Реализация государственной политики в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних (Основы социального государства, РАНХ и ГС)
|
В работе проведен анализ государственной политики в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в Свердловской области.
Введение 3
Глава 1. Теоретические и нормативные основы государственной политики в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних 6
1.1. Государственная политика в сфере повышения качества опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних 6
1.2 Нормативно-правовые основы опеки и попечительства над несовершеннолетними 13
Глава 2. Практика реализации государственной политики в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в Свердловской области 20
2.1 Организация и состояние опеки и попечительства над несовершеннолетними в Свердловской области (региональный и муниципальный уровень) 20
2.2 Основные направления деятельности по повышению качества реализации государственной политики в отношении
несовершеннолетних 25
Заключение 29
Библиографический список 31
Введение 3
Глава 1. Теоретические и нормативные основы государственной политики в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних 6
1.1. Государственная политика в сфере повышения качества опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних 6
1.2 Нормативно-правовые основы опеки и попечительства над несовершеннолетними 13
Глава 2. Практика реализации государственной политики в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в Свердловской области 20
2.1 Организация и состояние опеки и попечительства над несовершеннолетними в Свердловской области (региональный и муниципальный уровень) 20
2.2 Основные направления деятельности по повышению качества реализации государственной политики в отношении
несовершеннолетних 25
Заключение 29
Библиографический список 31
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что в соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации наше государство выступает социальным, обеспечивающим достойную жизнь и свободное развитие человека, что выражается, помимо прочего, в государственной поддержке детства. По сути, государственная поддержка детства представляет собой своего рода «вклад» государства в свое собственное будущее.
Всесторонне воспитание несовершеннолетнего, обеспечение его имущественных и неимущественных прав, является залогом становления его как социально активной личности. Основными субъектами воспитания и обеспечения прав ребенка выступают семья, школа и государство в лице соответствующих органов опеки и попечительства.
Вместе с тем, в ряде случаев несовершеннолетние лишаются семейного воспитания по различным причинам. Среди таких причин – гибель (смерть) родителей, лишение их родительских прав по причине злостного уклонения от воспитания несовершеннолетних либо ненадлежащего воспитания. Соответственно, ребенок, оставшийся без попечения родителей, нуждается в государственной поддержке. Только таким способом можно обеспечить имущественные и неимущественные права несовершеннолетнего.
Очевидно, что ребенок, не получивший необходимого образования, оставшийся в результате недобросовестных сделок без имущества (например, жилья, оставшегося после родителей), вряд ли сможет стать полноценным членом общества. При этом, несмотря на то, что в настоящее время государство принимает достаточно широкий комплекс мер по обеспечению прав несовершеннолетних посредством институтов опеки и попечительства, государственная политика в данном направлении требует совершенствования.
Объектом работы выступают общественные отношения в сфере реализации институтов опеки и попечительства над несовершеннолетними.
Предмет работы – нормы законодательства, доктрина юридической науки и науки государственного и муниципального управления, практика реализации анализируемой государственной политики в Свердловской области.
Цель исследования – определить основные проблемы реализации государственной политики в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними, предложить методы и механизмы по решению выявленных проблем.
Задачи работы:
исследовать государственную политику в сфере повышения качества опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних;
охарактеризовать нормативно-правовые основы опеки и попечительства над несовершеннолетними;
проанализировать организацию и состояние опеки и попечительства над несовершеннолетними в Свердловской области (региональный и муниципальный уровень);
Определить основные направления деятельности по повышению качества реализации государственной политики в отношении несовершеннолетних.
Методологию настоящей работы составляют как общенаучные методы (анализ литературы и нормативно-правовой базы исследования, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование), так и частные методы (метод моделирования, контент-анализ и т.д.).
Теоретическая значимость настоящего исследования связана с обобщением представлений об основных направлениях совершенствования государственной политики в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними.
Практическая значимость работы связана тем, что ее результаты могут быть использованы в целях оптимизации государственной политики в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними.
Нормативно-правовая база исследования включает в себя федеральное и региональное законодательство Российской Федерации.
Структурно исследование состоит из введения, двух глав, разделенных на два параграфа каждый, и заключения.
В конце приведен список использованной литературы и нормативных источников.
Всесторонне воспитание несовершеннолетнего, обеспечение его имущественных и неимущественных прав, является залогом становления его как социально активной личности. Основными субъектами воспитания и обеспечения прав ребенка выступают семья, школа и государство в лице соответствующих органов опеки и попечительства.
Вместе с тем, в ряде случаев несовершеннолетние лишаются семейного воспитания по различным причинам. Среди таких причин – гибель (смерть) родителей, лишение их родительских прав по причине злостного уклонения от воспитания несовершеннолетних либо ненадлежащего воспитания. Соответственно, ребенок, оставшийся без попечения родителей, нуждается в государственной поддержке. Только таким способом можно обеспечить имущественные и неимущественные права несовершеннолетнего.
Очевидно, что ребенок, не получивший необходимого образования, оставшийся в результате недобросовестных сделок без имущества (например, жилья, оставшегося после родителей), вряд ли сможет стать полноценным членом общества. При этом, несмотря на то, что в настоящее время государство принимает достаточно широкий комплекс мер по обеспечению прав несовершеннолетних посредством институтов опеки и попечительства, государственная политика в данном направлении требует совершенствования.
