ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития вербальной коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста 7
1.1 Понятие вербальной коммуникации 7
1.2 Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста речи 12
1.3 Развитие вербальной коммуникации у детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста 19
Выводы по Главе 1 25
Глава II. Организация эмпирического исследования вербальной коммуникации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Описание результатов 31
2.3 Рекомендации по развитию вербальной коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста 47
Выводы по Главе II 54
Заключение 56
Список литературы 59
Приложения
Глава I. Теоретические аспекты развития вербальной коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста 7
1.1 Понятие вербальной коммуникации 7
1.2 Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста речи 12
1.3 Развитие вербальной коммуникации у детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста 19
Выводы по Главе 1 25
Глава II. Организация эмпирического исследования вербальной коммуникации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Описание результатов 31
2.3 Рекомендации по развитию вербальной коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста 47
Выводы по Главе II 54
Заключение 56
Список литературы 59
Приложения
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования делается акцент на сохранение уникальности и самоценности детства, которое является важным этапом в развитии личности человека, уделяется большое внимание развитию ребёнка, его социализации, раскрытию его потенциальных возможностей [50].
Основываясь на этом, современные дошкольные образовательные организации обязаны создать условия для полноценного развития дошкольников и подготовить их к получению образования в школе. Одной из значимых задач образования детей старшего дошкольного возраста является их коммуникативное развитие [50].
Наряду с этим, по данным исследований, около 5 % детей в нашей стране имеют патологию костно-мышечной системы, которая может носить как врожденный, так и приобретенный характер, и при которой у детей отмечаются серьёзные нарушения в развитии вербальной коммуникации.
Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата характеризуются полиморфностью и разной степенью выраженности нарушений опорно-двигательного аппарата. Характеризуя состав этих детей, можно перефразировать слова известного канадского поэта Роберта Зенда и сказать, что у детей с двигательными нарушениями общее только одно - они все очень разные.
У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом (89%). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции. В сложной
Изучению речевых нарушений у детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата посвящено много специальных исследований, в которых отмечается, что у большинства таких детей наблюдаются дефекты произношения, которые делают их речь малопонятной. У многих детей бедный словарный запас, отсутствуют необходимые навыки общения как со взрослыми, так и со сверстниками. В развитии навыков общения у детей данной категории часто встречаются трудноразрешимые проблемы: из-за грубых дефектов звуковой речи, бедности словарного запаса сужаются социальные и речевые контакты, а это, в свою очередь, лишает их возможности более эффективно общаться и развиваться.
В старшем дошкольном возрасте многие дети с нарушениями опорнодвигательного аппарата общаются с окружающими с помощью простых коротких предложений из двух-трех слов. Даже имея достаточный уровень речевого развития, дети не реализуют своих возможностей в общении (на заданные вопросы часто дают стереотипные однословные ответы). Дети испытывают трудности при построении предложений, согласовании слов в предложении, употреблении правильных падежных окончаний. К началу обучения в школе большинство детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата практически не умеют пользоваться средствами грамматического оформления предложений. У них отчетливо выявляется недостаточная сформированность связной речи. Все это значительно затрудняет вербальную коммуникацию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и говорит о необходимости проведения коррекционной работы в данном направлении. Эти факты объясняют актуальность выбранной темы.
Цель: исследовать особенности вербальной коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Объект исследования: вербальная коммуникация у детей с нарушениями в развитии.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют особенности вербальной коммуникации, а именно: отсутствие готовности к общению, низкий уровень вербальной коммуникации, наличие эмоционального барьера в общении как с взрослыми, так и со сверстниками, несформированность навыков коммуникативного поведения.
Названные проблема, цель, объект и предмет исследования, обусловили постановку и последовательное решение следующих задач исследования:
1. Изучить специальную психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме, выделить психолого-педагогические и коммуникативные особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Выполнить отбор и теоретическое обоснование диагностических методик для исследования коммуникативной компетентности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Провести исследование особенностей вербальной коммуникации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата и выполнить анализ и статистические расчёты полученных результатов исследования.
4. Разработать рекомендации по развитию вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Методы и методики исследования: анализ научной и методической литературы, её систематизация и обобщение; количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования, включая метод математической статистики; методики: «Коммуникативные качества личности» (авторы А. М. Щетинина, М. А. Никифорова); «Методика выявления уровня коммуникативных навыков у старших дошкольников» (автор Ю. В. Филипповой); «Диагностика коммуникативных способностей у детей» (автор Веракса Н.Е).
