Введение 3
ГЛАВА 1 Теоретико-методические особенности темы «Резисторы» 5
1.1 Тема «Резисторы» в курсе электротехнических дисциплин ОУ СПО 5
1.2 Особенности учебного процесса по изучению темы «Резисторы» 13
ГЛАВА 2 Современные подходы и методы в процессе изучения темы «Резисторы» 19
2.1 Инновационные подходы в организации учебного процесса 19
2.2 Использование цифровых средств в процессе рассмотрения темы «Резисторы» 24
ГЛАВА 3 Учебно-дидактические материалы по теме «Резисторы» 35
3.1 Особенности учебно-дидактических материалов 35
3.2 Разработка учебно-дидактических материалов по теме «Резисторы» 37
Заключение 46
Литература 47
В профессиональном образовании по направлениям энергетического профиля на всех уровнях подготовки изучение электротехники и физики имеет особое значение. Знания, получаемые в процессе изучения данных дисциплин, являются важными составляющими способности и готовности к будущей профессиональной деятельности. Содержание основ физики, электротехнических дисциплин способствует формированию представлений о современных технических способах получения, распределения, использования электроэнергии, навыков работы современной измерительной аппаратурой и электротехническими приборами и т.д.
Одной из важных тем, изучаемых частично в курсе по физике, и далее в курсе электротехнических дисциплин является тема «Резисторы». При этом, как показывает практика, рассмотрение теоретических основ данной темы, ее прикладного характера вызывает у обучаемых некоторые затруднения. При этом следует отметить, что в настоящее время в разрешении проблем образовательного пространства широкие возможности открывают современные информационно-коммуникационных технологии (ИКТ- технологии).
Использование ИКТ - технологий в процессе обучения рассмотрены в работах отечественных и зарубежных ученых (Андреев В.И., Беляков В.С., Гущин Ю.В., Реутова Е.А., Фишер Н. В. и др.).
В связи с этим детальное рассмотрение теоретико-методических основ темы «Резисторы», современных подходов к организации учебного процесса по данной теме является актуальным.
Исходя из сказанного выше, сформулирована тема дипломной работы «Теоретико-методические особенности изучения темы «Резисторы» в профессиональных учреждениях среднего профессионального образования».
Цель исследования: на основе анализ учебно-методических материалов, выявить особенности организации учебного процесса по теме «Резисторы» в соответствии с современными подходами и требованиями.
Задачи:
- рассмотреть теоретико-методические основы темы «Резисторы» на основе изучения и анализа учебной и учебно-методической литературе по проблеме исследования;
- выявить особенности организации учебного процесса по теме «Резисторы» в соответствии с современными подходами и требованиями;
- разработать учебно-дидактическое сопровождение по теме «Резисторы».
Методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической, учебной, учебно-методической, литературы, нормативных документов, материалов из электронных источников;
- выявление, сравнение информации, формулирование выводов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что классифицированный и обобщенный материал работы, рассмотренные теоретико-методические основы темы «Резисторы», разработанные учебно-дидактические материалы могут быть использованы в процессе изучения темы «Резисторы» в учреждениях среднего профессионального образования.
Исходя из цели и задач исследования, дипломная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения.
В ходе исследования нами были рассмотрены теоретико-методические основы темы «Резисторы» на основе изучения и анализа учебной и учебно- методической литературе по проблеме исследования; выявлены особенности организации учебного процесса по теме «Резисторы» в соответствии с современными подходами и требованиями; разработаны учебно-дидактическое сопровождение по теме «Резисторы».
Мы выявили, что учебный процесс можно организовать с помощью инновационных технологий, таких как: проблемное обучение, развивающее обучение, модульное обучение; с помощью игровых технологий, технологий КСО и ТРИЗ технологии, а так же организации групповых и парных форм работы в учебно-познавательном процессе. Применение каждой из перечисленных технологий в учебно-познавательном процессе развивает творческие, познавательные, личностные, коммуникативные качества каждой личности.
