РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ПРЕДВОСХИЩЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТА У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
|
Введение 4
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития способности к эмоциональному предвосхищению результата у дошкольников с нарушениями слуха на логопедических занятиях 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с нарушениями слуха 8
1.2. Проблема эмоционального предвосхищения у детей дошкольного
возраста в психолого-педагогических исследованиях 14
1.3. Особенности развития способности к эмоциональному
предвосхищению результата у дошкольников с нарушениями слуха на логопедических занятиях 23
Выводы по главе I 26
Глава II. Эмпирической изучение способности к эмоциональному предвосхищению результата у дошкольников с нарушениями слуха 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ способности к эмоциональному предвосхищению событий
будущего у дошкольников с нарушениями слуха 31
2.3. Анализ личностных особенностей дошкольников с нарушениями
слуха 37
2.4. Анализ особенностей поведения и деятельности дошкольников
с нарушениями слуха 40
2.5. Специфика эмоционального предвосхищения событий будущего
у дошкольников с нарушениями слуха 44
Выводы по главе II 54
Глава III. Логопедическая работа по развитию способности к эмоциональному предвосхищению результата у дошкольников с нарушениями слуха на логопедических занятиях 56
3.1. Основные принципы проекта по развитию способности к
эмоциональному предвосхищению результата у дошкольников с
нарушениями слуха на логопедических занятиях 56
3.2. Проект по развитию способности к эмоциональному
предвосхищению результата у дошкольников с нарушениями слуха на
логопедических занятиях 58
Выводы по главе III 66
Заключение 67
Список использованной литературы 69
Приложения 74
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития способности к эмоциональному предвосхищению результата у дошкольников с нарушениями слуха на логопедических занятиях 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с нарушениями слуха 8
1.2. Проблема эмоционального предвосхищения у детей дошкольного
возраста в психолого-педагогических исследованиях 14
1.3. Особенности развития способности к эмоциональному
предвосхищению результата у дошкольников с нарушениями слуха на логопедических занятиях 23
Выводы по главе I 26
Глава II. Эмпирической изучение способности к эмоциональному предвосхищению результата у дошкольников с нарушениями слуха 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ способности к эмоциональному предвосхищению событий
будущего у дошкольников с нарушениями слуха 31
2.3. Анализ личностных особенностей дошкольников с нарушениями
слуха 37
2.4. Анализ особенностей поведения и деятельности дошкольников
с нарушениями слуха 40
2.5. Специфика эмоционального предвосхищения событий будущего
у дошкольников с нарушениями слуха 44
Выводы по главе II 54
Глава III. Логопедическая работа по развитию способности к эмоциональному предвосхищению результата у дошкольников с нарушениями слуха на логопедических занятиях 56
3.1. Основные принципы проекта по развитию способности к
эмоциональному предвосхищению результата у дошкольников с
нарушениями слуха на логопедических занятиях 56
3.2. Проект по развитию способности к эмоциональному
предвосхищению результата у дошкольников с нарушениями слуха на
логопедических занятиях 58
Выводы по главе III 66
Заключение 67
Список использованной литературы 69
Приложения 74
Актуальность исследования. Как в школьных, так и в дошкольных учреждениях в организации процесса обучения и воспитания детей важны эмоции, благодаря им легче и эффективнее вырабатываются новые навыки и умения, так как через положительное эмоциональное состояние лучше усваивается и понимается учебный материал.
Считается, что именно в период дошкольного возраста возникает и активно развивается способность к эмоциональному предвосхищению результатов собственной деятельности. При развитие данной способности ребенок может в объектах окружающего мира выделять и представлять в виде образов их качества, свойства и возможные состояния; устанавливать причинно-следственные связи между собственными действиями и появлением тех или иных качеств, свойств и состояний объектов; устанавливать связь между выявленными качествами, свойствами и состояниями объектов окружающей действительности и их смыслом для себя; актуализировать при организации собственной деятельности имеющиеся положительные и отрицательные образы [47].
Социальная среда, в которой находится ребенок с нарушениями слуха, имеет важное значение в возникновении у него особенностей в развитии эмоций, становлении определенных черт личности. Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Развитие эмоционального предвосхищения у дошкольников влечет за собой переживания насчет различных вариантов результата деятельности. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений [14].
