Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования творческих способностей учащихся на уроках истории 9
1.1. Сущность понятий «творчество», «творческие способности» и «креативность» в научной литературе 9
1.2. Особенности формирования творческих способностей учащихся восьмых классов на уроках истории 18
1.3. Педагогические условия, способствующие формированию творческих способностей личности 26
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования творческих способностей учащихся восьмых классов на уроках истории 39
2.1. Диагностика уровня сформированности творческих способностей учащихся на констатирующем этапе эксперимента 39
2.2. Апробация педагогических условий, направленных на формирование творческих способностей восьмиклассников 54
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментального исследования 62
Выводы по главе 2 72
Заключение 74
Список литературы 77
Приложения 82
Каждый день происходят изменения в современном обществе. Главной ценностью постиндустриального общества являются не природные ресурсы, а человеческий капитал. От его качества зависит успех государства во всех сферах жизни общества. Качество же зависит во многом от уровня образования, которое должно удовлетворять потребности общества и государства. Одной из таких потребностей является нужда в человеке-творце.
Актуальность темы исследования. Современное общество предъявляет к школе новые требования. Новые федеральные государственные образовательные стандарты требуют формировать у учащихся активную гражданскую позицию, способность самостоятельного принятия решений в разных жизненных ситуациях, а также готовность нести за них ответственность. Основное общее образование должно быть направлено на развитие творческих способностей учащихся. Обществу необходимы творческие личности, способные глубоко мыслить, самостоятельно ориентироваться в различных ситуациях, адаптироваться к быстро изменяющимся жизненным ситуациям, находить оригинальные решения и развивать инновационные идеи, которые проникли во все сферы жизни. Одним из способов достижения этой цели является формирование творческих способностей учащихся.
В связи с этим возрастает роль уроков истории в образовательном процессе. Уроки истории направлены на развитие способности самостоятельно принимать решения, осмысливать и перенимать исторический опыт, анализировать исторические источники, критически оценивать исторические факты и события, высказывать свою точку зрения по тому или иному историческому вопросу, оценивать деятельность исторических личностей. Всё это невозможно без приобщения учащихся к творческой деятельности. Сам предмет история пропитан творчеством. С одной стороны, для того, чтобы познать, проанализировать, принять и сделать выводы по тому или иному историческому событию, явлению, процессу необходимо «прожить» их самому, а это слишком трудно без наличия творческих способностей. С другой стороны, учитель подходит к подготовке уроком со всем своим творчеством, потому что уложить такой большой материал в ограниченное уроком время очень сложно, поэтому учителю необходимо отобрать только самые значимые и интересные факты нашей истории. Кроме этого, история очень специфичный предмет, его можно преподносить очень интересно, а можно наоборот очень скучно, поэтому при подготовке к урокам учителю важно включать всё свое воображение для того, чтобы сделать урок более интересным для учащихся.
В 8-х классах формирование творческих способностей на уроках истории актуальнее вдвойне, потому что в 8-м классе проходят один из самых ярких, пронизанных творчеством и загадочных периодов - XVIII век - эпоха, когда правили одни из самых ярких исторических личностей, обладающие огромным творческим потенциалом - Петр I и Екатерина II. Между ними не менее загадочная эпоха - эпоха дворцовых переворотов с её интригами и нестабильностью. Кроме этого, XVIII век в России - век Просвещения, когда Россия стала более образованной, а творчество в обществе развивалось огромными темпами.
Введение новых образовательных стандартов, появление новый требований к организации процесса обучения, его содержанию и результатам побуждают нас по-новому осмыслить способы и педагогические условия формирования творческих способностей учащихся.
Монотонное изложение материала учителем на уроках истории приводит к безразличию учеников, поэтому учителю необходимо искать новые альтернативные методы преподавания истории.
В основе процесса формирования творческих способностей должны лежать развитие познавательные процессы, мотивацию к творческой деятельности и высокая творческая активность.
учащихся на развитие творческих способностей.
Проблемы формирования творческих способностей с давних времен привлекают внимание ученых.
Сущность творческой деятельности рассматривалась в работах В.И.Андреева, В.И.Загвязинского, Т.В. Кудрявцева, А.Н.Леонтьева, А.В.Хуторского и др. [2, 20, 26, 30, 53].