В процессе организации теоретических знаний нами был организован комплекс учебно-дидактических материалов по теме «Резисторы». Созданный нами учебно-дидактический комплекс содержит: электронные лекции, видеоматериалы; электронные тесты, практические и лабораторные работы, а так же задачи по теме исследования. Разработанный комплекс учебно-дидактических материалов позволит повысить уровень овладения знаниями по теме «Резисторы», оптимизировать образовательный процесс и самостоятельную работу обучающихся.
Так же при рассмотрении теоретико-методических данных по теме исследования, нами были рассмотрены основные и дополнительные литературные источники рекомендованные для изучения темы «Резисторы».
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т.2. / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1980. - 288 с.
2. Анненкова О. С. Лекция как метод обучения в профессиональном образовании/ О. С. Анненкова // Тезисы доклада международной научно-практической конференции «Гарантии качеств профессионального образования» - Барнаул: АГТУ им. И.И. Ползунова. - 2010. - С.170-172.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы). - М.: Просвещение, 1982.-192 с.
4. Баковец А.Г./ Игротека педагога - Минск: Красико-Принт, 2015.
5. Белов Н.В. Электротехника и основы электроники: Учебное пособие / Н.В. Белов, Ю.С. Волков. - СПб.: Лань, 2012. - C. 432.
6. Бессонов Л.А. Теоретические основы электротехники. Электрические цепи: Учебник для бакалавров / Л.А. Бессонов. - М.: Юрайт. - 2013. - C. 701.
7. Бурмака А.П. Основы современной электротехники: учебник для вузов: в 2 т. Т.2. современная электротехника: рек. УМО / под ред. А.П. Бурмака, В.А. Строева; под общ.ред. Е.В. Аместитова. - 5-е изд. - М.: Издательский дом МЭИ, 2010. - С. 632.
8. Буртаев Ю.В. Теоретические основы электротехники: Учебник / Ю.В. Буртаев П.Н. Овсянников; Под ред. М.Ю. Зайчик. - М.: ЛИБРОКОМ, 2013. - С. 552.
9. Бутырин П.А. Электротехника. Иллюстрированное учебное пособие, М.: ИЦ «Академия», 2015
10. Быстрицкий Г.Ф. Основы электротехники: учебник / Г. Ф. Быстрицкий. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2015. - С. 278.
11. Возможности дидактических средств при изучении дисциплины
электротехника [Электронный ресурс]. URL:
http://www.pedsovet.pro/index.php?catid=80:psychology-of- education&id=2444:vozmozhnosti-didakticheskih-sredstv-pri-izuchenii-distsiplini- elektrotehnika-dlya-formirovaniya-obshchih-kompetentsiy-spetsialista- spo&option=com_content&view=article (Дата обращения: 01.12.2019)
12. Гейман В.Л., Подтелков А.Е. Преподавание электротехники с основами промышленной электроники. - М.: Высш. шк., 1965. - 43.
13. Грибан О.Н. Применение учебных презентаций в образовательном процессе: виды, этапы и структура презентаций // Воспитание и обучение истории в школе и вузе: исторический опыт, современное состояние и перспективы развития. Ежегодник. ХХ всероссийские историко-педагогические чтения: сб. науч. ст. / УрГПУ, Екатеринбург, 2016, Ч.3 - 212 с.
14. Дидактические принципы обучения электротехнике [Электронный ресурс]. URL: http://rykovodstvo.ru/exspl/8819/index.html?page=29
15. Дондоков Д.Д. Методические основы преподавания электротехники в педагогическом вузе / Д.Д. Дондоков. - Издательство Бурятского госуниверситета, 2003. - С. 240.
16. Использование педагогических технологий на занятиях по электротехнике [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-
pedagogicheskih-tehnologiy-na-zanyatiyah-po-elektrotehnike-i-elektronike- 2463609.html (Дата обращения 14.01.2019)
17. Инновационные подходы обучения в системе СПО [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/innovacionnie-podhodi-obucheniya-v-sisteme- srednego-professionalnogo-obrazovaniya-3012168.html (Дата обращения:
06.02.2019)
18. Касаткина Н. Э. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза: методическое пособие / Н. Э. Касаткина, Т. К. Градусова, Т. А. Жукова, Е. А. Кагакина, О. М. Колупаева, Г. Г. Солодова, И. В. Тимо- нина. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2011. - С. 237.
