Введение…………………………………………………………………………..2
I. Теоретические аспекты исследования проблемы виктимного
поведения студенческой молодежи в Глобальной сети
Интернет………………………………………………………………………..…
1.1. Сущность понятий «виктимность», «виктимное поведение»,
«виктимная личность»…………………………………………………………....
1.2. Особенности проявления виктимного поведения студенческой
молодежи в Глобальной сети Интернет.………………………………………
1.3. Формы и методы коррекции виктимного поведения студенческой
молодежи в Глобальной сети Интернет…...……………………
Выводы по первой главе…….………………………………………………...
II. Педагогическое обеспечение процесса коррекции педагогических
условий виктимного поведения студенческой молодежи в Глобальной
сети Интернет…………………..…………………………………………..
2.1. Научно-практическое обоснование педагогических условий виктимного
поведения коррекции студенческой молодежи в Глобальной сети
Интернет……………………………………………………..…………….
2.2. Ход и результаты опытно - экспериментальной работы коррекции
виктимного поведения студенческой молодежи в Глобальной сети
Интернет…………………………………………………………...………….….
Выводы по второй главе……………………………………………….….......
Заключение……………………………………………………………………….
Литература……………………………………………………………………….
Приложения
Актуальность проблемы исследования. На современном этапе развития
общества в связи с реконструкциями социальной, экономической,
политической ситуаций, нарастанием социальных конфликтов между
людьми, количеством граждан, которые становятся жертвой обстоятельств,
перед специалистами в области психологии, педагогике, социальной работы
встают новые задачи и проблемы, которые требуют серьезного
вмешательства и решения.
Согласно комплексному анализу состояния преступности в Российской
Федерации и данным Глобальной обсерватории здравоохранения [116, 114]
в январе-марте 2019 года зарегистрировано 490,9 тыс. преступлений, что на
1,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост
регистрируемых преступлений отмечен в 45 субъекте Российской
Федерации, снижение – в 38 субъектах. В результате преступных
посягательств погибло 25,1 тыс. человек (-3,7%), здоровью 37,6 тыс. человек
причинен тяжкий вред (+2,1%). На сельскую местность приходится 42,5%
погибших (11,2 тыс. чел.), на города и поселки, не являющиеся центрами
субъектов федерации, – 36,1% лиц, здоровью которых причинен тяжкий вред
(13,9 тыс. чел.). Ущерб от преступлений (по оконченным и
приостановленным уголовным делам) составил 263, 58 млрд руб., что на
4,2% больше аналогичного показателя прошлого года. Почти две трети
ущерба (59,8%) приходится на преступления, зарегистрированные в центрах
субъектов Российской Федерации. Удельный вес тяжких и особо тяжких
преступлений в числе зарегистрированных остался на уровне января –
сентября 2018 года – 24,7%.
Коррекция виктимного поведения студенческой молодежи в
глобальной сети Интернет имеет непосредственное отношение к
социальной, теоретической и практической значимости вопросов и проблем,
связанных с увеличением количества преступлений, в результате которых4
подростки и молодежь становятся жертвой обстоятельств и делинквентных
проявлений.
В виктимологии уже давно известны связи между личностью,
состоянием, поведением жертвы и вероятностью стать жертвой
традиционных видов преступлений, таких как: убийство, воровство,
изнасилование. История мировой преступности в Глобальной сети Интернет
измеряется десятилетиями, однако в России она меньше – всего около двух
десятков лет. Существующие исследования характеристик интернетпреступности недостаточно раскрывают проблему виктимологии жертв
преступлений в Глобальной сети Интернет; либо лишь отдельные подвиды
интернет-преступлений частично освещают проблему виктимности, не
раскрывая подробности других типов и всего явления в целом.
Большинство исследований интернет-преступности носят
фрагментарный характер в отношении виктимологической характеристики
интернет-преступности в целом. Несмотря на то, что ряд сделанных выводов
применим и к проблеме потерпевших от преступлений в Глобальной сети,
представляется, что данный вопрос нельзя назвать достаточно изученным.
