Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИЗАЙН - ПРОЕКТ НАБОРА МАСОК ПО МОТИВАМ ТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Работа №36570

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дизайн

Объем работы81
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
659
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Историко -художественное значение маски 7
1.1. Образный мир народных сказок Поволжья. Татарские народные сказки
7
1.2. История маски: духовное значение и материальные воплощение в
народной культуре 17
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Особенности проектирование детских масок в народной тематике . 27
2.1. Маски: материалы и технологии 27
2.2. Основные этапы проектирования масок для детского театра 36
Выводы по 2 главе 46
Заключение 48
Список литературы 52
Приложения 55

Актуальность исследования. Персонажи народных сказок вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Народная сказка дошла до нас в той форме, в какой она передавалась от поколения к поколению и выдержала проверку временем. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Одним из наиболее доступных средств для этого являются народные сказки. Усилить данный эффект поможет создание детских масок в народной тематике. Игры с маской пользуется неизменной любовью у детей. Маску использовали для создания сказочного образа, когда нужно было создать максимально яркое, эмоциональное впечатление. Образ каждой маски несет в себе определенный смысл, например: маска медведя - богатство, маска козы - плодородие, маска коровы - долгую жизнь и так далее. Детский театр поможет приобщить ребенка к народному искусству, развить его воображение, речь и творческие способности.
Методологическая основа исследования строится на комплексном подходе к изучению явлений в их взаимосвязи. В основе данной работы лежат исследования таких специалистов, как: О. Ю. Осьмухина «Феномен авторской маски в первой трети ХХ столетия», Э.Б. Вадецкая «Древние маски Енисея», Р.Лейкер «Венецианская маска», Д. Бирман «Азбука масок».
В нашей стране на современном этапе существует множество мастерских и студий, занимающихся созданием авторских карнавальных масок в городах: Москва, Санкт-Петербург, Нижнекамск, Екатеринбург и др. А также отдельные художники: Оксана Середюк, Марина-лапа, Андрей Тимофеев, Марина Ларионова и многие другие.
Нормативно-правовая база исследования включает в себя государственные стандарты в области производства масок- 97.200.10, 12.4.293-2015, в области производства упаковки - 16371-93, 16371-2014, 9.032-74 и санитарно-эпидемиологические нормативы и правила для дошкольных образовательных учреждений 2.4.1. 3049-13, так как созданный набор детских масок может быть использован в детских садах (см. Прил. 1).
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении и обобщении историко-теоретических основ формирования образного мира масок, анализа основных тенденций развития современного дизайна в области масок.
Проблемой исследования в современном мире снижается значение традиционной народной культуры. Персонажи народных сказок являются носителями архетипов, характерных для определенного народа. По мнению культурологов, анимированные сказочные герои являются одним из наиболее предпочитаемых источников информаций о культуре и мире является. Однако, в настоящие время на рынке детских развлекательных и развивающих продуктов преобладает зарубежная, недостаточно альтернативных форм продвижения народных российских визуальных образов.
Цель-разработка дизайн-проекта набора масок по мотивам татарских народных сказок.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решение следующих задач:
- изучить образный мир сказок народов Поволжья;
- рассмотреть историю маски и специфику маски как элемент народной культуры;
- ознакомиться с материалами и технологиями изготовления масок;
- разработать эстетическую концепцию набора масок по мотивам народных сказок для детского театра;
- описать основные этапы проектирование и изготовление набора масок по мотивам народных сказок для детского театра.
В соответствии с целью и гипотезой были определены методы:
- анализ литературы и документов;
- сравнительный анализ;
- синтез;
- проектирование;
- моделирование.
Объектом исследования татарские народные маски.
Предметом исследования детские маски по мотивам народных сказок Татарстана.
Гипотеза исследования популяризация игровые формы могут вызвать интерес к духовно-нравственной традиции заключенной в сказке. Использование масок в игровых постановках может стать источником пробуждения интереса к народной культуре.
Практическая значимость состоит в том, что собранный материал исследования, выводы и рекомендации сформированные в работе могут быть использованы студентами-дизайнерами при проектировании сценографии, костюмов для спектаклей в детском театре.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 31 наименования, приложений. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 81 страниц, из них страниц основного текста, 52 страниц приложений 26. К работе прилагаются, диск с графическим проектом «Дизайн-проект набора масок по мотивам татарских народных сказок».
В первой главе «Историко-художественное значение маски» рассматриваются образный мир народных сказок, выявляются основные персонажи и их характер; история маски, и ее духовное значение и формы материального воплощения в народной культуре.
Во второй главе «Основные этапы проектирования масок для детского театра» внимание смещается от рассмотрения теоретических основ к практической стороне работы: материалы и технологии изготовления масок, а также описываются эстетическая концепция и основные этапы проектирования масок по мотивам татарских сказок. В заключении
подводятся итоги исследования, степень выполнения задач, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате исследования была достигнута поставленная цель и разработан набор масок со сказочными персонажами животных из татарских народных сказок.
