ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ ПИЩЕВОЙ ЗАВИСИМОСТИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков (на примере пищевой зависимости)
1.1. Теоретический анализ основных понятий исследования:
«аддикция», «аддиктивное поведение», «пищевая зависимость» 14
1.2. Характерные особенности подростков, склонных к пищевой
зависимости 28
1.3. Методы, формы профилактики и коррекции аддиктивного
поведения подростов, склонных к пищевой зависимости 39
Выводы по главе 1 50
Глава II. Педагогическое обеспечение процесса профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков (на примере пищевой зависимости)
2.1. Научно-практическое обоснование педагогических условий профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков, склонных к
пищевой зависимости 52
2.2. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы
профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков, склонных к
пищевой зависимости 77
Выводы по главе II 82
Заключение 84
Библиографический список литературы 86
Приложения 92
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков (на примере пищевой зависимости)
1.1. Теоретический анализ основных понятий исследования:
«аддикция», «аддиктивное поведение», «пищевая зависимость» 14
1.2. Характерные особенности подростков, склонных к пищевой
зависимости 28
1.3. Методы, формы профилактики и коррекции аддиктивного
поведения подростов, склонных к пищевой зависимости 39
Выводы по главе 1 50
Глава II. Педагогическое обеспечение процесса профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков (на примере пищевой зависимости)
2.1. Научно-практическое обоснование педагогических условий профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков, склонных к
пищевой зависимости 52
2.2. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы
профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков, склонных к
пищевой зависимости 77
Выводы по главе II 82
Заключение 84
Библиографический список литературы 86
Приложения 92
Актуальность проблемы исследования. Одним из основных факторов укрепления здоровья детей и подростков является правильное и рациональное питание. Важность и своевременное удовлетворение потребностей растущего организма в питательных веществах обеспечивает гармоничное развитие подростков, создает условия для адекватной адаптации к социуму, повышает работоспособность организма, успеваемость, способствует профилактике различных серьезных заболеваний.
Заметим, что проблема аддиктивного поведения подростков, склонных к пищевой зависимости, уже не является только медицинской или морально - нравственной проблемой, а приобретает статус высоко значимой социальной проблемы, так как касается здоровья, безопасности и сохранности генофонда как отдельной страны, так и человечества в целом. По исследованиям Всемирной организации здравоохранения [65], данная проблема занимает место в первой десятке самых значимых научных проблем. Наблюдается негативная тенденция к ежегодному увеличению данной категории подростков в среднем на 8-12%. Среди старшеклассников распространенность пищевой зависимости достигает уже 70-80%. Более 80% подростков нуждаются в медицинской, психотерапевтической или психиатрической помощи.
В науке под пищевой зависимостью принято понимать ценностное отношение к еде и к ее приему, стереотипное мышление в отношении питания в обычной жизни, ориентир на образец идеального тела и пути достижения такового.
Проблему здорового пищевого поведения детей исследуют во многих странах мира и для этого есть много различных причин. По приведенным статистическим данным ВОЗ [65] по состоянию на 2017 год на планете насчитывается уже около 2 млрд. человек, страдающих ожирением, из них 650 млн. страдают чрезмерной полнотой, а к 2025 году численность людей с избыточным весом может достигнуть уже 2,8 млрд. человек. В странах с низким социально-экономическим уровнем жизни решаются проблемы пониженного питания, недостатка витаминов и микроэлементов. В странах с высоким уровнем доходов населения главная проблема-это избыточный вес детей, подростков и молодежи. По данным европейских исследований, проводимых Всемирной организацией здравоохранения, дети из семей с низким социально-экономическим статусом чаще пропускают завтраки или выбирают только напитки по сравнению с детьми из семей со средним и высоким уровнем дохода (22, 9 против 15, 6%). Диета, включающая частое употребление сладких напитков, конфет, снэков, полуфабрикатов и еды быстрого приготовления в сочетании с большими порциями приводит к высокому индексу массы тела (ИМТ) у взрослых, детей и подростков. В частности, регулярный пропуск завтрака и его бесполезный для организма состав тоже были показаны как факторы, приводящие к увеличению ИМТ, особенно у детей и подростков. Данная тенденция с возрастом только становится более различаемой. Диеты, в которых много жира и мало клетчатки, фруктов и овощей впоследствии приводят к заболеваниям сердечнососудистой системы и такому серьезному заболеванию, как рак. Так как особенности пищевого поведения закладываются в детстве и носят довольно устойчивый характер, то особое беспокойство вызывает питание подростков, которое значительно отличается от рекомендуемого для нормальной жизнедеятельности растущего организма.
