Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования формирования культуры поведения у младших школьников
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «культура
поведения» 8
1.2. Особенности формирования культуры поведения младших
школьников 14
1.3. Формы и методы формирования культуры поведения у младших
школьников 20
Выводы по I главе 28
Глава II. Педагогическое обеспечение процесса формирования культуры поведения у младших школьников
2.1. Исследование уровня формирования культуры поведения у младших
школьников 30
2.2. Реализация программы формирования культуры поведения у
младших школьников (формирующий этап эксперимента) 39
2.3. Анализ и обобщение результатов контрольного этапа
эксперимента 43
Выводы по II главе 52
Заключение 53
Список литературы
Актуальность исследования. Формирование культуры поведения подрастающего поколения является одной из главных проблем на современном этапе. Низкий культурно-нравственный уровень общества в целом ведет к необходимости создания новых подходов и путей формирования культуры поведения личности, особенно в контексте общечеловеческих ценностей и норм поведения. Известно, что фундамент культуры поведения закладывается в младшем школьном возрасте, что определяет дальнейшее благополучное развитие личности и общества в целом. Таким образом, в современных условиях среди важных задач воспитания учащихся младшего школьного возраста в соответствии с возрастными особенностями на первый план выдвинуто формирование культуры поведения.
Школа играет огромную и важную роль в формировании культуры поведения у младшего школьника. Некоторые ошибки воспитания и обучения существенно могут повлиять на уровень культуры ребенка. Следовательно, родителям и учителям необходимо проводить систематическую работу по формированию культуры поведения у младших школьников [18, с. 16].
Целенаправленная работа по формированию культуры поведения учителя должны начать с приходом детей в школу, так как именно в младшем школьном возрасте закладываются основы культурности: вежливость, точность, опрятность. Ребенок учится вести себя культурно в школе, дома, в общественных местах, у него прививаются хорошие манеры.
Если ребенку не начнут прививать основы культурного поведения и хороших манер в детстве, то позднее придется проводить более трудную работу и восполнять пробелы, перевоспитывать школьников, устранять отрицательные привычки. Младших школьников, у которых отсутствуют элементарные культурные привычки, трудно научить более тонким проявлениям культуры поведения. Такт, непринужденность, деликатность, изящество и так далее - очень сложные и требующие огромной работы умения [18, с. 284].
Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями. Внешнюю культуру человека во многом определяет внутренняя культура и наоборот внутренняя определяет внешнюю - заставляет человека быть собранным, держать себя в руках, уместно проявлять свои чувства, быть выдержанным и спокойным. Грубость, невнимательность, хамство являются основами, формирующими отрицательные качества личности. Поэтому детей нужно с раннего возраста научить культурному поведению, культурным привычкам. В детстве ребенок часто может проявлять плохое поведение, кричать на родителей, обманывать, невежливо обращаться к другим и так далее, все это лишь из-за незнания того, как правильно нужно поступать.
В дошкольном возрасте родители являются авторитетом для ребенка, и дети хотят стать как они. Многие дети, подражая своим родителям, усваивают правила хорошего тона и культуры поведения, поэтому прежде чем начать культурное воспитание с ребенка, воспитывать нужно себя [21, с. 125].
Богатый материал для решения проблемы воспитания культуры поведения дают работы П.П. Блонского [4], Е.В. Бондаревской [6], Н.П. Вайзман [7], Л.С. Выготского [9], A.B. Гордеевой [11], Ж. Демора [12], Ж. Итара [16], Д.С. Лихачева [19], С.А. Соловейчика [22], В.А. Сухомлинского [25], К.Д. Ушинского [35] и других.
В результате изучения проблемы исследования выявлены противоречия между: необходимостью повышением уровня культуры поведения учащихся образовательных учреждений и недостаточной эффективностью используемых форм, методов, средств формирования культуры поведения.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования культуры поведения младших школьников?
Постановка этого вопроса, актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность в педагогической науке, обусловили выбор темы нашего исследования: «Формирование культуры поведения у младших школьников».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование культуры поведения у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования культуры поведения у младших школьников.
Предмет исследования: содержание, формы и методы
формирования культуры поведения у младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс формирования культуры
поведения у младших школьников будет более успешным и эффективным, если:
- опираться на сущностно-содержательную характеристику понятия «культура поведения»;
- учитывать особенности формирования культуры поведения младших школьников;
- изучить формы и методы формирования культуры поведения у младших школьников;
- разработать и реализовать программу формирования культуры поведения у младших школьников «Будь культурным!», включающую разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятия: «культура поведения».
2. Определить особенности формирования культуры поведения младших школьников.
3. Раскрыть основные формы и методы формирования культуры поведения у младших школьников.
4. Разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы по формированию культуры поведения у младших школьников.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды П.П. Блонского [4], Е.В. Бондаревской [6], Н.П. Вайзман [7], Л.С. Выготского [9], A.B. Гордеевой [11], Ж. Демора [12], Ж. Итара [16], Д.С. Лихачева [19], С.А. Соловейчика [22], В.А. Сухомлинского [25], К.Д. Ушинского [35] и др.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
1. теоретические: изучение и анализ педагогической,
психологической литературы по проблеме исследования, классификация, систематизация, обобщение;
2. эмпирические: тренинги, упражнения, игры, классный час, тесты, беседы и так далее.
3. методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Опытно-экспериментальной базой стало: Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №14» Авиастроительного района г. Казани.
В эксперименте приняли участие: младшие школьники.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического воздействия с целью нравственного воспитания младших школьников.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы формирования культуры поведения у младших школьников, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Будь культурным».
Практическая значимость проведенного исследования
заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы в работе педагогами, социальными педагогами, психологами и классными руководителями по организации формирования культуры поведения у младших школьников.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования культуры поведения у младших школьников позволяет нам сделать следующие выводы:
1. В своей работе, мы придерживаемся трактовки В.П. Петрова: «культура поведения» - это поступки и действия людей, которые основаны на нравственности, эстетике и соблюдении правил, установленных в обществе. Истинная культура поведения - единство внешней и внутренней культуры человека, то есть человек и действует, и мыслит одинаково, у человека должны быть не только красивые поступки, но и внутренний мир
2. Культура поведения - это сумма нескольких компонентов: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки.
3. С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом изменяется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста.
4. Контрольный эксперимент показал, что в группе испытуемых на констатирующем этапе диагностики уровня воспитанности младших школьников высокий уровень нравственной воспитанности повысился на 19,2% (изменение на 11,5%), 57,7% детей (изменение на 19,5%) имеют средний уровень нравственной воспитанности, а низкий уровень снизился на 26,9% и составляет теперь 23,1%. Невоспитанных детей в классе отсутствует.
5. На контрольном этапе в группе испытуемых преобладающими являются средний 61,5% (повысился на 7,7%), низкий уровень развития культурных идеалов и эстетических интересов испытуемых понизился с 38,5% до 23,1% (изменение на 15,4%). Высокий уровень развития составляет 15,4%, повысился на 7,7% после эксперимента.
6. На контрольном этапе исследования мы выявили, в группе испытуемых у 23,1% испытуемых обосновывает свой выбор культурными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к культурным нормам активное и устойчивое, у 46,1% (изменение на 3,8%) детей культурные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к культурным нормам еще недостаточно устойчивое. Низкий уровень развития культурных норм снизился с 50% на 30,8%
7. В результате применения t-критерия Стьюдента мы выяснили, что существуют достоверные различия между средними значениями всех использованных методик.
8. Самыми эффективными формами и методами развития культуры поведения у школьников являются: показ, игра, этические беседы, создание проблемной ситуации, инсценировка и упражнения. Процесс формирования навыков культурны поведения должен осуществляется в единстве учителей и родителей .
9. По G критерию знаков мы установили, что сдвиг является не случайным, т.е. изменения в показателях группы произошли вследствие проведенного формирующего эксперимента.
Таким образом, полученные результаты дают нам основания считать, что выдвигаемая нами гипотеза подтвердилась: формирования культуры поведения у младших школьников будет эффективно осуществляться в случае использования развивающей программы, предполагающей использование разнообразных игр, упражнений, этических бесед, примера.
Наша гипотеза подтвердилась.
1. Абдулкаримов Г.Г. Культурное образование детей / Г.Г. Абдулкаримов // Образование в современной школе. - 2016. - № 4. - С. 5869.
2. Асмолов А.В. Историческая культура и педагогика толерантности / А.В. Асмолов // Мемориал. - 2015. - №24. - С. 61-63.
3. Ахияров К.Ш. Педагогическое творчество В.А. Сухомлинского и современная школа / К.Ш. Ахияров. - М.: ИСП РАО, 2014. - 79 с.
4. Байбородова Л.В. Воспитание культурности в процесс организации деятельности и общения школьников / Л.В. Байборода // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 1. - С. 58-61.
5. Байбородова Л.В. Как воспитать толерантность в детях? / Л.В. Байборода // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 4. - С. 23
34.
6. Выготский Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготскиий. - М.: Педагогика, 1889. - 432 с.
7. Григорович Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович. - М.: Педагогика, 2015. - 479 с.
8. Ибрагимова О. Исследование общечеловеческих ценностей у современных детей / О. Ибрагимов. - М.: Просвещение, 2016. - 163 с.
9. Кадол Ф.В. Воспитание чести и достоинства младших школьников / Ф.В. Кадол. - Мн.: Нар. света, 2008. - 208 с.
10. Кадол Ф.В. Нравственное развитие / Ф.В. Кадол // Открытая школа. - 2000. - № 1. - С. 26 - 30.
