ПРОФИЛАКТИКА ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
Введение 2
Глава I. Современное состояние проблемы профилактики нарушения чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 6
1.1. Современные научные представления о дислексии и дисграфии 6
1.2. Анализ исследований по изучению предпосылок нарушения чтения и
письма у дошкольников с общим недоразвитием речи 13
1.3. Современные методы работы по профилактике дислексии и
дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи 19
Выводы по 1 главе 19
Глава II. Исследование предпосылок овладения чтением и письмом у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 24
2.1. Методы и организация исследования 24
2.2. Анализ полученных результатов 29
Выводы по II главе 38
Глава III. Профилактика дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи 40
3.1. Основные направления, принципы и содержание работы по
профилактике дислексии и дисграфии 40
3.2. Оценка эффективности работы по профилактике дислексии и дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 37
Заключение 47
Список литературы 59
Приложение
Глава I. Современное состояние проблемы профилактики нарушения чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 6
1.1. Современные научные представления о дислексии и дисграфии 6
1.2. Анализ исследований по изучению предпосылок нарушения чтения и
письма у дошкольников с общим недоразвитием речи 13
1.3. Современные методы работы по профилактике дислексии и
дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи 19
Выводы по 1 главе 19
Глава II. Исследование предпосылок овладения чтением и письмом у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 24
2.1. Методы и организация исследования 24
2.2. Анализ полученных результатов 29
Выводы по II главе 38
Глава III. Профилактика дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи 40
3.1. Основные направления, принципы и содержание работы по
профилактике дислексии и дисграфии 40
3.2. Оценка эффективности работы по профилактике дислексии и дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 37
Заключение 47
Список литературы 59
Приложение
Актуальность исследования. Необходимость профилактики нарушений чтения и письма у дошкольников обусловлена высоким распространением этих нарушений у детей младшего школьного возраста. Успешность обучения ребенка в школе, как правило, зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен [19].
Анализ исследований проведенных Л.Г. Парамоновой, показал, что 52% учеников второго класса имеют те или иные виды нарушения чтения и письма. Это означает, что в период дошкольного возраста первоначальные симптомы дисграфии и дислексии не были устранены. В связи с этим детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходима ранняя и целенаправленная коррекция речевого развития [31].
У ребёнка до изучения грамматики должны быть сформированы все стороны речи, которые включают, лексико-грамматические основы, фонетико-фонематические процессы, связную речь и другие компоненты. Как правило, не все дети овладевают этими составляющими, и большинство из них при поступлении в школу испытывают трудности при письме и чтении, которые, обусловлены общим недоразвитием речи или фонетикофонематическими нарушениями. Под терминами дислексии и дисграфии подразумеваются стойкие специфические нарушения чтения и письма, обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают эти сложные процессы [36].
Ошибки нарушения чтения и письма выражаются в пропусках, заменах, перестановках букв, в зеркальном написании и тому подобное. Предпосылками появления дислексии и дисграфии является то, что у ребенка несформирована конкретная психическая функция (или несколько функций), которая должна была быть сформирована к школьному возрасту. Сам факт существования предпосылок свидетельствует о том, что в будущем они могут проявиться в виде дислексии и дисграфии, но пока они еще в скрытом виде. Опасность может заключаться в том, что родители и педагоги зачастую не замечают каких либо нарушений у ребенка, вплоть до поступления в школу. Поэтому необходимо своевременно провести профилактические меры по предупреждению имеющихся предпосылок [33].
Всё вышесказанное, свидетельствует о необходимости предупреждения возникновения предпосылок, способствующих в дальнейшем развитию дислексии и дисграфии у школьников.
Цель исследования: теоретически изучить и практически обосновать необходимость профилактики дислексии и диграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: дислексия и дисграфия у детей с нарушением речи.
Предмет исследования: профилактика дислексии и дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования.
Предполагается, что профилактика дислексии и дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет более эффективной при условии своевременного выявления предпосылок их возникновения.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выявить предпосылки нарушения чтения и письма у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и у детей с нормальным речевым развитием.
