Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности изучения темы: «Русская православная церковь в годы ВОВ и ее вклад в патриотическое воспитание советского народа (Тюменский Государственный Университет)

Работа №36690

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
463
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Есть много приложений.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика деятельности русской православной церкви в годы ВОВ 12
1.1 Изменение политики атеистического государства по отношению к Православной Церкви (1943-1944) 12
1.2 Вклад русской православной церкви в патриотическое воспитание советского народа 23
Глава 2. Методические возможности преподавания элективного курса «Русская православная церковь в годы ВОВ и ее вклад в патриотическое воспитание советского народа» 35
2.1 Изучение темы «Русская православная церковь в годы ВОВ и ее вклад в патриотическое воспитание советского народа» в рамках преподавания элективного курса в 9 классе общеобразовательной школы 35
2.2 Методические особенности преподавания темы «Русская православная церковь в годы ВОВ и ее вклад в патриотическое воспитание советского народа» в рамках преподавания элективного курса в 9 классе общеобразовательной школы 47
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 61
Приложения 66


Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что в годы Великой Отечественной войны произошли значительные изменения в положении церкви в Советском государстве. Кроме того, Русская Православная Церковь оказала активную поддержку советскому народу в борьбе против фашизма. Патриотическая деятельность РПЦ в военные годы является одной из самых выдающихся страниц светской и церковной истории. Особенности исторического развития Русской Православной Церкви также важны и сегодня вследствие активного роста гражданского и политического сознания, духовных потребностей граждан России, расширения и углубления интереса к истории Отечества. Ценный опыт РПЦ в патриотической деятельности, духовном воспитании востребован и на современном этапе в педагогической практике общеобразовательной школы. Наконец, нельзя не отметить необходимость изучения истории церкви в военные годы, поскольку сегодня мы видим усиление роли РПЦ в общественной и политической жизни страны, расширение духовного образования, повышение авторитета Церкви не только в России, но и в зарубежных странах. Такие же явления можно было наблюдать и в военные годы.
Отечественная историография по анализируемой теме начала развиваться уже в самом начале войны, когда И. Сталиным был отдан приказ руководителю Союза воинствующих безбожников Е.М. Ярославскому акцентировать внимание на патриотической позиции верующих в печати. Здесь можно упомянуть статью Н. Сергеевой, где идет речь об освещении зарубежными СМИ избрания патриарха и создания Священного Синода .
В 1940-1960-е гг. патриотическая деятельность РПЦ стала предметом рассмотрения и вполне конъюнктурной оценки в специальных брошюрах таких партийных чиновников, как Г.Г. Карпов и В.А. Куроедов, возглавлявших Совет по делам Русской Православной Церкви. Конечно, ждать от этих авторов абсолютно непредвзятого описания условий и причин нормализации государственно-церковных отношений в военные годы не приходится, однако в целом первый этап отечественной историографии характеризуется признанием патриотической деятельности верующих в годы войны .
В период правления Н.С. Хрущева началась новая волна репрессий против церкви, что, конечно же, не могло не сказаться на историографии. Эти гонения не носили столь масштабного характера, как в 1920-1930-е годы, однако в их основе лежал тот же самый идеологический монополизм. Стали печататься исследования по истории Церкви, имеющие ярко выраженный атеистический характер, причем редкие работы церковных историков (клириков и мирян) могли увидеть свет лишь в дозволенном властями церковном официозе («Журнал Московской Патриархии»), а отдельные рукописи, содержавшие свидетельства очевидцев, просачивались в религиозный самиздат и тамиздат.
Однако уже в 1970-е гг. появляются диссертационные и монографические исследования, посвященные отдельным аспектам истории РПЦ в 1941-1945 гг. Здесь следует указать, прежде всего, на работу А.А. Шишкина, предметом которой является преодоление обновленческого раскола в названные годы и несколько позднее .
