Формирование учебно-исследовательской компетенции учащихся одиннадцатых классов на уроках химии
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся 10
1.1 Учебно-исследовательская компетенция учащихся: общая характеристика и структура 10
1.2 Организация учебно-исследовательской деятельности в профильном химическом обучении 17
1.3 Педагогическая модель формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся профильных химических классов 29
Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности педагогической модели формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся профильных химических классов 36
2.1 Условия организации экспериментально-исследовательской деятельности 36
2.2 Экспериментальная организация исследовательской деятельности 41
учащихся 11 классов в модульном спецкурсе по химии
2.3 Результаты экспериментально-исследовательской деятельности 47
Заключение 62
Список литературы 64
Приложения 71
Глава 1. Теоретические основы формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся 10
1.1 Учебно-исследовательская компетенция учащихся: общая характеристика и структура 10
1.2 Организация учебно-исследовательской деятельности в профильном химическом обучении 17
1.3 Педагогическая модель формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся профильных химических классов 29
Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности педагогической модели формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся профильных химических классов 36
2.1 Условия организации экспериментально-исследовательской деятельности 36
2.2 Экспериментальная организация исследовательской деятельности 41
учащихся 11 классов в модульном спецкурсе по химии
2.3 Результаты экспериментально-исследовательской деятельности 47
Заключение 62
Список литературы 64
Приложения 71
Актуальность исследования. Происходящие в сегодняшнем мире общественно-финансовые изменения требуют необходимость модернизации образования в школе, которые направлены на поднятие качества образовательного процесса, которое подразумевает собой готовность учеников к формированию своего развития и непрерывного образования. Следовательно, с такими инновациями меняются и условия к достижению образования, и качеству подготовки обучающихся, описывающиеся в стандартах школьного образования второго поколения.
В соответствии ФГОС ООО к новым условиям, которые требуются от учеников средней школы, являются: готовность и умение к реализации познавательной деятельности; освоение способностями познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; освоение умениями постановки и урегулирования вопросов, объяснение выводов; самостоятельная работа по поиску способов решения творческопрактических задач; умение владеть научными терминами, основными понятиями, методами; иметь способности познавательной рефлексии. Вышеперечисленные требования образуются в условиях включения обучающихся в учебно-исследовательскую работу, которая означает, что качество образования в школах будет на высоком уровне. Согласно ФГОС ООО от учителя химии требуют подготовить к учебно-исследовательской деятельности учащихся 8-9 классов для того, чтобы у них развились и закрепились знания и умения в данной области. По мнению таких ученых как, И.С.Кон, В.С. Мухина и др. происходит развитие способностей, связанных с мышлением, мировоззрением, так же творческих и познавательных в старших классах для их формирования учебноисследовательской компетенции. Отличные возможности для организации учебно-исследовательской работы на старшей ступени школы сфокусированы конкретно в условиях профильного обучения, который был предусмотрен соответствующей Концепцией 2002 г., которая зависит от
дополнительных часов на учебно-исследовательскую деятельность, от различных профилей обучения, от включения элективных курсов, разработки проектов и т.д.
Ценность учебно-исследовательской работы для учащихся определяется их потребностями в профессиональной ориентации, которая опосредуется специализированной подготовкой, и в решении личностноважных вопросов познавательного характера [19]. С помощью перевода на профильное обучение обучающийся полностью реализует свои способности на учебно-исследовательскую деятельность для дальнейшего обучения в вузах. Обычно предполагается, что именно профили естественно-научных направлений (в области физики, химии, биологии и др.) более нацелены на работу учебно-исследовательской деятельности учащихся, т.к. организуют навыки исследования такие как: наблюдение, учебный эксперимент, лабораторные и практические работы на уроках и во внеклассных занятиях. Так как в ФГОС ООО второго поколения стандарты организованы по принципу компетентностного подхода, то является правильным рассматривать в качестве главного результата учебно-исследовательской деятельности на старшей ступени формирование учебно-исследовательской компетенции учащихся обладающих умением к анализу и синтезу, умением производить различные операции в исследовании, пользоваться современными оборудованиями, работать самостоятельно и др. для осуществления учебно-исследовательской деятельности в профильных классах. Нужно выделить, что данный перечень является открытым, в связи с тем, что лицей может уточнять и конкретизировать специфичности профиля.
