Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся 10
1.1 Учебно-исследовательская компетенция учащихся: общая характеристика и структура 10
1.2 Организация учебно-исследовательской деятельности в профильном химическом обучении 17
1.3 Педагогическая модель формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся профильных химических классов 29
Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности педагогической модели формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся профильных химических классов 36
2.1 Условия организации экспериментально-исследовательской деятельности 36
2.2 Экспериментальная организация исследовательской деятельности 41
учащихся 11 классов в модульном спецкурсе по химии
2.3 Результаты экспериментально-исследовательской деятельности 47
Заключение 62
Список литературы 64
Приложения 71
Актуальность исследования. Происходящие в сегодняшнем мире общественно-финансовые изменения требуют необходимость модернизации образования в школе, которые направлены на поднятие качества образовательного процесса, которое подразумевает собой готовность учеников к формированию своего развития и непрерывного образования. Следовательно, с такими инновациями меняются и условия к достижению образования, и качеству подготовки обучающихся, описывающиеся в стандартах школьного образования второго поколения.
В соответствии ФГОС ООО к новым условиям, которые требуются от учеников средней школы, являются: готовность и умение к реализации познавательной деятельности; освоение способностями познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; освоение умениями постановки и урегулирования вопросов, объяснение выводов; самостоятельная работа по поиску способов решения творческопрактических задач; умение владеть научными терминами, основными понятиями, методами; иметь способности познавательной рефлексии. Вышеперечисленные требования образуются в условиях включения обучающихся в учебно-исследовательскую работу, которая означает, что качество образования в школах будет на высоком уровне. Согласно ФГОС ООО от учителя химии требуют подготовить к учебно-исследовательской деятельности учащихся 8-9 классов для того, чтобы у них развились и закрепились знания и умения в данной области. По мнению таких ученых как, И.С.Кон, В.С. Мухина и др. происходит развитие способностей, связанных с мышлением, мировоззрением, так же творческих и познавательных в старших классах для их формирования учебноисследовательской компетенции. Отличные возможности для организации учебно-исследовательской работы на старшей ступени школы сфокусированы конкретно в условиях профильного обучения, который был предусмотрен соответствующей Концепцией 2002 г., которая зависит от
дополнительных часов на учебно-исследовательскую деятельность, от различных профилей обучения, от включения элективных курсов, разработки проектов и т.д.
Ценность учебно-исследовательской работы для учащихся определяется их потребностями в профессиональной ориентации, которая опосредуется специализированной подготовкой, и в решении личностноважных вопросов познавательного характера [19]. С помощью перевода на профильное обучение обучающийся полностью реализует свои способности на учебно-исследовательскую деятельность для дальнейшего обучения в вузах. Обычно предполагается, что именно профили естественно-научных направлений (в области физики, химии, биологии и др.) более нацелены на работу учебно-исследовательской деятельности учащихся, т.к. организуют навыки исследования такие как: наблюдение, учебный эксперимент, лабораторные и практические работы на уроках и во внеклассных занятиях. Так как в ФГОС ООО второго поколения стандарты организованы по принципу компетентностного подхода, то является правильным рассматривать в качестве главного результата учебно-исследовательской деятельности на старшей ступени формирование учебно-исследовательской компетенции учащихся обладающих умением к анализу и синтезу, умением производить различные операции в исследовании, пользоваться современными оборудованиями, работать самостоятельно и др. для осуществления учебно-исследовательской деятельности в профильных классах. Нужно выделить, что данный перечень является открытым, в связи с тем, что лицей может уточнять и конкретизировать специфичности профиля.
Вышеупомянутое позволяет прийти к выводу, что профильное обучение в школе помогает выявить учащимся устойчивые способности учебно-исследовательской работы, но при всем этом недостаточно употребляют ресурсы именно естественно-научного профиля и от того остается открытым вопрос: как производится процесс формирования учебноисследовательской компетенции в рамках выявленного профиля обучения.
Отсюда следует главная задача в профильных классах - формирование учебно-исследовательской компетенции обучающихся.
