Введение 3
Глава I. Научно-теоретические основы проблемы изучения влияния пространственно-временных представлений у школьников с тяжелыми нарушениями речи на овладение письменной речь 8
1.1. Характеристика детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи 8
1.2. Понятие, особенности и предпосылки овладения письменной речью.. ..22
1.3. Нарушения пространственно-временных представлений у школьников с тяжелыми нарушениями речи и их влияние на овладение письменной речью 30
Выводы по Главе 1 41
Глава II. Исследование состояния пространственно-временных представлений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и их влияния на овладение письменной речью 44
2.1. Организация и методы исследования 44
2.2. Анализ результатов исследования пространственно-временных
представлений и письменной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи 47
2.3. Влияние пространственно-временных представлений на
сформированность письма у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи 55
Выводы по Главе II 58
Заключение 60
Список использованной литературы 62
Приложения
Актуальность исследования. В современной системе образования значительно возросли требования к уровню знаний учащихся младших классов за счёт увеличения объёма материала, который должен быть ими усвоен. При этом по данным разных исследователей, количество учащихся младших классов, которые в силу различных причин не успевают усвоить в нужном объеме и за отведенное время учебную программу, колеблется в пределах 20-30%. Данные цифры значительно увеличиваются, если речь о детях, обучающихся в речевых школах. Значительный процент неуспевающих учащихся составляют дети с тяжелыми нарушениями речи, имеющие нарушения письменной речи. Л.О. Пережогин, рассматривая специфические расстройства речи и школьных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи, относит нарушения письма к наиболее распространенному проявлению (около 80%) трудностей обучения.
В современной литературе нарушения письма именуются термином дисграфия. Из-за стойких ошибок письма, представляющих собой наиболее распространённую форму трудностей овладения школьной программой, из-за системного нарушения фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, дети младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи часто оказываются в числе «неуспевающих». И, как следствие, нарушения письма оказывают негативное влияние на весь процесс обучения, личностное, эмоционально-волевое и речевое развитие школьника, что влечет за собой и неуспеваемость. При этом разработка целенаправленных методов коррекции нарушений письменной речи и наиболее эффективных методических подходов к данному процессу, которые бы позволяли в оптимальные сроки устранить нарушения письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, все еще продолжают привлекать внимание специалистов и оставаться важной проблемой логопедии.
Симптоматика дисграфий и основные методы их коррекции у детей с речевыми нарушениями широко освещены в специальной литературе, в частности в работах Т.Г. Визель, О.В. Елецкой, Л.Н. Ефименковой, В.Д. Казьмина, И.К. Колповской, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.Г. Парамоновой, М.А. Поваляевой, И.Н. Садовниковой, Л.Ф. Спировой, А.В. Ястребовой и других. Все исследователи указывают, что системные нарушения речи отражаются на формировании у детей с ТНР не только правильного процесса письма, но и на развитии у них целого ряда неречевых психических функций. Так, у данной категории учащихся часто отмечаются недостатки дифференцированного зрительного восприятия, зрительного внимания и памяти, нарушение пространственно-временных представлений. А слабость указанных неречевых психических функций детей с ТНР является серьезным препятствием для овладения письмом и может привести к возникновению оптической дисграфии, которая не связана с состоянием устной речи.
Вообще пространственно-временные представления являются ведущим компонентом любой психической деятельности. Пространственно-временная организация деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и оптико-пространственных представлений лежат в основе формирования высших психических функций, в том числе и речи. А трудности обработки зрительно-пространственной и временной информации влияют на учебную деятельность детей и, прежде всего, на овладение письмом. Однако до настоящего времени недостаточно проанализированы трудности, которые испытывают дети в ходе овладения учебным материалом, недостаточно разработаны специальные коррекционные программы, обеспечивающие содержание работы логопеда в данном направлении, также как и недостаточно комплексных методик, направленных на формирование пространственно-временных представлений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в системе логопедической работы по коррекции нарушений у них письменной речи.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена следующими факторами:
- Во-первых, пространственно-временные представления являются важными в психическом и речевом развитии ребенка и сложными, поскольку длительно формируются и являются очень уязвимыми.
