Особенности изучения темы: «Русская православная церковь в годы ВОВ и ее вклад в патриотическое воспитание советского народа (Тюменский Государственный Университет)
|
Выпускная квалификационная работа.
Есть много приложений.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика деятельности русской православной церкви в годы ВОВ 12
1.1 Изменение политики атеистического государства по отношению к Православной Церкви (1943-1944) 12
1.2 Вклад русской православной церкви в патриотическое воспитание советского народа 23
Глава 2. Методические возможности преподавания элективного курса «Русская православная церковь в годы ВОВ и ее вклад в патриотическое воспитание советского народа» 35
2.1 Изучение темы «Русская православная церковь в годы ВОВ и ее вклад в патриотическое воспитание советского народа» в рамках преподавания элективного курса в 9 классе общеобразовательной школы 35
2.2 Методические особенности преподавания темы «Русская православная церковь в годы ВОВ и ее вклад в патриотическое воспитание советского народа» в рамках преподавания элективного курса в 9 классе общеобразовательной школы 47
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 61
Приложения 66
Есть много приложений.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика деятельности русской православной церкви в годы ВОВ 12
1.1 Изменение политики атеистического государства по отношению к Православной Церкви (1943-1944) 12
1.2 Вклад русской православной церкви в патриотическое воспитание советского народа 23
Глава 2. Методические возможности преподавания элективного курса «Русская православная церковь в годы ВОВ и ее вклад в патриотическое воспитание советского народа» 35
2.1 Изучение темы «Русская православная церковь в годы ВОВ и ее вклад в патриотическое воспитание советского народа» в рамках преподавания элективного курса в 9 классе общеобразовательной школы 35
2.2 Методические особенности преподавания темы «Русская православная церковь в годы ВОВ и ее вклад в патриотическое воспитание советского народа» в рамках преподавания элективного курса в 9 классе общеобразовательной школы 47
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 61
Приложения 66
Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что в годы Великой Отечественной войны произошли значительные изменения в положении церкви в Советском государстве. Кроме того, Русская Православная Церковь оказала активную поддержку советскому народу в борьбе против фашизма. Патриотическая деятельность РПЦ в военные годы является одной из самых выдающихся страниц светской и церковной истории. Особенности исторического развития Русской Православной Церкви также важны и сегодня вследствие активного роста гражданского и политического сознания, духовных потребностей граждан России, расширения и углубления интереса к истории Отечества. Ценный опыт РПЦ в патриотической деятельности, духовном воспитании востребован и на современном этапе в педагогической практике общеобразовательной школы. Наконец, нельзя не отметить необходимость изучения истории церкви в военные годы, поскольку сегодня мы видим усиление роли РПЦ в общественной и политической жизни страны, расширение духовного образования, повышение авторитета Церкви не только в России, но и в зарубежных странах. Такие же явления можно было наблюдать и в военные годы.
Отечественная историография по анализируемой теме начала развиваться уже в самом начале войны, когда И. Сталиным был отдан приказ руководителю Союза воинствующих безбожников Е.М. Ярославскому акцентировать внимание на патриотической позиции верующих в печати. Здесь можно упомянуть статью Н. Сергеевой, где идет речь об освещении зарубежными СМИ избрания патриарха и создания Священного Синода .
В 1940-1960-е гг. патриотическая деятельность РПЦ стала предметом рассмотрения и вполне конъюнктурной оценки в специальных брошюрах таких партийных чиновников, как Г.Г. Карпов и В.А. Куроедов, возглавлявших Совет по делам Русской Православной Церкви. Конечно, ждать от этих авторов абсолютно непредвзятого описания условий и причин нормализации государственно-церковных отношений в военные годы не приходится, однако в целом первый этап отечественной историографии характеризуется признанием патриотической деятельности верующих в годы войны .
В период правления Н.С. Хрущева началась новая волна репрессий против церкви, что, конечно же, не могло не сказаться на историографии. Эти гонения не носили столь масштабного характера, как в 1920-1930-е годы, однако в их основе лежал тот же самый идеологический монополизм. Стали печататься исследования по истории Церкви, имеющие ярко выраженный атеистический характер, причем редкие работы церковных историков (клириков и мирян) могли увидеть свет лишь в дозволенном властями церковном официозе («Журнал Московской Патриархии»), а отдельные рукописи, содержавшие свидетельства очевидцев, просачивались в религиозный самиздат и тамиздат.
