Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития вербальной коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста 7
1.1 Понятие вербальной коммуникации 7
1.2 Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста речи 12
1.3 Развитие вербальной коммуникации у детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста 19
Выводы по Главе 1 25
Глава II. Организация эмпирического исследования вербальной коммуникации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Описание результатов 31
2.3 Рекомендации по развитию вербальной коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста 47
Выводы по Главе II 54
Заключение 56
Список литературы 59
Приложения
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования делается акцент на сохранение уникальности и самоценности детства, которое является важным этапом в развитии личности человека, уделяется большое внимание развитию ребёнка, его социализации, раскрытию его потенциальных возможностей [50].
Основываясь на этом, современные дошкольные образовательные организации обязаны создать условия для полноценного развития дошкольников и подготовить их к получению образования в школе. Одной из значимых задач образования детей старшего дошкольного возраста является их коммуникативное развитие [50].
Наряду с этим, по данным исследований, около 5 % детей в нашей стране имеют патологию костно-мышечной системы, которая может носить как врожденный, так и приобретенный характер, и при которой у детей отмечаются серьёзные нарушения в развитии вербальной коммуникации.
Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата характеризуются полиморфностью и разной степенью выраженности нарушений опорно-двигательного аппарата. Характеризуя состав этих детей, можно перефразировать слова известного канадского поэта Роберта Зенда и сказать, что у детей с двигательными нарушениями общее только одно - они все очень разные.
У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом (89%). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции. В сложной
Изучению речевых нарушений у детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата посвящено много специальных исследований, в которых отмечается, что у большинства таких детей наблюдаются дефекты произношения, которые делают их речь малопонятной. У многих детей бедный словарный запас, отсутствуют необходимые навыки общения как со взрослыми, так и со сверстниками. В развитии навыков общения у детей данной категории часто встречаются трудноразрешимые проблемы: из-за грубых дефектов звуковой речи, бедности словарного запаса сужаются социальные и речевые контакты, а это, в свою очередь, лишает их возможности более эффективно общаться и развиваться.
В старшем дошкольном возрасте многие дети с нарушениями опорнодвигательного аппарата общаются с окружающими с помощью простых коротких предложений из двух-трех слов. Даже имея достаточный уровень речевого развития, дети не реализуют своих возможностей в общении (на заданные вопросы часто дают стереотипные однословные ответы). Дети испытывают трудности при построении предложений, согласовании слов в предложении, употреблении правильных падежных окончаний. К началу обучения в школе большинство детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата практически не умеют пользоваться средствами грамматического оформления предложений. У них отчетливо выявляется недостаточная сформированность связной речи. Все это значительно затрудняет вербальную коммуникацию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и говорит о необходимости проведения коррекционной работы в данном направлении. Эти факты объясняют актуальность выбранной темы.
Цель: исследовать особенности вербальной коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Объект исследования: вербальная коммуникация у детей с нарушениями в развитии.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют особенности вербальной коммуникации, а именно: отсутствие готовности к общению, низкий уровень вербальной коммуникации, наличие эмоционального барьера в общении как с взрослыми, так и со сверстниками, несформированность навыков коммуникативного поведения.
Названные проблема, цель, объект и предмет исследования, обусловили постановку и последовательное решение следующих задач исследования:
1. Изучить специальную психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме, выделить психолого-педагогические и коммуникативные особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Выполнить отбор и теоретическое обоснование диагностических методик для исследования коммуникативной компетентности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Провести исследование особенностей вербальной коммуникации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата и выполнить анализ и статистические расчёты полученных результатов исследования.
4. Разработать рекомендации по развитию вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Методы и методики исследования: анализ научной и методической литературы, её систематизация и обобщение; количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования, включая метод математической статистики; методики: «Коммуникативные качества личности» (авторы А. М. Щетинина, М. А. Никифорова); «Методика выявления уровня коммуникативных навыков у старших дошкольников» (автор Ю. В. Филипповой); «Диагностика коммуникативных способностей у детей» (автор Веракса Н.Е).
