Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы профилактики дислексии и дисграфии у старших дошкольников с ОНР 8
1.1. Научный взгляд на дислексию и дисграфию
в современной литературе 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей
старшего дошкольного возраста с ОНР 17
1.3. Возможности профилактики дисграфии и дислексии
с дошкольниками ОНР 3 уровня 22
Выводы по Главе 1 29
Глава 2. Организация экспериментального исследования по рассматриваемой проблеме 31
2.1. Методика констатирующего эксперимента 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
Выводы по Главе 2 36
Глава 3. Логопедическая работа по профилактике дисграфии
и дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи 38
3.1. Система коррекционной логопедической работы по
профилактике дисграфии и дислексии 38
3.2. Результативность системы логопедической работы по
представленной проблеме 42
Выводы по Главе 3 47
Заключение 48
Литература 51
Приложение
Актуальность. На сегодняшний день требования к поступающим детям в первый класс очень высоки. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, требующим не только усвоение через чтение, но и грамотное письмо. По статистике несколько десятков процентов детей не могут овладеть школьными навыками по состоянию своего нервнопсихического здоровья. Трудности освоения образовательной программы часто приводят к школьной дезадаптации, резкому снижению учебной мотивации и возникающих в связи с этим проблем в поведении. Среди них на первом месте стоят нарушения чтения и письма (дисграфия и дислексия). Не случайно в современной школе прослеживается неуспеваемость многих учащихся по русскому языку, причины его уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст.
Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а также служит предупреждению вторичных отклонений в развитии. А значит состояние устной речи ребенка должно иметь базисные предпосылки подготовленности к обучению грамоте и овладению письменной речи на более высоком уровне. Следовательно, профилактическое значение дисграфии и дислексии обусловлена тем, что у детей, особенно с общим недоразвитием речи выявляются затруднения в определённых особенностях формирования речевых и неречевых функций, а также процессов, связанных с овладением письмом и чтением. Вместе с тем в специальной литературе имеется лишь небольшое число исследований, в которых рассматривается профилактика подобной проблематики в дошкольных логопедических группах в общей системе коррекционно-развивающей работы.
В специальной литературе проблема изучения, предупреждения и преодоления нарушений письменной и устной речи у детей рассматривается с разных позиций (психолого-педагогических и нейропсихологических). С позиции единства двух составляющих письменная речь изначально построена на знаковом восприятии буквы (чтения) и ее воспроизведении (письмо). В связи с этим рассматриваются разные нарушения чтения (дислексии, алексии) и письма (дисграфии, аграфии). Поскольку чтение и письмо по общей структуре ассоциативной цепи - процессы очень сходные, это говорит о единстве патогенетических механизмов этих расстройств. Исследователи P.M. Боскис, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев [20], отмечают, что нарушения чтения и письма взаимосвязаны. Существует концепция системного подхода к изучению устной и письменной речи, которая получила развитие в работах отечественных исследователей Р.Е. Левиной, ГА. Каше, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой [1, 15, 20]. С позиции системности, рассматривающего единство устной и письменной речи, письменная речь, как более позднее образование, надстраивается на основу устной речи.
Многие авторы, рассматривая нарушения письменной речи у детей с недостатками устной речи, отмечают недостаточную сформированность звукового и звуко-буквенного анализа (Л.Н. Ефименкова, Г.А. Каше, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова) [21]. По данным М.Е. Хватцева, О.А. Токаревой, Р.И. Лалаевой [15, 20], у детей помимо речевых нарушений отмечаются наличие оптико-пространственных трудностей. Психологи и педагоги придают особую значимость проблеме обучения детей письменной речи. В связи с этим психологи и нейрофизиологи Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.В. Гурьянов, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия [8,15,20,21], называют навыки письма и чтения ведущими в любой сознательной деятельности. Кроме того, ряд исследователей А.Н. Корнев, Н.П. Карпенко, О.Б. Иншакова указывает на особенности памяти, мышления, внимания при дисграфии и дислексии. Используя различные подходы, исследователи за рубежом сумели лишь отчасти раскрыть патогенез этого состояния и сформулировать некоторые принципы диагностики и коррекции.