Вышеупомянутое позволяет прийти к выводу, что профильное обучение в школе помогает выявить учащимся устойчивые способности учебно-исследовательской работы, но при всем этом недостаточно употребляют ресурсы именно естественно-научного профиля и от того остается открытым вопрос: как производится процесс формирования учебноисследовательской компетенции в рамках выявленного профиля обучения.
Отсюда следует главная задача в профильных классах - формирование учебно-исследовательской компетенции обучающихся.
Степень разработанности проблемы исследования. В рамках исследования трудности формирования учебно-исследовательской компетенции обучающихся изучались вопросы профильного обучения (А.Н. Петрова, 2008; К.Н. Третьяков, 2010; А.С. Хромченко, 2008; С.И. Гильманшина, 2013; И.Д. Дятлов 2011; Р.Ж. Новиков, 2016; П.Л. Лужина, 2010; В.Д. Савельев, 2017; И.Д. Жуков, 2006; М.Н. Смирнов, 2007; Р.И. Каюмова, 2010; М.Н. Эмаскино, 2011; М.Л. Чуйков, 2018; Ф.Д. Халикова, 2013); организация учебно-исследовательской деятельности учащихся (П.Д. Шевченко, 2001; А.Т. Миронов, 2003; В.Ж. Коваль, 2005; Л.Д. Аксенов, 2006; В.О. Гаврилов, 2007; Ф.К. Павлов,2009; У.Д. Федоренко, 2006; С.Л. Чайка, 2011; Р.Е. Шевчук, 2012; М.М. Мраков, 2008; К.О. Романова,2013).
В зарубежной педагогике некоторые аспекты этой темы получили освещение в работах данных исследователей: сложности самостоятельной организации обучающихся школ (N. Draft, S. Garcia, G. Lee, A. Jonas, 2015; H. Smith, 2016); новые педагогические положения профильных классов (P. Gray, 2006; D. Howard, 2009; R. Richardson, T. Davis, 2011; L. Allen, 2014; F. Rogers, 2015); компетентностный подход в обучении (B. Bennett, 2010; D. Robinson, 2011).
Но почти все трудности, которые связаны с формированием учебноисследовательской компетенции учащихся профильных классов лицея, остаются как и раньше неизученными: не уточнены индивидуальности становления учебно-исследовательской компетенции учащихся в профильных классах; не определена структурно-компонентная часть обозначенной компетенции; не разработана педагогическая структура формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся профильных классов лицея.
В итоге, актуальность и степень разработанности проблемы говорит о существовании по сей день следующих противоречий:
- между специфичностью учебно-исследовательской деятельности учащихся в естественных науках и неполной степенью разработанности теоретических фундаментов формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся естественных классов лицея в условиях профильного обучения;
- между потребностью лицея в структуре обучения обучающихся профильных классов учебно-исследовательской работе и отсутствием этой модели в образовательной теории и практике.
На основании данных противоречий изложена проблема исследования: каким образом должна формироваться учебно
исследовательская компетенция обучающихся профильных классов лицея?
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить опытно-экспериментальным путем педагогическую модель формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся профильных химических классов лицея.
Объект: учебно-исследовательская компетенция учащихся профильных химических классов лицея.
Предмет: педагогическая модель формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся профильных химических классов лицея.
