АНТИЦИПАЦИОННО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
|
Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты изучения способности к прогнозированию... 9
1.1 Научные подходы к изучению способности к прогнозированию 9
1.2 Современное состояние проблемы изучения способности к прогнозированию у
лиц с ограниченными возможностями здоровья 13
1.3 Специфика прогностических процессов у лиц с умственной отсталостью 18
1.4 Обзор современных методов изучения способности к прогнозированию 24
Выводы по Главе I 28
Глава II. Эмпирическое изучение антиципационно-прогностических процессов у младших школьников с легкой степенью умственной отсталостью .... 30
2.1 Организация исследования и характеристика выборки 30
2.2 Анализ результатов исследования антиципационно-прогностических процессов у
младших школьников с легкой степенью умственной отсталостью 33
2.3 Анализ и сравнение результатов исследования антиципаццонно-прогностических процессов у младших школьников с легкой степенью умственной отсталостью и с нормативным развитием 36
2.4. Система психолого-педагогической работы по развитию антиципационно- прогностических процессов у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 63
Выводы по главе II 70
Заключение 72
Список использованной литературы 74
Приложение 1. Методика «Прогностическая компетентность младшего школьника с ОВЗ»
Приложение 2. Сырые баллы 93
Приложение 3. Стимульный материал программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий «Развитие прогностических способностей» 95
Глава I. Теоретические аспекты изучения способности к прогнозированию... 9
1.1 Научные подходы к изучению способности к прогнозированию 9
1.2 Современное состояние проблемы изучения способности к прогнозированию у
лиц с ограниченными возможностями здоровья 13
1.3 Специфика прогностических процессов у лиц с умственной отсталостью 18
1.4 Обзор современных методов изучения способности к прогнозированию 24
Выводы по Главе I 28
Глава II. Эмпирическое изучение антиципационно-прогностических процессов у младших школьников с легкой степенью умственной отсталостью .... 30
2.1 Организация исследования и характеристика выборки 30
2.2 Анализ результатов исследования антиципационно-прогностических процессов у
младших школьников с легкой степенью умственной отсталостью 33
2.3 Анализ и сравнение результатов исследования антиципаццонно-прогностических процессов у младших школьников с легкой степенью умственной отсталостью и с нормативным развитием 36
2.4. Система психолого-педагогической работы по развитию антиципационно- прогностических процессов у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 63
Выводы по главе II 70
Заключение 72
Список использованной литературы 74
Приложение 1. Методика «Прогностическая компетентность младшего школьника с ОВЗ»
Приложение 2. Сырые баллы 93
Приложение 3. Стимульный материал программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий «Развитие прогностических способностей» 95
Актуальность исследования: Познавательная деятельность априори должна включать в себя в той или иной мере прогноз того, что могло бы произойти, а также подготовку субъекта к предстоящим событиям. Включение механизмов вероятностного прогнозирования проявляется в регуляции диапазона предварительной настройки психофизиологических систем и подсистем организма к ожидаемым вероятным изменениям в окружающей ребенка среде. При этом процесс вероятностного прогнозирования детерминирует функциональную структуру регуляции деятельности как в сфере психических процессов [66]. Проявление способности к прогнозированию в мыслительной деятельности характеризует уровень сформированности процессов регуляции мнестических и мыслительных операций, иными словами прогностическая деятельность тесно связана с протеканием познавательных процессов. В результате этого эффективное прогнозирование является элементом регуляции деятельности, поведения и в целом участвуют в процессах адаптации личности к меняющимся условиям среды. [30]
Проблема антиципации является актуальной в рамках всей психологической науки. Вне изучения предвосхищения, прогнозирования, экстраполяции, опережающего отражения не рассматриваются такие проблемы, как психология восприятия, творчества, мышления, деятельности. Именно в деятельности, как специфической человеческой форме активности, осуществляющей преобразования как субъекта, так и объекта, наблюдается рост значения не только ценностных установок, ориентаций, мотивов, но и ожиданий, притязаний и, как следствие, предвосхищения [67].