Важно понять, что серьезные и опасные заболевания, к которым приводит нерациональное пищевое поведение, чаще всего развиваются не в детском, а уже в зрелом возрасте. Это относится, например, к болезням сердца и сосудов, которые в настоящее время занимают первое место в числе смертности россиян, приводят к ухудшению качества жизни населения и значимым социально-экономическим потерям для общества. Действительно, в возрасте после 40 лет у каждого второго жителя нашей страны уже отмечаются повышенное артериальное давление, признаки атеросклероза сосудов или избыточная масса тела. Данные нарушения здоровья непосредственно и, несомненно, связаны с нерациональным питанием. Между тем, та модель пищевого поведения, которая впоследствии приводит человека к указанным нарушениям здоровья, как правило, формируется в дошкольном возрасте.
В настоящее время можно отметить увеличение числа медицинских исследований, посвященных изучению пограничных психических заболеваний с нарушениями пищевого поведения. Психолого-педагогических работ, в которых исследуется контингент психически здоровых подростков и молодежи, значительно меньше. Вместе с тем, наличие не корригируемой избыточной массы тела значительно повышает риск развития сердечнососудистых заболеваний, патологии опорно-двигательного аппарата, инсулиннезависимого сахарного диабета.
Социальные, психологические и педагогические факторы возникновения аддиктивного поведения подростков затрагивают сферы семейного, школьного и общественного воспитания. Семья, являясь основой процесса формирования и развития личности ребенка, играет важную роль в его становлении, как личности, так и жизнедеятельности. Безразличное отношение к его будущему приводит к дисбалансу внутрисемейных отношений, и как следствие может привести к аддиктивному поведению. Данные факторы негативно влияют на дальнейшее формирование личностных качеств, несоответствию нормам, установленным социумом, отсутствием навыков установления своей социальной роли, приведет к неумению подростка адаптироваться в современных условиях жизнедеятельности. Вот потому родителям важно следить за процессом воспитания ребенка с самого его рождения.
Структура образования в России разрабатывается с целью подготовки подростков к решению задач, которые в дальнейшем обеспечат им нормальную адаптацию в обществе. Однако, отсутствие квалифицированных педагогов и программ, направленных на своевременное предупреждение и
коррекцию аддиктивного поведения в общем, пищевой зависимости в частности приводит к увеличению числа подростков, которые относятся к группе риска. Одна из основных задач педагога - психолога - есть определение основных направлений нормального процесса социализации личности подростка, и разработка специальных эффективных профилактических программ, включающих формы и методы, направленные на уменьшение рисков аддиктивного поведения.
Проанализируем факторы, которые являются серьезными аргументами для разработки профилактических и корригирующих мероприятий по предотвращению аддиктивного поведения подростков.
Состояние разработанности проблемы исследования. Проблема профилактики и коррекции пищевой зависимости подростков изучается в рамках различных наук (социологии, психологии, медицины, педагогики и др.). Данное обстоятельство обусловило обращение к источникам различных научных направлений. Значительный и весомый вклад в исследование проблемы аддиктивного поведения личности внесли отечественные ученые Н.В. Дмитриева [11], Ц.П. Короленко [23], А.Е. Личко [26], В.Д. Менделевич [31]. Предметом их исследования были социально-психологические условия развития личности подростков и юношей. В своих работах Ю.А. Клейберг [19] сравнивал динамику проблем девиантного поведения молодежи; работы А.Е. Личко [26] посвящены теоретико-методологическим проблемам изучения социального здоровья личности на разных этапах развития общества. Среди исследований 90-х гг. XX в., посвященных проблемам аддиктивного поведения, необходимо выделить исследования М.В. Коркиной [21], Н.Ю. Максимовой [28], которые положили начало изучения профилактики аддиктивного поведения в подростковой среде.
Социальная диагностика аддиктивного поведения рассмотрена в исследованиях Ц.П. Короленко [23]. Формирование поведения молодежи на базе семейных дисгармоний становится предметом исследования
Н.В. Дмитриевой [11]. А.Ю. Егорова [13], С.А. Игумнов [13] и др. Авторы рассматривали психолого-педагогические направления реабилитации социально - дезадаптированной молодежи.
Такие ученые, как Т.А. Донских [23], Е.В. Змановская [16] и Ц.П. Короленко [23] изучали факторы, влияющие на личность с позиций внутриличностных конфликтов между потребностями и невозможностью их удовлетворить.