Методологическую основу исследования составили: системное рассмотрение процесса сопровождения дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в инклюзивном образовательном пространстве (И.Ю. Левченко, Д.И. Бойко, А.А. Гусейнова); исследования отечественных педагогов и психологов по проблемам развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (С.С. Бычкова, Е.А. Гущина, Л.Н. Зайцева, Е.М. Мастюкова); научные теории о клинико-психолого-педагогических особенностях развития личности ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата (Л. И. Божович, Г.М. Бреслав, Н.А. Ермоленко, Р.С. Немов, М.И. Никитина).
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы в деятельности дефектолога, воспитателя и других специалистов, работающих с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также представляют интерес родителям, воспитывающим детей этой категории, в развитии коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения. Работа содержит список литературы, приложения, рисунки и таблицы. Основной текст работы изложен на 63 страницах.
Основываясь на этом, современные дошкольные образовательные организации обязаны создать условия для полноценного развития дошкольников и подготовить их к получению образования в школе. Одной из значимых задач образования детей старшего дошкольного возраста является их коммуникативное развитие [50].
Наряду с этим, по данным исследований, около 5 % детей в нашей стране имеют патологию костно-мышечной системы, которая может носить как врожденный, так и приобретенный характер, и при которой у детей отмечаются серьёзные нарушения в развитии вербальной коммуникации.
Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата характеризуются полиморфностью и разной степенью выраженности нарушений опорно-двигательного аппарата. Характеризуя состав этих детей, можно перефразировать слова известного канадского поэта Роберта Зенда и сказать, что у детей с двигательными нарушениями общее только одно - они все очень разные.
У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом (89%). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции. В сложной
Изучению речевых нарушений у детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата посвящено много специальных исследований, в которых отмечается, что у большинства таких детей наблюдаются дефекты произношения, которые делают их речь малопонятной. У многих детей бедный словарный запас, отсутствуют необходимые навыки общения как со взрослыми, так и со сверстниками. В развитии навыков общения у детей данной категории часто встречаются трудноразрешимые проблемы: из-за грубых дефектов звуковой речи, бедности словарного запаса сужаются социальные и речевые контакты, а это, в свою очередь, лишает их возможности более эффективно общаться и развиваться.
В старшем дошкольном возрасте многие дети с нарушениями опорнодвигательного аппарата общаются с окружающими с помощью простых коротких предложений из двух-трех слов. Даже имея достаточный уровень речевого развития, дети не реализуют своих возможностей в общении (на заданные вопросы часто дают стереотипные однословные ответы). Дети испытывают трудности при построении предложений, согласовании слов в предложении, употреблении правильных падежных окончаний. К началу обучения в школе большинство детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата практически не умеют пользоваться средствами грамматического оформления предложений. У них отчетливо выявляется недостаточная сформированность связной речи. Все это значительно затрудняет вербальную коммуникацию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и говорит о необходимости проведения коррекционной работы в данном направлении. Эти факты объясняют актуальность выбранной темы.
Цель: исследовать особенности вербальной коммуникации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Объект исследования: вербальная коммуникация у детей с нарушениями в развитии.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют особенности вербальной коммуникации, а именно: отсутствие готовности к общению, низкий уровень вербальной коммуникации, наличие эмоционального барьера в общении как с взрослыми, так и со сверстниками, несформированность навыков коммуникативного поведения.
Названные проблема, цель, объект и предмет исследования, обусловили постановку и последовательное решение следующих задач исследования:
1. Изучить специальную психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме, выделить психолого-педагогические и коммуникативные особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Выполнить отбор и теоретическое обоснование диагностических методик для исследования коммуникативной компетентности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Провести исследование особенностей вербальной коммуникации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата и выполнить анализ и статистические расчёты полученных результатов исследования.
4. Разработать рекомендации по развитию вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Методы и методики исследования: анализ научной и методической литературы, её систематизация и обобщение; количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования, включая метод математической статистики; методики: «Коммуникативные качества личности» (авторы А. М. Щетинина, М. А. Никифорова); «Методика выявления уровня коммуникативных навыков у старших дошкольников» (автор Ю. В. Филипповой); «Диагностика коммуникативных способностей у детей» (автор Веракса Н.Е).
Методологическую основу исследования составили: системное рассмотрение процесса сопровождения дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в инклюзивном образовательном пространстве (И.Ю. Левченко, Д.И. Бойко, А.А. Гусейнова); исследования отечественных педагогов и психологов по проблемам развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (С.С. Бычкова, Е.А. Гущина, Л.Н. Зайцева, Е.М. Мастюкова); научные теории о клинико-психолого-педагогических особенностях развития личности ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата (Л. И. Божович, Г.М. Бреслав, Н.А. Ермоленко, Р.С. Немов, М.И. Никитина).
