ПРОФИЛАКТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ 9
1.1. Общая характеристика межличностного конфликта 9
1.2. Социально-психологические особенности подросткового возраста 16
1.3. Особенности межличностных конфликтов среди подростков 22
1.4. Методы и формы профилактики межличностных конфликтов среди
подростков 28
Выводы по 1 главе 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ 34
2.1. Организации эксперимента и анализ исходного уровня межличностных
конфликтов среди подростков (констатирующий этап эксперимента) 34
2.2. Работа по профилактике межличностных конфликтов среди подростков
(формирующий этап эксперимента) 40
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования (контрольный этап
эксперимента) 50
Выводы по 2 главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ 9
1.1. Общая характеристика межличностного конфликта 9
1.2. Социально-психологические особенности подросткового возраста 16
1.3. Особенности межличностных конфликтов среди подростков 22
1.4. Методы и формы профилактики межличностных конфликтов среди
подростков 28
Выводы по 1 главе 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ 34
2.1. Организации эксперимента и анализ исходного уровня межличностных
конфликтов среди подростков (констатирующий этап эксперимента) 34
2.2. Работа по профилактике межличностных конфликтов среди подростков
(формирующий этап эксперимента) 40
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования (контрольный этап
эксперимента) 50
Выводы по 2 главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы нашей выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью изучения и анализа данной информации в современных условиях. Именно поэтому для подробного рассмотрения нами была выбрана проблематика изучения конфликтных ситуаций. В экспериментальных и прикладных исследованиях накоплен огромный и интереснейший материал относительно специфики состояний человека, возникающих в условиях воздействия экстремальных факторов. Основанием для объединения этих состояний в единую группу служит существование некоторых общих закономерностей формирования и проявлений ответных реакций подобного типа.
Конфликт является составной частью социальной жизнедеятельности, поскольку социум индивиды, группы выступают носителями не только разных, но зачастую и противоположных интересов, ценностей, мнений. В связи с резким ростом уровня конфликтности в социальной и профессиональной сферах жизнедеятельности человека повышается значимость и потребность в кофликтологических знаниях. Для получения эффекта управления конфликтами, с которыми приходится сталкиваться каждому человеку, необходимы навыки анализа факторов изучения конфликта и социального конфликта в целом. Поэтому весьма важно внедрение в практику подготовки психологов конфликтологов.
Большое множество ученых считают, что конфликт - это острая ситуация, возникающая как результат столкновения отношений личности с общепринятыми нормами. Часть определяют конфликт как ситуацию взаимодействия людей, либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели, либо стремящихся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы такое противоречие между людьми, которое характеризуется противоборством, как явление, создающее весьма сложную психологическую атмосферу в любом коллективе особенно, как трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями, как критическую ситуацию, то есть ситуацию невозможности реализации субъектом внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.); как внутреннюю борьбу, порождающую внешние, объективно данные противоречия, как состояние, рождающее неудовольствие целой системой мотивов, как противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения.
Жизненные ситуации, в которых оказываются люди, чрезвычайно разнообразны. Обстоятельства жизни отдельного человека или целой социальной группы могут быть скоротечными, преходящими или, напротив, длительными застойными. Они могут характеризоваться определенной духовной атмосферой и тем или иным уровнем материальных благ. Они связаны с территориальным размещением субъектов, различными социальными иерархиями и многими другими факторами.
Конфликты, являются составной частью жизни каждого человека, создают проблемы как индивидуального, так и социального характера; требуют единого способа преодоления, как в исследованиях, так и в практическом их устранении.
Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников и т.д.
Таким образом, конфликт может быть функциональным, то есть полезным для членов как школьного, так и студенческого коллектива в целом, и дисфункциональным, снижающим производительность учебы, личную удовлетворенность и ликвидирующим сотрудничество между членами коллектива.
