Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Нейропсихологическая диагностика нарушений письменной речи у младших школьников

Работа №36644

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1230
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ источников, раскрывающих особенности нейропсихологической диагностики нарушений письменной речи у младших школьников
1.1. Развитие письменной речи в младшем школьном возрасте 7
1.2. Проблема формирования письменной речи в работах отечественных исследователей
1.3. Нейропсихологический подход в диагностике и коррекции письменной речи младших школьников
Выводы по главе I 25
Глава 2. Экспериментальное изучение нарушений письменной речи у младших школьников
2.1. Организация и методы исследования по выявлению нарушений письменной речи у младших школьников
2.2. Анализ результатов выполнения диктанта младшими школьниками 28
2.3. Анализ результатов списывания с печатного текста у младших школьников
2.4. Анализ результатов списывания с рукописного текста у младших школьников
Выводы по главе II 42
Глава III. Использование нейропсихологического подхода в диагностике и коррекции письменной речи у младших школьников
3.1. Обоснование нейропсихологической коррекции у младших школьников
3.2. Содержание логопедической работы по нейропсихологической коррекции у младших школьников
Выводы по главе III 53
Заключение 55
Список использованной литературы 60
Приложения 66


Актуальность темы исследования. В настоящее время распространенной причиной появления трудностей учащихся общеобразовательной школы в обучении связано с письменной речью. Нарушения письменной речи становится причиной неуспеваемости 15-20% младших школьников с нормальным интеллектуальным развитием, полноценным зрением и слухом. Неуспеваемость отрицательно влияет на развитии ребенка и формировании его личности. Письменная речь - это сложная форма речевой деятельности, осуществляемая на основе достаточного уровня сформированности не только определенных речевых, но и неречевых функций. Несформированность какой-либо функции вызывает нарушение процесса овладения письменной речью.
В настоящее время, распространен нейропсихологический подход в диагностике и коррекции письменной речи младших школьников. Письменная речь определяется нейропсихологическим подходом как сложная функциональная система, реализуемая совместной и интегрированной деятельностью различных областей мозга.
Проблемами развития речи занимались Л.С. Выготский [15], А.Н. Леонтьев [27], А.Р. Лурия [28], П.Я. Гальперин [15] и др. Данные авторы подтвердили, что сознание ребенка развивается в деятельности, а мышление и речь формируются в процессе его практической деятельности. Проблемами развития и формирования письменной речи занимались такие исследователи, как Н.Г. Алтухова [1], М.М. Безруких [4], С.П. Ефименкова [18], В.Г. Ветвицкий [9], В.Ф. Иванова [9], А.И. Моисеева [9], Л.А. Венгер [8], Э.Г. Пилюгина [8], Н.Н. Волоскова [11], М.В. Сиротюк [47] и др. Нарушения письменной и речи и их преодоление у младших школьников рассматривали такие исследователи, как Т.Г. Визель [10], Л.С. Воронова [14], Т.Г. Егоров [16], О.В. Елецкая [18], Е.А. Логинова [17], Л.Н. Ефименкова [18], О.М. Коваленко [20], И.К. Колповская [21], Р.И. Лалаева [24], Р.Е. Левина [26], Е.А. Логинова
[27] , Т.В. Моисеева [36], Г.А. Османова [38], И.Н. Садовникова [43], О.А. Токарева [50] и др.
Нейропсихологический поход исследования нарушений письменной речи основан на фундаментальных теоретических положениях Л. С. Выготского [15] и А.Р. Лурия [28] о высших психических функциях как о сложных функциональных системах, состоящих из структурных компонентов. Применение нейропсихологического подхода в диагностике и коррекции письменной речи младших школьников мы находим у Т.В. Ахутиной [2], Н.К. Корсаковой [22], Ю.В. Микадзе [22], Е.Ю. Балашовой [22], М.А. Павловой [39], Н.Н. Полонской [42], А.В. Семенович [44], А.Л. Сиротюк [48], Т.А. Фотеко- вой [51], Л.С. Цветковой [54].
Наблюдается противоречие между необходимостью диагностики нарушений письменной речи у младших школьников и недостаточным использованием нейропсихологического подхода в диагностике и коррекции письменной речи у младших школьников.