Проблемы обучения творчеству отражены в работах В.И.Андреева, Д.Б.Богоявленской, В.В.Давыдова, Т.В.Кудрявцева, А.Н.Лук и др. [2, 6, 15, 26, 32].
Вопросами творческих способностей и их диагностики занимались Д.Б.Богоявленская, Е.П.Ильин, В.Т.Кудрявцев, В.Б.Синельников, Т.В.Палецкая, , Е.Е.Туник, А.В.Хуторский и др. [6, 22, 26, 37, 47, 53].
Анализ вышеперечисленной литературы показывает, что по большей степени изучены вопросы творческих способностей, общие вопросы учебно - творческой деятельности. Это не удовлетворяет потребность в совершенствовании педагогических условий формирования творческих способностей, в разработке новых систем занятий. Как показывает практика, методика формирования творческих способностей при изучении различных предметов школьного курса значительно изменяется.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формирования творческих способностей учащихся в процессе обучения и недостаточной разработанностью педагогических условий, направленных на формирования данных способностей на уроках истории.
Проблема исследования: Каковы педагогические условия развития творческих способностей учащихся 8-х классов на уроках истории?
Цель исследования: теоретически рассмотреть и экспериментально апробировать педагогические условия формирования творческих способностей учащихся 8-х классов на уроках истории.
Объект исследования - процесс формирования творческих способностей учащихся 8-х классов на уроках истории.
Предмет исследования: педагогические условия формирования творческих способностей учащихся 8-х классов на уроках истории.
Гипотеза исследования. Процесс формирования творческих способностей учащихся будет эффективным при следующих педагогических условиях, если:
- провести диагностику творческих способностей учащихся 8-х классов;
- учитывать возрастные особенности и стимулировать самостоятельную деятельность учащихся, где учитель должен выступать в роле наставника, а не руководителя;
- разработать и апробировать систему занятий с использование разнообразных инновационных технологий (технологии развивающего, интерактивного, проектного, проблемного обучений, развития критического мышления), направленных на формирование творческих способностей учащихся на уроках истории 8-х классов.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по проблеме формирования творческих способностей учащихся.
2. Выявить особенности формирования творческих способностей у учащихся 8 классов на уроках истории.
3. Раскрыть и апробировать педагогические условия формирования творческих способностей учащихся 8-х классов.
Теоретико-методологическая основа исследования составили: исследования по психологии общих способностей (В.Н.Дружинина,
А.Маслоу) [17,33]; психологии творчества и творческих способностей (Д.Б.Богоявленской, Л.С.Выготского, Л.Б.Еромолаевой-Томиной) [6, 10, 18]; возрастной психологии (Л.С. Выготского, И.Ю.Кулагиной, Г.А. Кураева, Е.Н.Пожарской, Л.Ф.Обуховой) [11, 27, 29, 36]; труды в области изучения сущности и содержания творческих способностей личности (Е.П.Ильиных,
В.В,Утемова, М.М.Зиновкиной, П.М.Горева) [22, 49]; по формированию творческих способностей (О.Н.Авдеевой, В.А.Корсуновой, Т.В.Палецкой,) [1, 25, 37]; по методике преподавания истории (Л.П.Борзовой, А.А.Вагина, Е.Е.Вяземского, Г.Д.Кирилловой, М.В.Коротковой, Н.Ю.Никуллиной, , А.Д.Рыбкина) [8, 9, 12, 23, 24, 35, 43]; труды, посвященные инновационным технологиям обучения (В.В.Давыдова, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашева, Т.В.Машаровой, Е.С.Полат, В.В.Репкина, Н.В.Репкина, Г.К.Селевко) [14, 15, 16, 19, 34, 39, 41, 44].
Методы и методики исследования: В работе применяются следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования, практические - анализ и систематизация собственного опыта по внедрению технологий на уроках истории, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), анкетирование, тестирование, опрос, методы математической обработки результатов исследования. В работе используются следующие методики исследования: методика определения творческих способностей Г.Дэвиса (опросник Г.Дэвиса), диагностика личностной креативности по методике Е.Е.Туник.
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №39 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района г.Казани.
Научная новизна исследования: разработана система занятий по истории в 8-х классах, направленная на формирование творческих способностей учащихся.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически обосновано влияние педагогических условий на формирование творческих способностей у учащихся.