В ряде исследований отечественных авторов, таких как Н. Г. Морозова [33], Закаблук А. Г. [18], рассматривали проблемы своеобразия эмоционального развития у дошкольников с нарушениями слуха, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни, что вызывает трудности социализации детей, невротические реакции. В исследованиях В.Петшак, было доказано, что способность понимать эмоции других людей отражает уровень эмоционального развития ребенка и степень осознания им своих и чужих эмоциональных состояний [39].
Также, такими авторами, как А. В. Запорожец [20], Я.С.Неверович [20], В.В.Лебединский [30] была разработана общая теория эмоций, определяющая характер и причину возможных нарушений в эмоциональном развитии детей.
Цель исследования: развитие способности к эмоциональному предвосхищению результата у дошкольников с нарушениями слуха.
Объект исследования: способность к эмоциональному предвосхищению результата у дошкольников с нарушениями слуха.
Предмет исследования - развитие способности к эмоциональному предвосхищению результата у дошкольников с нарушениями слуха на логопедических занятиях.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что у дошкольников с нарушением слуха будет затруднен процесс вербализации, проявляющийся в бедности эмоциональных реакций в различных отношениях между сверстниками и взрослыми.
Формирование эмоционального предвосхищения у детей с нарушениями слуха в процессе логопедической работы, будет эффективна при реализации следующих условия: постепенное усложнение предлагаемых детям заданий и упражнений; опора на зрительное восприятие при обучении; игровая форма проведения занятий.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы, изучить состояние проблемы развития способности к эмоциональному предвосхищению результата у дошкольников;
2. Дать психолого-педагогическую характеристику развития детей с нарушениями слуха;
3. Организовать и провести эмпирическое исследование на изучение способности к эмоциональному предвосхищению результата у дошкольников с нарушениями слуха;
4. Выявить особенности способности к эмоциональному предвосхищению результата у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха;
5. Разработать проект по развитию способности к эмоциональному предвосхищению результата у дошкольников с нарушениями слуха на логопедических занятиях.
Методологическую базу исследования составили теория о связи между коммуникативным развитием личности и социально-культурной средой Л.С. Выготского [11]; положения А.В. Запорожца и Я.З. Неверович [20] о существовании особого рода образов, отражающих эмоциональные и познавательные компоненты значимой ситуации, основной функцией которых является эмоциональное предвосхищение; общетеоретические представления Л.И.Божовича [5] об эмоциональной сфере личности в онтогенезе; теория возрастной периодизации развития Д.Б. Эльконина [51], где дошкольный возраст представлен как период активного присвоения смыслов.
Методы исследования:
— теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы;
— эмпирические: наблюдение, эксперимент: констатирующий, формирующий;
— количественно-качественные методы обработки данных;
— интерпретационный метод.
Апробация результатов исследования представлена на научно-практических мероприятиях разного уровня: Международной научной конференции «Зимняя школа по психологии состояний» (г. Казань, 21-22 февраля, 2019 г.), III Международной студенческой научно-практической конференции «Специальная педагогика: профессиональный дебют» (Республика Беларусь, г. Минск, 19 апреля, 2019 г.), итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Казань, 9 апреля, 2019 г.), III Международной научно-практической конференции «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика» (г. Ялта, 16-18 мая 2019 г.).
Экспериментальной базой исследования выступили: ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья» (дошкольное отделение), МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29» г. Нижнекамск, областное государственное казенное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №92» (дошкольное отделение) г.Ульяновск, МАДОУ «Детский сад №340 комбинированного вида» Московского района г.Казани.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 53 источника, приложений. Работа проиллюстрирована 7 таблицами, 2 рисунками.
Считается, что именно в период дошкольного возраста возникает и активно развивается способность к эмоциональному предвосхищению результатов собственной деятельности. При развитие данной способности ребенок может в объектах окружающего мира выделять и представлять в виде образов их качества, свойства и возможные состояния; устанавливать причинно-следственные связи между собственными действиями и появлением тех или иных качеств, свойств и состояний объектов; устанавливать связь между выявленными качествами, свойствами и состояниями объектов окружающей действительности и их смыслом для себя; актуализировать при организации собственной деятельности имеющиеся положительные и отрицательные образы [47].