Традиционной темой исследований в 1970-х – начале 1980 гг. стала проблема патриотической деятельности РПЦ в годы Великой Отечественной войны. В частности, здесь можно выделить статьи иеродиакона Арсения (Веретельникова), в которых раскрываются главные направления патриотической деятельности Церкви, показывается ее значимость для государства и народа .
Кроме того, нужно упомянуть брошюру Э.И. Лисавцева, где в одной из глав было затронуто положение Церкви в военный период. В ней подчеркивается патриотический характер деятельности Московской Патриархии в названный период, анализируются выпущенные ею патриотические воззвания, отмечен патриотизм в настроениях клириков и мирян, так или иначе соприкоснувшихся с войной .
Лишь в период «перестройки» стала возможной относительно свободная оценка и переоценка деятельности РПЦ в годы войны. Советские исследователи получили возможность более широкого (сравнительно с прежним временем) ознакомления с трудами эмигрантских и иностранных историков Русской Церкви (Н. Струве, О. Д. Константинова, А. Боголепова, Д. Поспеловского, У. Флетчера, У. Коларца, Д. Куртисса и др.). Нужно отметить, что снятие информационной изоляции дало возможность и зарубежным авторам скорректировать свои изыскания в сторону большей объективности. Именно в этот период стали накапливаться факты, источники, которые во многом помогли развивать отечественную светскую и церковную историографию по рассматриваемой проблеме. Историки ознакомились с широким кругом документов центральных и местных архивов, с исследованиями зарубежных авторов. Идеологическая, духовная, социально-политическая ситуация того времени в нашей стране требовала того, чтобы церковная история освещалась максимально правдиво, объективно.
В 1990-е годы особое внимание исследователей привлекала проблема правового положения Русской Православной Церкви в военные годы. Здесь особо стоит упомянуть исследования В.А. Алексеева, М.И. Одинцова, Д.В. Поспеловского, священника Алексея Николина, И.Я. Шимона, В.Н. Якунина. Эти ученые показали сложность, противоречивость отношений между РПЦ и Советским государством .
Общим аспектам деятельности Русской православной Церкви в годы войны посвящены работы О.Ю. Васильевой, В.Е. Комарова. Указанные авторы обращают внимание на то, в каких сложных условиях осуществлялась деятельность РПЦ, с каким идеологическим давлением пришлось столкнуться Церкви. В данных работах раскрывается проблема правового положения РПЦ в военные годы .
Крайне сложным и дискуссионным вопросом является деятельность РПЦ на оккупированной территории. К ней обращались В.И. Алексеев, священник А. Голиков, М.В. Шкаровский и др. Этими учеными предпринимались попытки избавить историографию от искажений объективной реальности относительно деятельности РПЦ на оккупированных территориях, в то время как после войны данная проблема иногда использовалась властями для представления церкви в невыгодном свете .
Весь спектр вопросов деятельности РПЦ в военные годы, проблема взаимоотношений Церкви с Советским государством рассматривались М.В. Шкаровским. В своих работах этот исследователь представил весьма полную картину взаимоотношений советской власти и церкви, показал, что положение церкви в военные годы улучшилось весьма незначительно, охарактеризовал степень значимости ее патриотической деятельности для всего народа и государства в целом .
Что касается зарубежной историографии, то ее наиболее четкую и компактную классификацию, на наш взгляд, проводит В.Н. Якунин. Среди прочего, он отмечает, что она начала свое фактическое существование с обзорно-аналитических статей в иностранной прессе, посвященных перемене отношений советского руководства к РПЦ, которая случилась во время войны. Характерно, что и наибольшее число таких публикаций пришлось на переломный в военном отношении 1943-й год. В.Н. Якунин выделяет в отдельные группы: 1) публикации на территории Третьего Рейха и союзных ему государств, выполненные в духе нацистской пропаганды, где, скажем, новообразованный Синод объявлялся «утончённым оружием русского империализма», 2) публикации в печатных органах союзников СССР и нейтральных стран, где и образование Синода, и избрание патриарха получили одобрительную и свободную как от нацистской, так и от официальной советской пропаганды оценку. Автор обращает внимание и на тексты эмигрантского автора Павла Перова, который произошедшую в годы войны реабилитацию Церкви полагал по-своему закономерным итогом начатого несколько ранее осторожного возрождения патриотических начал .