Объектом работы выступают общественные отношения в сфере реализации институтов опеки и попечительства над несовершеннолетними.
Предмет работы – нормы законодательства, доктрина юридической науки и науки государственного и муниципального управления, практика реализации анализируемой государственной политики в Свердловской области.
Цель исследования – определить основные проблемы реализации государственной политики в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними, предложить методы и механизмы по решению выявленных проблем.
Задачи работы:
исследовать государственную политику в сфере повышения качества опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних;
охарактеризовать нормативно-правовые основы опеки и попечительства над несовершеннолетними;
проанализировать организацию и состояние опеки и попечительства над несовершеннолетними в Свердловской области (региональный и муниципальный уровень);
Определить основные направления деятельности по повышению качества реализации государственной политики в отношении несовершеннолетних.
Методологию настоящей работы составляют как общенаучные методы (анализ литературы и нормативно-правовой базы исследования, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование), так и частные методы (метод моделирования, контент-анализ и т.д.).
Теоретическая значимость настоящего исследования связана с обобщением представлений об основных направлениях совершенствования государственной политики в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними.
Практическая значимость работы связана тем, что ее результаты могут быть использованы в целях оптимизации государственной политики в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними.
Нормативно-правовая база исследования включает в себя федеральное и региональное законодательство Российской Федерации.
Структурно исследование состоит из введения, двух глав, разделенных на два параграфа каждый, и заключения.
В конце приведен список использованной литературы и нормативных источников.
1) Основными направлениями государственной политики в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними выступают два направления: снижение количества детей, оставшихся без попечения родителей, а так же передача таких детей на воспитание в семье (посредством усыновления, в приемную семью, в семью близких родственников, осуществляющих опеку или попечительство).
В целом основные показатели государственной политики в указанных направлениях характеризуются положительной динамикой, однако конкретные цифровые выражения данной динамики (например, снижение количества детей, оставшихся без опеки и попечительства родителей на 1 % в год) не позволяет говорить о действительной эффективности государственной политики в исследуемом направлении.
2) Нормативно-правовые основы опеки и попечительства над несовершеннолетними представляют собой систему федеральных нормативно-правовых актов, базирующихся на конституционных нормах о защите детства, а так же на международных актах, определяющих основные права ребенка.
Основным недостатком указанных нормативно-правовых актов следует признать достаточно мягкий подход законодателя к установлению запретов, связанных с назначением лица опекуном или попечителем. Безусловно, ужесточение таких запретов объективно снизит количество лиц, которые могут выступать опекунами или попечителями, однако в данном случае не следует руководствоваться принципом «цель оправдывает средства» и предоставлять лицам, судимым за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, выступать опекунами или попечителями.
3) В целом в Свердловской области государственная политика в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних реализуется достаточно эффективно. Возрастает количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях, уменьшается число детей-сирот, находящихся в специализированных учреждениях и т.д. Вместе с тем, динамика в указанных сферах, пусть и положительная, характеризуется незначительным ростом. Представляется, что в настоящее время первоочередной задачей властей региона является усиление поддержки приемных семей.
4) Органы государственной и муниципальной власти должны всемерно поддерживать приемную семью как в материальной сфере (в том числе, помимо вознаграждения и предоставления льгот, обеспечивая им упрощенные формы занятости), так и в нематериальной сфере, в том числе оказывая приемным родителям содействие в осуществлении надлежащего воспитания несовершеннолетних.
В целом основные показатели государственной политики в указанных направлениях характеризуются положительной динамикой, однако конкретные цифровые выражения данной динамики (например, снижение количества детей, оставшихся без опеки и попечительства родителей на 1 % в год) не позволяет говорить о действительной эффективности государственной политики в исследуемом направлении.
2) Нормативно-правовые основы опеки и попечительства над несовершеннолетними представляют собой систему федеральных нормативно-правовых актов, базирующихся на конституционных нормах о защите детства, а так же на международных актах, определяющих основные права ребенка.
Основным недостатком указанных нормативно-правовых актов следует признать достаточно мягкий подход законодателя к установлению запретов, связанных с назначением лица опекуном или попечителем. Безусловно, ужесточение таких запретов объективно снизит количество лиц, которые могут выступать опекунами или попечителями, однако в данном случае не следует руководствоваться принципом «цель оправдывает средства» и предоставлять лицам, судимым за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, выступать опекунами или попечителями.
3) В целом в Свердловской области государственная политика в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних реализуется достаточно эффективно. Возрастает количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях, уменьшается число детей-сирот, находящихся в специализированных учреждениях и т.д. Вместе с тем, динамика в указанных сферах, пусть и положительная, характеризуется незначительным ростом. Представляется, что в настоящее время первоочередной задачей властей региона является усиление поддержки приемных семей.
4) Органы государственной и муниципальной власти должны всемерно поддерживать приемную семью как в материальной сфере (в том числе, помимо вознаграждения и предоставления льгот, обеспечивая им упрощенные формы занятости), так и в нематериальной сфере, в том числе оказывая приемным родителям содействие в осуществлении надлежащего воспитания несовершеннолетних.



