ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ 9
1.1. Общая характеристика межличностного конфликта 9
1.2. Социально-психологические особенности подросткового возраста 16
1.3. Особенности межличностных конфликтов среди подростков 22
1.4. Методы и формы профилактики межличностных конфликтов среди
подростков 28
Выводы по 1 главе 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ 34
2.1. Организации эксперимента и анализ исходного уровня межличностных
конфликтов среди подростков (констатирующий этап эксперимента) 34
2.2. Работа по профилактике межличностных конфликтов среди подростков
(формирующий этап эксперимента) 40
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования (контрольный этап
эксперимента) 50
Выводы по 2 главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы нашей выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью изучения и анализа данной информации в современных условиях. Именно поэтому для подробного рассмотрения нами была выбрана проблематика изучения конфликтных ситуаций. В экспериментальных и прикладных исследованиях накоплен огромный и интереснейший материал относительно специфики состояний человека, возникающих в условиях воздействия экстремальных факторов. Основанием для объединения этих состояний в единую группу служит существование некоторых общих закономерностей формирования и проявлений ответных реакций подобного типа.
Конфликт является составной частью социальной жизнедеятельности, поскольку социум индивиды, группы выступают носителями не только разных, но зачастую и противоположных интересов, ценностей, мнений. В связи с резким ростом уровня конфликтности в социальной и профессиональной сферах жизнедеятельности человека повышается значимость и потребность в кофликтологических знаниях. Для получения эффекта управления конфликтами, с которыми приходится сталкиваться каждому человеку, необходимы навыки анализа факторов изучения конфликта и социального конфликта в целом. Поэтому весьма важно внедрение в практику подготовки психологов конфликтологов.
Большое множество ученых считают, что конфликт - это острая ситуация, возникающая как результат столкновения отношений личности с общепринятыми нормами. Часть определяют конфликт как ситуацию взаимодействия людей, либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели, либо стремящихся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы такое противоречие между людьми, которое характеризуется противоборством, как явление, создающее весьма сложную психологическую атмосферу в любом коллективе особенно, как трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями, как критическую ситуацию, то есть ситуацию невозможности реализации субъектом внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.); как внутреннюю борьбу, порождающую внешние, объективно данные противоречия, как состояние, рождающее неудовольствие целой системой мотивов, как противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения.
Жизненные ситуации, в которых оказываются люди, чрезвычайно разнообразны. Обстоятельства жизни отдельного человека или целой социальной группы могут быть скоротечными, преходящими или, напротив, длительными застойными. Они могут характеризоваться определенной духовной атмосферой и тем или иным уровнем материальных благ. Они связаны с территориальным размещением субъектов, различными социальными иерархиями и многими другими факторами.
Конфликты, являются составной частью жизни каждого человека, создают проблемы как индивидуального, так и социального характера; требуют единого способа преодоления, как в исследованиях, так и в практическом их устранении.
Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников и т.д.
Таким образом, конфликт может быть функциональным, то есть полезным для членов как школьного, так и студенческого коллектива в целом, и дисфункциональным, снижающим производительность учебы, личную удовлетворенность и ликвидирующим сотрудничество между членами коллектива.
В работах зарубежных ученых (Р. Дарендорф [29], К. Левин [61], Д. Морено [61], К. Хорни [60] и др.), а также в трудах отечественных исследователей (К.А. Абульханова-Славская [2], А.Я. Анцупов [5], Н.В. Гришина [18], Н.И. Леонов [32], Н.Н. Обозов [38], Л.А. Петровская [41], А.И. Шипилов [5] и др.) разработаны теоретико-методологические подходы к анализу межличностных конфликтов, представлены различные взгляды на природу конфликта, его социальную роль, даны разнообразные определения конфликта, понятийный аппарат его описания, рассмотрены способы разрешения конфликтных ситуаций.
Вместе с тем очевидным является противоречие между необходимостью профилактики межличностных конфликтов среди подростков в целях минимизации их негативных последствий и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов профилактики межличностных конфликтов среди подростков, обеспечивающих решение данной задачи.
Современные эмпирические исследования в этой области посвящены как поиску методов и способов преодоления негативных аспектов конфликта, так и оптимизации взаимоотношений формирующейся личности с окружающими (В.И. Андреев [4], А.Г. Здравомыслов [22], Н.И. Леонов [32], Н.Н. Обозов [38], Г.М. Потанин [42] и др.). Важная роль принадлежит психологическим подходам и научно-практическим исследованиям, сущность которых представлена в работах Е.В. Александровой [3], В.М. Афоньковой [7], Н.В. Гришиной [44], А.В. Мудрика [36], В.П. Шейное [65] и др.