3. Раскрыть предрасположенность дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня к дислексии и дисграфии.
4. Разработать программу по профилактике дислексии и дисграфии для дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы исследования: 1.Теоретический анализ литературы по теме исследования; 2.Эмпирические: наблюдение, эксперимент.
Методологическая основа: теория Р.Е.Левиной [17] об уровнях речевого недоразвития, положения О.Е.Грибовой [6] по технологии и методике обследования дошкольников, концепция А.Н.Корнева [12] о нарушениях письменной речи, положения Е.А.Логиновой [15] о предупреждении нарушений письма у дошкольников с ОНР III уровня, теория В.С.Мухиной [25] о психологических особенностях дошкольников с ОНР III уровня, теория Я.О.Микфельд [22] о предпосылках к овладению навыками письма.
Практическая значимость: содержащиеся в работе практические, теоретические материалы могут быть применены педагогами и логопедами в системе школьного образования при определении методов и приемов работы с детьми с общим недоразвитием речи с целью профилактики дислексии и дисграфии, что в последствии приведет у успешному усвоению такими процессами как чтение и письмо.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, списка литературы (39 источников) и приложения.
Анализ исследований проведенных Л.Г. Парамоновой, показал, что 52% учеников второго класса имеют те или иные виды нарушения чтения и письма. Это означает, что в период дошкольного возраста первоначальные симптомы дисграфии и дислексии не были устранены. В связи с этим детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходима ранняя и целенаправленная коррекция речевого развития [31].
У ребёнка до изучения грамматики должны быть сформированы все стороны речи, которые включают, лексико-грамматические основы, фонетико-фонематические процессы, связную речь и другие компоненты. Как правило, не все дети овладевают этими составляющими, и большинство из них при поступлении в школу испытывают трудности при письме и чтении, которые, обусловлены общим недоразвитием речи или фонетикофонематическими нарушениями. Под терминами дислексии и дисграфии подразумеваются стойкие специфические нарушения чтения и письма, обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают эти сложные процессы [36].
Ошибки нарушения чтения и письма выражаются в пропусках, заменах, перестановках букв, в зеркальном написании и тому подобное. Предпосылками появления дислексии и дисграфии является то, что у ребенка несформирована конкретная психическая функция (или несколько функций), которая должна была быть сформирована к школьному возрасту. Сам факт существования предпосылок свидетельствует о том, что в будущем они могут проявиться в виде дислексии и дисграфии, но пока они еще в скрытом виде. Опасность может заключаться в том, что родители и педагоги зачастую не замечают каких либо нарушений у ребенка, вплоть до поступления в школу. Поэтому необходимо своевременно провести профилактические меры по предупреждению имеющихся предпосылок [33].
Всё вышесказанное, свидетельствует о необходимости предупреждения возникновения предпосылок, способствующих в дальнейшем развитию дислексии и дисграфии у школьников.
Цель исследования: теоретически изучить и практически обосновать необходимость профилактики дислексии и диграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: дислексия и дисграфия у детей с нарушением речи.
Предмет исследования: профилактика дислексии и дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования.
Предполагается, что профилактика дислексии и дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет более эффективной при условии своевременного выявления предпосылок их возникновения.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выявить предпосылки нарушения чтения и письма у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и у детей с нормальным речевым развитием.
3. Раскрыть предрасположенность дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня к дислексии и дисграфии.
4. Разработать программу по профилактике дислексии и дисграфии для дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы исследования: 1.Теоретический анализ литературы по теме исследования; 2.Эмпирические: наблюдение, эксперимент.
Методологическая основа: теория Р.Е.Левиной [17] об уровнях речевого недоразвития, положения О.Е.Грибовой [6] по технологии и методике обследования дошкольников, концепция А.Н.Корнева [12] о нарушениях письменной речи, положения Е.А.Логиновой [15] о предупреждении нарушений письма у дошкольников с ОНР III уровня, теория В.С.Мухиной [25] о психологических особенностях дошкольников с ОНР III уровня, теория Я.О.Микфельд [22] о предпосылках к овладению навыками письма.