В работах зарубежных ученых (Р. Дарендорф [29], К. Левин [61], Д. Морено [61], К. Хорни [60] и др.), а также в трудах отечественных исследователей (К.А. Абульханова-Славская [2], А.Я. Анцупов [5], Н.В. Гришина [18], Н.И. Леонов [32], Н.Н. Обозов [38], Л.А. Петровская [41], А.И. Шипилов [5] и др.) разработаны теоретико-методологические подходы к анализу межличностных конфликтов, представлены различные взгляды на природу конфликта, его социальную роль, даны разнообразные определения конфликта, понятийный аппарат его описания, рассмотрены способы разрешения конфликтных ситуаций.
Вместе с тем очевидным является противоречие между необходимостью профилактики межличностных конфликтов среди подростков в целях минимизации их негативных последствий и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов профилактики межличностных конфликтов среди подростков, обеспечивающих решение данной задачи.
Современные эмпирические исследования в этой области посвящены как поиску методов и способов преодоления негативных аспектов конфликта, так и оптимизации взаимоотношений формирующейся личности с окружающими (В.И. Андреев [4], А.Г. Здравомыслов [22], Н.И. Леонов [32], Н.Н. Обозов [38], Г.М. Потанин [42] и др.). Важная роль принадлежит психологическим подходам и научно-практическим исследованиям, сущность которых представлена в работах Е.В. Александровой [3], В.М. Афоньковой [7], Н.В. Гришиной [44], А.В. Мудрика [36], В.П. Шейное [65] и др.
Однако при всех своих достоинствах данные исследования не позволяют в полной мере разрешить названное выше противоречие. В большинстве работ акцент делается на том, как разрешить существующие конфликты в подростковой среде. В меньшей степени внимание уделено профилактике негативных явлений, в частности деструктивной направленности конфликтов, а также конкретным психологическим и
педагогическим методам работы с подростками, способствующим формированию способности к конструктивному разрешению конфликтов.
Таким образом, мы можем выделить проблему исследования: каково содержание, формы и методы профилактики межличностных конфликтов среди подростков?
Цель исследования - заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективную профилактику межличностных конфликтов среди подростков.
Объект исследования - процесс профилактики межличностных конфликтов среди подростков.
Предмет исследования - содержание, формы и методы профилактики межличностных конфликтов среди подростков.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса профилактики межличностных конфликтов среди подростков может повыситься, если:
- опираться на сущностно-содержательную характеристику ключевых понятий исследования «конфликт», «межличностный конфликт»;
- учитывать особенности поведения подростков в конфликте;
- на основе выявленных форм и методов разработать и реализовать программу профилактики межличностных конфликтов среди подростков.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть
сущностно-содержательную характеристику ключевых понятий
исследования «конфликт», «межличностный конфликт».
2. Выявить особенности поведения подростков в конфликте.
3. Раскрыть формы и методы профилактики межличностных конфликтов
среди подростков.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность
разработанной программы профилактики межличностных конфликтов
среди подростков.
Теоретико-методологической основой послужили: общенаучные
принципы познания; комплексный и субъективный подходы в исследовании; а так же научные труды в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие понятия «конфликт», «межличностного конфликта», «способность к разрешению межличностных конфликтов» В.И. Андреева [4], А.Я. Анцупова [5], В.М. Афоньковой [7], Н.В. Гришиной [44],
А. Карелина [27], К.С. Лисецкого [33], Н.Ф. Талызиной [56], В.С. Селиванова [51], А.И. Шипилов [5] и др.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование
(методика тактика поведения в конфликтной ситуации по тесту К. Томаса; методика диагностики самооценки степени конфликтности личности И.Д. Ладанова), анкетирование (определение межличностных конфликтов);
- методы статистической и математической обработки данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования стала МБОУ
«Гимназия № 40» Приволжского района г. Казани, в исследовании приняли участие 40 детей подросткового возраста.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
- на первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования;
- на втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с подростками с целью профилактики межличностных конфликтов;
- на третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы профилактики межличностных конфликтов среди подростков, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что в исследовании экспериментальным путем доказана эффективность разработанной программы. Материалы данной выпускной квалификационной работы могут использоваться в воспитательной работе общеобразовательных (высших образовательных) учреждений, в работе школьной психологической службы по проблемам профилактики конфликтов, методических пособиях для учителей и классных руководителей, для подготовки студентов к прохождению практике в школах.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Конфликт является составной частью социальной жизнедеятельности, поскольку социум индивиды, группы выступают носителями не только разных, но зачастую и противоположных интересов, ценностей, мнений. В связи с резким ростом уровня конфликтности в социальной и профессиональной сферах жизнедеятельности человека повышается значимость и потребность в кофликтологических знаниях. Для получения эффекта управления конфликтами, с которыми приходится сталкиваться каждому человеку, необходимы навыки анализа факторов изучения конфликта и социального конфликта в целом. Поэтому весьма важно внедрение в практику подготовки психологов конфликтологов.