Однако при всех своих достоинствах данные исследования не позволяют в полной мере разрешить названное выше противоречие. В большинстве работ акцент делается на том, как разрешить существующие конфликты в подростковой среде. В меньшей степени внимание уделено профилактике негативных явлений, в частности деструктивной направленности конфликтов, а также конкретным психологическим и
педагогическим методам работы с подростками, способствующим формированию способности к конструктивному разрешению конфликтов.
Таким образом, мы можем выделить проблему исследования: каково содержание, формы и методы профилактики межличностных конфликтов среди подростков?
Цель исследования - заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективную профилактику межличностных конфликтов среди подростков.
Объект исследования - процесс профилактики межличностных конфликтов среди подростков.
Предмет исследования - содержание, формы и методы профилактики межличностных конфликтов среди подростков.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса профилактики межличностных конфликтов среди подростков может повыситься, если:
- опираться на сущностно-содержательную характеристику ключевых понятий исследования «конфликт», «межличностный конфликт»;
- учитывать особенности поведения подростков в конфликте;
- на основе выявленных форм и методов разработать и реализовать программу профилактики межличностных конфликтов среди подростков.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть
сущностно-содержательную характеристику ключевых понятий
исследования «конфликт», «межличностный конфликт».
2. Выявить особенности поведения подростков в конфликте.
3. Раскрыть формы и методы профилактики межличностных конфликтов
среди подростков.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность
разработанной программы профилактики межличностных конфликтов
среди подростков.
Теоретико-методологической основой послужили: общенаучные
принципы познания; комплексный и субъективный подходы в исследовании; а так же научные труды в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие понятия «конфликт», «межличностного конфликта», «способность к разрешению межличностных конфликтов» В.И. Андреева [4], А.Я. Анцупова [5], В.М. Афоньковой [7], Н.В. Гришиной [44],
А. Карелина [27], К.С. Лисецкого [33], Н.Ф. Талызиной [56], В.С. Селиванова [51], А.И. Шипилов [5] и др.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование
(методика тактика поведения в конфликтной ситуации по тесту К. Томаса; методика диагностики самооценки степени конфликтности личности И.Д. Ладанова), анкетирование (определение межличностных конфликтов);
- методы статистической и математической обработки данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования стала МБОУ
«Гимназия № 40» Приволжского района г. Казани, в исследовании приняли участие 40 детей подросткового возраста.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
- на первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования;
- на втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с подростками с целью профилактики межличностных конфликтов;
- на третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы профилактики межличностных конфликтов среди подростков, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что в исследовании экспериментальным путем доказана эффективность разработанной программы. Материалы данной выпускной квалификационной работы могут использоваться в воспитательной работе общеобразовательных (высших образовательных) учреждений, в работе школьной психологической службы по проблемам профилактики конфликтов, методических пособиях для учителей и классных руководителей, для подготовки студентов к прохождению практике в школах.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Подводя итоги нашей работы, можно отметить следующее: было
проведено исследование, направленное на профилактику межличностных
конфликтов в подростковой среде. Исследование проходило в несколько
этапов. Первый этап включал анализ литературы по заявленной тематике, в
результате которого были выявлены основные теоретические положения:
1) конфликт является неотъемлемой частью социальной
жизнедеятельности, поскольку составляющие социум индивиды, группы
выступают носителями не только разных, но зачастую и противоположных
интересов, ценностей, мнений. В связи с резким повышением уровня
конфликтности в социальной и профессиональной сферах жизнедеятельности
человека повысилась значимость и потребность в кофликтологических
знаниях. Для эффективного управления конфликтами, с которыми
приходится сталкиваться каждому человеку, необходимы навыки анализа
конфликтогенных факторов и социального конфликта в целом конфликты
существовали всегда, во все времена и у всех народов.
2) во всяком межличностном конфликте большое значение имеют
личностные качества людей, их психические, социально-психологические и
нравственные характеристики. В этой связи часто говорят о межличностной
совместимости или несовместимости людей, которые играют важнейшую
роль в межличностном общении. Межличностный конфликт проявляется во
взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах
субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения
непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов
конфликтов.
3) подростковый период жизни составляет переходный этап между
детством (с его полной зависимостью от старших и невозможностью
просуществовать без них) и зрелостью (самостоятельной жизнью,
воспроизведению и воспитанию потомства). Именно поэтому подростковый
возраст всегда считался критическим, однако кризис этого возраста53
(пубертатный) значительно отличается от кризисов младших возрастов, т. к.