Методологическую основу исследования составили: системное рассмотрение процесса сопровождения дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в инклюзивном образовательном пространстве (И.Ю. Левченко, Д.И. Бойко, А.А. Гусейнова); исследования отечественных педагогов и психологов по проблемам развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (С.С. Бычкова, Е.А. Гущина, Л.Н. Зайцева, Е.М. Мастюкова); научные теории о клинико-психолого-педагогических особенностях развития личности ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата (Л. И. Божович, Г.М. Бреслав, Н.А. Ермоленко, Р.С. Немов, М.И. Никитина).
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы в деятельности дефектолога, воспитателя и других специалистов, работающих с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также представляют интерес родителям, воспитывающим детей этой категории, в развитии коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения. Работа содержит список литературы, приложения, рисунки и таблицы. Основной текст работы изложен на 63 страницах.
В процессе теоретического анализа литературы по проблеме исследования было установлено, что речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Проблемы нарушения общения дошкольника с нарушением опорно-двигательного аппарата со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников в современном социуме приобретают всё большее социальное значение. Поэтому общение рассмотрено в данной работе как специфическая форма деятельности человека и как основной регулятор его социального поведения.
Коммуникация оказывает решающее влияние на формирование личности, её содержательных характеристик, психических процессов, свойств и состояний. Коммуникативный аспект способствует воссоединению ребёнка с данным нарушением с миром взрослых людей и сверстников. Социально-личностный аспект отражает социальную направленность общения, связывая потребности личности с ожиданием общества. Психолого-дидактический аспект коммуникации обусловливает содержание и методическое сопровождение образовательного процесса, психологическую поддержку, способы выполнения действий, которыми должен овладеть ребёнок.
Коммуникация является целостным феноменом общения во всех его многогранных проявлениях и обладает рядом функций, которые отвечают за понимание эмоционального и интеллектуального содержания сообщения, за установление межличностных отношений, а также за управление собственным поведением в ситуации общения.
Для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата характерна пониженная коммуникабельность, необщительность, отсутствие навыка общения со сверстниками и взрослыми, наличие эмоционального барьера в общении.
В результате обобщения полученных данных был сделан вывод, что дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют более низкий уровень общительности, чем дети без нарушений в развитии. Это проявляется в затруднении отвечать на вопросы, в минимальном желании контактировать с собеседником, организовать общение и выполнять правила коммуникативного поведения. Также было установлено, что у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата уровень коммуникативных способностей ниже, чем у детей без нарушений в развитии по следующим показателям: по пониманию ребенком задач, предъявляемых взрослым; по пониманию ребенком состояния сверстника; по представлению ребенка о способах выражения своего отношения к взрослому; по представлению ребенка о способах выражения своего отношения к взрослому.
Проанализировав и обобщив результаты эмпирического исследования, был сделан вывод, что у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеются нарушения в развитии вербальной коммуникации, которые выражаются в низкой контактности, повышенной конфликтности и эмоциональной напряженности в процессе межличностного взаимодействия.
По результатам проведенного исследования были разработаны методические рекомендации для родителей и специалистов, работающих с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Данные рекомендации направлены на развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания.
1. Алехина, С.В. Принципы развития современного образования [Текст] // Психологическая наука и образование, 2014. — № 1. — С. 5 — 16.
2. Асадуллина, М.Н. Роль семьи в воспитании ребенка [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. — СПб.: Реноме, 2012. — С. 93-95.
3. Бардышевская, М.К. Вербальная коммуникация у детей с нарушениями общения и эмоциональной депривацией [Текст] // Вопросы психологии, 2010. — № 6. — С. 33 — 42.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Божович Л.И. СПб: Питер, 2008. - 400 с.
5. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования
личности в детстве [Текст] / Г.М. Бреслав. — М.: Просвещение, 2000. - 230 с.
6. Веракса Н.Е. Диагностика коммуникативных способностей у детей [Текст] / Н. Е. Веракса - СПб.: КАРО, 2015. - 175 с.
7. Водовозова, Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста [Текст] / Е.Н. Водовозова. — М.: КД Либроком, 2013. - 400 с.
8. Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного
поведения дошкольников в условиях детского сада. [Текст] // Ребенок в детском саду, 2003 - №2. - 25 с.
9. Горанчук, В.В. Психология коммуникативного общения
дошкольников. [Текст] / В.В. Горанчук. - СПб.: Нева, 2003. - 288 с.
10. Гусейнова, А.А. Педагогические аспекты сопровождения дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в инклюзивном образовательном пространстве. [Текст] // Гуманитарные науки,
2017. — № 2 (38). — С. 142 — 149.
11. Гущина Е.А. Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста [Текст] //
Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 36 - 38.
12. Дудко, Я.О. Подходы к определению категорий «коммуникация» и «общение» в современных исследованиях [Текст] // Психология. Историкокритические обзоры и современные исследования, 2017. - № 5. - С. 73 - 82.
13. Дьяченко, О.М., Лаврентьева, Т.В. Психология развития дошкольника. [Текст] // О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - 1971. - СПб.: Нева, 1997. - 200 с.
14. Ермоленко, Н.А. Клинико-психологический анализ развития, двигательных, перцептивных, интеллектуальных и речевых функций у детей с церебральными параличами [Текст] // Журнал неврологии и психиатрии, 2000. — № 3. — С. 19 — 23.
15. Жамалетдинова, Г.Р. Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста [Текст] // Молодой ученый. — 2017. — № 42. — С. 111 — 113.
16. Зотова, И.В., Могилка, Д.В. Особенности развития коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста. // Проблемы современной науки и образования, 2017. - № 3. - С. 56 - 59.
17. Игебаева, Ф.А. Коммуникации в формировании коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с ДЦП. [Текст] //Ф.А. Игебаева. - Георгиевск, 2013. - С.78 - 113.
18. Игебаева, Ф.А. Коммуникативное поведение ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата. [Текст] // Наука и образование.
- Сб. статей II Международной научной конференции, 2016. — № 2. — С. 65 — 70.
19. Зайцева, Л.Н. Особенности психолого-педагогического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] // Инновационные подходы в современной науке. Сборник статей по материалам XXIII международной научно-практической конференции. - СПб., 2018. — С. 38 — 44.
20. Лесная, М.А. Основные аспекты содержания вербальной коммуникации [Текст] // Научный журнал, 2016. — № 9. — С. 43 — 45.
21. Леханова, О.Л. Особенности вербальной коммуникации детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. [Текст] // Дефектология, 2011. — № 6. — С. 19 — 24.
22. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. — М.: Академия, 2001. — 192 с.
23. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / Под ред. А.Г. Рузской. — М.: Академия, 2001. — 384 с.
24. Ломов, Б.Ф. Проблема общения в психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. — М.: Наука, 2008. — 223 с.
25. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская. - М., 2002. - 415 с.
26. Макарова, Н.Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедических занятий. [Текст] / Н.Ш. Макарова - М.: Академия, 2009 - 80 с.
27. Маллер, А.Р. Коммуникативное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии [Текст] / А.Р. Маллер. - М.: АРКТИ, 2000. - 124 с.
28. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2004. - 400 с.
29. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук - СПб., 2001. - 220 с.
30. Мастюкова, Е.М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом [Текст] / Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. — М.: Просвещение, 1985. - 170 с.
31. Меджидова, Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема. [Электронный ресурс] // Молодой ученый, 2016. — №6. — С. 799-803. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/110/27082/ (дата обращения: 8.02.2019).
32. Никифорова, М.А. Диагностика коммуникативных качеств личности. - М.: А.П.О., 2001. - 167 с.
33. Немкова, С.А. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений: учеб.-метод, пособие [Текст] / М-во здравоохранения и соц. развития Российской Федерации, Науч. центр здоровья детей РАМН, Российский нац. исслед. мед. ун-т им. Н.И. Пирогова,
- М.: Союз педиатров России, 2012. - 60 с.
34. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
35. Никитина, М.Н. Детский церебральный паралич [Текст] / М.Н. Никитина. - М.: Медицина, 2008. - 120 с.