Социальная среда, в которой находится ребенок с нарушениями слуха, имеет важное значение в возникновении у него особенностей в развитии эмоций, становлении определенных черт личности. Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Развитие эмоционального предвосхищения у дошкольников влечет за собой переживания насчет различных вариантов результата деятельности. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений [14].
В ряде исследований отечественных авторов, таких как Н. Г. Морозова [33], Закаблук А. Г. [18], рассматривали проблемы своеобразия эмоционального развития у дошкольников с нарушениями слуха, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни, что вызывает трудности социализации детей, невротические реакции. В исследованиях В.Петшак, было доказано, что способность понимать эмоции других людей отражает уровень эмоционального развития ребенка и степень осознания им своих и чужих эмоциональных состояний [39].
Также, такими авторами, как А. В. Запорожец [20], Я.С.Неверович [20], В.В.Лебединский [30] была разработана общая теория эмоций, определяющая характер и причину возможных нарушений в эмоциональном развитии детей.
Цель исследования: развитие способности к эмоциональному предвосхищению результата у дошкольников с нарушениями слуха.
Объект исследования: способность к эмоциональному предвосхищению результата у дошкольников с нарушениями слуха.
Предмет исследования - развитие способности к эмоциональному предвосхищению результата у дошкольников с нарушениями слуха на логопедических занятиях.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что у дошкольников с нарушением слуха будет затруднен процесс вербализации, проявляющийся в бедности эмоциональных реакций в различных отношениях между сверстниками и взрослыми.
Формирование эмоционального предвосхищения у детей с нарушениями слуха в процессе логопедической работы, будет эффективна при реализации следующих условия: постепенное усложнение предлагаемых детям заданий и упражнений; опора на зрительное восприятие при обучении; игровая форма проведения занятий.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы, изучить состояние проблемы развития способности к эмоциональному предвосхищению результата у дошкольников;
2. Дать психолого-педагогическую характеристику развития детей с нарушениями слуха;
3. Организовать и провести эмпирическое исследование на изучение способности к эмоциональному предвосхищению результата у дошкольников с нарушениями слуха;
4. Выявить особенности способности к эмоциональному предвосхищению результата у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха;
5. Разработать проект по развитию способности к эмоциональному предвосхищению результата у дошкольников с нарушениями слуха на логопедических занятиях.
Методологическую базу исследования составили теория о связи между коммуникативным развитием личности и социально-культурной средой Л.С. Выготского [11]; положения А.В. Запорожца и Я.З. Неверович [20] о существовании особого рода образов, отражающих эмоциональные и познавательные компоненты значимой ситуации, основной функцией которых является эмоциональное предвосхищение; общетеоретические представления Л.И.Божовича [5] об эмоциональной сфере личности в онтогенезе; теория возрастной периодизации развития Д.Б. Эльконина [51], где дошкольный возраст представлен как период активного присвоения смыслов.
Методы исследования:
— теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы;
— эмпирические: наблюдение, эксперимент: констатирующий, формирующий;
— количественно-качественные методы обработки данных;
— интерпретационный метод.
Апробация результатов исследования представлена на научно-практических мероприятиях разного уровня: Международной научной конференции «Зимняя школа по психологии состояний» (г. Казань, 21-22 февраля, 2019 г.), III Международной студенческой научно-практической конференции «Специальная педагогика: профессиональный дебют» (Республика Беларусь, г. Минск, 19 апреля, 2019 г.), итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Казань, 9 апреля, 2019 г.), III Международной научно-практической конференции «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика» (г. Ялта, 16-18 мая 2019 г.).
Экспериментальной базой исследования выступили: ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья» (дошкольное отделение), МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29» г. Нижнекамск, областное государственное казенное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №92» (дошкольное отделение) г.Ульяновск, МАДОУ «Детский сад №340 комбинированного вида» Московского района г.Казани.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 53 источника, приложений. Работа проиллюстрирована 7 таблицами, 2 рисунками.
Во время проведения эмпирического исследования мы получили данные детей с нарушениями слуха и разработали проект с опорой на цель и гипотезу работы, отмечающий, что при формирование эмоционального предвосхищения в процессе логопедической работы, у детей с нарушениями слуха будет способствовать повышению эффективности этого развития при реализации следующих условия: постепенное усложнение предлагаемых заданий и упражнений; опора на зрительное восприятие при обучении; игровая форма проведения занятий. Статистическая значимость полученных результатов была проверена с помощью критерия Стьюдента.
