Нейропсихологическая диагностика нарушений письменной речи у младших школьников
|
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ источников, раскрывающих особенности нейропсихологической диагностики нарушений письменной речи у младших школьников
1.1. Развитие письменной речи в младшем школьном возрасте 7
1.2. Проблема формирования письменной речи в работах отечественных исследователей
1.3. Нейропсихологический подход в диагностике и коррекции письменной речи младших школьников
Выводы по главе I 25
Глава 2. Экспериментальное изучение нарушений письменной речи у младших школьников
2.1. Организация и методы исследования по выявлению нарушений письменной речи у младших школьников
2.2. Анализ результатов выполнения диктанта младшими школьниками 28
2.3. Анализ результатов списывания с печатного текста у младших школьников
2.4. Анализ результатов списывания с рукописного текста у младших школьников
Выводы по главе II 42
Глава III. Использование нейропсихологического подхода в диагностике и коррекции письменной речи у младших школьников
3.1. Обоснование нейропсихологической коррекции у младших школьников
3.2. Содержание логопедической работы по нейропсихологической коррекции у младших школьников
Выводы по главе III 53
Заключение 55
Список использованной литературы 60
Приложения 66
Глава 1. Теоретический анализ источников, раскрывающих особенности нейропсихологической диагностики нарушений письменной речи у младших школьников
1.1. Развитие письменной речи в младшем школьном возрасте 7
1.2. Проблема формирования письменной речи в работах отечественных исследователей
1.3. Нейропсихологический подход в диагностике и коррекции письменной речи младших школьников
Выводы по главе I 25
Глава 2. Экспериментальное изучение нарушений письменной речи у младших школьников
2.1. Организация и методы исследования по выявлению нарушений письменной речи у младших школьников
2.2. Анализ результатов выполнения диктанта младшими школьниками 28
2.3. Анализ результатов списывания с печатного текста у младших школьников
2.4. Анализ результатов списывания с рукописного текста у младших школьников
Выводы по главе II 42
Глава III. Использование нейропсихологического подхода в диагностике и коррекции письменной речи у младших школьников
3.1. Обоснование нейропсихологической коррекции у младших школьников
3.2. Содержание логопедической работы по нейропсихологической коррекции у младших школьников
Выводы по главе III 53
Заключение 55
Список использованной литературы 60
Приложения 66
Актуальность темы исследования. В настоящее время распространенной причиной появления трудностей учащихся общеобразовательной школы в обучении связано с письменной речью. Нарушения письменной речи становится причиной неуспеваемости 15-20% младших школьников с нормальным интеллектуальным развитием, полноценным зрением и слухом. Неуспеваемость отрицательно влияет на развитии ребенка и формировании его личности. Письменная речь - это сложная форма речевой деятельности, осуществляемая на основе достаточного уровня сформированности не только определенных речевых, но и неречевых функций. Несформированность какой-либо функции вызывает нарушение процесса овладения письменной речью.
В настоящее время, распространен нейропсихологический подход в диагностике и коррекции письменной речи младших школьников. Письменная речь определяется нейропсихологическим подходом как сложная функциональная система, реализуемая совместной и интегрированной деятельностью различных областей мозга.
Проблемами развития речи занимались Л.С. Выготский [15], А.Н. Леонтьев [27], А.Р. Лурия [28], П.Я. Гальперин [15] и др. Данные авторы подтвердили, что сознание ребенка развивается в деятельности, а мышление и речь формируются в процессе его практической деятельности. Проблемами развития и формирования письменной речи занимались такие исследователи, как Н.Г. Алтухова [1], М.М. Безруких [4], С.П. Ефименкова [18], В.Г. Ветвицкий [9], В.Ф. Иванова [9], А.И. Моисеева [9], Л.А. Венгер [8], Э.Г. Пилюгина [8], Н.Н. Волоскова [11], М.В. Сиротюк [47] и др. Нарушения письменной и речи и их преодоление у младших школьников рассматривали такие исследователи, как Т.Г. Визель [10], Л.С. Воронова [14], Т.Г. Егоров [16], О.В. Елецкая [18], Е.А. Логинова [17], Л.Н. Ефименкова [18], О.М. Коваленко [20], И.К. Колповская [21], Р.И. Лалаева [24], Р.Е. Левина [26], Е.А. Логинова
[27] , Т.В. Моисеева [36], Г.А. Османова [38], И.Н. Садовникова [43], О.А. Токарева [50] и др.