Объект исследования - письменная речь у младших школьников.
Предмет исследования - нарушения письменной речи у младших школьников.
Цель исследования - проведение нейропсихологической диагностики нарушений письменной речи у младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что при проведении нейропсихологической диагностики могут быть выявлены нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста и наибольшие трудности у младших школьников могут возникать при восприятии на слух.
Для достижения данной цели и проверки гипотезы потребовалось решение следующих задач:
- провести теоретический анализ источников, раскрывающих особенности нейропсихологической диагностики нарушений письменной речи у младших школьников;
- провести экспериментальное исследование нарушений письменной речи у младших школьников с помощью нейропсихологических методов;
- разработать направление логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи у младших школьников.
Методологическая основа исследования:
- положения о развитии речи Л.С. Выготского [15], А.Н. Леонтьева [27], А.Р. Лурия [28], П.Я. Гальперина [15];
- концепции о формировании письменной речи у детей младшего школьного возраста Н.Г. Алтуховой [1], В.Г. Ветвицкого [9], А.И. Моисеевой [37], Л.А. Венгер [8], Н.Н. Волосковой [11], М.В. Сиротюк [47] и др.;
- концепции о нарушениях письменной речи у детей младшего школьного возраста Т.Г. Визель [10], Т.Г. Егорова [16], Е.А. Логиновой [27], Л.Н. Ефименковой [18], О.М. Коваленко [20], Г.А. Османовой [38], О.А. Токаревой [50] и др.;
- концепции использования нейропсихологического похода к исследованию нарушений письменной речи Л.С. Выготского [15], А.Р. Лурия [28], Т.В. Ахутиной [2], Н.К. Корсаковой [22], М.А. Павловой [39], Н.Н. Полонской [42], А.В. Семенович [44], А.Л. Сиротюк [48], Т.А. Фотековой [51], Л.С. Цветковой [54] и др.
Методы исследования:
- анализ научной литературы по теме исследования;
- наблюдение;
- эмпирические (методика «Обследование письма младших школьников» Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой);
- анализ и интерпретация результатов исследования;
- математическая обработка данных исследования.
Практическая значимость исследования. Полученные в исследовании данные позволяют педагогам и специалистам в системе образования проводить нейропсихологическую диагностику нарушений письменной речи
у младших школьников, а также разработать логопедические занятия по коррекции нарушений письменной речи у младших школьников.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, состоящий из 54 источников, 4 приложений.
Апробация. Результаты исследования были опубликованы в научно-исследовательском журнале. Выходные данные статьи: Шаронова А.В. Нейропсихологическая диагностика нарушений письменной речи у младших школьников // Студенческий вестник: научный журнал. - № 11(61). - М., Изд. «Интернаука», 2019 и XII Международной научно-образовательной конференции Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика. 23 апреля 2019, Казань, Нейропсихологическая диагностика нарушений письменной речи у младших школьников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ научных источников по теме исследования позволили утверждать, что проблемами развития речи с психологической точки зрения занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин и др. Данные авторы подтвердили, что сознание ребенка развивается в деятельности, а мышление и речь формируются в процессе его практической деятельности.
А.Р. Лурия исследует, что недостаточный уровень развития письменной речи отрицательно сказывается на высших психических функциях ребенка. Он плохо усваивает учебный материал, испытывает трудности в процессе обучения. Р.Е. Левина выделяет три этапа развития письменной речи: элементный этап; буквенный этап, этап связного письма. Высшей стадией развития письменной речи является связное, скорописное письмо.
Овладение письменной речью - существенный вклад в речевое развитие ребенка. Письменная речь имеет огромное значение в умственном развитии ребенка. Л.С. Выготский - первый исследователь письменной речи как знаковой системы. Он исследовал письменную речь как сложный вид речи, а не просто привычку руки и пальцев. Данный подход в изучении проблемы формирования письменной речи стал основным.