Практическая значимость: содержащиеся в работе практические, теоретические материалы могут быть применены педагогами и логопедами в системе школьного образования при определении методов и приемов работы с детьми с общим недоразвитием речи с целью профилактики дислексии и дисграфии, что в последствии приведет у успешному усвоению такими процессами как чтение и письмо.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, списка литературы (39 источников) и приложения.
Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют следующие нарушения: слухоречевой и зрительной памяти, зрительного и слухового гнозиса, сукцессивных функций, динамического праксиса, связной речи, грамматического строя речи и ряда других важных компонентов.
Анализ литературных источников позволил отметить то, что важнейшим условием предупреждения дислексии и дисграфии является ранняя диагностика и коррекционно-профилактическое воздействие. При ранней диагностике дислексии и дисграфии, необходимо исследовать не только вербальные, но и невербальные функции, так как они тоже являются частью навыков чтения и письма. Профилактика дислексии и дисграфии у дошкольников должна осуществляться комплексно и включать в себя направления по коррекции всех нарушенных функций речи, относящихся к определенной категории детей.
В ходе диагностики было выявлено, что уровень сформированности устной речи детей с нормальным речевым развитием выше, чем у детей с общим недоразвитием речи III уровня, но и среди нормально развивающихся детей есть те, чей уровень недостаточно высок. Основное отличие испытуемых с патологиями речи от дошкольников с нормальным речевым развитием заключалось в количестве допущенных детьми ошибок, их выраженности, повторяемости, наличии или отсутствии сочетаний различных недостатков, возможности их исправления.
В связи с этим возникла необходимость в проведении работы по формированию предпосылок к овладению навыками чтения и письма. С дошкольниками экспериментальной группы были проведены специально разработанные игры по формированию этих предпосылок. Эти игры способствовали развитию: звукового анализа и синтеза, грамматического строя речи, зрительного и пространственного восприятия, фонематического слуха и восприятия и ряда других функций.
Работа по профилактике дислексии и дисграфии при помощи разработанной программы оказалась более эффективной, что доказывает полученные результаты контрольного эксперимента.
Таким образом, гипотеза о том, что использование предложенной программы в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будет способствовать формированию предпосылок к овладению навыками чтения и письма, подтвердилась.
Анализ литературных источников позволил отметить то, что важнейшим условием предупреждения дислексии и дисграфии является ранняя диагностика и коррекционно-профилактическое воздействие. При ранней диагностике дислексии и дисграфии, необходимо исследовать не только вербальные, но и невербальные функции, так как они тоже являются частью навыков чтения и письма. Профилактика дислексии и дисграфии у дошкольников должна осуществляться комплексно и включать в себя направления по коррекции всех нарушенных функций речи, относящихся к определенной категории детей.
В ходе диагностики было выявлено, что уровень сформированности устной речи детей с нормальным речевым развитием выше, чем у детей с общим недоразвитием речи III уровня, но и среди нормально развивающихся детей есть те, чей уровень недостаточно высок. Основное отличие испытуемых с патологиями речи от дошкольников с нормальным речевым развитием заключалось в количестве допущенных детьми ошибок, их выраженности, повторяемости, наличии или отсутствии сочетаний различных недостатков, возможности их исправления.
В связи с этим возникла необходимость в проведении работы по формированию предпосылок к овладению навыками чтения и письма. С дошкольниками экспериментальной группы были проведены специально разработанные игры по формированию этих предпосылок. Эти игры способствовали развитию: звукового анализа и синтеза, грамматического строя речи, зрительного и пространственного восприятия, фонематического слуха и восприятия и ряда других функций.
Работа по профилактике дислексии и дисграфии при помощи разработанной программы оказалась более эффективной, что доказывает полученные результаты контрольного эксперимента.
Таким образом, гипотеза о том, что использование предложенной программы в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будет способствовать формированию предпосылок к овладению навыками чтения и письма, подтвердилась.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
ПРЕДЛОЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ПИСЬМА
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ПИСЬМА У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Подготовка детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к
овладению грамотой
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3750 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2024



