Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты изучения способности к прогнозированию... 9
1.1 Научные подходы к изучению способности к прогнозированию 9
1.2 Современное состояние проблемы изучения способности к прогнозированию у
лиц с ограниченными возможностями здоровья 13
1.3 Специфика прогностических процессов у лиц с умственной отсталостью 18
1.4 Обзор современных методов изучения способности к прогнозированию 24
Выводы по Главе I 28
Глава II. Эмпирическое изучение антиципационно-прогностических процессов у младших школьников с легкой степенью умственной отсталостью .... 30
2.1 Организация исследования и характеристика выборки 30
2.2 Анализ результатов исследования антиципационно-прогностических процессов у
младших школьников с легкой степенью умственной отсталостью 33
2.3 Анализ и сравнение результатов исследования антиципаццонно-прогностических процессов у младших школьников с легкой степенью умственной отсталостью и с нормативным развитием 36
2.4. Система психолого-педагогической работы по развитию антиципационно- прогностических процессов у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 63
Выводы по главе II 70
Заключение 72
Список использованной литературы 74
Приложение 1. Методика «Прогностическая компетентность младшего школьника с ОВЗ»
Приложение 2. Сырые баллы 93
Приложение 3. Стимульный материал программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий «Развитие прогностических способностей» 95
Актуальность исследования: Познавательная деятельность априори должна включать в себя в той или иной мере прогноз того, что могло бы произойти, а также подготовку субъекта к предстоящим событиям. Включение механизмов вероятностного прогнозирования проявляется в регуляции диапазона предварительной настройки психофизиологических систем и подсистем организма к ожидаемым вероятным изменениям в окружающей ребенка среде. При этом процесс вероятностного прогнозирования детерминирует функциональную структуру регуляции деятельности как в сфере психических процессов [66]. Проявление способности к прогнозированию в мыслительной деятельности характеризует уровень сформированности процессов регуляции мнестических и мыслительных операций, иными словами прогностическая деятельность тесно связана с протеканием познавательных процессов. В результате этого эффективное прогнозирование является элементом регуляции деятельности, поведения и в целом участвуют в процессах адаптации личности к меняющимся условиям среды. [30]
Проблема антиципации является актуальной в рамках всей психологической науки. Вне изучения предвосхищения, прогнозирования, экстраполяции, опережающего отражения не рассматриваются такие проблемы, как психология восприятия, творчества, мышления, деятельности. Именно в деятельности, как специфической человеческой форме активности, осуществляющей преобразования как субъекта, так и объекта, наблюдается рост значения не только ценностных установок, ориентаций, мотивов, но и ожиданий, притязаний и, как следствие, предвосхищения [67].
По данным, представленным Федеральной службой государственной статистики, количество детей с легкой степенью умственной отсталости за 2015 год выросло на 13,8 тыс. человек, за 2016 год - на 13,4 тыс. человек. Представленные данные не могут не обуславливать необходимость в еще более глубоком изучении детей с этим диагнозом [4].
Благодаря работам отечественных психологов (А.В. Брушлинский, 1979; Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, 1980; Е.А. Сергиенко, 1997; И.М. Фейгенберг, 1977, В.Д. Менделевич, 1996 и др.) начала активно развиваться проблема антиципации и вероятностного прогнозирования [31]. В настоящее время в современной литературе достаточно широко представлены учения по проблеме антиципации и вероятностного прогнозирования в норме и патологии. Появились публикации, обобщающие имеющиеся разрозненные исследования. Отдельными исследовательскими школами изучаются те или иные аспекты прогнозирования. Такие авторы как О.Л. Гончарова, 2003; А.И. Ахметзянова, 2004; В.Д. Менделевич, 1997; Е.А. Василевская, 2014; Н.П. Ничипоренко, 2007 и др. продолжают изучать и исследовать вероятностное прогнозирование в онтогенезе и в дизонтогенезе.
