Есть приложение (ход урока).
Работа носит чисто теоретический характер.
Введение 3
1 Теоретические и исторические аспекты технологии концентрированного обучения 5
1.1 Развитие концентрированной технологии обучения и современное состояние 5
1.2 Концентрированное обучение как педагогическая технология 10
2 Организация образовательного процесса в рамках концентрированного обучения 16
2.1 Погружение как наиболее распространенная модель концентрированного обучения 16
2.2 Требования к построению урока-погружения 20
Заключение 25
Список использованных источников 27
Приложение 1 31
Реформы современного российского образования обращены к развитию и становлению профессионала. Сегодняшний выпускник образовательного учреждения должен не только обладать определенным набором знаний и умений, но и быть готовым к жизни, к ее быстро меняющимся реалиям, уметь ориентироваться в сложных проблемах. В связи с изложенным, можно заключить, что образовательное учреждение должно создавать условия для формирования свободно мыслящей личности, коммуникативных навыков, мышления. На сегодняшний день актуальным становится пересмотр и детальный анализ имеющихся методов и средств обучения, а также поиск новых педагогических технологий, которые соответствовали бы сегодняшним целям образования.
Современная школа должна включать в содержание образование знания, которые отражают современное состояние науки, а в учебный процесс новые предметы. Однако, сегодня ограничена максимально допустимая нагрузка учащегося, поэтому налицо несоответствие объемов необходимых знаний и количество времени, предусмотренного для их усвоения. Устранить это противоречие возможно путем использования образовательных технологий, которые позволят расширить объем знаний без увеличения времени, отводимого на их изучение. К числу таких технологий относится концентрированное обучение. Таким образом, тема работы представляется своевременной и актуальной.
Цель работы – изучение специфики технологии концентрированного обучения.
Задачи работы:
1. Изучить историческое развитие технологии концентрированного
обучения и современной состояние проблемы;
2. Рассмотреть сущность концентрированного обучения как
педагогической технологии;
3. Рассмотреть метод погружения, как наиболее распространенную
модель концентрированного обучения;
4. Определить требования к построению урока-погружения
Объект исследования – образовательные технологии
Предмет – технология концентрированного обучения
Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов: анализ, синтез, обобщение, классификация.
Необходимо отметить недостаточное количество работ по теме исследования, поэтому проблема изучалась по публикациям в периодической печати и сети Интернет. В настоящее время нет основополагающих монографий по данному вопросу, кроме работы Г.И. Ибрагимова. Стоит отметить исследователей, которые освещают технологию концентрированного обучения в немногочисленных статьях, это С.А. Вдовина, Е.К. Гитман, Е.В. Дунаева, Д.В. Забродина. Кроме того, в работе были использованы труды в области педагогики и методики обучения таких авторов, как Г.А. Коджаспирова, В.В. Кузнецова, Б.Р. Мендель, М.Ю. Олешков, С.В. Рослякова и др.
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы. В приложении представлена разработка урока по истории.
Понятие концентрированного обучения не является новым. Это явление давно используется в педагогической терминологии. Проблема нехватки учебного времени на изучение школьных предметов, активно обсуждается на страницах педагогической печати. Одной из технологий, которая могла бы решить данную проблему является технология концентрированного обучения.
Исследованием возможности такой формы организации образования занимаются ученые уже на протяжении нескольких веков. Первым, кто отметил преимущество концентрированного обучения перед традиционной организацией учебного процесса, был Я.А. Каменский.
Изучение истории педагогики позволило выделить ученых, которые изучали это явление. В частности, в отечественной педагогике нужно отметить вклад таких ученых, как В.В. Розанов, П.П. Блонский, И.Э Вильданов, Е.Н. Гитман, Г.М. Ибрагимов. То есть нужно отметить достаточное обоснование и практический опыт применения.
Несмотря на то, что концентрированное обучение существует уже довольно долго, до сих пор применяются различные названия этой технологии: интенсивное обучение, циклическое обучение, метод погружении. Последнее название употребляется чаще всего.
Суть данной формы обучения заключается в том, что уроки объединяются в более крупные блоки, что позволяет сконцентрироваться на более глубоком изучении предмета. В настоящее время выделяют три модели
реализации концентрированного обучения: монопредметная, малопредметная и модули. Каждая из перечисленных моделей отличается степенью концентрации.
Основной единицей учебного процесса является уже не урок, а блок уроков по определенной теме. Увеличение продолжительности единицы учебного процесса становится главным фактором повышения эффективности обучения.
Изучение теоретических основ организации учебного процесса в рамках технологии концентрированного обучения, позволило сделать вывод, что главным условием является объединение уроков в учебные блоки.
Увеличение единицы учебного процесса обусловливает изменение ее внутренней структуры, предполагающей обязательное многообразие форм учебной работы при единстве и целостности ее содержания
Каждый учебный блок состоит из четырех уроков, которые строятся по схеме: лекция – самостоятельная работа – практическое занятие – зачет. Изучение нового учебного материала происходит на лекционном занятии, на двух последующих прорабатывается изученный материал, и, наконец, на зачете – проверка уровня усвоения знаний.
Обучение на таких занятиях происходит методом погружения в учебный материал. В зависимости от предмета и изучаемого материала возможно применение различных моделей таких уроков: погружение в образ, межпредметное погружение, метапредметное погружение, эвристическое погружение, погружение в сравнение, погружение в культуру. Такие уроки возможно проводить и в рамках традиционной классно-урочной системы.