Наряду этим, теоретическую основу исследования составляют труды А.С. Барсенкова и А.И. Вдовина, Е.В. Илларионовой, А.С. Орлова, В.В. Фортунатова, разработавших учебные курсы по истории России. В процессе подготовки элективного курса также использовались методические материалы по преподаванию курса истории в школе Т.А. Корневой, М.В. Коротковой, М.Т. Студеникиным и др.
Завершая историографический обзор, необходимо подчеркнуть, что, несмотря на наличие огромного числа исследований, посвященных РПЦ в годы войны, остается много дискуссионных, нерешенных вопросов, до сих пор волнующих ученых, историков церкви.
Объектом настоящего исследования выступает деятельность русской православной церкви в годы ВОВ.
Предмет исследования – методические возможности преподавания элективного курса «Русская православная церковь в годы ВОВ и ее вклад в патриотическое воспитание советского народа».
Цель работы заключается в разработке элективного курса «Русская православная церковь в годы ВОВ и ее вклад в патриотическое воспитание советского народа» для 9 класса общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 обозначить изменения политики атеистического государства по отношению к Православной Церкви (1943-1944);
 оценить вклад русской православной церкви в патриотическое воспитание советского народа;
 разработать элективный курс по теме «Русская православная церковь в годы ВОВ и ее вклад в патриотическое воспитание советского народа»» для 9 класса общеобразовательной школы.
Источниковую базу исследования составляют, прежде всего, нормативные правовые документы СССР, регулирующие отношения государства и церкви.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


После начала Великой Отечественной войны произошли важные изменения в правовом положении РПЦ. Вмешательство светских сил в церковную жизнь происходило с первых дней существования советской власти. Сразу после падения самодержавия и прихода к власти большевиков начались гонения и репрессии против Православной Церкви. В частности, были проведены крупные антирелигиозные кампании с закрытием монастырей и храмов, лишением Церкви права юридического лица, реквизицией церковного имущества. В 1918-1920 годы духовенство утратило свои юридические права. С 1922 года было положено начало разграбления церквей и монастырей, массовых расстрелов священнослужителей. Для советской власти Православная церковь всегда выступала в качестве идеологического противника, оппозиционера, опасного врага для построения и укрепления позиций советской власти. Советская власть сразу же приняла законодательные акты, направленные против Церкви, в частности, речь идет о Декрете о свободе совести и последующих постановлениях, имеющих антицерковную направленность. Церковь полностью потеряла все инструменты влияния на воспитание общества. Советская политика привела к катастрофической ситуации во всех церковных институтах.
Начало Великой Отечественной войны изменило ситуацию в лучшую сторону. В частности, РПЦ получила большую свободу деятельности, была избавлена от массированного идеологического наступления со стороны представителей власти, прекратились репрессии. Все это позволило Церкви оказать огромную помощь фронту и советскому народу в борьбе с фашистской Германией.
Русской Православной Церковью был внесен значительный вклад в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Многочисленные послания и проповеди церковных иерархов, священников помогали укреплять волю к победе, утешать верующих, поощрять их на борьбу против беспощадного врага.
Большая роль принадлежит РПЦ в усилении веры людей в реальность победы над фашистской Германией. Церковь занимались воспитанием высоких патриотических чувств и убеждений.
У фашистов были собственные планы на реализацию роли Церкви в захвате Советского государства. Тем не менее, Церковь не просто не приняла фашизм, но и оказала ему самое деятельное сопротивление, осудив как крайне бесчеловечное явление современной действительности. Церковь делала все возможное в то сложное время, чтобы сопротивляться фашизму, возрождать русское национальное самосознание.