По мнению М.Р. Львова, формирование письменной речи должно проходить через сочинения и изложения. Изложение учит усваивать образцы речи, а сочинение учит вводить эти образцы в употребление. Педагог продолжает идею Л.С. Выготского о мотивации формирования письменной речи у учеников начальных классов, но в предлагаемых его упражнениях прослеживается только одна функция письменной речи, - это общение на расстоянии, то есть общение с помощью писем.
Интересный процесс формирования письменной речи предлагает О.М. Коваленко. Она предлагает использовать словесное творчество. По ее мнению, формирование письменной речи будет протекать успешнее, если ученик будет чувствовать себя творцом.
Л.Н. Ефименко замечает, что уроки русского языка должны способствовать формированию творческой языковой личности, способной к активной трудовой и умственной деятельности в различных областях общественной жизни.
В настоящее время, распространен нейропсихологический подход в диагностике и коррекции письменной речи младших школьников. Письменная речь определяется нейропсихологическим подходом как сложная функциональная система, реализуемая совместной и интегрированной деятельностью различных областей мозга. Недоразвитие какой-либо из них приводит к специфическим формам дислексии и дисграфии.
Нейропсихологический подход исследования нарушений письменной речи основан на фундаментальных теоретических положениях Л. С. Выготского и А. Р. Лурия о высших психических функциях как о сложных функциональных системах, состоящих из структурных компонентов. Преимущества нейропсихологического подхода в том, что он позволяет исследовать структурные компоненты высших психических функций, и определить связь возникновения нарушений письменной речи с недостаточностью определенных высших психических функций.
Исследование по выявлению нарушений письменной речи у младших школьников было проведено на базе МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №97» Приволжского района г. Казани. В исследовании приняло участие 50 младших школьников.
Для исследования выявления нарушений письменной речи была использована методика «Обследование письма младших школьников» Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой.
В качестве выполнения диктанта младшим школьникам был представлен текст «Вороны». Наибольшее количество ошибок ученики 2Б класса допустили по зрительно-моторным ошибкам, наименьшее - по оптическим ошибкам. Ученики ЗА класса наибольшее количество ошибок допустили по орфографическим ошибкам, наименьшее - по зрительно-моторным ошибкам. Наличие оптических ошибок у учеников 3А класса не выявлено.
Для списывания с печатного текста младшим школьникам был предложен текст «Котенок». Наибольшее количество ошибок при списывании с печатного текста ученики 2Б класса допустили по зрительно-моторным ошибкам, наименьшее - по оптическим ошибкам. Ученики ЗА класса наибольшее количество ошибок допустили по орфографическим ошибкам, наименьшее - по зрительно-пространственным ошибкам. Наличие оптических ошибок у учеников ЗА класса не выявлено.
Для списывания с рукописного текста младшим школьникам был предложен текст «Хорошо». Наибольшее количество ошибок при списывании с рукописного текста ученики 2Б класса допустили по ошибкам звукового анализа и синтеза, наименьшее - по моторным и оптическим ошибкам. Ученики ЗА класса наибольшее количество ошибок допустили по орфографическим ошибкам, наименьшее - по оптическим ошибкам.
Таким образом, результаты исследования показали, что наибольшее количество ошибок младшие школьники как 2Б класса, так и ЗА класса допустили при слуховом диктанте. Меньшее количество ошибок допущено при списывании с печатного текста. При списывании с рукописного текста младшие школьники допустили больше ошибок, чем при списывании с печатного текста, но меньше ошибок, чем при диктанте.
Нейропсихологический подход к коррекции нарушений письменной речи считаем актуальным при работе с современными детьми. Повышение работоспособности, умение планировать учебную деятельность, навыки самоконтроля позволяют на более качественном уровне устранить имеющиеся нарушения, что в конечном итоге стимулирует учебную мотивацию и приводит к улучшению успеваемости.
Наличие стойких ошибок у младших школьников в письменной речи обусловили разработку логопедической работы по нейропсихологической коррекции у младших школьников.
Логопедическая работа коррекции письменной речи ведется не отдельно, а наряду с развитием высших психических функций параллельно с двигательной и познавательной деятельностью, что обеспечивает системный подход нейропсихологической коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Цель логопедической работы: коррекция письменной речи у детей младшего школьного возраста с нейропсихологическим подходом.