является самым острым и длительным.
4) Как показал констатирующий эксперимент, в группе испытуемых
преобладает выраженная степень конфликтности и составляет 55%, очень
высокий уровень конфликтности составляет 27%, высокий уровень
конфликтности имеют 8% испытуемых, склонность к избеганию конфликта
имеют 10% испытуемых.
Изучение выбора учащимися определенной стратегии поведения в
межличностном конфликте по методике К.Томаса на констатирующем этапе
привело к следующим результатам: наиболее предпочитаемая тактика
поведения – соперничество; среднее количество выборов – компромисс,
избегание и приспособление; наименее предпочитаемая стратегия –
сотрудничество.
Наблюдение за жизнедеятельностью подростков в коллективе на
констатирующем этапе показало, что: в группе преобладает дружелюбие, но
в то же время присутствует холодность, равнодушие, неудовлетворенность
группой, непродуктивность в коллективных делах, скука и неуспешность.
Наибольшее количество значимых достоверных связей с высоким
уровнем конфликтности личности имеет стратегия соперничества, а
отрицательная связь – между высоким уровнем конфликтности личности и
стратегией сотрудничества. Таким образом, наше предположение о том, что
выбор непродуктивных стратегий поведения в межличностном конфликте (а
именно соперничества – в особенности) связан с уровнем конфликтности
личности, подтвердилось.
5) На основе результатов констатирующего этапа эксперимента и
теоретического осмысления проблемы нами была разработана тренинговая
программа, с использованием таких форм и методов, как ролевая игра,
дискуссия, деловая игра, тренинг.
Данная программа позволила подросткам научиться работать в
коллективе, отстаивать свою точку зрения, четко отстаивать свои интересы,54
грамотно ставить речь, самопрезентовать себя, слушать и слышать, уважать
чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения,
грамотно высказывать свое мнение, что в конечном итоге позволяет
старшекласснику овладеть способностью к разрешению конфликтных
ситуаций.
6) В результате проверки полученных данных с помощью t-критерия
Стьюдента и G-критерия знаков мы установили, что в группе испытуемых
после проведения формирующего эксперимента произошли существенные
изменения (сдвиги). Мы установили, что сдвиг является не случайным, т.е.
изменения в показателях группы произошли вследствие проведенного
формирующего эксперимента.
7) Экспериментальная проверка эффективности программы
профилактики межличностных конфликтов, осуществлявшейся в
естественной для испытуемых обстановке, позволила прийти к выводу об ее
достаточной эффективности. Результаты проделанной работы доказали
достоверность выдвинутой гипотезы
Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. для вузов / Г. С.
Абрамова. – М.: Академический проект: Альма матер, 2018. – 702 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. АбульхановаСлавская. – М.: Сфера, 2017. – 229 с.
3. Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути
разрешения / Е. В. Александрова. – М.: ИНИОН, 2016. – С. 39-194
4. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство споров, ведение
переговоров, разрешение конфликтов / В.И. Андреев. – М.: Просвещение,
2012. – 138 с.
5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфдиктология / А.Я. Анцупов,
АА.И. Шипилов. – М.: Гардарики, 2015. – 551 с.
6. Атутова П.Г. «Школа и труд»: учебник / П.Г. Атутова. – М.:
Просвещение, 2017. – 39 с.
7. Афонькова В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в
коллективе // Общение как педагогическая проблема / В.М. Афонькова. – М.:
Просвещение, 2004. – 231 с.
8. Ахметова Д.З., Габдулхаков В.Ф. Теория обучения: Учебнопрактическое пособие / Д.З. Ахметова, В.Ф. Габдулхаков. – Казань:
Издательство «Таглимат», 2009. – С. 249-482.
9. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология: учебник для
вузов / Н. В. Басова. – Ростов на - Дону: Феникс, 2009. – 288 с.
10. Белкин А.С. Основы возрастной психологии: учебник / А.С.
Белкин. – М.: Академия, 2010. – 463 с.
11. Берн Э. Игры, в которые играют люди (психология человеческих
взаимоотношений): учебник / Э. Берн. – М: Прогресс - Универс, 2012. – 238
с.
12. Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и
личность: учебник / В. В. Бойко. – М.: 2013. – 256 с.56
13. Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры,
упражнения: учебник / В. Ю. Большаков. – М.: Служба доверия, 2009. – 315
с.
14. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт / Ф.М. Бородкин, Н.М.
Коряк. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 2009. – 154 с.
15. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по
психологической диагностике: учебник / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. –
Киев: Наукова думка, 2011. – 368 с.
16. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия: учебник /
Ф. Бурнард. – СПб: Питер, 2011. – 424 c.
17. Ванюхина Н.В. Возрастная Психология: учебно-методическое
пособие / Н.В. Ванюхина. – М.: Высш. Образование, 2013. – 219 с.
18. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Дис. д-ра
психол. наук / Н.В. Гришина. – СПб: Питер, 2010. – 361 с.
19. Гусева А.С. Конфликт: структурный анализ, консультативная
помощь, тренинг / А.С. Гусева, В.В. Козлов. – М.: Владос, 2014. – 187 с.
20. Донцов А.И. Психология коллектива: учеб. для вузов / А.И.
Донцов. – М.: Академический проект, 2014. – 858 с.
21. Ефимкина Р.П. Психология развития: учеб-метод, пособие для
вузов / Р.П. Ефимкина. – Новосибирск.: Новосибирский гос. ун-т, 2011. – 54
с.
22. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Россия на путях
преодоления кризиса / А.Г. Здравомыслов. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 204 с.
23. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии / Д.П. Зеркин. – Ростовн/Д.: Феникс, 2018. – 480 с.
24. Исаев Д.Н., Слободчиков В.И. Психология развития человека:
Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов.
– М.: Школьная Пресса, 2010. – С. 291-329.
25. Канатаев Ю.А. Психология конфликта / Ю.А. Канатаев. – М.:
ВАХЗ, 2007. – 254 с.57
26. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре
конфликта / В.Г. Каменская. – СПб.: Детство-пресс, 2016. – 143 с.
27. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.
Карелин. – М.: Издательство Эксмо, 2011. – С. 201-293
28. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию / И.Г. Козырев. – М.:
Владос, 2009. – С. 246-582
29. Концепция конфликта Р. Дарендорфа
https://studopedia.su/1_8898_kontseptsiya-konflikta-r-darendorfa.html
30. Кочюнас Р.Д. Психологическое консультирование: учебник / Р.Д.
Кочюнас. – М.: Высш. Образование, 2013. – 126 с.
31. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный
жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших
учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера»,
2011. – 464 с.
32. Леонов Н.И. Конфликтология / Н.И. Леонов. – М.: Сфера, 2016. –
345 с.
33. Лисецкий К.С. Психология межличностного конфликта в
старшем школьном возрасте: учебное пособие / К.С. Лисецкий. – Самара,
2009. – 468 с.
34. Лозовцева В.Н. Конфликты, развивающиеся в условиях
деформированных взаимоотношений подростка с одноклассниками.
Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения /
Под ред. Е.А, Шумилина. – М.: Гардарика, 2012. – С. 26-39
35. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы
психологии: учебник / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 2013. – 56 с.
36. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.:
Академия, 2015. – 200 с.
37. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: учеб.
для студ. педвузов / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. –
394 с.58
38. Обозов Н.Н. Психология конфликта / Н.Н. Обозов. – М.: Сфера,
2016. – 325 с.
39. Панина Н.В. Психологическая теория коллектива: учебник / Н.В.
Панина. – М.: Академический проект, 2012. – 300 с.
40. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив: учеб для
вузов / А.В. Петровский. – М.: Академия, 2010. – 174 с.
41. Петровская Л.А. Общение, компетентность, тренинг / Л.А.
Петровская. – М.: Гардарики, 2014. – 563 с.
42. Потанин Г.М. Конфликты в школьном возрасте: пути их
предупреждения и преодоления / Г.М. Потанин, А.И. Сахаров. – М.:
Просвещение, 2016. – 114 с.
43. Прохоров А.О. Психические состояния школьников и учителя в
процессе их взаимодействия на уроке: вопросы психологии / А.О. Прохоров.
– 2014. – № 6. – С. 70-72
44. Психология конфликта / под ред. Н.В. Гришиной. – СПб.: Питер,
2016. – 448 с.
45. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и
тесты. Учебное пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом
«БАХРАМ-М», 2009. – 30 с.
46. Розенова М.И. Психология обучения и воспитания. Учебное
пособие / М.И. Розенова. – М.: Издательство Эксмо, 2010. – 90 с.
47. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности
индивидуального развития ребенка / А.А. Рояк. – М.: Просвещение, 2018. –
174 с.
48. Руководство практического психолога. Психологические
программы развития личности в подростковом и старшем школьном
возрасте: учебник / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2012. – 472 с.
49. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом
процессе / М.М. Рыбакова. – М.: Просвещение, 2015. – 275 с.