Согласно комплексному анализу состояния преступности в Российской
Федерации [116] ответственность за деяния, образующие киберпреступность,
предусмотрены: составами преступлений, включенных в гл. 28 УК РФ
«Преступления в сфере компьютерной информации»31; ст. 1596 УК РФ
«Мошенничество в сфере компьютерной информации»; ст. 187 УК РФ
«Неправомерный оборот средств платежей»; составами, имеющими указание
на использование электронных или информационно-телекоммуникационных
сетей, в том числе сети Интернет при совершении преступления. Необходимо
отметить, что несовершенство статистического учета позволяет проследить
динамику лишь части киберпреступности, причем не самой значимой, и не
дает объективной картины состояния преступности в этой сфере
Раскрываемость даже этой малой части выявленных киберпреступлений не
превышает 5 % 33 . Вместе с тем развитие информационно-5
телекоммуникационных технологий предоставило возможность совершения
киберпреступлений во многом безнаказанно, поскольку в настоящее время
уголовное законодательство слабо адаптировано к новым видам
преступлений в сфере информационных технологий, хотя онлайн-торговля и
банковские операции, услуги скоростной передачи данных, современные
форматы связи, электронное образование, игровые и развлекательные
порталы вошли в жизнь довольно давно. Повышение роли информационнокоммуникационных технологий отразилось на современных тенденциях
киберпреступности: нарастает, усиливается организованность, расширяются
сферы криминальных интересов, усложняются применяемые преступные
схемы и латентизация; наиболее распространенными деяниями выступают:
связанные с интернет-торговлей, обслуживанием кредитных карт и
интернетбанкингом, в том числе с применением мобильных средств связи;
вымогательство; в сфере игорного бизнеса; пиратство в отношении
цифрового контента и программного обеспечения; кибернаемничество, а
также организация распространения проституции, нелегальной миграции,
порнографии, незаконного оборота наркотиков и оружия; киберпреступления
нередко совершаются в совокупности с иными общественно опасными
деяниями и имеют факультативный характер. Это обусловлено тем, что,
используя компьютерную информацию в качестве средства совершения
преступления, преступники «превращают» ее в предмет другого
общественно опасного деяния (например, хищение персональных данных с
целью последующего вымогательства).
Криминальная сфера в Глобальной сети Интернет не носит
однородный характер, и поэтому причины виктимности существенно
различаются, так как зависят от подвида деяний: интернет-мошенничество
(ст. 159 УК РФ); распространение вредоносных программ (ст. 273 УК РФ);
неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ) путем
использования краденых паролей доступа к разливным Интернет ресурсам;
умышленное уничтожение или повреждение имущества (ст. 167 УК РФ) и др.6
Неправомерный доступ, так и преступления в сфере компьютерной
информации – являются самыми распространенными видами интернетпреступлений. Так в 2018 году ущерб от действий киберпреступников
гражданам России составил 2,1 млрд. долларов.
Анонимность является одним из самых важных и главных принципов
работы в сети Интернет, в связи, с чем жертвы, как правило, не знакомы со
злоумышленником, как в случае с неправомерным доступом, так и при
других видах противоправных деяний в Глобальной сети. Например, при
распространении вредоносных программ (вирусов, червей, спама), за что
установлена уголовная ответственность по ст. 273 УК РФ.
Персонифицировать злоумышленника бывает достаточно сложно, так же как
и злоумышленник зачастую не знает владельцев систем, которые он
«заразил», так как вирусы в основном распространяются автоматически, а
каждая зараженная система самостоятельно заражает следующую.
Однако, несмотря на достаточно широкий круг исследований по
проблеме виктимного поведения студенческой молодежи в глобальной сети
Интернет, малоизученными оказались проблемы генезиса виктимного
поведения, системы факторов, детерминирующих его возникновение. Также
недостаточно четко разработана система превентивных (профилактических и
коррекционных) мер, направленных на предотвращение виктимного
поведения студенческой молодежи в глобальной сети Интернет.
Состояние разработанности проблемы исследования. Проблема
виктимности достаточно широко изучена в зарубежной и отечественной
криминальной психологии рядом такими авторами, как О.О. Андроникова
[3], В.Л. Васильев [8], Ф.Г. Гизляев [11], В.С. Квашис [18], В.П. Коновалов
[21], В.Н. Кудрявцев [22], И.С. Малкина-Пых [27], А.В. Мудрик [32], А.А.
