Введение 4
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития способности к эмоциональному предвосхищению результата у дошкольников с нарушениями слуха на логопедических занятиях 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с нарушениями слуха 8
1.2. Проблема эмоционального предвосхищения у детей дошкольного
возраста в психолого-педагогических исследованиях 14
1.3. Особенности развития способности к эмоциональному
предвосхищению результата у дошкольников с нарушениями слуха на логопедических занятиях 23
Выводы по главе I 26
Глава II. Эмпирической изучение способности к эмоциональному предвосхищению результата у дошкольников с нарушениями слуха 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ способности к эмоциональному предвосхищению событий
будущего у дошкольников с нарушениями слуха 31
2.3. Анализ личностных особенностей дошкольников с нарушениями
слуха 37
2.4. Анализ особенностей поведения и деятельности дошкольников
с нарушениями слуха 40
2.5. Специфика эмоционального предвосхищения событий будущего
у дошкольников с нарушениями слуха 44
Выводы по главе II 54
Глава III. Логопедическая работа по развитию способности к эмоциональному предвосхищению результата у дошкольников с нарушениями слуха на логопедических занятиях 56
3.1. Основные принципы проекта по развитию способности к
эмоциональному предвосхищению результата у дошкольников с
нарушениями слуха на логопедических занятиях 56
3.2. Проект по развитию способности к эмоциональному
предвосхищению результата у дошкольников с нарушениями слуха на
логопедических занятиях 58
Выводы по главе III 66
Заключение 67
Список использованной литературы 69
Приложения 74
Актуальность исследования. Как в школьных, так и в дошкольных учреждениях в организации процесса обучения и воспитания детей важны эмоции, благодаря им легче и эффективнее вырабатываются новые навыки и умения, так как через положительное эмоциональное состояние лучше усваивается и понимается учебный материал.
Считается, что именно в период дошкольного возраста возникает и активно развивается способность к эмоциональному предвосхищению результатов собственной деятельности. При развитие данной способности ребенок может в объектах окружающего мира выделять и представлять в виде образов их качества, свойства и возможные состояния; устанавливать причинно-следственные связи между собственными действиями и появлением тех или иных качеств, свойств и состояний объектов; устанавливать связь между выявленными качествами, свойствами и состояниями объектов окружающей действительности и их смыслом для себя; актуализировать при организации собственной деятельности имеющиеся положительные и отрицательные образы [47].
Социальная среда, в которой находится ребенок с нарушениями слуха, имеет важное значение в возникновении у него особенностей в развитии эмоций, становлении определенных черт личности. Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Развитие эмоционального предвосхищения у дошкольников влечет за собой переживания насчет различных вариантов результата деятельности. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений [14].
В ряде исследований отечественных авторов, таких как Н. Г. Морозова [33], Закаблук А. Г. [18], рассматривали проблемы своеобразия эмоционального развития у дошкольников с нарушениями слуха, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни, что вызывает трудности социализации детей, невротические реакции. В исследованиях В.Петшак, было доказано, что способность понимать эмоции других людей отражает уровень эмоционального развития ребенка и степень осознания им своих и чужих эмоциональных состояний [39].
Также, такими авторами, как А. В. Запорожец [20], Я.С.Неверович [20], В.В.Лебединский [30] была разработана общая теория эмоций, определяющая характер и причину возможных нарушений в эмоциональном развитии детей.
Цель исследования: развитие способности к эмоциональному предвосхищению результата у дошкольников с нарушениями слуха.
Объект исследования: способность к эмоциональному предвосхищению результата у дошкольников с нарушениями слуха.
Предмет исследования - развитие способности к эмоциональному предвосхищению результата у дошкольников с нарушениями слуха на логопедических занятиях.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что у дошкольников с нарушением слуха будет затруднен процесс вербализации, проявляющийся в бедности эмоциональных реакций в различных отношениях между сверстниками и взрослыми.