Одним из главных личностных новообразований в младшем школьном возрасте является становление ребенка в качестве субъекта учебной деятельности. Стать субъектом учебной деятельности - значит «стать личностью, которая может и хочет осознавать цели своих учебных действий, в определенной мере самостоятельно их определять, преднамеренно искать и находить нужные средства, способы их достижения, предвидеть результаты своей деятельности, непосредственно осуществлять действия, преодолевая при этом встречающиеся трудности» [63]. Решению данной задачи может способствовать развитие у школьников с легкой степенью умственной отсталости антиципационной состоятельности. Важными компонентами антиципации являются ее когнитивная и регулятивная функции, которые являются незаменимой частью всей учебной деятельности младшего школьника. Младший школьный возраст является важной составляющей частью в развитии познавательной деятельности ребенка, а именно развитие его познавательных процессов в процессе обучения в школе.
Сформированность и развитие антиципации играет огромную роль в развитии ребенка в младшем школьном возрасте, поскольку оно тесно связано с развитием познавательных процессов. Недостаточное исследование антиципации в условиях общего стойкого психического недоразвития определяет актуальность данной работы.
Цель исследования: выявить специфику антиципационно-прогностических процессов у младших школьников c легкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования: феномен антиципационно-прогностических процессов в условиях общего стойкого психического недоразвития.
Предмет исследования: особенности антиципационно-прогностических процессов у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости [29].
Гипотеза исследования: Прогностическая деятельность и познавательные процессы тесно взаимосвязаны, поэтому проявление способности к прогнозированию в мыслительной деятельности говорит нам о том, что процессы регуляции мнестических и мыслительных операций достаточно хорошо сформированы у ребенка. Мы предполагаем, что снижение интеллекта при наличии диагноза легкая степень умственной отсталости у младших школьников определяет специфику антиципационно-прогностических процессов. То есть можно сделать предположение о том, что для умственно отсталых детей характерные значительные нарушения в области прогнозирования и в процессах антиципации. Они в связи со стойким недоразвитием познавательных процессов не в состоянии на основе своего прошлого опыта быстро и точно воспринять, и переработать поступающую информацию и воспринять отдельную последовательность событий окружающей действительности, а значит, они испытывают трудности в прогностической деятельности.
Задачи исследования:
1. Выявить и углубить структуру антиципационно-прогностических процессов у детей младшего школьного возраста.
2. Провести теоретический анализ исследований по проблеме изучения антиципационно-прогностических процессов у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
3. Выявить специфические особенности антиципационно- прогностических процессов у детей младшего школьного возраста легкой степенью умственной отсталости.
4. Выявить пути и средства повышения уровня антиципационно- прогностических процессов у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
5. Разработать методические рекомендации по сопровождению детей с легкой степенью умственной отсталости с учетом уровня их антиципационно-прогностических процессов.
Методологическая база исследования: Базовые положения культурноисторической концепции психического онтогенеза Л.С. Выготского; положения системно-функционального подхода об антиципации, сформулированные в работах П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова; работы по изучению вероятностного прогнозирования в норме и патологии И.М. Фейгенберга; антиципационная концепция В.И. Менделевича; теория деятельности (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и др.), обеспечивающая активную роль ребенка в познании; положение о единстве законов нормального и аномального развития (Г.Я. Трошин, Т.А. Власова, JI.C. Выготский, В.И. Лубовский); положения теории воспитания и обучения детей с легкой степенью умственной отсталости (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, Д.Н. Исаев, В.В. Ковалев, И.П. Кащенко, Г.И. Россолимо).
Методы исследования: аналитический обзор научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; анализ анамнестических данных испытуемых; наблюдение за педагогическим процессом в образовательном учреждении; исследовательский эксперимент, тестирование (методика «Прогностическая компетентность младшего школьника с ОВЗ»); методы математической статистики, в частности t-критерий Стьюдента.
База исследования: ГБОУ "Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья" Советского района г. Казань, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №89 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казань.
Апробация: результаты исследования обсуждались на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) Федерального Университета (5 апреля 2018г.), Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) Федерального Университета (9 апреля 2019г.)
Практическая значимость исследования: Полученные результаты дополняют и расширяют представления об общих и специфических закономерностях развития в условиях общего стойкого психического недоразвития, а также позволяют определить наиболее качественные пути коррекции детей с легкой степенью умственной отсталости, помогут педагогам-психологам и дефектологам рационально выстроить коррекционно-развивающий процесс.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, насчитывающего 67 источников. Работа иллюстрирована 2 таблицами, 12 рисунками. В работе имеется 3 приложения. Общий объем работы составляет 80 страниц машинописного текста без приложений.
