Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционное правосудие в области социального обеспечения (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники)

Работа №36562

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
552
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Также есть доклад и презентация.
Введение 3
Глава 1 Конституционное правосудие в области социального обеспечения 6
1.1 Конституционное право на социальное обеспечение 6
1.2 Понятие и общая характеристика социального обеспечения 12
1.3 Конституционный судебный контроль 18
Глава 2 Воздействие конституционного суда на законодательство о социальном обеспечении 28
2.1 Решения Конституционного суда РФ в различных сферах законодательства о социальном обеспечении 28
2.2 Основные способы воздействия актов Конституционного суда РФ 39
на законодательство о социальном обеспечении 39
Заключение 49
Список использованных источников 52

. Вопросы защиты социальных прав граждан средствами конституционного судопроизводства традиционно находятся в сфере внимания ученых конституционного, трудового, и социального права
Практика конституционного контроля в сфере защиты социальных прав формируется в том числе с учетом результатов научных исследований данного феномена, предпринятых специалистами в общей теории права, конституционном праве и праве социального обеспечения.
В практике конституционного контроля значительный удельный вес (в среднем в различные периоды - порядка 30%) среди всех обращений о нарушении конституционных прав граждан имеют обращения, связанные с социальной защитой. Обращения, касающиеся защиты права на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, носят единичный характер .
Механизм реализации и защиты права на социальное обеспечение предполагает участие в нем всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.
Особую роль в данном механизме играет Конституционный Суд РФ. Эта роль обусловлена той компетенцией, которая за ним закреплена. Одним из основных направлений его деятельности является проверка конституционности законов и некоторых иных нормативных правовых актов. Таким образом, проблема, касающаяся реализации прав гражданина, может быть поставлена перед Конституционным Судом РФ только тогда, когда дело либо дошло до суда (в этом случае инициатива обращения исходит от суда), либо уже было разрешено судом, а судебное решение вступило в законную силу (в этом случае обращается сам гражданин), т.е. на этапе, когда все основные стадии механизма правового регулирования были завершены и, по мнению заявителя, были выявлены его неэффективность и небезупречность.
Следовательно, роль Конституционного Суда РФ в защите права на социальное обеспечение обусловлена тем, что, действуя в рамках своей компетенции, он дает оценку конституционности норм социального законодательства, в том числе исходя из смысла, придаваемого им правоприменительной практикой, чем способствует повышению эффективности механизма правового регулирования в системе социального обеспечения.
На основании изложенного, выбранная тема имеет важное теоретическое и практическое значение.
Объектом работы выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе конституционного судебного контроля в сфере социального обеспечения граждан.
Предмет работы составляют нормы международного, конституционного, трудового, социального законодательства, регламентирующие социальные права граждан, научная и специальная литература по теме исследования, решения Конституционного суда РФ.
Цель исследования – комплексное исследование конституционного правосудия в сфере социального обеспечения.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- проанализировать конституционное право на социальное обеспечение;
- раскрыть понятие и общая характеристика социального обеспечения;
-изучить конституционный судебный контроль;
- рассмотреть решения конституционного суда РФ в различных сферах законодательства о социальном обеспечении;
- выявить основные способы воздействия актов конституционного суда РФ на законодательство о социальном обеспечении.
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов по конституционному праву, таких как М. В. Баглай, Н. С. Волкова, Б. Н. Габричидзе, Л. В. Лазарев, В. Г. Стрекозов и др.
Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять парграфов, заключения и списка источников и использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Право на социальное обеспечение является конституционным правом и общепризнанной нормой международного права. В этом контексте названное право гарантируется правовым социальным государством и не может быть им отменено. Наполняемость, конкретный объем социальных благ, которые предоставляются гражданам при реализации ими права на социальное обеспечение. Конституционный Суд РФ называет их публично-правовыми обязательствами государства. В своих решениях он подчеркивает, что в регулировании социальных прав законодатель связан публично-правовыми обязательствами государства. Право на социальное обеспечение является конституционным правом и общепризнанной нормой международного права. В этом контексте названное право гарантируется правовым социальным государством и не может быть им отменено.
С другой стороны, размер предоставляемых социальных благ в значительной мере зависит от социально-экономического уровня развития страны.
