Защита прав потребителей: гражданско-правовые аспекты (Дальневосточный государственный университет путей сообщения)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 6
1.1. Права потребителя в системе прав человека, цель и средства их защиты 6
1.2. Источники правового регулирования защиты прав потребителей в Российской Федерации и за рубежом: сравнительно-правовой анализ 16
ГЛАВА 2 ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ И СИСТЕМА ИХ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23
2.1. Субъективные права потребителей на качество и на безопасность товаров, работ и услуг 23
2.2 Особенности правового регулирования прав потребителей и их защиты при распродаже товаров и при покупке товаров дистанционным способом 36
2.3 Гражданско-правовые средства обеспечения прав потребителя 44
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ 63
3.1 Проблемы в применении российского законодательства о защите прав потребителей 63
3.2 Особенности судебной защиты прав потребителей 69
3.3 Предложения по совершенствованию правового регулирования защиты прав потребителей 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 6
1.1. Права потребителя в системе прав человека, цель и средства их защиты 6
1.2. Источники правового регулирования защиты прав потребителей в Российской Федерации и за рубежом: сравнительно-правовой анализ 16
ГЛАВА 2 ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ И СИСТЕМА ИХ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23
2.1. Субъективные права потребителей на качество и на безопасность товаров, работ и услуг 23
2.2 Особенности правового регулирования прав потребителей и их защиты при распродаже товаров и при покупке товаров дистанционным способом 36
2.3 Гражданско-правовые средства обеспечения прав потребителя 44
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ 63
3.1 Проблемы в применении российского законодательства о защите прав потребителей 63
3.2 Особенности судебной защиты прав потребителей 69
3.3 Предложения по совершенствованию правового регулирования защиты прав потребителей 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
Актуальность выбранной темы. Защита прав потребителей в современных реалиях нашего общества является одной из важнейших проблем гражданского права и требует особенно внимательного изучения.
Человек становится потребителем с самых ранних лет, когда родители первый раз отпускают свое чадо в магазин за мороженым, и остается потребителем до конца жизни.
Экономический фактор - один из основополагающих моментов в общест-венных отношениях, в том числе на потребительском рынке, это реальность, которую следует воспринимать как данность и считаться с ней.
Каждый без исключения покупатель, будь то физическое лицо либо организация, выступая в роли потребителя, нуждается в защите своих прав и интересов со стороны государства. Данное обстоятельство обусловливает тщательное изучение и правильное толкование норм действующего законодательства в области защиты прав потребителей.
Регламентирование государством отношений с участием потребителей при помощи специального законодательства о защите прав потребителей, которое в известной мере ограничивает гражданские права контрагентов потребителей (исполнителей, изготовителей, продавцов) наравне с обеспечением свободы экономической деятельности, представляет собой один из элементов экономической внутренней функции государства. К примеру, год от года возрастает численность гражданских дел о защите прав потребителей, которые рассматриваются в судах общей юрисдикции. Правоприменительная практика по данной категории дел выявляет массу пробелов в механизме защиты прав потребителей.
В последнее время свое широкое распространение получили такие виды торговли, как торговля дистанционным способом, совместные закупки, продажа цифрового контента. Их развитие обусловлено некоторыми причинами, среди которых и информатизация и доступность сети «Интернет».
Однако, как выявила правоприменительная практика, российский закон о защите прав потребителей не содержит специальных норм, защищающих по-требителей от рисков, возникающих при покупке товаров в условиях совместной покупки, дистанционным способом или цифрового контента. Сложившаяся ситуация не должна вызывать удивления, если принять во внимание то, что большая часть положений, составляющих основу законодательства о защите прав потребителей, была заложена в прошлом веке и «заточена» под куплю-продажу товаров и услуг.
На основании изложенного, выбранная тема имеет важное теоретическое и практическое значение.
Степень разработанности темы. Проблемы защиты прав потребителей рассматривались такими авторами, как: Е. Абова, С.С. Алексеева, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Э.П. Гаврилова, Н.Д. Егорова, О.С. Иоффе, А.Ю. Кабалкина, Ю.Х. Калмыкова, О.А. Красавчикова, М.В. Кротова, В.П. Мозолина, Д.В. Мурзина, Е.А. Суханова, Ю К. Толстого, Г.Ф., Л.Ф. Фархутдинова, Е.Д. Шешенина, В.А. Язева и др.
