Технология концентрированного обучения (Методика преподавания истории,Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
Есть приложение (ход урока).
Работа носит чисто теоретический характер.
Введение 3
1 Теоретические и исторические аспекты технологии концентрированного обучения 5
1.1 Развитие концентрированной технологии обучения и современное состояние 5
1.2 Концентрированное обучение как педагогическая технология 10
2 Организация образовательного процесса в рамках концентрированного обучения 16
2.1 Погружение как наиболее распространенная модель концентрированного обучения 16
2.2 Требования к построению урока-погружения 20
Заключение 25
Список использованных источников 27
Приложение 1 31
Работа носит чисто теоретический характер.
Введение 3
1 Теоретические и исторические аспекты технологии концентрированного обучения 5
1.1 Развитие концентрированной технологии обучения и современное состояние 5
1.2 Концентрированное обучение как педагогическая технология 10
2 Организация образовательного процесса в рамках концентрированного обучения 16
2.1 Погружение как наиболее распространенная модель концентрированного обучения 16
2.2 Требования к построению урока-погружения 20
Заключение 25
Список использованных источников 27
Приложение 1 31
Реформы современного российского образования обращены к развитию и становлению профессионала. Сегодняшний выпускник образовательного учреждения должен не только обладать определенным набором знаний и умений, но и быть готовым к жизни, к ее быстро меняющимся реалиям, уметь ориентироваться в сложных проблемах. В связи с изложенным, можно заключить, что образовательное учреждение должно создавать условия для формирования свободно мыслящей личности, коммуникативных навыков, мышления. На сегодняшний день актуальным становится пересмотр и детальный анализ имеющихся методов и средств обучения, а также поиск новых педагогических технологий, которые соответствовали бы сегодняшним целям образования.
Современная школа должна включать в содержание образование знания, которые отражают современное состояние науки, а в учебный процесс новые предметы. Однако, сегодня ограничена максимально допустимая нагрузка учащегося, поэтому налицо несоответствие объемов необходимых знаний и количество времени, предусмотренного для их усвоения. Устранить это противоречие возможно путем использования образовательных технологий, которые позволят расширить объем знаний без увеличения времени, отводимого на их изучение. К числу таких технологий относится концентрированное обучение. Таким образом, тема работы представляется своевременной и актуальной.
Цель работы – изучение специфики технологии концентрированного обучения.
Задачи работы:
1. Изучить историческое развитие технологии концентрированного
обучения и современной состояние проблемы;
2. Рассмотреть сущность концентрированного обучения как
педагогической технологии;
3. Рассмотреть метод погружения, как наиболее распространенную
модель концентрированного обучения;
4. Определить требования к построению урока-погружения
Объект исследования – образовательные технологии
Предмет – технология концентрированного обучения
Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов: анализ, синтез, обобщение, классификация.
Необходимо отметить недостаточное количество работ по теме исследования, поэтому проблема изучалась по публикациям в периодической печати и сети Интернет. В настоящее время нет основополагающих монографий по данному вопросу, кроме работы Г.И. Ибрагимова. Стоит отметить исследователей, которые освещают технологию концентрированного обучения в немногочисленных статьях, это С.А. Вдовина, Е.К. Гитман, Е.В. Дунаева, Д.В. Забродина. Кроме того, в работе были использованы труды в области педагогики и методики обучения таких авторов, как Г.А. Коджаспирова, В.В. Кузнецова, Б.Р. Мендель, М.Ю. Олешков, С.В. Рослякова и др.
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы. В приложении представлена разработка урока по истории.
Современная школа должна включать в содержание образование знания, которые отражают современное состояние науки, а в учебный процесс новые предметы. Однако, сегодня ограничена максимально допустимая нагрузка учащегося, поэтому налицо несоответствие объемов необходимых знаний и количество времени, предусмотренного для их усвоения. Устранить это противоречие возможно путем использования образовательных технологий, которые позволят расширить объем знаний без увеличения времени, отводимого на их изучение. К числу таких технологий относится концентрированное обучение. Таким образом, тема работы представляется своевременной и актуальной.
Цель работы – изучение специфики технологии концентрированного обучения.
Задачи работы:
1. Изучить историческое развитие технологии концентрированного
обучения и современной состояние проблемы;
2. Рассмотреть сущность концентрированного обучения как
педагогической технологии;
3. Рассмотреть метод погружения, как наиболее распространенную
модель концентрированного обучения;
4. Определить требования к построению урока-погружения
Объект исследования – образовательные технологии
Предмет – технология концентрированного обучения
Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов: анализ, синтез, обобщение, классификация.
Необходимо отметить недостаточное количество работ по теме исследования, поэтому проблема изучалась по публикациям в периодической печати и сети Интернет. В настоящее время нет основополагающих монографий по данному вопросу, кроме работы Г.И. Ибрагимова. Стоит отметить исследователей, которые освещают технологию концентрированного обучения в немногочисленных статьях, это С.А. Вдовина, Е.К. Гитман, Е.В. Дунаева, Д.В. Забродина. Кроме того, в работе были использованы труды в области педагогики и методики обучения таких авторов, как Г.А. Коджаспирова, В.В. Кузнецова, Б.Р. Мендель, М.Ю. Олешков, С.В. Рослякова и др.
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы. В приложении представлена разработка урока по истории.
