Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты нравственного воспитания детей младшего школьного возраста 8
1.1 Сущностно-содержательная характеристика нравственного
воспитания 8
1.2 Возрастные особенности нравственного воспитания детей младшего
школьного возраста 20
1.3 Формы и методы нравственного воспитания детей младшего школьного
возраста во внеклассной работе 29
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Педагогическое обеспечение процесса нравственного воспитания детей младшего школьного возраста во внеклассной работе 42
2.1 Этапы и методики опытно-экспериментальной работы 42
2.2 Результаты констатирующего этапа исследования 45
2.3 Педагогическое обеспечение процесса нравственного воспитания детей
младшего школьного возраста во внеклассной работе 50
2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы по педагогическому обеспечению процесса нравственного воспитания детей младшего школьного
возраста 55
Выводы по второй главе 63
Заключение 65
Список литературы 68
Приложения
Актуальность проблемы исследования. Вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе нравственного воспитания молодого поколения.
Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, отсутствие патриотического воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей; резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей, пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий при полной неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к формированию вредных привычек у детей [9].
В истории образования и педагогической мысли накоплен большой арсенал работ, посвященных проблеме воспитания нравственности (В.П. Вахтеров [11], К.Н. Вентцель [12], П.Ф. Каптерев [35], Я.А. Коменский [24],
А.С. Макаренко [31], И.Г. Песталоцци [37], Ж.-Ж. Руссо [25], В.А. Сухомлинский [44], Л.Н. Толстой [45], К.Д. Ушинский [48] и др.), которые представляют значительный интерес и в настоящее время.
Проблема нравственного воспитания личности рассматривается в работах Е.В. Бондаревской [8], О.С. Богдановой [4], Р.С. Буре [9], А.М. Виноградовой [13], О.С. Газмана [15], Э.П. Козлова [22], В.М. Коротова [26], Б.Т. Лихачева [29], А.М. Столяренко [43], И.Ф. Харламова [49; 50], Н.Е. Щурковой [51], М.Г. Яновской [52] и др.
Особую актуальность приобретает данная проблема с учетом того, что практика показывает: дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. А сделать это, в силу названных выше факторов, достаточно сложно.
Актуальность выбранной темы обусловливается и тем обстоятельством, что нравственное воспитание начинать необходимо в раннем дошкольном возрасте. Однако исследования ученых показывают, наука в современную эпоху продвинулась далеко вперед, а нравы и чувства все чаще находятся на низком уровне.
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по проблеме и проведенный анализ практики работы средних общеобразовательных школ позволили выявить противоречие между потребностью общества в нравственном воспитании детей в условиях целенаправленного педагогического воздействия и взаимодействия, с одной стороны, и недостаточным использованием в практике учебных заведений форм и методов работы, направленных на формирование этих качеств.
Все это позволило нам утвердиться в необходимости данного исследования.
Обозначенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы содержание, формы и методы нравственного
воспитания детей младшего школьного возраста?
Цель исследования: разработать и в опытно-экспериментальной работе доказать эффективность содержания, форм и методов нравственного воспитания детей младшего школьного возраста во внеклассной работе.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: содержание, формы и методы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста во внеклассной работе.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс нравственного воспитания детей младшего школьного возраста во внеклассной работе будет эффективным, если:
- опираться на содержательную характеристику ключевого понятия исследования «нравственность»;
- учитывать возрастные особенности нравственного воспитания детей младшего школьного возраста;
- на основе выявленных форм и методов нравственного воспитания детей младшего школьного возраста во внеклассной работе разработать и реализовать программу «Мир, открытый для тебя».
Исходя из цели исследования, выявим задачи исследования:
1. Рассмотреть сущностно-содержательную характеристику
нравственного воспитания.
2. Выявить возрастные особенности нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
3. Выявить формы и методы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста во внеклассной работе.
4. Разработать и экспериментальным путем проверить эффективность содержания, форм и методов нравственного воспитания во внеклассной работе.
Методологической и теоретической основой исследования являются важнейшие положения психологии и педагогики, труды зарубежных и отечественных ученых, касающиеся вопросов нравственного воспитания, формирования нравственной позиции личности, особенностей нравственного воспитания детей младшего школьного возраста (Е.В. Бондаревская [8], О.С. Богданова [4], Р.С. Буре [9], А.М. Виноградова [13], О.С. Газман [15], Э.П. Козлов [22], В.М. Коротов [26], Б.Т. Лихачев [29], А.М. Столяренко [43], И.Ф. Харламов [49; 50], Н.Е. Щуркова [51], М.Г. Яновская [52] и др.).
Нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, классификация;
- эмпирические: формирующий эксперимент, анкетирование,
тестирование;
- качественные и количественные методы обработки данных.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по проблеме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста во внеклассной работе.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Опытно-экспериментальную базу исследования составили воспитанники общеобразовательной школы МБОУ «Гимназия № 5» г. Буинска республики Татарстан, учащиеся 2 «А» (21 человек) и 2 «В» (22 человека) классов, в возрасте 8 - 9 лет, половое соотношение, социальное происхождение учащихся обоих классов примерно одинаковое.