- Во-вторых, развитие пространственно-временных представлений важно для овладения ребенком чтением, письмом, счетом, необходимых для успешного обучения в школе.
- В-третьих, недостаточно экспериментальных исследований, посвященных определению влияния особенностей пространственно-временных представлений у школьников с тяжелыми нарушениями речи на овладение ими письменной речью.
- В-четвертых, наблюдается дефицит специальных методик, направленных на развитие пространственно-временных представлений в структуре преодоления дисграфии у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Цель исследования: исследование влияния нарушений пространственно-временных представлений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на овладение ими письменной речью.
Объект исследования: состояние пространственно-временных представлений и письменной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: влияние пространственно-временных представлений на овладение письменной речью у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза исследования: учитывая тесную взаимосвязь речи и других психических функций, можно предположить, что у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи имеется качественное своеобразие и низкий уровень сформированности пространственно-временных представлений, нарушения которых являются предпосылками возникновения специфических оптических и графических ошибок на письме.
Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научную и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности пространственно-временных представлений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
3. Экспериментально выявить влияние нарушений пространственновременных представлений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на овладение ими письменной речью.
4. Разработать направления работы по обогащению пространственновременных представлений у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи.
Методологической основой исследования является положение о системной организации высших психических функций А.Р. Лурия [35]; положение о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению, положение о роли деятельности и теория о ведущей деятельности в развитии ребенка Л.С. Выготского [18]; положения психологии восприятия пространства и времени Б.Г. Ананьева [1]; положения о роли специального обучения детей с проблемами в развитии, в том числе детей с тяжелыми нарушениями речи (Т.В. Ахутина [5], Л.С. Волкова [16], P.E. Левина [32], Л.В. Лопатина [34], Е.Ф. Соботович [46]).
Для подтверждения гипотезы используются следующие методы исследования:
- теоретический (обзор трудов и разработок в области педагогики и психологии по выбранной тематике);
- экспериментальный метод (проведение констатирующего эксперимента);
- количественный метод (количественный таблично-графический анализ полученных данных);
- интерпретационный метод (качественный анализ, обсуждение и обобщение результатов).
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные результаты исследования особенностей пространственновременных представлений и их взаимосвязи с состоянием письменной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи могут быть использованы логопедами, дефектологами, для разработки технологий и приемов обучения, для составления перспективных планов обучения. Система работы по обогащению пространственных и временных представлений, предложенная в нашей работе, может быть использована как на логопедических занятиях, так и в целях профилактики.
База исследования: ГБОУ "Казанская школа-интернат № 4 для детей с ограниченными возможностями здоровья" г. Казани.
Структурно работа изложена на страницах печатного (компьютерного) текста и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В данной исследовательской работе представлено изучение особенностей пространственных и временных представлений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и влияние их сформированности на овладение письмом. Отмечается прямая зависимость между тяжестью нарушений пространственно-временных представлений и степенью сформированности навыков письма.
Нередко у детей наблюдаются пространственные и оптикопространственные нарушения, которые выражаются неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, нарушением целостного образа предметов. Также у учащихся наблюдается искаженное копирование изображений, неправильное восприятие местоположения и удаленности предметов в пространстве. Они затрудняются в дифференциации правой и левой рук, у них отмечается недоразвитие представлений о схеме собственного тела. Дети испытывают трудности в ориентировке на плоскости листа бумаги, у них отмечается дисграфия.
Пространственные представления детей составляют основу психического развития, над которой надстраиваются остальные высшие психические функции. Дети с неразвитой ориентировкой в пространстве будут испытывать затруднения при сканировании текста с листа, и, следовательно, при формировании чтения (дислексия), письма (дисграфия), счета (дискалькулия). Поэтому одним из важнейших условий психического развития является своевременное формирование у детей пространственных представлений.
