Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРИГИНАЛ-МАКЕТ ИЛЛЮСТРИРОВАННОГО КНИЖНОГО ИЗДАНИЯ ИЗБРАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.С

Работа №36757

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дизайн

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
716
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретические аспекты проектирования детской книги 8
1.1 История развития художественного оформления детской книги 8
1.2 Особенности и основные требования к оформлению изданий для детей 19
Выводы по I главе 30
Глава II. Этапы разработки детского издания 32
2.1 Детская книжная иллюстрация 32
2.2 Организация и этапы проектирования оригинал-макета сборника
избранных произведений А. С. Пушкина 44
Выводы по II главе 52
Заключение 54
Список литературы 58
Приложение 62



Александр Сергеевич Пушкин - писатель и поэт мирового значения, родоначальник реалистического направления русской литературы и создатель национального литературного языка. Влияние Пушкина широко распространилось на всю отечественную культуру. Творчество писателя изучается во многих странах мира людьми разных эпох, классовых групп и направлений.
Воплощением эстетических тенденций, художественно - конструктивных принципов, характерных тому или иному времени в виде материального объекта на каждом этапе своего развития является книга. Значимость художественной книги в нравственно-познавательные и эстетические воспитания подрастающего поколения определяет актуальность данной работы. Поэзия и проза А.С. Пушкина является неотъемлемой частью круга детского чтения, которая включена в школьную образовательную программу и сопутствуют юному читателю на каждом этапе его взросления. Оказывая значительное влияние на формирование личности, произведения русского классика открывают многомерный мир мыслительных процессов, чувств, душевных состояний, приобщают его к общечеловеческой системе культурных ценностей и богатству родного языка. Книга, как символ культуры, как хранилище знаний, духовных ценностей, как объект творчества обширно воздействует на чувства и разум читателя своим содержанием, а также, материально -образной структурой. В книгоиздании главным фактором воспитательно-образовательного, эмоционального и эстетического влияния выступает художественное оформление.
Все больше внимания со стороны современного потребителя направлено на художественную организацию и эстетическое воздействие наряду с утилитарным, функциональным назначением книги. Дизайн — это художественно-техническое проектирование внутренних и внешних элементов книги. Эффективность организации пространства книги определяет качество ее взаимодействия с читателем и зависит от уровня профессиональной подготовки дизайнера в книгоиздательской деятельности, его работы над композицией книги с учетом коммуникативной среды. От художественно-технического оформления зависят потребительские качества, конкурентоспособность книги на развивающемся рынке.
Обязательным элементом структуры детской книги является иллюстрация, синтезирующая текстовую и зрительно -образную информацию. Ее рассматривают как особый визуальный способ познания, входящий в систему культуры и познания мира ребенка. Задача художника- иллюстратора состоит в увеличении границ знаний получаемых из книги, выполнению коммуникативной, познавательной, обучающей, эстетической функций. Для наиболее эффективного их достижения в современной иллюстрации при выразительных концептуальных книг применяются самые разнообразные техники оформления. Однако только профессиональная деятельность оформителя, учитывающая возможности иллюстраций, их роль во взаимодействии с читателем, создание художественно-образного языка в тесной связи с задумкой автора, сможет создать устойчивую оболочку издания.
При проектировании книги необходимо детально изучить принципы организации и формирование художественной идеи графическими в единстве с содержанием литературного текста. Важно решить данный вопрос с помощью глубокого анализа авторской концепции и способы его интерпретации иллюстратором в художественные образы. Первостепенным элементом выступает литературный текст, который является основой композиции, сюжетов, действий. Также необходимо сформировать теоретическую и практическую базу проектирования книги как системы, с целью создания целостного пространства книги, грамотно организуя литературного -художественную форму.
