ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ О БЕЗОПАСНОСТИ КАК РЕГУЛЯТОРЕ ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЗНАЧИМЫХ СФЕР ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений младших школьников с расстройствами аутистического спектра о безопасности как регуляторе поведения в условиях значимых сфер жизнедеятельности 8
1.1. Формирование представлений о безопасности жизнедеятельности у
младших школьников с РАС как неотъемлемый элемент образовательного и воспитательного процесса 8
1.2. Особенности и регулирование поведения младших школьников с
расстройствами аутистического спектра (РАС) 16
1.3. Специфика рисков агрессивного и аутоагрессивного поведения у детей с РАС 26
1.4. Направления коррекции поведения младших школьников с
расстройствами аутистического спектра (РАС) 36
Вывод по I главе 45
Глава 2. Эмпирическое изучение представления младших школьников с расстройствами аутистического спектра о безопасности как регуляторе
поведения в условиях значимых сфер жизнедеятельности 46
2.1. Организация экспериментального изучения младших школьников с РАС 46
2.2 Анализ экспериментальных данных исследования по младшим
школьникам с РАС 48
2.3 Анализ экспериментальных данных исследования по младшим
школьникам с нормотипичным развитием 55
2.4. Сравнительный анализ исследования 57
Вывод по II главе 61
Глава 3. Содержание работы по формированию представлений младших школьников с расстройствами аутистического спектра о безопасности 62
3.1 Организация работы по формированию представлений о безопасности
младших школьников с РАС 62-64
3.2 Проект программы по формированию представлений о безопасности 64-68
Вывод по III главе 69
Заключение 70-71
Список использованной литературы 72-81
Приложения
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений младших школьников с расстройствами аутистического спектра о безопасности как регуляторе поведения в условиях значимых сфер жизнедеятельности 8
1.1. Формирование представлений о безопасности жизнедеятельности у
младших школьников с РАС как неотъемлемый элемент образовательного и воспитательного процесса 8
1.2. Особенности и регулирование поведения младших школьников с
расстройствами аутистического спектра (РАС) 16
1.3. Специфика рисков агрессивного и аутоагрессивного поведения у детей с РАС 26
1.4. Направления коррекции поведения младших школьников с
расстройствами аутистического спектра (РАС) 36
Вывод по I главе 45
Глава 2. Эмпирическое изучение представления младших школьников с расстройствами аутистического спектра о безопасности как регуляторе
поведения в условиях значимых сфер жизнедеятельности 46
2.1. Организация экспериментального изучения младших школьников с РАС 46
2.2 Анализ экспериментальных данных исследования по младшим
школьникам с РАС 48
2.3 Анализ экспериментальных данных исследования по младшим
школьникам с нормотипичным развитием 55
2.4. Сравнительный анализ исследования 57
Вывод по II главе 61
Глава 3. Содержание работы по формированию представлений младших школьников с расстройствами аутистического спектра о безопасности 62
3.1 Организация работы по формированию представлений о безопасности
младших школьников с РАС 62-64
3.2 Проект программы по формированию представлений о безопасности 64-68
Вывод по III главе 69
Заключение 70-71
Список использованной литературы 72-81
Приложения
Детство - это скоротечный момент человеческой жизни, но при всей ограниченности во времени оно направляет судьбу жизни человека. Педагоги и родители должны осознавать и понимать все разнообразие проявлений детства, которой наградила природа человека. К сожалению, это разнообразие в наше время выходит за пределы знакомых устоявшихся норм «нормального» развития и созревания личности ребенка. Каждый ребенок, независимо от своего психофизического развития, должен иметь возможности раскрыть себя, показать свои врожденные возможности и развить себя как личность.
Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение. В условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность.
Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Работа по воспитанию безопасного поведения детей должна носить системный характер. Это непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования.
Период адаптации и социализации происходит со всеми детьми с ОВЗ, однако у младших школьников с расстройствами аутистичекого спектра это наблюдается более острее. Младшие школьники с РАС (расстройство аутистического спектра), во-первых, приходят к пониманию важных концепций безопасности (например, что горячие предметы опасны) позже, чем большинство типично развивающихся детей, а во-вторых, они более импульсивны [12].
У младших школьников с РАС отсутствует свойственная взрослым защитная психологическая реакция на опасность. Организацию деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения нужно начинать с выявления уровня их знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков.