Однако уже в 1970-е гг. появляются диссертационные и монографические исследования, посвященные отдельным аспектам истории РПЦ в 1941-1945 гг. Здесь следует указать, прежде всего, на работу А.А. Шишкина, предметом которой является преодоление обновленческого раскола в названные годы и несколько позднее .
Традиционной темой исследований в 1970-х – начале 1980 гг. стала проблема патриотической деятельности РПЦ в годы Великой Отечественной войны. В частности, здесь можно выделить статьи иеродиакона Арсения (Веретельникова), в которых раскрываются главные направления патриотической деятельности Церкви, показывается ее значимость для государства и народа .
Кроме того, нужно упомянуть брошюру Э.И. Лисавцева, где в одной из глав было затронуто положение Церкви в военный период. В ней подчеркивается патриотический характер деятельности Московской Патриархии в названный период, анализируются выпущенные ею патриотические воззвания, отмечен патриотизм в настроениях клириков и мирян, так или иначе соприкоснувшихся с войной .
Лишь в период «перестройки» стала возможной относительно свободная оценка и переоценка деятельности РПЦ в годы войны. Советские исследователи получили возможность более широкого (сравнительно с прежним временем) ознакомления с трудами эмигрантских и иностранных историков Русской Церкви (Н. Струве, О. Д. Константинова, А. Боголепова, Д. Поспеловского, У. Флетчера, У. Коларца, Д. Куртисса и др.). Нужно отметить, что снятие информационной изоляции дало возможность и зарубежным авторам скорректировать свои изыскания в сторону большей объективности. Именно в этот период стали накапливаться факты, источники, которые во многом помогли развивать отечественную светскую и церковную историографию по рассматриваемой проблеме. Историки ознакомились с широким кругом документов центральных и местных архивов, с исследованиями зарубежных авторов. Идеологическая, духовная, социально-политическая ситуация того времени в нашей стране требовала того, чтобы церковная история освещалась максимально правдиво, объективно.
В 1990-е годы особое внимание исследователей привлекала проблема правового положения Русской Православной Церкви в военные годы. Здесь особо стоит упомянуть исследования В.А. Алексеева, М.И. Одинцова, Д.В. Поспеловского, священника Алексея Николина, И.Я. Шимона, В.Н. Якунина. Эти ученые показали сложность, противоречивость отношений между РПЦ и Советским государством .
Общим аспектам деятельности Русской православной Церкви в годы войны посвящены работы О.Ю. Васильевой, В.Е. Комарова. Указанные авторы обращают внимание на то, в каких сложных условиях осуществлялась деятельность РПЦ, с каким идеологическим давлением пришлось столкнуться Церкви. В данных работах раскрывается проблема правового положения РПЦ в военные годы .
Крайне сложным и дискуссионным вопросом является деятельность РПЦ на оккупированной территории. К ней обращались В.И. Алексеев, священник А. Голиков, М.В. Шкаровский и др. Этими учеными предпринимались попытки избавить историографию от искажений объективной реальности относительно деятельности РПЦ на оккупированных территориях, в то время как после войны данная проблема иногда использовалась властями для представления церкви в невыгодном свете .
Весь спектр вопросов деятельности РПЦ в военные годы, проблема взаимоотношений Церкви с Советским государством рассматривались М.В. Шкаровским. В своих работах этот исследователь представил весьма полную картину взаимоотношений советской власти и церкви, показал, что положение церкви в военные годы улучшилось весьма незначительно, охарактеризовал степень значимости ее патриотической деятельности для всего народа и государства в целом .
Что касается зарубежной историографии, то ее наиболее четкую и компактную классификацию, на наш взгляд, проводит В.Н. Якунин. Среди прочего, он отмечает, что она начала свое фактическое существование с обзорно-аналитических статей в иностранной прессе, посвященных перемене отношений советского руководства к РПЦ, которая случилась во время войны. Характерно, что и наибольшее число таких публикаций пришлось на переломный в военном отношении 1943-й год. В.Н. Якунин выделяет в отдельные группы: 1) публикации на территории Третьего Рейха и союзных ему государств, выполненные в духе нацистской пропаганды, где, скажем, новообразованный Синод объявлялся «утончённым оружием русского империализма», 2) публикации в печатных органах союзников СССР и нейтральных стран, где и образование Синода, и избрание патриарха получили одобрительную и свободную как от нацистской, так и от официальной советской пропаганды оценку. Автор обращает внимание и на тексты эмигрантского автора Павла Перова, который произошедшую в годы войны реабилитацию Церкви полагал по-своему закономерным итогом начатого несколько ранее осторожного возрождения патриотических начал .