В становлении и развитии иллюстрированной книги в России сыграли важную роль работы над сочинениями Пушкина И. Билибина, В. Васнецова, М. Васенцова, М. Врубеля, К. Коровина, Е. Лансере, И. Левитана, С. Малютина, И. Репина, В. Сурикова. Книжные издания, посвящённые произведениям Пушкина нередко становились объектом искусства, в которых профессиональные художники-оформители стремились познакомить современников с работами великого писателя.
Методологией исследования следует считать теоретический анализ ряда литературных источников, отражающих и раскрывающих принципы конструирования разных типов изданий, авторами которых являются Болховитинова СМ, Карайченцева С.А., Антонова С.Г. Также работы таких исследователей, как: В.А. Фаворский, Б.Е. Дехтерев, Я. Чихольд, А.Д. Чегодаев, Л.И., Гессен, Ю. А., Сорокин, Л.И Владимиров, А.А. Беловицкая, Ю.Я.Герчук.
Проблема исследования определяется тем, что на сегодняшний день в нашем обыденном сознании книга и все, что с ней связано, отступили на второй план, предоставляя место электронным средствам массовой информации и сети Интернет. Ускоряющийся темп жизни, динамика развития, образования, растущие потребности рынка труда, необходимость владения компьютерными знаниями ведет к тенденции поверхностного и преимущественно прагматического чтения. Механизмы получения информации через современные скоростные технологии приводят к снижению качества чтения, утрате культуры взаимодействия с книгой. В частности, приобщение к классическим произведениям, литературному наследию современными людьми чаще воспринимается как бессмысленное времяпровождение, которое не пригодиться в учебе и карьере. В результате популярность чтения образцов литературного искусства как досуговой деятельности в обществе сокращается, несмотря на высокую оценку роли чтения в развитии личности. Следует отметить, что наряду с уменьшением числа читателей бумажных носителей, отвыканию потребителя от печатных книг меняется форма подачи текста, форматов чтения в следствии трансформации каналов восприятия информации. Тем самым возникает проблема художественного оформления книги в рамках сложившихся социально-исторической ситуации. Отсутствие устойчивого читательского спроса на книги, угроза снижения объемов книгоиздания, слабая мотивация аудитории к приобретению книги является также следствием непрофессиональным подходом к дизайну в книгоиздании, превалирования некачественной продукции на российском книжном рынке.
Гипотеза исследования основывается на предположении, что разработка дизайна детского книжного издания, отвечающего задачам современного рынка, требованиям книжного проектирования, будет способствовать созданию новых предметных форм книги, способов воспроизведения и хранения информации, отвечающих требованиям детских изданий, запросу современного читателя, стимулирование их интереса к художественной литературе.
Цель исследования - сформировать теоретическую основу проектирования детской художественной иллюстрированной книги, раскрыть методику работы оформления детской книги, разработать оригинал-макет иллюстрированного книжного издания по произведениям
А.С. Пушкина.
Задачи исследования:
• рассмотреть основы книжного оформления;
• изучить развитие детских художественных изданий, в целом, и иллюстраций к произведениям А.С. Пушкина, в частности;
• анализ графических и технических характеристик оформления изданий
• определить типологические особенности и требования к детскому книжному изданию;
• изучить специфику детской книжной иллюстрации;
• разработать концепцию и описать основные этапы проектирования оригинал-макета иллюстрированного сборника избранных произведений А.С. Пушкина.
Объект исследования - дизайн художественного издания
Предмет исследования - детский иллюстрированный сборника избранных произведений А. С. Пушкина
Методы исследования:
Теоретические методы - анализ, абстрагирование, обобщение, синтез, сравнение.
Эмпирические методы - материальное моделирование оригиналмакета, проектирование.