Изучив теоретический аспект проблемы антиципационно- прогностических процессов у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, можно сделать вывод о том, что под антиципационно- прогностическими процессами понимается способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно - пространственным упреждением, таким образом, прогностическая компетентность характеризует определенный уровень антиципационных способностей в системе личности. Данная проблема изучалась на группах лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, имеющих психопатические расстройства.
Данные эмпирического исследования дают нам возможность сделать вывод о том, что стойкое снижение интеллекта при диагнозе легкая степень умственной отсталости определяет специфику антиципационно- прогностических процессов, проявляющуюся в низкой скорости формирования прогноза, в наличии ошибок отвлечения и выборе нерациональных стратегий планирования. Когнитивный аспект прогнозирования младших школьников с легкой степенью умственной отсталости зависит от степени выраженности и специфики проявления их дефекта, от возрастных, интеллектуальных, а также коммуникативных и эмоционально-волевых особенностей развития их личности, а также от уровня сформированности ведущей деятельности - учебной. Прогноз у детей с с легкой степенью умственной отсталости искажен, имеет свою специфику в виде низкого уровня его сформированности, также более низкого уровня сформированности учебной деятельности, по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.
Результаты нашего исследования могут быть использованы в практике психолого-педагогической работы с детьми с легкой степенью умственной отсталости младшего школьного возраста.
Подводя итоги проведенного исследования, стоит отметить перспективы дальнейшей работы в рамках данной проблемы. В научном плане она будет направлена на дальнейшее уточнение психодиагностических критериев выявления антиципационно-прогностических процессов у детей младшего школьного возраста, а также разработку методов коррекции отклоняющегося развития с учетом присущих детям параметров антиципационной состоятельности.
1. Апинян Г.В. О понятиях «девиация», «девиантность»,
«девиантное поведение» [Текст] / Г.В. Апинян // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - №99. - С. 119-123.
2. Ахметзянова А. И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // А. И. Ахметзянова. — Казань: Изд-во Казан.ун-та. — 2017. -46с.
3. Бадмаева В.Д., Чибисова И.А., Русинова С.С. предикторы криминального поведения у несовершеннолетних подростков с психическими расстройствами (гендерный аспект). /В.Д. Бадмаева, И.А. Чибисова // Вестник Совета Молодых Учёных И Специалистов Челябинской Области - 2017. №1(16). - С. 10-15.
4. Бажукова О.А. Девиантное поведение умственно отсталых детей как предмет психологического исследования [Текст] / О.А. Бажукова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2006. - №23. - С. 89-92.
5. Бахтияров Ф.И. Роль антиципационной состоятельности в саморегуляции личности. [Текст] / Ф.И. Бахтияров // Сборник материалов международной н-пр. Конф. «Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе» Кострома, 2010, с.72.
6. Булыгина Т.Б. Прогнозирование в учебной деятельности и нравственном поведении младших школьников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб. 1996. - 16с.
7. Василевская Е. А. Взаимосвязь антиципации, вероятностного прогнозирования, социального интеллекта и IQ у пациентов с умственной отсталостью [Текст] / Е.А. Василевская, В.Д. Менделевич // Практическая медицина. - 2014. - №80. - С. 65-66.
8. Василевская Е.А. Взаимосвязи социального интеллекта и антиципационной состоятельности при шизофрении [Текст] / Е.А. Василевская, В.Д. Менделевич // Практическая медицина. - 2015. - №90. - С. 31-35.
9. Галич Г. О. Диагностика и коррекция девиантного поведения детей [Текст] / Г.О. Галич, Л. Н. Корчагина, Н. В. Тупарева // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2011. - №24. - С. 607-611.
10. Галкина В.А. «Поэтапное формирование готовности к самоконтролю младших школьников с легкой умственной отсталостью в процессе обучения». [Текст] / В.А. Галкина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2014. - №3т2. - С. 66-75.
11. Гончарова О. Л. Взаимосвязь особенностей Я-концепции и антиципационной состоятельности у подростков с ограниченными физическими возможностями: дис.... канд. психол. наук: 19.00.01, 19.00.04 [Текст] / Гончарова Ольга Львовна; Каз. гос. ун-т. — Казань, 2003. — 173с.
