Введение 3
Глава I. ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ КАК СИСТЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ БРЕНДА 8
1.2. Инфографика как способ визуальной подачи информации, ее роль в системе графической идентификации учебного учреждения 16
Выводы по 1 главе 25
Глава 2. Разработка графической идентификации структурных подразделений на базе образовательного учреждения ИФМК КФУ 26
2.1. Правила разработки и проектирования фирменного стиля.
Проектирование фирменного стиля компании 26
2.2. Разбор графической идентификации Института филологии и
межкультурной коммуникации «ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», разработка путеводителя по структурным подразделениям института 43
Преимущества и недостатки орг.стекла 46
Выводы по 2 главе 48
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Приложение
Сегодня перед большинством высших учебных заведений страны встаёт множество проблем, связанных с необходимостью адаптации к жестким конкурентным условиям. В вузах проводятся разработки практических рекомендаций, связанных с деятельностью в условиях конкуренции, касающиеся маркетинговых исследований в учреждении, ценообразования, целевой подготовки специалистов и многое другое.
Активная маркетинговая позиция образовательного учреждения предполагает использование современного аппарата маркетинга,
стратегического продвижения, формирование устойчивых каналов маркетинговых коммуникаций, выявление и обоснование стержневой компетенции образовательного учреждения, создание его торговой марки и даже устойчивого образовательного брэнда.
Бренд образовательного учреждения - это не только его торговая марка, состоящая из названия, графического изображения (логотипа) и звуковых символов образовательной организации или ее продуктов и образовательных услуг. Понятие бренда более широкое, поскольку в него еще дополнительно входят:
- Сам продукт (или образовательная услуга) со всеми его характеристиками;
- Набор характеристик, ожиданий, ассоциаций, воспринимаемых потребителем образовательных услуг и приписываемых им образовательной услуге (имидж образовательной услуги);
- Информация о потребителе образовательных услуг;
- Обещания каких-либо преимуществ, данные автором бренда потребителям образовательных услуг (продуктов), то есть тот смысл, которые вкладывают в него сами создатели.
С 2015 года бренд образовательного учреждения ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет включился в госпрограмму повышения конкурентоспособности. Согласно одной из рекомендаций Международного научного совета и федерального Министерства образования и науки, было принято решение об обновлении бренда казанского университета. Одной из причин таких изменений проректор также назвал необходимость продвижения КФУ на международной арене.
Казанский федеральный университет имеет множество структурных подразделений, в число которых входит Институт филологии и межкультурной коммуникации. У каждого подразделения есть свой фирменный стиль в который входят: цветовая палитра, графические элементы, брендовая и сувенирная продукция.
Названный в честь Льва Толстого, бывшего студента Казанского университета, сегодня ИФМК является одним из крупнейших институтов КФУ. В Институте учатся более 3000 студентов, работает более 300 преподавателей и сотрудников, в том числе 71 докторов наук и 188 кандидатов наук, 9 преподавателей из зарубежных стран.
Структура Института включает в себя три школы:
- Высшую школу русской и зарубежной филологии им. Льва Толстого
- Высшую школу национальной культуры и образования имени Габдуллы Тукая
- Высшую школу русского языка и межкультурной коммуникации им. И.А. Бодуэна де Куртенэ.
Для повышения узнаваемости как структурных подразделений, так и самого института филологии и межкультурной коммуникации и продвижения имиджа в целом, было решено создать систему навигации, которая обозначит границу для каждой из школ и позволит лучше ориентироваться внутри института как самим абитуриентам и студентам ИФМК, так и гостям вуза.
Цель данной квалификационной работы заключается в том, чтобы разобраться в важности системы графической идентификации бренда и ее грамотному структурированию на примере образовательного учреждения
Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие
задачи:
Исследование таких понятий как Бренд, образ бренда, айдентика компании, инфографика.
Анализ процесса проектирования фирменного стиля, бренда компании.
Изучение способов визуальной подачи информации, роль инфографики в системе графической идентификации.
Изучение бренбука КФУ и айдентики ИФМК
Разработка графической идентификации структурных подразделений учебного учреждения ИФМК КФУ.
Объект нашего исследования - графическая идентификация бренда
Предмет исследования - Систематизирование графической идентификации структурных подразделений на базе ИФМК КФУ.
Актуальность исследования посвящена вопросам создания системы графической идентификации бренда ИФМК КФУ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, включающих в себя две подглавы, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются концептуализация, визуализация и идентификация бренда в графической дизайне. Образ бренда Система графической идентификации, фирменный стиль и система визуальной коммуникации, концепт системы графической идентификации. понятие инфографики и ее роли в стенах образовательного учреждения. Во второй главе - основные правила разработки и проектирования айдентики. Разбор графической идентификации Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета, разработка путеводителя по структурным подразделениям института.