Наряду этим, теоретическую основу исследования составляют труды А.С. Барсенкова и А.И. Вдовина, Е.В. Илларионовой, А.С. Орлова, В.В. Фортунатова, разработавших учебные курсы по истории России. В процессе подготовки элективного курса также использовались методические материалы по преподаванию курса истории в школе Т.А. Корневой, М.В. Коротковой, М.Т. Студеникиным и др.
Завершая историографический обзор, необходимо подчеркнуть, что, несмотря на наличие огромного числа исследований, посвященных РПЦ в годы войны, остается много дискуссионных, нерешенных вопросов, до сих пор волнующих ученых, историков церкви.
Объектом настоящего исследования выступает деятельность русской православной церкви в годы ВОВ.
Предмет исследования – методические возможности преподавания элективного курса «Русская православная церковь в годы ВОВ и ее вклад в патриотическое воспитание советского народа».
Цель работы заключается в разработке элективного курса «Русская православная церковь в годы ВОВ и ее вклад в патриотическое воспитание советского народа» для 9 класса общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
обозначить изменения политики атеистического государства по отношению к Православной Церкви (1943-1944);
оценить вклад русской православной церкви в патриотическое воспитание советского народа;
разработать элективный курс по теме «Русская православная церковь в годы ВОВ и ее вклад в патриотическое воспитание советского народа»» для 9 класса общеобразовательной школы.
Источниковую базу исследования составляют, прежде всего, нормативные правовые документы СССР, регулирующие отношения государства и церкви.
Отечественная историография по анализируемой теме начала развиваться уже в самом начале войны, когда И. Сталиным был отдан приказ руководителю Союза воинствующих безбожников Е.М. Ярославскому акцентировать внимание на патриотической позиции верующих в печати. Здесь можно упомянуть статью Н. Сергеевой, где идет речь об освещении зарубежными СМИ избрания патриарха и создания Священного Синода .
В 1940-1960-е гг. патриотическая деятельность РПЦ стала предметом рассмотрения и вполне конъюнктурной оценки в специальных брошюрах таких партийных чиновников, как Г.Г. Карпов и В.А. Куроедов, возглавлявших Совет по делам Русской Православной Церкви. Конечно, ждать от этих авторов абсолютно непредвзятого описания условий и причин нормализации государственно-церковных отношений в военные годы не приходится, однако в целом первый этап отечественной историографии характеризуется признанием патриотической деятельности верующих в годы войны .
В период правления Н.С. Хрущева началась новая волна репрессий против церкви, что, конечно же, не могло не сказаться на историографии. Эти гонения не носили столь масштабного характера, как в 1920-1930-е годы, однако в их основе лежал тот же самый идеологический монополизм. Стали печататься исследования по истории Церкви, имеющие ярко выраженный атеистический характер, причем редкие работы церковных историков (клириков и мирян) могли увидеть свет лишь в дозволенном властями церковном официозе («Журнал Московской Патриархии»), а отдельные рукописи, содержавшие свидетельства очевидцев, просачивались в религиозный самиздат и тамиздат.
Однако уже в 1970-е гг. появляются диссертационные и монографические исследования, посвященные отдельным аспектам истории РПЦ в 1941-1945 гг. Здесь следует указать, прежде всего, на работу А.А. Шишкина, предметом которой является преодоление обновленческого раскола в названные годы и несколько позднее .
Традиционной темой исследований в 1970-х – начале 1980 гг. стала проблема патриотической деятельности РПЦ в годы Великой Отечественной войны. В частности, здесь можно выделить статьи иеродиакона Арсения (Веретельникова), в которых раскрываются главные направления патриотической деятельности Церкви, показывается ее значимость для государства и народа .
Кроме того, нужно упомянуть брошюру Э.И. Лисавцева, где в одной из глав было затронуто положение Церкви в военный период. В ней подчеркивается патриотический характер деятельности Московской Патриархии в названный период, анализируются выпущенные ею патриотические воззвания, отмечен патриотизм в настроениях клириков и мирян, так или иначе соприкоснувшихся с войной .
