Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Работа №36653

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы63
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
562
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОРЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 8
1Л. Урок: подходы к определению понятия. Современный урок по ФГОС ООО 8
1.2. Формы и методы организации современного
урока 14
1.3. Реализация национально-регионального компонента в соответствии с ФГОС ООО в преподавании русского языка в школах Республики Татарстан 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ТЕКСТА В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА 31
2.1. Констатирующий этап эксперимента: стартовая диагностика сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся 31
2.2. Урок с применением краеведческого текста 38
2.3. Контрольный этап эксперимента: анализ экспериментальной работы 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59


Проблема способов реализации национально-регионального компонента посредством школьных предметов является достаточно актуальной для современного педагога. Обусловлена ее значимость особенностями современного образования, прежде всего, введением ФГОС ООО, который кардинально изменил функцию образования. Одно из его важнейших требований - знание истории родного края, региональных и территориальных особенностей. Новый стандарт ориентирован на то, чтобы обучающийся соответствовал «портрету выпускника основной школы», который должен обладать патриотическими, гражданскими качествами, осознанием своей этнической принадлежности [22].
В пространстве современного школьного образования способы введения национально-регионального компонента не имеют широкой альтернативы, поэтому каждая попытка собрать и синтезировать краеведческий материал имеет важное практическое значение для педагога. На уроках русского языка одним из наиболее оптимальных путей реализации национально-регионального компонента является работа с краеведческими текстами. Такого мнения придерживаются исследователи А.А. Ивыгина, Е.Л. Пупышева, Е.А.. Хоменко и др.
Все вышесказанное и определяет актуальность настоящей выпускной квалификационной работы «Формы и методы реализации национальнорегионального компонента на уроке русского языка», которая явилась первой попыткой разработки методики комплексного анализа краеведческого текста города Мамадыша и Мамадышского района с целью реализации языковой и культурологической компетенции в преподавании русского языка.
Степень разработанности проблемы на сегодняшний день мы оцениваем как низкую, поскольку не существуют общепринятой методики работы с краеведческим текстом в среднем звене основного общего образования.
Объект исследования - краеведческий текст как средство реализации национально-регионального компонента в преподавании русского языка.
Предмет исследования - методика комплексной работы с краеведческим текстом в преподавании русского языка.
Настоящее исследование, на наш взгляд, поможет ответить на вопрос: каким образом можно реализовать национально-региональный компонент на уроках русского языка в среднем звене основного общего образования.
Гипотеза данного исследования заключается в следующем: применение краеведческих текстов является не только эффективным способом реализации национально-регионального компонента, но и средством повышения предметных, метапредметных и личностных результатов на занятиях по русскому языку.
В процессе изучения данной проблемы мы поставили перед собой следующую цель: теоретически обосновать необходимость введения национально-регионального компонента на уроках русского языка, а также разработать методы и формы его в школах г. Мамадыша и Мамадышского района республики Татарстан.
Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1) систематизировать теоретический материал по изучаемой теме и определить терминологический аппарат исследования, основу которого составили такие ключевые понятия, как «краеведение», «краеведческий текст», «культурологическая компетенция», «культуроведческий подход» и др;
2) изучить Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
"Об Образовании в Российской Федерации" (включение в
воспитательно-образовательный процесс национально-регионального компонента);
3) изучить и описать специфику заданий на основе краеведческих текстов для работы с обучающимися 5-х классов основного общего образования;
4) разработать задания комплексного характера на основе краеведческих текстов города Мамадыша с целью реализации национально-регионального компонента на уроках русского языка в средней общеобразовательной школе.
В решении названных задач в работе применялись следующие методы лингвистического исследования:
1) метод анализа научной литературы по теме исследования;
2) метод сплошной выборки - при сборе краеведческих текстов;
3) метод беседы (применяемый с обучающимися экспериментального класса);
5) эксперимент (для выявления метапредметных, предметных и личностных результатов, а также знаний краеведческого материала);
6) статистический метод (при количественной обработке полученных данных);
7) метод обобщения и комплексного анализа полученных результатов.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы по краеведению: П.А. Корниенко «Использование краеведческих материалов в обучении иностранным языкам» [2008], А.А. Ивыгиной, Е.Л. Пупышевой «The Role of Local History Texts in Implementing the Culturological Approach to Teaching the Russian Language: the Basic General Education Level» [2017], Н.С.Борисова, В.В. Дранишникова, П.В. Иванова, Д.В. Кацюбы «Методика историко-краеведческой работы в школе» [2013].