Гипотеза исследования: процесс формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся профильных химических классов лицея может быть действенным, если:
- уточнено понятие «учебно-исследовательская компетенция учащихся» и выдвинут ее структурно-компонентный состав;
- объяснены этапы и формы развития учебно-исследовательской компетенции учащихся профильных классов в связи 1) с простотой содержания и формы подготовки учебно-исследовательской деятельности для старших возрастов; 2) компонентного состава учебно-исследовательской компетенции; 3) личных изменений, которые связаны с учебноисследовательской активностью и нацеленностью на исследование в сфере естественных наук;
- организована и реализована педагогическая модель формирования учебноисследовательской компетенции учащихся профильных классов лицея;
- базисным организационно-методическим средством формирования учебноисследовательской компетенции учащихся будет выступать модульный спецкурс естественной направленности.
С определением цели и предмета исследования выделили следующие задачи исследования:
1. Проанализировать особенности становления учебно-исследовательской деятельности и учебно-исследовательской компетенции учащихся в условиях профильного обучения.
2. Определить структурно-компонентный состав учебноисследовательской компетенции учащихся профильных классов лицея.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность педагогической модели формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся профильных классов лицея. Теоретико-методологической основой исследования являются главные положения компетентностного подхода (А.А. Петренко, Т.А. Зуева, А.З. Петров, И.А. Зимняя, Г.О. Леонтьев, Л.Г. Смышляева, И.Р. Соснова, А.В. Хуторской, Я.А. Пирогов); положения личностно-ориентированного обучения (Я.А. Корчак, А.Б. Титов, И.Б. Башаров); положения профильного обучения (С.И. Васильева, Ф.Р. Романов, А.А. Федоренко и др.); подходы к осуществлению учебно-исследовательской деятельности учащихся и студентов (М.И. Зеньков, Я.А. Антропов, И.А. Зимняя, П.Р. Мишин, У.Д. Жукова, Е.О. Запольских, И.Л. Потапов, М.И. Шишков).
Методы исследования: наблюдение, анализ, анкетирование, педагогический эксперимент, математическая статистическая обработка данных по Студенту.
Опытно-экспериментальная база исследования. Основной базой опытно-экспериментальной работы явилось общеобразовательная школа интернат IT лицей Приволжского района г. Казани.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) выявили структурно-компонентный состав учебноисследовательской компетенции учащихся 11 -ых классов такие, как личностная, когнитивная, деятельностная компонента;
2) установлены условия организации и функционирования учебноисследовательской компетенции учащихся в условиях профильного обучения: а) этапностъ обучения (формирование компетенций, нужных для индивидуальной и коллективной учебно-исследовательской деятельности учащихся; формирование непроизвольного отношения к своей учебноисследовательской работе и ее итогам); б) формы организации учебноисследовательской деятельности на каждом этапе (элективный курс, деловая игра, мини-проект);
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- уточнено понятие «учебно-исследовательская компетенция учащихся профильных классов», подразумевающее собой стремление и умение к продуктивному осуществлению учебно-исследовательской деятельности по химии;
- определено содержание компонентов учебно-исследовательской компетенции:
а) личностный как средство ценностно-мотивационных предписаний и личностные достижения учащегося, соответствующие интересам и тенденциям исследовательской деятельности; б) когнитивный как учебноисследовательская компетентность о процессах исполнения учебноисследовательской работы; в) деятельностный, предусматривающий введение учащимися средств, действий и хода выполнения исследования;
- описаны этапы формирования учебно-исследовательской компетенции у учащихся профильных классов, которые объясняют закономерность ее развития от коллективной учебно-исследовательской деятельности и разработки проектов к индивидуальному формированию данных компетенций;
- уточнены аспекты продуктивности педагогической модели формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся профильных классов такие, как 1) уровень формированности компетенций, которые входят в структуру учебно-исследовательской компетенции; 2) уровень чебноисследовательской динамичности учащихся; 3) направленность на учебноисследовательскую деятельность в связи с возможностью обучения в вузе.
Практическая значимость исследования определяется следующим:
- разработан модульный спецкурс, а именно элективный курс «Химия и здоровье человека»;
- разработана рефлексивно-деловая игра «Давай договоримся».
Структура работы обусловлена логикой исследования, его целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 53 наименования, 6 приложений. Выпускная квалификационная работа иллюстрирована таблицами, схемами, диаграммами.