Формирование эмоционального предвосхищения у детей с нарушениями слуха в процессе логопедической работы, будет эффективна при реализации следующих условия: постепенное усложнение предлагаемых детям заданий и упражнений; опора на зрительное восприятие при обучении; игровая форма проведения занятий.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы, изучить состояние проблемы развития способности к эмоциональному предвосхищению результата у дошкольников;
2. Дать психолого-педагогическую характеристику развития детей с нарушениями слуха;
3. Организовать и провести эмпирическое исследование на изучение способности к эмоциональному предвосхищению результата у дошкольников с нарушениями слуха;
4. Выявить особенности способности к эмоциональному предвосхищению результата у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха;
5. Разработать проект по развитию способности к эмоциональному предвосхищению результата у дошкольников с нарушениями слуха на логопедических занятиях.
Методологическую базу исследования составили теория о связи между коммуникативным развитием личности и социально-культурной средой Л.С. Выготского [11]; положения А.В. Запорожца и Я.З. Неверович [20] о существовании особого рода образов, отражающих эмоциональные и познавательные компоненты значимой ситуации, основной функцией которых является эмоциональное предвосхищение; общетеоретические представления Л.И.Божовича [5] об эмоциональной сфере личности в онтогенезе; теория возрастной периодизации развития Д.Б. Эльконина [51], где дошкольный возраст представлен как период активного присвоения смыслов.
Методы исследования:
— теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы;
— эмпирические: наблюдение, эксперимент: констатирующий, формирующий;
— количественно-качественные методы обработки данных;
— интерпретационный метод.
Апробация результатов исследования представлена на научно-практических мероприятиях разного уровня: Международной научной конференции «Зимняя школа по психологии состояний» (г. Казань, 21-22 февраля, 2019 г.), III Международной студенческой научно-практической конференции «Специальная педагогика: профессиональный дебют» (Республика Беларусь, г. Минск, 19 апреля, 2019 г.), итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Казань, 9 апреля, 2019 г.), III Международной научно-практической конференции «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика» (г. Ялта, 16-18 мая 2019 г.).
Экспериментальной базой исследования выступили: ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья» (дошкольное отделение), МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29» г. Нижнекамск, областное государственное казенное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №92» (дошкольное отделение) г.Ульяновск, МАДОУ «Детский сад №340 комбинированного вида» Московского района г.Казани.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 53 источника, приложений. Работа проиллюстрирована 7 таблицами, 2 рисунками.
Во время проведения эмпирического исследования мы получили данные детей с нарушениями слуха и разработали проект с опорой на цель и гипотезу работы, отмечающий, что при формирование эмоционального предвосхищения в процессе логопедической работы, у детей с нарушениями слуха будет способствовать повышению эффективности этого развития при реализации следующих условия: постепенное усложнение предлагаемых заданий и упражнений; опора на зрительное восприятие при обучении; игровая форма проведения занятий. Статистическая значимость полученных результатов была проверена с помощью критерия Стьюдента.
Анализ теоретической и практической литературы, говорит о том, что роль прогностической компетентности очень важна и ее нужно развивать, умение предугадывать ситуацию, помогает человеку контролировать свое поведение в социуме, понимать состояния окружающих людей и правильно донести свои, тем самым антиципация контролирует адекватность действий человека. Также большое влияние имеет общение со сверстниками, эмоциональное развитие помогает формировать навыки и умения человека неравнодушно относиться к окружающему миру, предавать своим высказываниям эмоциональный окрас.
В ходе исследования способности к эмоциональному предвосхищению результата дошкольников с нарушениями слуха было выявлено, что им характерно проявления неуверенности в себе и в своих действиях, наблюдаются сложности при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, из-за недопонимания появляется раздражительность, повышенная возбудимость. Из-за недоразвития речевых навыков, они предпочитают находится в уединении, играть в одиночестве. Дети быстро утомляются, у них понижена наблюдательность, это связано с тем, что большая часть информации воспринимается зрительными анализаторами. Изолированное состояние не позволяет полноценно изучить, дифференцировать и распознавать весь спектр эмоциональных состояний человека, которые окружают ребенка с нарушениями слуха.
В результате полученных данных после выявления способностей детей с нарушениями слуха к эмоциональному предвосхищению был разработан коррекционно-развивающий проект. Целью проекта является обучить детей распознавать и выражать эмоции, повысить уровень эмоционального развития, способствовать развитию эффективных форм взаимодействия дошкольников. Проект состоит из 3 блоков, которые опираются на принцип от простого к сложному. Внимание уделяется вербализации прогнозов, развернутости и грамотности высказываний. В проекте используются логопедические и общепедагогические методы направленности для получения продуктивной и результативной коррекционной работы.