Для этого были решены все поставленные задачи.
Изучение образного мира сказок народов Поволжья в целом, и Татарстана в частности, показало, что народные сказки являются ценным источником изучения материальной и духовной культуры народа, в том числе почти утраченной на современном этапе развития.
Сравнительное изучение сказок народов Поволжья и Татарстана показывает поразительную общность сюжетов, мотивов, персонажей, важнейших композиционных средств, причем не только у близкородственных народов; в то же время наблюдаются и различия между ними, обусловленные особенностями исторического развития каждой нации и народности.
Изучением символики маски занимаются представители разных гуманитарных наук: историки и искусствоведы, антропологи и этнографы, культурологи и театроведы, что свидетельствует об актуальности темы. Маска - непреходящий фактор культуры: древней и современной. Ее истоки - в фольклоре и мифологии разных стран. Подводя итоги теоретического исследования, можно отметить, что появление маски и ее эволюция прослеживаются на протяжении всей истории человечества. Маска - феномен культуры разных народов мира. А в праздничной, игровой культурах она существует не только в европейских страна, но и у американских индейцев, в Бразилии и Мексике, в Восточной и Южной Азии и др.
Многие аспекты «ритуального театра», сложившиеся еще в Древнем Египте, до сих пор существуют в культовых праздниках Черной Африки. Широко известны в мире и знаменитый китайский «театр теней», и «пекинская опера», многие исполнители которой до сих пор играют в масках. Маски нашли своеобразное применение в театральной культуре Японии - знаменитых национальных театрах кабуки, в которых, начиная с XVII в., играют только мужчины, и но, где благодаря пластике актера и музыке создается уникальная эмоциональная атмосфера. Народный театр Индии катхакали известен красочными и впечатляющими танцевальными представлениями. В основе многих спектаклей - знаменитый индийский эпос, сюжеты Махабхараты и Рамаяны.
Формы и функции маски в современной культуре разнообразны. Изображения маски можно найти в архитектуре, резьбе по камню, нумизматике. Маска - действенный атрибут рекламы, эстрадного и циркового представления. Различные виды искусств, в которых существенным компонентом является визуальный ряд, - живопись и скульптура, кукольный театр, кино и телевидение, анимация и компьютерная графика, - активно используют различные виды масок или их изображений.
Ознакомление с материалами и технологиями изготовления маски показало, что детскую маску можно выполнить из различных материалов. В ходе исследования были перечислены несколько простых способов, таких как маска из картона, объемная маска, папье-маше, маска из полимерной глины и маски из фетра.
В данном проекте для создания масок в качестве материала был выбран фетр. Такие маски из фетра соответствуют этическим и санитарно- гигиеническим нормам и требованиям, они легкие и приятные на ощупь, прекрасно держат форму. Кроме того износостойкость данного материала значительно выше, чем у картона, а изготовление проще, чем у масок из папье-маше.
В рамках практической разработки была сформулирована следующая этическая концепция: внешний вид масок схож тем эстетическим эффектом, какой дает нам пример: кожная мозайка, так характерно для татарского народного декоративного прикладного искусства. Если посмотреть на маски, они похожи на кожную мозайку, только в кожной мозайке элементы вшиваются друг с другом, а наши маски накладываются поскольку это дает объём. Маски используются технология со звучной с татарской национальной техникой, изготовлений кожной мозайки.
Кроме того, были описаны основные этапы проектирования и изготовления набора масок по мотивам татарских народных сказок.
Практическую работу можно разделить на такие этапы, как:
1. Разработка масок (предпроектная работа, разработка эскизов, создание продукта);
На данном этапе также осуществлялся выбор образов, которые будут изображены на масках. Исходя из сюжетов народных сказок с участием животных, были выбраны: медведь, собака, коза, корова, мышь, лягушка, комар, петух, заяц, кошка, волк, лиса В результате были выполнены эскизные изображения 12 масок.
В народной культуре текстиль и фетр традиционно окрашивался природными растительными красителями, которые не давали ядовитых тонов. Поэтому дизайн масок предполагал выполнение в пастельных тонах: белый, светло-бежевый, коричневый, серый, голубой и зеленый.
2. Разработка разборной мобильной ширмы
На данном этапе было выполнено несколько вариантов вида ширмы. Предполагалось, что ширма будет двухсторонней.
При этом одна сторона деревянная со съемными деталями. Другая сторона обтянута баннерной тканью. Данная сторона является интерактивной (при помощи проектора).
3. Разработка логотипа
Предпроектная работа включала создание общей концепции логотипа. В основу идеи были положены созданные маски. Целью было создание логотипа в таком же стиле, с использованием татарских орнаментов.
Таким образом, общая концепция предполагала:
- надпись «Маски»;
- визуализацию животно-растительной направленности;
- интерпретацию татарского орнамента.
Разработка эскизов осуществлялась в программе CorelDRAW.
4. Разработка упаковки
На данном этапе было отмечено, что упаковка воспринимается, в первую очередь, как носитель информации о характеристиках продукта, средство его удобного использования. В результате было решено выполнить упаковку масок в виде деревянной коробки. Поиск аналогов показал, что большой популярностью пользуются коробки с резными элементами.
5. Разработка инструкции.
Разработка инструкции с описанием театрализованных представлений, в которых могут быть использованы разработанные маски.
Таким образом, все поставленным задачи решены. Цель достигнута и гипотеза подтвердилась (см. Прил.16-17).