В процессе изучения специальной психолого-педагогической литературы в различных исследованиях к проблеме профилактики дисграфии и дислексии в дошкольном периоде отдельно минимум изучена динамика детей с ОНР по развитию речи через процесс специально организованного обучения, нет данных симптоматики легких, быстро компенсирующих процессов и нуждающихся в дальнейшей коррекции с указанием их причины проявления.
В группах с ОНР проводится мало индивидуальной, преимущественно задействована фронтальная и подгрупповая форма по коррекции психических функций и включает в себя лишь обобщенные установки на развитие памяти, внимания, зрительно-пространственных функций, аналитико-синтетической деятельности, формирование языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя речи, устранение нарушений звукопроизношения, развитие моторики. Анализируя утвержденные программы для детей в логопедических группах наблюдается общие методы и приемы по развитию речи. Конкретные типы заданий, комплексов упражнений и мер профилактических по теме исследования не выделено.
Значимым препятствием для эффективного решения профилактики по данному вопросу служит несовершенство процесса комплектования коррекционных групп. В них принимаются дети с нарушенным формированием всех компонентов речевой системы, с разным уровнем речевого развития, имеющие различный патогенез речевого расстройства: алалия, дизартрия, ринолалия. Неоднородность детей, влияние речевого расстройства на развитие познавательной деятельности, сложные взаимодействия между речевыми и неречевыми симптомами, теоретическая неразработанность дифференцированного подхода в структуре указанной проблемы затрудняют её практическую реализацию.
Все вышесказанное в целом свидетельствует о том, что проблема профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников с ОНР относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых, но недостаточно разработанных в логопедической теории и практике.
Цель исследования: обоснование дифференцированного подхода и построение содержания профилактической логопедической работы, направленной на преодоление и обеспечение готовности старших дошкольников с ОНР к овладению чтением и письмом.
Объект исследования - состояние речевых и неречевых психологических функций и их процессов, лежащих в основе чтения и письма, у детей 6-7 лет с ОНР.
Предмет исследования - упражнения, направленные на профилактику возникновения нарушений письменной речи и на коррекцию предпосылок нарушений устной и письменной речи у дошкольников 6-7 лет с ОНР -3 уровня.
Гипотеза. Мы предполагаем, что дети с общим недоразвитием речи находятся в группе риска по возникновению дислексии и дисграфии, поэтому необходима целенаправленная логопедическая работа по выявлению и коррекции предпосылок нарушений чтения и письма. Работа будет эффективной, если в подготовительной группе в логопедические занятия будут включены упражнения, направленные на профилактику возникновения нарушений письменной речи и на коррекцию предпосылок нарушений устной и письменной речи у дошкольников 6-7 лет с ОНР -3 уровня.
Задачи: 1) Изучить логопедическую, психолого-педагогическую, нейропсихологическую литературы по проблеме исследования.
2) Провести сравнительное обследование детей 6-7 лет нормы и с общим недоразвитием речи, выявив особенности состояния предпосылок к процессу обучения чтения и письма с ОНР, путем проведения качественного и количественного анализа результатов исследования.
3) Разработать систему профилактики в процессе коррекционно - развивающей работы логопеда, реализовать и осуществить проверку её эффективности на практике с дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня в рамках ДОУ.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, опрос, экспериментальный метод (методики А.И. Корнева, А.М. Быховской, Т.А. Ткаченко).
Методологическая база исследования: о единстве патогенетических механизмов расстройств чтения и письма по общей структуре ассоциативной цепи (исследователи P.M. Боскис, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев [20]), концепция системного подхода к изучению устной и письменной речи, которая получила развитие в работах отечественных исследователей Р.Е. Левиной, ГА. Каше, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой [1, 15, 20], учения психологов и нейрофизиологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Е.В. Гурьянова, Н.И. Жинкина, А.Р. Лурии о ведущей роли навыков письма и чтения в любой сознательной деятельности [8, 15, 20, 21].