В первую очередь следует отметить теорию дизайнпрограммирования (системного проектирования) сложных социокультурных дизайн-объектов, выполненную советскими теоретиками дизайна: В. Р. Ароновым, О. И. Генисаретским, И. Л. Глазычевым, А. Л. Дижуром, В. Я. Дубровским, А. В. Ефимовым, К. М. Кантором, Л. А. Кузьмичевым, А. Н. Лаврентьевым, Г. Б. Минервиным, В. Ф. Сидоренко, Е. В. Черневич, Г. П. Щедровицким, Д. Н. Щелкуновым и др. Их работы легли в основу теоретического и практического переосмысления фирменного стиля. Графическая составляющая фирменного стиля была исследована Е. В. Черневич в работе «Язык графического дизайна», в которой анализировались графические стилеобразующие инварианты, дизайн-объекты, коммуникативные акты в контексте семиотики. Автор показал возможность описания компонентов любого рекламно-графического сообщения в семиотическом формате. К сожалению, работа не получила дальнейшего развития. Сейчас она нуждается в теоретической и практической адаптации к современным проектным реалиям брендинга. В последние годы проблеме уделяли внимание Е. В. Жердев, Т. А. Мазурина, С. М. Михайлов, П. Е. Родькин, А. В. Бойчук, А. К. Садов, И. Е. Счетчиков, Е. А. Гриднева, Д. Т. Гусова, Н. Д. Дембич, Т. А. Иваненко и др. Е. В. Жердев и Т. А. Мазурина отмечают важность поиска новых принципов формообразования, отвечающих запросам современности. А. К. Садов осуществляет анализ направлений развития проектной деятельности (в том числе графической), акцентирует внимание на трансформации стиля мышления в дизайне приводящего к деконструкции логотипа и к возникновению гибкой системы идентификации бренда. И. Трофимов, развивая эту мысль, показывает, как проникновение виртуальной реальности в повседневность человека влияет на парадигму идентичности бренда, которая перестает отвечать современным коммуникативным реалиям.
В зарубежных источниках проблему исследуют A. Wheeler, I. Nes, E. Jochum и др. A. Wheeler в своей работе «Design brand identity» рассматривает
содержание бренда во взаимосвязи с графическими идентификаторами, определяя категории стилеобразующих инвариантов и дизайн-объектов: логотип, знак, шрифт, цвет, типографику, веб-сайт, деловую и рекламную печатную продукцию, сувениры, персонажей и др. Н.А. Пашкус, В.Ю. Пашкус, М.П. Соловейкина, Л.В. Чебыкина в своей книге “Маркетинг образовательных услуг”, рассматривают важность бренда в стенах образовательного учреждения.
В ходе работы были изучены и раскрыты понятия фирменный стиль, брендинг компании. Также, было рассмотрено такое явление как инфографика. Была выявлена колоссальная польза в использовании элементов инфографики в системе образовательного учреждения Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.
В ходе данной квалификационной работы мы разобрались в важности системы графической идентификации бренда и ее грамотному структурированию на примере образовательного учреждения Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета. А также создали структурный путеводитель в рамках бренбуга ИФМК КФУ.
Бренд образовательного учреждения - это не только его торговая марка, состоящая из названия, графического изображения (логотипа) и звуковых символов образовательной организации или ее продуктов и образовательных услуг.
Фирменный стиль - это характерный для данной фирмы язык, своеобразное удостоверение личности предприятия, его опознавательный знак, визитная карточка. Все функции фирменного стиля, так или иначе, связаны с созданием образа предприятия, который должен запоминаться и быть привлекательным для основного типа его потребителей. Среди основных функций фирменного стиля - функции доверия, идентификации и эффективности рекламы. Постоянные элементы фирменного стиля экономят время потребителя, упрощают для него процесс совершения покупки или потребления услуг и вызывают положительные эмоции, ассоциирующиеся с именем и образом предприятия. Однако если реальный и искусственно созданный образы находятся в противоречии, то маркетинговые мероприятия могут принести больше вреда, чем пользы.
Фирменный стиль, как правило, предполагает разработку символов фирмы (торговый знак, логотип, фирменный блок, слоган, фирменный цвет, и тд)
В заключение, необходимо еще раз подчеркнуть, что фирменный стиль и брендинг компании играет неоценимую роль для создания торговой марки. В свою очередь торговая марка с устойчивой репутацией обеспечивает устойчивый объем производства и доходов. Устойчивая марка необычайно живуча, и это свойство со временем дает огромную экономию средств.
1. Алешина И.В. Корпоративный имидж: стратегически аспект // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 1.
2. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. - М.: ИКФ «ЭКМОС», 2003. - 205 с.
3. Асанова А.Е. Культурное наследие казахского народа как источник вдохновения дизайнеров-модельеров // МНКО . 2012. №1. С.8-12.
4. Важенина И.С. Имидж, бренд и репутация как конкурентные преимущества региона // Управленец. 2010. №5—6.
5. Валеев Ф^. Орнамент казанских татар. Казань: Татарское кн. изд-во,
1969. 204 с.
6. Валеев Ф. Т. Сибирские татары: культура и быт. Казань: Татарское кн. изд-во, 1993. 208 с.
7. Васюкова И. А. Словарь иностранных слов. — М. :Аст-пресс, 1998.
8. Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М. :Директ-Медиа, 2008.
9. Грошев И. В., Юрьев В. М. Менеджмент организационной культуры: монограф. М.; Воронеж, 2010.
10. Дагаева Е. А. Имидж вуза и корпоративная идентичность // Высшее образование в России. 2008. № 11.
11. Дагаева Е. А. Управление имиджем вуза // Управление персоналом. 2005. № 3.
12. Демшина А.Ю. Этнотенденции в пространстве современной моды // Вестник СПбГУКИ . 2011. №1. С. 161-164.
13. Еременко А.Ю. Москва, Россия. Семантика термина «имидж» в политологии // Политическая лингвистика. 2012. №2. С.75-79.
14. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 2008.
15. Липская В.М. Технологии и методы разработки концепции костюмов в процессе дизайн-проектирования// ТТПС . 2014. №1 (27). С.73-76.
16. Логунцова И. В. Технология брендинга в государственной политике России // Вестник Моск. ун-та. Управление (государство и общество). Сер. 21. 2007. №4.
17. Мезина А.Ю. Адресный подход в проектировании одежды для условий севера // NAUKA-RASTUDENT.RU . 2014. №4 (04). С.32.
18. Менщикова, В. В. Регуляция взаимоотношений организации с общественностью, службами ПР : автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1998. - 186 с.
19. Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма. М., 1988. 244 с.
20. Мильберт И. П. Эволюция брендов и роль брендинга в постиндустриальной экономике // Известия Рос.гос. пед. ун -та им. А. И. Герцена. 2008. № 67.
21. Моисеева, Н. К. Маркетинг / Н. К. Моисеева // Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждения. - 1999. - № 5. -
С. 77-81.
22. Москвин А.Ю, Разрвботка информационного обеспечения процесса проектирования одежды и историческим кроем // Интернет-журнал Науковедение . 2014. №2 (21). С. 130.
23. Налетова И. В., Прохоров А. В. Структура корпоративной культуры современного университета // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 12 (92).
24. Огилви Д. Огилви о рекламе. М., 2009.
25.Олянич А. В. Презентационная теория дискурса. М., 2007.
26. Панасюк А. Ю. Имидж :энцикл. слов. — М. : РИПОЛ классик, 2007.
27. Прохоров А. В. Аксиологические особенности формирования имиджа университета в условиях глобализации и интернационализации // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 4 (84). С. 190-194.
28. Савельева И.Н. Новое в методике художественно -конструкторского анализа. Учебное пособие. М.: РЗИТЛП, 1992, 43 с.
29. Савельева И.Н., Упине А.М. Композиционно-конструктивные особенности народного костюма стран ближнего зарубежья. Учебное пособие. М.: РосЗИТЛП, 2009, 51 с.
30. Савельева И.Н. Взаимодействие механизмов творчества и методов научного познания в дизайн проектировании одежды // Вестник ОГУ . 2012. №4 (140). С.123-126.
31. Слободчиков, В. Сборник «Новое образование как путь к новому сообществу / В. Слободчиков // Новые ценности образования: образование и сообщество. - М.: Изд-во «Инноватор», 1996.- С. 3-5.
б)
1. Дагаева Е. А. Сравнительный анализ понятий «имидж», «деловая
репутация» и «бренд». URL: http://proactiveclub.ru/index.
php/biblioteka/10-statya/39-2011-01-29-13-36-13
2. Зайцев А. Искусственный образ. URL: http://www.
nppress. ru/component/content/artic le/141-iskusstvennyj -obraz.html (датаобращения: 11.04.2012).
3. Круглый стол на тему «Имидж. Репутация. Капитализация». URL: http://www.pr-line.ru
4. Мельник Г. С. Стереотип, формирование стереотипов в процессе массовой коммуникации. URL: http://psyfactor.org/lib/stereotype1.htm
Романов А.А. Аспекты психосемиотики визуальной коммуникации. URL: http://tverlingua.ru/archive/001/01_1-001.htm