Реан [38], А.Л. Репецкая [39], Д.В. Ривман [40], В.Я. Рыбальская [42], Н.
Середа [43], А.В. Туляков [46], В.С. Устинов [40], Л.В. Франк [50], В.Е.
Христенко [54], П.И Юнацкевич [57], G. Donovan [67], H. Ellenberger [68], H.
Hentig [81], B. Levy [86], H. Schneider [95] и др. Однако в российской7
психологии и социальной педагогике недостаточно экспериментальных
исследований по проблеме виктимного поведения личности в Глобальной
сети Интернет (в частности, среди студенческой молодежи). Имеются лишь
единичные работы таких авторов, как В.В. Александров [1], Ю. Д. Бабаева
[6], А. Е. Войскунский [9], Д.В. Иванов [17], К. Керделан [20], В.Т.
Лисовский [26], Н.А. Носов [35], И.В. Чудова [55], Е. В. Якушина [58],
S. Caplan [61], C. Franklin [69], J. Glenn [70], J. Gordon [71], A. Hall [79], J.
Kingma [84], M. Klein [85], R. Lusignan [87], S. Madu [88], B. Mendelsohn
[90], M. Orzack [92], N. Shapira [98], A. Voiskounsky [102], S.White [103] и
др., которые изучали сущность виктимного поведения в интернетпространстве. Ученые изучили факторы и особенности виктимности,
психологические особенности детей и подростков, а также методы и формы
профилактики виктимного поведения. Вместе с тем учеными виктимность
понимается как повышенная способность человека в силу некоторых свойств
и психологических характеристик, которые обусловлены комплексом
условий (психологических, социальных, физиологических), становиться при
определенных обстоятельствах объектом преступления. Именно данные
условия способствуют дезадаптивному стилю реакций личности и приводят к
деформации его физического, эмоционального, душевного благополучия.
Легкомысленное, вызывающее, безнравственное или противоправное,
провоцирующее – именно так учеными характеризуется виктимное
поведение в существующих теориях. Если личность имеет такие черты, как
излишняя доверчивость, неосмотрительность, повышенная вспыльчивость и
раздражительность, агрессивность, а в поведении – склонность к
авантюрным, наглым, несдержанным поступкам, то А.В. Мудрик [32]
определяет её виктимной.
Анализ состояния данной проблемы в психолого-педагогической
литературе и практике позволил выявить ряд противоречий:
1) между неоднозначным воздействием различных обстоятельств
виртуальной сети, которые ставят молодого человека в8
затруднительное положение, и отсутствием у него знаний и умений
эффективного выхода из ТЖС (трудная жизненная ситуация) в
Глобальной сети Интернет;
2) между увеличением числа подростков, склонных к виктимному
поведению, и недостаточной разработанностью содержания, форм,
методов, обеспечивающих эффективную профилактику виктимогенных
ситуаций.
Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: каковы
педагогические условия коррекции виктимного поведения студенческой
молодежи в Глобальной сети Интернет?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и
экспериментальной проверке педагогических условий, обеспечивающих
эффективную коррекцию виктимного поведения студенческой молодежи в
глобальной сети Интернет.
Объект: процесс коррекции виктимного поведения студенческой
молодежи в Глобальной сети Интернет.
Предмет: педагогические условия коррекции виктимного поведения
студенческой молодежи в Глобальной сети Интернет.
Гипотеза исследования: основывается на том, что эффективность
процесса коррекции виктимного поведения студенческой молодежи может
повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики понятий «виктимное
поведение»;
- выявить характерные особенности проявления виктимного поведения
студенческой молодежи в Глобальной сети Интернет;
- учитывать эффективные формы и методы коррекции виктимного
поведения студенческой молодежи в Глобальной сети Интернет;
- реализовывать педагогические условия коррекции виктимного
поведения студенческой молодежи в Глобальной сети Интернет, к которым
мы относим: своевременное выявление студентов «группы риска», склонных9
к виктимному поведению; разработку и апробацию программы «Жизнь вне
опасности!», которая содержит эффективные формы и методы коррекции
виктимного поведения студенческой молодежи в Глобальной сети Интернет;
дистантное онлайн-консультирование студентов по вопросам виктимности в
интернет-пространстве.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания
проблемы, целей и объекта, предмета исследования были сформированы
следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы
раскрыть сущность и содержание понятий: «виктимность», «виктимная
личность», «виктимное поведение».