Согласно данным ВОЗ, распространенность расстройства аутистического спектра составляет более 1% от популяции, всего в мире насчитывается около 67 млн. детей с РАС. По данным большинства обзоров последних лет, заболеваемость составляет 1-2 случая на 1 тыс. для аутизма и около 6 на 1 тыс. для расстройств аутистического спектра.
Актуальность проблемы аутизма возникает сегодня особенно остро в пределах эмоционального и социального контакта с аутичными детьми. Недостаточное понимание проблемы данного нарушения не позволяет в полной мере понять важность коррекционной работы с детьми, понимание причин возникновения заболевания, роль родителей в воспитании младших школьников с РАС. Данная тема недостаточно разработана, так как многие родители и педагоги сталкиваясь с ребенком с расстройствами аутистического спектра не знают, как взаимодействовать с ним, не понимают его « аутичного мира». Проблемы, связанные с формированием у учащихся навыков безопасности жизнедеятельности, исследуются многими современными педагогами. В частности, заслуживают внимания труды Л. Калужской, Л. Гураш, А. Лозы, которые определили условия организации обучение детей личной безопасности и содержание работы по формированию активной позиции по собственной жизни и здоровье. Условия и средства сохранение собственной жизни, помощи другим в случае опасных ситуаций изучали Г. Навроцкая, Л. Яковенко. Проблема формирования у детей навыков здорового и безопасного образа жизни является предметом исследований Н.
Авдеевой, Н. Бибик, А. Ващенко, Г. Дудчак, С. Кондратюк, И. Калиниченко, Н. Коваль [1, 2; 3, 5].
Теоретический анализ данной проблемы позволяет определить цель исследования: изучить специфику представлений младших школьников с расстройством аутистического спектра о безопасности в условиях значимых сфер жизнедеятельности и провести их коррекцию.
Объект исследования: поведение младших школьников в условиях значимых сфер жизнедеятельности.
Предмет исследования: представления младших школьников с расстройствами аутистического спектра о безопасности как регуляторе поведения в условиях значимых сфер жизнедеятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что представления школьников с расстройством аутистического спектра о безопасном поведении определены неспособностью интерпретировать и выделять нормативное и ненормативное поведение, а формирование представлений о безопасном поведении у младших школьников с РАС, будет эффективно осуществляться средствами комплексной АВА — терапии в значимых сферах жизнедеятельности с направленностью на нормативное поведение.
Задачи исследования:
1. Выполнить теоретический обзор исследований об особенностях поведения младших школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС) в специальной литературе;
2. Изучить специфику представлений младших школьников с расстройством аутистического спектра о безопасности в условиях значимых сфер жизнедеятельности в сравнении с их нормотипичными сверстниками.
3. Разработать программу формирования представлений о безопасном поведении у младших школьников с РАС средствами АВА — терапии в значимых сферах жизнедеятельности.
4. Оценить эффективность проведенной работы и сформулировать выводы.
Методологическая база исследования:
Изучением вопросами исследования поведения у школьников с РАС занимались такие ученые, как О.Г Лодинова, Н.Г. Манелиса, А.В. Хаустова, Delano M., Mesibov G., Franchini M, Strulovitch J. и др.
Изучением методиками коррекции проблемного поведения у школьников с РАС занимались такие ученые, как Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, О.С. Никольская, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн, Gal E., Bauminger
N., Pianesi F., Stock O., Zancanaro M., Weiss P.L и др
Методы исследования: теоретический анализ литературы отечественных и зарубежных ученых по исследуемой теме, анамнестический сбор данных, наблюдение, методика ABBLS-R шкала -L «Социальное взаимодействие», методика «Восприятия нормативной ситуации», методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).
База исследования: Исследование проводилось на базе МБОУ «Русско-Татарская средняя общеобразовательная школа № 97» Приволжского района г. Казани, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» Вахитовского района г. Казани.
Практическая значимость данного исследования заключается в полученных результатах, которые помогают расширить и дополнить сведения о представлениях безопасности младших школьников с РАС, данные сведения могут стать полезными участникам образовательного процесса детей данной категории (педагогам, психологам, дефектологам), а также родителям, так как буду способствовать организации учебного процесса младших школьников с РАС.
Апробация работы: основные результаты диссертационного исследования были представлены на итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета.