В соответствии ФГОС ООО к новым условиям, которые требуются от учеников средней школы, являются: готовность и умение к реализации познавательной деятельности; освоение способностями познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; освоение умениями постановки и урегулирования вопросов, объяснение выводов; самостоятельная работа по поиску способов решения творческопрактических задач; умение владеть научными терминами, основными понятиями, методами; иметь способности познавательной рефлексии. Вышеперечисленные требования образуются в условиях включения обучающихся в учебно-исследовательскую работу, которая означает, что качество образования в школах будет на высоком уровне. Согласно ФГОС ООО от учителя химии требуют подготовить к учебно-исследовательской деятельности учащихся 8-9 классов для того, чтобы у них развились и закрепились знания и умения в данной области. По мнению таких ученых как, И.С.Кон, В.С. Мухина и др. происходит развитие способностей, связанных с мышлением, мировоззрением, так же творческих и познавательных в старших классах для их формирования учебноисследовательской компетенции. Отличные возможности для организации учебно-исследовательской работы на старшей ступени школы сфокусированы конкретно в условиях профильного обучения, который был предусмотрен соответствующей Концепцией 2002 г., которая зависит от
дополнительных часов на учебно-исследовательскую деятельность, от различных профилей обучения, от включения элективных курсов, разработки проектов и т.д.
Ценность учебно-исследовательской работы для учащихся определяется их потребностями в профессиональной ориентации, которая опосредуется специализированной подготовкой, и в решении личностноважных вопросов познавательного характера [19]. С помощью перевода на профильное обучение обучающийся полностью реализует свои способности на учебно-исследовательскую деятельность для дальнейшего обучения в вузах. Обычно предполагается, что именно профили естественно-научных направлений (в области физики, химии, биологии и др.) более нацелены на работу учебно-исследовательской деятельности учащихся, т.к. организуют навыки исследования такие как: наблюдение, учебный эксперимент, лабораторные и практические работы на уроках и во внеклассных занятиях. Так как в ФГОС ООО второго поколения стандарты организованы по принципу компетентностного подхода, то является правильным рассматривать в качестве главного результата учебно-исследовательской деятельности на старшей ступени формирование учебно-исследовательской компетенции учащихся обладающих умением к анализу и синтезу, умением производить различные операции в исследовании, пользоваться современными оборудованиями, работать самостоятельно и др. для осуществления учебно-исследовательской деятельности в профильных классах. Нужно выделить, что данный перечень является открытым, в связи с тем, что лицей может уточнять и конкретизировать специфичности профиля.
Вышеупомянутое позволяет прийти к выводу, что профильное обучение в школе помогает выявить учащимся устойчивые способности учебно-исследовательской работы, но при всем этом недостаточно употребляют ресурсы именно естественно-научного профиля и от того остается открытым вопрос: как производится процесс формирования учебноисследовательской компетенции в рамках выявленного профиля обучения.
Отсюда следует главная задача в профильных классах - формирование учебно-исследовательской компетенции обучающихся.
Степень разработанности проблемы исследования. В рамках исследования трудности формирования учебно-исследовательской компетенции обучающихся изучались вопросы профильного обучения (А.Н. Петрова, 2008; К.Н. Третьяков, 2010; А.С. Хромченко, 2008; С.И. Гильманшина, 2013; И.Д. Дятлов 2011; Р.Ж. Новиков, 2016; П.Л. Лужина, 2010; В.Д. Савельев, 2017; И.Д. Жуков, 2006; М.Н. Смирнов, 2007; Р.И. Каюмова, 2010; М.Н. Эмаскино, 2011; М.Л. Чуйков, 2018; Ф.Д. Халикова, 2013); организация учебно-исследовательской деятельности учащихся (П.Д. Шевченко, 2001; А.Т. Миронов, 2003; В.Ж. Коваль, 2005; Л.Д. Аксенов, 2006; В.О. Гаврилов, 2007; Ф.К. Павлов,2009; У.Д. Федоренко, 2006; С.Л. Чайка, 2011; Р.Е. Шевчук, 2012; М.М. Мраков, 2008; К.О. Романова,2013).