2. Определить характерные особенности проявления виктимного
поведения студенческой молодежи в Глобальной сети Интернет.
3. Разработать содержание программы «Жизнь вне опасности!»,
которая включает различные формы и методы коррекции виктимного
поведения студенческой молодежи в Глобальной сети Интернет.
4. Выявить и обосновать педагогические условия коррекции
виктимного поведения студенческой молодежи Глобальной сети Интернет и
проверить их эффективность в опытно-экспериментальной работе.
Теоретико-методологическая основа исследования
Методологическую основу исследования составляют
общепсихологические принципы детерминизма, единства сознания и
деятельности (C.JI. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), дифференциальнопсихологический подход к исследованию индивидуальности (Б. М. Теплов,
В. Д. Небылицын, B.C. Мерлин, A.B. Либин), классические
виктимологические концепции (Л.В.Франк, Д.В. Ривман, В.Я. Рыбальская,
А.Л.Репецкая, В.А.Туляков), диспозиционная концепция (В.А. Ядов),
концепция девиантного поведения (Ю.А. Клейберг), психосемантический
подход к психологии личностных черт (А.Г. Шмелев), теории детского
развития (М.Кляйн, М.Малер, А.Фрейд).10
Феномены виктимности и виктимизации описаны: с позиций
криминологического, юридического, социологического, психологического и
др. подходов (О.О. Андроникова, Т.В. Варчук, Я.И. Гостунская, Д.В.
Ривман, В.Я. Рыбальская, А.В. Туляков, Л.В. Франк и др.); социальнопедагогической виктимологии (Г.М. Андреева, Е.В. Андриенко, А.В.
Мудрик, Е.В. Руденский, А.Б. Серых и др.).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были
использованы следующие методы исследования:
1) теоретические (теоретический анализ и синтез психологопедагогической литературы, обобщение опыта, систематизация,
классификация, моделирование).
2) эмпирические: наблюдение, анкетирование, «Методика исследования
склонности к виктимному поведению» (авт. - О.О. Андронникова).
3) методы качественной интерпретации и обработки данных
(параметрический критерий Стьюдента для зависимых выборок n>1).
Опытно – экспериментальной базой стал ФГОУ ВПО Казанский
(Приволжский) Федеральный университет, Республика Татарстан. Выборку
составили 103 студента в возрасте 18 - 19 лет («группа риска» -22 человека).
Этапы исследования. Исследование проводились в естественных
условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ
проблемы педагогической и психологической литературе по теме
исследования; определялся научный аппарат и база исследования;
подбирались методики опытного - экспериментального исследования.
На втором (опытно - экспериментальном) этапе проводилась проверка
гипотезы исследования, апробировались педагогические условия коррекции
виктимного поведения студенческой молодежи в Глобальной сети Интернет,
к которым мы относим: своевременное выявление студентов «группы риска»,
склонных к виктимному поведению; разработку и апробацию программы
«Жизнь вне опасности!», которая содержит эффективные формы и методы11
коррекции виктимного поведения студенческой молодежи в Глобальной сети
Интернет; дистантное онлайн-консультирование студентов по вопросам
виктимности в интернет-пространстве.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и
обработка результатов исследования, формировались теоретические и
экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены и
раскрыты педагогические условия, позволяющие корригировать виктимное
поведение студенческой молодежи в Глобальной сети Интернет, к которым
мы относим: своевременное выявление студентов «группы риска», склонных
к виктимному поведению; разработку и апробацию программы «Жизнь вне
опасности!», которая содержит эффективные формы и методы коррекции
виктимного поведения студенческой молодежи в Глобальной сети Интернет;
дистантное онлайн-консультирование студентов по вопросам виктимности в
интернет-пространстве.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его
результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и
дополнении современных теорий профилактики и коррекции виктимного
поведения студенческой молодежи в глобальной сети Интернет. Выявленные
в ходе исследования педагогические условия могут содействовать
дальнейшему развитию процессов, которые включают различные формы и
методы профилактики виктимного поведения студенческой молодежи в
Глобальной сети Интернет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
разработанные педагогические условия, включающие эффективные формы и
методы может использоваться в практике образовательных учреждений,
педагогами-психологами, преподавателями дисциплин «Девиантология»
«Социально – педагогическая виктимология», «Теория и практика
девиктимизации», достигнута положительная динамика в профилактике
виктимного поведения студенческой молодежи в Глобальной сети Интернет.12
Результаты исследования могут быть использованы при подготовке
педагогов-психологов и виктимологов к работе с подростками, склонных к
виктимному поведению.
