Введение 3
Глава 1. Преподавание религии в школе: история и современное состояние 8 § 1.1 Исторические аспекты развития религиозного образования в Российской империи и СССР 8
§ 1.2 Введение курса ОРКСЭ в образовательные учреждения Российской Федерации 13
Глава 2. Анализ учебных материалов и способов преподавания курса 22
§ 2.1 Оценка учебной литературы по курсу ОРКСЭ 22
§ 2.2 Обзор методов преподавания курса 33
Глава 3. Исследование региональных проблем преподавания курса орксэ 41
§ 3.1 Проблемы выбора модулям ОРКСЭ в зависимости от особенностей религиозной ситуации в регионе (Татарстан и Ульяновская область) 41
§ 3.2 Анализ материалов анкетирования школьников, изучающих курс ОРКСЭ и рекомендации по повышению его эффективности 46
Заключение 55
Список литературы 57
Приложение
Актуальность. Тема актуальна в связи введением во всех школах России, в
качестве федерального культурологического комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» . Появление данного предмета в
школах России произвело много амбивалентных переговоров. Но религия как
предмет изучения была в образовательных учреждениях ещё до принятия
решения Министерства образования и науки.
Изучение проблем преподавания религии в школах России началось
задолго до введения реформ образования 18 века. Даже после введения реформ
Петра Великого, государство недолго продолжало сохранять их в
образовательных учреждениях. В противовес совершённому отметим, что
утвержденные тогда нововведения повлекли впоследствии рост международного
авторитета России, хотя и не всё было воспринято. Вопрос становиться более
интересным, поскольку и сейчас в России производятся изменения в образовании,
и особенно в религиозно-культурном аспекте.
Проблема преподавания религии в общеобразовательных учреждениях и в
наше время не утрачивает своей актуальности. Введённый в четвёртых классах
курс под названием «Основы религиозной культуры и светской этики» имеет
неоднозначное отношение со стороны родителей учащихся. Но здесь перед нами
встаёт другой способ решения проблемы, потому что жители РФ уже
положительно воспринимают масштабные нововведения в образовании. В поиске
корня проблемы можно обнаружить более глубинные причины в отношении к
этому вопросу. Поскольку обучение напрямую касается детей, то и родители в
нём задействованы также. А глубина раскрывается именно в воспитании.
Родители воспитывают новое поколение, граждан, осознанно относящихся к
продолжению жизни и к своему вкладу в развитие и рост качества государства.
Такое ответственное отношение закладывается в начале жизни, оно раскрывается
при понимании моральных, нравственных и культурных обычаев своего края,
также в построении уравновешенной картины мира.
Степень научной разработанности темы. В связи с несомненной4
актуальностью проблемы, отдельные аспекты изучаемой нами темы неоднократно
становились предметом исследований. Вопрос о влиянии на моральнонравственные взгляды учащихся, через различные религиозные группы
становится более обсуждаемым после внедрения курса Основы религиозной
культуры и светской этики. Тема становится особенно актуальной благодаря
тому, что вопросы внедрения курса обсуждаются во всех федеральных округах.
Особый интерес вызывают труды:
- Левитского А.В. «Методологические особенности преподавания
комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»1;
- Петраковой Т.И. «Духовные основы нравственного воспитания»,
«Изучение истории и культуры религий»;
- Матушанской Ю.Г. «Православное и иудейское религиозное образование в
Российской империи»2, «Религиозное образование в Татарстане»;
- Сахарных Д.М. «Актуальные вопросы реализации комплексного учебного
курса «Основы религиозных культур и светской этики»(ОРКСЭ)»3;
- Марковой Н.М. «Образ» религии в России: образовательные проекты,
толерантность и вызовы экстремизма»;
- Разиной М.В. «Эволюция религиозного (православного) воспитания в
России с XVIII века до настоящего времени».
Объектом выпускной квалификационной работы является курс Основы
религиозной культуры и светской этики в системе образования Российской
федерации.
Предметом выступают проблемы, возникающие в процессе внедрения
курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Цель: исследование проблемы преподавания предмета «Основы
религиозных культур и светской этики в России».
