ПРОФИЛАКТИКА ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы профилактики дислексии и дисграфии у старших дошкольников с ОНР 8
1.1. Научный взгляд на дислексию и дисграфию
в современной литературе 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей
старшего дошкольного возраста с ОНР 17
1.3. Возможности профилактики дисграфии и дислексии
с дошкольниками ОНР 3 уровня 22
Выводы по Главе 1 29
Глава 2. Организация экспериментального исследования по рассматриваемой проблеме 31
2.1. Методика констатирующего эксперимента 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
Выводы по Главе 2 36
Глава 3. Логопедическая работа по профилактике дисграфии
и дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи 38
3.1. Система коррекционной логопедической работы по
профилактике дисграфии и дислексии 38
3.2. Результативность системы логопедической работы по
представленной проблеме 42
Выводы по Главе 3 47
Заключение 48
Литература 51
Приложение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы профилактики дислексии и дисграфии у старших дошкольников с ОНР 8
1.1. Научный взгляд на дислексию и дисграфию
в современной литературе 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей
старшего дошкольного возраста с ОНР 17
1.3. Возможности профилактики дисграфии и дислексии
с дошкольниками ОНР 3 уровня 22
Выводы по Главе 1 29
Глава 2. Организация экспериментального исследования по рассматриваемой проблеме 31
2.1. Методика констатирующего эксперимента 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
Выводы по Главе 2 36
Глава 3. Логопедическая работа по профилактике дисграфии
и дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи 38
3.1. Система коррекционной логопедической работы по
профилактике дисграфии и дислексии 38
3.2. Результативность системы логопедической работы по
представленной проблеме 42
Выводы по Главе 3 47
Заключение 48
Литература 51
Приложение
Актуальность. На сегодняшний день требования к поступающим детям в первый класс очень высоки. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, требующим не только усвоение через чтение, но и грамотное письмо. По статистике несколько десятков процентов детей не могут овладеть школьными навыками по состоянию своего нервнопсихического здоровья. Трудности освоения образовательной программы часто приводят к школьной дезадаптации, резкому снижению учебной мотивации и возникающих в связи с этим проблем в поведении. Среди них на первом месте стоят нарушения чтения и письма (дисграфия и дислексия). Не случайно в современной школе прослеживается неуспеваемость многих учащихся по русскому языку, причины его уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст.
Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а также служит предупреждению вторичных отклонений в развитии. А значит состояние устной речи ребенка должно иметь базисные предпосылки подготовленности к обучению грамоте и овладению письменной речи на более высоком уровне. Следовательно, профилактическое значение дисграфии и дислексии обусловлена тем, что у детей, особенно с общим недоразвитием речи выявляются затруднения в определённых особенностях формирования речевых и неречевых функций, а также процессов, связанных с овладением письмом и чтением. Вместе с тем в специальной литературе имеется лишь небольшое число исследований, в которых рассматривается профилактика подобной проблематики в дошкольных логопедических группах в общей системе коррекционно-развивающей работы.
В специальной литературе проблема изучения, предупреждения и преодоления нарушений письменной и устной речи у детей рассматривается с разных позиций (психолого-педагогических и нейропсихологических). С позиции единства двух составляющих письменная речь изначально построена на знаковом восприятии буквы (чтения) и ее воспроизведении (письмо). В связи с этим рассматриваются разные нарушения чтения (дислексии, алексии) и письма (дисграфии, аграфии). Поскольку чтение и письмо по общей структуре ассоциативной цепи - процессы очень сходные, это говорит о единстве патогенетических механизмов этих расстройств. Исследователи P.M. Боскис, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев [20], отмечают, что нарушения чтения и письма взаимосвязаны. Существует концепция системного подхода к изучению устной и письменной речи, которая получила развитие в работах отечественных исследователей Р.Е. Левиной, ГА. Каше, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой [1, 15, 20]. С позиции системности, рассматривающего единство устной и письменной речи, письменная речь, как более позднее образование, надстраивается на основу устной речи.