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы в деятельности дефектолога, воспитателя и других специалистов, работающих с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также представляют интерес родителям, воспитывающим детей этой категории, в развитии коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения. Работа содержит список литературы, приложения, рисунки и таблицы. Основной текст работы изложен на 63 страницах.
В процессе теоретического анализа литературы по проблеме исследования было установлено, что речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Проблемы нарушения общения дошкольника с нарушением опорно-двигательного аппарата со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников в современном социуме приобретают всё большее социальное значение. Поэтому общение рассмотрено в данной работе как специфическая форма деятельности человека и как основной регулятор его социального поведения.
Коммуникация оказывает решающее влияние на формирование личности, её содержательных характеристик, психических процессов, свойств и состояний. Коммуникативный аспект способствует воссоединению ребёнка с данным нарушением с миром взрослых людей и сверстников. Социально-личностный аспект отражает социальную направленность общения, связывая потребности личности с ожиданием общества. Психолого-дидактический аспект коммуникации обусловливает содержание и методическое сопровождение образовательного процесса, психологическую поддержку, способы выполнения действий, которыми должен овладеть ребёнок.
Коммуникация является целостным феноменом общения во всех его многогранных проявлениях и обладает рядом функций, которые отвечают за понимание эмоционального и интеллектуального содержания сообщения, за установление межличностных отношений, а также за управление собственным поведением в ситуации общения.
Для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата характерна пониженная коммуникабельность, необщительность, отсутствие навыка общения со сверстниками и взрослыми, наличие эмоционального барьера в общении.
В результате обобщения полученных данных был сделан вывод, что дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют более низкий уровень общительности, чем дети без нарушений в развитии. Это проявляется в затруднении отвечать на вопросы, в минимальном желании контактировать с собеседником, организовать общение и выполнять правила коммуникативного поведения. Также было установлено, что у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата уровень коммуникативных способностей ниже, чем у детей без нарушений в развитии по следующим показателям: по пониманию ребенком задач, предъявляемых взрослым; по пониманию ребенком состояния сверстника; по представлению ребенка о способах выражения своего отношения к взрослому; по представлению ребенка о способах выражения своего отношения к взрослому.
Проанализировав и обобщив результаты эмпирического исследования, был сделан вывод, что у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеются нарушения в развитии вербальной коммуникации, которые выражаются в низкой контактности, повышенной конфликтности и эмоциональной напряженности в процессе межличностного взаимодействия.
По результатам проведенного исследования были разработаны методические рекомендации для родителей и специалистов, работающих с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Данные рекомендации направлены на развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания.
Коммуникация оказывает решающее влияние на формирование личности, её содержательных характеристик, психических процессов, свойств и состояний. Коммуникативный аспект способствует воссоединению ребёнка с данным нарушением с миром взрослых людей и сверстников. Социально-личностный аспект отражает социальную направленность общения, связывая потребности личности с ожиданием общества. Психолого-дидактический аспект коммуникации обусловливает содержание и методическое сопровождение образовательного процесса, психологическую поддержку, способы выполнения действий, которыми должен овладеть ребёнок.
Коммуникация является целостным феноменом общения во всех его многогранных проявлениях и обладает рядом функций, которые отвечают за понимание эмоционального и интеллектуального содержания сообщения, за установление межличностных отношений, а также за управление собственным поведением в ситуации общения.
Для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата характерна пониженная коммуникабельность, необщительность, отсутствие навыка общения со сверстниками и взрослыми, наличие эмоционального барьера в общении.
В результате обобщения полученных данных был сделан вывод, что дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют более низкий уровень общительности, чем дети без нарушений в развитии. Это проявляется в затруднении отвечать на вопросы, в минимальном желании контактировать с собеседником, организовать общение и выполнять правила коммуникативного поведения. Также было установлено, что у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата уровень коммуникативных способностей ниже, чем у детей без нарушений в развитии по следующим показателям: по пониманию ребенком задач, предъявляемых взрослым; по пониманию ребенком состояния сверстника; по представлению ребенка о способах выражения своего отношения к взрослому; по представлению ребенка о способах выражения своего отношения к взрослому.
Проанализировав и обобщив результаты эмпирического исследования, был сделан вывод, что у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеются нарушения в развитии вербальной коммуникации, которые выражаются в низкой контактности, повышенной конфликтности и эмоциональной напряженности в процессе межличностного взаимодействия.
По результатам проведенного исследования были разработаны методические рекомендации для родителей и специалистов, работающих с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Данные рекомендации направлены на развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания.
Подобные работы
- ПРЕДИКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-
ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА
АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ
ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогические условия развития вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022 - ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ АРТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 - 12 ЛЕТ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - КОРРЕКЦИЯ МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОНИМАНИЯ
ПИКТОГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
В ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4690 р. Год сдачи: 2024