Именно Церкви принадлежит заслуга спасения многих сотен людей, оказания помощи военнопленным. Подчас духовенство являлось единственным связующим звеном между населением и партизанами, священники укрывали красноармейцев, сами вступали в ряды народного антифашистского сопротивления. Многие из тех священнослужителей, кто был вынужден сосуществовать с оккупантами, одновременно вели против них подрывную работу, предоставляли партизанам медикаменты, одежду, продовольствие, а иногда и оружие.
Следует сказать о большом влиянии призывов духовенства к тому, чтобы помогать партизанам.
В годы войны произошли значительные изменения в отношениях между Советским государством и РПЦ. Они были связаны с непростой обстановкой, пониманием советского руководства того, что народ нуждается в пастырском слове. Сложившаяся ситуация привела к восстановлению епархиальных учреждений, благочиний, открытию церковных отделов, налаживанию приходской жизни. Епархиальное начальство заботилось о том, чтобы открывались приходы, создавались церковные хоры, духовные школы.
РПЦ занималась в годы войны широкой патриотической деятельностью. Именно благодаря Церкви и верующим были собраны большие средства на нужды фронта. Патриотические воззвания иерархов помогали мобилизовать духовные силы советского народа. Патриотические призывы иерархов Церкви основывались на народных традициях - сплачиваться против врагов Родины, проявлять самоотверженность и героизм при ее защите. В обращениях Патриархии фигурировали исторические деятели, известные своим патриотизмом, боровшиеся за свободу и независимость страны: Дмитрий Донской, Александр Невский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Кроме того, следует сказать о шефстве православных приходов над детскими домами, садами, госпиталями. Монастыри и храмы занимались сбором средств на военные нужды. Видимое благословение РПЦ – это танковая колонна имени Дмитрия Донского, которая была сооружена на средства верующих. Многие священники с оружием в руках защищали свою Родину на фронтах великой войны.
Таким образом, можно выделить следующие направления деятельности РПЦ в годы войны: сбор различных видов пожертвований для фронта и тыла, помощь раненым, детям-сиротам, семьям погибших бойцов; организация госпиталей и оказание им финансовой поддержки, уход за больными и ранеными; материальная помощь детским домам и садам; участие духовенства и верующих в боевых операциях действующей армии и в отрядах партизан; помощь народным мстителям на оккупированных территориях, организация отрядов самообороны; проведение разъяснительной и воспитательной работы среди верующих; воспитание мужества, самопожертвования и веры в победу у населения; утешение людей и помощь им в преодолении страданий от потерь войны; консолидация верующих, направленная на достижение единства тыла; духовное подвижничество; молитвенное стояние за Отечество; международная миротворческая и антифашистская деятельность; восстановление разрушенного хозяйства и помощь разрушенным войной районам, налаживание международных связей, утраченных после октября 1917 года.
К сожалению, приходится констатировать, что патриотическое служение Русской Православной Церкви было оценено советским правительством в послевоенные годы не в полной мере, что, быть может, особенно ярко появилось в хрущевский период. Советское государство боялось усиления позиций РПЦ, что привело после окончания войны к новой волне репрессий, гонений. Сегодня отношение государство к Церкви коренным образом пересмотрено, что дает возможность разработать и реализовать дополнительный (элективный) курс для 9 классов общеобрзовательной школы по теме «Русская православная церковь в годы ВОВ и ее вклад в патриотическое воспитание советского народа».
Его основные цели заключаются в приобретении учащимися новых знаний об истории Отечества через изучение истории Русской Православной Церкви, осознании исторической роли РПЦ в формировании духовно-нравственного облика советского народа в годы Великой Отечественной войны, упрочении знаний об особенностях православной культуры.
Общее количество часов курса – 34.
Структура курса:
1. Раздел I: вводная часть. Православная церковь и советская власть (1917-1940 годы) – 4 часа.
2. Раздел II: Взаимоотношения РПЦ и советской власти во время Великой Отечественной войны. Патриотическая деятельность Церкви в годы ВОВ – 15 часов.