12. Гребёнкин Е.В., Хаббергер В. Особенности конфликтного поведения младших школьников и школьников подросткового возраста: взгляд из России и Германии./ Е.В. Гребёкин, В. Хаббергер // Вестник Новосибирского Государственного Педагогического Университета.- 2012.№1(5).-С. 16-24.
13. Евтушенко И.В. Модель социально-культурной реабилитации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Текст] / И.В. Евтушенко // Культура и образование. - 2015. - № 4 (19). - С. 88-95.
14. Забегалина, С. В. Вероятностное прогнозирование как вид прогностической деятельности: подход и стратегии [Текст] / С. В. Забегалина,
А. В. Чигарькова. // Психопедагогика в правоохранительных органах - 2017. - № 68. - С.87-91
15. Зибер А. Э., Узденов П. М. Роль антиципационной состоятельности в структуре девиантного поведения при различной степени компенсации личностных расстройств [Текст] //Актуальные вопросы психологии и педагогики. Общество и право - 2013. - № 2 (44). - С. 241-244.
16. Инденбаум, Е. Л. Устная речь умственно отсталых младших школьников: детерминанты индивидуальных различий и пути улучшения [Текст] / Е. Л. Инденбаум, И. О. Позднякова, В. И. Нодельман // Дефектология: науч. - метод. журн. - 2015. - N 1. - С. 3-10.
17. Киселева М. А. Антиципация жизненного пути и социальное самочувствие молодого поколения [Текст] / М. А. Киселева, Г. Н. Малюченко, О. В. Карина, Н. Е. Шустова. Саратов: Изд-во Наука. —2009. —123с.
18. Колодич Е.Н. Формирование прогнозирования в процессе решения учащимися практических задач: Дис. ... канд. психол. наук. - Минск,
1992. - 171 с.
19. Конева О.Б. Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические аспекты. [Текст] / О.Б. Конева // Вестн. ЮжноУральского федерал. ун-та. Сер.: Психология. - 2010. - № 17. - С.57-61.
20. Конева О.Б. Социально-психологические аспекты дезадаптации личности [Текст] / О. Б. Конева// Вестник Челябинского государственного университета - 2012. - №19 (273). - С. 75-79.
21. Кошарная Г.Б. Основные подходы к изучению девиантного поведения [Текст] / Г.Б. Кошарная, Л.Н. Мордишева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки - 2010. - №1 - С. 70-80.
22. Лавров А.В., Банников А.В., Чаушева А.И., Дадали Е.Л. генетика умственной отсталости. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2016.61(6). - С. 13-20.
23. Лебедев А.Н. Взаимосвязь индивидуальных характеристик личности со способностью прогнозировать изменения социальных объектов // А.Н. Лебедев, О.В. Гордякова // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2015. - № 1 (17). - С. 55-61.
24. Манина К.Е. Исследование проблемы социального интеллекта в
отечественной психологии как средства самореализации личности/ К.Е. Манина // Проблемы и перспективы самореализации личности в современном многополярном мире: материалы Всероссийской научно-практической
конференции. 2015.
25. Мартынова, И. И. Формирование представлений о ближайшем социальном окружении у младших школьников с умственной отсталостью [Текст] / И. И. Мартынова// Дефектология. - 2016. - № 1. - С. 35-42.
26. Матвеева О. Н. О социализации младших школьников в современных условиях. /О.Н. Матвеева // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 16 (20). С. 151-157.
27. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. 10-й пересмотр. ВОЗ, Женева. М.: Медицина, 1995; 1: 373375. (International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems. WHO, Geneva. Moscow: Meditsina, 1995; 1: 373-375. (in Russ.))
28. Менделевич В. Д. Антиципационная состоятельность в структуре совладающего поведения личности [Текст] / В.Д. Менделевич, Н.П. Ничипоренко // Неврологический вестник. - 2010. - N 3. - С.47-50.
29. Минуллина А.Ф. Роль семьи в формировании антиципационной состоятельности наркозависимых. [Текст] / А. Ф. Минуллина // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. № 2 (20), 2010. С.316-325
30. Мотовилова А. О., Исследование взаимосвязи между
самоконтролем и поведением в группе детей с умственной отсталостью //
Воспитание будущего учителя-исследователя: сб. материалов по итогам
77
научной сессии студентов «Студенческая наука: новое качество роста» [Электронное научное издание на компакт-диске]. - Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2016. - 4,0 Мб.
