERCUSSION / Г.Ф. Фатхутдинова // V Международный конкурс студенческих работ в области П99 искусства и художественного образования: сборник тезисов / Под.ред. Г.И. Батыршиной. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2019. - 68 с. - С. 26 -27.
2) Фатхутдинова Г.Ф.Возможности техники BODY-PERCUSSION в развитии ритмо-двигательной координации младших школьников на уроках музыки / Г.Ф. Фатхутдинова // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2019 года: сб. статей: в 4 т. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2019. - Институт филологии и межкультурной коммуникации (в печати).
Структура и объем исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения и библиографии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования нами получены следующие выводы:
1. Уточнена сущностно-содержательная характеристика основного понятия исследования. И так, «ритмо-двигательная координация»это
согласованность движений разных отделов тела при решении конкретных двигательных задач в определенном ритме.В данной работе одним из возможных путей дальнейшего развития ритмо-двигательных способностей младших школьников рассматривается техника «Body percussion».
2. Выявлены возможности техники «Body percussion». Техника Body Percussion в ракурсе развития ритмо-двигательной координации младших школьников на уроках музыки доступна овладением основными техническими приемами - «звучащими жестами»: хлопки, притопы, шлепки, щелчки. Их воспроизведение возможно путем «моно-звучания», чередования друг с другом, а так же одновременным воспроизведением и воспроизведением в условиях ансамбля. Каждый из данных видов воспроизведения развивает определенную способность ритмо-двигательной координации: способность к выполнению однолинейных ритмических рисунков в различных параметрах движения, способность к выполнению дву-линейных ритмических рисунков в различных параметрах дифференцированных движений, способность к выполнению несколько линейных ритмических рисунков в различных параметрах дифференцированных движений, способность к выполнению несколько линейных ритмических рисунков в различных параметрах
дифференцированных движений.
3. Проанализирован практический опыт развития ритмо-двигательной координации младших школьников на уроках музыки средствами техники Body percussion.
4. Создана и апробирована методическая разработка по развитию ритмо-двигательной координации младших школьников на уроках музыки средствами техники Bodypercussion.
Таким образом, данные, полученные на каждом этапе экспериментальной работы по применению в образовательном процессе разработанного авторской методической разработки для развития римто- двигательной координации младших школьников средствами техники Body-
регсшБюттражают положительную динамику у всех участников эксперимента.
Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы доказывают эффективность авторской разработки «Методическая разработка по развитию ритмо-двигательной координации младших школьников на уроках музыки средствами техники BODY-PERCUSSION» выступающего педагогическим средством, что позволяет считать проведенное исследование успешным.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб, пособие для студ. Вузов. - 4-е изд., стереотип / Г.С Абрамова - М.: Академия, 1999. - 672 с.
2. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей / Т.И. Артемьева. -М.: Наука, 1977. - 184 с.
3. Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков: дис. на соискание.
4. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие к теории вопроса. Музыкальное восприятие школьников / В.К. Белобородова. - М.: 1975. - 506 с.
5. Бернштейн, Н.А. Биомеханика и физиология движений/ Под ред. В.П. Зинченко. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 609 с.
6. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн. -М.: Наука, 1990. -495 с.
7. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности /Л.Л. Бочкарёв. - М.: Институт психологии РАН, 1997. - 352 с.
8. Бюхер К. Работа и ритм / К. Бюхер - М.: Новая Москва, 1923. - 326 с.
9. Венгер Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер - М.: Знание, 1973.-96 с.
10. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость / ред. В.Н.Максимова // Восприятие музыки. - М. Музыка, 1980. - 229-243 с.
11. Гейнрихс И.П. Чувство ритма и его развитие / И.П. Гейнрихс. - М.: МГПИ, 1970. - 131-157 с.
12. Дмитриенко Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб.для уч-ся пед.уч. по спец. 03.05.00 / Л.Г. Дмитриенко, Н.М. Черноиваненко //Музыкальное воспитание. - М.: Просвещение, 1989. - 207 с.
13. Дрень О.Е. Развитие чувства ритма у старших дошкольников в
процессе музыкально-игровой деятельности: материалы диссертации / О.Е. Дрень. - Екатеринбург, 2003. - 173 с. - URL:
http://www.dissercat.com/content/razvitie-chuvstva-ritma-u-mladsliikli- shkolnikov-v-protsesse-muzykalno-didiakticheskikh-igr-na (Дата обращения: 31.10.2018).
14. Дубина О. Body percussion или музыка тела / О. Дубина. - URL: https://muztochka.com/blog/body-percussion-ili-muzyka-tela (Дата обращения: 4.01.2019)
15. Елисеева М.Н. Чувство ритм как один из аспектов музыкального воспитания / М.Н. Елисеева // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. — СПб.: Свое издательство, 2015. — 187-189 с. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8339/ (Дата обращения: 27.11.2018)
16. Егина Н. Музыкально-двигательное воспитание в школе первой ступени / Н. Егина // Музыка в трудовой школе. - М.: Музгиз, 1930 - 68-74 с.
17. Жак-Далькроз Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства / Э. Жак-Далькроз. - М.: Театр и искусство, 1922. - 120 с.