Многие авторы, рассматривая нарушения письменной речи у детей с недостатками устной речи, отмечают недостаточную сформированность звукового и звуко-буквенного анализа (Л.Н. Ефименкова, Г.А. Каше, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова) [21]. По данным М.Е. Хватцева, О.А. Токаревой, Р.И. Лалаевой [15, 20], у детей помимо речевых нарушений отмечаются наличие оптико-пространственных трудностей. Психологи и педагоги придают особую значимость проблеме обучения детей письменной речи. В связи с этим психологи и нейрофизиологи Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.В. Гурьянов, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия [8,15,20,21], называют навыки письма и чтения ведущими в любой сознательной деятельности. Кроме того, ряд исследователей А.Н. Корнев, Н.П. Карпенко, О.Б. Иншакова указывает на особенности памяти, мышления, внимания при дисграфии и дислексии. Используя различные подходы, исследователи за рубежом сумели лишь отчасти раскрыть патогенез этого состояния и сформулировать некоторые принципы диагностики и коррекции.
В процессе изучения специальной психолого-педагогической литературы в различных исследованиях к проблеме профилактики дисграфии и дислексии в дошкольном периоде отдельно минимум изучена динамика детей с ОНР по развитию речи через процесс специально организованного обучения, нет данных симптоматики легких, быстро компенсирующих процессов и нуждающихся в дальнейшей коррекции с указанием их причины проявления.
В группах с ОНР проводится мало индивидуальной, преимущественно задействована фронтальная и подгрупповая форма по коррекции психических функций и включает в себя лишь обобщенные установки на развитие памяти, внимания, зрительно-пространственных функций, аналитико-синтетической деятельности, формирование языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя речи, устранение нарушений звукопроизношения, развитие моторики. Анализируя утвержденные программы для детей в логопедических группах наблюдается общие методы и приемы по развитию речи. Конкретные типы заданий, комплексов упражнений и мер профилактических по теме исследования не выделено.
Значимым препятствием для эффективного решения профилактики по данному вопросу служит несовершенство процесса комплектования коррекционных групп. В них принимаются дети с нарушенным формированием всех компонентов речевой системы, с разным уровнем речевого развития, имеющие различный патогенез речевого расстройства: алалия, дизартрия, ринолалия. Неоднородность детей, влияние речевого расстройства на развитие познавательной деятельности, сложные взаимодействия между речевыми и неречевыми симптомами, теоретическая неразработанность дифференцированного подхода в структуре указанной проблемы затрудняют её практическую реализацию.
Все вышесказанное в целом свидетельствует о том, что проблема профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников с ОНР относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых, но недостаточно разработанных в логопедической теории и практике.
Цель исследования: обоснование дифференцированного подхода и построение содержания профилактической логопедической работы, направленной на преодоление и обеспечение готовности старших дошкольников с ОНР к овладению чтением и письмом.
Объект исследования - состояние речевых и неречевых психологических функций и их процессов, лежащих в основе чтения и письма, у детей 6-7 лет с ОНР.
Предмет исследования - упражнения, направленные на профилактику возникновения нарушений письменной речи и на коррекцию предпосылок нарушений устной и письменной речи у дошкольников 6-7 лет с ОНР -3 уровня.
Гипотеза. Мы предполагаем, что дети с общим недоразвитием речи находятся в группе риска по возникновению дислексии и дисграфии, поэтому необходима целенаправленная логопедическая работа по выявлению и коррекции предпосылок нарушений чтения и письма. Работа будет эффективной, если в подготовительной группе в логопедические занятия будут включены упражнения, направленные на профилактику возникновения нарушений письменной речи и на коррекцию предпосылок нарушений устной и письменной речи у дошкольников 6-7 лет с ОНР -3 уровня.