Лишь в период «перестройки» стала возможной относительно свободная оценка и переоценка деятельности РПЦ в годы войны. Советские исследователи получили возможность более широкого (сравнительно с прежним временем) ознакомления с трудами эмигрантских и иностранных историков Русской Церкви (Н. Струве, О. Д. Константинова, А. Боголепова, Д. Поспеловского, У. Флетчера, У. Коларца, Д. Куртисса и др.). Нужно отметить, что снятие информационной изоляции дало возможность и зарубежным авторам скорректировать свои изыскания в сторону большей объективности. Именно в этот период стали накапливаться факты, источники, которые во многом помогли развивать отечественную светскую и церковную историографию по рассматриваемой проблеме. Историки ознакомились с широким кругом документов центральных и местных архивов, с исследованиями зарубежных авторов. Идеологическая, духовная, социально-политическая ситуация того времени в нашей стране требовала того, чтобы церковная история освещалась максимально правдиво, объективно.
В 1990-е годы особое внимание исследователей привлекала проблема правового положения Русской Православной Церкви в военные годы. Здесь особо стоит упомянуть исследования В.А. Алексеева, М.И. Одинцова, Д.В. Поспеловского, священника Алексея Николина, И.Я. Шимона, В.Н. Якунина. Эти ученые показали сложность, противоречивость отношений между РПЦ и Советским государством .
Общим аспектам деятельности Русской православной Церкви в годы войны посвящены работы О.Ю. Васильевой, В.Е. Комарова. Указанные авторы обращают внимание на то, в каких сложных условиях осуществлялась деятельность РПЦ, с каким идеологическим давлением пришлось столкнуться Церкви. В данных работах раскрывается проблема правового положения РПЦ в военные годы .
Крайне сложным и дискуссионным вопросом является деятельность РПЦ на оккупированной территории. К ней обращались В.И. Алексеев, священник А. Голиков, М.В. Шкаровский и др. Этими учеными предпринимались попытки избавить историографию от искажений объективной реальности относительно деятельности РПЦ на оккупированных территориях, в то время как после войны данная проблема иногда использовалась властями для представления церкви в невыгодном свете .
Весь спектр вопросов деятельности РПЦ в военные годы, проблема взаимоотношений Церкви с Советским государством рассматривались М.В. Шкаровским. В своих работах этот исследователь представил весьма полную картину взаимоотношений советской власти и церкви, показал, что положение церкви в военные годы улучшилось весьма незначительно, охарактеризовал степень значимости ее патриотической деятельности для всего народа и государства в целом .
Что касается зарубежной историографии, то ее наиболее четкую и компактную классификацию, на наш взгляд, проводит В.Н. Якунин. Среди прочего, он отмечает, что она начала свое фактическое существование с обзорно-аналитических статей в иностранной прессе, посвященных перемене отношений советского руководства к РПЦ, которая случилась во время войны. Характерно, что и наибольшее число таких публикаций пришлось на переломный в военном отношении 1943-й год. В.Н. Якунин выделяет в отдельные группы: 1) публикации на территории Третьего Рейха и союзных ему государств, выполненные в духе нацистской пропаганды, где, скажем, новообразованный Синод объявлялся «утончённым оружием русского империализма», 2) публикации в печатных органах союзников СССР и нейтральных стран, где и образование Синода, и избрание патриарха получили одобрительную и свободную как от нацистской, так и от официальной советской пропаганды оценку. Автор обращает внимание и на тексты эмигрантского автора Павла Перова, который произошедшую в годы войны реабилитацию Церкви полагал по-своему закономерным итогом начатого несколько ранее осторожного возрождения патриотических начал .
Наряду этим, теоретическую основу исследования составляют труды А.С. Барсенкова и А.И. Вдовина, Е.В. Илларионовой, А.С. Орлова, В.В. Фортунатова, разработавших учебные курсы по истории России. В процессе подготовки элективного курса также использовались методические материалы по преподаванию курса истории в школе Т.А. Корневой, М.В. Коротковой, М.Т. Студеникиным и др.
Завершая историографический обзор, необходимо подчеркнуть, что, несмотря на наличие огромного числа исследований, посвященных РПЦ в годы войны, остается много дискуссионных, нерешенных вопросов, до сих пор волнующих ученых, историков церкви.
Объектом настоящего исследования выступает деятельность русской православной церкви в годы ВОВ.