Положения, выносимые на защиту:
1) Виктимное поведение – это комплекс действий, которые
могут привести к опасности для психического и физического
благополучия личности.
2) Педагогическими условиями коррекции виктимного
поведения студенческой молодежи являются: своевременное выявление
студентов «группы риска», склонных к виктимному поведению;
разработка и апробация программы «Жизнь вне опасности!», которая
содержит эффективные формы и методы коррекции виктимного
поведения студенческой молодежи в Глобальной сети Интернет;
дистантное онлайн-консультирование студентов по вопросам
виктимности в интернет-пространстве.
Обоснованность и достоверность результатов исследования
обусловлены теоретическим анализом современных достижений психологопедагогической науки, использованием активных методов обучения,
адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической
проверкой и статистической обработкой результатов опытноэкспериментального исследования на различных этапах и реальными
положительными изменениями в профилактике виктимного поведения
студенческой молодежи в глобальной сети Интернет, подтверждением
верности выдвинутой гипотезы результатами исследования на уровне
значимости p≤0,05 и p≥0,01.
Апробация и внедрение результатов осуществлялась в период с 2017
гг – 2019 гг на заседаниях кафедры педагогики Института психологии и
образования Казанского (Приволжского) Федерального университета, в ходе
опытно-экспериментальной работы профилактики виктимного поведения13
студенческой молодежи в Глобальной сети Интернет, посредством
публикации научных статей и тезисов.
Галимов, А. Э. Работа педагога психолога по профилактике виктимного
поведения учащейся молодежи / А. Э. Галимов // Безопасное детство как
правовой и социально – педагогический концепт психологии материалы II
Всероссийской с международным участием научно - практической
конференции. – 2015. – С. 173 – 176.
Галимов А.Э. Гендерные характеристики виктимного поведения
студенческой молодежи // Актуальные проблемы педагогики и психологии:
сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов.
Выпуск 21/ под. Ред. Р.А. Валеевой – Казань: Изд-во «Отечество», 2019. На
время написания диссертации статья находится в печати.
Решая первую задачу, на основе анализа психолого-педагогической
литературы мы раскрыли сущность и содержание понятий: «виктимное
поведение», «виктимность», «виктимная личность».
Под виктимным поведением мы понимаем комплекс действий, которые
могут привести к опасности для психического и физического благополучия
личности.
Личность студента будем считать виктимной, если она имеет такие
черты, как излишняя доверчивость, неосмотрительность, повышенная
вспыльчивость и раздражительность, агрессивность, а в поведении –
склонность к авантюрным, наглым, несдержанным поступкам.
Решая вторую задачу, мы определили характерные особенности
проявления виктимного поведения студенческой молодежи в Глобальной
сети Интернет.
Перечислим данные особенности: недостаточно адекватная оценка
последствий необдуманных действий, черты характера как
демонстративность, легкомыслие, доверчивость, наивность, вспыльчивость,
инфантильность, несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки
зрения взрослых) мотивов. Также нами были изучены ингибиторы
виктимного поведения, к которым можно отнести: неприятие виктимности,
обусловленное наследственностью, воспитанием, опытом, индивидуальные
качества личности: глубокое осознание ценностей жизни, уверенность в
собственных силах, коммуникативность, открытость, теплые и
доверительные отношения, взаимная поддержка в семье, здоровый образ
жизни, эффективная работа психолого-педагогических служб Центров и
образовательных учреждений.
Решая третью задачу, нами разработано содержание программы
«Жизнь вне опасности!», которая включает различные формы и методы85
коррекции виктимного поведения студенческой молодежи в Глобальной
сети Интернет.
Цель программы - организация групповой психотерапевтической
работы со студенческой молодежью по содействию в восстановлении и
стабилизации эмоциональных регуляторных характеристик и ресурсов
личности.