Анализ теоретической и практической литературы, говорит о том, что роль прогностической компетентности очень важна и ее нужно развивать, умение предугадывать ситуацию, помогает человеку контролировать свое поведение в социуме, понимать состояния окружающих людей и правильно донести свои, тем самым антиципация контролирует адекватность действий человека. Также большое влияние имеет общение со сверстниками, эмоциональное развитие помогает формировать навыки и умения человека неравнодушно относиться к окружающему миру, предавать своим высказываниям эмоциональный окрас.
В ходе исследования способности к эмоциональному предвосхищению результата дошкольников с нарушениями слуха было выявлено, что им характерно проявления неуверенности в себе и в своих действиях, наблюдаются сложности при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, из-за недопонимания появляется раздражительность, повышенная возбудимость. Из-за недоразвития речевых навыков, они предпочитают находится в уединении, играть в одиночестве. Дети быстро утомляются, у них понижена наблюдательность, это связано с тем, что большая часть информации воспринимается зрительными анализаторами. Изолированное состояние не позволяет полноценно изучить, дифференцировать и распознавать весь спектр эмоциональных состояний человека, которые окружают ребенка с нарушениями слуха.
В результате полученных данных после выявления способностей детей с нарушениями слуха к эмоциональному предвосхищению был разработан коррекционно-развивающий проект. Целью проекта является обучить детей распознавать и выражать эмоции, повысить уровень эмоционального развития, способствовать развитию эффективных форм взаимодействия дошкольников. Проект состоит из 3 блоков, которые опираются на принцип от простого к сложному. Внимание уделяется вербализации прогнозов, развернутости и грамотности высказываний. В проекте используются логопедические и общепедагогические методы направленности для получения продуктивной и результативной коррекционной работы.
По данной разработке развитие прогнозирования происходит как в учебной, так и в свободной деятельности. Работа с детьми с нарушениями слуха по указанным направлениям проекта на занятиях с логопедом реализуется одновременно.
Анализ теоретической и практической литературы, говорит о том, что роль прогностической компетентности очень важна и ее нужно развивать, умение предугадывать ситуацию, помогает человеку контролировать свое поведение в социуме, понимать состояния окружающих людей и правильно донести свои, тем самым антиципация контролирует адекватность действий человека. Также большое влияние имеет общение со сверстниками, эмоциональное развитие помогает формировать навыки и умения человека неравнодушно относиться к окружающему миру, предавать своим высказываниям эмоциональный окрас.
В ходе исследования способности к эмоциональному предвосхищению результата дошкольников с нарушениями слуха было выявлено, что им характерно проявления неуверенности в себе и в своих действиях, наблюдаются сложности при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, из-за недопонимания появляется раздражительность, повышенная возбудимость. Из-за недоразвития речевых навыков, они предпочитают находится в уединении, играть в одиночестве. Дети быстро утомляются, у них понижена наблюдательность, это связано с тем, что большая часть информации воспринимается зрительными анализаторами. Изолированное состояние не позволяет полноценно изучить, дифференцировать и распознавать весь спектр эмоциональных состояний человека, которые окружают ребенка с нарушениями слуха.
В результате полученных данных после выявления способностей детей с нарушениями слуха к эмоциональному предвосхищению был разработан коррекционно-развивающий проект. Целью проекта является обучить детей распознавать и выражать эмоции, повысить уровень эмоционального развития, способствовать развитию эффективных форм взаимодействия дошкольников. Проект состоит из 3 блоков, которые опираются на принцип от простого к сложному. Внимание уделяется вербализации прогнозов, развернутости и грамотности высказываний. В проекте используются логопедические и общепедагогические методы направленности для получения продуктивной и результативной коррекционной работы.
По данной разработке развитие прогнозирования происходит как в учебной, так и в свободной деятельности. Работа с детьми с нарушениями слуха по указанным направлениям проекта на занятиях с логопедом реализуется одновременно.
Подобные работы
- Развитие эмоциональной сферы детей 4-5 лет с нарушением речи арт терапевтическими средствами
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