По данным, представленным Федеральной службой государственной статистики, количество детей с легкой степенью умственной отсталости за 2015 год выросло на 13,8 тыс. человек, за 2016 год - на 13,4 тыс. человек. Представленные данные не могут не обуславливать необходимость в еще более глубоком изучении детей с этим диагнозом [4].
Благодаря работам отечественных психологов (А.В. Брушлинский, 1979; Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, 1980; Е.А. Сергиенко, 1997; И.М. Фейгенберг, 1977, В.Д. Менделевич, 1996 и др.) начала активно развиваться проблема антиципации и вероятностного прогнозирования [31]. В настоящее время в современной литературе достаточно широко представлены учения по проблеме антиципации и вероятностного прогнозирования в норме и патологии. Появились публикации, обобщающие имеющиеся разрозненные исследования. Отдельными исследовательскими школами изучаются те или иные аспекты прогнозирования. Такие авторы как О.Л. Гончарова, 2003; А.И. Ахметзянова, 2004; В.Д. Менделевич, 1997; Е.А. Василевская, 2014; Н.П. Ничипоренко, 2007 и др. продолжают изучать и исследовать вероятностное прогнозирование в онтогенезе и в дизонтогенезе.
Одним из главных личностных новообразований в младшем школьном возрасте является становление ребенка в качестве субъекта учебной деятельности. Стать субъектом учебной деятельности - значит «стать личностью, которая может и хочет осознавать цели своих учебных действий, в определенной мере самостоятельно их определять, преднамеренно искать и находить нужные средства, способы их достижения, предвидеть результаты своей деятельности, непосредственно осуществлять действия, преодолевая при этом встречающиеся трудности» [63]. Решению данной задачи может способствовать развитие у школьников с легкой степенью умственной отсталости антиципационной состоятельности. Важными компонентами антиципации являются ее когнитивная и регулятивная функции, которые являются незаменимой частью всей учебной деятельности младшего школьника. Младший школьный возраст является важной составляющей частью в развитии познавательной деятельности ребенка, а именно развитие его познавательных процессов в процессе обучения в школе.
Сформированность и развитие антиципации играет огромную роль в развитии ребенка в младшем школьном возрасте, поскольку оно тесно связано с развитием познавательных процессов. Недостаточное исследование антиципации в условиях общего стойкого психического недоразвития определяет актуальность данной работы.
Цель исследования: выявить специфику антиципационно-прогностических процессов у младших школьников c легкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования: феномен антиципационно-прогностических процессов в условиях общего стойкого психического недоразвития.
Предмет исследования: особенности антиципационно-прогностических процессов у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости [29].
Гипотеза исследования: Прогностическая деятельность и познавательные процессы тесно взаимосвязаны, поэтому проявление способности к прогнозированию в мыслительной деятельности говорит нам о том, что процессы регуляции мнестических и мыслительных операций достаточно хорошо сформированы у ребенка. Мы предполагаем, что снижение интеллекта при наличии диагноза легкая степень умственной отсталости у младших школьников определяет специфику антиципационно-прогностических процессов. То есть можно сделать предположение о том, что для умственно отсталых детей характерные значительные нарушения в области прогнозирования и в процессах антиципации. Они в связи со стойким недоразвитием познавательных процессов не в состоянии на основе своего прошлого опыта быстро и точно воспринять, и переработать поступающую информацию и воспринять отдельную последовательность событий окружающей действительности, а значит, они испытывают трудности в прогностической деятельности.
Задачи исследования:
1. Выявить и углубить структуру антиципационно-прогностических процессов у детей младшего школьного возраста.
2. Провести теоретический анализ исследований по проблеме изучения антиципационно-прогностических процессов у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
3. Выявить специфические особенности антиципационно- прогностических процессов у детей младшего школьного возраста легкой степенью умственной отсталости.