Задачи: 1) Изучить логопедическую, психолого-педагогическую, нейропсихологическую литературы по проблеме исследования.
2) Провести сравнительное обследование детей 6-7 лет нормы и с общим недоразвитием речи, выявив особенности состояния предпосылок к процессу обучения чтения и письма с ОНР, путем проведения качественного и количественного анализа результатов исследования.
3) Разработать систему профилактики в процессе коррекционно - развивающей работы логопеда, реализовать и осуществить проверку её эффективности на практике с дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня в рамках ДОУ.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, опрос, экспериментальный метод (методики А.И. Корнева, А.М. Быховской, Т.А. Ткаченко).
Методологическая база исследования: о единстве патогенетических механизмов расстройств чтения и письма по общей структуре ассоциативной цепи (исследователи P.M. Боскис, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев [20]), концепция системного подхода к изучению устной и письменной речи, которая получила развитие в работах отечественных исследователей Р.Е. Левиной, ГА. Каше, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой [1, 15, 20], учения психологов и нейрофизиологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Е.В. Гурьянова, Н.И. Жинкина, А.Р. Лурии о ведущей роли навыков письма и чтения в любой сознательной деятельности [8, 15, 20, 21].
Практическая значимость: Практическая значимость исследования определяется возможностью использования логопедами - практиками, воспитателями логопедических групп: комплекса методов, приемов и средств коррекции в нарушении письменной и устной речи; системы коррекционной работы по формированию и развитию предпосылок к чтению и письму, что позволит оптимизировать работу по профилактике дисграфии и дислексии с детьми 6-7 лет с ОНР-3 уровня в условиях ДОУ.
Апробация исследования: результаты исследования были опубликованы в статье «Коррекционная работа по профилактике дисграфии и дислексии старших дошкольников с ОНР» в сборнике статей XXII Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования», 26 апреля 2019 года.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 48 источников и приложений.
Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а также служит предупреждению вторичных отклонений в развитии. А значит состояние устной речи ребенка должно иметь базисные предпосылки подготовленности к обучению грамоте и овладению письменной речи на более высоком уровне. Следовательно, профилактическое значение дисграфии и дислексии обусловлена тем, что у детей, особенно с общим недоразвитием речи выявляются затруднения в определённых особенностях формирования речевых и неречевых функций, а также процессов, связанных с овладением письмом и чтением. Вместе с тем в специальной литературе имеется лишь небольшое число исследований, в которых рассматривается профилактика подобной проблематики в дошкольных логопедических группах в общей системе коррекционно-развивающей работы.
В специальной литературе проблема изучения, предупреждения и преодоления нарушений письменной и устной речи у детей рассматривается с разных позиций (психолого-педагогических и нейропсихологических). С позиции единства двух составляющих письменная речь изначально построена на знаковом восприятии буквы (чтения) и ее воспроизведении (письмо). В связи с этим рассматриваются разные нарушения чтения (дислексии, алексии) и письма (дисграфии, аграфии). Поскольку чтение и письмо по общей структуре ассоциативной цепи - процессы очень сходные, это говорит о единстве патогенетических механизмов этих расстройств. Исследователи P.M. Боскис, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев [20], отмечают, что нарушения чтения и письма взаимосвязаны. Существует концепция системного подхода к изучению устной и письменной речи, которая получила развитие в работах отечественных исследователей Р.Е. Левиной, ГА. Каше, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой [1, 15, 20]. С позиции системности, рассматривающего единство устной и письменной речи, письменная речь, как более позднее образование, надстраивается на основу устной речи.
