Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МУСУЛЬМАНСКИХ МИГРАНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА ВО ФРАНЦИИ С 2000 ПО 2018 ГОД

Работа №36573

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

религиоведение

Объем работы46
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
522
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел 1. Характеристика понятия религиозной идентичности 9
Раздел 2. Место религиозной идентичности мигрантов в политике
мультикультурализма во Франции 17
Раздел 3. Механизмы сохранения религиозной идентичности мусульманских
мигрантов 25
Заключение 39
Список использованной литературы 43


Актуальность исследования. Данная научная работа представляет собой исследование комплекса вопросов, связанных с сохранением религиозной идентичности в условиях мультикультурализма на примере Франции. Первый аспект актуальности данной темы определяется остротой проблем, связанных с сохранением религиозной идентичности в условиях мультикультурализма. Также с разгоревшимися в последние годы спорами по критериям и конкретным условиям интеграции носителей иных культур. Второй аспект актуальности исследования обусловлен необходимостью поиска новых подходов к изучению политики мультикультурализма. Третий аспект связан с тем, что при массовой миграции из стран Магриба во Францию мигрантам приходится адаптироваться к новым социокультурным условиям жизни. Изначально некоторая часть мигрантов пытается ассимилироваться с другой культурой и религией, но это в итоге приводит к кризису идентичности. В результате чего возникает проблема сохранения религиозной идентичности мусульманских мигрантов, что делает данную тему актуальной.
Степени научной разработанности. Зарубежные исследователи в своих работах уделяют особое внимание рассмотрению определенных аспектов религиозной идентичности, роли и месту в системе личностной идентичности E. Arweck и E. Nesbitt. Европейские и американские исследователи в своих исследованиях уделяют значение вопросам этнорелигиозного взаимодействия и конфликтам, религиозным аспектам ассимиляции культур и адаптации мигрантов, также формированию этнических и религиозных замкнутых обществ, которые противостоят преобладающей культуре. В работах зарубежных авторов применяются понятия «религиозная идентичность» и «религиозность» как взаимозаменяемые, при этом они не уделяют особого внимания разграничению содержания данных конструктов, например, с такой позицией можно столкнуться в работах J. J. Lee
Можно также отметить, что в теоретическое осмысление проблемы поддержания и сохранения религиозной идентичности внесли вклад
С. А. Ляушева, М. П. Мчедлов , чьи работы посвящены анализу понятия религиозной идентичности.
Крылов А. Н. в своей книге «Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве» анализирует значение религии и религиозного самосознания, которая раскрывается с различных позиций и измерений . Опираясь на научные источники, на различные данные социологических опросов, исследования современников, данная работа доказывает, что религиозная идентичность считается одним из древнейших и важнейших видов человеческого самосознания.
Тумгоева Т. А. в своей статье «О подходах к изучению религиозной идентичности» представляет обзор работ по изучению религиозной идентичности. Рассматривает ее как составную часть социальной идентичности личности .
Кроме того, вопросом изучения политики мультикультурализма занимался А. И. Куропятник , который описал уровни мультикультурализма и предложил его развернутое определение.
Несмотря на значительное количество исследованных научных работ, касающиеся проблемы религиозной идентичности, возникают вопросы, которые требуют дальнейшего изучения.
Объект исследования: сохранение религиозной идентичности в условиях политики мультикультурализма во Франции.
Предмет исследования: сохранение религиозной идентичности
мусульманских мигрантов во Франции с 2000-2018 год в условиях мультикультурализма.
Цель выпускной квалификационной работы: исследовать сохранение религиозной идентичности в условиях мультикультурализма во Франции.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы исследования религиозной идентичности.
2. Определить место религиозной идентичности мусульманских мигрантов из стран Магриба в политике мультикультурализма Франции.
3. Определить механизмы поддержания и сохранения религиозной идентичности мигрантов во Франции в условиях мультикультурализма.