4. Выявить пути и средства повышения уровня антиципационно- прогностических процессов у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
5. Разработать методические рекомендации по сопровождению детей с легкой степенью умственной отсталости с учетом уровня их антиципационно-прогностических процессов.
Методологическая база исследования: Базовые положения культурноисторической концепции психического онтогенеза Л.С. Выготского; положения системно-функционального подхода об антиципации, сформулированные в работах П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова; работы по изучению вероятностного прогнозирования в норме и патологии И.М. Фейгенберга; антиципационная концепция В.И. Менделевича; теория деятельности (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и др.), обеспечивающая активную роль ребенка в познании; положение о единстве законов нормального и аномального развития (Г.Я. Трошин, Т.А. Власова, JI.C. Выготский, В.И. Лубовский); положения теории воспитания и обучения детей с легкой степенью умственной отсталости (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, Д.Н. Исаев, В.В. Ковалев, И.П. Кащенко, Г.И. Россолимо).
Методы исследования: аналитический обзор научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; анализ анамнестических данных испытуемых; наблюдение за педагогическим процессом в образовательном учреждении; исследовательский эксперимент, тестирование (методика «Прогностическая компетентность младшего школьника с ОВЗ»); методы математической статистики, в частности t-критерий Стьюдента.
База исследования: ГБОУ "Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья" Советского района г. Казань, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №89 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казань.
Апробация: результаты исследования обсуждались на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) Федерального Университета (5 апреля 2018г.), Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) Федерального Университета (9 апреля 2019г.)
Практическая значимость исследования: Полученные результаты дополняют и расширяют представления об общих и специфических закономерностях развития в условиях общего стойкого психического недоразвития, а также позволяют определить наиболее качественные пути коррекции детей с легкой степенью умственной отсталости, помогут педагогам-психологам и дефектологам рационально выстроить коррекционно-развивающий процесс.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, насчитывающего 67 источников. Работа иллюстрирована 2 таблицами, 12 рисунками. В работе имеется 3 приложения. Общий объем работы составляет 80 страниц машинописного текста без приложений.
Проблема антиципации является актуальной в рамках всей психологической науки. Вне изучения предвосхищения, прогнозирования, экстраполяции, опережающего отражения не рассматриваются такие проблемы, как психология восприятия, творчества, мышления, деятельности. Именно в деятельности, как специфической человеческой форме активности, осуществляющей преобразования как субъекта, так и объекта, наблюдается рост значения не только ценностных установок, ориентаций, мотивов, но и ожиданий, притязаний и, как следствие, предвосхищения [67].
По данным, представленным Федеральной службой государственной статистики, количество детей с легкой степенью умственной отсталости за 2015 год выросло на 13,8 тыс. человек, за 2016 год - на 13,4 тыс. человек. Представленные данные не могут не обуславливать необходимость в еще более глубоком изучении детей с этим диагнозом [4].
Благодаря работам отечественных психологов (А.В. Брушлинский, 1979; Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, 1980; Е.А. Сергиенко, 1997; И.М. Фейгенберг, 1977, В.Д. Менделевич, 1996 и др.) начала активно развиваться проблема антиципации и вероятностного прогнозирования [31]. В настоящее время в современной литературе достаточно широко представлены учения по проблеме антиципации и вероятностного прогнозирования в норме и патологии. Появились публикации, обобщающие имеющиеся разрозненные исследования. Отдельными исследовательскими школами изучаются те или иные аспекты прогнозирования. Такие авторы как О.Л. Гончарова, 2003; А.И. Ахметзянова, 2004; В.Д. Менделевич, 1997; Е.А. Василевская, 2014; Н.П. Ничипоренко, 2007 и др. продолжают изучать и исследовать вероятностное прогнозирование в онтогенезе и в дизонтогенезе.