База проведения исследования. Практическая часть исследовательской работы была апробирована на базе МБОУ «Зюринская средняя общеобразовательная школа №1» Мамадышского муниципального района РТ.
Научная новизна определяется выбором объекта и предмета исследования. Данная работа представляет собой попытку ввести краеведческий текст города Мамадыша в систему уроков по русскому языку в среднем звене основного общего образования.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут помочь в решении вопроса о методах и формах введения краеведческого текста в систему уроков русского языка для обучающихся среднего звена основной общеобразовательной школы.
Практическая значимость заключается в возможности использования материалов исследования в практике преподавания русского языка в среднем звене основного общего образования. Использование материалов исследования возможно в практике преподавания русского языка с учетом национально-регионального компонента, в разработке спецкурсов и спецсеминаров, при составлении учебных пособий по лингвокраеведению, руководстве исследовательскими работами соответствующей проблематики.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении обосновываются актуальность, объект, предмет исследования, формулируются цель, задачи и методы, приводится теоретико-методологическая база, обосновывается теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе «Формы и методы реализации национально-регионального компонента в соответствии с ФГОС ООО на уроках русского языка в основной общеобразовательной школе» рассматриваются и обосновываются теоретические аспекты работы, приводятся точки зрения авторитетных ученых на исследуемую проблему, определяются ключевые термины, с акцентом на изучение понятий «краеведение» и «краеведческий текст», анализируются современные учебно-методические комплексы и нормативные документы в рамках изучаемой темы.
Во второй главе «Применение краеведческого текста в системе обучения русскому языку в рамках реализации национально-регионального компонента» разработан и описан комплекс заданий работы с краеведческим текстом г. Мамадыша и Мамадышского района на занятиях по преподаванию русского языка в 5 классе основного общего образования.
В конце каждой главы приводятся краткие выводы.
В заключении подводятся итоги проведенной работы в соответствии с заявленными целью и задачами, намечаются перспективы дальнейшего исследования.
Список использованной литературы представляет собой перечень учебно-методической литературы, справочников, учебников, статей, словарей, которые использовались при написании выпускной квалификационной работы. Общее количество источников составляет 52 наименования.
Основные положения выпускной квалификационной работы были апробированы на ежегодной студенческой конференции Елабужского института КФУ (2019) с публикацией тезисов по итогам конференции «Применение краеведческого текста на уроках русского языка в среднем звене основной общеобразовательной школы» (в печати). Основные положения и выводы отражены в статье РИНЦ «Краеведческий текст как способ реализации национально-регионального компонента на уроках русского языка в среднем звене основной общеобразовательной школы» (выходные данные: [Мингазова Э.А., Ивыгина А.А. «Интернаука», М.: 2019. - С. 46-48]).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускном квалификационном исследовании был рассмотрен один из возможных видов реализации национально-регионального компонента на уроке русского языка, а именно работа с краеведческим текстом.
Первая глава была посвящена теоретическим основам понятий формы и методы организации урока. Центральным понятием работы также стал «краеведческий текст».
Как показал эксперимент, урок с использованием краеведческого текста дает возможность спроектировать занятие так, чтобы во время его проведения у учащихся формировались не только предметные, метапредметные, личностные результаты, но и закладывались знания о малой Родине.
Вторая глава посвящена практическому опыту формирования универсальных предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках учебной дисциплины «Русский язык» посредством применения краеведческого текста в обучении.
На уроке с использованием краеведческого текста школьники имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, совершенно по-новому осмысливая события, явления. Краеведческие тексты так же способствуют формированию метапредметных знаний: тесная связь с историей, литературой, географией.
Базой исследования выступило Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зюринская средняя общеобразовательная школа №1» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан. Опытным путем мы попытались реализовать национально-региональный компонент через введение краеведческого текста на уроке русского языка в 5 «А» классе.
Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе мы выявили имеющийся уровень знаний школьников. В результате было отмечено, что знания в контрольном и экспериментальном классах приблизительно находятся на одном уровне.
Во время формирующего этапа была разработана технологическая карта по теме «Имя существительное». Занятие было проведено в 5 «А» классе. Во время урока использовались методы и приемы целесообразные возрасту учащихся: работа в парах, коллективная, индивидуальная и групповая работа.
На контрольном этапе, сравнивая знания школьников, которые работали с краеведческим текстом, и школьников, которые изучали темы, не прибегая к анализу регионального текста, мы сделали вывод, что качество знаний в экспериментальной группе было гораздо выше, чем в контрольной.
Таким образом, подводя итог проделанной работе, можно утверждать, краеведческий текст - продуктивный способ введения национально-регионального компонента на уроках русского языка, реализующий сразу несколько важных функций: нестандартное освоение предметных знаний, воспитание патриотических и гражданских качеств учащихся, а также расширение знаний об истории родного края. Актуализация краеведческих текстов на уроке русского языка содействует достижению целей и задач ФГОС ООО, влияя на повышение предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.


1. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. - Челябинск: Южно-Уральское кн. изд., 2014, - С. 171.
2. Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. - 2003. - №10. -
С. 3-7.
3. Зимин В.Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. - Иркутск, 2009. - 218 с.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
5. История педагогики и образования / Под ред. А. Пискунова, А. Джуринского, М. Плоховой. - М.: Юрайт, 2015, - С. 576.
6. Исмаилов Ш.М. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации / Ш.М. Исмаилов // Педагогика. 2004. - № 4. - С. 99-103.
7. Капустина З.Я. Культура гражданского становления личности как социально-педагогическое явление /З.Я. Капустина // Наука и школа. 2006.№ 1. С. 17-20.
8. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования / В.А. Караковский. М, 1991. - С.153 .
9. Коджаспирова Г.М. Педагогика в таблицах и схемах / Г.М. Каджаспирова. М.: МГОПИ, Альфа, 1993, - С. 94.
10. Кубрякова Е.С. Особенности речевой деятельности и проблемы внутреннего лексикона // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. М.: Наука, 1991, - С. 240.
11. Культура современного урока / Под ред. Н.Е. Щурковой. М.: Педагогическое общество России, 2000, - С. 12.
12. Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Русский язык и литература». М.: Просвещение, 1986, - С. 127.
13. Лазарев Ю.В. Национально-региональный компонент в формировании патриотически ориентированной личности старшеклассника. Дисс. канд. пед. наук М., 1999. - С. 180.
14. Лебедева О.В. Использование национального компонента содержания образования в современной практике обучения и воспитания младших подростков. Дисс. канд. пед. наук М., 1992, - С. 148 с.
15. Лидман-Орлова Г.К. Виды работ по развитию речи на уроках русского языка // Виды работ по развитию речи на уроках русского языка: Сборник статей из опыта работы учителей /Сост. Г.К. Лидман-Орлова. М.: Учпедгиз, 1963.- С. 3-24.
16. Литературное краеведение в школе (в помощь учителю) / Под ред. Н.В. Куприяновского. Иваново: Ивановское кн. изд- зо, 1955. - С. 132.
17. Лыжова Л.К. Региональный компонент в преподавании русского языка // РЯШ.- 1994.-№4.- С. 11-14.
18. Львова С.И., ЛяпинаЛ.Н. Использование региональной лексики при обучении морфологии // Русская словесность. 1999. -№2.-С. 43-46.
19. Магин В.А. Организация краеведческой работы по русскому языку. - Ростов-на Дону: Изд. Рост, ун-та, 1996, - С. 42.
20. Макеев А.Ф. Краеведение на уроках русского языка // РЯШ. 1991. - №3.
21. Макеев А.Ф. Краеведение на уроках русского языка // РЯШ. 1995. - № 3. - С. 51-55.
22. Методические рекомендации: Русский язык (региональный компонент). - Архангельск, 2013. - С.6.
23. Национально-региональный компонент в образовании (для школ Архангельской области) / Отв. ред. Т.С. Буторина. Архангельск: Изд-во ПГУ, 1994, - С. 81.