11. Каиров И.А. Азбука нравственного воспитания /И.А. Каиров. - М.: Педагогика, 2016. - 201 с.
12. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников / А.А. Калюжный. - М.: Педагогика, 2008. - 205с.
13. Ключник П.И. Формирование толерантности у младших школьников в подвижной игровой деятельности / П.И. Ключник // Теория и практика физической культуры. - 2015. - №5. - С. 65-67.
14. Ковалёв Е.В. Уроки толерантности в многонациональной школе / Е.В. Ковалёв // Директор школы. - 2015. - №1. - С. 76-78.
15. Колдунова Я.И. Нравственное воспитание личности школьника / Я.И. Колдунова. - М.: Калуга, 2017. - 197с.
16. Коновалова М.П. Основные идее и принципы толерантности при формировании личности ребёнка / М.П. Коновалова // Отечественный журнал социальной работы. - 2016. - №4. - С. 56-59.
17. Коновалова М.П. Эстетика. Гигиена. Нравственность. / М.П. Коновалова // Отечественный журнал социальной работы. - 2014. - №7. -
С. 26-34.
18. Коновалова Л.Н., Корсаков М.И., Якимец В.Н. Управление социальными программами / под ред. М.И. Корсакова. - М.: Эксмо, 2016. - 326 с.
19. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников /А.И. Кочетов. - М.: Просвещение, 2018. - 175 с.
20. Кузнецова Л.В. Методика, диагностики сформированности нравственно - волевых качеств детей / Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2010. - 241 с.
21. Лебедева Н.М. Психологические исследования этнической толерантности / под ред. Н.М. Лебедева, В. Ю. Хотынец. - Екатеринбург,
2015. - 345 с.
22. Маклаков А.Г. Общая психология /А.Г. Маклаков. - М.: СПб,
2014. - 318 с.
23. Марьенко И.С. Нравственное становление личности / И.С. Марьенко. - М.: Педагогика, 2015. - 219 с.
24. Моисеенко И.В. Планирование работы классного руководителя по культурному воспитанию в 3 - 5 классах / И.В. Моисеенко // Классный руководитель. - 2004. - № 7. - С. 38 - 45.
25. Мудрик А. В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - М.: Владос, 1999. - 313 с.
26. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов - М.: Просвещение, 2009. -
691 с.
27. Пармёнов А.А. Некоторые аспекты культурного воспитания школьников / А.А. Пармёнов // Образование на пороге нового столетия: традиции и современность. - 2015. - № 5. - С. 54-62
28. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2-х кн.: учебник для студ. пед. вузов. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. - М.: Владос, 1999. - 576 с.
29. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетенции / Т.В. Поштарева // Педагогика. - 2015. - № 3. - С. 76-85.
30. Рахимов А.З. Роль культурного воспитания в формировании личности / А.З. Рахимов. - М.: Просвещение, 2008. - 169 с.
31. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков. - М.: Владос, 2010. - 309 с.
32. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1996. - 350 с.
33. Рюрик С.Т. Формирование толерантности у младших школьников / С.Т. Рюрик // Сибирский педагогический журнал. - 2018. - № 6. - С. 91-99.
34. Савченко Е.А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям // Вопросы психологии. - 2015. - №3. - С. 22
31.
35. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. - М.: Просвещение, 2012. - 405 с.
36. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова. - М.: Смысл, 2018. - 124 с.
37. Струминский В.Я. О педагогическом наследстве К.Д. Ушинского / В.Я. Струминский - М.: Сфера, 2014. - 121 с.
38. Струминский В.Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушинского / В.Я. Струминский. - М.: Педагогика, 2015. - 461 с.
39. Столин Р.Т. Культурное развитие младших школьников / Р.Т. Столин // Педагогика. - 2016. - № 3. - С. 99-117.
40. Столин Р.Т. Аспекты культурного воспитания школьников / Р.Т. Столин // Вопросы психологии. - 2014. - № 3. - С. 237-243.
41. Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.: Политиздат, 1975. - 272 с.
42. Урумбасарова Э.А. Проблема культурного воспитания в исторических трудах педагогической науки / Э.А. Урумбасарова. - М.: Алмата, 2015. - 364 с.
43. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман. - М.: Просвещение, 2001. - 173 с.
44. Юдина О.И. Культурное воспитание и эмоциональная сфера личности / О.И. Юдина // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - №
6. - С. 28-44.
45. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2017. - 520 с.
46. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Владос, -
2012. - 386с.
47. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания / М.И. Шилова. - М.: Сфера, 2016. - 329 с.
48. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. - М.: Просвещение, 2001. - 257 с.
49. Юдина С.С. Формирование межэтнической толерантности в поликультурном пространстве / С.С. Юдина // Просвещение. - 2016. - № 4. - С. 237-243.
50. Яновская М.Г. Культурное воспитание и эмоциональная сфера личности / М.Г. Яновская - М.: Сфера, 2013. - 413 с.