Степень разработанности проблемы исследования. В рамках исследования трудности формирования учебно-исследовательской компетенции обучающихся изучались вопросы профильного обучения (А.Н. Петрова, 2008; К.Н. Третьяков, 2010; А.С. Хромченко, 2008; С.И. Гильманшина, 2013; И.Д. Дятлов 2011; Р.Ж. Новиков, 2016; П.Л. Лужина, 2010; В.Д. Савельев, 2017; И.Д. Жуков, 2006; М.Н. Смирнов, 2007; Р.И. Каюмова, 2010; М.Н. Эмаскино, 2011; М.Л. Чуйков, 2018; Ф.Д. Халикова, 2013); организация учебно-исследовательской деятельности учащихся (П.Д. Шевченко, 2001; А.Т. Миронов, 2003; В.Ж. Коваль, 2005; Л.Д. Аксенов, 2006; В.О. Гаврилов, 2007; Ф.К. Павлов,2009; У.Д. Федоренко, 2006; С.Л. Чайка, 2011; Р.Е. Шевчук, 2012; М.М. Мраков, 2008; К.О. Романова,2013).
В зарубежной педагогике некоторые аспекты этой темы получили освещение в работах данных исследователей: сложности самостоятельной организации обучающихся школ (N. Draft, S. Garcia, G. Lee, A. Jonas, 2015; H. Smith, 2016); новые педагогические положения профильных классов (P. Gray, 2006; D. Howard, 2009; R. Richardson, T. Davis, 2011; L. Allen, 2014; F. Rogers, 2015); компетентностный подход в обучении (B. Bennett, 2010; D. Robinson, 2011).
Но почти все трудности, которые связаны с формированием учебноисследовательской компетенции учащихся профильных классов лицея, остаются как и раньше неизученными: не уточнены индивидуальности становления учебно-исследовательской компетенции учащихся в профильных классах; не определена структурно-компонентная часть обозначенной компетенции; не разработана педагогическая структура формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся профильных классов лицея.
В итоге, актуальность и степень разработанности проблемы говорит о существовании по сей день следующих противоречий:
- между специфичностью учебно-исследовательской деятельности учащихся в естественных науках и неполной степенью разработанности теоретических фундаментов формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся естественных классов лицея в условиях профильного обучения;
- между потребностью лицея в структуре обучения обучающихся профильных классов учебно-исследовательской работе и отсутствием этой модели в образовательной теории и практике.
На основании данных противоречий изложена проблема исследования: каким образом должна формироваться учебно
исследовательская компетенция обучающихся профильных классов лицея?
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить опытно-экспериментальным путем педагогическую модель формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся профильных химических классов лицея.
Объект: учебно-исследовательская компетенция учащихся профильных химических классов лицея.
Предмет: педагогическая модель формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся профильных химических классов лицея.
Гипотеза исследования: процесс формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся профильных химических классов лицея может быть действенным, если:
- уточнено понятие «учебно-исследовательская компетенция учащихся» и выдвинут ее структурно-компонентный состав;
- объяснены этапы и формы развития учебно-исследовательской компетенции учащихся профильных классов в связи 1) с простотой содержания и формы подготовки учебно-исследовательской деятельности для старших возрастов; 2) компонентного состава учебно-исследовательской компетенции; 3) личных изменений, которые связаны с учебноисследовательской активностью и нацеленностью на исследование в сфере естественных наук;
- организована и реализована педагогическая модель формирования учебноисследовательской компетенции учащихся профильных классов лицея;
- базисным организационно-методическим средством формирования учебноисследовательской компетенции учащихся будет выступать модульный спецкурс естественной направленности.
С определением цели и предмета исследования выделили следующие задачи исследования:
1. Проанализировать особенности становления учебно-исследовательской деятельности и учебно-исследовательской компетенции учащихся в условиях профильного обучения.