Многие авторы, рассматривая нарушения письменной речи у детей с недостатками устной речи, отмечают недостаточную сформированность звукового и звуко-буквенного анализа (Л.Н. Ефименкова, Г.А. Каше, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова) [21]. По данным М.Е. Хватцева, О.А. Токаревой, Р.И. Лалаевой [15, 20], у детей помимо речевых нарушений отмечаются наличие оптико-пространственных трудностей. Психологи и педагоги придают особую значимость проблеме обучения детей письменной речи. В связи с этим психологи и нейрофизиологи Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.В. Гурьянов, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия [8,15,20,21], называют навыки письма и чтения ведущими в любой сознательной деятельности. Кроме того, ряд исследователей А.Н. Корнев, Н.П. Карпенко, О.Б. Иншакова указывает на особенности памяти, мышления, внимания при дисграфии и дислексии. Используя различные подходы, исследователи за рубежом сумели лишь отчасти раскрыть патогенез этого состояния и сформулировать некоторые принципы диагностики и коррекции.
В процессе изучения специальной психолого-педагогической литературы в различных исследованиях к проблеме профилактики дисграфии и дислексии в дошкольном периоде отдельно минимум изучена динамика детей с ОНР по развитию речи через процесс специально организованного обучения, нет данных симптоматики легких, быстро компенсирующих процессов и нуждающихся в дальнейшей коррекции с указанием их причины проявления.
В группах с ОНР проводится мало индивидуальной, преимущественно задействована фронтальная и подгрупповая форма по коррекции психических функций и включает в себя лишь обобщенные установки на развитие памяти, внимания, зрительно-пространственных функций, аналитико-синтетической деятельности, формирование языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя речи, устранение нарушений звукопроизношения, развитие моторики. Анализируя утвержденные программы для детей в логопедических группах наблюдается общие методы и приемы по развитию речи. Конкретные типы заданий, комплексов упражнений и мер профилактических по теме исследования не выделено.
Значимым препятствием для эффективного решения профилактики по данному вопросу служит несовершенство процесса комплектования коррекционных групп. В них принимаются дети с нарушенным формированием всех компонентов речевой системы, с разным уровнем речевого развития, имеющие различный патогенез речевого расстройства: алалия, дизартрия, ринолалия. Неоднородность детей, влияние речевого расстройства на развитие познавательной деятельности, сложные взаимодействия между речевыми и неречевыми симптомами, теоретическая неразработанность дифференцированного подхода в структуре указанной проблемы затрудняют её практическую реализацию.
Все вышесказанное в целом свидетельствует о том, что проблема профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников с ОНР относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых, но недостаточно разработанных в логопедической теории и практике.
Цель исследования: обоснование дифференцированного подхода и построение содержания профилактической логопедической работы, направленной на преодоление и обеспечение готовности старших дошкольников с ОНР к овладению чтением и письмом.
Объект исследования - состояние речевых и неречевых психологических функций и их процессов, лежащих в основе чтения и письма, у детей 6-7 лет с ОНР.
Предмет исследования - упражнения, направленные на профилактику возникновения нарушений письменной речи и на коррекцию предпосылок нарушений устной и письменной речи у дошкольников 6-7 лет с ОНР -3 уровня.
Гипотеза. Мы предполагаем, что дети с общим недоразвитием речи находятся в группе риска по возникновению дислексии и дисграфии, поэтому необходима целенаправленная логопедическая работа по выявлению и коррекции предпосылок нарушений чтения и письма. Работа будет эффективной, если в подготовительной группе в логопедические занятия будут включены упражнения, направленные на профилактику возникновения нарушений письменной речи и на коррекцию предпосылок нарушений устной и письменной речи у дошкольников 6-7 лет с ОНР -3 уровня.
Задачи: 1) Изучить логопедическую, психолого-педагогическую, нейропсихологическую литературы по проблеме исследования.
2) Провести сравнительное обследование детей 6-7 лет нормы и с общим недоразвитием речи, выявив особенности состояния предпосылок к процессу обучения чтения и письма с ОНР, путем проведения качественного и количественного анализа результатов исследования.
3) Разработать систему профилактики в процессе коррекционно - развивающей работы логопеда, реализовать и осуществить проверку её эффективности на практике с дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня в рамках ДОУ.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, опрос, экспериментальный метод (методики А.И. Корнева, А.М. Быховской, Т.А. Ткаченко).
