Введение 2
Глава I. Современное состояние проблемы профилактики нарушения чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 6
1.1. Современные научные представления о дислексии и дисграфии 6
1.2. Анализ исследований по изучению предпосылок нарушения чтения и
письма у дошкольников с общим недоразвитием речи 13
1.3. Современные методы работы по профилактике дислексии и
дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи 19
Выводы по 1 главе 19
Глава II. Исследование предпосылок овладения чтением и письмом у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 24
2.1. Методы и организация исследования 24
2.2. Анализ полученных результатов 29
Выводы по II главе 38
Глава III. Профилактика дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи 40
3.1. Основные направления, принципы и содержание работы по
профилактике дислексии и дисграфии 40
3.2. Оценка эффективности работы по профилактике дислексии и дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 37
Заключение 47
Список литературы 59
Приложение
Актуальность исследования. Необходимость профилактики нарушений чтения и письма у дошкольников обусловлена высоким распространением этих нарушений у детей младшего школьного возраста. Успешность обучения ребенка в школе, как правило, зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен [19].
Анализ исследований проведенных Л.Г. Парамоновой, показал, что 52% учеников второго класса имеют те или иные виды нарушения чтения и письма. Это означает, что в период дошкольного возраста первоначальные симптомы дисграфии и дислексии не были устранены. В связи с этим детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходима ранняя и целенаправленная коррекция речевого развития [31].
У ребёнка до изучения грамматики должны быть сформированы все стороны речи, которые включают, лексико-грамматические основы, фонетико-фонематические процессы, связную речь и другие компоненты. Как правило, не все дети овладевают этими составляющими, и большинство из них при поступлении в школу испытывают трудности при письме и чтении, которые, обусловлены общим недоразвитием речи или фонетикофонематическими нарушениями. Под терминами дислексии и дисграфии подразумеваются стойкие специфические нарушения чтения и письма, обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают эти сложные процессы [36].
Ошибки нарушения чтения и письма выражаются в пропусках, заменах, перестановках букв, в зеркальном написании и тому подобное. Предпосылками появления дислексии и дисграфии является то, что у ребенка несформирована конкретная психическая функция (или несколько функций), которая должна была быть сформирована к школьному возрасту. Сам факт существования предпосылок свидетельствует о том, что в будущем они могут проявиться в виде дислексии и дисграфии, но пока они еще в скрытом виде. Опасность может заключаться в том, что родители и педагоги зачастую не замечают каких либо нарушений у ребенка, вплоть до поступления в школу. Поэтому необходимо своевременно провести профилактические меры по предупреждению имеющихся предпосылок [33].
Всё вышесказанное, свидетельствует о необходимости предупреждения возникновения предпосылок, способствующих в дальнейшем развитию дислексии и дисграфии у школьников.
Цель исследования: теоретически изучить и практически обосновать необходимость профилактики дислексии и диграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: дислексия и дисграфия у детей с нарушением речи.
Предмет исследования: профилактика дислексии и дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования.
Предполагается, что профилактика дислексии и дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет более эффективной при условии своевременного выявления предпосылок их возникновения.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выявить предпосылки нарушения чтения и письма у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и у детей с нормальным речевым развитием.
3. Раскрыть предрасположенность дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня к дислексии и дисграфии.
4. Разработать программу по профилактике дислексии и дисграфии для дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы исследования: 1.Теоретический анализ литературы по теме исследования; 2.Эмпирические: наблюдение, эксперимент.
Методологическая основа: теория Р.Е.Левиной [17] об уровнях речевого недоразвития, положения О.Е.Грибовой [6] по технологии и методике обследования дошкольников, концепция А.Н.Корнева [12] о нарушениях письменной речи, положения Е.А.Логиновой [15] о предупреждении нарушений письма у дошкольников с ОНР III уровня, теория В.С.Мухиной [25] о психологических особенностях дошкольников с ОНР III уровня, теория Я.О.Микфельд [22] о предпосылках к овладению навыками письма.
Практическая значимость: содержащиеся в работе практические, теоретические материалы могут быть применены педагогами и логопедами в системе школьного образования при определении методов и приемов работы с детьми с общим недоразвитием речи с целью профилактики дислексии и дисграфии, что в последствии приведет у успешному усвоению такими процессами как чтение и письмо.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, списка литературы (39 источников) и приложения.
Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют следующие нарушения: слухоречевой и зрительной памяти, зрительного и слухового гнозиса, сукцессивных функций, динамического праксиса, связной речи, грамматического строя речи и ряда других важных компонентов.
Анализ литературных источников позволил отметить то, что важнейшим условием предупреждения дислексии и дисграфии является ранняя диагностика и коррекционно-профилактическое воздействие. При ранней диагностике дислексии и дисграфии, необходимо исследовать не только вербальные, но и невербальные функции, так как они тоже являются частью навыков чтения и письма. Профилактика дислексии и дисграфии у дошкольников должна осуществляться комплексно и включать в себя направления по коррекции всех нарушенных функций речи, относящихся к определенной категории детей.
В ходе диагностики было выявлено, что уровень сформированности устной речи детей с нормальным речевым развитием выше, чем у детей с общим недоразвитием речи III уровня, но и среди нормально развивающихся детей есть те, чей уровень недостаточно высок. Основное отличие испытуемых с патологиями речи от дошкольников с нормальным речевым развитием заключалось в количестве допущенных детьми ошибок, их выраженности, повторяемости, наличии или отсутствии сочетаний различных недостатков, возможности их исправления.
В связи с этим возникла необходимость в проведении работы по формированию предпосылок к овладению навыками чтения и письма. С дошкольниками экспериментальной группы были проведены специально разработанные игры по формированию этих предпосылок. Эти игры способствовали развитию: звукового анализа и синтеза, грамматического строя речи, зрительного и пространственного восприятия, фонематического слуха и восприятия и ряда других функций.
Работа по профилактике дислексии и дисграфии при помощи разработанной программы оказалась более эффективной, что доказывает полученные результаты контрольного эксперимента.
Таким образом, гипотеза о том, что использование предложенной программы в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня будет способствовать формированию предпосылок к овладению навыками чтения и письма, подтвердилась.
1. Акименко, В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями [Текст]: учебное пособие / В.М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 45с.
2. Беккер, Р. Нарушения речи как фактор, обусловливающий затруднения в обучении чтению и правописанию [Текст]: учебное пособие / Р. Беккер. - М.: ВЛАДОС, 2010. -112 с.
3. Волкова, Г.А. Методика психолого -логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст]: учебное пособие / Г.А. Волкова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 144с.
4. Волкова, Л.С.Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. Логопедия [Текст]: учебник для вузов / Л.С. Волкова. - М.: Гуманитарный изд.ценр ВЛАДОС, 2008. - С.513 - 524.
5. Воронова, А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи [Текст]: учебное пособие / А.П.Воронова. - СПб.: Образование, 2006. - С. 12-21.
6. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст]: учебное пособие / О.Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 96с.
7. Григоренко, Е.Л. Влияния генома на чтение и его нарушения: Обзор современных исследований [Текст]: учебное пособие / Е.Л. Григоренко. - СПб.: СПбГПМА, 2010. - С. 12-19.
8. Жукова, Н. С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников[Текст]: учебное пособие / Н.С. Жукова, Е.М Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Издательство ЛИТУР, 2014 - 320 с.
9. Зегебарт, Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии [Текст]: учебное пособие / Г.М. Зегебарт. - М.: Генезис, 2014. - 120с.
10. Иншакова, О.Б. Нарушение письма и чтения у учащихся правшей и неправшей[Текст]: учебное пособие / О.Б. Иншакова. - М.: Айрис-пресс,
1995. - 76с.
11. Кобзарева, Л.Г. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР [Текст]: практическое пособие для логопедов / Л.Г. Кобзарева. - Воронеж: Издательство «Учитель», 2003.- 217 с.
12. Корнев, А.Н. Дислексия и дисграфия у детей [Текст]: учебное пособие / А.Н. Корнев. - СПб.: Гиппократ, 2011. - 330с.
13. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст]: учебное пособие / А.Н. Корнев. - СПб.: ИД «МиМ», 2001. - 286 с.
