Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков (на примере пищевой зависимости)
1.1. Теоретический анализ основных понятий исследования:
«аддикция», «аддиктивное поведение», «пищевая зависимость» 14
1.2. Характерные особенности подростков, склонных к пищевой
зависимости 28
1.3. Методы, формы профилактики и коррекции аддиктивного
поведения подростов, склонных к пищевой зависимости 39
Выводы по главе 1 50
Глава II. Педагогическое обеспечение процесса профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков (на примере пищевой зависимости)
2.1. Научно-практическое обоснование педагогических условий профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков, склонных к
пищевой зависимости 52
2.2. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы
профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков, склонных к
пищевой зависимости 77
Выводы по главе II 82
Заключение 84
Библиографический список литературы 86
Приложения 92
Актуальность проблемы исследования. Одним из основных факторов укрепления здоровья детей и подростков является правильное и рациональное питание. Важность и своевременное удовлетворение потребностей растущего организма в питательных веществах обеспечивает гармоничное развитие подростков, создает условия для адекватной адаптации к социуму, повышает работоспособность организма, успеваемость, способствует профилактике различных серьезных заболеваний.
Заметим, что проблема аддиктивного поведения подростков, склонных к пищевой зависимости, уже не является только медицинской или морально - нравственной проблемой, а приобретает статус высоко значимой социальной проблемы, так как касается здоровья, безопасности и сохранности генофонда как отдельной страны, так и человечества в целом. По исследованиям Всемирной организации здравоохранения [65], данная проблема занимает место в первой десятке самых значимых научных проблем. Наблюдается негативная тенденция к ежегодному увеличению данной категории подростков в среднем на 8-12%. Среди старшеклассников распространенность пищевой зависимости достигает уже 70-80%. Более 80% подростков нуждаются в медицинской, психотерапевтической или психиатрической помощи.
В науке под пищевой зависимостью принято понимать ценностное отношение к еде и к ее приему, стереотипное мышление в отношении питания в обычной жизни, ориентир на образец идеального тела и пути достижения такового.
Проблему здорового пищевого поведения детей исследуют во многих странах мира и для этого есть много различных причин. По приведенным статистическим данным ВОЗ [65] по состоянию на 2017 год на планете насчитывается уже около 2 млрд. человек, страдающих ожирением, из них 650 млн. страдают чрезмерной полнотой, а к 2025 году численность людей с избыточным весом может достигнуть уже 2,8 млрд. человек. В странах с низким социально-экономическим уровнем жизни решаются проблемы пониженного питания, недостатка витаминов и микроэлементов. В странах с высоким уровнем доходов населения главная проблема-это избыточный вес детей, подростков и молодежи. По данным европейских исследований, проводимых Всемирной организацией здравоохранения, дети из семей с низким социально-экономическим статусом чаще пропускают завтраки или выбирают только напитки по сравнению с детьми из семей со средним и высоким уровнем дохода (22, 9 против 15, 6%). Диета, включающая частое употребление сладких напитков, конфет, снэков, полуфабрикатов и еды быстрого приготовления в сочетании с большими порциями приводит к высокому индексу массы тела (ИМТ) у взрослых, детей и подростков. В частности, регулярный пропуск завтрака и его бесполезный для организма состав тоже были показаны как факторы, приводящие к увеличению ИМТ, особенно у детей и подростков. Данная тенденция с возрастом только становится более различаемой. Диеты, в которых много жира и мало клетчатки, фруктов и овощей впоследствии приводят к заболеваниям сердечнососудистой системы и такому серьезному заболеванию, как рак. Так как особенности пищевого поведения закладываются в детстве и носят довольно устойчивый характер, то особое беспокойство вызывает питание подростков, которое значительно отличается от рекомендуемого для нормальной жизнедеятельности растущего организма.
Важно понять, что серьезные и опасные заболевания, к которым приводит нерациональное пищевое поведение, чаще всего развиваются не в детском, а уже в зрелом возрасте. Это относится, например, к болезням сердца и сосудов, которые в настоящее время занимают первое место в числе смертности россиян, приводят к ухудшению качества жизни населения и значимым социально-экономическим потерям для общества. Действительно, в возрасте после 40 лет у каждого второго жителя нашей страны уже отмечаются повышенное артериальное давление, признаки атеросклероза сосудов или избыточная масса тела. Данные нарушения здоровья непосредственно и, несомненно, связаны с нерациональным питанием. Между тем, та модель пищевого поведения, которая впоследствии приводит человека к указанным нарушениям здоровья, как правило, формируется в дошкольном возрасте.