Нейропсихологический поход исследования нарушений письменной речи основан на фундаментальных теоретических положениях Л. С. Выготского [15] и А.Р. Лурия [28] о высших психических функциях как о сложных функциональных системах, состоящих из структурных компонентов. Применение нейропсихологического подхода в диагностике и коррекции письменной речи младших школьников мы находим у Т.В. Ахутиной [2], Н.К. Корсаковой [22], Ю.В. Микадзе [22], Е.Ю. Балашовой [22], М.А. Павловой [39], Н.Н. Полонской [42], А.В. Семенович [44], А.Л. Сиротюк [48], Т.А. Фотеко- вой [51], Л.С. Цветковой [54].
Наблюдается противоречие между необходимостью диагностики нарушений письменной речи у младших школьников и недостаточным использованием нейропсихологического подхода в диагностике и коррекции письменной речи у младших школьников.
Объект исследования - письменная речь у младших школьников.
Предмет исследования - нарушения письменной речи у младших школьников.
Цель исследования - проведение нейропсихологической диагностики нарушений письменной речи у младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что при проведении нейропсихологической диагностики могут быть выявлены нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста и наибольшие трудности у младших школьников могут возникать при восприятии на слух.
Для достижения данной цели и проверки гипотезы потребовалось решение следующих задач:
- провести теоретический анализ источников, раскрывающих особенности нейропсихологической диагностики нарушений письменной речи у младших школьников;
- провести экспериментальное исследование нарушений письменной речи у младших школьников с помощью нейропсихологических методов;
- разработать направление логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи у младших школьников.
Методологическая основа исследования:
- положения о развитии речи Л.С. Выготского [15], А.Н. Леонтьева [27], А.Р. Лурия [28], П.Я. Гальперина [15];
- концепции о формировании письменной речи у детей младшего школьного возраста Н.Г. Алтуховой [1], В.Г. Ветвицкого [9], А.И. Моисеевой [37], Л.А. Венгер [8], Н.Н. Волосковой [11], М.В. Сиротюк [47] и др.;
- концепции о нарушениях письменной речи у детей младшего школьного возраста Т.Г. Визель [10], Т.Г. Егорова [16], Е.А. Логиновой [27], Л.Н. Ефименковой [18], О.М. Коваленко [20], Г.А. Османовой [38], О.А. Токаревой [50] и др.;
- концепции использования нейропсихологического похода к исследованию нарушений письменной речи Л.С. Выготского [15], А.Р. Лурия [28], Т.В. Ахутиной [2], Н.К. Корсаковой [22], М.А. Павловой [39], Н.Н. Полонской [42], А.В. Семенович [44], А.Л. Сиротюк [48], Т.А. Фотековой [51], Л.С. Цветковой [54] и др.
Методы исследования:
- анализ научной литературы по теме исследования;
- наблюдение;
- эмпирические (методика «Обследование письма младших школьников» Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой);
- анализ и интерпретация результатов исследования;
- математическая обработка данных исследования.
Практическая значимость исследования. Полученные в исследовании данные позволяют педагогам и специалистам в системе образования проводить нейропсихологическую диагностику нарушений письменной речи
у младших школьников, а также разработать логопедические занятия по коррекции нарушений письменной речи у младших школьников.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, состоящий из 54 источников, 4 приложений.
Апробация. Результаты исследования были опубликованы в научно-исследовательском журнале. Выходные данные статьи: Шаронова А.В. Нейропсихологическая диагностика нарушений письменной речи у младших школьников // Студенческий вестник: научный журнал. - № 11(61). - М., Изд. «Интернаука», 2019 и XII Международной научно-образовательной конференции Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика. 23 апреля 2019, Казань, Нейропсихологическая диагностика нарушений письменной речи у младших школьников.
В настоящее время, распространен нейропсихологический подход в диагностике и коррекции письменной речи младших школьников. Письменная речь определяется нейропсихологическим подходом как сложная функциональная система, реализуемая совместной и интегрированной деятельностью различных областей мозга.