3. Раздел III: Роль личности в патриотической деятельности Церкви в годы Великой Отечественной войны: портрет на фоне эпохи – 13 часов.
4. Раздел IV: Итоговая конференция – 2 часа.
Предложенный курс позволяет расширить знания учащихся об истории Великой Отечественной войне и роли в ней Русской православной Церкви. Приобретение определенных знаний по истории православия в России вообще и РПЦ в частности будет способствовать лучшему пониманию и принятию культуры собственного народа, обогащению духовного мира учащихся, освоению культуры общения и поведения в обществе.



1. Об отделении церкви от государства и школы от церкви [Электронный ресурс] : декрет от 23.01.1918 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9054838 (дата обращения: 01.02.2018).
2. О религиозных объединениях [Электронный ресурс] : постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 08.04.1929 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9054838 (дата обращения: 01.02.2018).
3. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). – Ф.628.Оп.1. Д.2, 224.
4. Алексеев, В.А. Неожиданный диалог / В.А. Алексеев // Агитатор. – 1989. – № 6. – С. 41-43
5. Алексеев, В.А. Иллюзии и догмы / В.А. Алексеев. – М.: Политиздат, 1991. – 400 с.
6. Алексеев, В.А. Штурм небес отменяется: Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР / В.А. Алексеев. – М.: Россия молодая, 1992. – 304 с.
7. Алексеев, В.И. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории / В.И. Алексеев, Ф.Г. Ставру // Русское Возрождение. – 1980. № 11. – С. 91-118; № 12. – С. 108-126; 1981. – № 13. – С. 75-97; № 14. – С. 118-154; № 15. – С. 85-100; № 16. – С. 91-121; № 17. – С. 97-114; № 18. – С. 105-125.
8. Арсений (Веретельников), иеродиакон. Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stsl.ru/lib/ (дата обращения: 01.02.2018).
9. Бурыгин, Д. Пустые слова: краткая история термина «патриот» [Электронный ресурс] / Д. Бурыгин. – URL: http://theoryandpractice.ru/posts/8291-patriot (дата обращения: 25.01.2018).
10. Васильева, О.Ю. Русская Православная Церковь в политике советского государства в 1943-1948 гг. / О.Ю. Васильева. – М., 2001. – 357 с.
11. Воспоминания архиепископа Луки // Журнал Московской Патриархии. – 1993. – №12. – С. 57-58.
12. Илларионова, Е. В. Отечественная история: учебно-методический комплекс / Е.В. Илларионова, А.С. Фомина, С.А. Гуськов. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2014. – 369 с.
13. Иловайский, Д.И. История России. Т. 2 / Д.И. Иловайский. – М.: типография утв. товарищества И.Н. Кушнерев и Ко, 1896. – 495 с.
14. Кирилл (Гундяев), Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Епархиальном собрании города Москвы 20 декабря 2013 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravoslavie.ru/smi/66950.htm (дата обращения 25.01.2018).
15. Ключевский, В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / В.О. Ключевский. – М.: Правда, 1990. – 624 с.
16. Комаров, В.Е. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны / В.Е. Комаров // 50-летие Великой Победы над фашизмом: история и современность. – Смоленск, 1995. – С. 193-195.
17. Корнева, Т.А. Нетрадиционные уроки по истории России ХХ века в 9, 11 классах / Т.А. Корнева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 128 с.
18. Короткова, М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практическое пособие для учителей / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. - М.: ВЛАДОС, 2006. – 191 с.
19. Короткова, М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. / М.В. Короткова. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. – 256 с.
20. Курляндский, И. О мнимом повороте Сталина к Православной Церкви [Электронный ресурс] / И. Курляндский // Pravmir.ru. – URL: http://www.pravmir.ru/o-mnimom-povorote-stalina-k-pravoslavnoj-cerkvi/ (дата обращения: 25.01.2018).
21. Лисавцев, Э.И. Религия и борьба идей в современном мире / Э.И. Лисавцев. – М.: Знание, 1981. – 64 с.