Практическая значимость работы заключается в разработке оригинал-макета книги по произведениям А.С. Пушкина, рассчитанный на возможность реализации проекта заказчиком и дальнейшего тиражирования.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав с обобщающими выводами, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе проводится теоретическое исследование специфики детских книжных изданий, задача которого рассмотреть исторические тенденции развития книги для детей, изучить структуру книжного оформления, графические и технические характеристики, анализируются нормы и требования к книжному изданию. Во второй главе подробное рассмотрение иллюстрации как вид графики, на основе знания методических основ создания иллюстрации, приемов и форм дизайн-проектирования книги, разрабатывается художественная концепция книги. Формируются этапы оформления макета книги в соответствии с оптимальным вариантом реализации поставленных задач.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускной квалификационной работе с помощью системного подхода были рассмотрены характеристики и специфика книжного издания для детей, одновременно рассматриваемого как произведение искусства, четко организованная структуры и инструмент образовательно - воспитательного процесса. На основе ряда источников, различных современных публикаций, представляющих теоретическую базу для исследований, формулирующие основные термины, определения и методы книжного оформления, был создан обобщающий вспомогательный материал, на основе которого решаются поставленные задачи.
С целью проведения историко -сравнительного анализа эволюции детской художественной книги были рассмотрены особенности развития отечественных книг с этапа их появления с середины девятнадцатого века до начала двадцатого века включительно.
В первой главе изучены основные понятия детского книжного издания, включающее информацию об объекте, предмете издательского дела. Сформулированы и подробно пояснены коммуникативные, управленческие, познавательные, обучающие, эстетические функции детского издания. Представлена основная классификация детских книг, раскрывающая многообразие материальных конструкций, структур книг, а также их целевое назначение, требующие знание особенностей и специфик оформления каждого вида. Исторический аспект появления детской книги, как отдельного самостоятельного жанра, дает представление о книге, как целостной системе, являющейся не только инструментом в воспитании и развитии юного читателя, но и областью искусства. Важной частью теоретического материала служит понятия о шрифте, композиции, иллюстрации. В связи с особенностями детского развития главенствующую позицию в композиции книги занимает иллюстрация, реализующая функции издания. Иллюстрация в книге выполняет познавательную, воспитательную, эстетическую, дополняющую функции. необходимые для формирования книжного издания от обработки авторского оригинала до создания качественно выполненного материального объекта, содержащий в себе систему взаимосвязанных элементов, отвечающий разнообразным функциям. Изобразительные средства в соответствии с целевой направленностью и задачами искусства книги для детей, в совокупности появлялись в связи с исследованием психологии детского чтения, эстетического восприятия и основных свойств психологии детского возраста. Ориентация на определенные возрастные группы стало характерной особенностью областью книгоиздания для детей, в частности художественного оформления детской книги, ее конструкцию и качества.
Было дано более подробное изучение требований к издателю, принятых государственной системой стандартов. Содержание стандарта учитывает конструктивные требования, художественное оформление, а также обязательной частью является соблюдение строгих требований в области гигиены. Уровень профессиональной подготовки дизайнера, осуществляющего формирование будущего издания и представление его на современном рынке продукций, определяется соблюдением рассмотренных нами требований к художественному оформлению и техническому исполнению.
Главное положение в разработке детской книги занимает иллюстрирование. Обозначена роль иллюстраций в процессе ее воздействия на юного читателя в единстве с воспитательно -познавательными, нравственными и эстетическими функциями.
В результате созданной работы по изучению разработки детской книги, в соответствие с современными тенденциями, нами было выявлено, что детская книга является комплекс изданий разных видов, тематик и конструктивных и художественно-полиграфический особенностей и условий исполнения, развитие и становление которой определяет оформительские аспекты, связь между текстом и иллюстрацией, их синтез, читательская направленность, влияющие на процесс чтения и понимание произведения.
Создавая оригинал-макет книжного иллюстрированного издания избранных произведений Пушкина, предназначенной для детей среднего, и старшего школьного возраста для самостоятельного изучения и в рамках образовательной школьной программы, мы ставили перед собой решение таких задач, как - создание книги с разработкой авторский иллюстраций, в новом образе интерпретирующие классические произведения. Основной целью создания оригинал-макета книжного иллюстрированного издания стихотворений и сказок А.С. Пушкина является приобщение к культурному наследию литературы по средствам системного подхода к проектированию книжного издания.
