Введение 3
Глава I. Теоретический анализ источников, раскрывающих особенности формирования лексико-грамматических категорий 7
1.1 Развитие лексико-грамматических категорий в онтогенезе 7
1.2 Особенности развития лексико-грамматических категорий у детей с
общим недоразвитием речи 13
1.3 Формирование лексико-грамматических категорий с помощью
технологии «Лэпбук» 22
Выводы по Главе 1 29
Глава II. Эмпирическое исследование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 31
2.1 Организация и методы экспериментального исследования 31
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
Выводы по Главе II 37
Глава III. Коррекционная работа по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи III уровня с
помощью технологии «Лэпбук» 38
3.1 Организация и содержание формирующего эксперимента 38
3.2 Оценка эффективности программы по развитию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи с помощью технологии «Лэпбук» 51
Выводы по Главе III 56
Заключение 57
Список литературы 59
Приложения
Общие недоразвитие речи, по данным Всемирной организации здравоохранения, отмечаются в настоящее время в среднем у 30 % детей, пришедших в первый класс школы, т.е. объективно в течение дошкольного периода у трети всей популяции детей речевая функция не достигает нормы и требует дополнительных корригирующих воздействий специалистов. Зарубежные исследования показывают, что частота речевых расстройств у детей варьируется от 5—10 % до 20 % и выше. Распространенность тяжелых и устойчивых нарушений речи по данным разных авторов менее 0,1 %. Другая крайность — широко распространенные расстройства речи, их частота может достигать 15—25 %. Однако у многих этих детей относительно небольшие задержки развития речи или проблемы с артикуляцией либо не приводят к социальным нарушениям, либо приводят к небольшим и разрешаются без лечения.
Речевое развитие детей является основой дальнейшего школьного обучение. У детей с общим недоразвитием речи отмечается бедность словарного запаса и несформированность грамматических конструкций. Развитие данных компонентов - основная задача, стоящая перед дошкольной образовательной организацией. Недостатки речевого развития могут отразиться на неуспеваемости ребенка, появлении вторичных речевых нарушений, таких как дисграфия и дислексия, а так же стать причиной появления негативных личностных качеств, неуверенности в себе и своих силах.
Проблема развития речи актуальна в связи с увеличением числа дошкольников, имеющих логопедическое заключение общее недоразвитие речи.
Так же актуальным является вопрос средств формирования лексико-грамматических категорий - методик развития и коррекции. В век научно-технического прогресса, с целью повышения качества образования становится очевидным необходимость использования инновационных технологий в образовании.
Для повешения мотивации детей к процессу обучения необходимо внедрение инновационных технологий, поэтому для проведения формирующего эксперимента нами была выбрана технология «Лэпбук» и проведена ее адаптация для успешного формирования лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Проблемой формирование лексико-грамматических категорий занимались ряд ученых Л.С. Волкова [16], Р.И. Лалаева [13], Р.Е. Левина [22],Л.В. Мещерякова [19], О.С. Ушакова [26], Т.Б. Филичева [27].
Цель исследования - формирование лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Шуровня с помощью (инновационной) технологии «Лэпбук».
Объект исследования - лексико-грамматические категории у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - формирование лексико-грамматических категорий средствами технологии «Лэпбук» у детей с общим недоразвитием речи.
система коррекционной работы, направленная на формирование лексико-грамматически категорий у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотезой исследования нами было выдвинуто предположение о том, что использование технологии «Лэпбук» на коррекционно-логопедических занятиях позволяет повысить уровень сформированности лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвития речи Шуровня с учетом ведущей деятельности, а именно обогащение словарного запаса, образование существительных в косвенных падежах, употребление предлогов, словообразование глаголов.
Для достижения поставленных целей и проверки гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:
• Изучить специальную литературу
• Изучить состояние лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Шуровня и в норме.
• Апробировать технологию и доказать, что она способствует успешному формированию лексико-грамматических категорий. Поставленные задачи были решены при помощи следующих методов
исследования:
Теоретические методы:
- теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования;
- изучение и анализ документации (логопедических заключений и речевых карт);
Эмпирические методы:
- Проведение констатирующего и формирующего экспериментов;
- Наблюдение в режимных моментах и в процессе игровой деятельности.
Методологическая база исследования:
- разработки и рекомендации Л.С. Волковой, О.С. Орловой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой;
- концепции развития речевой деятельности Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев,
А.А. Леонтьев, О.С. Ушакова, Д.Б. Эльконин;
- теоретические положения о значении технологии «Лэпбук» в развитии лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи Шуровня Д.А. Гатовская, А.Д. Нурисланова.
Практическая значимость дипломной работы обусловлена необходимостью формирования лексико-грамматических категорий у детей в дошкольном возрасте с общим недоразвитием речи III уровня для дальнейшего обучения в школе и формирования грамотной речи. Материалы, представленные в рамках данной дипломной работы, могут быть полезны не только логопедам, но и воспитателям логопедических групп, а также родителям.
Структура дипломной работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы
Проведя теоретический анализ специальной литературы мы пришли к следующему заключению, что дети с нормальным речевым развитием и дети с ОНР имеют сходную последовательность формирования грамматического строя речи, однако детям с ОНР такой процесс дается с большими трудностями. Зачастую в речи детей с ОНР можно наблюдать ошибки формы сочетания слов в предложениях. Все это указывает на необходимость коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи, так как усвоение норм грамматического строя речи необходимо для дальнейшего обучения ребенка в школе и его речевого развития в целом.
Тем самым в процессе речевого развития ребенка дошкольного возраста у него происходит формирование и развитие словаря, лексико-грамматических категорий. У детей с ОНР проблемы развития лексики заключаются в ограниченном словарном запасе, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, наличии неточного применения слов, трудностях актуализации словаря. В связи с этим, для развития лексической стороны речи у дошкольников с ОНР требуется проведение целенаправленной работы, одним из направлений которой может стать организация сюжетно-ролевых игр, направленных на речевое развития и коррекцию недостатков лексической речи.