Теоретико-методологоческие основы исследования. В качестве одного из основных методов исследования при сопоставлении разных точек зрения на проблему религиозной идентичности мусульманских мигрантов в условиях политики мультикультурализма применялся метод Бергера и Лукмана конструктивизм. В рамках которого рассматривается положение мигрантов, наталкивающиеся на противоречия со стороны европейцев. В результате чего между ними возникают разногласия. В качестве основного метода исследования также применяется историко-описательный, с помощью которого рассматриваются исторические аспекты мультикультурализма, основные события, происходившие во Франции. В качестве вспомогательных методов применены теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме, синтеза, сравнения и обобщения, также анализ официальных документов и публикаций в периодической печати, с помощью которых выявлены особенности религиозной идентичности мусульманских мигрантов в условиях реализации политики мультикультурализма.
Источниковая база исследования включает в себя:
- Отдельную группу источников составляют выступления политических
деятелей стран ЕС (А. Меркель, Д. Кэмерон, Н. Саркози, М. Ле Пен).
- Официальные документы государственной политики в области миграционного контроля, и этнокультурных взаимоотношений (Конституция Франции , закон о праве на убежище, ставший важным этапом на пути упорядочивания иммиграционных потоков от 10.12.03, Национального института статистики и экономических исследований Франции (INSEE) и другие). Данные документы определяют принципы государственного устройства, национальной и культурной политики, декларируют права граждан. Они являются основой проведения всех государственных мероприятий в области национально - культурного строительства и введения любых элементов мультикультурализма на практике.
Новизна работы заключается в доказательстве религиозной идентичности, как части социальной идентичности, так как она формируется человеком в процессе постижения религиозных правил, ценностей. Она конструируется религиозным сознанием и проявляется в религиозном поведении. Однако неприятие некоторых религиозных правил приводит к конфликту в сознании и в поведении верующего человека, что вызывает кризис в его идентичности, а вот нахождение человека в составе религиозной общины приводит к конструированию нового религиозного сознания. Также выделением новых механизмов поддержания и сохранения религиозной идентичности у мигрантов в условиях политики мультикультурализма.
Основные положения, выносимые на защиту.
- Религиозная идентичность - это способ духовного соотнесения себя с окружающими людьми (на индивидуальном уровне) и самоопределения целого общества в его соотношении с окружающими социумами (на макросоциальном уровне). Это всегда способ осознания мира «своей» духовной ориентации в соотношении с «иным» контекстом духовности. Религиозная идентичность является одной из первых форм самосознания человека и потому находится у истоков формирования других видов идентичности. Исследованием религиозной идентичности стали заниматься относительно недавно. При исследовании феномена религиозной идентичности надо знать как влияют на его формирование социальные факторы и процессы. Религиозное сознание человека не существует абстрактно, а наоборот возникает при конкретных исторических и социальных условиях, которые формируют у человека религиозную идентичность, принадлежность к определенному религиозному сообществу, базирующаяся на конкретные конфессионально-мировоззренческие установки и нормы.
- Мультикультурализм - комплекс разнообразных процессов развития, в
ходе которых раскрываются многие культуры в противовес единой национальной культуре, что ставит под сомнение существование религиозной идентичности. Эти две противоположные, но равноправные тенденции развиваются параллельно. С одной стороны происходят новые интенсивные процессы интеграции стран, формирование глобальных экономических союзов, выстраивание наднациональных институтов, управление политическими и социальными процессами. С другой, все ярче проявляется стремление к сохранению традиционных национальных или религиозных ценностей, зачастую приводящее к крайним проявлениям национализма и религиозного
фундаментализма.