Научная новизна: в исследовании разработана и доказана эффективность программы «Мир, открытый для тебя», направленной на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выполнен всесторонний анализ понятия «нравственное воспитание» и его составляющие, выявлены формы и методы нравственного воспитания младших школьников. В исследовании апробирована и доказана эффективность развивающей программы «Мир, открытый для тебя», предполагающей применение различных форм и методов нравственного воспитания подрастающего поколения во внеклассной работе. Собранные материалы могут использоваться педагогами начальных классов для формирования нравственной воспитанности учащихся, для диагностики этого показателя и выявления его уровня у детей.
Достоверность выводов исследования обеспечивается междисциплинарным анализом научной литературы, опорой на основные положения и научные выводы психологов и педагогов; использованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования.
При математической обработке эмпирических данных использовался G - критерий знаков, t - критерий Стьюдента.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Таким образом, теоретический анализ состояния проблемы
нравственного воспитания школьников позволяет сделать вывод о том, что
учеными наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые
можно взять на вооружение при повышении нравственного воспитания
школьников. Вопрос нравственного воспитания детей рассматривался в
психолого-педагогической литературе довольно широко (Е.В. Бондаревской,
О.С. Богдановой, Р.С. Буре, А.М. Виноградовой, О.С. Газмана, С.А.
Козловой, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, И.Ф. Харламова, Н.Е. Щурковой и
др.).
1. Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По
латыни нравы звучат как «moralis» – мораль. «Нравы» – это те эталоны и
нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих
повседневных поступках.
И.С. Марьенко обозначил нравственность – как неотъемлемую сторону
личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих
норм, правил, принципов поведения.
2. Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания
является понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального
ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и
взаимодействий.
Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных
принципов, норм и, одновременно, постоянное осознание и осмысление
своего нравственного положения в обществе, морального состояния,
ощущения, чувства. Мы придерживаемся следующего определения
нравственного воспитания – это целенаправленное и систематическое
воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью
формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям
общественной морали.66
3. Результатом нравственного воспитания является нравственная
воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и
качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О
нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного
чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести,
страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью
нравственного сознания: моральной образованностью, способностью
анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала,
давать им самостоятельную оценку.
Нравственное воспитание имеет свои специфические цели. Они
определяются господствующими общественными отношениями и духовными
ценностями. Цель воспитания – формирование нравственно устойчивой
цельной личности. Это определяет направление и организацию всего
процесса нравственного воспитания.
4. Работая над проблемами нравственной воспитанности младших
школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:
1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок
добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение.
2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью.
3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с
небольшим опытом.
4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и
практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона,
общения).
5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и
сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).
5. Нами было рассмотрено множество форм и методов нравственного
воспитания детей младшего школьного возраста, наиболее эффективные из
них игры, тренинги, этические беседы, методы воспитывающих ситуаций и
т.д.67
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ
«Гимназия №5 г. Буинска» республики Татарстан, в эксперименте
участвовали учащиеся 2 «А» (21 человек) – экспериментальная группа и 2
«В» (22 человека) – контрольная группа классов, в возрасте 8 – 9 лет, половое
соотношение, социальное происхождение учащихся обоих классов примерно
одинаковое.
Констатирующий эксперимент показал, что нравственная
воспитанность младших школьников находится на низком уровне, все ее
компоненты – эмоциональный, когнитивный, деятельностный также
находятся на низком уровне. Это говорит о том, что необходима
целенаправленная работа по нравственному воспитанию детей.
На основании анализа литературы, мы посчитали, что наиболее
эффективным для процесса нравственного воспитания школьников будет
применение различных форм и методов нравственного воспитания, такие как
игры, тренинговые упражнения, беседы, классные часы, обыгрывание
поведенческих этюдов, решение проблемных ситуаций, мозговая атака и др.,
которые мы использовали при проведении формирующего эксперимента.
Экспериментальная проверка эффективности форм и методов
нравственного воспитания детей способствуют формированию нравственных
качеств личности ребенка, формируются все компоненты – эмоциональный,
деятельностный, когнитивный. Целенаправленное введение в
воспитательный процесс школьных учреждений форм и методов
нравственного воспитания способствует не только нравственному
воспитанию детей, но и трудовому, физическому, умственному развитию
личности.
Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения:
Монография / М.Н. Аплетаев. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. – 218 с.
2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. –
М.: Просвещение, 2014. – 321 с.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций / Ю.К. Бабанский. – М.:
Просвещение, 2015. – 348 с.
4. Богданова О.С. Этические беседы с подростками / О.С.Богданова. – М.:
Сима, 2000. – 325 с.
5. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И.
Божович. – М.: Просвещение, 2014. – 189 с.
6. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя / Н.И.
Болдырев. – М.: Гардарики, 2015. – 327 с.
7. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев.
– М.: Сфера, 2015. – 210 с.
8. Бондаревская Е.В. Методологические проблемы становления
педагогического образования университетского типа / Е.В.
Бондаревская. – М.: Педагогика, 2010. – 354 с.
9. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников
http://cs3.a5.ru/media/39/3c/96/393c9630f68da9254ce1786a64a582fa.pdf
10.Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной
деятельности / З.Н. Васильева. – М.: Знание, 2015. – 286 с.
11.Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения / Отв. ред. М.Н.
Скаткин; сост. Л.Н. Литвин, Н.Т. Бритаева. – М.: Педагогика, 1987. –
400 с.
12.Вентцель К.Н. / Сост. и авт. предисл. Г.Б. Корнетов,
М.В. Богуславский. – М.: Изд.дом Шалвы Амонашвили, 1999. – 214 с.
13.Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших
дошкольников https://sheba.spb.ru/shkola/vospit-nrav-1989.htm69
14.Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод.
рекомендации. – Омск: ОГПИ, 1991. – 243 с.
15.Газман О.С. Потери и приобретения в воспитании после 10 лет
перестройки / О.С. Газман // Воспитание и педагогическая поддержка
детей в образовании. – М., 1996. – С. 4-25
16.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль.
– М: Просвещение, 1979. – 437 с.
17.Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. – М.:
Варгус, 2015. – 267 с.
18.Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика» / Е. Ермакова //
Народное образование. – 1998. – № 9-10. – С. 7-15
19.Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе
воспитания / И.А. Каирова. – М.: Сфера, 2015. – 198 с.
20.Классному руководителю / Под ред. М.И.Рожкова. – М.: Владос, 2001.
– 432 с.
21.Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику / Н.Е.
Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин. – М.: Гардарики, 2016. – 386 с.
22.Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников / Э.П.
Козлов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 267 с.
23.Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников /
Э.П.Козлов. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1993. – 267 с.
24.Коменский Я.А. Великая дидактика. Избр. пед. соч. / Я.А. Коменский.
– М.: Учпедгиз, 1955. – С. 164 – 446
25.Концепция Ж.-Ж. Руссо https://studfiles.net/preview/5576656/page:2/
26.Коротов В.М. Теоретические основы воспитания / В.М. Коротов, С.А.
Пуйман. – Балашов: Изд-во БГПИ, 1993. – 70 c.
27.Краткий словарь по философии. – М: Просвещение, 1982. – 543 с.
28.Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах / Н.К.
Крупская. – Т.2. – М.: Просвещение, 1978. – 327 с.70
29.Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М.: Прометей,
2015. – 367 с.
30.Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов
пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т.Лихачев. – М.:
Прометей, 1998. – 367 с.
31.Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания / А.С.
Макаренко. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976. – 348 с.
32.Марьечко И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С.
Марьечко. – М.: Просвещение, 1985. – 274 с.
33.Матвеева Л.И Развитие младшего школьника как субъекта учебной
деятельности и нравственного поведения / Л.И. Матвеева. – СПб.:
Питер, 2016. – 329 с.
34.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И.
Ожегов, Н.Ю. Шведов. – М: Гардарики, 2014. – 453 с.
35.Педагогическая теория П.Ф. Каптерева
https://studopedia.ru/1_28926_pedagogicheskaya-teoriya-p-f-kaptereva.html
36.Педагогическая энциклопедия / Под. ред. И.А. Каиров. – М.: Сфера,
2016. – 345 с.
37.Педагогические взгляды И.Г. Песталоцци
https://studopedia.ru/9_113419_pedagogicheskie-vzglyadi-ioganna-genrihapestalotstsi.html
38.Подласый П.И. Педагогика / П.И. Подласый. – М.: Просвещение, 1996.
– 439 с.
39.Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании
личности / А.З. Рахимов // Классный руководитель. – 2001. – № 6. – С.
7-16
40.Регуш Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной
деятельности (дошкольник-юноша): Учеб. пособие к спецкурсу / Л.А.
Регуш. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983. – 327 с.71
41.Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного
процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /
М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Владос, 2000. – 427 с.
42.Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного
воспитания школьников / С.Л. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 2011.
– 459 с.
43.Столяренко A.M. Психология и педагогика / А.М.Столяренко. – М.:
Юнити-Дана, 2001. / 356 с.
44.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А.
Сухомлинский. – М: Просвещение, 1980. – 378 с.
45.Толстой Л.Н. О духовно-нравственном воспитании https://studbaza.ru/lntolstoy-o-duhovno-nravstvennom-vospitanii-doklad-pedagogika
46.Уледов А.К. Нравственное воспитание / А.К. Уледов. – М.: Мысль,
2014. – 320 с.
47.Урунбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в
исторических трудах педагогической науки / Э.А. Урунбасарова. –
Алматы: Казгосиздат, 1999. – 278 с.
48.Ушинский К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. – М.:
Просвещение, 1985. – 436 с.
49.Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для
клас. руководителей / И.Ф. Харламов. – М.: Просвещение, 1983. – 138
с.
50.Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций / И.Ф. Харламов. – М.:
Гардарики, 2014. – 438 с.
51.Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология /
Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 218 с.
52.Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн.
для учителя / М.Г. Янорвская. – М.: Просвещение, 1987. – 263 с