Объектом работы являются гражданско-правовые отношения, складывающиеся в сфере защиты прав потребителей.
Предметом настоящей работы являются нормативно-правовые акты в сфере договорных отношений и защиты прав потребителей, а также практика применения вышеуказанных нормативно-правовых актов и научная литература, посвященная изучаемым вопросам.
Цель магистерского исследования заключатся в комплексном исследовании и всестороннем анализе гражданско- правовых аспектов п защиты прав потребителей, выявлении проблем в данной сфере и определении путей совершенствования законодательства по теме исследования.
В рамках поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
- изучить права потребителя в системе прав человека, цель и средства их защиты;
-рассмотреть источники правового регулирования защиты прав потребителей в Российской Федерации и за рубежом: сравнительно-правовой анализ;
- раскрыть субъективные права потребителей на качество и на безопасность товаров, работ и услуг;
- проанализировать особенности правового регулирования прав потребителей и их защиты при распродаже товаров и при покупке товаров дистанционным способом Гражданско-правовые средства обеспечения прав потребителя;
- выявить проблемы в применении российского законодательства о защите прав потребителей;
- определить особенности судебной защиты прав потребителей
- предложить пути по совершенствованию правового регулирования защиты прав потребителей.
Методологическая основа работы. Методическую основу настоящего ис-следования составил диалектический метод познания. При написании работы применялись также частные научные методы исследования, такие как истори-ко-правовой, системно-структурный, социально-правовой, сравнительно-правовой, которые в совокупности составили методологическую основу исследования.
Работа также основана на Конституции Российской Федерации, граждан-ском законодательстве, а также теоретических концепциях гражданского права и материалах судебной практики.
В ходе исследования были выявлены следующие проблемы защиты прав потребителей и предложены пути совершенствования законодательства.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Человек становится потребителем с самых ранних лет, когда родители первый раз отпускают свое чадо в магазин за мороженым, и остается потребителем до конца жизни.
Экономический фактор - один из основополагающих моментов в общест-венных отношениях, в том числе на потребительском рынке, это реальность, которую следует воспринимать как данность и считаться с ней.
Каждый без исключения покупатель, будь то физическое лицо либо организация, выступая в роли потребителя, нуждается в защите своих прав и интересов со стороны государства. Данное обстоятельство обусловливает тщательное изучение и правильное толкование норм действующего законодательства в области защиты прав потребителей.
Регламентирование государством отношений с участием потребителей при помощи специального законодательства о защите прав потребителей, которое в известной мере ограничивает гражданские права контрагентов потребителей (исполнителей, изготовителей, продавцов) наравне с обеспечением свободы экономической деятельности, представляет собой один из элементов экономической внутренней функции государства. К примеру, год от года возрастает численность гражданских дел о защите прав потребителей, которые рассматриваются в судах общей юрисдикции. Правоприменительная практика по данной категории дел выявляет массу пробелов в механизме защиты прав потребителей.
В последнее время свое широкое распространение получили такие виды торговли, как торговля дистанционным способом, совместные закупки, продажа цифрового контента. Их развитие обусловлено некоторыми причинами, среди которых и информатизация и доступность сети «Интернет».
Однако, как выявила правоприменительная практика, российский закон о защите прав потребителей не содержит специальных норм, защищающих по-требителей от рисков, возникающих при покупке товаров в условиях совместной покупки, дистанционным способом или цифрового контента. Сложившаяся ситуация не должна вызывать удивления, если принять во внимание то, что большая часть положений, составляющих основу законодательства о защите прав потребителей, была заложена в прошлом веке и «заточена» под куплю-продажу товаров и услуг.
На основании изложенного, выбранная тема имеет важное теоретическое и практическое значение.
Степень разработанности темы. Проблемы защиты прав потребителей рассматривались такими авторами, как: Е. Абова, С.С. Алексеева, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Э.П. Гаврилова, Н.Д. Егорова, О.С. Иоффе, А.Ю. Кабалкина, Ю.Х. Калмыкова, О.А. Красавчикова, М.В. Кротова, В.П. Мозолина, Д.В. Мурзина, Е.А. Суханова, Ю К. Толстого, Г.Ф., Л.Ф. Фархутдинова, Е.Д. Шешенина, В.А. Язева и др.