- В эпоху глобализации и миграционных потоков проблема сохранения
религиозной идентичности в Европе представляет собой серьезную проблему. Но во Франции задача сохранения культурно-цивилизационного своеобразия стоит достаточно остро, так как современная Франция представляет собой государство, этнический состав населения которого разнообразнее, чем в большей части стран Западной Европы. Во Франции по сохранению религиозной идентичности мусульманских мигрантов в условиях реализации политики мультикультурализма можно выделить следующие механизмы: социальные, политические,
экономические, культурные. А по отношению к своим гражданам Французская Республика ставит во главу угла человека-гражданина, носителя определенных прав и обязанностей. Национальная общность является единственной легитимной институциональной общностью. Общечеловеческое первично, а культурные различия вторичны. Единственное принятое во Франции разделение - это разделение на французских граждан (по рождению или в порядке приобретения) и иностранцев.
Научная значимость выпускная квалификационная работа заключается в поиске оптимальных подходов к изучению религиозной идентичности в условиях европейского мультикультурализма, которые в дальнейшем могут быть использованы в последующем изучении проблемы сохранения религиозной идентичности мусульманских мигрантов в условиях политики мультикультурализма. Результаты исследования дают основные механизмы сохранения религиозной идентичности мусульманских мигрантов.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что выведенные механизмы сохранения религиозной идентичности мусульманских мигрантов в условиях политики мультикультурализма могут использоваться для чтения специальных курсов религиоведения, культурологии, политологии.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, религиозная идентичность представляет собой коллективное и индивидуальное самосознания, основанная на осознании своей принадлежности к конкретной религии и образующая представления о себе и мире благодаря определенным религиозным догмам. Понятие религиозная идентичность является один из значимым способом духовного определения себя с окружающими индивидами и самоопределения отдельного общества в его соотношении с окружающими социумами. В жизни каждого человека приверженность к определенной религии играет главную роль. Благодаря религии он находит смысл жизни, счастье, ответы на волнующие его вопросы, справляется с трудностями. Поэтому перед многими мусульманскими мигрантами встает вопрос о сохранении своей религиозной идентичности.
Исследуя проблему сохранения религиозной идентичности мусульманских мигрантов в условиях политики мультикультурализма во Франции, следует отметить тот факт, что именно религиозная идентичность обеспечивает мигрантам эмоциональную прочность и устойчивость. Политика мультикультурализма в этом случае противопоставляется концепции «плавительного котла», где осуществляется слияние всех культур в одно. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в экономически развитых странах Запада, где наблюдается значительный приток мигрантов. Изначально представлялась как ассимиляционная политика, но после провала приняла политику интеграции по отношению к мигрантам. Из-за культурных, религиозных различий мультикультурализм во Франции не смог интегрировать большую часть мусульманских мигрантов из стран Магриба в свою культуру.
В связи с реализацией политики мультикультурализма во Франции возникает проблема сохранения религиозной идентичности мусульманских мигрантов. Связано это с тем, что некоторые мусульмане, при взаимодействии с иной культурой, стали частично выполнять свои религиозные предписания. О том свидетельствует положение мусульманских мигрантов с 2000 по 2018 год, которое показывает, что многочисленное количество мигрантов относят себя к числу верующих мусульман, но при этом большинство из них только частично соблюдают пяти столпов ислама, семейных традиций, обычаев, религиозных предписаний. Например, они посещают мечети только на большие праздники, не выполняют пятикратную молитву, не отдают закят и так далее.
Среди приезжих мигрантов некоторое количество мусульманской молодежи не соглашаются с ущемлением прав и уходят в радикально настроенные организации, считая, что там истинный путь. В результате возникает острая проблема между мигрантами и французским населением, потому что за последние несколько десятилетий образ мусульманина претерпел существенные изменения в сознании европейца, причиной послужили войны в арабском мире, многочисленные теракты с участием мусульман, антиисламская пропаганда со стороны СМИ и т.д..
Исследуя работу, я выделила следующие механизмы сохранения и поддержания религиозной идентичности мусульманских мигрантов во Франции в условиях политики мультикультурализма с 2000 по 2018 год. В целом все эти механизмы связаны между собой, и решение каждой из них помогут обществу урегулировать противоречия между французами и приезжими мусульманскими мигрантами.
