Конституционное правосудие в области социального обеспечения (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники)
|
Выпускная квалификационная работа.
Также есть доклад и презентация.
Введение 3
Глава 1 Конституционное правосудие в области социального обеспечения 6
1.1 Конституционное право на социальное обеспечение 6
1.2 Понятие и общая характеристика социального обеспечения 12
1.3 Конституционный судебный контроль 18
Глава 2 Воздействие конституционного суда на законодательство о социальном обеспечении 28
2.1 Решения Конституционного суда РФ в различных сферах законодательства о социальном обеспечении 28
2.2 Основные способы воздействия актов Конституционного суда РФ 39
на законодательство о социальном обеспечении 39
Заключение 49
Список использованных источников 52
Также есть доклад и презентация.
Введение 3
Глава 1 Конституционное правосудие в области социального обеспечения 6
1.1 Конституционное право на социальное обеспечение 6
1.2 Понятие и общая характеристика социального обеспечения 12
1.3 Конституционный судебный контроль 18
Глава 2 Воздействие конституционного суда на законодательство о социальном обеспечении 28
2.1 Решения Конституционного суда РФ в различных сферах законодательства о социальном обеспечении 28
2.2 Основные способы воздействия актов Конституционного суда РФ 39
на законодательство о социальном обеспечении 39
Заключение 49
Список использованных источников 52
. Вопросы защиты социальных прав граждан средствами конституционного судопроизводства традиционно находятся в сфере внимания ученых конституционного, трудового, и социального права
Практика конституционного контроля в сфере защиты социальных прав формируется в том числе с учетом результатов научных исследований данного феномена, предпринятых специалистами в общей теории права, конституционном праве и праве социального обеспечения.
В практике конституционного контроля значительный удельный вес (в среднем в различные периоды - порядка 30%) среди всех обращений о нарушении конституционных прав граждан имеют обращения, связанные с социальной защитой. Обращения, касающиеся защиты права на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, носят единичный характер .
Механизм реализации и защиты права на социальное обеспечение предполагает участие в нем всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.
Особую роль в данном механизме играет Конституционный Суд РФ. Эта роль обусловлена той компетенцией, которая за ним закреплена. Одним из основных направлений его деятельности является проверка конституционности законов и некоторых иных нормативных правовых актов. Таким образом, проблема, касающаяся реализации прав гражданина, может быть поставлена перед Конституционным Судом РФ только тогда, когда дело либо дошло до суда (в этом случае инициатива обращения исходит от суда), либо уже было разрешено судом, а судебное решение вступило в законную силу (в этом случае обращается сам гражданин), т.е. на этапе, когда все основные стадии механизма правового регулирования были завершены и, по мнению заявителя, были выявлены его неэффективность и небезупречность.
Следовательно, роль Конституционного Суда РФ в защите права на социальное обеспечение обусловлена тем, что, действуя в рамках своей компетенции, он дает оценку конституционности норм социального законодательства, в том числе исходя из смысла, придаваемого им правоприменительной практикой, чем способствует повышению эффективности механизма правового регулирования в системе социального обеспечения.
На основании изложенного, выбранная тема имеет важное теоретическое и практическое значение.
Объектом работы выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе конституционного судебного контроля в сфере социального обеспечения граждан.
Предмет работы составляют нормы международного, конституционного, трудового, социального законодательства, регламентирующие социальные права граждан, научная и специальная литература по теме исследования, решения Конституционного суда РФ.
Цель исследования – комплексное исследование конституционного правосудия в сфере социального обеспечения.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- проанализировать конституционное право на социальное обеспечение;
- раскрыть понятие и общая характеристика социального обеспечения;
-изучить конституционный судебный контроль;
- рассмотреть решения конституционного суда РФ в различных сферах законодательства о социальном обеспечении;
- выявить основные способы воздействия актов конституционного суда РФ на законодательство о социальном обеспечении.
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов по конституционному праву, таких как М. В. Баглай, Н. С. Волкова, Б. Н. Габричидзе, Л. В. Лазарев, В. Г. Стрекозов и др.
Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять парграфов, заключения и списка источников и использованной литературы.
Практика конституционного контроля в сфере защиты социальных прав формируется в том числе с учетом результатов научных исследований данного феномена, предпринятых специалистами в общей теории права, конституционном праве и праве социального обеспечения.
В практике конституционного контроля значительный удельный вес (в среднем в различные периоды - порядка 30%) среди всех обращений о нарушении конституционных прав граждан имеют обращения, связанные с социальной защитой. Обращения, касающиеся защиты права на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, носят единичный характер .
Механизм реализации и защиты права на социальное обеспечение предполагает участие в нем всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.