Объектом работы являются гражданско-правовые отношения, складывающиеся в сфере защиты прав потребителей.
Предметом настоящей работы являются нормативно-правовые акты в сфере договорных отношений и защиты прав потребителей, а также практика применения вышеуказанных нормативно-правовых актов и научная литература, посвященная изучаемым вопросам.
Цель магистерского исследования заключатся в комплексном исследовании и всестороннем анализе гражданско- правовых аспектов п защиты прав потребителей, выявлении проблем в данной сфере и определении путей совершенствования законодательства по теме исследования.
В рамках поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
- изучить права потребителя в системе прав человека, цель и средства их защиты;
-рассмотреть источники правового регулирования защиты прав потребителей в Российской Федерации и за рубежом: сравнительно-правовой анализ;
- раскрыть субъективные права потребителей на качество и на безопасность товаров, работ и услуг;
- проанализировать особенности правового регулирования прав потребителей и их защиты при распродаже товаров и при покупке товаров дистанционным способом Гражданско-правовые средства обеспечения прав потребителя;
- выявить проблемы в применении российского законодательства о защите прав потребителей;
- определить особенности судебной защиты прав потребителей
- предложить пути по совершенствованию правового регулирования защиты прав потребителей.
Методологическая основа работы. Методическую основу настоящего ис-следования составил диалектический метод познания. При написании работы применялись также частные научные методы исследования, такие как истори-ко-правовой, системно-структурный, социально-правовой, сравнительно-правовой, которые в совокупности составили методологическую основу исследования.
Работа также основана на Конституции Российской Федерации, граждан-ском законодательстве, а также теоретических концепциях гражданского права и материалах судебной практики.
В ходе исследования были выявлены следующие проблемы защиты прав потребителей и предложены пути совершенствования законодательства.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Изучив понятие и правовой статус потребителя, признаки, виды и основания возникновения отношений с участием потребителя, источники правового регулирования потребительских отношений; усвоив основные права потребителя на информацию, право на надлежащее качество, право на безопасность, право на просвещение, право на возмещения ущерба в случае нарушения законных прав; ознакомившись с формами и способами защиты прав потребителей, можно сделать вывод о том, что современное законодательство достаточно детальное внимание уделяет правовому положению потребителя. Сегодняшний потребитель обладает широким арсеналом прав и возможностей их защиты. Однако существуют ряд проблем в законодательстве, препятствующих благополучному ходу отношений по защите прав потребителей.
К ключевым признакам, присущим потребительскому договору, относятся: целью договора является удовлетворение личных потребностей для одной стороны, и получение прибыли для другой стороны; обязательным субъектом данного типа договора является хозяйствующий субъект с одной стороны, и потребитель с другой стороны; предмет договора является существенным условием и представляет собой имущественные объекты (товары, работы, услуги) и действия сторон по поводу реализации прав и обязанностей относительно объектов права.
Одной из ключевых проблем правового регулирования отношений с участием потребителя, можно назвать многообразие норм. Решение данной проблемы видится в систематизации норм в едином законе. Несмотря на огромное количество правовых актов, далеко не все отношения с участием потребителя урегулированы должным образом. Потребительское законодательство следует дополнять и конкретизировать с учетом правил, которые диктует современное общество.
Источники правового регулирования отношений с участием потребителя должны отвечать следующим требованиям:
- возможность реализации основных прав потребителя;
- возможность защиты прав потребителя в случае их несоблюдения.
К числу основных прав потребителя следует отнести право на информацию. Информация играет максимально важную роль в сфере отношений между потребителем и предпринимателем, потому что является единственным критерием выбора той или иной вещи. Предлагается внести дополнение в законодательство, путем указания на четкий перечень способов предоставления информации.