В настоящее время можно отметить увеличение числа медицинских исследований, посвященных изучению пограничных психических заболеваний с нарушениями пищевого поведения. Психолого-педагогических работ, в которых исследуется контингент психически здоровых подростков и молодежи, значительно меньше. Вместе с тем, наличие не корригируемой избыточной массы тела значительно повышает риск развития сердечнососудистых заболеваний, патологии опорно-двигательного аппарата, инсулиннезависимого сахарного диабета.
Социальные, психологические и педагогические факторы возникновения аддиктивного поведения подростков затрагивают сферы семейного, школьного и общественного воспитания. Семья, являясь основой процесса формирования и развития личности ребенка, играет важную роль в его становлении, как личности, так и жизнедеятельности. Безразличное отношение к его будущему приводит к дисбалансу внутрисемейных отношений, и как следствие может привести к аддиктивному поведению. Данные факторы негативно влияют на дальнейшее формирование личностных качеств, несоответствию нормам, установленным социумом, отсутствием навыков установления своей социальной роли, приведет к неумению подростка адаптироваться в современных условиях жизнедеятельности. Вот потому родителям важно следить за процессом воспитания ребенка с самого его рождения.
Структура образования в России разрабатывается с целью подготовки подростков к решению задач, которые в дальнейшем обеспечат им нормальную адаптацию в обществе. Однако, отсутствие квалифицированных педагогов и программ, направленных на своевременное предупреждение и
коррекцию аддиктивного поведения в общем, пищевой зависимости в частности приводит к увеличению числа подростков, которые относятся к группе риска. Одна из основных задач педагога - психолога - есть определение основных направлений нормального процесса социализации личности подростка, и разработка специальных эффективных профилактических программ, включающих формы и методы, направленные на уменьшение рисков аддиктивного поведения.
Проанализируем факторы, которые являются серьезными аргументами для разработки профилактических и корригирующих мероприятий по предотвращению аддиктивного поведения подростков.
Состояние разработанности проблемы исследования. Проблема профилактики и коррекции пищевой зависимости подростков изучается в рамках различных наук (социологии, психологии, медицины, педагогики и др.). Данное обстоятельство обусловило обращение к источникам различных научных направлений. Значительный и весомый вклад в исследование проблемы аддиктивного поведения личности внесли отечественные ученые Н.В. Дмитриева [11], Ц.П. Короленко [23], А.Е. Личко [26], В.Д. Менделевич [31]. Предметом их исследования были социально-психологические условия развития личности подростков и юношей. В своих работах Ю.А. Клейберг [19] сравнивал динамику проблем девиантного поведения молодежи; работы А.Е. Личко [26] посвящены теоретико-методологическим проблемам изучения социального здоровья личности на разных этапах развития общества. Среди исследований 90-х гг. XX в., посвященных проблемам аддиктивного поведения, необходимо выделить исследования М.В. Коркиной [21], Н.Ю. Максимовой [28], которые положили начало изучения профилактики аддиктивного поведения в подростковой среде.
Социальная диагностика аддиктивного поведения рассмотрена в исследованиях Ц.П. Короленко [23]. Формирование поведения молодежи на базе семейных дисгармоний становится предметом исследования
Н.В. Дмитриевой [11]. А.Ю. Егорова [13], С.А. Игумнов [13] и др. Авторы рассматривали психолого-педагогические направления реабилитации социально - дезадаптированной молодежи.
Такие ученые, как Т.А. Донских [23], Е.В. Змановская [16] и Ц.П. Короленко [23] изучали факторы, влияющие на личность с позиций внутриличностных конфликтов между потребностями и невозможностью их удовлетворить.
Научные взгляды Ю.А. Клейберга [19], анализирующего в своих работах взаимосвязь социальной работы и коррекции аддиктивного поведения, несмотря на изменения ценностной системы общества.
Однако, несмотря на широкий круг исследования проблемы аддиктивного поведения подростков, вопросы профилактики и коррекции пищевых аддикций не нашли достаточного изучения. В связи с этим существует ряд противоречий между:
- усилиями государства и социума по формированию здорового образа жизни населения и увеличением числа аддиктивных подростков, склонных к пищевой зависимости;
- между востребованностью в психолого-педагогической науке трудов по проблемам аддиктивного поведения и недостаточным количеством научных разработок по аддиктивному поведению подростков, склонных к пищевой зависимости;
- между потребностью общества в профилактике и коррекции аддиктивного поведения подростков в общеобразовательных учреждениях и недостаточной подготовленностью специалистов (социальных педагогов, психологов, учителей) к взаимодействию с семьями, имеющими таких подростков.