По данной разработке развитие прогнозирования происходит как в учебной, так и в свободной деятельности. Работа с детьми с нарушениями слуха по указанным направлениям проекта на занятиях с логопедом реализуется одновременно.
1. Артемьева, Т.В. Эмоциональное неблагополучие и атипичное поведение у дошкольников с нарушениями слуха [Текст] / Т.В. Артемьева, А.А. Тазиева // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика. - 2017. - №5. - С.27-33.
2. Баянова, Л.Ф. Методика исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации [Текст] / Л.Ф. Баянова, Т.Р. Мустафин // Филология и культура. - Казань: Казанский (Приволжский) Федеральный университет, 2015. - №3(41). - С. 325-332.
3. Баянова, Л.Ф. Определение дифференциации правила дошкольником в нормативной ситуации [Текст] / Л.Ф. Баянова // Филология и культура. - Казань: Казанский (Приволжский) Федеральный университет, 2013. - №3(33). - С. 286-289.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2014. - 464 с.
5. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению [Текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1995. - С. 132-142.
6. Боскис, P.M. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р.М. Боскис - М.: Советский спорт, 2014. - 304 с.
7. Веракса, Н.Е. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Н.Е. Веракса. - М.: Мозаика- Синтез, 2010.
8. Веракса, Н.Е. История возрастной психологии: детская психология [Текст] / Н. Е. Веракса, А.Н. Веракса // Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2008. - 304 с.
9. Вигман, С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: учеб. Пособие [Текст] / С.Л. Вигман - М.: Велби, 2015. - 351 с.
10. Волкова, В.М. Игровая терапия как средство психологической профилактики и преодоления тревожности у детей с нарушениями слуха [Текст] / В.М. Волкова // Специальное образование. - 2009. - №2. - С. 14-18.
11. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2005. - 1136 с.
12. Выготский, Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - 400 с.
13. Выготский, Л.С. Принципы социального
воспитания глухонемых детей [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
14. Гром, Н. А. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Гром // Научно - методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 10. - С. 86-90.
15. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко. - М.: ПИ РАО, 2016. - 128 с.
16. Елагина, М.Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем детстве [Текст] / М.Г. Елагина // Вопросы психологии. — 2017. - № 2. — С. 114-127.
17. Завалова, Н.Д. Образ психической регуляции деятельности [Текст] / Н.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов, А.В. Пономаренко. - М.: Наука, 2016. - 172 с.
18. Закаблук, А. Г. Особенности понимания эмоциональных состояний детьми в норме и патологии как основания их социальной адаптации / А. Г. Закаблук // Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях. - Л., 2015. - С.30-39.
19. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды в 2-х томах / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 2016. - 316 с.
20. Запорожец, А. В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка [Текст] / А.В. Запорожец, З.Я. Неверович // Вопросы психологии. - 2014. - № 6. - С. 59-73.
21. Запорожец, А. В. Психология детства дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение,2014. - 350 с.
22. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец. - М., 1986. - 299 с.
23. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева, Л.П. Стрелкова, Л.А. Абрамян. - М.: Просвещение, 1985, - 176 с.
24. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева, Л.П. Стрелкова, Л.А. Абрамян. - М.: Просвещение, 1985, - 176 с.
25. Иванов, Е.С. Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации [Текст] / Е.С. Иванов. - Л.: ЛГТИ, 2015. - 57 с.
26. Исенина, Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни [Текст] / Е.И. Исенина. - М.: ОАО ИГ «Прогресс», 2012. - 80 с.
27. Казьмина, А.М. Шкала эмоционального благополучия и атипичного поведения [Текст] / А.М. Казьмин, Н.А. Коновко О.Г. Сальникова Е.К. Тупицина Е.В. Федина // Журнал «Клиническая и специальная психология». - 2014. - №3. - 7 с.