1 Левитский А.В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики». Екатеринбург: Институт развития образования Свердловской области,
2011. 73с.
2 Матушанская Ю.Г. Религиозное образование в Татарстане// Религия, религиоведение и религиозность в
локальном и глобальном измерении Владимир: Аркаим, 2016. № XXXII. С.108-118.
3 Сахарных Д.М. Актуальные вопросы реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и
светской этики» (ОРКСЭ)// Б.м. Издательские решения, 2015. 25с.5
Задачи:
- Осветить историю изучения религии в школах России.
- Рассмотреть учебные материалы и методы в преподавании курса «Основы
религиозных культур и светской этики».
- Выявить причины, препятствующие внедрению курса через анализ
социологических методов для повышения эффективности преподавания данного
курса.
Теоретико-методологическая база исследования выстроена в
соответствии с поставленной целью и задачами. В работе присутствуют
положения неоисторичекой методологии исследования, автором которой является
Норт Дуглас 1. Основным объектом его исследования были институты, и
институциональные изменения. Данный метод озвучивался на VI
Международной научной конференции ГУ – Высшая школа экономики2 и
является основным методом, целью которого выступает развитие социальных
институтов. В своей работе мы применяем данные методы в сравнении
официальных и неформальных правил института образования. Основными
государственными законами, к которым мы обращаемся являются: «Закон об
образовании РФ. (Общие положения Федерального закона об образовании 2019)»3
и Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»4.
Также были использованы методы:
- метод каузального анализа, в который входит изучение причинноследственных отношений. Именно причинное рассмотрение, прежде всего
помогает объяснить различные религиозные и нерелигиозные формы из каких-то
действительных отношений в жизнедеятельности людей.
1
Норт Д. Институты, институциональные изменения и функцианирование экономики/ М.: Фонд экономической
книги «Начала», 1997. 190 с.
2 Кузьминов Я.И. Институты: от заимствования к выращиванию (опыт российских реформ и возможности культив
ирования институциональных изменений) /Я.И. Кузьминов, В.В. Радаев, С.М. Яковлев, Е.Г. Ясин. [Электронный р
есурс]. URL: https://www.hse.ru/news/1163619/1121125.html (дата обращения 28.05.2019).
3 Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об образовании в РФ» федер. закон Рос. Федерации от 29
декабря 2012г. № 273-ФЗ (последняя редакция). Справочно-правовая система «Консультант Плюс». [Электронный
ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.05.2019).
4 Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» федер.
закон Рос. Федерации от 26.09.1997 № 125-ФЗ (последняя редакция) Справочно-правовая система «Консультант
Плюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (дата обращения:
29.05.2019).6
- эмпирический метод установления социальных фактов (интервью,
анкетирование, методы первичной обработки полученных данных, составление
статистических таблиц и диаграмм), напрямую связанных с темой работы, с
помощью которых мы смогли сопоставить исследовательские материалы.
- историко-генетический метод, нацеленный на изучение этапов развития и
анализ причинности изменений изучения религиозных основ в школах
Российской империи и до нынешнего времени. Это позволяет в наибольшей
степени приблизиться к воспроизведению реального состояния изменений в
образовательной системе. Отличительными чертами метода И. Д. Ковальченко
считал конкретность, описательность, субъективизм1.
Научная новизна исследования состоит в том, что проведён один из
первых анализов внедрения курса Основы религиозных культур и светской этики.
Подняты вопросы о выявлении проблем введения курса в образовательных
учреждениях. Необходимо сообщить о проявлении глубинных причин проблемы
выбора модулей в выбранных регионах. Эксклюзивностью курса являются
модули, которые необходимо выбрать самим родителям. Их особенность в том,
что далеко не все модули выбираются, а в нашей республике они ограничены для
выбора родителей учащихся
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Изучение курса Основы религиозных культур и светской этики является
непосредственным делом трёх сторон образования: учащихся, родителей и
учителей, но решение поднятых нами вопросов подразумевает включение и
других структур образовательного процесса.
2. Преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики»
необходимо вводить с учётом всех модулей, предлагаемых Министерством
образования и науки. Республика Татарстан имея два варианта (Основы светской
этики и Основы мировых религиозных культур) преподавания модулей, не
допускает изучения всех шести модулей.
3. Проблема мотивации изучения курса по модулям напрямую связана со
1
Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 2003. 480 с.7
стремлением к познанию изучаемого предмета при подготовке учителя. Наиболее
полная информированность о культурах мировых религий необходима по
причине того что религия является феноменом нашей повседневной культуры.
4. На формирование взглядов по выбору модуля в республике Татарстан
повлияло большое количество межконфессиональных браков, вследствие чего
возникает вопрос о вероисповедании детей. Как правило избирается религия того
супруга, который является более сильной стороной брачного союза. И вопрос о
религии в такой семье нам свойственно называть «больным». Данной причиной
нельзя обосновать узкий выбор модулей курса «Основы религиозных культур и
светской этики» в нашем регионе, и потому необходимо предоставить также и
другие модули, позволяющие изучать культуру религий полноценно.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результат работы
позволяет взглянуть иначе на изучение курса «Основы религиозных культур и
светской этики». Необходимо включить стандартные принципы, методы
преподавания в совокупности с иными подходами, которые позволяют
мотивировать учащихся и родителей равным образом с учителями. На основе
сравнения двух регионов, выбранных нами, можно сделать выводы, касающиеся
учебной обеспеченности детей четвёртых классов. Результатами являются и
поиск новых методов преподавания и способов повышения эффективности
преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Исследование находит применение в светских, частных образовательных
учреждениях, и других школах узкой направленности.
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, трёх глав,
заключения, списка литературы и приложений. Работа состоит из 72 страниц и 47
источников.
Программа обучения религиоведению сейчас лишь в незначительной
степени присутствует в нынешних школах Российской Федерации. И зачастую во
многих регионах стоит вопрос, насколько по объёму часов и информации должно
находиться образование, связанное с духовным и культурно-религиоведческим
развитием в образовательных учреждениях и начальной школе.
Исторический контекст показывает, что многие годы религиозное обучение
было актуальным. Подобного рода организация образовательной деятельности
переформировывалась, изменялись методы и правовые ограничения. Тем не
менее, в нынешнем постсоветском пространстве преподавание духовных
предметов пересмотрено Министерством образования и науки, результатом чего
было решение 2012 г. о внедрении учебного курса «Основы религиозной
культуры и светской этики» (ОРКСЭ). Данный курс является
культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет
представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу
религиозных и светских традиций многонациональной культуры России. Курс
ОРКСЭ имеет своей целью – формирование у младшего подростка мотиваций к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций, а также к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений. Таково традиционное воззрение на внедрение
курса в школах России.
Целью работы было выявление проблем введения данного предмета в
образовательные учреждения. Нами проводился анализ социологических опросов,
а также самостоятельное изучение отношения школьников к предмету. Таким
образом, мы пришли к выводам, что основные формы и методы обучения,
составляющие основу следует совершенствовать.
Были выявлены проблемы препятствующие расположению учащихся к
изучению курса. Отсутствие мотивации у учащихся зачастую берёт своё начало в
родительском негативном восприятии введения данного предмета. Решение
вопроса основывается на преподавании курса компетентным и заинтересованным56
лицом. В связи с этим мы считаем, что необходим факт религиоведческого
образования, либо окончание специальных курсов или квалификация. Данный
вывод следует из того, что основным фактором является заинтересованность
педагога.
Учебные методы необходимо расширять через внеурочную работу,
поскольку влияние учебных факторов не даёт возможности иметь верное
представление о мировых религиях. Один из методов, нами предлагаемый
подразумевает посещение культовых сооружений, наблюдение религиозных
празднеств, поскольку через наглядность дети понимают культуру религии
наиболее полно.
Отсутствие учебных материалов также является проблемой внедрения курса
Основы религиозных культур и светской этики в общеобразовательных школах.