Социальные механизмы, которые возникают из-за неравенства людей в разных сферах жизни. Проявляется в школах, в больницах, по отношению к другому народу предвзято. Поэтому для решения этой проблемы государство должно принимать компромиссные решения, которые обеспечат стабильность общества. Мигранты и французы должны иметь одинаковые права на всех социальных уровнях. Начиная от школы, где не стоит запрещать ношения хиджаба, заканчивая оказанием помощи в больнице. Должны создаваться курсы, тренинги, массовые мероприятия, в которых должны объяснять и показывать важность терпимого отношения друг к другу. В этих мероприятиях должны принимать участия как французы, так и мигранты. Это позволит сближению и общению двух противоречающих культур.
Экономические механизмы. Во Франции четко прослеживаются различия показателей благосостояния между мигрантами и французами, которые ведут к противоречиям и беспорядкам. Многие мигранты Франции живут за чертой бедности и являются безработными, потому что не могут найти себе работу. Или же выполняют работы обслуживающего персонала. На сегодняшний день Франция выплачивает пособия мигрантам, но лучше было бы для решения этой проблемы давать мигрантам, как и коренным французам, равные положения при устройстве на работу, или содействия в поисках работы.
Культурные механизмы. Культура мигрантов и французов сильно различаются. Например, мусульманские страны со своим особым менталитетом, образом жизни, нормами и ценностями, в которых важнейшую роль играет религия, встают в противовес либеральному отношению к религиозным вопросам со стороны европейцев. В Европе не принято публично отправлять религиозный культ. Мусульмане же молятся прямо на улицах без всякого стеснения, однако следует отметить, что основная причина этому - недостаток мечетей. Рассматривая эти противоречия, государство должно принимать меры по лояльному отношению культур между собой. Для того, чтобы не напрягать французское население совершающимися обрядами, жертвоприношениями, надо организовать молельни для молитв, специальные места для совершения жертвоприношения. Мигранты же в свою очередь должны принимать ту культуру французов, которая приютила их. Только благодаря взаимоуступкам они смогут жить в согласии и в понимании.
Политические механизмы должны контролировать поток мигрантов, потому что многие мигранты в последнее время мигрируют во Францию без разрешения. Из-за большого потока государство не может справиться с возникающими проблемами. Для решения этой задачи, по-моему, нужно чётко контролировать количество миграционного потока, ввести их учёт. Также организовать органы, которые будут работать с мигрантами, с их трудоустройством, положением в обществе. Организовать политическую партию, с помощью которого мигранты смогут законно объяснять свои требования. Это поможет ведению диалога между государством и мигрантами.
Обобщая можно сказать, что религиозная идентичность мигрантов из стран Магриба в политике мультикультурализма полностью не ассимилировались и не интегрировалась в французскую культуру, а частично сохранила свою религию, культуру, ценностей и религиозную идентичность. Ведь это имеет важное значение для них. Мусульманские мигранты в последние годы не только пытаются сохранить свою религию, религиозную идентичность, но распространить их среди жителей Франции. В связи с этим Французское общество встала перед вопросом касательно статуса ислама в государстве, где на законодательном уровне государство отделено от религии. Результаты исследования во Французском обществе показали, что около 50 тыс. коренных французов приняли ислам.
В департаменте Эссонн примерно 2000 тыс. коренных французов поменяли свою религию. В мечетях города Иври-Куркуронн еженедельно принимают ислам от 2 до 3 человек. Существуют и такие примеры, когда мусульмане сами принимают католичество, но статистические данные показывают, что таких совсем мало. В связи с этим возникает проблема не только сохранения религиозной идентичности мусульманских мигрантов, но и национальной идентичности французов.