Экспериментальная работа по формированию лексико-грамматических категорий проводилась на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» - «Умка» Ново-Савиновского района г. Казани. Для проведения обследования были выбраны 26 детей дошкольного возраста, имеющих логопедическое заключение общее недоразвитие речи III уровня.
Для проведения диагностики сформированности лексико-грамматических категорий нами была подобрана методика, автором которой является В.М. Акименко «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями».
По полученным результатам обследования нам удалось сделать вывод, что уровень сформированности лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи не соответствует возрастной норме. Лишь 20% детей показали средний уровень развития, на уровень ниже 36% детей и самые низкие результаты получили 26% детей, у которых отмечается не только несформированности лексико-грамматических категорий, но и низкий уровень речевой активности.
Нами была разработан и прописан тематический план, реализуемый на занятиях с помощью технологии «Лэпбук».
Повторное обследование после проведенной коррекционно-логопедическое работы показало, что у детей отмечается значительные улучшения сформированности лексико-грамматических категорий. Заметно расширился словарный запас существительных, прилагательных и глаголов, уменьшились ошибки словоизменения и согласования различных частей речи.
Таким образом, гипотеза исследования была доказана, процесс формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, проходит более эффективно при использовании комплекса коррекционно-логопедических занятий с помощью технологии «Лэпбук».
1. Абрамова, Т.В. Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.В. Абрамова. // Логопед.- №5. - 2014. -с.29-36.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.В. Яшина.- М.: Владос, 2013. - 187с.
3. Акименко, В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями [Текст] / В.М. Акименко - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 45с.
4. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст]. / Е.Ф. Архипова - М.: АСТ, 2006.
5. Астаева, А. В. Нейропсихологический анализ развития высших психических функций у детей в норме и с общим недоразвитием речи [Текст] / А.В.Астаева, Д.И.Воронкова, М.Б.Королева // Вестник ЮУрГУ - 2010 №27 (203). с. 82-86.
6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2014.-255с.
7. Венгер, Л.А. Воспитание обучение детей шестого года жизни [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 2013. - 160с.
8. Власенко, И.Т. Методы обследования речи у детей [Текст] / И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина. - М.: РИПКРО, 2006. - 90с.
9. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт-К., 2008. - 556с.
10. Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015.
11. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - СПб.: Детство-Пресс, 2013.- 472с.
12. Гомзяк, О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Тетрадь 2 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе группе [Текст] /
О.С. Гомзяк. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2016. - 24с.
13. Горбунова, Ю. Мастер-класс для педагогов. Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и детей / [Электронный ресурс] http://www.maam.ru/detskiisad/master-klas-dlia-pedagogov-na-temu-lvepbuk-kak- forma-sovmestnoi-deiatelnosti-vzroslogo-i-detei.html
14. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие [Текст] / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: РАО, 2013. - 136 с.
15. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2015. - 288с.
16. Исаев, Д.Н. Психическое недоразвитие у детей [Текст] / Д.Н. Исаев. - Л.: Медицина, 2010.
17. Катаева, Л. И. Изучение познавательных процессов детей дошкольного возраста [Текст] / Л. И. Катаева - М.: Владос, 2004.- 234с
18. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова - СПб., 2003.
19. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития у детей [Текст] / В.В. Лебединский. - М.:Академия, 2012.-624с.
20. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А.А. Леонтьев.- М.: Смысл, 1997.- 287с.
21. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2009. - 214с.
22. Лисина, М.В. Развитие общения у дошкольников [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной.- М.: Педагогика, 1974.- 288 с.
23. Логопедия [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой - М.: Просвещение, 2006. -520с.
24. Лопухина, И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение [Текст] / И.С. Лопухина. - М.: Корона-Век, 2008. - 128с.
25. Лукашук О.С. Лэпбук - новая форма организации
образовательной деятельности/ [Электронный ресурс]
/ http: //www. maam.ru/detskij sad/lyepbuk-novaj a-forma-organizaci- obrazovatelnoi-dejatelnosti.html
26. Мастюкова, Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст [Текст] / Под ред. А.Г. Московкиной.- М.: Классике Стиль,2003.- 320
с.
27. Мещерякова, Л.В. Формирование лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Л.В. Мещерякова // Логопед.- №6.- 2004.-с.29-36.
28. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С.А. Миронова - М.: Сфера, 2013. -192с.
29. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. — 4-е изд. [Текст] / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 688 с.
30. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории [Текст] / Л.И. Новикова.- М.: Педагогика, 1978.- 144 с.
31. Нурисламова А. Д., Давыдова Н. С., Тазова Ю. С. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). - Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. - С. 89-91.
32. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 2008. - 318с.
33. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие [Текст] / Г.К. Селевко.- М.: Народное образование, 1998.256 с.
34. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф.А. Сохин. - М.: МПСИ, 2012.-224с.
35. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 2010. - 144с.
36. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С.
Ушакова. - М.: Сфера, 2008.-56с.
37. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Владос, 2014.- 330с.
38. Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольника [Текст] / Т.Б. Филичева, А.В. Соболева. - Екатеринбург: Литур, 2010.-76с.
39. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева. - М: Владос. 2010.-205с.
40. Филичева, Т. Б. Основы дошкольной логопедии [Текст]/ Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова и др. - М : Эксмо, 2015. - 320 с.
41. Хрестоматия по логопедии. В 2-х т. [Текст] / Под ред. Волковой Л. С., Селиверстова В. И. - М.: “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, 2013.
42. Шашкина, Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.
43. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2010. - 348с.