Над разработкой оригинал-макета сборника произведений А.С. Пушкина актуальным для дизайнера, художника книг стал поиск каналов и источников, способных осуществить влияние на психическое развитие детей в целом, в том числе и их способностей (речевых, познавательных, творческих и т.д.), отвечающие за успешное усвоение информации. Одним из таких инструментов организации визуальной коммуникации, комбинации вербальной и невербальной информации является коллаж, использующий также техники графического рисунка цветными карандашами и компьютерный монтаж.
При создании иллюстраций книжного сборника были учтены следующие основные аспекты как оригинальность образного, композиционного и технического исполнения, выразительность авторского художественного языка иллюстраций, соответствие изобразительных средств особенностям восприятия читателей конкретных возрастных групп, активно взаимодействующих, экспрессивных иллюстраций, цельность цвето - тонального рисунка, соподчинение и соответствие художественной концепции писателя и композиционной структуре книги в целом.
Вывод: цель исследования - разработать дизайн-проект оформления сборника избранных произведений А.С. Пушкина достигнута.


1. Аладьев, А. Мысль и рисунок [Текст]/ В. Аладьев// Детская библиоте-ка.
- Н. Новгород, 1999. - № 4. - С. 63-73.
2. Анохин A.M. Издательское дело : методические материалы/ А.М. Анохин.
— М.: Медсервис, 2001. 14 с
3. Антонова С. Г. и др. Редакторская подготовка изданий. М.: Логос, 2004. 496 с.
4. Беловицкая, A.A. Общее книговедение [Текст]:учеб. пособие для студ. вузов/ A.A. Беловицкая. - М., 1987. - 368с.
5. Бенуа А. Задачи графики // Искусство и печатное дело. 1910. № 2-3. С. 45.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464с.
7. Болховитинова СМ. и др. Композиция изданий: Особенности
проектирования различных типов изданий: Учебное пособие / Под ред. С. М. Болховитиновой. - М.: Изд-во МГУП, 2000. 166 с.
8. Бычков М. Об искусстве книги // Новая детская художественная литература в издании, рекламе, критике и чтении. СПб., 2006. Вып. 3.
9. Васильев В.И. История книжной культуры: Теоретико-методологические аспекты / В.И.Васильев. М.: Наука, 2004. 107 с.
10. Векслер, О.Г. Роль иллюстрации в руководстве чтением [Текст]/ О.Г. Векслер. - Л., 1974. - 75с.
11. Вильборг, Г.П. Азбука книжного дизайна[Текст]/ Г.П. Вильборг; пер. с нем. - СПб: СПб ГКУ, 2003. - 110с.
12. Волкова В. В., Газанджиев С. Г., Галкин С. И., Ситникова Е. В., Тарбеев А. В. Дизайн периодических изданий: учебное пособие. М.: Ф-т журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2014. 152 с.
13. Волшебные картинки: [о комиксах - издатели, художники, психологи и др.] [Текст]//Книжное обозрение. - 2002. - 29 апреля. - С. 8-9.
14. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 96с.
15. Ганкина, Э.З. Ребенок, среда, художник [Текст]/Э.З. Ганкина// Детская литература. - 1976. - № 4. - С. 24.
16. Ганкина Э. З. Русские художники детской книги. М.: Советский художник, 1963. 280 с.
17. Герчук, Ю.Я. Как же рисовать для детей? [Текст]ЯО.Я. Герчук// Детская литература. - 1971. - № 11. - С. 77-79.
18. Герчук, Ю. Художественная интерпретация текста: сборник статей / Ю.А. Герчук // Искусство книги 1970-1971. Выпуск 9. / под редакцией З.А. Антипиной. - М.: Книга, 1979. - С. 27-41.
19. Гольц, Н. Главное - найти свой язык [Текст]/ Н. Гольц// Юный худож-ник. - 2006.-№ 2. - С. 16-19.