2. Определить структурно-компонентный состав учебноисследовательской компетенции учащихся профильных классов лицея.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность педагогической модели формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся профильных классов лицея. Теоретико-методологической основой исследования являются главные положения компетентностного подхода (А.А. Петренко, Т.А. Зуева, А.З. Петров, И.А. Зимняя, Г.О. Леонтьев, Л.Г. Смышляева, И.Р. Соснова, А.В. Хуторской, Я.А. Пирогов); положения личностно-ориентированного обучения (Я.А. Корчак, А.Б. Титов, И.Б. Башаров); положения профильного обучения (С.И. Васильева, Ф.Р. Романов, А.А. Федоренко и др.); подходы к осуществлению учебно-исследовательской деятельности учащихся и студентов (М.И. Зеньков, Я.А. Антропов, И.А. Зимняя, П.Р. Мишин, У.Д. Жукова, Е.О. Запольских, И.Л. Потапов, М.И. Шишков).
Методы исследования: наблюдение, анализ, анкетирование, педагогический эксперимент, математическая статистическая обработка данных по Студенту.
Опытно-экспериментальная база исследования. Основной базой опытно-экспериментальной работы явилось общеобразовательная школа интернат IT лицей Приволжского района г. Казани.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) выявили структурно-компонентный состав учебноисследовательской компетенции учащихся 11 -ых классов такие, как личностная, когнитивная, деятельностная компонента;
2) установлены условия организации и функционирования учебноисследовательской компетенции учащихся в условиях профильного обучения: а) этапностъ обучения (формирование компетенций, нужных для индивидуальной и коллективной учебно-исследовательской деятельности учащихся; формирование непроизвольного отношения к своей учебноисследовательской работе и ее итогам); б) формы организации учебноисследовательской деятельности на каждом этапе (элективный курс, деловая игра, мини-проект);
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- уточнено понятие «учебно-исследовательская компетенция учащихся профильных классов», подразумевающее собой стремление и умение к продуктивному осуществлению учебно-исследовательской деятельности по химии;
- определено содержание компонентов учебно-исследовательской компетенции:
а) личностный как средство ценностно-мотивационных предписаний и личностные достижения учащегося, соответствующие интересам и тенденциям исследовательской деятельности; б) когнитивный как учебноисследовательская компетентность о процессах исполнения учебноисследовательской работы; в) деятельностный, предусматривающий введение учащимися средств, действий и хода выполнения исследования;
- описаны этапы формирования учебно-исследовательской компетенции у учащихся профильных классов, которые объясняют закономерность ее развития от коллективной учебно-исследовательской деятельности и разработки проектов к индивидуальному формированию данных компетенций;
- уточнены аспекты продуктивности педагогической модели формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся профильных классов такие, как 1) уровень формированности компетенций, которые входят в структуру учебно-исследовательской компетенции; 2) уровень чебноисследовательской динамичности учащихся; 3) направленность на учебноисследовательскую деятельность в связи с возможностью обучения в вузе.
Практическая значимость исследования определяется следующим:
- разработан модульный спецкурс, а именно элективный курс «Химия и здоровье человека»;
- разработана рефлексивно-деловая игра «Давай договоримся».
Структура работы обусловлена логикой исследования, его целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 53 наименования, 6 приложений. Выпускная квалификационная работа иллюстрирована таблицами, схемами, диаграммами.
Особенности становления учебно-исследовательской деятельности учащихся на этапе профильного обучения относятся к их возрастной особенности, профессионального и личностного самоопределения на старшей ступени общего образования. Формирование учебноисследовательской компетенции происходит в деятельности по организации и проведения исследования в профильных классах, в результате которой учащиеся овладевают самостоятельной и познавательной активностью на уроках химии.
Учебно-исследовательская компетенция учащихся носит действующий, практикоориентированный характер и описывает собой совокупность познаний в практике. Выделены структурные компоненты учебно - исследовательской компетенции: личностные, когнитивные, деятельностные. Компетенции, овладение совокупностью которых обеспечивает учебноисследовательскую компетентность учащихся профильных классов лицея, определены как исследовательские.
Разработана и реализована педагогическая модель формирования учебно-исследовательской компетенции учащихся профильных классов.
Выделено три этапа формирования учебно-исследовательской компетенции,
реализующихся в системе коллективных (элективный курс) и индивидуальных (мини-проект) форм организации исследовательской деятельности. Формирование учебно-исследовательской компетенции учащихся осуществлялось на основе элективного курса «Химия и здоровье человека», проведения деловых игр «Давай договоримся» для развития коммуникативной и творческой способности при представлении в различных ситуациях. Для формирования практических навыков и умений с учащимися работали с цифровой лабораторией PASCO. Так же учащиеся индивидуально выполняли мини-проект и выступали с докладом и презентацией.