Проблемами развития речи занимались Л.С. Выготский [15], А.Н. Леонтьев [27], А.Р. Лурия [28], П.Я. Гальперин [15] и др. Данные авторы подтвердили, что сознание ребенка развивается в деятельности, а мышление и речь формируются в процессе его практической деятельности. Проблемами развития и формирования письменной речи занимались такие исследователи, как Н.Г. Алтухова [1], М.М. Безруких [4], С.П. Ефименкова [18], В.Г. Ветвицкий [9], В.Ф. Иванова [9], А.И. Моисеева [9], Л.А. Венгер [8], Э.Г. Пилюгина [8], Н.Н. Волоскова [11], М.В. Сиротюк [47] и др. Нарушения письменной и речи и их преодоление у младших школьников рассматривали такие исследователи, как Т.Г. Визель [10], Л.С. Воронова [14], Т.Г. Егоров [16], О.В. Елецкая [18], Е.А. Логинова [17], Л.Н. Ефименкова [18], О.М. Коваленко [20], И.К. Колповская [21], Р.И. Лалаева [24], Р.Е. Левина [26], Е.А. Логинова
[27] , Т.В. Моисеева [36], Г.А. Османова [38], И.Н. Садовникова [43], О.А. Токарева [50] и др.
Нейропсихологический поход исследования нарушений письменной речи основан на фундаментальных теоретических положениях Л. С. Выготского [15] и А.Р. Лурия [28] о высших психических функциях как о сложных функциональных системах, состоящих из структурных компонентов. Применение нейропсихологического подхода в диагностике и коррекции письменной речи младших школьников мы находим у Т.В. Ахутиной [2], Н.К. Корсаковой [22], Ю.В. Микадзе [22], Е.Ю. Балашовой [22], М.А. Павловой [39], Н.Н. Полонской [42], А.В. Семенович [44], А.Л. Сиротюк [48], Т.А. Фотеко- вой [51], Л.С. Цветковой [54].
Наблюдается противоречие между необходимостью диагностики нарушений письменной речи у младших школьников и недостаточным использованием нейропсихологического подхода в диагностике и коррекции письменной речи у младших школьников.
Объект исследования - письменная речь у младших школьников.
Предмет исследования - нарушения письменной речи у младших школьников.
Цель исследования - проведение нейропсихологической диагностики нарушений письменной речи у младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что при проведении нейропсихологической диагностики могут быть выявлены нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста и наибольшие трудности у младших школьников могут возникать при восприятии на слух.
Для достижения данной цели и проверки гипотезы потребовалось решение следующих задач:
- провести теоретический анализ источников, раскрывающих особенности нейропсихологической диагностики нарушений письменной речи у младших школьников;
- провести экспериментальное исследование нарушений письменной речи у младших школьников с помощью нейропсихологических методов;
- разработать направление логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи у младших школьников.
Методологическая основа исследования:
- положения о развитии речи Л.С. Выготского [15], А.Н. Леонтьева [27], А.Р. Лурия [28], П.Я. Гальперина [15];
- концепции о формировании письменной речи у детей младшего школьного возраста Н.Г. Алтуховой [1], В.Г. Ветвицкого [9], А.И. Моисеевой [37], Л.А. Венгер [8], Н.Н. Волосковой [11], М.В. Сиротюк [47] и др.;
- концепции о нарушениях письменной речи у детей младшего школьного возраста Т.Г. Визель [10], Т.Г. Егорова [16], Е.А. Логиновой [27], Л.Н. Ефименковой [18], О.М. Коваленко [20], Г.А. Османовой [38], О.А. Токаревой [50] и др.;
- концепции использования нейропсихологического похода к исследованию нарушений письменной речи Л.С. Выготского [15], А.Р. Лурия [28], Т.В. Ахутиной [2], Н.К. Корсаковой [22], М.А. Павловой [39], Н.Н. Полонской [42], А.В. Семенович [44], А.Л. Сиротюк [48], Т.А. Фотековой [51], Л.С. Цветковой [54] и др.
Методы исследования:
- анализ научной литературы по теме исследования;
- наблюдение;
- эмпирические (методика «Обследование письма младших школьников» Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой);
- анализ и интерпретация результатов исследования;
- математическая обработка данных исследования.
Практическая значимость исследования. Полученные в исследовании данные позволяют педагогам и специалистам в системе образования проводить нейропсихологическую диагностику нарушений письменной речи
у младших школьников, а также разработать логопедические занятия по коррекции нарушений письменной речи у младших школьников.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, состоящий из 54 источников, 4 приложений.
Апробация. Результаты исследования были опубликованы в научно-исследовательском журнале. Выходные данные статьи: Шаронова А.В. Нейропсихологическая диагностика нарушений письменной речи у младших школьников // Студенческий вестник: научный журнал. - № 11(61). - М., Изд. «Интернаука», 2019 и XII Международной научно-образовательной конференции Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика. 23 апреля 2019, Казань, Нейропсихологическая диагностика нарушений письменной речи у младших школьников.