Практическая значимость: Практическая значимость исследования определяется возможностью использования логопедами - практиками, воспитателями логопедических групп: комплекса методов, приемов и средств коррекции в нарушении письменной и устной речи; системы коррекционной работы по формированию и развитию предпосылок к чтению и письму, что позволит оптимизировать работу по профилактике дисграфии и дислексии с детьми 6-7 лет с ОНР-3 уровня в условиях ДОУ.
Апробация исследования: результаты исследования были опубликованы в статье «Коррекционная работа по профилактике дисграфии и дислексии старших дошкольников с ОНР» в сборнике статей XXII Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования», 26 апреля 2019 года.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 48 источников и приложений.
Изучая логопедическую, психолого-педагогическую, нейропсихологическую литературу по проблеме профилактики дислексии и дисграфии, можем научно обоснованно утверждать, что именно чтение является необходимой базой для овладения письменной речью и знаниями в любых областях. Дислексия и дисграфия может стать не только препятствием для обучения, но и отрицательно повлиять на психическое, речевое развитие ребенка, формирование его личности. Любое речевое нарушение легче предупредить, чем устранить. Это в полной мере относится и к чтению и письму. Поэтому предупреждение нарушений чтения и письма - одна из важнейших задач логопеда, работающего с дошкольниками, особенно на ранних этапах развития ребенка.
В зависимости от преобладающего нарушения операций процесса чтения и письма выделяют различные виды дислексий или дисграфий. Возникновение того или иного вида обусловлено различными причинами задержки отдельных функциональных систем, где особой "группой риска" по возникновению нарушений чтения и письма являются дети с общим недоразвитием речи. Проанализировав сравнительное данные обследования детей 6-7 лет с ОНР, определились особенности развития предпосылок к процессу обучения чтения и письма. В зависимости от уровня ОНР у них, в той или иной степени нарушены все стороны речи, что неизменно сказывается на овладении чтением и письмом, так как данные процессы - одна из самых сложных форм речевой деятельности человека, требующая от обучающегося ему ребенка, достаточной сформированности звукопроизношения, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, мышления, моторной функции, чего не наблюдается у детей с данными нарушениями.
Понимая эти взаимосвязи между нарушением чтения и письма и общим недоразвитием речи, мы открыли возможные пути к их предупреждению до того, как ребёнок поступает в школу. Это обеспечит готовность детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии аномального ребёнка.
Следовательно, проанализировав диагностические данные была разработана коррекционно - развивающая система деятельности специалиста (логопеда). В процессе реализации и ее проверки эффективности на практике с дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня в рамках ДОУ осуществлялось комплексное формирование всех компонентов речевой системы. Коррекционная деятельность логопеда была направлена на формирование как речевых, так и неречевых психических функций, обуславливающих нормальный процесс овладения чтением и письмом. Дифференцированный подход учитывал различные варианты неполноценности рассматриваемых функций и процессов, их соотношения, доминирующие нарушения в структуре предпосылок чтения и письма.
Устная и письменная форма речи представляют собой вид временных связей сигнальной системы, но, в отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения на базе устной, т.е. её механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения ребенка. Учитывая комплексный подход в коррекционной работе с детьми с ОНР в процессе профилактики всех видов дислексии, дисграфии наблюдается положительный динамический рост, что наглядно отражается в гистограммах, а также даст возможность ребенку успешно обучаться в школе.
Практика показала, что данная комплексная система работы логопеда надежна и удобна в плане методов, приемов работы. Она может применяться определенным кругом специалистов, работающих с детьми: психологами, дефектологами, логопедами, воспитателями детских садов и учителями начальных классов.
Цель исследования достигнута путем решения поставленных задач: дано общее представление о письменной речи; рассмотрены психофизиологические механизмы чтения; рассмотрена специфика нарушений чтения и письма; определены приёмы выявлений нарушений чтения и письма; определены направления коррекционной работы по устранению нарушений чтения и письма в дошкольников.