Одним из главных личностных новообразований в младшем школьном возрасте является становление ребенка в качестве субъекта учебной деятельности. Стать субъектом учебной деятельности - значит «стать личностью, которая может и хочет осознавать цели своих учебных действий, в определенной мере самостоятельно их определять, преднамеренно искать и находить нужные средства, способы их достижения, предвидеть результаты своей деятельности, непосредственно осуществлять действия, преодолевая при этом встречающиеся трудности» [63]. Решению данной задачи может способствовать развитие у школьников с легкой степенью умственной отсталости антиципационной состоятельности. Важными компонентами антиципации являются ее когнитивная и регулятивная функции, которые являются незаменимой частью всей учебной деятельности младшего школьника. Младший школьный возраст является важной составляющей частью в развитии познавательной деятельности ребенка, а именно развитие его познавательных процессов в процессе обучения в школе.
Сформированность и развитие антиципации играет огромную роль в развитии ребенка в младшем школьном возрасте, поскольку оно тесно связано с развитием познавательных процессов. Недостаточное исследование антиципации в условиях общего стойкого психического недоразвития определяет актуальность данной работы.
Цель исследования: выявить специфику антиципационно-прогностических процессов у младших школьников c легкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования: феномен антиципационно-прогностических процессов в условиях общего стойкого психического недоразвития.
Предмет исследования: особенности антиципационно-прогностических процессов у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости [29].
Гипотеза исследования: Прогностическая деятельность и познавательные процессы тесно взаимосвязаны, поэтому проявление способности к прогнозированию в мыслительной деятельности говорит нам о том, что процессы регуляции мнестических и мыслительных операций достаточно хорошо сформированы у ребенка. Мы предполагаем, что снижение интеллекта при наличии диагноза легкая степень умственной отсталости у младших школьников определяет специфику антиципационно-прогностических процессов. То есть можно сделать предположение о том, что для умственно отсталых детей характерные значительные нарушения в области прогнозирования и в процессах антиципации. Они в связи со стойким недоразвитием познавательных процессов не в состоянии на основе своего прошлого опыта быстро и точно воспринять, и переработать поступающую информацию и воспринять отдельную последовательность событий окружающей действительности, а значит, они испытывают трудности в прогностической деятельности.
Задачи исследования:
1. Выявить и углубить структуру антиципационно-прогностических процессов у детей младшего школьного возраста.
2. Провести теоретический анализ исследований по проблеме изучения антиципационно-прогностических процессов у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
3. Выявить специфические особенности антиципационно- прогностических процессов у детей младшего школьного возраста легкой степенью умственной отсталости.
4. Выявить пути и средства повышения уровня антиципационно- прогностических процессов у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
5. Разработать методические рекомендации по сопровождению детей с легкой степенью умственной отсталости с учетом уровня их антиципационно-прогностических процессов.
Методологическая база исследования: Базовые положения культурноисторической концепции психического онтогенеза Л.С. Выготского; положения системно-функционального подхода об антиципации, сформулированные в работах П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова; работы по изучению вероятностного прогнозирования в норме и патологии И.М. Фейгенберга; антиципационная концепция В.И. Менделевича; теория деятельности (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и др.), обеспечивающая активную роль ребенка в познании; положение о единстве законов нормального и аномального развития (Г.Я. Трошин, Т.А. Власова, JI.C. Выготский, В.И. Лубовский); положения теории воспитания и обучения детей с легкой степенью умственной отсталости (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, Д.Н. Исаев, В.В. Ковалев, И.П. Кащенко, Г.И. Россолимо).
Методы исследования: аналитический обзор научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; анализ анамнестических данных испытуемых; наблюдение за педагогическим процессом в образовательном учреждении; исследовательский эксперимент, тестирование (методика «Прогностическая компетентность младшего школьника с ОВЗ»); методы математической статистики, в частности t-критерий Стьюдента.
База исследования: ГБОУ "Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья" Советского района г. Казань, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №89 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казань.