Основными методами в нашей работе выступили: беседа, дискуссия,
психокоррекционные упражнения; поло - ролевые игры, проективные
методики, психологические задачи, пантомимы, рисуночные тесты.
Предметом обсуждения на наших занятиях были чувства, эмоции,
настроения, ощущения и переживания каждого их участников.
Решая четвертую задачу, мы выявили и обосновали педагогические
условия коррекции виктимного поведения студенческой молодежи
Глобальной сети Интернет и проверить их эффективность в опытноэкспериментальной работе.
Педагогическими условиями коррекции виктимного поведения
студенческой молодежи являются: своевременное выявление студентов
«группы риска», склонных к виктимному поведению; разработка и апробация
программы «Жизнь вне опасности!», которая содержит эффективные формы
и методы коррекции виктимного поведения студенческой молодежи в
Глобальной сети Интернет; дистантное онлайн-консультирование студентов
по вопросам виктимности в интернет-пространстве.
Александров, В. В. Интеллект и компьютер Текст. / В. В. Александров.
СПб.: Издательство «Анатолия», 2004 – 285 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. / Г.М. Андреева: М.:
Аспект Пресс, 2009. – 363 с.
3. Андроникова О.О. Социокультурные особенности виктимизации
подростков. Аспирантский сборник НГПУ 2002.Новосмбирск: Изд.
НГПУ, 2002.–460с.
4. Арестова, О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях:
психологические детерминанты и последствия Текст. / О. Н. Арестова,
Л. Н Бабанин, А. Е. Войскунский // Вестн. Моск. Ун-та. Психология.
1996–14-20с.
5. Асанова. Н.К. Руководство по предупреждению насилия над детьми /
Н.К. Асанова. — М.: Наука, 2008. –118 с.
6. Бабаева, Ю. Д. Психологические последствия информатизации Текст. /
Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Психологический журнал, 1998.–
89-100 с.
7. Бенедиктова, А. В. Исследование интернет-аддикции и ее социальнопсихологической значимости в студенческих группах Текст. / А. В.
Бенедиктова // Психологическая наука и образование, 2007.–
228-236 с.
8. Васильев В.Л., Мамайчук И.И. Анализ личности несовершеннолетних
жертв половых преступлений // Вопросы психологии, 1993.– 37-42 с.
9. Войскунский, А. Е. Интернет новая область исследований в
психологической науке Текст. / А. Е. Войскунский // Ученые записки
кафедры общей психологии МГУ, 2002. – 81-101с.
10.Выготский Л.С. Педагогическая психология: учеб. /Л.С. Выготский:
М.: Педагогика – Пресс, 1999. – 536 с.
11. Гизляев Ф.Г. Вина и криминогенное поведение личности / Ф.Г.
Гизляев. М.: Издательство ВЗПИ, 1991.–144 с.2
12.Говорухина, М. Ю. Виртуализация современного мира: раздвоение
реальности Текст. / М. Ю. Говорухина. Екатеринбург, 2004. –15 с.
13.Догадина М.А., Пережогин Л. О. Сексуальное насилие над детьми.
Выявление, коррекция, реабилитация потерпевших: монография / М.А.
Догадина. - М.: Евразия, 2012. – 179 с.
14.Дусь, Ю. Опыт изучения информационной культуры Текст. / Ю. Дусь,
А. Садчикова// Высшее образование в России, 2004.– 175-176 с.
15.Дьяченко А.А. Актуальные вопросы виктимологической профилактики
преступлений в области половых преступлений: монография / А.А.
Дьяченко. – М.: Просвещение, 2014.–146 с.
16.Загвязинский В.И., Селиванова О.А. Социальная педагогика: учеб.
пособие для бакалавров / В.И. Загвязинский, О.А. Селиванова. – М.:
Издательство Юрайт, 2012.–258 с.
17.Иванов, Д. В. Виртуализация общества Текст. / Д. В. Иванов. -СПб.:
«Петербургское Востоковедение», 2000. – 96 с.
18.Квашис В.С. Теоретические основы профилактики неосторожных
преступлений: учеб.пособие для высш. шк. / В.С. Квашис. - М.: Эксмо,
2014. – 176 с
19.Квашис В. Основы виктимологии: учеб.пособие для высш. шк. / М.:
Наука, 1999. – 278с.