Особую роль в данном механизме играет Конституционный Суд РФ. Эта роль обусловлена той компетенцией, которая за ним закреплена. Одним из основных направлений его деятельности является проверка конституционности законов и некоторых иных нормативных правовых актов. Таким образом, проблема, касающаяся реализации прав гражданина, может быть поставлена перед Конституционным Судом РФ только тогда, когда дело либо дошло до суда (в этом случае инициатива обращения исходит от суда), либо уже было разрешено судом, а судебное решение вступило в законную силу (в этом случае обращается сам гражданин), т.е. на этапе, когда все основные стадии механизма правового регулирования были завершены и, по мнению заявителя, были выявлены его неэффективность и небезупречность.
Следовательно, роль Конституционного Суда РФ в защите права на социальное обеспечение обусловлена тем, что, действуя в рамках своей компетенции, он дает оценку конституционности норм социального законодательства, в том числе исходя из смысла, придаваемого им правоприменительной практикой, чем способствует повышению эффективности механизма правового регулирования в системе социального обеспечения.
На основании изложенного, выбранная тема имеет важное теоретическое и практическое значение.
Объектом работы выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе конституционного судебного контроля в сфере социального обеспечения граждан.
Предмет работы составляют нормы международного, конституционного, трудового, социального законодательства, регламентирующие социальные права граждан, научная и специальная литература по теме исследования, решения Конституционного суда РФ.
Цель исследования – комплексное исследование конституционного правосудия в сфере социального обеспечения.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- проанализировать конституционное право на социальное обеспечение;
- раскрыть понятие и общая характеристика социального обеспечения;
-изучить конституционный судебный контроль;
- рассмотреть решения конституционного суда РФ в различных сферах законодательства о социальном обеспечении;
- выявить основные способы воздействия актов конституционного суда РФ на законодательство о социальном обеспечении.
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов по конституционному праву, таких как М. В. Баглай, Н. С. Волкова, Б. Н. Габричидзе, Л. В. Лазарев, В. Г. Стрекозов и др.
Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять парграфов, заключения и списка источников и использованной литературы.
Право на социальное обеспечение является конституционным правом и общепризнанной нормой международного права. В этом контексте названное право гарантируется правовым социальным государством и не может быть им отменено. Наполняемость, конкретный объем социальных благ, которые предоставляются гражданам при реализации ими права на социальное обеспечение. Конституционный Суд РФ называет их публично-правовыми обязательствами государства. В своих решениях он подчеркивает, что в регулировании социальных прав законодатель связан публично-правовыми обязательствами государства. Право на социальное обеспечение является конституционным правом и общепризнанной нормой международного права. В этом контексте названное право гарантируется правовым социальным государством и не может быть им отменено.
С другой стороны, размер предоставляемых социальных благ в значительной мере зависит от социально-экономического уровня развития страны.
Конституционный Суд выступает в качестве органа судебной охраны Конституции РФ, содержанием деятельности которого являются выявление и разрешение ситуаций, свидетельствующих о расхождении и в особенности явном противоречии актов законодательной и исполнительной власти конституционным установлениям, рассчитанным по своему смыслу на безусловное утверждение верховенства Конституции РФ при решении всех вопросов внутреннего и международного характера, единое понимание и повсеместное соблюдение конституционных норм и принципов на территории Российской Федерации. Выполняя данную роль, решения Конституционного Суда одновременно объективно способствуют формированию и поддержанию оптимального баланса действий всех ветвей государственной власти.
К категории решений, требующих корректировки действующего законодательства относятся только постановления Конституционного Суда. Практически они в целом представляют собой единственный вид принимаемых Судом итоговых решений и вместе с тем единственный вид решений, констатирующих соответствие или несоответствие Конституции РФ оспоренных нормативных правовых актов.
Современное состояние законности в стране свидетельствует о том, что распространенность правонарушений различной степени общественной опасности является достаточно высокой, в частности в сфере социального обеспечения граждан. В Конституционный Суд идет устойчивый поток жалоб граждан и их объединений, иных заявителей. Количество принимаемых ежегодно постановлений Конституционного Суда РФ в сфере защиты социальных прав граждан свидетельствует о качественном и эффективном выполнении органом конституционного правосудия его основной функции - конституционного контроля.
Анализ решений Конституционного суда РФ в сфере социального обеспечения позволил сделать следующие выводы.
При вынесении решений, Конституционный суд РФ основывается на принципе надлежащего и реального исполнения обязательства, а равно запрете и недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм, ухудшающих положение получателей того или иного вида социального обеспечения. Конституционный Суд РФ называет это принципом поддержания доверия граждан к законам и действиям. При обоснованных изменениях, вносимых в действующее социально-обеспечительное законодательство, должна быть обеспечена защита приобретенных прав. Формы и способы защиты, по мнению Конституционного Суда РФ, зависят от правовой природы и целевого назначения этих прав.