Проблема изучения состояния письменной речи и чтения в раннем возрасте нуждается в дальнейших исследованиях. Для этого нужно изучать новые теоретические источники и проводить новые исследования, т.к. окончательных заключений и выводов о проблемах дислексии и дисграфии еще не сделано.
1. Алексеева, А.Е. Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью: диссертация кандидата педагогических наук [Текст] / А.Е. Алексеева. - М., 2007 г. - 194 с.
2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е.Ф. Архипова - Спб.: АСТ, 2010.- 320 с.
3. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Балобанова, В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. - СПб.: Детство-пресс, 2011. - 564 с.
4. Белобрыкина, О.А. Речь и общение. Пособие для родителей и педагогов [Текст] / О.А. Белобрыкина - Ярославль: Академия развития, 2008. - 240 с.
5. Быховская, А.М. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР [Текст] / А. М. Быховская, Н.А. Казова.- С.Петербург, «Детство-пресс», 2013 . - 58 с.
6. Винарская, Е.Н. Дизартрия [Текст] / Е.Н. Винарская - Спб.: Транзиткнига, 2011.- 144 с.
7. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г.А. Волкова - СПб.: Питер, 2010. - 548 с.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский - М.: Лабиринт, 2010. - 569 с.
9. Воронина, Т.П. Наша началочка. Дисграфия, или почему ребенок плохо пишет? Дислексия, или почему ребенок плохо читает? [Текст] / Т.П. Воронина - М.: Лабиринт, 2010. - 132 с.
10. Гаркуша, Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша - М.: ЭКСМО, 2010. - 323 с.
11. Глухов, В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: учеб. пособ. / В.П. Глухов // Логопатопсихология / Под. ред. Р.И. Лалаевой , С.Н. Шаховской. - М.: Гуманитар. изд. Центр Владос, 2010. - С. 43-48.
12. Игры в логопедической работе с детьми: Кн.для логопедов. [Текст] / Под ред. Сост. В.И. Селивестрова. - М.: Просвещение, 2007. - 142 с.
13. Карелина, И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии [Текст] / И.Б. Карелина // Дефектология. - 2006. - № 5. - С. 10 - 14.
14. Корнев, А.Н. Методика диагностики дислексии у детей [Текст] / А.Н. Корнев, О.А. Ишимова - Изд. Политехнического университета, 2010. - 124 с.
15. Корнев, А.Н. Методика раннего выявления дислексии [Текст] / А.И. Корнев. - М., «Просвещение» ,1982. -109 с.
16. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Дефектология" [Текст] / Волкова Л.С., Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред.Л.С. Волковой. - М: Просвещение, 2009 г. - 528 с.
17. Репина, З.А. Уроки логопедии [Текст] / З.А. Репина, В.И. Буйко - Екатеринбург: ЛИТУР, 2009 г. - 208 с.
18. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: [учебное пособие] [Текст] / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова - СПб. Изд. РГПУ им. А.И. Герцена Изд-во «Союз», 2011. - 191с.
19. Лопухина, И.С. Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей [Текст] / Лопухина И.С. - М.: Аквариум, 2011. - 386 с.
20. Матковская , К.С. Формирование речевых навыков у дошкольников с дизартрией [Текст] / К.С. Матковская // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - Чебоксары, 2017. - С.239-241.
21. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под общ. ред. проф . Г. В. Чиркиной . - 3-е изд.,доп. - М.:АРКТИ,2009. - 245 с.
22. Миккоева, Н.В. Развивающие игры в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.03: защищена 22.01.02: утв. 15.07.02 / Н.В. Миккоева. С.Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2015.- 324 с.
23. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С.А. Миронова. - М., 2013. - 204 с.
24. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: [учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений] [Текст] / Е.А. Медведева, Л.Н. Комиссарова, Г.Р. Шашкина, О.Л. Сергеева. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 224 с.