Практическая значимость исследования: заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке система занятий по истории в 8-х классах, направленная на формирование творческих способностей учащихся.
Достоверность исследования: обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные исследования по проблеме исследования, адекватностью методов исследования его цели и задачам, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы, применены методы математической обработки результатов исследования.
Апробация результатов исследования:
1. Выступление на очных слушаниях по гранту «Наш новый учитель» в МБОУ «Татарско-русская средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г.Казани на тему «Технология развивающего обучения как фактор развития творческих способностей учащихся 8х классов».
2. Выступление на методическом объединение учителей истории и обществознания МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №39 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района г.Казани на тему «Формирование творческих способностей учащихся 8-х классов на уроках истории».
Структура и объём выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 3 приложений. Общий объём работы составляет 116 страниц.
Новый век требует новой личности: свободной, высокоразвитой интеллектуально, способной самостоятельно принимать решения, креативной, способной быстро генерировать оригинальные идеи. Воспитать такую личность можно соблюдая выработанные и апробированные нами педагогическое условия, направленные на формирование творческих способностей учащихся 8-х классов на уроках истории.
В ходе исследования установлено, что теоретический аспект понятия «творческие способности» рассмотрен с разных сторон: философской, психологической и педагогической. Анализ состояния проблемы исследования позволил установить, что понятие «творческие способности» у большинства исследователей имеет сходство. Во всех исследованиях творческие способности подразумевают создание нового и оригинального продукта.
В психолого-педагогической литературе понятие «творческие способности» часто связывают с понятием креативности. Креативность - это способность к творчеству, тогда как творческие способности - это индивидуальные, психологические особенности личности, которые возникают в процессе решения новых проблем или задач, ведущие к появлению нового продукта. Стоит различать эти понятия, но рассматривать их совместно.
Были выделены компоненты творческих способностей: деятельностный, когнитивный, мотивационный, рефлексивный. Кроме этого, важными структурными компонентами творческих способностей является творческое воображение и творческое мышление.
Процесс формирования творческих способностей требует учет возрастных особенностей подростков, так как подростковый возраст - переходная стадия от ребенка ко взрослому, сопровождающаяся различными сложностями и возрастным кризисом.
Для диагностики уровня сформированное™ творческих способностей были применены методики Г.Дэвиса и Е.Е.Туник. Помимо данных методик на констатирующем этапе эксперимента проверялся уровень развития когнитивного и мотивационного компонентов, потому что без знаний по истории и отсутствия мотивации процесс формирование творческих способностей будет затруднен. В результате анкетирования было выявлено, что уровень интереса к истории учащихся 8-классов отсутствует. Анкетирование помогло понять, как заинтересовать восьмиклассников, чем им больше нравится заниматься на уроках истории и на каких темах стоит акцентировать внимание. На основе этих данных была составлена система занятий. Большинству нравится больше курс истории России, поэтому система занятий включает в себя темы по истории России XVIII века. Наибольший интерес у подростков вызывает внутренняя политика и роль личности в истории, поэтому большинство тем посвящено главным историческим личностям XVIII века и их внутренней политике. Из видов деятельности они больше всего предпочитают игры и рассуждения о причинах исторических событий, поэтому таких заданий в систему занятий было включено много.
В процессе педагогического эксперимента была разработана и реализована система занятий по истории в 8-х классах, направленная на формирование творческих способностей учащихся. При проведении формирующего эксперимента была выдвинута гипотеза, что реализация данной системы занятий способствует повышению уровня сформированности творческих способностей учащихся 8-х классов. Для проверки гипотезы на контрольном этапе экспериментального исследования проведён анализ результатов развития творческих способностей учащихся 8 - х классов. При этом применялся пакет диагностических методик, разработанный на констатирующем этапе эксперимента.
Цель, поставленная перед началом работы, достигнута, задачи решены.
Выводы и факты, полученные в ходе исследования, открывают возможности для дальнейшего осмысления и продолжения работы по формированию творческих способностей учащихся.
1. Авдеева О. Н. Развитие творческих способностей учащихся основного общего уровня образования на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). / под ред. Г..Д.Ахметова. - СПб.: СатисЪ, 2014. - С. 109-111.
2. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - 3-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2012. — 608 с.
3. Ахметжанова, Г.В. Применение методов математической статистики в
психолого-педагогических исследованиях: электронное учебное
пособие. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2016. - 147 с.
4. Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: учебное пособие. - СПб.: СПГУТД, 2006. - 268 с.
5. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. Опыт оправдания. - М.: Изд-во «Академический проект», 2015. - 522 с.
6. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
7. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. - М.: Олма-Пресс, 2003. - 632 с.
8. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: методическое пособие для учителя. - М.: «ВЛАДОС», 2003г. - 160 с.
9. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1968. — 434 с.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк Книга для учителя. - 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
11. Выготский Л.С. Детская психология : соч. в 6 т. - М.: Педагогика, 1984. - Т.4. - 432 с.
12. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2003. - 384 с.
13. Григорьева Ю.И. Характеристика младших подростков в контексте развития творческих способностей // Гаудеамус. - 2016. - №3. - с. 103108.
14. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Сборник статей. - Томск: «ПЕЛЕНГ», 1995. - 144 с.
15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Просвещение, 1986 г. - 231 с.
16. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
17. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2008.
18. Ермолаева-Томина Л.Б. - Психология художественного творчества: учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, 2003. - 304 с.
19.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб.: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284 с.
20.Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М.: Педагогика, 1981. - 152 с.
21.Зиновкина М.М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа: пособие для учителей. - М.: Приоритет-МВ,
2006. - 48 с.
22. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2009. - 434 с.
23. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. - М.: Просвещение, 1980 г. - 159 с.
24. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 256 с.
25. Корсунова В. А. Особенности развития творческих способностей у подростков // Развитие общественных наук российскими студентами. -
2017. - №1. - с.31-33.
26. Кудрявцев В.Т., Синельников В.Б. Ребенок-дошкольник. Новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 9. - с.52-59.
27. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет: учебное пособие. - 5-е изд. - М.: Изд. УРАО, 1999. - 176 с.
28. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. — 175 с.
29. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. - Ростов-н/Д.., 2002. - 146 с.
30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005. — 352 с.
31. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности. - М.: Академический проект; Трикста, 2004. — 176 с.
32. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
33. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы. - М. : Смысл, 1999. - 425 с.
34. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2016. - 583 с.
35. Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: учебное пособие. - Калининград: Калининградский университет, 2000. - 95 с.
36. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров. - М.: Издательство Юрайт, 2013. — 460 с.
37. Палецкая Т.В. Формирование творческих способностей учащихся в процессе учебно-творческой деятельности: дис. ...канд.пед.наук. - Новосибисрк, 2006. - 215 с.
38. Петрусинский В.В Игры - обучения, тренинг, досуг. - М.: Новая школа, 1994. - 163 с.
39. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2008 г. - 272 с.
40. Поташник М.М. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 320 с.
41. Репкин В.В., Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? - М.: Авторский клуб, 2015. - 140 с.
42. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / под ред. Давыдова В.В. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. - 1160 с.
43. Рыбкин А.Д. Особенности применения методов развития креативных способностей личности на уроках истории в средней школе // Инновационная наука. - 2015. - №8. - с.138-142.
44. Селевко Г. К. Педагогические технологии по основе информационно - коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий , 2006. - 224 с.
45. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
46. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории. - М.: Владос, 2000. - 240 с.
47. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. - СПб.: СпбУПМ, 1997. — 65 с.
48. Тырсин Д.Г. Формирование у учащихся потребности в творческой
деятельности в процессе интерактивного обучения: дис. ...
канд.пед.наук. - Саратов, 2012. - 193 с.
49. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества: учебное пособие. - Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 212 с.
50. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.
51. Философский энциклопедический словарь / под ред. Губского Е.Ф. - М.: Инфа., 1997. - 489 с.
52. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. - СПб.: Речь, 2001. — 250 с.
53. Хуторской, А. В. Как обучать творчеству? // Дополнительное образование. - 2001. - №1. - С. 4-10.
54. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. - СПб.: Изд-во «Питер Пресс», 1997. - 419 с.
55. Щуркова Н. Е. Воспитание детей в школе. - М.: Новая школа, 1998. - 208 с.