Структура и объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, включающего 95 источников и приложений. Работа включает в себя 4 таблицами, 6 диаграммами. Общий объем работы составляет 97 страниц.
Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение. В условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность.
Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Работа по воспитанию безопасного поведения детей должна носить системный характер. Это непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования.
Период адаптации и социализации происходит со всеми детьми с ОВЗ, однако у младших школьников с расстройствами аутистичекого спектра это наблюдается более острее. Младшие школьники с РАС (расстройство аутистического спектра), во-первых, приходят к пониманию важных концепций безопасности (например, что горячие предметы опасны) позже, чем большинство типично развивающихся детей, а во-вторых, они более импульсивны [12].
У младших школьников с РАС отсутствует свойственная взрослым защитная психологическая реакция на опасность. Организацию деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения нужно начинать с выявления уровня их знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков.
Согласно данным ВОЗ, распространенность расстройства аутистического спектра составляет более 1% от популяции, всего в мире насчитывается около 67 млн. детей с РАС. По данным большинства обзоров последних лет, заболеваемость составляет 1-2 случая на 1 тыс. для аутизма и около 6 на 1 тыс. для расстройств аутистического спектра.
Актуальность проблемы аутизма возникает сегодня особенно остро в пределах эмоционального и социального контакта с аутичными детьми. Недостаточное понимание проблемы данного нарушения не позволяет в полной мере понять важность коррекционной работы с детьми, понимание причин возникновения заболевания, роль родителей в воспитании младших школьников с РАС. Данная тема недостаточно разработана, так как многие родители и педагоги сталкиваясь с ребенком с расстройствами аутистического спектра не знают, как взаимодействовать с ним, не понимают его « аутичного мира». Проблемы, связанные с формированием у учащихся навыков безопасности жизнедеятельности, исследуются многими современными педагогами. В частности, заслуживают внимания труды Л. Калужской, Л. Гураш, А. Лозы, которые определили условия организации обучение детей личной безопасности и содержание работы по формированию активной позиции по собственной жизни и здоровье. Условия и средства сохранение собственной жизни, помощи другим в случае опасных ситуаций изучали Г. Навроцкая, Л. Яковенко. Проблема формирования у детей навыков здорового и безопасного образа жизни является предметом исследований Н.
Авдеевой, Н. Бибик, А. Ващенко, Г. Дудчак, С. Кондратюк, И. Калиниченко, Н. Коваль [1, 2; 3, 5].
Теоретический анализ данной проблемы позволяет определить цель исследования: изучить специфику представлений младших школьников с расстройством аутистического спектра о безопасности в условиях значимых сфер жизнедеятельности и провести их коррекцию.
Объект исследования: поведение младших школьников в условиях значимых сфер жизнедеятельности.
Предмет исследования: представления младших школьников с расстройствами аутистического спектра о безопасности как регуляторе поведения в условиях значимых сфер жизнедеятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что представления школьников с расстройством аутистического спектра о безопасном поведении определены неспособностью интерпретировать и выделять нормативное и ненормативное поведение, а формирование представлений о безопасном поведении у младших школьников с РАС, будет эффективно осуществляться средствами комплексной АВА — терапии в значимых сферах жизнедеятельности с направленностью на нормативное поведение.
Задачи исследования:
1. Выполнить теоретический обзор исследований об особенностях поведения младших школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС) в специальной литературе;
2. Изучить специфику представлений младших школьников с расстройством аутистического спектра о безопасности в условиях значимых сфер жизнедеятельности в сравнении с их нормотипичными сверстниками.
3. Разработать программу формирования представлений о безопасном поведении у младших школьников с РАС средствами АВА — терапии в значимых сферах жизнедеятельности.
4. Оценить эффективность проведенной работы и сформулировать выводы.
Методологическая база исследования:
Изучением вопросами исследования поведения у школьников с РАС занимались такие ученые, как О.Г Лодинова, Н.Г. Манелиса, А.В. Хаустова, Delano M., Mesibov G., Franchini M, Strulovitch J. и др.
Изучением методиками коррекции проблемного поведения у школьников с РАС занимались такие ученые, как Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, О.С. Никольская, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн, Gal E., Bauminger
N., Pianesi F., Stock O., Zancanaro M., Weiss P.L и др
Методы исследования: теоретический анализ литературы отечественных и зарубежных ученых по исследуемой теме, анамнестический сбор данных, наблюдение, методика ABBLS-R шкала -L «Социальное взаимодействие», методика «Восприятия нормативной ситуации», методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).