Большое множество ученых считают, что конфликт - это острая ситуация, возникающая как результат столкновения отношений личности с общепринятыми нормами. Часть определяют конфликт как ситуацию взаимодействия людей, либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели, либо стремящихся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы такое противоречие между людьми, которое характеризуется противоборством, как явление, создающее весьма сложную психологическую атмосферу в любом коллективе особенно, как трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями, как критическую ситуацию, то есть ситуацию невозможности реализации субъектом внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.); как внутреннюю борьбу, порождающую внешние, объективно данные противоречия, как состояние, рождающее неудовольствие целой системой мотивов, как противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения.
Жизненные ситуации, в которых оказываются люди, чрезвычайно разнообразны. Обстоятельства жизни отдельного человека или целой социальной группы могут быть скоротечными, преходящими или, напротив, длительными застойными. Они могут характеризоваться определенной духовной атмосферой и тем или иным уровнем материальных благ. Они связаны с территориальным размещением субъектов, различными социальными иерархиями и многими другими факторами.
Конфликты, являются составной частью жизни каждого человека, создают проблемы как индивидуального, так и социального характера; требуют единого способа преодоления, как в исследованиях, так и в практическом их устранении.
Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников и т.д.
Таким образом, конфликт может быть функциональным, то есть полезным для членов как школьного, так и студенческого коллектива в целом, и дисфункциональным, снижающим производительность учебы, личную удовлетворенность и ликвидирующим сотрудничество между членами коллектива.
В работах зарубежных ученых (Р. Дарендорф [29], К. Левин [61], Д. Морено [61], К. Хорни [60] и др.), а также в трудах отечественных исследователей (К.А. Абульханова-Славская [2], А.Я. Анцупов [5], Н.В. Гришина [18], Н.И. Леонов [32], Н.Н. Обозов [38], Л.А. Петровская [41], А.И. Шипилов [5] и др.) разработаны теоретико-методологические подходы к анализу межличностных конфликтов, представлены различные взгляды на природу конфликта, его социальную роль, даны разнообразные определения конфликта, понятийный аппарат его описания, рассмотрены способы разрешения конфликтных ситуаций.
Вместе с тем очевидным является противоречие между необходимостью профилактики межличностных конфликтов среди подростков в целях минимизации их негативных последствий и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов профилактики межличностных конфликтов среди подростков, обеспечивающих решение данной задачи.
Современные эмпирические исследования в этой области посвящены как поиску методов и способов преодоления негативных аспектов конфликта, так и оптимизации взаимоотношений формирующейся личности с окружающими (В.И. Андреев [4], А.Г. Здравомыслов [22], Н.И. Леонов [32], Н.Н. Обозов [38], Г.М. Потанин [42] и др.). Важная роль принадлежит психологическим подходам и научно-практическим исследованиям, сущность которых представлена в работах Е.В. Александровой [3], В.М. Афоньковой [7], Н.В. Гришиной [44], А.В. Мудрика [36], В.П. Шейное [65] и др.