Данный фактор ограничивает работу учителей и знания учащихся. Разделяя
учебный подход органов образования Ульяновской области, нами предложены
следующие методы решения. Необходимо ввести если не полный спектр модулей
курса ОРКСЭ, то курсы, религии которых преобладают территориально в
республике Татарстан необходимо позволить. Потому как изучение какой-либо
определённой религиозной культуры в нашем регионе не производится.
Бесспорно лишь одно: наш регион являющейся многоконфессиональным, не
способствует глубокому познанию школьниками определённой религии.
Вместе с тем мы пришли к позиции, указывающей на проблему
безоценочной системы, которая способствует к понижению мотивации учащихся.
Способы её решение возможны через введение оценочной системы, форма
которой предполагает оценивание морально-нравственных поступков.
В данной работе был изучен вопрос приёмов и методов текущего курса
ОРКСЭ на начальном этапе образования, его отличительные особенности в
обучении и выявление проблем преподавания. Мы предполагаем, что
предложенные методы повышения эффективности внедрения курса, будут
способствовать успешному обучению детей и их заинтересованности в предмете.
Б.а. Комплексный учебный курс «Основы религиозной культуры и
светской этики»/Б.а. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://school13nv.ru/orkse?task=getfile&fileid=33 (дата обращения:
23.05.2019).
2. Б.а. ОРКСЭ Основы мировых религиозных культур /Б.а. [электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://orkse.jimdo.com/%D0%BC%D0%BE%
D0%B4%D1%83%D0%BB%D0%B8/%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE
%D0%B2%D1%8B%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B
%D1%85-%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0
%B8%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BA%D1%8
3%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80/ (дата обращения
22.05.2019).
3. Б.а. Официальный Татарстан. Официальный портал/ Б.а. [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://tatarstan.ru/about/human.htm (дата
обращения: 30.04.2019).
4. Б.а. Представители 12 национальностей проживают в Ульяновской
области. РИА новости./Б.а. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://ria.ru/20130116/918364250.htmlhttps://ria.ru/20130116/918364250.html
(дата обращения: 31.05.2019).
5. Б.а. Стенографический отчет о совещании по вопросам преподавания в
школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в
Вооруженных Силах Российской Федерации института воинских и
флотских священнослужителей от 21 июля 2009 г./Б.а.//Вестник российской
нации. – М.: Общероссийский союз общественных объединений содействия
укреплению государственного единства «Российская нация» – 2009. Т. IV. –
№ 6. – С.12-26.
6. Б.а. Реформы образования в царствование Александра I. / Б.а. [Электронны
й ресурс]. – Режим доступа: http://www.ruscadet.ru/library/01-
books/hazin/02.htm (дата обращения: 26.05.2019).58
7. Беглов А.Л. ОРКСЭ Основы мировых религиозных культур/ А.Л. Беглов,
Е.В. Саплина. – М.: Просвещение, 2010. – 80с.
8. БУ ДПО РК «Калмыцкий республиканский институт повышения
квалификации работников образования» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.kripkro.ru/index.php/deyatelnost/osnovy-religioznykhkultur-i-svetskoj-etiki/148-promezhutochnye-rezultaty-aprobatsii-kursa-orkse-vrespublike-kalmykiya-pervye-itogi-i-perspektivy#pokazat (дата обращения:
19.03.2019).
9. Городской методический центр. Книга для родителей. Комплексный
учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ДОгМ) /
Городской методический центр. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnayashkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/informatsiya-dlya-roditelej/kniga-dlyaroditelej-kompleksnyj-uchebnyj-kurs-osnovy-religioznykh-kultur-i-svetskojetiki.html (дата обращения: 22.05.2019).
10.Гузельбаева Г.Я. Постсекулярные тенденции у татар в начале XXI века/
Г.Я. Гузельбаева – Казань: Ученые записи Казанского университета – 2014.
– Т. CLVI. – № 6. – С.212-219.
11. Департамент образования Москвы. Комплексный учебный курс «Основы
религиозных культур и светской этики»/ Департамент образования Москвы.
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sch1.edunoskol.ru/images/1-
10klass/celi_ORKSE.pdf (дата обращения: 22.05.2019).