Анализ научных источников по теме исследования позволили утверждать, что проблемами развития речи с психологической точки зрения занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин и др. Данные авторы подтвердили, что сознание ребенка развивается в деятельности, а мышление и речь формируются в процессе его практической деятельности.
А.Р. Лурия исследует, что недостаточный уровень развития письменной речи отрицательно сказывается на высших психических функциях ребенка. Он плохо усваивает учебный материал, испытывает трудности в процессе обучения. Р.Е. Левина выделяет три этапа развития письменной речи: элементный этап; буквенный этап, этап связного письма. Высшей стадией развития письменной речи является связное, скорописное письмо.
Овладение письменной речью - существенный вклад в речевое развитие ребенка. Письменная речь имеет огромное значение в умственном развитии ребенка. Л.С. Выготский - первый исследователь письменной речи как знаковой системы. Он исследовал письменную речь как сложный вид речи, а не просто привычку руки и пальцев. Данный подход в изучении проблемы формирования письменной речи стал основным.
По мнению М.Р. Львова, формирование письменной речи должно проходить через сочинения и изложения. Изложение учит усваивать образцы речи, а сочинение учит вводить эти образцы в употребление. Педагог продолжает идею Л.С. Выготского о мотивации формирования письменной речи у учеников начальных классов, но в предлагаемых его упражнениях прослеживается только одна функция письменной речи, - это общение на расстоянии, то есть общение с помощью писем.
Интересный процесс формирования письменной речи предлагает О.М. Коваленко. Она предлагает использовать словесное творчество. По ее мнению, формирование письменной речи будет протекать успешнее, если ученик будет чувствовать себя творцом.
Л.Н. Ефименко замечает, что уроки русского языка должны способствовать формированию творческой языковой личности, способной к активной трудовой и умственной деятельности в различных областях общественной жизни.
В настоящее время, распространен нейропсихологический подход в диагностике и коррекции письменной речи младших школьников. Письменная речь определяется нейропсихологическим подходом как сложная функциональная система, реализуемая совместной и интегрированной деятельностью различных областей мозга. Недоразвитие какой-либо из них приводит к специфическим формам дислексии и дисграфии.
Нейропсихологический подход исследования нарушений письменной речи основан на фундаментальных теоретических положениях Л. С. Выготского и А. Р. Лурия о высших психических функциях как о сложных функциональных системах, состоящих из структурных компонентов. Преимущества нейропсихологического подхода в том, что он позволяет исследовать структурные компоненты высших психических функций, и определить связь возникновения нарушений письменной речи с недостаточностью определенных высших психических функций.
Исследование по выявлению нарушений письменной речи у младших школьников было проведено на базе МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №97» Приволжского района г. Казани. В исследовании приняло участие 50 младших школьников.
Для исследования выявления нарушений письменной речи была использована методика «Обследование письма младших школьников» Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой.
В качестве выполнения диктанта младшим школьникам был представлен текст «Вороны». Наибольшее количество ошибок ученики 2Б класса допустили по зрительно-моторным ошибкам, наименьшее - по оптическим ошибкам. Ученики ЗА класса наибольшее количество ошибок допустили по орфографическим ошибкам, наименьшее - по зрительно-моторным ошибкам. Наличие оптических ошибок у учеников 3А класса не выявлено.
Для списывания с печатного текста младшим школьникам был предложен текст «Котенок». Наибольшее количество ошибок при списывании с печатного текста ученики 2Б класса допустили по зрительно-моторным ошибкам, наименьшее - по оптическим ошибкам. Ученики ЗА класса наибольшее количество ошибок допустили по орфографическим ошибкам, наименьшее - по зрительно-пространственным ошибкам. Наличие оптических ошибок у учеников ЗА класса не выявлено.
Для списывания с рукописного текста младшим школьникам был предложен текст «Хорошо». Наибольшее количество ошибок при списывании с рукописного текста ученики 2Б класса допустили по ошибкам звукового анализа и синтеза, наименьшее - по моторным и оптическим ошибкам. Ученики ЗА класса наибольшее количество ошибок допустили по орфографическим ошибкам, наименьшее - по оптическим ошибкам.
Таким образом, результаты исследования показали, что наибольшее количество ошибок младшие школьники как 2Б класса, так и ЗА класса допустили при слуховом диктанте. Меньшее количество ошибок допущено при списывании с печатного текста. При списывании с рукописного текста младшие школьники допустили больше ошибок, чем при списывании с печатного текста, но меньше ошибок, чем при диктанте.