Предмет исследования – методические возможности преподавания элективного курса «Русская православная церковь в годы ВОВ и ее вклад в патриотическое воспитание советского народа».
Цель работы заключается в разработке элективного курса «Русская православная церковь в годы ВОВ и ее вклад в патриотическое воспитание советского народа» для 9 класса общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
обозначить изменения политики атеистического государства по отношению к Православной Церкви (1943-1944);
оценить вклад русской православной церкви в патриотическое воспитание советского народа;
разработать элективный курс по теме «Русская православная церковь в годы ВОВ и ее вклад в патриотическое воспитание советского народа»» для 9 класса общеобразовательной школы.
Источниковую базу исследования составляют, прежде всего, нормативные правовые документы СССР, регулирующие отношения государства и церкви.
После начала Великой Отечественной войны произошли важные изменения в правовом положении РПЦ. Вмешательство светских сил в церковную жизнь происходило с первых дней существования советской власти. Сразу после падения самодержавия и прихода к власти большевиков начались гонения и репрессии против Православной Церкви. В частности, были проведены крупные антирелигиозные кампании с закрытием монастырей и храмов, лишением Церкви права юридического лица, реквизицией церковного имущества. В 1918-1920 годы духовенство утратило свои юридические права. С 1922 года было положено начало разграбления церквей и монастырей, массовых расстрелов священнослужителей. Для советской власти Православная церковь всегда выступала в качестве идеологического противника, оппозиционера, опасного врага для построения и укрепления позиций советской власти. Советская власть сразу же приняла законодательные акты, направленные против Церкви, в частности, речь идет о Декрете о свободе совести и последующих постановлениях, имеющих антицерковную направленность. Церковь полностью потеряла все инструменты влияния на воспитание общества. Советская политика привела к катастрофической ситуации во всех церковных институтах.
Начало Великой Отечественной войны изменило ситуацию в лучшую сторону. В частности, РПЦ получила большую свободу деятельности, была избавлена от массированного идеологического наступления со стороны представителей власти, прекратились репрессии. Все это позволило Церкви оказать огромную помощь фронту и советскому народу в борьбе с фашистской Германией.
Русской Православной Церковью был внесен значительный вклад в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Многочисленные послания и проповеди церковных иерархов, священников помогали укреплять волю к победе, утешать верующих, поощрять их на борьбу против беспощадного врага.
Большая роль принадлежит РПЦ в усилении веры людей в реальность победы над фашистской Германией. Церковь занимались воспитанием высоких патриотических чувств и убеждений.
У фашистов были собственные планы на реализацию роли Церкви в захвате Советского государства. Тем не менее, Церковь не просто не приняла фашизм, но и оказала ему самое деятельное сопротивление, осудив как крайне бесчеловечное явление современной действительности. Церковь делала все возможное в то сложное время, чтобы сопротивляться фашизму, возрождать русское национальное самосознание.
Именно Церкви принадлежит заслуга спасения многих сотен людей, оказания помощи военнопленным. Подчас духовенство являлось единственным связующим звеном между населением и партизанами, священники укрывали красноармейцев, сами вступали в ряды народного антифашистского сопротивления. Многие из тех священнослужителей, кто был вынужден сосуществовать с оккупантами, одновременно вели против них подрывную работу, предоставляли партизанам медикаменты, одежду, продовольствие, а иногда и оружие.
Следует сказать о большом влиянии призывов духовенства к тому, чтобы помогать партизанам.
В годы войны произошли значительные изменения в отношениях между Советским государством и РПЦ. Они были связаны с непростой обстановкой, пониманием советского руководства того, что народ нуждается в пастырском слове. Сложившаяся ситуация привела к восстановлению епархиальных учреждений, благочиний, открытию церковных отделов, налаживанию приходской жизни. Епархиальное начальство заботилось о том, чтобы открывались приходы, создавались церковные хоры, духовные школы.
РПЦ занималась в годы войны широкой патриотической деятельностью. Именно благодаря Церкви и верующим были собраны большие средства на нужды фронта. Патриотические воззвания иерархов помогали мобилизовать духовные силы советского народа. Патриотические призывы иерархов Церкви основывались на народных традициях - сплачиваться против врагов Родины, проявлять самоотверженность и героизм при ее защите. В обращениях Патриархии фигурировали исторические деятели, известные своим патриотизмом, боровшиеся за свободу и независимость страны: Дмитрий Донской, Александр Невский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Кроме того, следует сказать о шефстве православных приходов над детскими домами, садами, госпиталями. Монастыри и храмы занимались сбором средств на военные нужды. Видимое благословение РПЦ – это танковая колонна имени Дмитрия Донского, которая была сооружена на средства верующих. Многие священники с оружием в руках защищали свою Родину на фронтах великой войны.