Апробация: результаты исследования обсуждались на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) Федерального Университета (5 апреля 2018г.), Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) Федерального Университета (9 апреля 2019г.)
Практическая значимость исследования: Полученные результаты дополняют и расширяют представления об общих и специфических закономерностях развития в условиях общего стойкого психического недоразвития, а также позволяют определить наиболее качественные пути коррекции детей с легкой степенью умственной отсталости, помогут педагогам-психологам и дефектологам рационально выстроить коррекционно-развивающий процесс.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, насчитывающего 67 источников. Работа иллюстрирована 2 таблицами, 12 рисунками. В работе имеется 3 приложения. Общий объем работы составляет 80 страниц машинописного текста без приложений.
Изучив теоретический аспект проблемы антиципационно- прогностических процессов у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, можно сделать вывод о том, что под антиципационно- прогностическими процессами понимается способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно - пространственным упреждением, таким образом, прогностическая компетентность характеризует определенный уровень антиципационных способностей в системе личности. Данная проблема изучалась на группах лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, имеющих психопатические расстройства.
Данные эмпирического исследования дают нам возможность сделать вывод о том, что стойкое снижение интеллекта при диагнозе легкая степень умственной отсталости определяет специфику антиципационно- прогностических процессов, проявляющуюся в низкой скорости формирования прогноза, в наличии ошибок отвлечения и выборе нерациональных стратегий планирования. Когнитивный аспект прогнозирования младших школьников с легкой степенью умственной отсталости зависит от степени выраженности и специфики проявления их дефекта, от возрастных, интеллектуальных, а также коммуникативных и эмоционально-волевых особенностей развития их личности, а также от уровня сформированности ведущей деятельности - учебной. Прогноз у детей с с легкой степенью умственной отсталости искажен, имеет свою специфику в виде низкого уровня его сформированности, также более низкого уровня сформированности учебной деятельности, по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.
Результаты нашего исследования могут быть использованы в практике психолого-педагогической работы с детьми с легкой степенью умственной отсталости младшего школьного возраста.
Подводя итоги проведенного исследования, стоит отметить перспективы дальнейшей работы в рамках данной проблемы. В научном плане она будет направлена на дальнейшее уточнение психодиагностических критериев выявления антиципационно-прогностических процессов у детей младшего школьного возраста, а также разработку методов коррекции отклоняющегося развития с учетом присущих детям параметров антиципационной состоятельности.
Данные эмпирического исследования дают нам возможность сделать вывод о том, что стойкое снижение интеллекта при диагнозе легкая степень умственной отсталости определяет специфику антиципационно- прогностических процессов, проявляющуюся в низкой скорости формирования прогноза, в наличии ошибок отвлечения и выборе нерациональных стратегий планирования. Когнитивный аспект прогнозирования младших школьников с легкой степенью умственной отсталости зависит от степени выраженности и специфики проявления их дефекта, от возрастных, интеллектуальных, а также коммуникативных и эмоционально-волевых особенностей развития их личности, а также от уровня сформированности ведущей деятельности - учебной. Прогноз у детей с с легкой степенью умственной отсталости искажен, имеет свою специфику в виде низкого уровня его сформированности, также более низкого уровня сформированности учебной деятельности, по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.
Результаты нашего исследования могут быть использованы в практике психолого-педагогической работы с детьми с легкой степенью умственной отсталости младшего школьного возраста.
Подводя итоги проведенного исследования, стоит отметить перспективы дальнейшей работы в рамках данной проблемы. В научном плане она будет направлена на дальнейшее уточнение психодиагностических критериев выявления антиципационно-прогностических процессов у детей младшего школьного возраста, а также разработку методов коррекции отклоняющегося развития с учетом присущих детям параметров антиципационной состоятельности.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И СПОСОБНОСТЬ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И СПОСОБНОСТЬ
К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ
С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ ФОРМОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ СПОСОБНОСТИ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ В СФЕРЕ ОТНОШЕНИЙ К ЗДОРОВЬЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