20. Гончаров, А.Д. Проблемы оформления современной книги [Текст]/ Д. Гончаров// Книга: Исследования и материалы: - Сб. 12. - М.: Книга,
1966.-С. 113-121.
21. ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды [Текст]: термины и определения. Взамен ГОСТ 7.60-90; введ. 2004-07-01 - М: Изд-во стандартов, 2004. — 35с.
22. Дехтерев, Б.А. Иллюстрация - произведение художественное [Текст]/ Б.А. Дехтерев// Детская литература. - 1969. - № 4. - С. 28-34.
23. Добкин, С. Ф. Оформление книги [Текст]: редактору и автору / С. Ф. Добкин. - 2-е изд., перераб. И доп. - М. : Книга, 1985. - 208 с.
24. Карайченцева С.А. Книговедение: Литературно -художественная и
детская книга. Издания по филологии и искусству: учебник для вузов. - М.: МГУП, 2004. - 424 с..
25. Коростелина В.В. Актуальные тенденции в художественном оформлении серий детских книг // Вестник МГУП. 2013. №7.
26. Кудрявцева, Л.С. Художники детской книги: пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Л.С. Кудрявцева. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 208 с.
27. Кузнецов, Э.Д. Иллюстрация как часть книжной графики [Текст]/ Э.Д. Кузнецов// Книга: Исследования и материалы. - Сб.З. - М., 1960. - С. 181203.
28. Лазарев, М. Что нужно книге для подростка? [Текст]/М. Лазарев// Детская литература. - 1974. - № 10. - С. 70-71.
29. Лебедев, В.А. Изменение предметного облика книги в условиях компьютеризации книгоиздания [Текст]/В.А. Лебедев// Университетская
30. книга. - 1999. - № 5. - С. 35-41.
31. Лебедев, В. О рисунках для детей [Текст]/В. Лебедев// Детская литература. - 1969. - № 4. - С. 48-50.
32. Лобин А.М., Миронова М.В. Проектирование и анализ концепции книжного издания: учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 110 с.
33. Луппов С.П. Книга в России в первой четверти XVIII в. / С.П. Луппов. Л: Наука, 1973.372 с.
34. Ляхов, В.Н. Искусство книги: Иллюстрация, книга, графика [Текст]/ В.Н. Ляхов - М., 1978. - 282с.
35. Ляхов, В.Н. Очерки теории искусства книги [Текст]/В.Н. Ляхов. - М.: Книга, 1971.-254с.
36. Майсурадзе, Ю. Ф. Энциклопедия книжного дела [Текст] / Ю. Ф. Майсурадзе. - М. : Юрист, 1998. - 536 с.
37. Позднякова О.В. Оформительское решение современной детской книги // Ярославский пед. вестн. - 2014. - № 1, т. 1. Гуманитар. науки. - С. 227230
38. Сидоров, A.A. Искусство книги как синтез [Текст]/А.А. Сидоров// Книга: Исследования и материалы. - Сб. XXV. - М.: Книга, 1972. - С. 50-65.
39. Рывчин В. И., Леонардова Е. И., Овчинников А. И. Техническое редактирование книги. - М., 1977. 248 с
40. Ушанова, Т. Авторская книга - лучший вариант [Текст]/ Т. Ушанова// Библиотека в школе: Газ. «Первое сентября». - 2003. - № 6. - С. 14-18.
41. Фаворский, В.А. Рассказы художника - гравера [Текст]/В.А. Фавор-ский. - М.: Дет. лит, 1976. - 104с.
42. Форманек В. Автор. Художник. Издательство // Детская литература.
1973. № 5. С. 19-21.
43. Художники детской книги о себе и своем искусстве: сб. ст. / отв. ред. В. Глоцер. М.: Книга, 1987. 305 с
44. Юдин, Г. В XXI век с нетрадиционной книгой (заметки с Международного конкурса детской книги BIB, 99) [Текст]/Г. Юдин// Детская литература. - 2000. - № 2-3. - С. 73-76.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