28. Корсунская, Б.Д. Воспитание глухого ребенка в семье [Текст] / Б.Д. Корсунская. - СПб.: Речь, 2014. - 24 с.
29. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А.Д. Кошелева, О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
30. Лапшин, В.А Пузанов Б.П. Основы дефектологии [Текст] / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. - М., 2011. - 56 с.
31. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей [Текст] / В.В. Лебединский. - М.: Медицина, 2015. - 91 с.
32. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.:
Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144 с.
33. Ломов, Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности [Текст] / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М.: Наука, 2015. - 280 с.
34. Морозова, Н.Г. Развитие нравственных отношений между глухими детьми дошкольного возраста [Текст] / Н.Г. Морозова // Дефектология. - 1985. - №3. - С. 14.
35. Мустафин, Т.Р. Контент-анализ нормативной ситуации дошкольника [Текст] / Т.Р. Мустафин. - 2013. - № 1(31). - С. 295-298.
36. Неволина, Л.Г. Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых [Текст] / Л.Г. Неволина. - Л.: ЛГПИ, 2017. - 38 с.
37. Нейман, Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи [Текст] / Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 224 с.
38. Осницкий, А. К. Регуляторный опыт, субъектная активность и самостоятельность человека [Текст] / А.К. Осницкий // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2014. - № 6 (8). - С.47-52.
39. Переслени, Л.И., Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно - методическое пособие) [Текст] / Л.И. Переслени, Е. М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров. - Абакан: АГПИ, 1990. - 68 с.
40. Петшак, В. Исследование эмоциональных отношений глухих школьников к членам семьи [Текст] / В. Петшак. - Дефектология,1990. - № 6. - С. 18-24.
41. Поддъяков, Н. Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н.Н. Поддъяков. - М.: Педагогика, 2017. - 272 с.
42. Подзорова, Е. Л. Эмоциональное предвосхищение результатов решения познавательных задач в дошкольном возрасте [Текст] / Е.Л. Подзорова. - М., 2016. - 193 с.
43. Регуш, Л. А. Структура и возрастная динамика способности к прогнозированию [Текст] / Л.А. Регуш // Психологический журнал. - 2016. - Т. 2. - № 5. - С. 106 -115.
44. Речитская, Е.Г., Готовность слабослышащих детей школьного возраста к обучению в школе [Текст] / Е. Г. Речитская, Е. В. Пархалина - М.: Владос, 2000. - 240 с.
45. Семаго, Н.Я., Чемодан психолога. Диагностический комплект Семаго [Текст] / Н.Я. Семаго, М. М. Семаго. - М.: Генезис, 2007. - 128 с.
46. Сироткина, Т. Ю. Перспективные направления понимания психологии эмоций: современные теоретические основания [Текст] / Т.Ю. Сироткина. - Новосибирск.: ООО «ЦСРНИ», 2014. - C. 53-71.
47. Сироткина, Т.Ю. О некоторых особенностях развития механизма эмоционального предвосхищения результата у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха [Текст] / Т.Ю. Сироткина // Вестник череповецкого государственного университета. - 2014. - №5(58). - С.102-105.
48. Смирнов, С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения [Текст] / С.Д. Смирнов. - М.: Изд-во МГУ, 2015. - 231 с.
49. Шаховский, В. И. Категоризация эмоций в лексикосемантической системе языка [Текст] / В.И. Шаховский. - Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2017. - 190 с.
50. Шиян, И. Б. Предвосхищающий образ в структуре мышления дошкольников [Текст] / И.Б. Шиян // Вопросы психологии. - 2014. - №3. - С. 57-65.
51. Lauer L (2016). Zentral-auditive Verarbeitungsstorung im Kindesalter. Focus on autism and other developmental disabilities. 2(32). 142-151.
52. Lupberger N (2017). Auditive Verarbeitungs und WahrnehmungsstOrungen im Kindesalter. Ein Ratgeber fur Betroffene, Eltem, Angehorige und Padagogen. - Wetzlar. 56-68.
53. Nickisch A.; Heber D.; Burger-Gartner J (2012). Auditive Verarbeitungs- und Wahmehmungsstorungen bei Schulkindem. Diagnostik und Therapie. - Dortmund. 125-137.