В решениях Конституционного Суда прослеживаются три основные формы защиты приобретенных социально-обеспечительных прав при изменении правового регулирования в сторону снижения уровня социального обеспечения: 1) сохранение признанного государством объема социальных благ, достигнутого уровня социального обеспечения в отношении социальных прав отдельных категорий граждан. Имеются в виду случаи, когда государство обязуется компенсировать вред гражданам, осуществляющим социально значимые функции доноров; гражданам, пострадавшим в связи с деятельностью государства в сфере освоения и использования ядерной энергии и др.; 2) предоставление гражданам разумного переходного периода - периода адаптации к вносимым изменениям. Эту форму защиты приобретенных прав можно также встретить в нормативных актах; 3) создание компенсаторного механизма, позволяющего устранить или смягчить последствия изменения социально-обеспечительного законодательства.
Таким образом, Конституционный Суд РФ дает толкование конституционных пределов полномочий законодателя при изменении регулирования социальных прав, тем самым обеспечивая исполнимость и стабильность публичных социально-обеспечительных обязательств.
С другой стороны, размер предоставляемых социальных благ в значительной мере зависит от социально-экономического уровня развития страны.
Конституционный Суд выступает в качестве органа судебной охраны Конституции РФ, содержанием деятельности которого являются выявление и разрешение ситуаций, свидетельствующих о расхождении и в особенности явном противоречии актов законодательной и исполнительной власти конституционным установлениям, рассчитанным по своему смыслу на безусловное утверждение верховенства Конституции РФ при решении всех вопросов внутреннего и международного характера, единое понимание и повсеместное соблюдение конституционных норм и принципов на территории Российской Федерации. Выполняя данную роль, решения Конституционного Суда одновременно объективно способствуют формированию и поддержанию оптимального баланса действий всех ветвей государственной власти.
К категории решений, требующих корректировки действующего законодательства относятся только постановления Конституционного Суда. Практически они в целом представляют собой единственный вид принимаемых Судом итоговых решений и вместе с тем единственный вид решений, констатирующих соответствие или несоответствие Конституции РФ оспоренных нормативных правовых актов.
Современное состояние законности в стране свидетельствует о том, что распространенность правонарушений различной степени общественной опасности является достаточно высокой, в частности в сфере социального обеспечения граждан. В Конституционный Суд идет устойчивый поток жалоб граждан и их объединений, иных заявителей. Количество принимаемых ежегодно постановлений Конституционного Суда РФ в сфере защиты социальных прав граждан свидетельствует о качественном и эффективном выполнении органом конституционного правосудия его основной функции - конституционного контроля.
Анализ решений Конституционного суда РФ в сфере социального обеспечения позволил сделать следующие выводы.
При вынесении решений, Конституционный суд РФ основывается на принципе надлежащего и реального исполнения обязательства, а равно запрете и недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм, ухудшающих положение получателей того или иного вида социального обеспечения. Конституционный Суд РФ называет это принципом поддержания доверия граждан к законам и действиям. При обоснованных изменениях, вносимых в действующее социально-обеспечительное законодательство, должна быть обеспечена защита приобретенных прав. Формы и способы защиты, по мнению Конституционного Суда РФ, зависят от правовой природы и целевого назначения этих прав.
В решениях Конституционного Суда прослеживаются три основные формы защиты приобретенных социально-обеспечительных прав при изменении правового регулирования в сторону снижения уровня социального обеспечения: 1) сохранение признанного государством объема социальных благ, достигнутого уровня социального обеспечения в отношении социальных прав отдельных категорий граждан. Имеются в виду случаи, когда государство обязуется компенсировать вред гражданам, осуществляющим социально значимые функции доноров; гражданам, пострадавшим в связи с деятельностью государства в сфере освоения и использования ядерной энергии и др.; 2) предоставление гражданам разумного переходного периода - периода адаптации к вносимым изменениям. Эту форму защиты приобретенных прав можно также встретить в нормативных актах; 3) создание компенсаторного механизма, позволяющего устранить или смягчить последствия изменения социально-обеспечительного законодательства.
Таким образом, Конституционный Суд РФ дает толкование конституционных пределов полномочий законодателя при изменении регулирования социальных прав, тем самым обеспечивая исполнимость и стабильность публичных социально-обеспечительных обязательств.
Подобные работы
- Правовое регулирование отношений в сфере организации и деятельности СМИ (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР))
Курсовые работы, информационное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - Административно-процедурные производства (Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники)
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Административно-процедурные производства (Административное право (вариант 20),Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники)
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024