Результатом опытно-экспериментальной проверки эффективности педагогической модели является проведения четырех групп анкет по выделенным компетенциям: организации и проведения исследования, самостоятельной исследовательской деятельности, компетенции, обеспечивающие взаимодействие различных субъектов исследовательской деятельности, самосовершенствования (самоорганизации и самоуправления). На констатирующем этапе выявились различия между КГ и ЭГ в результате статистической обработки по Стьюденту (уровень значимости был меньше
0. 05). Полученные данные позволили сделать вывод о том, что недостаточно хорошо сформированы уровни компетенций у ЭГ и далее была работа именно с данной группой. На контрольном этапе выявились заметные изменения у ЭГ в уровнях формирования учебно-исследовательской компетенции и уровни значимости были больше значения 0,05 по Стьюденту. По первой группе в ЭГ ответили на 35,7% , по второй группе на 64,3%, по третьей и четвертой группе компетенций в ЭГ ответы совпадают по 92,8%. Результаты были на высоком уровне, даже по сравнению с КГ, это говорит о том, что мы добились положительной динамики изменения уровня формированности учебно-исследовательских компетенций учащихся экспериментальной группы; развитие внутренней мотивации учащихся на исследовательскую деятельность для дальнейшего обучения в вузе. Данные результаты показывают то, что для старшеклассников исследовательская деятельность становится одним из средств осуществления дальнейшей выбора профессии. Было проведено анкетирование и по второму этапу непроизвольного отношения к своей деятельности, результаты показали, что учащимся нравится заниматься проектной и исследовательской деятельностью (78,6%), при которых они формируют свою самостоятельность, ответственность и целеустремленность.
1. Александрова, Н. А. Развитие исследовательских компетенций учащихся средствами историко-родословного краеведения : автореф. дис... канд. пед. наук / Александрова Наталья Анатольевна. - М., 2011. - 24 с. (дата обращения: 23.11.2018 г.).
2. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие / В. И. Байденко. - М. : Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с. (дата обращения: 12.09.2018 г.).
3. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. -
2003. - № 10. - С. 8-14. (дата обращения: 4.12.2018 г.).
4. Вишневская, Л. Л. Исследовательская деятельность учащихся гимназии как средство реализации их индивидуальных образовательных траекторий : дис.. канд. пед. наук / Вишневская Лариса Львовна. - Ярославль, 2008. - 18 с. 22. (дата обращения: 21.06.2018 г.).
5. Гамезо, М. В. Атлас по психологии: информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - М. : Пед. о- во России, 1999. - 276 с. (дата обращения: 17.05.2018 г.).
6. Гафуров И.Р., Калимуллин А.М. Организационная и
содержательная модернизация педагогического образования в казанском федеральном университете // Образование и саморазвитие. - 2015.- № 2(44). - с. 3-10 [Электронный ресурс]. URL:
http://kpfu.ru/portal/docs/F1050237557/ZhURNAL.po.GRANTU.pdf (дата обращения: 8.01.2018 г.).
7. Загвязинский, В. И. Методология и методы психологопедагогического исследования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. А. Атаханов. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2005. - 208 с. (дата обращения: 3.02.2018 г.).
8. Зимняя, И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретикометодологический аспект) // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 4. - C. 20-27. (дата обращения: 25.03.2018 г.).
9. Казарина, Л.А. Формирование исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы: дис... канд. пед. наук / Казарина Лидия Анатольевна. - Томск, - 2016. - 113 с. (дата обращения: 19.04.2018 г.)
10. Колер, Ю. Обеспечение качества, аккредитация и признание квалификацией как контрольные механизмы европейского пространства высшего образования // Высшее образование в Европе. - 2003. - № 3. - С. 51-58. (дата обращения: 23.08.2018 г.).
11. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. - М. : Просвещение, 1982. - 207 с. (дата обращения: 13.07.2018 г.).
12. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393 // Учительская газета. - 2002. - № 31. - С. 5-7. (дата обращения:
1.09.2018 г.).