24. Национально-региональный компонент содержания образования в средней школе: Программа "Морянка": В 2 ч. 4.1 (раздел "Чтение"): Методические рекомендации для учителя / Под ред. И.Ф. Поляковой. - Архангельск: АО ИППК, 1998.
25. Национально-региональный компонент содержания образования в средней школе: Программа "Морянка": В 2 ч. 4.2 (раздел "Чтение"): Методические рекомендации для учителя / Осн. сост. И.Ф. Полякова. - Архангельск: АО ИППК, 1999, - С. 102.
26. Никитин В.А. Использование краеведческого материала на уроках русского языка// РЯШ. 1986.-№4.-С. 16-19.
27. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека //Педагогика. 1998. -№ 4.
28. Николаева Э.И. Региональный компонент в структуре содержания образования // Проблемы науки и практики: региональный подход: Тезисы научно-практической конференции / Под общ. ред. Э.Я. Фесенко. - Архангельск: ПГУ, 2012,- С. 88-90.
29. Педагогика детства. К.Д. Ушинский. Воспитание человека: Избранное /Сост., вступ. статья С.Ф.Егорова. М.: Издат. Дом «Карапуз», 2000. -256 е., ил.
30. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. 2-е изд. / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996, - С. 78.
31. Педагогическая антропология: Учеб пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим- Бад. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - С. 576.
32. Попов И.А. Диалектная лексика как объект внеклассной работы в сельской школе // РЯШ. 1978. - № 3. - С. 59-62.
33. Рамзаева Т.Г. Проблема развивающего языкового образования и ее реализация в современной средней школе // Начальная школа. 1999. -№ 1.- С.14-19.
34. Региональный компонент в воспитательной работе начальной школы / Сост. Е.Н. Старостина, И.Р. Луговская. Москва, 1994. - С. 19.
35. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. - М., 1971.С.37.
36. Ушинский К.Д Вопросы о народных школах // Пед. соч. Т. 2 / Сост.
С.Ф. Егоров. -М.: Педагогика, 1988, - С. 73-80.
37. Хоменко Е.А. Пособие по использованию краеведческого материала на уроках русского языка. Красноярск, 1969. - С. 121.
38. Формы и методы организации урока по ФГОС ООО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/tipi-i-formi-urokov-po-fgos- 2122694.html (Дата обращения: 06.04.19).
39. Хоменко В.Г. Формирование коммуникативных УУД через внеурочную деятельность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/formirovanie-kommunikativnyh-uud- cherez-vneurochnuyu-deyatelnost-508239 (Дата обращения: 06.04.19).
40. Черепанова Л.В. Ведущие подходы современной парадигмы обучения русскому родному языку // Учёные записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. - 2010. - № 6 (35). - С. 30-39.
41. Шастунова Б.В. Изучаем прошлое и настоящее родного края //Средняя школа. 1997. - № 2. - С. 22.
42. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи / Под ред. В.В. Давыдова, Т.А. Нежновой. М.: ИНТОР, 1998. - С. 112.
43. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки / Э.Г. Юдин М.: Наука, 1978, С.391.
44. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https: //alleng. org/d/sociol/soc038. htm (Дата
обращения: 19.02.19).
45. Яндукова Т.А. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в процессе обучения универсальным учебным действиям // Вестник Самарского государственного университета. - 2013. - № 8-1 (109). - С. 283-287.
46. Ярулов А.А. Познавательная компетентность школьников // Школьные технологии. - №2. - 2004. - С. 3-5.
47. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А.В. Мудрика. - М.: Академия, 2004, С- 352 .
48. Ivygina Alyona, Pupysheva Evgeniya. Regional studies text in the system of professional training of a future teacher. - Web of science: Modern Journal of Language Teaching Methods, 2017. - 201-206 с.
Словари и справочная литература
49. Азимов Э. Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009, - С. 400
50. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://alleng.Org/d/sociol/soc038.htm (Дата обращения: 19.01.19).
51. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь Ефремовой. М., 2000, - С.1168.
52. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 / Под ред. проф. С.И. Ожегова, М.: ОГИЗ: Государственный институт и советская
энциклопедия, 1964,-С. 820.
53. Легенды и мифы Мамадышского района / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pandia.ru/text/79/540/9130-2.php (Дата обращения: 10.10.18).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