Научные взгляды Ю.А. Клейберга [19], анализирующего в своих работах взаимосвязь социальной работы и коррекции аддиктивного поведения, несмотря на изменения ценностной системы общества.
Однако, несмотря на широкий круг исследования проблемы аддиктивного поведения подростков, вопросы профилактики и коррекции пищевых аддикций не нашли достаточного изучения. В связи с этим существует ряд противоречий между:
- усилиями государства и социума по формированию здорового образа жизни населения и увеличением числа аддиктивных подростков, склонных к пищевой зависимости;
- между востребованностью в психолого-педагогической науке трудов по проблемам аддиктивного поведения и недостаточным количеством научных разработок по аддиктивному поведению подростков, склонных к пищевой зависимости;
- между потребностью общества в профилактике и коррекции аддиктивного поведения подростков в общеобразовательных учреждениях и недостаточной подготовленностью специалистов (социальных педагогов, психологов, учителей) к взаимодействию с семьями, имеющими таких подростков.
Данные противоречия указывают на актуальность и приоритетность проведения профилактических и корректирующих мероприятий по снижению аддиктивных тенденций, и позволяют определить проблему исследования: каковы педагогические условия профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков склонных к пищевой зависимости?
Цель исследования - разработать и в опытно экспериментальной работе апробировать педагогические условия профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков, склонных к пищевой зависимости.
Объект исследования - процесс профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков, склонных к пищевой зависимости.
Предмет исследования - педагогические условия профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков, склонных к пищевой зависимости.
Гипотеза исследования. Процесс профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков, склонных к пищевой зависимости будет успешным, если:
- опираться на характеристики понятия «пищевая зависимость»;
- выявить особенности проявления аддиктивного поведения подростков, склонных к пищевой зависимости;
- учитывать эффективность форм и методов профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков, склонных к пищевой зависимости;
- реализовать педагогические условия профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков, склонных к пищевой зависимости, к которым мы относим: своевременную диагностику аддиктивного поведения подростков, склонных к пищевой зависимости; разработку и апробацию программы профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков; психолого-педагогическое консультирование родителей подростков, склонных к пищевой зависимости.
Заметим, что проблема аддиктивного поведения подростков, склонных к пищевой зависимости, уже не является только медицинской или морально - нравственной проблемой, а приобретает статус высоко значимой социальной проблемы, так как касается здоровья, безопасности и сохранности генофонда как отдельной страны, так и человечества в целом. По исследованиям Всемирной организации здравоохранения [65], данная проблема занимает место в первой десятке самых значимых научных проблем. Наблюдается негативная тенденция к ежегодному увеличению данной категории подростков в среднем на 8-12%. Среди старшеклассников распространенность пищевой зависимости достигает уже 70-80%. Более 80% подростков нуждаются в медицинской, психотерапевтической или психиатрической помощи.
В науке под пищевой зависимостью принято понимать ценностное отношение к еде и к ее приему, стереотипное мышление в отношении питания в обычной жизни, ориентир на образец идеального тела и пути достижения такового.
Проблему здорового пищевого поведения детей исследуют во многих странах мира и для этого есть много различных причин. По приведенным статистическим данным ВОЗ [65] по состоянию на 2017 год на планете насчитывается уже около 2 млрд. человек, страдающих ожирением, из них 650 млн. страдают чрезмерной полнотой, а к 2025 году численность людей с избыточным весом может достигнуть уже 2,8 млрд. человек. В странах с низким социально-экономическим уровнем жизни решаются проблемы пониженного питания, недостатка витаминов и микроэлементов. В странах с высоким уровнем доходов населения главная проблема-это избыточный вес детей, подростков и молодежи. По данным европейских исследований, проводимых Всемирной организацией здравоохранения, дети из семей с низким социально-экономическим статусом чаще пропускают завтраки или выбирают только напитки по сравнению с детьми из семей со средним и высоким уровнем дохода (22, 9 против 15, 6%). Диета, включающая частое употребление сладких напитков, конфет, снэков, полуфабрикатов и еды быстрого приготовления в сочетании с большими порциями приводит к высокому индексу массы тела (ИМТ) у взрослых, детей и подростков. В частности, регулярный пропуск завтрака и его бесполезный для организма состав тоже были показаны как факторы, приводящие к увеличению ИМТ, особенно у детей и подростков. Данная тенденция с возрастом только становится более различаемой. Диеты, в которых много жира и мало клетчатки, фруктов и овощей впоследствии приводят к заболеваниям сердечнососудистой системы и такому серьезному заболеванию, как рак. Так как особенности пищевого поведения закладываются в детстве и носят довольно устойчивый характер, то особое беспокойство вызывает питание подростков, которое значительно отличается от рекомендуемого для нормальной жизнедеятельности растущего организма.