Методологическая база исследования: о единстве патогенетических механизмов расстройств чтения и письма по общей структуре ассоциативной цепи (исследователи P.M. Боскис, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев [20]), концепция системного подхода к изучению устной и письменной речи, которая получила развитие в работах отечественных исследователей Р.Е. Левиной, ГА. Каше, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой [1, 15, 20], учения психологов и нейрофизиологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Е.В. Гурьянова, Н.И. Жинкина, А.Р. Лурии о ведущей роли навыков письма и чтения в любой сознательной деятельности [8, 15, 20, 21].
Практическая значимость: Практическая значимость исследования определяется возможностью использования логопедами - практиками, воспитателями логопедических групп: комплекса методов, приемов и средств коррекции в нарушении письменной и устной речи; системы коррекционной работы по формированию и развитию предпосылок к чтению и письму, что позволит оптимизировать работу по профилактике дисграфии и дислексии с детьми 6-7 лет с ОНР-3 уровня в условиях ДОУ.
Апробация исследования: результаты исследования были опубликованы в статье «Коррекционная работа по профилактике дисграфии и дислексии старших дошкольников с ОНР» в сборнике статей XXII Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования», 26 апреля 2019 года.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 48 источников и приложений.
Изучая логопедическую, психолого-педагогическую, нейропсихологическую литературу по проблеме профилактики дислексии и дисграфии, можем научно обоснованно утверждать, что именно чтение является необходимой базой для овладения письменной речью и знаниями в любых областях. Дислексия и дисграфия может стать не только препятствием для обучения, но и отрицательно повлиять на психическое, речевое развитие ребенка, формирование его личности. Любое речевое нарушение легче предупредить, чем устранить. Это в полной мере относится и к чтению и письму. Поэтому предупреждение нарушений чтения и письма - одна из важнейших задач логопеда, работающего с дошкольниками, особенно на ранних этапах развития ребенка.
В зависимости от преобладающего нарушения операций процесса чтения и письма выделяют различные виды дислексий или дисграфий. Возникновение того или иного вида обусловлено различными причинами задержки отдельных функциональных систем, где особой "группой риска" по возникновению нарушений чтения и письма являются дети с общим недоразвитием речи. Проанализировав сравнительное данные обследования детей 6-7 лет с ОНР, определились особенности развития предпосылок к процессу обучения чтения и письма. В зависимости от уровня ОНР у них, в той или иной степени нарушены все стороны речи, что неизменно сказывается на овладении чтением и письмом, так как данные процессы - одна из самых сложных форм речевой деятельности человека, требующая от обучающегося ему ребенка, достаточной сформированности звукопроизношения, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, мышления, моторной функции, чего не наблюдается у детей с данными нарушениями.
Понимая эти взаимосвязи между нарушением чтения и письма и общим недоразвитием речи, мы открыли возможные пути к их предупреждению до того, как ребёнок поступает в школу. Это обеспечит готовность детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии аномального ребёнка.
Следовательно, проанализировав диагностические данные была разработана коррекционно - развивающая система деятельности специалиста (логопеда). В процессе реализации и ее проверки эффективности на практике с дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня в рамках ДОУ осуществлялось комплексное формирование всех компонентов речевой системы. Коррекционная деятельность логопеда была направлена на формирование как речевых, так и неречевых психических функций, обуславливающих нормальный процесс овладения чтением и письмом. Дифференцированный подход учитывал различные варианты неполноценности рассматриваемых функций и процессов, их соотношения, доминирующие нарушения в структуре предпосылок чтения и письма.
Устная и письменная форма речи представляют собой вид временных связей сигнальной системы, но, в отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения на базе устной, т.е. её механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения ребенка. Учитывая комплексный подход в коррекционной работе с детьми с ОНР в процессе профилактики всех видов дислексии, дисграфии наблюдается положительный динамический рост, что наглядно отражается в гистограммах, а также даст возможность ребенку успешно обучаться в школе.