Конституционный Суд выступает в качестве органа судебной охраны Конституции РФ, содержанием деятельности которого являются выявление и разрешение ситуаций, свидетельствующих о расхождении и в особенности явном противоречии актов законодательной и исполнительной власти конституционным установлениям, рассчитанным по своему смыслу на безусловное утверждение верховенства Конституции РФ при решении всех вопросов внутреннего и международного характера, единое понимание и повсеместное соблюдение конституционных норм и принципов на территории Российской Федерации. Выполняя данную роль, решения Конституционного Суда одновременно объективно способствуют формированию и поддержанию оптимального баланса действий всех ветвей государственной власти.
К категории решений, требующих корректировки действующего законодательства относятся только постановления Конституционного Суда. Практически они в целом представляют собой единственный вид принимаемых Судом итоговых решений и вместе с тем единственный вид решений, констатирующих соответствие или несоответствие Конституции РФ оспоренных нормативных правовых актов.
Современное состояние законности в стране свидетельствует о том, что распространенность правонарушений различной степени общественной опасности является достаточно высокой, в частности в сфере социального обеспечения граждан. В Конституционный Суд идет устойчивый поток жалоб граждан и их объединений, иных заявителей. Количество принимаемых ежегодно постановлений Конституционного Суда РФ в сфере защиты социальных прав граждан свидетельствует о качественном и эффективном выполнении органом конституционного правосудия его основной функции - конституционного контроля.
Анализ решений Конституционного суда РФ в сфере социального обеспечения позволил сделать следующие выводы.
При вынесении решений, Конституционный суд РФ основывается на принципе надлежащего и реального исполнения обязательства, а равно запрете и недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм, ухудшающих положение получателей того или иного вида социального обеспечения. Конституционный Суд РФ называет это принципом поддержания доверия граждан к законам и действиям. При обоснованных изменениях, вносимых в действующее социально-обеспечительное законодательство, должна быть обеспечена защита приобретенных прав. Формы и способы защиты, по мнению Конституционного Суда РФ, зависят от правовой природы и целевого назначения этих прав.
В решениях Конституционного Суда прослеживаются три основные формы защиты приобретенных социально-обеспечительных прав при изменении правового регулирования в сторону снижения уровня социального обеспечения: 1) сохранение признанного государством объема социальных благ, достигнутого уровня социального обеспечения в отношении социальных прав отдельных категорий граждан. Имеются в виду случаи, когда государство обязуется компенсировать вред гражданам, осуществляющим социально значимые функции доноров; гражданам, пострадавшим в связи с деятельностью государства в сфере освоения и использования ядерной энергии и др.; 2) предоставление гражданам разумного переходного периода - периода адаптации к вносимым изменениям. Эту форму защиты приобретенных прав можно также встретить в нормативных актах; 3) создание компенсаторного механизма, позволяющего устранить или смягчить последствия изменения социально-обеспечительного законодательства.
Таким образом, Конституционный Суд РФ дает толкование конституционных пределов полномочий законодателя при изменении регулирования социальных прав, тем самым обеспечивая исполнимость и стабильность публичных социально-обеспечительных обязательств.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. ( ред. 21.07.2014)// Собрании законодательства РФ. 2014. № 31. ст. 4398
2. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс» (дата обращения: 14.05.2018).
3. О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации: Федеральный закон от 27.11.2001 № 155-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ.2001. № 49. ст. 4561
4. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ.2001. № 51. Ст. 4831
5. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ.2001. № 51. Ст. 4832
6. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) // Собрание законодательства РФ.2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4920
7. О государственной социальной помощи: федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ ( ред.07.03.2018) // Российская газета. 1999. 20 июля.
8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости: Федеральный закон от 29.12.2015 № 388-ФЗ // Российская газета. 2015. 30 декабря.
9. Федеральный закон от 29.07.2017 №235-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ.2017. № 31 (Часть I).Ст. 4784

Научная и специальная литература

10. Алексеев И. А. Конституционное право России: учебник. – М.: Юнити-Дана, 2013. – С. 79.
11. Баглай М. В. Конституционное право России: учебное пособие. - М.: Норма, 2017. - С. 85.
12. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (постатейный). М. Норма. 2015. С.78
13. Благодир, А. Л. Право социального обеспечения : система законодательства, отрасли и науки : монография / А. Л. Благодир. — Киров, 2014. С.65
14. Бурлака Н.П. Реформа организации мер социальной поддержки населения в условиях ограниченных бюджетных ресурсов // Проблемы региональной экономики. 2016. № 33. С. 3-9.
15. Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М., 2016. С. 407.
16. Волкова Н. С. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и парламент: учебное пособие. - М.: Норма, 2013. – С. 80.
17. Ефремов А.В. О правовых позициях конституционного правосудия в механизме защиты социальных прав граждан, уволенных с военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2014. № 9. С. 20 - 25.
18. Гаджиев Г.А. Принцип правовой определенности и роль судов в его обеспечении. Качество законов с российской точки зрения // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. № 4. С. 16 - 28
19. Заявители, подавшие обращения в Конституционный Суд Российской Федерации [Электронный ресурс] // Сайт Конституционного суда РФ URL: http://www.ksrf.ru/ru/Petition/Pages/NewReference.aspx дата обращения 15.05.2018 г.
20. Зорькин В.Д. Конституционный Суд России в историческом контексте. Размышления к юбилею Конституционного Суда // Журнал конституционного правосудия. 2012. № 4. - С. 5.
21. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» (постатейный) / Ю.А. Андреева, В.В. Балытников, Н.С. Бондарь и др.; под ред. Г.А. Гаджиева. - М.: Норма, 2012. – С. 42.
22. Коновалов И. О. Конституционный суд РФ и конституционные (уставные) суды // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности. - 2017. - С. 107.
23. Крюков, Н.П. Благотворительность и социальная защита: теоретический и исторический аспект. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2014. – С.54
24. Лазарев Л. В. Конституционный Суд России и развитие конституционного права // Журнал российского права. - 2013. - № 1. - С. 11.
25. Маврин С. П. Некоторые соображения о понятии правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации // Актуальные вопросы конституционного правосудия (по материалам «Журнала конституционного правосудия»). - М.: Волтерс Клувер, 2014. - С. 131.
26. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для бакалавров / Е. Е. Мачульская. -М., 2016. С.165
27. Меньшов В. Л. Конституционное право России: учебник. – М.: Инфра-М, 2017. - С. 76.
28. Морозова А. С. Вопросы компетенции конституционных (уставных) судов субъектов РФ // Российская юстиция. - 2016. - № 3. - С. 49.
29. Мухранов Р.Н. Конституционное правосудие как высшая форма конституционного контроля в правовом государстве // Наука и образование: проблемы и перспективы: Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. - С. 182.
30. Нуртдинова А.Ф. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как основа развития социального законодательства // Конституции, закон и социальная сфера общества. М., 2009. С. 45.
31. Несмеянова С.Э. Конституционный судебный контроль в России: Учебн. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012. – С. 55.
32. Наруто С.В. О роли Конституционного Суда как гаранта российского конституционализма // Российское правосудие. – 2012. – № 7. – С. 51
33. Орловский Ю.П., Буянова М.О., Герасимова Е.С., Карпенко О.И., Павловская О.Ю., Черняева Д.В., Карпенко О.А., Павловская О.И Право социального обеспечения России и зарубежных стран: Учебное пособие / Москва, 2016. С.76
34. Панова А.А. Ключевые виды социального обеспечения // Scie№ce Time. 2015. № 1 (13). С. 360-363.
35. Проблемы реформирования системы социального обеспечения в Российской Федерации : учебно-методическое пособие / Т. Ю. Барышникова ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль : ЯрГУ, 2016. С.32
36. Селифонова Т.Н. Российская система социального обеспечения: современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2015. № 9-2. С. 64-68.
37. Худяков А. В. Конституционно-правовое регулирование обязанностей государства в России: дис. … канд. юрид. наук. - М., 2014. – С. 53.
38. Шарин, В.И. Социальная помощь. - Екатеринбург: Полиграфист, 2012. – С.65
39. Шевнина Л.Е. Организационно-правовые потребности населения в социальном обеспечении // Социальное и пенсионное право. 2013. № 1. С. 5 - 10.