20.Керделан, К. Дети процессора: как Интернет и видеоигры формируют
завтрашних взрослых Текст. / К. Керделан, Г. Грезийон; пер. с фр. А.
Лущанова. Екатеринбург: У - Фактория, 2006. –272 с.
21.Коновалов В.П. Виктимность и ее коррекция: проблемы борьбы с
преступностью: монография / В.П. Коновалов. - Иркутск: Иркут.ун-т,
1982.–170 с.
22.Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии: монография / В.Н.
Кудрявцев. - М.: Мысль, 1968. – 177 с.3
23.Кудрявцев И.А., Сафуанов Ф.С., Тхостов А.Ш., Савина О.Ф.
Структурно-иерархическая организация самооценки у аномальных
(психопатических) личностей в кризисной ситуации / И.А. Кудрявцев,
Ф.С. Сафуанов, А.Ш. Тхостов, О.Ф. Савина // Вопросы психологии,
1991.–57 - 67 с.
24.Кузнецов А.В. Уголовное право и личность:
А.В. Кузнецов.- М.: Просвещение, 2012. – 209 с.
25.Краткий психологический словарь / Под общ.ред. А.В. Петровского,
М.Г. Ярошевского / ред. – составитель Л.А. Карпенко. – М.:
Политиздат, 1985. –431 с.
26. Лисовский В. Т., Лисовский А. В. Социализация молодёжи. Детство,
отрочество, юность: хрестоматия / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А.
А. Хвостов. – М: Эксмо, 2000. –534 с.
27.Малкина-Пых И.С. Психология поведения жертвы: монография / И.С.
Малкина-Пых. - М.: Наука, 2012. – 329 с.
28.Мельникова Э.В. Дети и подростки – жертвы негативных явлений:
монография / Э.В. Мельникова. - М.: Наука, 2015. – 156 с.
29.Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения Текст.: Учебное
пособие / В. Д. Менделевич. СПб.: Речь, 2005.–448 с.
30.Миядзава Коити. Сосикиборёкухандзай (Организованная
преступность): монография / МиядзаваКоити - Токио,
Хандзайгакунидзюго ко, 1987. – 431с.
31.Морозова Н.Б. Психические расстройства и их роль в виктимном
поведении детей и подростков: монография / Н.Б. Морозова. - М.:
Просвещение, 2003. – 227 с.
32.Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: учеб.пособие / А.В.
Мудрик. – М.: Магистр, 2009.– 308 с.
33.Мудрик А.В., Петрина М.Г. Социально - педагогическая виктимология:
исторический экскурс / А.В. Мудрик, М.Г. Петрина // Сибирский
педагогический журнал, 2015.–119–126 с.4
34.Нефедовская, Л. В. Состояние и проблемы здоровья студенческой
молодежи Текст. / JI. В. Нефедовская; Под. ред. проф. В. Ю.
Альбицкого. -М.: Литера, 2007.–192 с.
35.Носов, Н. А. Виртуальная психология Текст. / Н. А. Носов. М.: Аграф,
2000.–432 с.
36.Платонов К.К. Структура и развитие личности: учеб.пособие / К.К.
Платонов.- М.: Просвещение, 1986. – 172 с.
37.Понукалина, О. Специфика досуга современной молодежи Текст. / О.
Понукалина // Высшее образование в России, 2007. –124-128 с.
38.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология:
учеб.пособие / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб.: Питер, 2000. –
302с.
39.Репецкая А.Л. Виновное поведение потерпевшего и принцип
справедливости в уголовной политике: монография / А.Л. Репецкая. –
Иркутск: АРТИЗДАТ, 2014. – 205 с.
40.Ривман Д.В., Устинов В.С. Виктимология: учеб.пособие / Д.В. Ривман,
В.С. Устинов. - СПб.: Питер, 2012. – 320 с.
41.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека:
монография / К. Роджерс. - М.: Прогресс, 1994. – 480 с.
42.Рыбальская В.Я. О виктимологическом анализе преступности
несовершеннолетних. Виктимологические проблемы борьбы с
преступностью: монография / В.Я. Рыбальская. – Иркутск: ИГУ
Издательство, 1982. – 141 с.
43.Середа Н. Насилие и социальные изменения: монография / Н. Середа. -
М.: Эксмо, 2000. – 134 с.