Однако при всех своих достоинствах данные исследования не позволяют в полной мере разрешить названное выше противоречие. В большинстве работ акцент делается на том, как разрешить существующие конфликты в подростковой среде. В меньшей степени внимание уделено профилактике негативных явлений, в частности деструктивной направленности конфликтов, а также конкретным психологическим и
педагогическим методам работы с подростками, способствующим формированию способности к конструктивному разрешению конфликтов.
Таким образом, мы можем выделить проблему исследования: каково содержание, формы и методы профилактики межличностных конфликтов среди подростков?
Цель исследования - заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективную профилактику межличностных конфликтов среди подростков.
Объект исследования - процесс профилактики межличностных конфликтов среди подростков.
Предмет исследования - содержание, формы и методы профилактики межличностных конфликтов среди подростков.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса профилактики межличностных конфликтов среди подростков может повыситься, если:
- опираться на сущностно-содержательную характеристику ключевых понятий исследования «конфликт», «межличностный конфликт»;
- учитывать особенности поведения подростков в конфликте;
- на основе выявленных форм и методов разработать и реализовать программу профилактики межличностных конфликтов среди подростков.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть
сущностно-содержательную характеристику ключевых понятий
исследования «конфликт», «межличностный конфликт».
2. Выявить особенности поведения подростков в конфликте.
3. Раскрыть формы и методы профилактики межличностных конфликтов
среди подростков.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность
разработанной программы профилактики межличностных конфликтов
среди подростков.
Теоретико-методологической основой послужили: общенаучные
принципы познания; комплексный и субъективный подходы в исследовании; а так же научные труды в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие понятия «конфликт», «межличностного конфликта», «способность к разрешению межличностных конфликтов» В.И. Андреева [4], А.Я. Анцупова [5], В.М. Афоньковой [7], Н.В. Гришиной [44],
А. Карелина [27], К.С. Лисецкого [33], Н.Ф. Талызиной [56], В.С. Селиванова [51], А.И. Шипилов [5] и др.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование
(методика тактика поведения в конфликтной ситуации по тесту К. Томаса; методика диагностики самооценки степени конфликтности личности И.Д. Ладанова), анкетирование (определение межличностных конфликтов);
- методы статистической и математической обработки данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования стала МБОУ
«Гимназия № 40» Приволжского района г. Казани, в исследовании приняли участие 40 детей подросткового возраста.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
- на первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования;
- на втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с подростками с целью профилактики межличностных конфликтов;
- на третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы профилактики межличностных конфликтов среди подростков, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что в исследовании экспериментальным путем доказана эффективность разработанной программы. Материалы данной выпускной квалификационной работы могут использоваться в воспитательной работе общеобразовательных (высших образовательных) учреждений, в работе школьной психологической службы по проблемам профилактики конфликтов, методических пособиях для учителей и классных руководителей, для подготовки студентов к прохождению практике в школах.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Подводя итоги нашей работы, можно отметить следующее: было
проведено исследование, направленное на профилактику межличностных
конфликтов в подростковой среде. Исследование проходило в несколько
этапов. Первый этап включал анализ литературы по заявленной тематике, в
результате которого были выявлены основные теоретические положения:
1) конфликт является неотъемлемой частью социальной
жизнедеятельности, поскольку составляющие социум индивиды, группы
выступают носителями не только разных, но зачастую и противоположных
интересов, ценностей, мнений. В связи с резким повышением уровня
конфликтности в социальной и профессиональной сферах жизнедеятельности
человека повысилась значимость и потребность в кофликтологических
знаниях. Для эффективного управления конфликтами, с которыми
приходится сталкиваться каждому человеку, необходимы навыки анализа
конфликтогенных факторов и социального конфликта в целом конфликты
существовали всегда, во все времена и у всех народов.