Основные направления работы:
1. Развивать программирование, регуляцию и контроль графических навыков (двигательных функций). Данное направление направлено на выработку плавных движений руки.
2. Развивать программирование, регуляцию и контроль познавательной деятельности. Данное направление подразумевает включение упражнений и игр, направленных на выработку произвольной регуляции у младших школьников.
3. Развивать программирование, регуляцию и контроль оптических, моторных, зрительно-моторных, зрительно-пространственных ошибок, ошибок звукового анализа и синтеза, орфографических ошибок.
Нами составлен перспективный план упражнений и игр с нейропсихо - логическими приемами. Упражнения и игры построены таким образом, что происходит постепенное усложнение речевого материала. Такая система работы определяется особенностями развития программирования, регуляции и контроля письма у младших школьников с дисграфией. Данные упражнения и игры войдут в структуру каждого занятия.
Ожидаемые результаты: повысится уровень сформированности функций программирования, регуляции и контроля двигательной, познавательной деятельности и письма у младших школьников посредством нейропсихологических приемов; будет развиваться произвольное внимание, память, мышление, речь; снизятся стойкие специфические ошибки у младших школьников на письме; повысится школьная успеваемость.



1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки [Текст] / Н.Г. Алтухова. - Спб.: Детство-Пресс, 2012. - 566 с.
2. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика [Текст] // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. - М.: МПСИ, 2012. - С. 7
20.
3. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения [Текст] / Т.В. Ахутина // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. - М.: Изд-во Мин. общего и проф. образования РФ, 2013. - С. 85-92.
4. Безруких М.М. Ребенок идет в школу [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. - М.: Академия, 2010. - 248 с.
5. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Пособие для родителей и педагогов [Текст] / О.А. Белобрыкина. - Ярославль: Академия развития, 2014. - 240 с.
6. Белякова Н.А. О роли пространственных представлений в овладении чтением и письмом по системе Брайля [Текст] / Н.А. Белякова // Дефектология. - 2016. - №2. - С. 32.
7. Бугрименко Е.А. Учимся читать и писать [Текст] / Е.А. Бугри- менко, Г.А. Цукерман. - М.: Знание, 2014. - 344 с.
8. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка [Текст] / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина. - М.: Просвещение, 2011. 344 с.
9. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо [Текст] / В.Г. Вет- вицкий, В.Ф. Иванова, А.И. Моисеева. - М.: Просвещение, 2017. - 406 с.
10. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Т.Г. Визель. - М.: Издательство «Астрель», 2015. - 127 с.
11. Волоскова Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов [Текст] / Н.Н. Волоскова. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 405 с.
12. Волоскова Н.Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов [Текст] / Н.Н. Волоскова// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой. - Воронеж: МОДЭК, 2013. - С. 193-199.
13. Вопросы логопедии (Недостатки речи чтения и письма у учащихся младших классов) [Текст] / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 2013. - 280 с.
14. Воронова Л.С. Нарушение письма у детей. Методические рекомендации [Текст] / Л.С. Воронова. - СПб.: Издательство Образование, 2014.
- 86 с.
15. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики [Текст] / Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 2003. - 368 с.
16. Егоров Т.Г. Психологическая классификация ошибок чтения [Текст] / Т.Г. Егоров // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учреждений: В 2 тт. Т. II / Под. ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова.
- М.: Издательство ВЛАДОС, 2017. - 656 с.
17. Елецкая О.В. Проявления дисграфических и дизорфографических нарушений письма у учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы [Текст] / О.В. Елецкая, Е.А. Логинова // Практическая психология и логопедия. - 2018. - №1(12). - С.42.
18. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2015. - 123 с.
19. Закирова Н.С. Преодоление смешений букв по кинетическому сходству [Текст] / Н.С. Закирова, Е.Г. Царевская // Логопед. - 2018. - №3. - С. 104.
20. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-метод. пособие [Текст] / О.М. Коваленко. - М.: Изд-во «Астрель», 2016. - 158 с.
21. Колповская И.К. Характеристика нарушений письма и чтения // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учреждений: В 2 тт. Т. II [Текст] / Под. ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 656 с.