36. Нурматова, М.О. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста. [Текст] // Материалы V Международной молодежной научной конференции в 3-х томах. Издательство: Университетская книга - Курск, 2015. - С. 340-345.
37. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника [Текст] / под ред. М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 1974. - 209 с.
38. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом [Текст] / под ред. М.Н. Ипполитовой. - М.: АПН СССР, 1989. — 125 с.
39. Парамонова, А.Е. Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия семьи и школы в России: история и современные тенденции [Текст] // Молодой ученый. — 2009. — №12. — С. 396 — 401.
40. Попович И. В. Развитие коммуникативной культуры старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №3. — С. 1-3.
— Режим доступа: //moluch.ru/th/1/archive/118/3974/ (дата обращения: 08.02.2019) .
41. Приходько, О.Г. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / О.Г. Приходько. — М.: Академия, 2006. — 203 с.
42. Приходько, О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / О.Г. Приходько. — М.: Академия, 2001. — 192 с.
43. Развитие общения у дошкольников [Текст] / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.: Просвещение, 1974. - 203 с.
44. Родионова, Л. А., Пазухина, С. В. Коммуникативное развитие старших дошкольников как одно из приоритетных направлений образования детей [Электронный ресурс] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 63-65. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13356/ (дата обращения: 08.02.2019).
45. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / Е.О. Смирнова. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
46. Трошкина, О.В. Развитие вербальной коммуникации
дошкольников с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Образование и наука в современных условиях, 2016. - № 4 (9). — С. 100101.
47. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Академия, 1998. - 304 с.
48. Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата [Текст] / под ред. М.В. Ипполитовой. - Л.: Просвещение, 1987. — 154 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] / Российская Федерация. - М. Образование, 2016. - 68 с.
50. Филиппова, Ю.В. Методика выявления уровня коммуникативных навыков у старших дошкольников [Текст] // Ю.В. Филиппова. - М, Наука, 2011. — 230 с.
51. Шойимова, Ш. С. Психолого-педагогические особенности
развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Молодой ученый, 2014. — №6. — С. 831-834. — Режим доступа:
https://moluch.ru/archive/65/10656/ (дата обращения: 10.02.2019).
52. Шипицына, Л.М. Детский церебральный паралич [Текст] / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб.: Дидактика Плюс, 2001. — 272 с.
53. Щербакова, И.В. Понятие и сущность вербальной коммуникации [Текст] // Инструменты современной научной деятельности Сборник статей Международной научно-практической конференции. - М., 2016. — С. 116 — 119.
54. Joel Gelernter. Widespread signatures of positive selection in common risk alleles associated to autism spectrum disorder [Текст] / Joel Gelernter, Renato Polimanti. February 10, 2017.
55. Armstrong RB. Mechanisms of exercise-induced muscle fibre injury [Текст] / Armstrong RB, Warren GL, Warren JA. - 1993, J Sports Med 12(3). — Р. 184 — 207.
56. Baron S, Milliron M, Habes D, Fidler A [1991]. Hazard evaluation and technical assistance report: Shoprite Supermarkets, New Jersey—New York. Cincinnati, OH: U.S. Department of Health and Human Services, Public Health Service, Centers for Disease Control, National Institute for Occupational Safety and Health, NIOSH Report No. HHE 88-344-2092.
57. Bovenzi M. [Текст] / Doseresponse relation for vascular disorders induced by vibration in the fingers of forestry workers. Occup Environ Med. - 1995. — Р. 722 — 730.
58. Davidenko, D.N. The problem of athlete's adaptation reserves [Текст] / D.N. Davidenko//Uch. zapiski un-ta im. P.F. Lesgafta. — 2005. — № 18. — P. 15 — 25.
59. Kryzhanovsky, G.N. System mechanisms of nervous and mental disorders [Текст] / G.N. Kryzhanovsky//Zhurnal nevropatologii i psikhiatrii im.
S.S. Korsakova: Folium. — Мoscow, 1996. — V. 96. — № 6. — P. 5 — 11.