40. Шутяк, Е.Н. Финансовое обеспечение социальной защиты населения в России. - Самара: Издательство Самарской государственной экономической академии, 2014. – С.76
41. Юнусов А.А., Агаджанов А.А. Роль конституционного суда РФ в судебной защите основных прав и свобод человека и гражданина // Человек: преступление и наказание. – 2013. – № 3. – С. 141.

Материалы судебной практики
42. Решение Конституционного Суда РФ от 23.04.2015 Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2015 года [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс 2018 URL: https://online.consultant.ru дата обращения 15.05.2018 г.
43. Определение Конституционного Суда РФ от 10.03.2016 № 484-О-Р По ходатайству гражданина Махина Сергея Викторовича об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 23-П [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс 2018 URL: https://online.consultant.ru дата обращения 15.05.2018 г.
44. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.04.2017 № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта «м» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и пункта 7 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки О.И. Гуровой» // Собрание законодательства РФ.2017. № 18. ст. 2828.
45. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.07.2014 № 20-П «По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» в связи с жалобой гражданина В.Ф. Лякина» // Собрание законодательства РФ.2014. N 28. Ст. 4138
46. Постановление Конституционного Суда РФ от 26.05.2015 № 11-П «По делу о проверке конституционности части 5 статьи 12 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Т.Н. Шаешниковой» // Собрание законодательства РФ.2015. N 24. Ст. 3546
47. Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2009 № 187-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Маркина Константина Александровича на нарушение его конституционных прав положениями статей 13 и 15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», статей 10 и 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», статьи 32 Положения о порядке прохождения военной службы и пунктов 35 и 44 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс 2018 URL: https://online.consultant.ru дата обращения 15.05.2018 г.
48. Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2017 № 696-О «По запросу Андроповского районного суда Ставропольского края о проверке конституционности положений пункта 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс 2018 URL: https://online.consultant.ru дата обращения 15.05.2018 г.
49. Определение Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 № 509-О «По запросу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о проверке конституционности статей 4, 13, 14, 15 и 34 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», статьи 18 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации»// Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. № 3. С.4
50. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.02.2018 № 9-П «По делу о проверке конституционности части 5 статьи 2 Федерального закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», пункта 5 статьи 15 и пункта 7 статьи 20 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с запросом Промышленного районного суда города Смоленска» // Собрание законодательства РФ.2018. № 9. Ст. 1436
51. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2013 № 13-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 2 Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» в связи с запросами Арбитражного суда Сахалинской области и Арбитражного суда Приморского края» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 25. ст. 3206
52. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы» // Собрание законодательства РФ.2006. № 22. Ст. 2375
53. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.04.2010 № 10-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 320, части второй статьи 327 и статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Е.В. Алейниковой и общества с ограниченной ответственностью «Три К» и запросами Норильского городского суда Красноярского края и Центрального районного суда города Читы» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 4. 2010.
54. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.01.2010 № 1-П «По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 170, пункта 1 статьи 311 и части 1 статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества «Производственное объединение «Берег», открытых акционерных обществ «Карболит», «Завод «Микропровод» и «Научно-производственное предприятие «Респиратор» // Вестник Конституционного Суда РФ, № 2, 2010.
55. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 № 19-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3, пункта 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и статей 19, 21 и 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки А.В. Матюшенко» // Вестник Конституционного Суда РФ, № 5, 2011.
56. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.07.2011 № 17-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 5 части первой статьи 244.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Ю. Какуева» // Вестник Конституционного Суда РФ, № 5, 2011.
57. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.10.2016 №19-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Н.А. Назарова» Постановление Конституционного Суда РФ от 11.10.2016 № 19-П // Собрание законодательства РФ.2016. N 42. Ст. 5991
58. Определение Конституционного Суда РФ от 13.03.2018 № 586-О-Р «По ходатайствам граждан Абрамова Дмитрия Александровича, Ветлугаева Владимира Анатольевича, Долгунова Сергея Николаевича, Казаченко Елены Алексеевны и Печкова Виктора Петровича о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2017 года N 24-П» // Собрание законодательства РФ.2018. № 15 (Часть V). ст. 2239.
59. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.04.2013 № 9 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 6, июнь, 2013.
60. Решение Конституционного Суда РФ от 17.07.2012 «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года» // Экономика и жизнь, № 32, 17.08.2012.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