Важно понять, что серьезные и опасные заболевания, к которым приводит нерациональное пищевое поведение, чаще всего развиваются не в детском, а уже в зрелом возрасте. Это относится, например, к болезням сердца и сосудов, которые в настоящее время занимают первое место в числе смертности россиян, приводят к ухудшению качества жизни населения и значимым социально-экономическим потерям для общества. Действительно, в возрасте после 40 лет у каждого второго жителя нашей страны уже отмечаются повышенное артериальное давление, признаки атеросклероза сосудов или избыточная масса тела. Данные нарушения здоровья непосредственно и, несомненно, связаны с нерациональным питанием. Между тем, та модель пищевого поведения, которая впоследствии приводит человека к указанным нарушениям здоровья, как правило, формируется в дошкольном возрасте.
В настоящее время можно отметить увеличение числа медицинских исследований, посвященных изучению пограничных психических заболеваний с нарушениями пищевого поведения. Психолого-педагогических работ, в которых исследуется контингент психически здоровых подростков и молодежи, значительно меньше. Вместе с тем, наличие не корригируемой избыточной массы тела значительно повышает риск развития сердечнососудистых заболеваний, патологии опорно-двигательного аппарата, инсулиннезависимого сахарного диабета.
Социальные, психологические и педагогические факторы возникновения аддиктивного поведения подростков затрагивают сферы семейного, школьного и общественного воспитания. Семья, являясь основой процесса формирования и развития личности ребенка, играет важную роль в его становлении, как личности, так и жизнедеятельности. Безразличное отношение к его будущему приводит к дисбалансу внутрисемейных отношений, и как следствие может привести к аддиктивному поведению. Данные факторы негативно влияют на дальнейшее формирование личностных качеств, несоответствию нормам, установленным социумом, отсутствием навыков установления своей социальной роли, приведет к неумению подростка адаптироваться в современных условиях жизнедеятельности. Вот потому родителям важно следить за процессом воспитания ребенка с самого его рождения.
Структура образования в России разрабатывается с целью подготовки подростков к решению задач, которые в дальнейшем обеспечат им нормальную адаптацию в обществе. Однако, отсутствие квалифицированных педагогов и программ, направленных на своевременное предупреждение и
коррекцию аддиктивного поведения в общем, пищевой зависимости в частности приводит к увеличению числа подростков, которые относятся к группе риска. Одна из основных задач педагога - психолога - есть определение основных направлений нормального процесса социализации личности подростка, и разработка специальных эффективных профилактических программ, включающих формы и методы, направленные на уменьшение рисков аддиктивного поведения.
Проанализируем факторы, которые являются серьезными аргументами для разработки профилактических и корригирующих мероприятий по предотвращению аддиктивного поведения подростков.
Состояние разработанности проблемы исследования. Проблема профилактики и коррекции пищевой зависимости подростков изучается в рамках различных наук (социологии, психологии, медицины, педагогики и др.). Данное обстоятельство обусловило обращение к источникам различных научных направлений. Значительный и весомый вклад в исследование проблемы аддиктивного поведения личности внесли отечественные ученые Н.В. Дмитриева [11], Ц.П. Короленко [23], А.Е. Личко [26], В.Д. Менделевич [31]. Предметом их исследования были социально-психологические условия развития личности подростков и юношей. В своих работах Ю.А. Клейберг [19] сравнивал динамику проблем девиантного поведения молодежи; работы А.Е. Личко [26] посвящены теоретико-методологическим проблемам изучения социального здоровья личности на разных этапах развития общества. Среди исследований 90-х гг. XX в., посвященных проблемам аддиктивного поведения, необходимо выделить исследования М.В. Коркиной [21], Н.Ю. Максимовой [28], которые положили начало изучения профилактики аддиктивного поведения в подростковой среде.
Социальная диагностика аддиктивного поведения рассмотрена в исследованиях Ц.П. Короленко [23]. Формирование поведения молодежи на базе семейных дисгармоний становится предметом исследования
Н.В. Дмитриевой [11]. А.Ю. Егорова [13], С.А. Игумнов [13] и др. Авторы рассматривали психолого-педагогические направления реабилитации социально - дезадаптированной молодежи.