Нейропсихологический подход к коррекции нарушений письменной речи считаем актуальным при работе с современными детьми. Повышение работоспособности, умение планировать учебную деятельность, навыки самоконтроля позволяют на более качественном уровне устранить имеющиеся нарушения, что в конечном итоге стимулирует учебную мотивацию и приводит к улучшению успеваемости.
Наличие стойких ошибок у младших школьников в письменной речи обусловили разработку логопедической работы по нейропсихологической коррекции у младших школьников.
Логопедическая работа коррекции письменной речи ведется не отдельно, а наряду с развитием высших психических функций параллельно с двигательной и познавательной деятельностью, что обеспечивает системный подход нейропсихологической коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Цель логопедической работы: коррекция письменной речи у детей младшего школьного возраста с нейропсихологическим подходом.
Основные направления работы:
1. Развивать программирование, регуляцию и контроль графических навыков (двигательных функций). Данное направление направлено на выработку плавных движений руки.
2. Развивать программирование, регуляцию и контроль познавательной деятельности. Данное направление подразумевает включение упражнений и игр, направленных на выработку произвольной регуляции у младших школьников.
3. Развивать программирование, регуляцию и контроль оптических, моторных, зрительно-моторных, зрительно-пространственных ошибок, ошибок звукового анализа и синтеза, орфографических ошибок.
Нами составлен перспективный план упражнений и игр с нейропсихо - логическими приемами. Упражнения и игры построены таким образом, что происходит постепенное усложнение речевого материала. Такая система работы определяется особенностями развития программирования, регуляции и контроля письма у младших школьников с дисграфией. Данные упражнения и игры войдут в структуру каждого занятия.
Ожидаемые результаты: повысится уровень сформированности функций программирования, регуляции и контроля двигательной, познавательной деятельности и письма у младших школьников посредством нейропсихологических приемов; будет развиваться произвольное внимание, память, мышление, речь; снизятся стойкие специфические ошибки у младших школьников на письме; повысится школьная успеваемость.
А.Р. Лурия исследует, что недостаточный уровень развития письменной речи отрицательно сказывается на высших психических функциях ребенка. Он плохо усваивает учебный материал, испытывает трудности в процессе обучения. Р.Е. Левина выделяет три этапа развития письменной речи: элементный этап; буквенный этап, этап связного письма. Высшей стадией развития письменной речи является связное, скорописное письмо.
Овладение письменной речью - существенный вклад в речевое развитие ребенка. Письменная речь имеет огромное значение в умственном развитии ребенка. Л.С. Выготский - первый исследователь письменной речи как знаковой системы. Он исследовал письменную речь как сложный вид речи, а не просто привычку руки и пальцев. Данный подход в изучении проблемы формирования письменной речи стал основным.
По мнению М.Р. Львова, формирование письменной речи должно проходить через сочинения и изложения. Изложение учит усваивать образцы речи, а сочинение учит вводить эти образцы в употребление. Педагог продолжает идею Л.С. Выготского о мотивации формирования письменной речи у учеников начальных классов, но в предлагаемых его упражнениях прослеживается только одна функция письменной речи, - это общение на расстоянии, то есть общение с помощью писем.
Интересный процесс формирования письменной речи предлагает О.М. Коваленко. Она предлагает использовать словесное творчество. По ее мнению, формирование письменной речи будет протекать успешнее, если ученик будет чувствовать себя творцом.
Л.Н. Ефименко замечает, что уроки русского языка должны способствовать формированию творческой языковой личности, способной к активной трудовой и умственной деятельности в различных областях общественной жизни.
В настоящее время, распространен нейропсихологический подход в диагностике и коррекции письменной речи младших школьников. Письменная речь определяется нейропсихологическим подходом как сложная функциональная система, реализуемая совместной и интегрированной деятельностью различных областей мозга. Недоразвитие какой-либо из них приводит к специфическим формам дислексии и дисграфии.
Нейропсихологический подход исследования нарушений письменной речи основан на фундаментальных теоретических положениях Л. С. Выготского и А. Р. Лурия о высших психических функциях как о сложных функциональных системах, состоящих из структурных компонентов. Преимущества нейропсихологического подхода в том, что он позволяет исследовать структурные компоненты высших психических функций, и определить связь возникновения нарушений письменной речи с недостаточностью определенных высших психических функций.