Практика показала, что данная комплексная система работы логопеда надежна и удобна в плане методов, приемов работы. Она может применяться определенным кругом специалистов, работающих с детьми: психологами, дефектологами, логопедами, воспитателями детских садов и учителями начальных классов.
Цель исследования достигнута путем решения поставленных задач: дано общее представление о письменной речи; рассмотрены психофизиологические механизмы чтения; рассмотрена специфика нарушений чтения и письма; определены приёмы выявлений нарушений чтения и письма; определены направления коррекционной работы по устранению нарушений чтения и письма в дошкольников.
Проблема изучения состояния письменной речи и чтения в раннем возрасте нуждается в дальнейших исследованиях. Для этого нужно изучать новые теоретические источники и проводить новые исследования, т.к. окончательных заключений и выводов о проблемах дислексии и дисграфии еще не сделано.
В зависимости от преобладающего нарушения операций процесса чтения и письма выделяют различные виды дислексий или дисграфий. Возникновение того или иного вида обусловлено различными причинами задержки отдельных функциональных систем, где особой "группой риска" по возникновению нарушений чтения и письма являются дети с общим недоразвитием речи. Проанализировав сравнительное данные обследования детей 6-7 лет с ОНР, определились особенности развития предпосылок к процессу обучения чтения и письма. В зависимости от уровня ОНР у них, в той или иной степени нарушены все стороны речи, что неизменно сказывается на овладении чтением и письмом, так как данные процессы - одна из самых сложных форм речевой деятельности человека, требующая от обучающегося ему ребенка, достаточной сформированности звукопроизношения, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, мышления, моторной функции, чего не наблюдается у детей с данными нарушениями.
Понимая эти взаимосвязи между нарушением чтения и письма и общим недоразвитием речи, мы открыли возможные пути к их предупреждению до того, как ребёнок поступает в школу. Это обеспечит готовность детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии аномального ребёнка.
Следовательно, проанализировав диагностические данные была разработана коррекционно - развивающая система деятельности специалиста (логопеда). В процессе реализации и ее проверки эффективности на практике с дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня в рамках ДОУ осуществлялось комплексное формирование всех компонентов речевой системы. Коррекционная деятельность логопеда была направлена на формирование как речевых, так и неречевых психических функций, обуславливающих нормальный процесс овладения чтением и письмом. Дифференцированный подход учитывал различные варианты неполноценности рассматриваемых функций и процессов, их соотношения, доминирующие нарушения в структуре предпосылок чтения и письма.
Устная и письменная форма речи представляют собой вид временных связей сигнальной системы, но, в отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения на базе устной, т.е. её механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения ребенка. Учитывая комплексный подход в коррекционной работе с детьми с ОНР в процессе профилактики всех видов дислексии, дисграфии наблюдается положительный динамический рост, что наглядно отражается в гистограммах, а также даст возможность ребенку успешно обучаться в школе.
Практика показала, что данная комплексная система работы логопеда надежна и удобна в плане методов, приемов работы. Она может применяться определенным кругом специалистов, работающих с детьми: психологами, дефектологами, логопедами, воспитателями детских садов и учителями начальных классов.
Цель исследования достигнута путем решения поставленных задач: дано общее представление о письменной речи; рассмотрены психофизиологические механизмы чтения; рассмотрена специфика нарушений чтения и письма; определены приёмы выявлений нарушений чтения и письма; определены направления коррекционной работы по устранению нарушений чтения и письма в дошкольников.
Проблема изучения состояния письменной речи и чтения в раннем возрасте нуждается в дальнейших исследованиях. Для этого нужно изучать новые теоретические источники и проводить новые исследования, т.к. окончательных заключений и выводов о проблемах дислексии и дисграфии еще не сделано.