Нарушение письма у детей с ТНР может быть связано с недостаточностью движений глаз, отсутствием синхронности их движения вдоль строки, сужением полей зрения, специфицическими оптикогностическими расстройствами. Если нарушение обусловлено недостаточностью зрительных представлений, способность к списыванию сохраняется; если в его основе лежит несформированность оптикопространственных представлений, то и списывание может вызвать у ребенка определенные, иногда значительные, трудности
У детей с недостаточно развитыми пространственными представлениями наблюдается нестабильность графических форм (нарушение высоты, ширины, наклона букв). Они с трудом осваивают конфигурацию букв, не могут понять соотношение частей, их расположение на строке. У детей с нарушениями пространственных представлений часто встречается, так называемое, «зеркальное письмо».
Все это подтверждает зависимость овладения процессом письма от уровня сформированности пространственных представлений.
Предупредить появление дисграфии возможно лишь в том случае, если в дошкольном возрасте с детьми последовательно и систематически осуществляется работа по формированию пространственных представлений. Разработанная нами система работы по обогащению пространственных и временных представлений у учащихся младших классов представлена в приложении 3.
1. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев. - Просвещение, 1964.
2. Андреева Н.Ю. Дети с моторной алалией. Причины, исследование, коррекция [Текст] / Н.Ю. Андреева // Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов. - 2013. - С. 9-11.
3. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова - М.: ACT: Астрель, 2008. - 254 с.
4. Асанова Т.А., Гуслякова Л.Г., Куликова Н.И. Словарь- справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями [Текст] / Т.А. Асанова, Л.Г. Гуслякова, Н.И. Куликова. - Барнаул, 1999. - 88
с.
5. Ахутина Т.В., Камардина И.О., Пылаева Н.М. Нейропсихолог в школе. Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения в условиях общего образования [Текст] / Т.В.Ахутина, И.О. Камардина, Н.М. Пылаева. - М: В. Секачев, 2013. - 56 с.
6. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика [Текст] / Т.В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. - М.: МПСИ,
2001. - С. 7-20.
7. Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников [Текст] / Т.В. Ахутина, О.Б.Иншакова. - М.: В. Секачев, 2008. — 128 с.
8. Ахутина Т.В., Золотарева Э.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции [Текст] / Т.В. Ахутина, Э.В. Золотарева // Школа здоровья. - 1997. - № 3. - С. 38-49.
9. Беккер К., Совак М. Логопедия [Текст] / К. Беккер, М. Совак. -
М.: МедицИна, 1981. - 288 c.
10. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия [Текст] / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова // Дизартрия. - М.: Владос, 2009. - 287 с.
11. Белякова Л.И., Усанова О.Н., Гаркуша Ю.Ф., Фигередо З.З. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормальной речью [Текст] / Л.И. Белякова, О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша, З.З. Фигередо // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. - М., 1991. - С. 72-88.
12. Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, коррекция, классификации, профилактика): монография [Текст] / С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович. - М.; Воронеж: МПСУ: МОДЭК, 2014. - 530 с.
13. Бизюк А.П. Основы нейропсихологии [Текст] / А.П. Бизюк. - СПб.: Речь, 2005. - 293 с.
14. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Т.Г. Визель. - М: Астрель, 2009. - 127 с.
15. Волкова О.Н., Выборнова В.Ю., Грудцына Н.Г. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник [Текст] / О.Н. Волкова, В.Ю. Выборнова, Н.Г. Грудцына. - М.: Наука, 1998. - 308 с.
16. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.С. Волкова // Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2009. - 703 с.
17. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь детям с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. - М.: Книголюб, 2004. - 104 с.
18. Выготский Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с.
19. Гутник Е.П. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с алалией [Текст] / Е.П. Гутник // Актуальные вопросы современной педагогики. Материалы X Международной научной конференции. - 2017. - С. 113-118.
20. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе [Текст] / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. - М.: Сфера,
2007. - 162 с.
21. Елисеева М.Б. Классификация речевых ошибок детей с общим недоразвитием речи [Текст] / М.Б. Елисеева // Логопед. - 2012. - № 1. - С. 26-36.
22. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - М.: Владос, 2004. - 334 с.
23. Жарова Г.В. Речевая и неречевая симптоматика моторной алалии [Текст] / Г.В. Жарова // Российская оториноларингология. - 2008. - № 2. - С. 38-41.
24. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева. - М.: КнигоМир, 2011. - 320 с.
25. Иншакова О.Б., Колесникова A.M. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. Учебно-методическое пособие [Текст] / О.Б. Иншакова, A.M. Колесникова. - М.: В. Секачев, 2006. - 80 с.
26. Казьмин В.Д. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма [Текст] / В.Д. Казьмин. - М.: АРКТИ, 2005. - 400 с.
27. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления [Текст] / В.А. Ковшиков. - М.: КАРО, 2006. - 304 с.
28. Козловская Г.Ю. Лекции по дисциплине «Нарушения голоса. Ринолалия» [Текст] / Г.Ю. Козловская. - М.: МСГИ, 2004. - 14 с.
29. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / А.Н. Корнев. - СПб.: Речь, 2003 - 336 с.
30. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты [Текст] / А.Н. Корнев. - СПб.: Речь,2006. - 380 с.
31. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи [Текст] / Р.И. Лалаева // Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2009. - С. 459-498.
32. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: Диалектика, 2006. - 340 с.
33. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина // Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Альянс, 2013. - 368 с.
34. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) [Текст] / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2001. - 191 с.
35. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека [Текст] / А.Р. Лурия. - СПб: Питер, 2008. - 624 с.
36. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: Академия, 2002. - 352 с.
37. Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников [Текст] / В.Я. Ляудис, И.П. Негурэ. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 150 с.
38. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика,
коррекция [Текст] / Л.Г.Парамонова. - СПб.: Детство-пресс, 2006. - 128 с.
39. Пережогин Л. О. Специфические расстройства речи и школьных навыков: Диагностика и коррекция [Текст] / Л.О. Перегожин. - М.: ТЦ Сфера, 2005 - 260 с.
40. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования [Текст] / М.А. Поваляева. - Ростов на Дону: Феникс, 2006. - 158 с.
41. Правдина О.В. Логопедия [Текст] / О.В. Правдина. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с.
42. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология
преодоления [Текст] / И.Н. Садовникова. - М.: Парадигма, 2012. - 280 с.
43. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: учебное пособие [Текст] / И.Н. Садовникова. - М.: Владос, 1997. - 256 с.
44. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы [Текст] / Н.Я. Семаго // Дефектология. - № 1. - 2000. - С. 27-32.
45. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст] / А.В. Семенович. - М.: Академия, 2002. - 232 с.
46. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией [Текст] / Е.Ф. Соботович. - Киев: Изд-во КГПИ, 1981. - 150 с.
47. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи: (I-IV класс) [Текст] / Л.Ф. Спирова. - М.: Педагогика, 1980. - 192 с.
48. Сумченко Г.М. Сопоставление буквенных замен при письме слогов у учащихся массовой школы, школы для детей с ТНР и вспомогательной школы [Текст] / Г.М. Сумченко // Речевые и нервнопсихические нарушения у детей и взрослых. - Ленинград, 1987. - С. 37-42.
49. Сумченко Г.М., Демочко С.В. Проблема леворукости в связи с обучением письму детей, имеющих недоразвитие речи [Текст] / Г.М.
Сумченко, С.В. Демочко // Нарушения речи. Методы изучения и коррекции / Под ред. Р. И. Лалаевой. - Санкт-Петербург, 1993. - С. 70-78.
50. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие [Текст] / Т.Б. Филичева. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.
51. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] / Л.С. Цветкова // Учебное пособие. - М.: Изд-во МПСИ, 2005. - 359 с.
52. Шипицына Л.М., Волкова Л.С., Крутикова Э.Г. Комплексное исследование мнестической деятельности младших школьников с речевой патологией [Текст] / Л.М. Шипицына, Л.С. Волкова, Э.Г. Крутикова // Дефектология. - 1991. - № 2. - С. 16-21.
53. Щерба Л.В. Теория русского письма [Текст] / Л.В. Щерба. - Л.: Наука, 1983. - 138 с.
54. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи [Текст] / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. - М.: Аркти, 1996. - 159 с.