14. Лагутина, А.В. О готовности к обучению чтению детей 4-5 лет с нарушениями речи [Текст]: учебное пособие / А.В. Лагутина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС , 2006. - С. 27-31.
15. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст]: учебное пособие / Р.И. Лалаева Л.В. Венедиктова. - СПб: Союз, 2003.- 224 с.
16. Лалаева, Р.И. Логопедия: методическое наследие [Текст]: пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов /Р.И. Лалаева.- М.: ВЛАДОС, 2007.- Кн. IV: Нарушение письменной речи: Дислексия. Дисграфия, - 303 с.
17. Левина, Р. Е. Нарушения чтения и письма у детей [Текст]: учебное пособие / Р.Е. Левина. - М.: Учпедгиз, 1951. - 145с.
18. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого
высказывания [Текст]: учебное пособие / А.А. Леонтьев. -
М.:Просвещение, 1969. - 254с.
19. Логинова, Е.А. Предупреждение возникновения нарушений письменной речи в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста / Е.А. Логинова. - Логопед в детском саду. -2015. -№4(7). -С.17-26
20. Логопедия [Текст]: учебник для вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 680с.
21. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст]: учебное пособие / А.Р. Лурия. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 384с.
22. Мазанова, Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий
для логопедов [Текст]: учебное пособие / Е.В.Мазанова. - М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2006.-184 с.
23. Мазанова, Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками [Текст]: учебное пособие / Е.В. Мазанова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.- 88 с.
24. Микфельд, Я.О. Система коррекционно-развивающих упражнений, направленных на устранение предпосылок оптической дисграфии и дислексии у дошкольников [Текст]: учебное пособие / Я.О. Микфельд // Логопедия. - 2014. - №4. - С.42-51
25. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. Детство, отрочество [Текст]: учебное пособие / В. С. Мухина. - М. Издательский центр Академия 2012. 456 с.
26. Никашина, Н.А. Неуспеваемость первоклассников, имеющих недостатки произношения и пути ее устранения [Текст]: учебное пособие / Н.А. Никашина. - М., 2009. - С. 73-84.
27.Оглоблина, И.Ю. Логопедическая тетрадь для коррекции дисграфии и дислексии младших школьников [Текст]: учебное пособие / И.Ю. Оглоблина. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 64с.
28.Основы логопедии [Текст]: учебное пособие /А.И. Ахметзянова, Н.И. Болтакова, И.А. Нигматуллина, Т.Ю. Корнийченко, Л.Н. Суздальцева, А.Т. Файзрахманова. - Казань: Казан.ун-т, 2015. - 175 с.
29. Парамонова, Л.А. Детское творческое конструирование [Текст]: учебное пособие / Л.А. Парамонова. М.: ВЛАДОС,1999. - 167с.
30. Парамонова, Л.Г. Как подготовить ребенка к школе [Текст]: учебное пособие / Л.Г. Парамонова. - СПб.: Дельта, 2007. - 123с.
31. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей [Текст]: учебное пособие / Л.Г. Парамонова. - СПб.: Союз, 2011. - 184с.
32. Прищепова, И.В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст]: учебное пособие / И.В. Прищепова. - СПб.: КАРО, 2005. - 144с.
33. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст]: учебное пособие / И.Н. Садовникова. - М.: Владос, 1995. - 256 с.
34. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: учебное пособие / С.Н. Сазонова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 144с.
35. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи у младших школьников [Текст]: учебное пособие / Т.А. Фотекова. - М.: Аркти, 2000. - 55 с.
36. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа) / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Издательство «Альфа», 1993. -87 с.
37. Matejcek Z., Sturma J. Language structure, dyslexia, and remedation: the Czech perspective.Z/Dyslexia: its neuropsychology and treatment. - New York: Chichester, 1986.-P. 203-214. DOI: 12.007/978-3-411-43324-9_89.
38. Miles T.R., Miles E. Teaching Needs of Seven Year Old Dyslexic Pupils.
Department for Education and Science, London, 2001. - P. 40-57.
DOI: 10.1007/978-3-319-46669-9_72.
39.Snowling M.J. Phonemic deficit in developmental dyslexia./ZPsychological Research, 2009, Vol. 43. - P. 219-234. DOI: 10.1093/brain/awv348.