В зарубежной педагогике некоторые аспекты этой темы получили освещение в работах данных исследователей: сложности самостоятельной организации обучающихся школ (N. Draft, S. Garcia, G. Lee, A. Jonas, 2015; H. Smith, 2016); новые педагогические положения профильных классов (P. Gray, 2006; D. Howard, 2009; R. Richardson, T. Davis, 2011; L. Allen, 2014; F. Rogers, 2015); компетентностный подход в обучении (B. Bennett, 2010; D. Robinson, 2011).
Но почти все трудности, которые связаны с формированием учебноисследовательской компетенции учащихся профильных классов лицея, остаются как и раньше неизученными: не уточнены индивидуальности становления учебно-исследовательской компетенции учащихся в профильных классах; не определена структурно-компонентная часть обозначенной компетенции; не разработана педагогическая структура формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся профильных классов лицея.
В итоге, актуальность и степень разработанности проблемы говорит о существовании по сей день следующих противоречий:
- между специфичностью учебно-исследовательской деятельности учащихся в естественных науках и неполной степенью разработанности теоретических фундаментов формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся естественных классов лицея в условиях профильного обучения;
- между потребностью лицея в структуре обучения обучающихся профильных классов учебно-исследовательской работе и отсутствием этой модели в образовательной теории и практике.
На основании данных противоречий изложена проблема исследования: каким образом должна формироваться учебно
исследовательская компетенция обучающихся профильных классов лицея?
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить опытно-экспериментальным путем педагогическую модель формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся профильных химических классов лицея.
Объект: учебно-исследовательская компетенция учащихся профильных химических классов лицея.
Предмет: педагогическая модель формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся профильных химических классов лицея.
Гипотеза исследования: процесс формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся профильных химических классов лицея может быть действенным, если:
- уточнено понятие «учебно-исследовательская компетенция учащихся» и выдвинут ее структурно-компонентный состав;
- объяснены этапы и формы развития учебно-исследовательской компетенции учащихся профильных классов в связи 1) с простотой содержания и формы подготовки учебно-исследовательской деятельности для старших возрастов; 2) компонентного состава учебно-исследовательской компетенции; 3) личных изменений, которые связаны с учебноисследовательской активностью и нацеленностью на исследование в сфере естественных наук;
- организована и реализована педагогическая модель формирования учебноисследовательской компетенции учащихся профильных классов лицея;
- базисным организационно-методическим средством формирования учебноисследовательской компетенции учащихся будет выступать модульный спецкурс естественной направленности.
С определением цели и предмета исследования выделили следующие задачи исследования:
1. Проанализировать особенности становления учебно-исследовательской деятельности и учебно-исследовательской компетенции учащихся в условиях профильного обучения.
2. Определить структурно-компонентный состав учебноисследовательской компетенции учащихся профильных классов лицея.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность педагогической модели формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся профильных классов лицея. Теоретико-методологической основой исследования являются главные положения компетентностного подхода (А.А. Петренко, Т.А. Зуева, А.З. Петров, И.А. Зимняя, Г.О. Леонтьев, Л.Г. Смышляева, И.Р. Соснова, А.В. Хуторской, Я.А. Пирогов); положения личностно-ориентированного обучения (Я.А. Корчак, А.Б. Титов, И.Б. Башаров); положения профильного обучения (С.И. Васильева, Ф.Р. Романов, А.А. Федоренко и др.); подходы к осуществлению учебно-исследовательской деятельности учащихся и студентов (М.И. Зеньков, Я.А. Антропов, И.А. Зимняя, П.Р. Мишин, У.Д. Жукова, Е.О. Запольских, И.Л. Потапов, М.И. Шишков).
Методы исследования: наблюдение, анализ, анкетирование, педагогический эксперимент, математическая статистическая обработка данных по Студенту.