На сегодняшний день в Европе Французское государство считается наиболее «исламизированной» страной. Официально во Франции зарегистрированы около 5 млн. мусульман, что составляет почти 10% всего населения, а по численности религиозных групп мусульмане находятся на втором месте после католиков. На территории Франции живут мигранты из 127 государств мира, но большинство из них именно из стран Магриба и идентифицируют они себя как мусульман.



1. Агаджанян А. Религиозное многообразие Российской Федерации / А. Агаджанян, В.Б. Яшин, Н. Митрохин, К. Руссле // Международный журнал по мультикультурным обществам. - М.: ИФЛА, 2000. - № 2. - 46 с.
2. Акопян К.В. Проблемы реализации мультикультурных моделей
управления социально-политическими процессами: зарубежный опыт и
перспективы для Росси: автореф. дис. ... канд. полит. наук / К.В. Акопян. - Н.Новгород: КАРНЕОН, 2012. - 32 с.
3. Акпериан Ф.Г. Проблемы религиозной идентичности у подростков / Ф. Г. Акпериан // Вектор науки ТГУ. Серия. Педагогика, психология. - Тольятти: ТГУ, 2012. - № 1. - С. 22-25.
4. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру / С. Бенхабиб. - М.: Логос, 2013. - 350 с.
5. Бергер П.Л Социальное конструирование реальности / П.Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
6. Бондаренко О.В. Религиозная идентичность: экспликация понятия / О.В. Бондаренко, М.С.Леонова // Гуманитарные и социальные науки. - Ростов-на- Дону: ЮФУ, 2010. - № 6. - С. 285-291.
7. Глейзер Н. Мы все теперь сторонники культурного плюрализма / Н. Глейзер. - СПб.: Питер, 1997. - 200 с.
8. Деминцева Е. Быть «арабом» во Франции / Е. Деминцева. - М., Республика, 2008. -137 с.
9. Забияко А.П. Религиозная идентичность / А.П. Забияко // Религиоведение / Энциклопедический словарь. М.: Академический Проект, 2006. - С. 863 - 864.
10. Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты: автореф. дис. ... докт. филос. наук / М.В. Заковоротная. - Ростов-н/Д.: Омега, 1999. - 31 с.
11. Игнатович А.Е. Религиозная идентичность британских мусульман- иммигрантов (середина ХХ - начало XXI века) / Роль личности в истории: реальность и проблемы изучения: науч. сб. (по материалам 1-й Международной научно-практической Интернет-конференции) / ред кол. В. Н.Сидорцов. - Минск: БГУ, 2011. - С. 97-101.
12. Коадик Л. Во Франции нет меньшинств / Л. Коадик // «Этнопанорама». - Оренбург. ОГУ, 2010. - № 2. - С. 6-11.
13. Конституция Франции. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/archives/138. (дата обращения 01.06.19).
14. Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве / А. Н. Крылов. -
3- е изд, доп. и перераб. - М.: Издательство ИКАР, 2014. - 356 с.
15. Куропятник А. И. Мультикультурализм. Проблемы социальной стабильности полиэтничных обществ / А. И. Куропяник - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010. - 208 с.
16. Ляушева С.А. Религиозная идентичность в современной культуре /
С. А. Ляушева, А. А. Нагой // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология — Майкоп: АГУ, 2009. - № 1. -
С. 195-198.
17. Мчедлов М.П. Религиозная идентичность. О новых проблемах в межцивилизационных контактах / М. П. Мчедлов // Социологические исследования. - М.: РАН, 2016. - № 10. - С. 33-40.
18. Новоженова И. Французская модель интеграции иммигрантов имультикультурализм. Актуальные проблемы Европы. / И. Новоженова // - М.: РАНИНИОН, 2011. - №4. - С. 117-139.
19. Орлова Э.А. Концепции идентичности / идентификации в социальнонаучном знании / Э.А. Орлова // Вопросы социальной теории. - М.: РАН, 2010. - T.IV. - С.89-90.