Такие ученые, как Т.А. Донских [23], Е.В. Змановская [16] и Ц.П. Короленко [23] изучали факторы, влияющие на личность с позиций внутриличностных конфликтов между потребностями и невозможностью их удовлетворить.
Научные взгляды Ю.А. Клейберга [19], анализирующего в своих работах взаимосвязь социальной работы и коррекции аддиктивного поведения, несмотря на изменения ценностной системы общества.
Однако, несмотря на широкий круг исследования проблемы аддиктивного поведения подростков, вопросы профилактики и коррекции пищевых аддикций не нашли достаточного изучения. В связи с этим существует ряд противоречий между:
- усилиями государства и социума по формированию здорового образа жизни населения и увеличением числа аддиктивных подростков, склонных к пищевой зависимости;
- между востребованностью в психолого-педагогической науке трудов по проблемам аддиктивного поведения и недостаточным количеством научных разработок по аддиктивному поведению подростков, склонных к пищевой зависимости;
- между потребностью общества в профилактике и коррекции аддиктивного поведения подростков в общеобразовательных учреждениях и недостаточной подготовленностью специалистов (социальных педагогов, психологов, учителей) к взаимодействию с семьями, имеющими таких подростков.
Данные противоречия указывают на актуальность и приоритетность проведения профилактических и корректирующих мероприятий по снижению аддиктивных тенденций, и позволяют определить проблему исследования: каковы педагогические условия профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков склонных к пищевой зависимости?
Цель исследования - разработать и в опытно экспериментальной работе апробировать педагогические условия профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков, склонных к пищевой зависимости.
Объект исследования - процесс профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков, склонных к пищевой зависимости.
Предмет исследования - педагогические условия профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков, склонных к пищевой зависимости.
Гипотеза исследования. Процесс профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков, склонных к пищевой зависимости будет успешным, если:
- опираться на характеристики понятия «пищевая зависимость»;
- выявить особенности проявления аддиктивного поведения подростков, склонных к пищевой зависимости;
- учитывать эффективность форм и методов профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков, склонных к пищевой зависимости;
- реализовать педагогические условия профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков, склонных к пищевой зависимости, к которым мы относим: своевременную диагностику аддиктивного поведения подростков, склонных к пищевой зависимости; разработку и апробацию программы профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков; психолого-педагогическое консультирование родителей подростков, склонных к пищевой зависимости.
Решая первую задачу, мы на основе анализа психологической и педагогической литературы изучив концепции различных авторов, нами была раскрыта сущность и содержание понятий: «аддиктивное поведение», «пищевая зависимость».
Аддиктивное поведение одна из форм деструктивного поведения, проявляющееся в уходе от действительности посредством перемены собственного психического состояния с помощью приема определенных препаратов либо постоянной фиксации интереса на конкретных объектах либо активных типах деятельности, что сопутствуется формированием интенсивных эмоций. В науке акцентируют два типа аддикций: химические зависимости; нехимические зависимости; 4 аспекта аддиктивного поведения: общественный, психологический, физический и клинический.
Пищевая зависимость - вид аддиктивного поведения, психологическое состояние и одержимое стремление к неконтролируемому употреблению пищи, связанному с удовольствием.
Решая вторую задачу, мы определили особенности проявлений пищевой зависимости подростков. К ним относятся:
1) высокий эгоизм, стремление к противодействиям, упрямство, отсутствие авторитетов, усиленное влечение к взрослению, двойственность и противоречивость характера, тяготение к незнакомому, рискованное поведение;
2) самостоятельность, отрыв от семьи, нездоровое реагирование на половозрелые перемены и действия, неумение принять личную формирующуюся сексуальность; тенденция завышать уровень трудности проблем; упадок идентичности, невысокая переносимость проблем.
Решая третью задачу, мы разработали педагогические условия и апробировали их в опытно-экспериментальной работе.
К педагогическим условиям относится:
1) своевременная диагностика состояния пищевой зависимости у подростков, которая позволяет выявить степень развитость уровня зависимости, ее направленность; разработка и апробация программы профилактики и коррекции пищевой зависимости, которая имеет следующие эффективные формы и методы: консультирование индивидуальное и групповое, игротерапия, арт-терапия (изотерапия, музыкотерапия), беседа, лекция и тренинговые упражнения;
2) профилактико-коррекционная программа для подростков со склонностью к пищевой зависимости;
3) психолого-педагогическое консультирование родителей подростков склонных к пищевой зависимости.