Опытно-экспериментальная база исследования. Основной базой опытно-экспериментальной работы явилось общеобразовательная школа интернат IT лицей Приволжского района г. Казани.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) выявили структурно-компонентный состав учебноисследовательской компетенции учащихся 11 -ых классов такие, как личностная, когнитивная, деятельностная компонента;
2) установлены условия организации и функционирования учебноисследовательской компетенции учащихся в условиях профильного обучения: а) этапностъ обучения (формирование компетенций, нужных для индивидуальной и коллективной учебно-исследовательской деятельности учащихся; формирование непроизвольного отношения к своей учебноисследовательской работе и ее итогам); б) формы организации учебноисследовательской деятельности на каждом этапе (элективный курс, деловая игра, мини-проект);
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- уточнено понятие «учебно-исследовательская компетенция учащихся профильных классов», подразумевающее собой стремление и умение к продуктивному осуществлению учебно-исследовательской деятельности по химии;
- определено содержание компонентов учебно-исследовательской компетенции:
а) личностный как средство ценностно-мотивационных предписаний и личностные достижения учащегося, соответствующие интересам и тенденциям исследовательской деятельности; б) когнитивный как учебноисследовательская компетентность о процессах исполнения учебноисследовательской работы; в) деятельностный, предусматривающий введение учащимися средств, действий и хода выполнения исследования;
- описаны этапы формирования учебно-исследовательской компетенции у учащихся профильных классов, которые объясняют закономерность ее развития от коллективной учебно-исследовательской деятельности и разработки проектов к индивидуальному формированию данных компетенций;
- уточнены аспекты продуктивности педагогической модели формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся профильных классов такие, как 1) уровень формированности компетенций, которые входят в структуру учебно-исследовательской компетенции; 2) уровень чебноисследовательской динамичности учащихся; 3) направленность на учебноисследовательскую деятельность в связи с возможностью обучения в вузе.
Практическая значимость исследования определяется следующим:
- разработан модульный спецкурс, а именно элективный курс «Химия и здоровье человека»;
- разработана рефлексивно-деловая игра «Давай договоримся».
Структура работы обусловлена логикой исследования, его целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 53 наименования, 6 приложений. Выпускная квалификационная работа иллюстрирована таблицами, схемами, диаграммами.
Особенности становления учебно-исследовательской деятельности учащихся на этапе профильного обучения относятся к их возрастной особенности, профессионального и личностного самоопределения на старшей ступени общего образования. Формирование учебноисследовательской компетенции происходит в деятельности по организации и проведения исследования в профильных классах, в результате которой учащиеся овладевают самостоятельной и познавательной активностью на уроках химии.
Учебно-исследовательская компетенция учащихся носит действующий, практикоориентированный характер и описывает собой совокупность познаний в практике. Выделены структурные компоненты учебно - исследовательской компетенции: личностные, когнитивные, деятельностные. Компетенции, овладение совокупностью которых обеспечивает учебноисследовательскую компетентность учащихся профильных классов лицея, определены как исследовательские.
Разработана и реализована педагогическая модель формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся профильных классов.
Выделено три этапа формирования учебно-исследовательской компетенции,
реализующихся в системе коллективных (элективный курс) и индивидуальных (мини-проект) форм организации исследовательской деятельности. Формирование учебно-исследовательской компетенции учащихся осуществлялось на основе элективного курса «Химия и здоровье человека», проведения деловых игр «Давай договоримся» для развития коммуникативной и творческой способности при представлении в различных ситуациях. Для формирования практических навыков и умений с учащимися работали с цифровой лабораторией PASCO. Так же учащиеся индивидуально выполняли мини-проект и выступали с докладом и презентацией.