Право потребителя на качество и безопасность товаров, работ и услуг является ключевым, потому что оказывает влияние на самые важные сферы -жизнь и здоровье населения, экологическую безопасность, безопасность имущества. Для эффективной реализации данного права следует увеличить роль государства в обеспечении контроля за качеством и безопасностью товаров, работ и услуг. В силу того, что технические регламенты содержат требования безопасности, а требования качества находят свое отражение лишь в «необязательных» стандартах, процедура стандартизации должна перейти из добровольной в обязательную. Необходимо уделить внимание обеспечению качества и безопасности работ и услуг, для этого, признать работы и услуги, наравне с товарами, объектами обязательной сертификации.
Рекомендуется внести изменения в законодательство, регулирующее защиту потребителей, в части обязательного введения претензионного порядка урегулирования спора, который способствует полноценному использованию способов защиты нарушенных прав, позволит оперативно восстановить нарушенное правовое положение потребителя, сэкономить время и силы суда.
Привилегированной формой защиты нарушенного права является судебная защита, что объясняется гарантированностью права на судебную защиту; альтернативной подсудностью; освобождением от выплаты государственной пошлины; возложением бремени доказывания на контрагента потребителя; предоставлением альтернативы в выборе ответчика между изготовителем, исполнителем и продавцом.
Судебная практика сформировалась таким образом, что наиболее распространенными средствами защиты прав потребителя служат компенсация морального вреда, возмещение убытков, взыскание неустойки.
В связи с чем, представляется важным выработка минимальных размеров компенсации морального вреда, за минимальные пределы которого суд не правомочен выходить. Такой способ исключит необоснованность определения судом размера компенсации, обеспечит единообразность в подходе судов к вопросу определения размера компенсации. Более того, минимальный размер компенсации не допустит неосновательного снижения размера сумм, требуемых заявителями в качестве возмещения морального вреда.
В целях повышения эффективности такого способа зашиты как неустойка, следует на законодательном уровне установить, что при нарушении сроков выполнения требований, предъявленных в связи с ненадлежащим качеством товара, размер неустойки не может быть больше, чем стоимость самого товара. То есть, следует ввести норму, аналогичной норме, ограничивающей размер неустойки при нарушениях относительно оказания услуги, выполнения работы, где размер неустойки не может превышать общую цену заказа или цену отдельного вида выполненной работы, оказанной услуги.
Таким образом, в пункт 1 статьи 23 Закона о защите прав потребителей следует внести дополнение: сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену товара. Кроме того, стоит ввести запрет на сокращение размера неустойки судом на основании ст. 333 Гражданского Кодекса РФ.
Следовательно, в пункт 5 статьи 13 Закона о защите прав потребителей следует внести дополнение: «в случае отказа изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) удовлетворить требование потребителя в добровольном порядке суд не вправе уменьшить неустойку».
Необходимо внесение изменений в законодательство о защите прав потребителей с целью отражения в нем специфики отношений, возникающих при дистрибуции цифрового контента.
Также требуется законодательно закрепить права потребителей в области совместных покупок.
По большему счету, институт защиты прав потребителей движется в правильном направлении. Институт не стоит на месте, а динамично развивается, что подтверждается огромным количеством дел данной категории, поступающие в суды общей юрисдикции. Конечно, не все идеально, есть несовершенства правового регулирования. В целях улучшения положения, рационально принять ряд законов, которые будут регулировать ту часть отношений, которые в настоящий момент обделены законодателем, детализировать ряд положений и ликвидировать некоторые упущения законодательства.
К ключевым признакам, присущим потребительскому договору, относятся: целью договора является удовлетворение личных потребностей для одной стороны, и получение прибыли для другой стороны; обязательным субъектом данного типа договора является хозяйствующий субъект с одной стороны, и потребитель с другой стороны; предмет договора является существенным условием и представляет собой имущественные объекты (товары, работы, услуги) и действия сторон по поводу реализации прав и обязанностей относительно объектов права.
Одной из ключевых проблем правового регулирования отношений с участием потребителя, можно назвать многообразие норм. Решение данной проблемы видится в систематизации норм в едином законе. Несмотря на огромное количество правовых актов, далеко не все отношения с участием потребителя урегулированы должным образом. Потребительское законодательство следует дополнять и конкретизировать с учетом правил, которые диктует современное общество.
Источники правового регулирования отношений с участием потребителя должны отвечать следующим требованиям:
- возможность реализации основных прав потребителя;
- возможность защиты прав потребителя в случае их несоблюдения.