1. Авдеев А. Д. Маска и ее роль в процессе возникновения театра // VII Международный конгресс антропологических и этнографических наук. М., 1964. С. 80-86.
2. Агаев А.Г., Судьбы народностей. - Москва : Политиздат, 1978.
3. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 2015. 640 с.
4. Биография Иванова В. В [Электронный ресурс] // Биографический список .URL: http://www.people.su/. (дата обращения: 05.05.2019). Загл. с экрана. Яз. рус.
5. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. М. ; СПб., 2000. 1456 с.
6. Бояджиев Г. Н. История зарубежного театра : в 3 т. Т. 1 : Театр Западной Европы. История театра Западной Европы, начиная с античного периода Греции и Рима до театра эпохи Просвещения XVIII века включительно. М., 1971. 1007 с.
7. Бояджиев Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М.,1969. 352 с.
8. Геродот. История. СПб., 2017. 768 с.
9. Головня В. В. История античного театра. М., 1972. 400 с.
10. Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. Искусство итальянского Возрождения. М., 2015. 552 с.
11. Еремеев А. Ф. Границы искусства. М., 1987. 317 с.
12. Зелинский Ф. Ф. История античной культуры. М., 2018. 448 с.
13. Иванов В. В. Избранные труды по семиотике и истории культуры/ В.В. Иванов. Знаковые системы культуры, искусства и науки. М.: Языки славянских культур, 2007.
14. Иллюстрированная история мирового театра / под ред. Д. Р. Брауна. М., 1999. 582 с.
15. Леви-Стросс К. Путь масок. М., 2000. 399 с.
16. Морган Л. Г. Древнее общество, или Исследование линий
человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.
pseudology.org/Sex/MorganLG_DrevneeObshestvo2.pdf (дата
обращения: 13.05.2019).
17. Мухамедова Р. Г., Татары-мишари : историко-этнографическое исследование / Рамзия Мухамедова. - Казань : Магариф, 2008.
18. Пави П. Словарь театра. М., 1991. 504 с
19. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. - М.: Нобель Пресс, 2019.- 529 с.
20. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. СПб., 2003. 464 с.
21. Словарь античности / сост. Й. Ирмшер ; пер. с нем. М., 1993. 704 с.
22. Театр и зрелищные формы Востока. Феномен игровой культуры. Музыка, маски, костюм, пространство. Выпуск 2 / сост. Е.Б. Морозова, Д.А. Гусейнова. - М.: ГИТИС, 2014.- 304 с.
23. Тейлор Э. Б. Первобытная культура: Исследование развития
мифологии, философии, религии, языка, искусства и обычаев. [Электронный ресурс]. URL: http://az.lib.ru/t/
tajlor_e_b/text_1871_primitive_culture.shtml (дата обращения:
14.05.2019) .
24. Тихомирова Е.Г. Идея маски в Smart-пространстве (Культурологический обзор) // Вестник Московского Государственного университета культуры и исксств. - 2014.- № 4 (60).- С. 46-50
25. Толшин А. В. Феномен маски в театральной культуре : автореф. дис. ... д-ра культ. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.dissercat.com/content/fenomen-maski-v-teatralnoikulture (дата обращения: 19.05.2019).
26. Файсон Н. Величайшие сокровища мира / пер. с нем. М. Гурвица. М., 1996. 160 с.
27. Хейзенга Й. Homoludenc/Человек играющий : статьи по истории культуры. М., 2003. 496 с
28. Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX-XX вв. Екатеринбург, 2002
29. Шестернина О.В. Проблемы сказковедения в научном наследии Э.В. Померанцевой // Актуальные вопросы филологии в работах студентов, магистрантов и аспирантов: сборник статей / ред. -сост.: Е.Ю. Геймбух, А.В. Громова. М.: МГПУ, 2013. С. 38-41.
30. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. : в 9 т. М., 1987. Т.
6. С. 109-243.
31. Эрдман И. Ф. Путешествие по Вятской губернии летом 1816 года // Памятники Отечества. Полное описание России: Удмуртия. М.: Памятники Отечества, 1995. С. 14-17


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