Данные противоречия указывают на актуальность и приоритетность проведения профилактических и корректирующих мероприятий по снижению аддиктивных тенденций, и позволяют определить проблему исследования: каковы педагогические условия профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков склонных к пищевой зависимости?
Цель исследования - разработать и в опытно экспериментальной работе апробировать педагогические условия профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков, склонных к пищевой зависимости.
Объект исследования - процесс профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков, склонных к пищевой зависимости.
Предмет исследования - педагогические условия профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков, склонных к пищевой зависимости.
Гипотеза исследования. Процесс профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков, склонных к пищевой зависимости будет успешным, если:
- опираться на характеристики понятия «пищевая зависимость»;
- выявить особенности проявления аддиктивного поведения подростков, склонных к пищевой зависимости;
- учитывать эффективность форм и методов профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков, склонных к пищевой зависимости;
- реализовать педагогические условия профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков, склонных к пищевой зависимости, к которым мы относим: своевременную диагностику аддиктивного поведения подростков, склонных к пищевой зависимости; разработку и апробацию программы профилактики и коррекции аддиктивного поведения подростков; психолого-педагогическое консультирование родителей подростков, склонных к пищевой зависимости.
Решая первую задачу, мы на основе анализа психологической и педагогической литературы изучив концепции различных авторов, нами была раскрыта сущность и содержание понятий: «аддиктивное поведение», «пищевая зависимость».
Аддиктивное поведение одна из форм деструктивного поведения, проявляющееся в уходе от действительности посредством перемены собственного психического состояния с помощью приема определенных препаратов либо постоянной фиксации интереса на конкретных объектах либо активных типах деятельности, что сопутствуется формированием интенсивных эмоций. В науке акцентируют два типа аддикций: химические зависимости; нехимические зависимости; 4 аспекта аддиктивного поведения: общественный, психологический, физический и клинический.
Пищевая зависимость - вид аддиктивного поведения, психологическое состояние и одержимое стремление к неконтролируемому употреблению пищи, связанному с удовольствием.
Решая вторую задачу, мы определили особенности проявлений пищевой зависимости подростков. К ним относятся:
1) высокий эгоизм, стремление к противодействиям, упрямство, отсутствие авторитетов, усиленное влечение к взрослению, двойственность и противоречивость характера, тяготение к незнакомому, рискованное поведение;
2) самостоятельность, отрыв от семьи, нездоровое реагирование на половозрелые перемены и действия, неумение принять личную формирующуюся сексуальность; тенденция завышать уровень трудности проблем; упадок идентичности, невысокая переносимость проблем.
Решая третью задачу, мы разработали педагогические условия и апробировали их в опытно-экспериментальной работе.
К педагогическим условиям относится:
1) своевременная диагностика состояния пищевой зависимости у подростков, которая позволяет выявить степень развитость уровня зависимости, ее направленность; разработка и апробация программы профилактики и коррекции пищевой зависимости, которая имеет следующие эффективные формы и методы: консультирование индивидуальное и групповое, игротерапия, арт-терапия (изотерапия, музыкотерапия), беседа, лекция и тренинговые упражнения;
2) профилактико-коррекционная программа для подростков со склонностью к пищевой зависимости;
3) психолого-педагогическое консультирование родителей подростков склонных к пищевой зависимости.
Нами была подтверждена гипотеза. Она была основана на предположении о том, что эффективность профилактико-коррекционной работы пищевой зависимости у подростков может повыситься, если опираться на сущностные характеристики определения «пищевая зависимость»; учитывать особенности подростков с пищевой зависимостью; учитывать возможности форм и методов при профилактике и коррекции пищевой зависимости, а также реализовать педагогические условия профилактики и коррекции пищевой зависимости у подростков. Эти данные подтверждены методами математической обработки данных, в частности, 't- критерием Стьюдента для связанных и независимых выборок.
После проведения статистического анализа, мы получили результаты, которые констатируют то, что по методике «Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей» Г.В. Лозовой для ЭГ имеют статистические различия на уровне t>0,05, тем самым принимается гипотеза Н1.
Исходя их всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в ходе формирующего эксперимента произошли с изменения, позволяющие признать проведение опытно - экспериментальной работы успешной и положения выдвинутой гипотезы подтвержденной.
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - СПб.: Академический Проект, 2011. - 240 с.