20. Пец Е.Н. Мультикультурализм как способ решения проблем межэтнических отношений в условиях глобализации: автореф. дис. ... канд. полит. наук / Е.Н. Пец. - СПб.: СПбГУ, 2015. - 24 с.
21. Религиоведение. Энциклопедический словарь / Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. - М.: Академический проект, 2006. - 1256 с.
22. Рубиновский Ю.И. Франция. В поисках новых путей / Ю.И. Рубинского. - М.: Весь Мир, 2007. - 624 с.
23. Семененко И.С. Политическая идентичность в контексте политики идентичности / И.С. Семененко // ПОЛИТЭКС: Политическая экспертиза. - СПб.: СПбГУ, 2011. - Т.7. - № 2. - С. 17.
24. Середа Л.В. Персональная идентичность в современном обществе: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Л.В. Середа. - Екатеринбург: АМБ, 1997. - 18 с.
25. Соболев В.Г. Мусульманские общины в государствах Европейского союза: Проблемы и перспективы / В.Г. Соболев. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 152 с.
26. Сюкияйнен Л.Р. О соотношении шариата, фикха и исламского. Исламское право: взаимодействие юридического и религиозного начал / Л.Р. Сюкияйнен // Ежегодник либертарно -юридической теории, М.: ГУ-ВШЭ, 2007. - Выпуск 1 М. - 45 с.
27. Тейлор Ч. Модерн и возникновение публичной сферы /Ч. Тейлор. - М.: РАН, 1992. С. 69-85.
28. Тория Ж.Н. Проблема формирования национальной идентичности
французской молодежи: социологический анализ / Ж.Н. Тория //
Коммуникология. М.: ОПТИМА ПРОЕКТ, 2017. - Т. 5. - №. 6. - С. 103-110.
29. Тумгоева Т.А. О подходах кизучению религиозной. Идентичности / Т. А. Тумгоева // Вестник Университета. - М.: Издательство ГУУ, 2014. - № 15. -
С. 319.
30. Хантингтон С.П. Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности / С.П. Хатингтон. - М: Весна, 2014. - 640 с.
31. Хантингтон С. П. Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка / С. П. Хантингтон. — М.: Весна, 2007. - 660 с.
32. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. — СПб.: Ленато, 1996. - 592 с.
33. Arweck E. Young peoples identity formation in mixed-faith families: ЖеопЬпиЬу or discontinuity of religious traditions? / E. Arweck, E. Nesbitt // Journal of Contemporary Religion. Britain: Voas, 2010. — № 25. —87 p.
34. Blume L.B. Spiritual/Religious Identity / L.B. Blume, M.J. Zembar. New York: Peter Lang, 2007. - 332 p.
35. Brouard S. Rapport au politique des Francais issus de rimmigration / S. Brouard, V. Tiberj. - Paris: CEVIPOF-Sciences Po, 2005. - 279 p.
36. Dzugan V.F. Die neue Generation / V. F. Dzugan. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http: // www.profil.at/articles/1146/560/312184/muslime-die-
generation (дата обращения 31.05.19).
37. Hamman J.J. Religious Traditions and Limits of tolerance / Ed. By
L. J. Hamman and H.M. Buck. - N.Y.: Vintage Books, 2006. - 121 p.
38. Lee J. J. Religion and college attendance: Change among students /
J.J. Lee. - CA: Jossey-Bass, 2002. - 384 p.
39. Reed J. Young Muslims in the UK: Education and Integration / J. Reed. - . San Francisco: Jossey-Bass, 2005. - 165 p.
40. Tourain A. Production de la societe / A. Tourain. - Paris: YMCA-PRESS, 1973. - 360 p.
41. Waage P. N. Islam und die moderne Welt. Versuch eines Dialogs / P.N. Waage. - Oslo: Futurum, 2004. - 140 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