13. Кривенко, Я. В. Формирование исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильной школы краеведения : дис. ... канд. пед. наук / Кривенко Яна Васильевна. - Тюмень, 2006. - 191 с. (дата обращения: 23.03.2019 г.).
14. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. - 2002. - № 4. - 96 с. (дата обращения: 17.04.2019 г.).
15. Лян, А.В. Сетевой проект. [Электронный ресурс]. URL: http: //uchitel .uss. dvfu. ru/wpcontent/uploads/2016/10/%D0%A 1%D0%B5%D 1 %8 2%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5 %D0%BA%D1%82.pdf (дата обращения: 21.05.2019 г.).
16. Маматова, А.Н. Рефлексивно-деловые игры. - Москва - 2011. [Электронный ресурс]. URL: https://pandia.ru/text/78/006/5507.php (дата
обращения: 25.02.2019 г.).
17. Мягков Г.П., Чиглинцев Е.А. Университетская корпорация: память, идентичность, практики консолидации: Материалы всероссийской научной конференции, посвященной 210-й годовщине основания Казанского университета. - Казань- 2014. с.67.(дата обращения: 19.10.2018 г.).
18. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. URL: http: // mon.gov.ru, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 28.06.208 г.).
19. Новожилова, М. М. Формирование культуры старшеклассников в условиях профильного обучения : автореф. дис... канд. пед. наук / Новожилова Марина Михайловна. - М., 2008. - 24 с. (дата обращения: 30.04.2019 г.).
20. Ожегов, С.И. Толковый словарь Ожегова. - Москва - 2000.[Электронный ресурс]. URL:
https://gufo.me/dict/ozhegov?page=3&letter=%D1%80 (дата обращения:
27.08.2018 г.).
21. Пасмуров, А. Я. Как эффективно подготовить и провести конференцию, семинар, выставку / А. Я Пасмуров. - СПб. : Питер, 2006 - 272 с. 91. (дата обращения: 15.05.2019 г.).
22. Поддьяков, А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А. Н. Поддьяков. - М. : Эребус, 2000. - 189 с. (дата обращения: 30.04.2019 г.)
23. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (ПООП ОУ). Основная школа. 2011. - [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400 (дата обращения: 15.03.2018 г.)
24. Проказова, О. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе : дис. ... канд. пед. наук / Проказова Ольга Г еннадьевна. - Астрахань, 2010. - 158 с. (дата обращения: 11.01.2019 г.)
25. Разживин А.И., Калимуллин А.М. Ученые Елабужского государственного педагогического университета. Библиографический словарь-справочник - Елабуга - 2003. с. 96. (дата обращения: 23.07.2018 г.)
26. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М. : Когито-Центр, 2002. - 396 с. (дата обращения: 14.10.2018 г.)
27. Рамазанова, В. Н. Профильное обучение старшеклассников при сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций : автореф. дис. . канд. пед. наук / Рамазанова Валентина Николаевна. - Пенза, 2011. - 20 с. (дата обращения: 17.08.2018 г.)
28. Самохина, В. М. Исследовательская деятельность старшеклассников как фактор их подготовки к профессиональному самоопределению : дис. ... канд. пед. наук / Самохина Виктория Михайловна. - Чебоксары, 2004. - 198 с. (дата обращения: 25.05.2019 г.)
29. Смышляева, Л. Г. Дидактическая концепция модернизации дополнительного профессионального образования муниципальных служащих в России / Л. Г. Смышляева. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2011. - 248 с. (дата обращения: 27.09.2018 г.)
30. Скарбич, С. Н. Формирование исследовательских компетенций учащихся в процессе обучения решению планиметрических задач в условиях личностно-ориентированного подхода обучения : автореф. дис. . канд. пед. наук / Скарбич Снежана Николаевна. - Омск, 2006. - 22 с. (дата обращения:18.11.2018г.)
31. Сычкова, Н. В. Формирование у будущих учителей умений исследовательской деятельности в условиях классического университета : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Сычкова Наталья Владимировна. - Магнитогорск, 2002. - 354 с. (дата обращения: 24.03.2019 г.)