2) во всяком межличностном конфликте большое значение имеют
личностные качества людей, их психические, социально-психологические и
нравственные характеристики. В этой связи часто говорят о межличностной
совместимости или несовместимости людей, которые играют важнейшую
роль в межличностном общении. Межличностный конфликт проявляется во
взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах
субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения
непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов
конфликтов.
3) подростковый период жизни составляет переходный этап между
детством (с его полной зависимостью от старших и невозможностью
просуществовать без них) и зрелостью (самостоятельной жизнью,
воспроизведению и воспитанию потомства). Именно поэтому подростковый
возраст всегда считался критическим, однако кризис этого возраста53
(пубертатный) значительно отличается от кризисов младших возрастов, т. к.
является самым острым и длительным.
4) Как показал констатирующий эксперимент, в группе испытуемых
преобладает выраженная степень конфликтности и составляет 55%, очень
высокий уровень конфликтности составляет 27%, высокий уровень
конфликтности имеют 8% испытуемых, склонность к избеганию конфликта
имеют 10% испытуемых.
Изучение выбора учащимися определенной стратегии поведения в
межличностном конфликте по методике К.Томаса на констатирующем этапе
привело к следующим результатам: наиболее предпочитаемая тактика
поведения – соперничество; среднее количество выборов – компромисс,
избегание и приспособление; наименее предпочитаемая стратегия –
сотрудничество.
Наблюдение за жизнедеятельностью подростков в коллективе на
констатирующем этапе показало, что: в группе преобладает дружелюбие, но
в то же время присутствует холодность, равнодушие, неудовлетворенность
группой, непродуктивность в коллективных делах, скука и неуспешность.
Наибольшее количество значимых достоверных связей с высоким
уровнем конфликтности личности имеет стратегия соперничества, а
отрицательная связь – между высоким уровнем конфликтности личности и
стратегией сотрудничества. Таким образом, наше предположение о том, что
выбор непродуктивных стратегий поведения в межличностном конфликте (а
именно соперничества – в особенности) связан с уровнем конфликтности
личности, подтвердилось.
5) На основе результатов констатирующего этапа эксперимента и
теоретического осмысления проблемы нами была разработана тренинговая
программа, с использованием таких форм и методов, как ролевая игра,
дискуссия, деловая игра, тренинг.
Данная программа позволила подросткам научиться работать в
коллективе, отстаивать свою точку зрения, четко отстаивать свои интересы,54
грамотно ставить речь, самопрезентовать себя, слушать и слышать, уважать
чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения,
грамотно высказывать свое мнение, что в конечном итоге позволяет
старшекласснику овладеть способностью к разрешению конфликтных
ситуаций.
6) В результате проверки полученных данных с помощью t-критерия
Стьюдента и G-критерия знаков мы установили, что в группе испытуемых
после проведения формирующего эксперимента произошли существенные
изменения (сдвиги). Мы установили, что сдвиг является не случайным, т.е.
изменения в показателях группы произошли вследствие проведенного
формирующего эксперимента.
7) Экспериментальная проверка эффективности программы
профилактики межличностных конфликтов, осуществлявшейся в
естественной для испытуемых обстановке, позволила прийти к выводу об ее
достаточной эффективности. Результаты проделанной работы доказали
достоверность выдвинутой гипотезы
проведено исследование, направленное на профилактику межличностных
конфликтов в подростковой среде. Исследование проходило в несколько
этапов. Первый этап включал анализ литературы по заявленной тематике, в
результате которого были выявлены основные теоретические положения:
1) конфликт является неотъемлемой частью социальной
жизнедеятельности, поскольку составляющие социум индивиды, группы
выступают носителями не только разных, но зачастую и противоположных
интересов, ценностей, мнений. В связи с резким повышением уровня
конфликтности в социальной и профессиональной сферах жизнедеятельности
человека повысилась значимость и потребность в кофликтологических
знаниях. Для эффективного управления конфликтами, с которыми
приходится сталкиваться каждому человеку, необходимы навыки анализа
конфликтогенных факторов и социального конфликта в целом конфликты
существовали всегда, во все времена и у всех народов.