Нами была подтверждена гипотеза. Она была основана на предположении о том, что эффективность профилактико-коррекционной работы пищевой зависимости у подростков может повыситься, если опираться на сущностные характеристики определения «пищевая зависимость»; учитывать особенности подростков с пищевой зависимостью; учитывать возможности форм и методов при профилактике и коррекции пищевой зависимости, а также реализовать педагогические условия профилактики и коррекции пищевой зависимости у подростков. Эти данные подтверждены методами математической обработки данных, в частности, 't- критерием Стьюдента для связанных и независимых выборок.
После проведения статистического анализа, мы получили результаты, которые констатируют то, что по методике «Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей» Г.В. Лозовой для ЭГ имеют статистические различия на уровне t>0,05, тем самым принимается гипотеза Н1.
Исходя их всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в ходе формирующего эксперимента произошли с изменения, позволяющие признать проведение опытно - экспериментальной работы успешной и положения выдвинутой гипотезы подтвержденной.
Аддиктивное поведение одна из форм деструктивного поведения, проявляющееся в уходе от действительности посредством перемены собственного психического состояния с помощью приема определенных препаратов либо постоянной фиксации интереса на конкретных объектах либо активных типах деятельности, что сопутствуется формированием интенсивных эмоций. В науке акцентируют два типа аддикций: химические зависимости; нехимические зависимости; 4 аспекта аддиктивного поведения: общественный, психологический, физический и клинический.
Пищевая зависимость - вид аддиктивного поведения, психологическое состояние и одержимое стремление к неконтролируемому употреблению пищи, связанному с удовольствием.
Решая вторую задачу, мы определили особенности проявлений пищевой зависимости подростков. К ним относятся:
1) высокий эгоизм, стремление к противодействиям, упрямство, отсутствие авторитетов, усиленное влечение к взрослению, двойственность и противоречивость характера, тяготение к незнакомому, рискованное поведение;
2) самостоятельность, отрыв от семьи, нездоровое реагирование на половозрелые перемены и действия, неумение принять личную формирующуюся сексуальность; тенденция завышать уровень трудности проблем; упадок идентичности, невысокая переносимость проблем.
Решая третью задачу, мы разработали педагогические условия и апробировали их в опытно-экспериментальной работе.
К педагогическим условиям относится:
1) своевременная диагностика состояния пищевой зависимости у подростков, которая позволяет выявить степень развитость уровня зависимости, ее направленность; разработка и апробация программы профилактики и коррекции пищевой зависимости, которая имеет следующие эффективные формы и методы: консультирование индивидуальное и групповое, игротерапия, арт-терапия (изотерапия, музыкотерапия), беседа, лекция и тренинговые упражнения;
2) профилактико-коррекционная программа для подростков со склонностью к пищевой зависимости;
3) психолого-педагогическое консультирование родителей подростков склонных к пищевой зависимости.
Нами была подтверждена гипотеза. Она была основана на предположении о том, что эффективность профилактико-коррекционной работы пищевой зависимости у подростков может повыситься, если опираться на сущностные характеристики определения «пищевая зависимость»; учитывать особенности подростков с пищевой зависимостью; учитывать возможности форм и методов при профилактике и коррекции пищевой зависимости, а также реализовать педагогические условия профилактики и коррекции пищевой зависимости у подростков. Эти данные подтверждены методами математической обработки данных, в частности, 't- критерием Стьюдента для связанных и независимых выборок.
После проведения статистического анализа, мы получили результаты, которые констатируют то, что по методике «Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей» Г.В. Лозовой для ЭГ имеют статистические различия на уровне t>0,05, тем самым принимается гипотеза Н1.
Исходя их всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в ходе формирующего эксперимента произошли с изменения, позволяющие признать проведение опытно - экспериментальной работы успешной и положения выдвинутой гипотезы подтвержденной.
Подобные работы
- Социальная профилактика аддиктивного поведения молодежи (Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет)
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ ПОДРОСТКОВ С ПРИЗНАКАМИ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТИ
ОТ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ТИК-ТОК
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ КОНТЕНТА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК ФАКТОР ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2019 - Склонность к зависимости как условие агрессивности студентов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ,СКЛОННЫМ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Психокоррекция негативного образа тела у девушек, склонных к нарушению пищевого поведения
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019