32. Титова, И. Н. Активизация учебной деятельности школьников на основе метода портфолио : дис. ... канд. пед. наук / Титова Ирина Николаевна. - М., 2010. - 208 с. (дата обращения: 11.02.2019 г.)
33. Ушаков, А. А. Развитие исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы в условиях профильного обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ушаков Алексей Антонидович. - Майкоп, 2008.- 26 с. (дата обращения: 17.02.2019 г.)
34. Фаритов А. Т. Модель формирования исследовательской компетентности учащихся // Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 410413.— [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/134/37611/ (дата обращения: 16.04.2019 г.).
35. Федеральный государственный образовательный стандарт.начального общего образования (ФГОС НОО) - 2009. - [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru (дата обращения: 15.05.2019 г.)
36. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (ФГОС ООО)- 2012. - [Электронный ресурс]. URL: http: //standart. edu.ru (дата обращения: 16.05.2019 г.)
37. Федеральный государственный образовательный стандарт.среднего (полного) общего образования (ФГОС СПОО) - 2012.-.[Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d 12/m413 (дата обращения: 17.05.2019 г.)
38. Федотова, Н. А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения : автореф. дис.. канд. пед. наук / Федотова Наталья Александровна. - Улан-Удэ, 2010. - 23 с. (дата обращения: 28.06.2018 г.)
39. Феськова, Е. В. Становление исследовательской компетентности учащихся в дополнительном образовании и профильном обучении : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Феськова Елена Васильевна. - Красноярск, 2005. - 22 с. (дата обращения: 23.12.2018 г.)
40. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева. - М. : Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с. (дата обращения:
31.01.2019 г.)
41. Хуторской, A. B. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64. (дата обращения: 24.04.2019 г.)
42. Чекалова, Л. А. Формирование научного мировоззрения учащихся старших классов в условиях гуманитаризации естественно - математических дисциплин : дис. ... канд. пед. наук / Чекалова Лариса Алиевна. - Карачаевск, 2003. - 182 с. (дата обращения: 19.10.2018 г.)
43. Шадриков, В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. -
2004. - № 8. - С. 26-31. (дата обращения: 20.10.2018 г.).
44. Шибаева П.Б. Расширенная реальность - главное нововведение в области образования и подготовки учителей химии в XXI веке. - Казань - 2016. с. 365 [Электронный ресурс]. URL: http://kpfu.ru (дата обращения:
22.04.2019 г.)
45. Шульцева, Т.В. Профильное обучение в общеобразовательной школе Франции : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Шульцева Татьяна Васильевна. - Великий Новгород, 2009. - 26 с. (дата обращения: 30.04.2019 г.).
46. Эльконин, Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин. - М. : Ин-т практич. психологии, 1995. - 416 с. (дата обращения: 14.06.2019 г.).
47. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М. : Смысл, 2001. - 366 с. (дата обращения: 14.09.2018 г.).
48. Якиманская, И. С. Технология личностно ориентированного образования / И. И. Якиманская. - М. : Сентябрь, 2000. - 176 с. (дата обращения: 19.02.2018 г.).
49. Helmke, A. Forschung zur Lernwirksamkeit des Lehrerhandelns / A. Helmke // Handbuch der Forschung zum Lehrerberuf. - Munster : Waxmann, 2014. - S. 807-821. (дата обращения: 12.03.2019 г.)
50. Jurgens, E. Was ist «guter» Unterricht. Namhafte Experten und Expertinnen geben Antwort / E. Jurgens, J. Standop. - Leipzig : Klinkhardt, 2010. - 364 s. (дата обращения: 16.10.2018 г.)
51. Mietzel, G. Padagogische Psychologie des Lernens und Lehrens / G. Mietzel. - Gottingen : Hogrefe, 2007. - 551 s. (дата обращения: 29.05.2019 г.).
52. Scheibe, W. Die reformpadagogische Bewegung. Eine einfuhrende Darstellung / W. Scheibe. - Berlin: Juventa, 2005. - 464 s. (дата обращения: 23.09.2018 г.).
53. Schlemminger, G. Dem Lernen einen Sinn geben // Fragen und Versuche. - 2013. - № 37. - S. 18-23. (дата обращения: 4.05.2019 г.)