44.Синельников А., Середа Н. Безопасность подростков и здоровые
отношения. Модельная программа ранней профилактики насилия / А.
Сидельников, Н. Середа. - М.: ИСП РАО, 2012. – 52 с.
45.Ситковский А.Л. Виктимологическая характеристика и коррекция
корыстных преступлений: программа и исследование деятельности5
юридических институтов / А.Л. Ситковский. - М.: ИСП РАО, 2008. –
89 с.
46.Туляков В.А. Криминологические проблемы борьбы с социальнонегативным поведением: дис. . канд. юрид. наук // В. А. Туляков. -
Киев, 1986.– 221 с.
47.Турчин Д. Виктимологические задачи в криминалистике: учеб.пособ. /
Д. Турчин. – Владивосток: Рубеж Издательство, 2004. – 187 с.
48.Фаустова, Э. Компьютер в жизни студента Тесьсг. / Э. Фаустова //
Высшее образование в России. 2003. –87-90 с.
49.Фортова Л. К., Еропов И. А. Этиология и превенция интернетаддикцииу подростков // Молодой ученый, 2016. —579-581 с.
50.Франк Л.В. Виктимология и виктимность: монография / Л.В. Франк.–
Душанбе: «Душанбе: Маориф», 1972. – 167 с.
51. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы: монография / З.
Фрейд. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 144 с.
52.Хархан О.М. Стиль детско-родительских отношений как фактор
формирования виктимных детей. Социальная психология:
учеб.пособие / О.М. Хархан, 2015. – 142 с.
53.Холыст Б. Факторы, формирующие виктимность / Б. Холыст //
Вопросы борьбы с преступностью,1994. –73-74 с.
54.Христенко В.Е. Психология жертвы: учеб.пособие / В.Е. Христенко. -
Харьков: Консум, 2001. – 256 с.
55.Чудова, И. В. Особенности образа «Я» «жителя Интернета» Текст. / И.
В. Чудова // Психологический журнал, 2002. –113-117 с.
56. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе: учеб.пособие / М.В.
Шакурова. - М.: Академия, 2012. – 289 с.
57.Юнацкевич П.И. Основы организации общественной безопасности /
П.И. Юнацкевич. - М: Юрист, 2011. –176 с.
58.Якушина, Е. В. Подростки в Интернете: специфика информационного
взаимодействия Текст. / Е. В. Якушина // Педагогика, 2001. –55-61с.6
59.A statement of victims' rights // Crime victims watch. Vol. 1, № 1. - April
1996.-P. 14-15.
60.Burgess A.W., and Hartman C.R. "Children"s Drawings". Child Abuse and
Neglect 17, 1993. - no.l: P.161-168.
61.Caplan, S. Е. Problematic Internet use and psychosocial well-being:
development of a theory-based cognitive-behavioral measurement
instrument
62.CeciS.J., and Bruck M. " The Suggestibility of the Child Witness: A
Historical Review and Synthesis". Psychological Bulletin. 1993.
63.Ciqno K., Burke P. Listening to parents: the lay view of services for families
with a child with learning disabilities // V European Conference on Child
Abuse and Neglect.- 1995;
64.Davies, Alex More Trees (Equals) Less Crime in Baltimore, Study Shows
2012.
65.Davis, R. A. A cognitive-behavioral model of pathological Internet use Text.
/ R. A. Davis // Computers in Human Behavior. 2001. - Vol. 17, № 2. - P.
187-195.
66.Davis, R. Validation of a new scale for measuring problematic Internet use:
Implications for pre-employment screening Text. / R. Davis, G. Flett, A.
Bessre // CyberPsychol. Behavior. 2002. -Vol. 5, № 4. - P. 331- 345.
67.DonovanG. H., PrestemonJ. P.. The Effect of Trees on Crime in Portland,
Oregon. Environment and Behavior, 2010;
68.Ellenberger H. Relations psychologique entre ie criminal et la victimes //
Revue Internationale de Criminologie et de Police Technique. 1956. № 12
69.Franklin, C. and Franklin, A. 'Victimology Revisited: A Critique and
Suggestions for Future Direction', in Criminology, Volume 14, Issue 1,
pages 125—136, May 1976. P. 134.