К числу основных прав потребителя следует отнести право на информацию. Информация играет максимально важную роль в сфере отношений между потребителем и предпринимателем, потому что является единственным критерием выбора той или иной вещи. Предлагается внести дополнение в законодательство, путем указания на четкий перечень способов предоставления информации.
Право потребителя на качество и безопасность товаров, работ и услуг является ключевым, потому что оказывает влияние на самые важные сферы -жизнь и здоровье населения, экологическую безопасность, безопасность имущества. Для эффективной реализации данного права следует увеличить роль государства в обеспечении контроля за качеством и безопасностью товаров, работ и услуг. В силу того, что технические регламенты содержат требования безопасности, а требования качества находят свое отражение лишь в «необязательных» стандартах, процедура стандартизации должна перейти из добровольной в обязательную. Необходимо уделить внимание обеспечению качества и безопасности работ и услуг, для этого, признать работы и услуги, наравне с товарами, объектами обязательной сертификации.
Рекомендуется внести изменения в законодательство, регулирующее защиту потребителей, в части обязательного введения претензионного порядка урегулирования спора, который способствует полноценному использованию способов защиты нарушенных прав, позволит оперативно восстановить нарушенное правовое положение потребителя, сэкономить время и силы суда.
Привилегированной формой защиты нарушенного права является судебная защита, что объясняется гарантированностью права на судебную защиту; альтернативной подсудностью; освобождением от выплаты государственной пошлины; возложением бремени доказывания на контрагента потребителя; предоставлением альтернативы в выборе ответчика между изготовителем, исполнителем и продавцом.
Судебная практика сформировалась таким образом, что наиболее распространенными средствами защиты прав потребителя служат компенсация морального вреда, возмещение убытков, взыскание неустойки.
В связи с чем, представляется важным выработка минимальных размеров компенсации морального вреда, за минимальные пределы которого суд не правомочен выходить. Такой способ исключит необоснованность определения судом размера компенсации, обеспечит единообразность в подходе судов к вопросу определения размера компенсации. Более того, минимальный размер компенсации не допустит неосновательного снижения размера сумм, требуемых заявителями в качестве возмещения морального вреда.
В целях повышения эффективности такого способа зашиты как неустойка, следует на законодательном уровне установить, что при нарушении сроков выполнения требований, предъявленных в связи с ненадлежащим качеством товара, размер неустойки не может быть больше, чем стоимость самого товара. То есть, следует ввести норму, аналогичной норме, ограничивающей размер неустойки при нарушениях относительно оказания услуги, выполнения работы, где размер неустойки не может превышать общую цену заказа или цену отдельного вида выполненной работы, оказанной услуги.
Таким образом, в пункт 1 статьи 23 Закона о защите прав потребителей следует внести дополнение: сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену товара. Кроме того, стоит ввести запрет на сокращение размера неустойки судом на основании ст. 333 Гражданского Кодекса РФ.
Следовательно, в пункт 5 статьи 13 Закона о защите прав потребителей следует внести дополнение: «в случае отказа изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) удовлетворить требование потребителя в добровольном порядке суд не вправе уменьшить неустойку».
Необходимо внесение изменений в законодательство о защите прав потребителей с целью отражения в нем специфики отношений, возникающих при дистрибуции цифрового контента.
Также требуется законодательно закрепить права потребителей в области совместных покупок.
По большему счету, институт защиты прав потребителей движется в правильном направлении. Институт не стоит на месте, а динамично развивается, что подтверждается огромным количеством дел данной категории, поступающие в суды общей юрисдикции. Конечно, не все идеально, есть несовершенства правового регулирования. В целях улучшения положения, рационально принять ряд законов, которые будут регулировать ту часть отношений, которые в настоящий момент обделены законодателем, детализировать ряд положений и ликвидировать некоторые упущения законодательства.
Подобные работы
- Суд и прокурор в гражданском процессе
Дипломные работы, ВКР, гражданский процесс. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2009 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ
АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Защита деловой репутации корпорации (Казанский (Приволжский) Федеральный Университет)
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (на материалах Самарской и Саратовской областей)
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