22. Корсакова Н.К. Неуспевающие дети: Нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников [Текст] / Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова. - М.: Российское педагогическое агентство, 2007. - 124 с.
23. Лалаева Р.И. Дисграфия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учреждений: В 2 тт. Т. II [Текст] / Под. ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Издательство Владос, 2007. - 656 с.
24. Лалаева Р.И. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст] / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - СПб.: Образование, 2013. - 172 с.
25. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учреждений: В 2 тт. Т. П. / Под. ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 2007. - 656 с.
26. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: Издательство Владос, 2012. -56 с.
27. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой. - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2014. - 208 с.
28. Лурия А.Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе [Текст] / А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. - М.: Институт практической психологии, 2006. - 345 с.
29. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: Владос, 2013. - 84 с.
30. Лурия А.Р. Психологическое содержание процесса письма [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: Наука, 2014. - 123 с.
31. Лысюк О.Л. Игровые способы формирования предпосылок овладения навыком письма [Текст] / О.Л. Лысюк // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2017. - №3. - С. 77 -79.
32. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Просвещение, 2016. - 506 с.
33. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками [Текст] / Е.В. Мазанова. - М.: Гном и Д, 2016. - 88 с.
34. Микфельд Я.О. Диагностика артикуляторно- акустической дисграфии у дошкольников [Текст] / Я.О. Микфельд, Н.Ю. Сивенкова // Логопедия. - 2018. - №1 (15). - С.23-25.
35. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы [Текст] / Л.Г. Мидлсьтвенко. - Спб.: Питер, 2017. - 145 с.
36. Моисеева Л.О подготовке руки к письму [Текст] / Л. Моисеева, Е. Рахманова, Н. Фунтикова // Школьный логопед. - 2018. - №12. - С.33-44.
37. Моисеева Т.В. Предупреждение нарушений чтения и письма на начальном этапе их формирования у учащихся младших классов [Текст] / Т.В. Моисеева // Школьный логопед. - 2018. - №1 (10). - С. 11.
38. Османова Г.А. От игры к письму [Текст] / Г.А. Османова // Школьный логопед. - 2018. - №1. - С.47-52.
39. Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП [Текст] / М.А. Павлова. - М.: Владос, 2010. - 238 с.
40. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л.Г. Парамонова. - СПб.: Питер, 2015. - 189 с.
41. Письмо и чтение. Трудности обучения и коррекция: Учебное пособие [Текст] / Под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2015. - 240 с.
42. Полонская Н.Н. Применение нейропсихологического метода исследования в диагностике детей с нарушениями речи [Текст] / Н.Н. Полонская // Школа здоровья. -2017. - №2. - С. 72-79.
43. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] / И.Н. Садовникова. - М.: Владос, 2018. - 256с.
44. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста [Текст] / А.В. Семенович. - М.: Издательство Генезис, 2015. - 319 с.
45. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст] / А.В. Семенович. - М.: Владос, 2015. - 203 с.
46. Симерницкая Э.Г. Нарушения памяти у детей с дисграфией. Учитель-дефектолог: Современные проблемы подготовки и совершенствования работы / Э.Г. Симерницкая, О.Б. Иншакова. - М.: МГУ, 2016. - С. 212-223.
47. Сиротюк М.В. Смешанная дисграфия - миф или реальность? [Текст] / М.В. Сиротюк // Дефектология. - 2016. - №2. - С.26.
48. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения [Текст] / А.Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 344 с.
49. Соболева А.Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом [Текст] / А.Е. Соболева, Е.Н. Емельянова. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 289 с.
50. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дис- графии) [Текст] / О.А. Токарева. - М.: Владос, 2014. - 123 с.
51. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов [Текст] / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. - М.: АРКТИ, 2002. - 136 с.
52. Хансон Р. Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии [Текст] / Р. Хансон. - М.: Эксмо, 2015. - 152 с.
53. Хватцев М.Е. Аграфия и дисграфия / М.Е. Хватцев. - М.: Владос, 2014. - 93 с.
54. Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Л.С. Цветкова, А.В. Семенович. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2011. - 406 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