12.Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования / Ковальченко И.Д.
– М.: Наука, 2003. – 480с.
13.Кузьминов Я.И. Институты: от заимствования к выращиванию (опыт
российских реформ и возможности культивирования институциональных из
менений) / Я.И. Кузьминов, В.В. Радаев, С.М. Яковлев, Е.Г. Ясин [Электрон
ный ресурс]. –
Режим доступа: https://www.hse.ru/news/1163619/1121125.html (дата
обращения: 28.05.2019).59
14. Левада Ю.А. Религиозная вера в России: пресс-выпуск // Аналитический
центр Юрия «Левада-Центр». [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.levada.ru/2011/09/26/religioznaya-vera-v-rossii/ (дата обоащения:
28.05.2019).
15.Левитский А.В. Методологические особенности преподавания
комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской
этики»/ А.В, Левитский. – Екатеринбург: Институт развития образования
Свердловской области, 2011. – 73 с.
16. Ливанов Д.В. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 18 декабря 2012 г. № 1060/ Д.В.
Ливанов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://rg.ru/2013/02/22/standart-dok.html (дата обращения: 18.05.2019).
17.Матушанская Ю.Г. Религиозное образование в Татарстане/ Матушанская
Ю.Г. // Религия, религиоведение и религиозность в локальном и глобальном
измерении. – Владимир: Аркаим, – 2016. – Т. XXXII. – С. 108-118.
18.Мониторинговое исследование по введению и реализации комплексного
учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в
образовательных учреждениях Республики Татарстан. – Казань: ГАОУ ДПО
«ИРО РТ», 2013. – 36 с.
19. Низиенко Е.Л. Письмо Министерства образования и науки РФ от 22 августа
2012 г. № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ»/ Е.Л. Низиенко.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70263844/ (дата
обращения: 22.05.2019).
20.Норт Д. Институты, институциональные изменения и функцианирование
экономики/ Д. Норт – М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. –
190 с.
21.Обращение лидеров традиционных религиозны общин РФ к президенту
России Дмитрию Медведеву по вопросу о преподавании религиозной
культурыв школах // Интерфакс религия [Электронный ресурс] –60
Режим доступа: http://www.interfax-religion.ru/buddhism/?act=documents&div
=907 (дата обращения: 10.04.2019).
22. Овчинников А.В. Народное просвещение в годы правления Николая I/ А.В.
Овчинников. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://nauka.info/search.php?searchid=2227684&text=http://po
rtalus.ru (дата обращения: 18.05.2019).
23.ОРКСЭ Ежеквартальный мониторинг [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://orkce.apkpro.ru/223.html (дата обращения: 01.06.2019).
24.ОРКСЭ Выбор модулей ОРКСЭ в 2017/2018 учебном году
[Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://orkce.apkpro.ru/doc/Vybor%20modulia%20ORKSE%20
v%202017-2018%20gg.pdf (дата обращения: 30.05.2019).
25.ОРКСЭ Отчёт по проведению мониторинга ОРКСЭ (2015г) [Электронный р
есурс]. –
Режим доступа: http://orkce.apkpro.ru/doc/%D0%9E%D1%82%D1%87%D0%
B5%D1%82%20%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B
5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D0%BC%D0%BE%D
0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D
0%B0%20%D0%9E%D0%A0%D0%9A%D0%A1%D0%AD.pdf (дата
обращения: 29.05.2019).
26.ОРКСЭ. Ежеквартальный мониторинг. (республика Татарстан) [Электронны
й ресурс]. – Режим доступа: http://orkce.apkpro.ru/223.html (дата обращения:
31.05.2019).
27.ОРКСЭ. Ежеквартальный мониторинг. (Ульяновская область) [Электронны
й ресурс]. – Режим доступа: http://orkce.apkpro.ru/223.html (дата обращения:
31.05.2019).
28.Разина М.В. Эволюция религиозного (православного) воспитания в России
с XVIII века до настоящего времени/М.В. Разина – автореф. дис. … канд.
пед. наук. – Екатеринбург, 2006. – 25 с.61