База исследования: Исследование проводилось на базе МБОУ «Русско-Татарская средняя общеобразовательная школа № 97» Приволжского района г. Казани, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» Вахитовского района г. Казани.
Практическая значимость данного исследования заключается в полученных результатах, которые помогают расширить и дополнить сведения о представлениях безопасности младших школьников с РАС, данные сведения могут стать полезными участникам образовательного процесса детей данной категории (педагогам, психологам, дефектологам), а также родителям, так как буду способствовать организации учебного процесса младших школьников с РАС.
Апробация работы: основные результаты диссертационного исследования были представлены на итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета.
Структура и объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, включающего 95 источников и приложений. Работа включает в себя 4 таблицами, 6 диаграммами. Общий объем работы составляет 97 страниц.
Расстройство аутистического спектра (РАС) - это спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и трудностей в социальном взаимодействии и коммуникации, ограниченные, стереотипные интересы и поведение. Также считается, что аутизм это - общее расстройство развития с максимальным дефицитом сферы общения и эмоций. В самом названии болезни кроется суть таких детей: погружены в себя.
Аутизм как самостоятельную проблему впервые описал доктор Л. Каннер. Одной из характерных черт являются: крайне аутистическая одиночество - дети не способны нормально налаживать отношения с другими людьми, но выглядели абсолютно счастливыми, когда оставались сами. Дети с расстройствами спектра аутизма отличаются как от детей с нормальным типом развития, так и от детей, которые имеют другие психофизиологические расстройства. Им неинтересно то, что делают другие дети и взрослые. Мир, что их окружает это многообразие не связанных между собой образов, звуков и событий, обусловливающие страх и тревогу.
Таким детям очень трудно устанавливать эмоциональные контакты с окружающими. Непонимание эмоций, переживаний, интенций, мыслей других людей приводит к дефициту социальной компетентности у детей с РАС. Поэтому целью любых психолого-педагогических воздействий является развитие способности различать и осознавать интерактивные влияния, контролировать ход психических процессов во взаимодействии, а также способность использовать эти способности с целью удовлетворения собственных, или же совместных потребностей.
Нами было проведено исследование специфики поведения детей с РАС и было выявлено, что для них характерна низкая социальная компетентность и преимущественно полевое поведение.
Мы пришли к выводу, что для формирования навыков безопасного поведения необходимо организовано взаимодействовать влиять на весь симптомокомплекс РАС: социальную коммуникацию, взаимодействие и поведение.
Таким образом, данные результаты позволяют отметить, что наша гипотеза нашла свое подтверждение.
Аутизм как самостоятельную проблему впервые описал доктор Л. Каннер. Одной из характерных черт являются: крайне аутистическая одиночество - дети не способны нормально налаживать отношения с другими людьми, но выглядели абсолютно счастливыми, когда оставались сами. Дети с расстройствами спектра аутизма отличаются как от детей с нормальным типом развития, так и от детей, которые имеют другие психофизиологические расстройства. Им неинтересно то, что делают другие дети и взрослые. Мир, что их окружает это многообразие не связанных между собой образов, звуков и событий, обусловливающие страх и тревогу.
Таким детям очень трудно устанавливать эмоциональные контакты с окружающими. Непонимание эмоций, переживаний, интенций, мыслей других людей приводит к дефициту социальной компетентности у детей с РАС. Поэтому целью любых психолого-педагогических воздействий является развитие способности различать и осознавать интерактивные влияния, контролировать ход психических процессов во взаимодействии, а также способность использовать эти способности с целью удовлетворения собственных, или же совместных потребностей.
Нами было проведено исследование специфики поведения детей с РАС и было выявлено, что для них характерна низкая социальная компетентность и преимущественно полевое поведение.
Мы пришли к выводу, что для формирования навыков безопасного поведения необходимо организовано взаимодействовать влиять на весь симптомокомплекс РАС: социальную коммуникацию, взаимодействие и поведение.
Таким образом, данные результаты позволяют отметить, что наша гипотеза нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Нравственное воспитание подростков в условиях цифровизации социального взаимодействия
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1600 р. Год сдачи: 2023