31. Николаенко Я.Н. Отклоняющееся поведение подростков с легкой степенью умственной отсталости [Текст] / Я.Н. Николаенко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена - 2009. - № 113. - С. 286-290.
32. Ничипоренко Н. П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования [Текст] / Н. П. Ничипоренко, В. Д. Менделевич // Психологический журнал. —2006. — № 5. —С.50-59.
33. Ничипоренко Н.П., Менделевич В.Д. Особенности взаимосвязи антиципационной состоятельности и копинг-поведения личности [Текст] / Н.П. Ничипоренко, В.Д. Менделевич // Неврологический вестник. - 2012. - №1.
- С.20-23.
34. Ничипоренко Н.П., Мухамадиева Г.Ф. Взаимосвязь
антиципационных способностей с характеристиками формально- логического интеллекта в условиях психической нормы и патологии. [Текст] / Н.П.Ничипоренко, Г.Ф.Мухамадиева, В.Д.Менделевич. // «Психическое здоровье» - 2010. - №10. - С.35-38.
35. Перегуда С.Н. Нейропсихологический уровень исследования антиципации в современной психологии // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. - 2015.
- № 4(10) [Электронный ресурс]. - URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: 15.09.2017)
36. Печерский В.Г. Проблемы социализации лиц с психическим недоразвитием [Текст] / В.Г. Печерский // Вестник Саратовского государственного технического университета - 2005. - №4 (9). - С.169-179.
37. Попова Т.М. Дезадаптация как предпосылка развития девиантного
поведения у лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Т.М.
Попова //Специальное образование. Екатеринбург. 2013. - № 1 (29). - С. 79-88.
38. Свальковский А.В., Захаров С.Д. обоснование факторов риска общественно опасных действий, совершаемых больными с органическим поражением головного мозга / А.В Свальковский, С.Д. Захаров // Здоровье и образование в XXI веке. Журнал научных статей. — 2016. — №10. — С. 75-82
39. Серафимович И.В. Особенности прогнозирования в структуре профессионального педагогического мышления [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псх. наук (19.00.07) Серафимович Ирина Владимировна. - Ярославль, 2002. - 383 с.
40. Сергиенко Е. А. Антиципация в раннем онтогенезе человека: дисс.... докт. психол. наук: 19.00.01 [Текст] / Сергиенко Е. А.— М. —1997. 138с.
41. Солобутина М. М. Изучение влияния антиципационных способностей на речевое прогнозирование [Текст] / М. М. Солобутина, А. В. Фролова // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. - Казань: Изд-во Тат. гос. гум.- пед. ун-та, 2007. - Вып. 8. — С. 132-136
42. Стрекалов А.С. Формирование моторной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта как факторов их социальной адаптации. /А.С. Стрекалов // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №9 С.272-275.
43. Сумина Н.Е. Взаимосвязь антиципационной состоятельности и личностных свойств [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псх. наук (19.00.01) Сумина Наталья Евгеньевна. - -Казань, 2008. - 154 с.
44. Толстошеина Н.В. Антиципация как одно из условий
прогнозирования, выбора и регуляции будущей деятельности // Гаудеамус. 2002. №2. URL: http://cyberlemnka.ru/artide/n/antitsipatsiya-kak-odno-iz-
usloviyprognozirovaniya-yybora-i-regulyatsii-buduschey-deyatelnosti (дата
обращения: 05.10.2017).
45. Фатихова Л.Ф. Диагностика социального интеллекта детей с
отклонениями в развитии. / Л.Ф. Фатихова // Научное творчество XXI века:
материалы II Всероссийской научной конференции. - Красноярск // В мире научных открытий. - 2010. № 4 (10). Часть 8. - С. 82-84.
46. Фролова, А.В. Специфика исследования феномена антиципации в речевой деятельности // Вестник ТГГПУ. - 2010. - № 2 (20) - С. 25-28
47. Цветков А.В. Методы формирования саморегуляции у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности / А.В. Цветков // Современные исследования социальных проблем (Электронный научный журнал).-2012.№10(18).