Таким образом, можно выделить следующие направления деятельности РПЦ в годы войны: сбор различных видов пожертвований для фронта и тыла, помощь раненым, детям-сиротам, семьям погибших бойцов; организация госпиталей и оказание им финансовой поддержки, уход за больными и ранеными; материальная помощь детским домам и садам; участие духовенства и верующих в боевых операциях действующей армии и в отрядах партизан; помощь народным мстителям на оккупированных территориях, организация отрядов самообороны; проведение разъяснительной и воспитательной работы среди верующих; воспитание мужества, самопожертвования и веры в победу у населения; утешение людей и помощь им в преодолении страданий от потерь войны; консолидация верующих, направленная на достижение единства тыла; духовное подвижничество; молитвенное стояние за Отечество; международная миротворческая и антифашистская деятельность; восстановление разрушенного хозяйства и помощь разрушенным войной районам, налаживание международных связей, утраченных после октября 1917 года.
К сожалению, приходится констатировать, что патриотическое служение Русской Православной Церкви было оценено советским правительством в послевоенные годы не в полной мере, что, быть может, особенно ярко появилось в хрущевский период. Советское государство боялось усиления позиций РПЦ, что привело после окончания войны к новой волне репрессий, гонений. Сегодня отношение государство к Церкви коренным образом пересмотрено, что дает возможность разработать и реализовать дополнительный (элективный) курс для 9 классов общеобрзовательной школы по теме «Русская православная церковь в годы ВОВ и ее вклад в патриотическое воспитание советского народа».
Его основные цели заключаются в приобретении учащимися новых знаний об истории Отечества через изучение истории Русской Православной Церкви, осознании исторической роли РПЦ в формировании духовно-нравственного облика советского народа в годы Великой Отечественной войны, упрочении знаний об особенностях православной культуры.
Общее количество часов курса – 34.
Структура курса:
1. Раздел I: вводная часть. Православная церковь и советская власть (1917-1940 годы) – 4 часа.
2. Раздел II: Взаимоотношения РПЦ и советской власти во время Великой Отечественной войны. Патриотическая деятельность Церкви в годы ВОВ – 15 часов.
3. Раздел III: Роль личности в патриотической деятельности Церкви в годы Великой Отечественной войны: портрет на фоне эпохи – 13 часов.
4. Раздел IV: Итоговая конференция – 2 часа.
Предложенный курс позволяет расширить знания учащихся об истории Великой Отечественной войне и роли в ней Русской православной Церкви. Приобретение определенных знаний по истории православия в России вообще и РПЦ в частности будет способствовать лучшему пониманию и принятию культуры собственного народа, обогащению духовного мира учащихся, освоению культуры общения и поведения в обществе.
Начало Великой Отечественной войны изменило ситуацию в лучшую сторону. В частности, РПЦ получила большую свободу деятельности, была избавлена от массированного идеологического наступления со стороны представителей власти, прекратились репрессии. Все это позволило Церкви оказать огромную помощь фронту и советскому народу в борьбе с фашистской Германией.
Русской Православной Церковью был внесен значительный вклад в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Многочисленные послания и проповеди церковных иерархов, священников помогали укреплять волю к победе, утешать верующих, поощрять их на борьбу против беспощадного врага.
Большая роль принадлежит РПЦ в усилении веры людей в реальность победы над фашистской Германией. Церковь занимались воспитанием высоких патриотических чувств и убеждений.
У фашистов были собственные планы на реализацию роли Церкви в захвате Советского государства. Тем не менее, Церковь не просто не приняла фашизм, но и оказала ему самое деятельное сопротивление, осудив как крайне бесчеловечное явление современной действительности. Церковь делала все возможное в то сложное время, чтобы сопротивляться фашизму, возрождать русское национальное самосознание.