Исследование по выявлению нарушений письменной речи у младших школьников было проведено на базе МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №97» Приволжского района г. Казани. В исследовании приняло участие 50 младших школьников.
Для исследования выявления нарушений письменной речи была использована методика «Обследование письма младших школьников» Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой.
В качестве выполнения диктанта младшим школьникам был представлен текст «Вороны». Наибольшее количество ошибок ученики 2Б класса допустили по зрительно-моторным ошибкам, наименьшее - по оптическим ошибкам. Ученики ЗА класса наибольшее количество ошибок допустили по орфографическим ошибкам, наименьшее - по зрительно-моторным ошибкам. Наличие оптических ошибок у учеников 3А класса не выявлено.
Для списывания с печатного текста младшим школьникам был предложен текст «Котенок». Наибольшее количество ошибок при списывании с печатного текста ученики 2Б класса допустили по зрительно-моторным ошибкам, наименьшее - по оптическим ошибкам. Ученики ЗА класса наибольшее количество ошибок допустили по орфографическим ошибкам, наименьшее - по зрительно-пространственным ошибкам. Наличие оптических ошибок у учеников ЗА класса не выявлено.
Для списывания с рукописного текста младшим школьникам был предложен текст «Хорошо». Наибольшее количество ошибок при списывании с рукописного текста ученики 2Б класса допустили по ошибкам звукового анализа и синтеза, наименьшее - по моторным и оптическим ошибкам. Ученики ЗА класса наибольшее количество ошибок допустили по орфографическим ошибкам, наименьшее - по оптическим ошибкам.
Таким образом, результаты исследования показали, что наибольшее количество ошибок младшие школьники как 2Б класса, так и ЗА класса допустили при слуховом диктанте. Меньшее количество ошибок допущено при списывании с печатного текста. При списывании с рукописного текста младшие школьники допустили больше ошибок, чем при списывании с печатного текста, но меньше ошибок, чем при диктанте.
Нейропсихологический подход к коррекции нарушений письменной речи считаем актуальным при работе с современными детьми. Повышение работоспособности, умение планировать учебную деятельность, навыки самоконтроля позволяют на более качественном уровне устранить имеющиеся нарушения, что в конечном итоге стимулирует учебную мотивацию и приводит к улучшению успеваемости.
Наличие стойких ошибок у младших школьников в письменной речи обусловили разработку логопедической работы по нейропсихологической коррекции у младших школьников.
Логопедическая работа коррекции письменной речи ведется не отдельно, а наряду с развитием высших психических функций параллельно с двигательной и познавательной деятельностью, что обеспечивает системный подход нейропсихологической коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Цель логопедической работы: коррекция письменной речи у детей младшего школьного возраста с нейропсихологическим подходом.
Основные направления работы:
1. Развивать программирование, регуляцию и контроль графических навыков (двигательных функций). Данное направление направлено на выработку плавных движений руки.
2. Развивать программирование, регуляцию и контроль познавательной деятельности. Данное направление подразумевает включение упражнений и игр, направленных на выработку произвольной регуляции у младших школьников.
3. Развивать программирование, регуляцию и контроль оптических, моторных, зрительно-моторных, зрительно-пространственных ошибок, ошибок звукового анализа и синтеза, орфографических ошибок.
Нами составлен перспективный план упражнений и игр с нейропсихо - логическими приемами. Упражнения и игры построены таким образом, что происходит постепенное усложнение речевого материала. Такая система работы определяется особенностями развития программирования, регуляции и контроля письма у младших школьников с дисграфией. Данные упражнения и игры войдут в структуру каждого занятия.
Ожидаемые результаты: повысится уровень сформированности функций программирования, регуляции и контроля двигательной, познавательной деятельности и письма у младших школьников посредством нейропсихологических приемов; будет развиваться произвольное внимание, память, мышление, речь; снизятся стойкие специфические ошибки у младших школьников на письме; повысится школьная успеваемость.
Подобные работы
- Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития на логопедических занятиях в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022 - Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников
с задержкой психического развития на логопедических занятиях
в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОШИБОК НА ОСНОВЕ
НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И НОРМОЙ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая работа по преодолению оптико-пространственной дисграфии у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2021 - Преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022 - Сравнительное изучение импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2023 - Логопедическая работа по формированию кинетико-кинестетического
самоконтроля речи у младших школьников с дизартрией
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по преодолению оптико-пространственной
дисграфии у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