Чтобы провести урок-погружение, необходимо тщательно подготовится, причем, не только учителю, но и обучающимся. Учащиеся на таком занятии являются активными его участниками.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в данной работе была детально изучена технология концентрированного обучения: история развития, терминология, структура, формы организации учебного процесса, применяемые методы и средства. Таким образом, можно говорить о выполнении всех поставленных задач и достижении цели исследования.
1. Беляева О.А. Педагогические технологии в профессиональной школе/ О.А. Беляева.- М.:РИПО, 2016.- 58 с.
2. Быкова Л.В. Педагогические возможности технологии модульного
погружения в формирование отношений взаимопомощи у обучающихся/ Л.В. Быкова, М.В. Медведева// Современные проблемы науки и образования.- 2014.- №4.- С. 67
3. Вдовина С. А., Вдовина Е. А. Технология концентрированного обучения в условиях заочной формы образования/ С.А. Вдовина // Молодой ученый. - 2014. - №10. - С. 360
4. Гитман Е. К. Технология концентрированного обучения в профессиональном образовании/ Е.К. Гитман// ВЕСТНИК ПГГПУ.- 2015.- №4.- С. 78
5. Гитман Е.К. Концентрированное обучение в системе высшего военного профессионального образования/ Е.К. Гитман // Вестник Башкирского университета. – 2010. – Т. 15, № 4. – С. 1333
6. Голощапов В.А. Погружение в историю как способ развития творческих способностей учащихся [Электронный ресурс]/ В.А. Голощапов. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/411854/, свободный .- (дата обращения 31.01.2019)
7. Гриднева Е.И.Философия образования В. В. Розанова: от прошлого к современности/ Е.И. Гриднева// журнал Logos et Praxis,- 2010.- №4.- C. 56
8. Дрозд, К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / К. В. Дрозд. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 265 с.
9. Дунаенко Е.В. Модель реализации концентрированного обучения литературе в средней профессиональной школе/ Е.В. Дунаенко// Теория и практика общественного развития.- 2014.- №2.- С. 52
10. Забродина Д. В. Концентрированное обучение как образовательная технология // Профессиональное образование в России и за рубежом. Научно-образовательный журнал ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования». - 2013. - № 3 (11). - С. 54
11. Ибрагимов Г.И. Концентрированное обучение: теория, история, практика/ Г.И. Ибрагимов.- Казань, 2010. - 364 с.
12. Иванов, Е. В. История и методология педагогики и образования : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Иванов. - 2-е изд., испр. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 173 с.
13. Иванов И.А. Методика концентрированного обучения/ И.А. иванов// Профессиональное образование в России и за рубежом.- 2015.- №2.- С. 98
14. Каменских Д.В. Концентрированное обучение как одна из форм образовательных технологий, способствующих повышению качества образования/ Д.В. Каменских// Профессиональное образование в России и за рубежом.- 2014.- №2.- С. 56
15. Клюева Г.А. Концентрированное обучение теоретическим основам профессии в начальной профессиональной школе: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук/ Г.А. Клюева. – Казань, 2000.- 198 с.
16. Коджаспирова, Г. М. Общие основы педагогики : учебник для академического бакалавриата / Г. М. Коджаспирова. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 151 с.
17. Кузнецов, В. В. Общая и профессиональная педагогика: учебник и практикум для СПО / В. В. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 136 с.
18. Макаров Р.А. Принципы педагогической системы П.П. Блонского ихи значение для современного образования [Электронный ресурс] Р.А. Макаров.- Режим доступа: https://scienceforum.ru/2018/article/2018002546, свободный.- (дата обращения 30.01.2019)
19. Медведев Н.В Историческое развитие идеи концентрированного обучения/ Н.В. Медведев// Среднее профессиональное образование.- 2008.- №6.- С.72
20. Мендель Б.Р. Инновационные технологии педагогической деятельности: пособие для магистрантов/ Б.Р. Мендель.- М.: Директ-Медиа, 2016.- 260 с.
21. Мендель Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства: пособие для магистрантов/ Б.Р. Мендель.- М.: Директ-Медиа, 2015.- 260 с.
22. Олешков М. Ю. Современные образовательные технологии/ М.Ю. Олешков: учебное пособие. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. - 144 с.
23. Педагогика : учебник и практикум для СПО / С. В. Рослякова, Т. Г. Пташко, Н. А. Соколова, Р. С. Димухаметов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 219 с. — (Серия : Профессиональное образование).
24. Педагогика : учебник и практикум для СПО / Л. С. Подымова [и др.] ; под общ. ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 246 с. - (Серия : Профессиональное образование).
25. Пережовская А. Н. Вклад Я. А. Коменского в развитие педагогической науки/ А.Н. Пережковская// Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. — С. 27-30
26. Резвых И.Г. Урок погружения как здоровьесберегающая форма организации обучения в базовой школе: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук/ И.Г. Резвых. – Казань, 2003. – 183 с.
27. Рыбкин А.Д. Особенности применения методов развития креативных способностей личности на уроках истории в средней школе/ А.Д. Рыбкин//Международный научный журнал «инновационная наука».- /2015.-№5 С. 67
28. Сигачёва Н.А. Истоки и современные исследования педагогической технологииконцентрированного обучения
29. Хлыбова М.А. Концентрированное обучение иностранному языку в неязыковом вузе как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук/ М.А. Хлыбова – Н. Новгород, 2011.- 163 с.
30. Чариев Т. Эффективные методы обучения истории // Молодой ученый. - 2017. - №15. - С. 654
31. Чурилов А. А. Современные технологии обучения в образовательных
учреждениях/ А.А. Чурилов // Молодой ученый. - 2012. - №11. - С. 497