2. Александров А.А. Интегративная психотерапия: учеб. пособие / А.А. Александров. - СПб.: «Питер», 2009. - 58 с.
3. Балабонкин М. И. Нервная анорексия и гормональные расстройства / М. И. Балабонкин // Невропатология и психиатрии. -1994. -№4. - С. 603-606.
4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева// Социальное здоровье России. -2009. -С.21-22.
5. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.: Международная педагогическая академия.- 1995.75 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности Текст. / Л.И. Божович 2е изд. - Воронеж: МОДЭК, 1997. - 352 с.
7. Бюлер Ш. « Что такое пубертатный период?»: учеб. пособие / Ш. Бюлер. - Германия, 1922.- 22 с.
8. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций Текст. / Ф.Е. Василюк // Психологический журнал. - 1995. -Т.16, № 5. - С. 104-114.
9. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций Текст. / Ф.Е. Василюк.- М.: Изд-во Моск. Ун - та, 1984. - 200 с.
10. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. в 6-ти тт. - М.: Академия, 1982-84. Том 3. - С. 301.
11. Дмитриева Н. Ю. Общая психология / Н.Ю. Дмитриева. - М.: Академия, 2016. - 516 c
12. Доде Л.М. Психическая беспомощность и психология аддикции / Л.М. Доде - М.:Академия, 2017. 115 с.
13. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Клиника и психология девиантного поведения: науч. издание / А.Ю. Егоров, С.А Игумнов. - СПб.: Речь, 2010. - 398 с.
14. Ермолаева М. В. Психология развития / М. В. Ермолаева. — М.: Эксмо- Пресс, 2014. — С. 99-101.
15. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка: учеб.пособие / Т.Ф. Ефремова.- М.: Издательство: Дрофа,2016.-87с. 16.Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. уч.пособие. / Е.В.Змановская. - М.: Академия, 2003. - 288 с.
17. Калиниченко О.Ю. Формирование аддиктивного поведения в подростковом и юношеском возрасте: системный анализ социальных и психологических факторов риска. Автореф. дис. ...канд. биол. наук. Тула,
2007. - 165 с.
18. Карабанова О. А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. — Самара: Издательство СИОКПП, 2001. — 122 с.
19. Клейберг Ю.А. Психология зависимого поведения: учеб. пособие / Ю.А. Клейберг. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2001. - 160 с.
20. Кляйн М. Зависть и благодарность / М. Кляйн. - СПб.:Питер, 2002. - 152с.
21. Коркина М. В. К вопросу о нервной анорексии (об одной из причин вторичной анорексии) / М. В. Коркина // Журн. невропатологии и психиатрии. - 2014. - № 4. - С. 124 - 129.
22. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д., Григоренко Е.Л. Факторы социального и психологического неблагополучия подростков в показателях методик стандартизированного интервью и листов наблюдения // Вопросы психологии, 2016.- № 1.-С. 107-122.
23. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко.- М.: Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1, с.8-15.
24. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. - Новосибирск: Язык, 1990. - 219 с.
25. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев.- М.: Эксмо,2009.- 421 с.
26. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. - М.: Апрель ПРЕСС, 1999. - 416 с.
27. Лозовая Г.В. Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостям / Г.В. Лозовая.- М.: Спб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - 78 с.
28. Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению. // Психологический журнал, - 1996. - Том 17. - №3. С. 149-152
29. Маслоу А. Самоактуализация.Текст.: пер. с англ. / А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999. 478 с. - ISBN 5-80710016-6.
30. Матусевич М. С. Особенности формирования пищевых нарушений у подростков / М.С. Матусевич // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 814-817.
31. Менделевич В.Д. Психология зависимого поведения. Учебное пособие для ВУЗов / В.Д. Менделевич. - СПб.: Речь, 2005. - 445 с.
32. Минирт Ф., Майер П. Наркотик под названием еда./ Тексты. М.: МГУ, 1982. С. 108-117.
33. Мясищев В.Н. Психология отношений: монография / В.Н. Мясищев - М.: Воронеж: Издательство «НПО Модек», 1988.- 362 с.
34. Налчаджян A.A. Агрессивность человека / Налчаджян A.A. // - Спб.: Питер, 2017. 736 с.
35. Николаева А. Е. Особенности аддиктивного поведения подростков // Молодой ученый. - 2017. - №13. - С. 585-587.
36. Овечкина, А.А. Проблемы с наркотиками? Лидеры требуются? и использование команды лидеров сверстников в (создание профилактической антинаркотической работе) Серия «Профилактика алкогольных, наркотических и табачных проблем» // А.А. Овечкина, Т.И. Андреева. Казань, 1999. 40 с.
37. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы: научное издание /Л.Ф. Обухова: М.: Тривола, 1995, - 360 с.
38. Пезешкиан Н. Тревога и депрессия в повседневной жизни / Н. Пезешкиан // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С.27-33.
39. Петровский А.В., М. Г. Ярошевский. Психологический словарь: учеб. пособие / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский.- М.: Политиздат, 2011. - 432 с.
40. Попов Ю.В. Концепция саморазрушающего поведения как проявление дисфункционального состояния личности / Ю.В.Попов // Обзор психиатр, и мед.психол. -1994. -№1. -С.6 - 12.
41. Приленская А.В., Приленский Б.Ю. Зависимое пищевое поведение: клиника, систематика и пути коррекции/А.В. Приленская, Б.Ю. Приленский // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2018.- №2.- С.102-105.
42. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности./ Х. Ремшмидт. М.:Мир.- 1994.- С.123.
43. Рудестам К. Концепция саморазрушающего поведения как проявление дисфункционального состояния личности / Обзор психиатр, и мед. психол.,1994.- 66 с.
44. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь / А.Л. Свеницкий. - М.: Проспект, 2015. - 512 с.
45. Семке, В.Я. Способ лечения пищевой аддикции, сопровождающейся ожирением / В.Я. Семке, О.В. Краснопёров, A.JI. Панченко и др. // БИПМ.
2005. - №2. - С. 48.
46. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Преодоление эмоционального стресса подростками // Модель исследования / Н.А. Сирота, В. М. Ялтонский.- М.: Обозр. психиат. и мед. психол., 1993/1- С.53-59.
47. Словарь практического психолога: учеб. /под ред. А.С. Королева - Минск: "Харвест", 1997.-79 с.
48. Фельдштейн Д.И.Психология развития личности в онтогенезе Текст. / Д.И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1989. - 208 с.
49. Фельдштейн Д.И. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка Текст. / Д.И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1987. - 180 с.
50. Фрейд А. Эго и механизмы защиты // Теория и практика детского психоанализа. Пер. с англ. И нем. / М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1999. С. 115-244.
51. Худяков А.В. Клинико-социальный анализ формирования и профилактика зависимости от психоактивных веществ у несовершеннолетних/ автореф. дис. докт. мед.наук. - Москва, 2003.- 37с.
52. Цукермен М. Шкала поиска ощущений // Альманах психологических тестов. М., - 1995. - С.187-189.
53.Четвериков Д.В. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности / автореф. дисс. доктора психол. наук./ Д.В. Четвериков. - Новосибирск, 2002.- 35 с.
54. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шевандрин. - М.: Владос, 1995.-45с.
55. Шпрангер Э. Психология юношеского возраста. // «Педология юности» /
Э. Шпрангер.- М..: Литература, 1931.-90 с.
56. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин.- М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
57. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон.- М.: Педагогика, 1996. -134с.
На иностранном языке
58. Brown R.I.F. Some contributions of the study of gambling to the study of other addictions.In W.R. Eadingtone& J.A. Cornclius, Gambling Behavior and Problem Gambling. Reno: University of Nevada Press. 1993. P. 241-272.
59. Griffiths M.D. Behavioural addiction: an issue for everybody?// Journal of Workplace Learning. 1996. V. 8. N 3. P. 19-25.
60. Marlatt et al., 1988, p. 224 Marlatt A. Drug abuse strategies I I Drug and Alcohol Depend., 1990. 25. № 2. P. 115-119.
61. Hall St.-«Youth: Its Education, Regimen, and Hygiene» (1906)
62. Shaef A.W. When society becomes an addict. - San Francisco: Harper and Row, Publishers. 1987
Интернет источники
63. Эмоциогенное пищевое поведение [Электронный ресурс]: Кузьменкова Н. С. // Режим доступа: http://hmkpnb.ru/news/1785/
64. Нарушения пищевого поведения [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://toitumine.ee/ru/pitanie-i-zabolevaniva/narusheniva-pishhevogo-povedeniva
65. Подростковое ожирение и связанное с ним поведение: тенденции и
социальные неравенства в Европейском регионе ВОЗ, 2002-2017 гг. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.euro.who.int/ru/health-
topics/disease-prevention/nutrition/publications/2017/adolescent-obesitv-and- related-behaviours-trends-and-inequalities-in-the-who-european-region,-20022014