Понятие концентрированного обучения не является новым. Это явление давно используется в педагогической терминологии. Проблема нехватки учебного времени на изучение школьных предметов, активно обсуждается на страницах педагогической печати. Одной из технологий, которая могла бы решить данную проблему является технология концентрированного обучения.
Исследованием возможности такой формы организации образования занимаются ученые уже на протяжении нескольких веков. Первым, кто отметил преимущество концентрированного обучения перед традиционной организацией учебного процесса, был Я.А. Каменский.
Изучение истории педагогики позволило выделить ученых, которые изучали это явление. В частности, в отечественной педагогике нужно отметить вклад таких ученых, как В.В. Розанов, П.П. Блонский, И.Э Вильданов, Е.Н. Гитман, Г.М. Ибрагимов. То есть нужно отметить достаточное обоснование и практический опыт применения.
Несмотря на то, что концентрированное обучение существует уже довольно долго, до сих пор применяются различные названия этой технологии: интенсивное обучение, циклическое обучение, метод погружении. Последнее название употребляется чаще всего.
Суть данной формы обучения заключается в том, что уроки объединяются в более крупные блоки, что позволяет сконцентрироваться на более глубоком изучении предмета. В настоящее время выделяют три модели
реализации концентрированного обучения: монопредметная, малопредметная и модули. Каждая из перечисленных моделей отличается степенью концентрации.
Основной единицей учебного процесса является уже не урок, а блок уроков по определенной теме. Увеличение продолжительности единицы учебного процесса становится главным фактором повышения эффективности обучения.
Изучение теоретических основ организации учебного процесса в рамках технологии концентрированного обучения, позволило сделать вывод, что главным условием является объединение уроков в учебные блоки.
Увеличение единицы учебного процесса обусловливает изменение ее внутренней структуры, предполагающей обязательное многообразие форм учебной работы при единстве и целостности ее содержания
Каждый учебный блок состоит из четырех уроков, которые строятся по схеме: лекция – самостоятельная работа – практическое занятие – зачет. Изучение нового учебного материала происходит на лекционном занятии, на двух последующих прорабатывается изученный материал, и, наконец, на зачете – проверка уровня усвоения знаний.
Обучение на таких занятиях происходит методом погружения в учебный материал. В зависимости от предмета и изучаемого материала возможно применение различных моделей таких уроков: погружение в образ, межпредметное погружение, метапредметное погружение, эвристическое погружение, погружение в сравнение, погружение в культуру. Такие уроки возможно проводить и в рамках традиционной классно-урочной системы.
Чтобы провести урок-погружение, необходимо тщательно подготовится, причем, не только учителю, но и обучающимся. Учащиеся на таком занятии являются активными его участниками.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в данной работе была детально изучена технология концентрированного обучения: история развития, терминология, структура, формы организации учебного процесса, применяемые методы и средства. Таким образом, можно говорить о выполнении всех поставленных задач и достижении цели исследования.
Исследованием возможности такой формы организации образования занимаются ученые уже на протяжении нескольких веков. Первым, кто отметил преимущество концентрированного обучения перед традиционной организацией учебного процесса, был Я.А. Каменский.
Изучение истории педагогики позволило выделить ученых, которые изучали это явление. В частности, в отечественной педагогике нужно отметить вклад таких ученых, как В.В. Розанов, П.П. Блонский, И.Э Вильданов, Е.Н. Гитман, Г.М. Ибрагимов. То есть нужно отметить достаточное обоснование и практический опыт применения.
Несмотря на то, что концентрированное обучение существует уже довольно долго, до сих пор применяются различные названия этой технологии: интенсивное обучение, циклическое обучение, метод погружении. Последнее название употребляется чаще всего.
Суть данной формы обучения заключается в том, что уроки объединяются в более крупные блоки, что позволяет сконцентрироваться на более глубоком изучении предмета. В настоящее время выделяют три модели
реализации концентрированного обучения: монопредметная, малопредметная и модули. Каждая из перечисленных моделей отличается степенью концентрации.
Основной единицей учебного процесса является уже не урок, а блок уроков по определенной теме. Увеличение продолжительности единицы учебного процесса становится главным фактором повышения эффективности обучения.
Изучение теоретических основ организации учебного процесса в рамках технологии концентрированного обучения, позволило сделать вывод, что главным условием является объединение уроков в учебные блоки.
Увеличение единицы учебного процесса обусловливает изменение ее внутренней структуры, предполагающей обязательное многообразие форм учебной работы при единстве и целостности ее содержания
Каждый учебный блок состоит из четырех уроков, которые строятся по схеме: лекция – самостоятельная работа – практическое занятие – зачет. Изучение нового учебного материала происходит на лекционном занятии, на двух последующих прорабатывается изученный материал, и, наконец, на зачете – проверка уровня усвоения знаний.
Обучение на таких занятиях происходит методом погружения в учебный материал. В зависимости от предмета и изучаемого материала возможно применение различных моделей таких уроков: погружение в образ, межпредметное погружение, метапредметное погружение, эвристическое погружение, погружение в сравнение, погружение в культуру. Такие уроки возможно проводить и в рамках традиционной классно-урочной системы.
Чтобы провести урок-погружение, необходимо тщательно подготовится, причем, не только учителю, но и обучающимся. Учащиеся на таком занятии являются активными его участниками.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в данной работе была детально изучена технология концентрированного обучения: история развития, терминология, структура, формы организации учебного процесса, применяемые методы и средства. Таким образом, можно говорить о выполнении всех поставленных задач и достижении цели исследования.