2) во всяком межличностном конфликте большое значение имеют
личностные качества людей, их психические, социально-психологические и
нравственные характеристики. В этой связи часто говорят о межличностной
совместимости или несовместимости людей, которые играют важнейшую
роль в межличностном общении. Межличностный конфликт проявляется во
взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах
субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения
непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов
конфликтов.
3) подростковый период жизни составляет переходный этап между
детством (с его полной зависимостью от старших и невозможностью
просуществовать без них) и зрелостью (самостоятельной жизнью,
воспроизведению и воспитанию потомства). Именно поэтому подростковый
возраст всегда считался критическим, однако кризис этого возраста53
(пубертатный) значительно отличается от кризисов младших возрастов, т. к.
является самым острым и длительным.
4) Как показал констатирующий эксперимент, в группе испытуемых
преобладает выраженная степень конфликтности и составляет 55%, очень
высокий уровень конфликтности составляет 27%, высокий уровень
конфликтности имеют 8% испытуемых, склонность к избеганию конфликта
имеют 10% испытуемых.
Изучение выбора учащимися определенной стратегии поведения в
межличностном конфликте по методике К.Томаса на констатирующем этапе
привело к следующим результатам: наиболее предпочитаемая тактика
поведения – соперничество; среднее количество выборов – компромисс,
избегание и приспособление; наименее предпочитаемая стратегия –
сотрудничество.
Наблюдение за жизнедеятельностью подростков в коллективе на
констатирующем этапе показало, что: в группе преобладает дружелюбие, но
в то же время присутствует холодность, равнодушие, неудовлетворенность
группой, непродуктивность в коллективных делах, скука и неуспешность.
Наибольшее количество значимых достоверных связей с высоким
уровнем конфликтности личности имеет стратегия соперничества, а
отрицательная связь – между высоким уровнем конфликтности личности и
стратегией сотрудничества. Таким образом, наше предположение о том, что
выбор непродуктивных стратегий поведения в межличностном конфликте (а
именно соперничества – в особенности) связан с уровнем конфликтности
личности, подтвердилось.
5) На основе результатов констатирующего этапа эксперимента и
теоретического осмысления проблемы нами была разработана тренинговая
программа, с использованием таких форм и методов, как ролевая игра,
дискуссия, деловая игра, тренинг.
Данная программа позволила подросткам научиться работать в
коллективе, отстаивать свою точку зрения, четко отстаивать свои интересы,54
грамотно ставить речь, самопрезентовать себя, слушать и слышать, уважать
чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения,
грамотно высказывать свое мнение, что в конечном итоге позволяет
старшекласснику овладеть способностью к разрешению конфликтных
ситуаций.
6) В результате проверки полученных данных с помощью t-критерия
Стьюдента и G-критерия знаков мы установили, что в группе испытуемых
после проведения формирующего эксперимента произошли существенные
изменения (сдвиги). Мы установили, что сдвиг является не случайным, т.е.
изменения в показателях группы произошли вследствие проведенного
формирующего эксперимента.
7) Экспериментальная проверка эффективности программы
профилактики межличностных конфликтов, осуществлявшейся в
естественной для испытуемых обстановке, позволила прийти к выводу об ее
достаточной эффективности. Результаты проделанной работы доказали
достоверность выдвинутой гипотезы
Подобные работы
- Профилактика межличностных конфликтов среди подростков в спортивном коллективе
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Профилактика межличностных конфликтов среди подростков в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Профилактика межличностных конфликтов в подростковой среде
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СӘЛӘТ»)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Профилактика межличностных конфликтов у обучающихся в учреждениях закрытого типа
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Развитие адаптивных стратегий совладания у подростков в ситуации межличностного конфликта средствами арт–терапии (Московский государственный психолого-педагогический университет)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - ПРОФИЛАКТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СО СВЕРСТНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В УСЛОВИЯХ ДОМА-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018