Именно Церкви принадлежит заслуга спасения многих сотен людей, оказания помощи военнопленным. Подчас духовенство являлось единственным связующим звеном между населением и партизанами, священники укрывали красноармейцев, сами вступали в ряды народного антифашистского сопротивления. Многие из тех священнослужителей, кто был вынужден сосуществовать с оккупантами, одновременно вели против них подрывную работу, предоставляли партизанам медикаменты, одежду, продовольствие, а иногда и оружие.
Следует сказать о большом влиянии призывов духовенства к тому, чтобы помогать партизанам.
В годы войны произошли значительные изменения в отношениях между Советским государством и РПЦ. Они были связаны с непростой обстановкой, пониманием советского руководства того, что народ нуждается в пастырском слове. Сложившаяся ситуация привела к восстановлению епархиальных учреждений, благочиний, открытию церковных отделов, налаживанию приходской жизни. Епархиальное начальство заботилось о том, чтобы открывались приходы, создавались церковные хоры, духовные школы.
РПЦ занималась в годы войны широкой патриотической деятельностью. Именно благодаря Церкви и верующим были собраны большие средства на нужды фронта. Патриотические воззвания иерархов помогали мобилизовать духовные силы советского народа. Патриотические призывы иерархов Церкви основывались на народных традициях - сплачиваться против врагов Родины, проявлять самоотверженность и героизм при ее защите. В обращениях Патриархии фигурировали исторические деятели, известные своим патриотизмом, боровшиеся за свободу и независимость страны: Дмитрий Донской, Александр Невский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Кроме того, следует сказать о шефстве православных приходов над детскими домами, садами, госпиталями. Монастыри и храмы занимались сбором средств на военные нужды. Видимое благословение РПЦ – это танковая колонна имени Дмитрия Донского, которая была сооружена на средства верующих. Многие священники с оружием в руках защищали свою Родину на фронтах великой войны.
Таким образом, можно выделить следующие направления деятельности РПЦ в годы войны: сбор различных видов пожертвований для фронта и тыла, помощь раненым, детям-сиротам, семьям погибших бойцов; организация госпиталей и оказание им финансовой поддержки, уход за больными и ранеными; материальная помощь детским домам и садам; участие духовенства и верующих в боевых операциях действующей армии и в отрядах партизан; помощь народным мстителям на оккупированных территориях, организация отрядов самообороны; проведение разъяснительной и воспитательной работы среди верующих; воспитание мужества, самопожертвования и веры в победу у населения; утешение людей и помощь им в преодолении страданий от потерь войны; консолидация верующих, направленная на достижение единства тыла; духовное подвижничество; молитвенное стояние за Отечество; международная миротворческая и антифашистская деятельность; восстановление разрушенного хозяйства и помощь разрушенным войной районам, налаживание международных связей, утраченных после октября 1917 года.
К сожалению, приходится констатировать, что патриотическое служение Русской Православной Церкви было оценено советским правительством в послевоенные годы не в полной мере, что, быть может, особенно ярко появилось в хрущевский период. Советское государство боялось усиления позиций РПЦ, что привело после окончания войны к новой волне репрессий, гонений. Сегодня отношение государство к Церкви коренным образом пересмотрено, что дает возможность разработать и реализовать дополнительный (элективный) курс для 9 классов общеобрзовательной школы по теме «Русская православная церковь в годы ВОВ и ее вклад в патриотическое воспитание советского народа».
Его основные цели заключаются в приобретении учащимися новых знаний об истории Отечества через изучение истории Русской Православной Церкви, осознании исторической роли РПЦ в формировании духовно-нравственного облика советского народа в годы Великой Отечественной войны, упрочении знаний об особенностях православной культуры.
Общее количество часов курса – 34.
Структура курса:
1. Раздел I: вводная часть. Православная церковь и советская власть (1917-1940 годы) – 4 часа.
2. Раздел II: Взаимоотношения РПЦ и советской власти во время Великой Отечественной войны. Патриотическая деятельность Церкви в годы ВОВ – 15 часов.
3. Раздел III: Роль личности в патриотической деятельности Церкви в годы Великой Отечественной войны: портрет на фоне эпохи – 13 часов.
4. Раздел IV: Итоговая конференция – 2 часа.
Предложенный курс позволяет расширить знания учащихся об истории Великой Отечественной войне и роли в ней Русской православной Церкви. Приобретение определенных знаний по истории православия в России вообще и РПЦ в частности будет способствовать лучшему пониманию и принятию культуры собственного народа, обогащению духовного мира учащихся, освоению культуры общения и поведения в обществе.