25. Неретина Т.Г., Пономарева И.М. Развитие связной речи дошкольников в условии семьи [Текст] / Т.Г. Неретина, И.М. Пономарева // Единичность науки: проблемы и пути решения: материалы между научно-практической конференции. - Уфа, 2018. - С.74-76.
26. Николаева, Л. Ю. Игровая деятельность дошкольников [Текст] / Л.Ю. Николаева // Образование и воспитание. - 2016. - №2. - С. 25-29.
27. Нищева, Н.В. Программа коррекционно - развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) [Текст]: методическое пособие / Н.В. Нищева. - С. - Пб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2018. - 352 с.
28. Нищева, Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно- развивающей работы в детском саду [Текст]: методическое пособие / Н.В.Нищева. - С-Пб.: - Детство-Пресс, 2018. - 96 с.
29. Основы теории и практики логопедии. [Текст] /. Под ред. Р.Е. Левиной - М.: Просвещение, 2009. - 490 с.
30. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]/ под ред. Н.Е. Вераксы, Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 36 с.
31. Правдина, О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. [Текст] / О.В. Правдина - М., "Просвещение", 2010. - 272 с.
32. Преображенская, Н.А. Развитие творческого потенциала старших дошкольников, имеющих речевые нарушения, при овладении связной монологической речью на основе сюжетных рисунков экологической тематики [Текст] / Н.А. Преображенская // Логопедия сегодня. - 2010. - № 2(30) - С. 33-36.
33. Привалова, С.Е. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста в ДОУ [Текст] / С.Е. Привалова // Филологическое образование в период детства. - 2014. - Т. 21. - С. 8894.
34. Савельева, К.И. Интеграция речевого и двигательного развития в игре [Текст] / К.И. Савельева. Гродно: ГрГУ, 2017. - 706 с: 35 рисунков на 5,75 страницах, 34 таблицы на 8,25 страницах. - Библиогр.: 814 назв. - Рус.- с.200-203. - Деп. в ГУ БелИСА 17.05.17, № Д201709.
35. Сергеева, Е.Е. Использование метода наглядного моделирования для
формирования связной речи дошкольников с ОНР [Текст] / Е.Е. Сергеева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - № 29. - С. 157-161.
36. Степанова, О.А. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями [Текст] / О.А. Степанова. - М.: Академия, 2013. - 272 с.
37. Сурдопедагогика [Текст] / Под ред. М.И. Никитиной. - М.: Просвещение, 2009. - 384 с.
38. Таранова, Е.В. Артпедагогический практикум по работе с дошкольниками: Игры, упражнения, занятия [Текст] / Таранова Е.В. - Ставропольсервисшкола, 2011. - 96 с.
39. Ткаченко, Т. А. Альбом индивидуального обследования дошкольников [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М., изд. «Гном и Д», 2000. - 96 с.
40. Трайнев, В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании [Текст] / В.А.Трайнев. - М.: Дашков И.К., 2015. - 282 с.
41. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология» [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.- М.: Просвещение, 2009. - 223 с.
42. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. [Текст] / М.Ф. Фомичева - М.: Просвещение, 2008. - 238 с.
43. Холкина, Т.И. Организация активной речевой практики дошкольника в разных видах деятельности [Текст] / Т.И. Холкина // Филологическое образование в период детства. - 2016. - № 23. - С. 45-47.
44. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2009. Т. II - 656 с.
45. Цветкова, Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского
возраста: Учебное пособие. [Текст] / Л.С. Цветкова, А.В. Семенович - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2011.-272 с.
46. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. [Текст] / Г.С. Швайко - М.: Педагогика, 2007. - 427 с.
47. Шумакова, Н.Б. Творческое воображение как условие развития речи в дошкольном возрасте [Текст] / Н.Б. Шумакова. Е.О. Бутюгина // «Л.С. Выготский и современное детство»: международный симпозиум. - Москва, 2017. - С. 259-261.
48. Шинкарёва, Н.А. Особенности развития компонентов словесного творчества детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Шинкарёва, А.В. Алсанова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - № 4 (25). - С. 20-23.