48. Шипова Л.В. Основные факторы правонарушающих тенденций и совершения правонарушений несовершеннолетними с умственной отсталостью // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 146148. Abbeduto, Short-Meyerson, K., Benson, G., & Dolish, J. Signaling of noncomprehension by children and adolescents with mental retardation: Effects of problem type and speaker identity. Journal of Speech, Language, and Hearing Research, 40(1), March 2008, 20-32.
49. Abbeduto, Short-Meyerson, K., Benson, G., Dolish, J., & Weissman, M. Understanding referential expressions in context: Use of common ground by children and adolescents with mental retardation. Journal of Speech, Language, and Hearing Research, 41(6), June 2003, 1348-1362.
50. Armatas V. Mental retardation: definitions, etiology, epidemiology and diagnosis. J Sport Health Res 2009; 1: 2: 112-122.
51. Batshaw, M L. Mental retardation. Pediatric clinics of North America, 80(5), November 2006, 429-30.
52. Benson, G., Abbeduto, Short, K., Nuccio, J. B., & Maas, F. Development of a theory of mind in individuals with mental retardation. American Journal on Mental Retardation, 98(3), December 2008, 427-433.
53. Curry C.J., Stevenson R.E., Aughton D. et al. Evaluation of mental retardation: recommendations of a Consensus Conference: American College of Medical Genetics. Am J Med Genet 1997; 72: 468-477.
54. Daily D.K., Ardinger H.H., Holmes G.E. Identification and evaluation of mental retardation. Am Fam Phys 2000; 61: 1059-1067.
55. Gonzalez G., Raggio V., Boidi M. et al. Advances in the identification of the aetiology of mental retardation. Rev Neurol 2013; 57: Suppl 1: S75-83.
56. Hunter A.G. Outcome of the routine assessment of patients with mental retardation in a genetics clinic. Am J Med Genet 2000; 90: 60-68.
57. Indrabhushan Kumar, Amool R. Singh, S. Akhtar, Social development of children with mental retardation. Psychiatry J., 18(1), Jan-Jun 2009, 56-59.
58. Jean-Franfois Lemay, Anthony R Herbert, Deborah M Dewey, A Micheil Innes. A rational approach to the child with mental retardation for the paediatrician. Paediatr Child Health. 8(6), August 2003, 345-356.
59. Kana Imuta, Julie D. Henry, Virginia Slaughter, Bilge Selcuk and Ted Ruffman. «Theory of mind and prosocial behavior in childhood: A meta-analytic review» Volume 105, Issue 4, November 2011, Pages 125-133
60. King B.H., Toth K.E., Hodapp R.M., Dykens E.M. Intellectual Disability. In: Comprehensive Textbook of Psychiatry. B.J. Sadock, V.A. Sadock, P. Ruiz (eds). 9th ed. Philadelphia: Lippincott Williams & Wilkins, 2009; 34443474.
61. Leonard H., Wen X. The epidemiology of mental retardation: challenges and opportunities in the new millennium. Ment Retard Dev Disabil Res Rev 2002; 8: 117-134.
62. Marco F.H. Schmidt | Hannes Rakoczy | Michael Tomasello. Young children enforce social norms selectively depending on the violator's group affiliation. Volume 124, Issue 3, September 2012, Pages 325-333
63. McLaren J., Bryson S.E. Review of recent epidemiological studies of mental retardation: prevalence, associated disorders, and etiology. Am J Ment Retard 1987; 92: 243-254.
64. Meer, D. J. V. D., Cognitive studies in children with mild mental retardation with externalizing behavioural disorders, 4(2), February 2000, Groningen: s.n. 120 p.
65. Nuccio, J. B., & Abbeduto, L. J. Dynamic contextual variables and the directives of persons with mental retardation. American Journal on Mental Retardation, 97(5), June 2008, 547-558.
66. Oeseburg B, Dijkstra G.J., Groothoff J.W. et al. Prevalence of chronic health conditions in children with intellectual disability: a systematic literature review. Intellect Dev Disabil 2011; 49: 2: 59-85.
67. Schaefer G.B., Bodensteiner J.B. Evaluation of the child with idiopathic mental retardation. Pediatr Clin North Am 1992; 39: 929-943.