19. Кондрачук О.Е. Эффективность использования современных информационных технологий при изучении электротехнических дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6.; [Электронный ресурс]. URL:
http://science-education.m/m/artide/view?id=23032 (дата обращения:
01.03.2019) .
20. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I: Науч- но-практич. пособие для учит., методистов, рук. учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. -Ростов-н/Д: Изд-во “Учитель”, 2014
21. Левин Э. А. Методика индивидуально-группового обучения / Э. А. Левин, О. И.Прокофьева. - М.: Сентябрь, 2015.
22. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности / В. М. Лизинский. - М.:Центр «Педагогический поиск», 2014.
23. Лоторейчук Е.А. Теоретические основы электротехники.: Учебник / Е.А. Лоторейчук. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - С. 320.
24. Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения / П. И. Образцов.
- Орел: Орловский государственный технический университет, 2010. - С. 145.
25. Переменные резисторы [Электронный ресурс]. URL: https://howelektrik.com/elektrooborudovanie/rezistory/kak-rabotaet-peremennyj- rezistor-i-sxema-podklyucheniya.html
26. Полещук В.И. Задачник по электротехнике и электронике. . - М.: ИЦ «Академия», 2013
27. Программа по электротехнике для СПО [Электронный ресурс].
URL: https://infourok.ru/programma-po-elektrotehnike-dlya-spo-1735551 .html
(Дата обращения: 12.02.2019)
28. Прошин В.М. Электротехника - М.: ИЦ «Академия», 2013
29. Прошин В.М. Рабочая тетрадь к лабораторно-практическим работам по электротехнике - М.: ИЦ «Академия», 2013.
30. Прошин В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике
- М: ИЦ «Академия», 2013
31. Постоянные резисторы [Электронный ресурс]. URL: http s: //findpatent. ru/patent/68/687474. html
32. Пушкарева, О.Б. Электротехника, электроника и электропривод: курс лекций для обучающихся всех направлений и специальностей / О.Б. Пушкарева, Н.Р. Шабалина, С.М. Шанчуров. - Екатеринбург: Урал. гос. лесо- техн. ун-т, 2016. - C. 101.
33. Резисторы - что это такое и для чего он нужен [Электронный ресурс]. URL: https://odinelectric.ru/knowledgebase/chto-takoe-rezistor
34. Савилов Г. В. Электротехника и электроника: Курс лекций/Серия «Учебники, учебные пособия». — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. — C. 323.
35. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. - М.: НИИ школьных технологий, 2011. - C. 816.
36. Стародубцев В.А. Компьютерные и мультимедийные технологии в естественнонаучном образовании / В.А. Стародубцев. - Томск: Дельтаплан, 2012. - С. 432.
37. Терморезисторы. Виды и устройство [Электронный ресурс]. URL: https://electrosam.ru/glavnaja/slabotochnye-seti/oborudovanie/termorezistory/
38. Фоторезисторы [Электронный ресурс]. URL:
http: //ra4a. narod.ru/Spravka3/s55 .htm
39. Хуторской А.В. Рефлексивная образовательная деятельность // Народное образование. 2015.
40. Циттель С.А. Организация педагогического общения в учебно-воспитательном процессе: уч-метод. пос. по теории и методике воспитания. - Магнитогорск, 2015.
41.Чуктурова Н.И. Педагогические условия валеологического сопровождения образовательного процесса. Санкт-Петербург. 2014.
42. Электрическое сопротивление [Электронный ресурс]. URL: https://m.wikipedia.org/wiki/Электрическое_сопротивление
43.Электротехника и электроника: Учебник / М.В. Гальперин. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2012. - 480 с.
44.Электроника [Электронный ресурс]. URL: http://textarchive.ru/c- 2762725.html
45.Ярочкина Г.В. Электротехника рабочая тетрадь - М.: ИЦ «Академия», 2013