22. Мандрик, С.В. Деятельность уполномоченных совета по делам русской православной церкви в БССР в начальный период его существования (1944-1958) / С.В. Мандрик, А.О. Горанский // Вестник БДУ. – 2014. – Сер. 3. – №2. – С. 23-26.
23. Марченко, А.Н. Патриотическая деятельность православного духовенства Прикамья в годы Великой Отечественной войны по материалам телеграмм И.В. Сталину / А.Н. Марченко, Н.А. Марченко // Вестник Пермского университета. – 2016. – Выпуск 2 (33). – С. 123-129.
24. Монтескье, Ш.М. Избранные произведения о духе законов / Ш.М. Монтескье. – М.: Академия, 2014. – 627 с.
25. Одесский, М.П. Поэтика власти / М.П. Одесский, Д.М. Фельдман. – М., 2012. – 263 с.
26. Одинцов, М.И. Путь длиною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству (государственно-церковные отношения в истории советского общества) / М.И. Одинцов // На пути к свободе совести. М. – 1989. – С. 57-62.
27. Одинцов, М.И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы ВОВ 1941-1945 гг. / М.И. Одинцов. – М.: РАГС, 1995. – 222 с.
28. Орлов, А.С. История России / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2012. – 568 с.
29. Поспеловский, Д.В. Русская православная церковь в XX веке / Д.В. Поспеловский. – М., 1995. – 511 с.
30. Правда о религии в России. – М., 1942. – 457 с.
31. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Сборник документов / сост. Васильева О.Ю., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А. – М.: Изд-во Крутицкого подворья. Общ-во любителей церковной истории, 2009. – 767 с.
32. Сергеева, Н.О религии и церкви в СССР (по страницам иностранной печати) / Н.О. Сергеева // Война и рабочий класс. – 1943. – № 12. – 15 ноября.
33. Степанищев, А.Т. История Отечества: преподавание в школе: учебное пособие / А.Т. Степанищев. – М.: Гардарики, 2002. – 557 с.
34. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. – М.: Владос, 2010. – 210 с.
35. Федотов, А.А. Русская Православная Церковь в 1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом – Иваново: Ивановский государственный университет, 2005. – 136 с.
36. Фортунатов, В.В. История: учебное пособие / В.В. Фортунатов. – СПб.: Питер, 2012. – 464 с.
37. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.. Харламов. – М.: Градарики, 2015. – 424 с.
38. Шимон, И.Я. Отношения советского государства и Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. И.Я. Шимон. – М., 1995. – 427 с.
39. Шишкин, А.А. «Обновленческий» раскол русской православной церкви: дисс.... д. ф. н. – Казань, 1972. – 279 с.
40. Шкаровский, М.В. Русская православная церковь и государственно-церковные отношения в СССР в годы Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] / М.В. Шкаровский // Санкт-Петербургская духовная академия русской Православной Церкви. – 2014. – URL: http://spbda.ru/publications/shkarovskiy-m-v-russkaya-pravoslavnaya-cerkov-i-gosudarstvenno-cerkovnye-otnosheniya-v-sssr-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny/ (дата обращения: 25.01.2018).
41. Шкаровский, М.В. Русская Православная Церковь в XX веке / М.В. Шкаровский. – М.: Вече, 2010. – 480 с.
42. Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология / В.В. Шоган. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 471 с.
43. Шоган, В.В. Технология личностно-ориентированного урока В.В. Шоган. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 160 с.
44. Якунин, В.Н. Правовой статус, положение, деятельность, внешние связи Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, 194 -1945 гг.: дисс. док. ист. н. / В.Н. Якунин. – Самара, 2002. – 200 с.
45. Якунин, В.Н. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны / В.Н. Якунин // Московский журнал. – 1995. – № 1. – С. 14-21; № 2. – С. 15-20; № 7. – С. 41-46; № 9. – С. 31-39; № 11. – С. 24-28.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