18. Инновационные подходы к развитию чувства ритма в педагогической практике — URL:
https: //studwood. ru/1064666/pedagogika/innovatsionnye_podhody_razvitiyu_chuv stva_ritma_pedagogicheskoy_praktike (Дата обращения: 11.11.2018).
19. Ильина E. А. Особенности развития музыкального ритма у детей / Е. А. Ильина // Вопросы психологии. - 1961 - 119-132 с. - № 1.
20. Кеетман Е. Звучащие жесты (Body percussion) / Е. Кеетман. — URL:
http://meta-music.ru/method/zvuchashchie-zhesty-body-percussion (Дата
обращения: 18.10.2018).
21. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. - М.: Таланты - XXI век, 2004.-315 с.
22. Кирнарская Д.К. Психология музыкальной деятельности: теория и практика / Кирнарская Д.К., Киященко Н.И., Тарасова К.В. и др. - М.: Академия, 2003.
23. Кофман П.К. Настольная книга учителя физической культуры / П.К. Кофман. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 146 с.
24. Краснощеков В. И. Вопросы хороведения / В. И. Краснощеков. - М.: Музыка, 1969. - 300 с.
25. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
26. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
27. Лихачев Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев - М.: Владос, 2013. - 310 с.
28. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей / М. А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 240 стр.
29. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб, заведений / В.С.Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
30. Назаров В. П. Координация движений у детей школьного возраста / В. П. Назаров - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 34 с.
31. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учеб.-метод, комплекс / Т.Г. Неретина //2-е изд., стереотип. - М.: Флинта: НОУ ВПО "МПСИ", 2010. - 376 с — URL: http://znanium.coni.
32. Общая характеристика координации — URL: https://studopedia.ru/3_l 8120_raznovidnosti-koordinatsii.html (Дата обращения: 31.10.2018).
33. Осеннева М.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом / М.С. Осеннева, В.А. Самарин, Л.И. Уколова. - М., 1999
34. Панкевич Р.В. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности / Р.В. Панкевич. - Екатеринбург, 2001. - Том 6 - 145с.
35. Панкевич Г. Проблемы анализа пространственно-временной организации музыки /ред.-сост. Е. В. Назайкинский // Музыкальное искусство и наука: сб. ст. - М., 1978. - 124-144 с.
36. Развитие чувства ритма у младших школьников: материалы
дипломной работы — URL: https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65625b2ad68b5d43b99521316c27_l. html (Дата обращения: 20.11.2018)
37. Ритина Г.С. Уроки музыки в начальных классах / Г.С. Ритина. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
38. Ритина Г.С. О некоторых вопросах обучения младших школьников музыкальной грамоте / Г.С. Ритина // Музыкальное воспитание в школе. - М, 1972.
39. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика / Т.Т Ротерс. - М.: Просвещение, 1989. - 175 с.
40. Руднева С.Д. Ритмика. Музыкальные движения / С.Д. Руднева, Э.М Фиш - М.: Просвещение, 1972. - 334 с.
41. Самолдина К. А. Роль моторики в музыкальном развитии ивоспитании младших школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук / К.А. Самолдина - М.: 1974. - 18 с.
42. Сергеева Г.Н. Программа повышения квалификации учителей- специалистов по предмету «Музыка» (с методическими материалами) / Г.Н. Сергеева. -М.: 1995. - 157 с.
43. Смирнова Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2012.-366 с.
44. Суянгулова Л.А. Совершенствование координационных способностей рук у детей младшего школьного возраста: Автореферат дне. канд. пед. наук / Л.А. Суянгулова. - Омск, 1996. - 22 с.
45. Тарасова К.В. Музыкальный руководитель. - 2009. -№ 1. - 3-7 с.
46. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды / Б. М. Теплов. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 2009. - 640 с.
47. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов // Психология музыки и музыкальных способностей: хрестоматия. - М.: ACT; Ми.: Харвест, 2005. - 720 с.
48. Терентьева Н.А. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1 - 4 классы / Н.А. Терентьева - М.: Просвещение - 1994.
49. Фарфель В.С. Развитие движений у детей школьного возраста/ В.С. Фарфель - М: Издательство АПН РСФСР, 1959. - 67с.
50. Федорович Е.Н. Основы музыкальной психологии / Е.Н. Федорович, Е.В Тихонова. - М.: Директ-медиа, 2014. — 279 с.
51. Фомина А.Б. Теория и практика деятельности учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени: автореф. дис. д-ра пед. наук / А.Б. Фомина. - М.: 2000. - 112 с.
52. Холопова В.Н. Музыкальный ритм / В.Н. Холопова. - М.: Музыка, 1980.-71 с.
53. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учеб, пособие / Ю. А. Цагарелли. - СПб.: Композитор, 2008. - 368 с.
54. Цыпин Е.М. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Е.М. Цыпин. - М., 2003. - 145 с.
55. Чхаидзе Л.В. Об управлении движениями человека/ Л.В.Чхаидзе. - М.: Физкультура и спорт, 1970. -136 с.
56. Чикишева О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О.В. Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. — Пермь: Меркурий, 2012. — 90-92 с. —URL https://moluch.ru/conf/ped/arcliive/58/2267/ (дата обращения: 17.12.2018).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