Результатом опытно-экспериментальной проверки эффективности педагогической модели является проведения четырех групп анкет по выделенным компетенциям: организации и проведения исследования, самостоятельной исследовательской деятельности, компетенции, обеспечивающие взаимодействие различных субъектов исследовательской деятельности, самосовершенствования (самоорганизации и самоуправления). На констатирующем этапе выявились различия между КГ и ЭГ в результате статистической обработки по Стьюденту (уровень значимости был меньше
0. 05). Полученные данные позволили сделать вывод о том, что недостаточно хорошо сформированы уровни компетенций у ЭГ и далее была работа именно с данной группой. На контрольном этапе выявились заметные изменения у ЭГ в уровнях формирования учебно-исследовательской компетенции и уровни значимости были больше значения 0,05 по Стьюденту. По первой группе в ЭГ ответили на 35,7% , по второй группе на 64,3%, по третьей и четвертой группе компетенций в ЭГ ответы совпадают по 92,8%. Результаты были на высоком уровне, даже по сравнению с КГ, это говорит о том, что мы добились положительной динамики изменения уровня формированности учебно-исследовательских компетенций учащихся экспериментальной группы; развитие внутренней мотивации учащихся на исследовательскую деятельность для дальнейшего обучения в вузе. Данные результаты показывают то, что для старшеклассников исследовательская деятельность становится одним из средств осуществления дальнейшей выбора профессии. Было проведено анкетирование и по второму этапу непроизвольного отношения к своей деятельности, результаты показали, что учащимся нравится заниматься проектной и исследовательской деятельностью (78,6%), при которых они формируют свою самостоятельность, ответственность и целеустремленность.
Учебно-исследовательская компетенция учащихся носит действующий, практикоориентированный характер и описывает собой совокупность познаний в практике. Выделены структурные компоненты учебно - исследовательской компетенции: личностные, когнитивные, деятельностные. Компетенции, овладение совокупностью которых обеспечивает учебноисследовательскую компетентность учащихся профильных классов лицея, определены как исследовательские.
Разработана и реализована педагогическая модель формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся профильных классов.
Выделено три этапа формирования учебно-исследовательской компетенции,
реализующихся в системе коллективных (элективный курс) и индивидуальных (мини-проект) форм организации исследовательской деятельности. Формирование учебно-исследовательской компетенции учащихся осуществлялось на основе элективного курса «Химия и здоровье человека», проведения деловых игр «Давай договоримся» для развития коммуникативной и творческой способности при представлении в различных ситуациях. Для формирования практических навыков и умений с учащимися работали с цифровой лабораторией PASCO. Так же учащиеся индивидуально выполняли мини-проект и выступали с докладом и презентацией.
Результатом опытно-экспериментальной проверки эффективности педагогической модели является проведения четырех групп анкет по выделенным компетенциям: организации и проведения исследования, самостоятельной исследовательской деятельности, компетенции, обеспечивающие взаимодействие различных субъектов исследовательской деятельности, самосовершенствования (самоорганизации и самоуправления). На констатирующем этапе выявились различия между КГ и ЭГ в результате статистической обработки по Стьюденту (уровень значимости был меньше
0. 05). Полученные данные позволили сделать вывод о том, что недостаточно хорошо сформированы уровни компетенций у ЭГ и далее была работа именно с данной группой. На контрольном этапе выявились заметные изменения у ЭГ в уровнях формирования учебно-исследовательской компетенции и уровни значимости были больше значения 0,05 по Стьюденту. По первой группе в ЭГ ответили на 35,7% , по второй группе на 64,3%, по третьей и четвертой группе компетенций в ЭГ ответы совпадают по 92,8%. Результаты были на высоком уровне, даже по сравнению с КГ, это говорит о том, что мы добились положительной динамики изменения уровня формированности учебно-исследовательских компетенций учащихся экспериментальной группы; развитие внутренней мотивации учащихся на исследовательскую деятельность для дальнейшего обучения в вузе. Данные результаты показывают то, что для старшеклассников исследовательская деятельность становится одним из средств осуществления дальнейшей выбора профессии. Было проведено анкетирование и по второму этапу непроизвольного отношения к своей деятельности, результаты показали, что учащимся нравится заниматься проектной и исследовательской деятельностью (78,6%), при которых они формируют свою самостоятельность, ответственность и целеустремленность.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ИНТЕГРИРОВАННОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОЙ школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021



